Ісус-Пан! - Бібліотека

Библейский справочник Брокхауза

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Эвал (Евал)

Эвал (Евал), сын Шовала, потомок Сеира Хорреянина (Быт 36:23; 1Пар 1:40).
Эвроклидон

Эвроклидон. В наиб. авторитетных греч. рукописях - эуракюлон (Деян 27:14), слово, обознач. сев.-вост. ветер. В нек-рых рукописях это слово читается как эуроклюдон (такого прочтения придерживаются и авторы Синод. пер.): его часто переводят как "юго-восточный ветер", что, однако, не соответствует контексту. В данном случае имеет место неправильное написание непонятного слова.
Эгла (Аглая)

Эгла (Аглая) ("телица"): 1) жена Давида, мать Иефераама (2Цар 3:5; 1Пар 3:3); 2) -> Третья Эгла.
Эдом

Эдом -> Едом.
Эдомитяне, идумеи

Эдомитяне, идумеи, потомки Исава (Быт 36:1-19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт 32:3; 36:6-8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт 14:6; 36:20-30; Втор 2:12,22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт 36:31-39). Последний из царей Эдома, год смерти к-рого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время ца-ри у Э. избирались; позднее (3Цар 11:14) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Чис 20:14-21; Втор 2:4-8; Суд 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор 23:8 и след.), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1Цар 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Чис 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2Цар 8:13 и след.; 1Пар 18:12 и след.). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3Цар 11:15 и след.), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (ст. 14-22,25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3Цар 9:26-28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строит-во кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3Цар 22:47 и след.), к-рый в 4Цар 3:9 назван "царем". При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4Цар 3:4-27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., к-рые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2Пар 20:1,10,23). Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4Цар 8:20-22; 2Пар 21:8-10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, к-рую он переименовал в Иокфеил ("Оплот Бога"). Но то обстоят-во, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4Цар 14:7; 2Пар 25:11-14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4Цар 14:22; 2Пар 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2Пар 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4Цар 16:6). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), к-рое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навухо-доносора в Эдоме жил царь (Иер 27:3), к-рый, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс 136:7; Ис 63:1-4; Иер 49:7-22; Плач 4:21 и след.; Иез 35:5,15; 36:5; Авд 10-14). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного про-живания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как -> Идумея, а сами Э. - идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем к-рой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены. Данные об идолопоклонстве эдомитян (2Пар 25:14 и след.,20), участие в к-ром привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в -> Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер 49:7 и в Авд 8. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман - эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.
Эл-Вефиль

Эл-Вефиль ("Эль (Бог) в Вефиле"), место, где Иаков воздвиг жертвенник Господу (Быт 35:7).
Эль-Фаран

Эль-Фаран ("баран" или "большое, сильное дерево Фарана"). Исходя из Быт 14:6, возм., Э.-Ф. - это древнее название Эйлата (библ. -> Елафа), находящегося на берегу залива Акаба. См. карту на стр. 449.
Эла (Ила, Ела)

Эла (Ила, Ела) ["большое дерево" (теревинф)]: 1) идумей, потомок Исава, старейшина племени (Быт 36:41); 2) сын Халева и внук Иефонии (1Пар 4:15); 3) вениамитянин, сын Уззия (1Пар 9:8); 4) отец Шимея, приставника (наместника) в земле Вениамина во времена Соломона (3Цар 4:18); 5) израил. царь, сын и наследник царя Ваасы. Э. правил два года в Фирце (883-882 гг. до Р.Х.); был убит своим военач. Замврием в доме управляющего цар. дворцом. Замврий искоренил весь род Ваасы, чем исполнил предсказание пр. Иуя (3Цар 16:1-4,6-14); 6) отец израил. царя Осии (4Цар 15:30; 17:1).
Элам

Элам -> Елам.
Эласа (Елеаса)

Эласа (Елеаса) ("Бог сделал"): 1) сын Хеле-ца из колена Иуды (1Пар 2:39 и след.); 2) сын Рефаии, потомок Саула и Ионафана (1Пар 8:37; 9:43); 3) сын Сафана, посланник царя Седекии (Иер 29:3); 4) священник, сын Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22).
Эль-Амарна

Эль-Амарна -> Телль-Амарна.
Эльегоенай (Елиегоэнай)

Эльегоенай (Елиегоэнай) [евр. Эльехоэнай, "мои глаза направлены на Господа"]: 1) сын Мешелемии, левитского привратника в скинии во времена Давида (1Пар 26:3); 2) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:4).
Эн-Гадди

Эн-Гадди -> Ен-Геди.
Эпикурейцы

Эпикурейцы, оппоненты Павла во время пребывания апостола в Афинах (Деян 17:18; -> Стоики). Это были сторонники философской школы, основ. Эпикуром в Афинах в 306 г. до Р.Х. Согл. его учению, смысл жизни заключается в спокойном наслаждении жизн. благами, к к-рым относятся также и духовные радости. Эпикур отрицал веру в Бога, а Божье руководство миром рассматривал как суеверие, поскольку страх перед Богом не позволял испытывать полноту радости жизни.
Эрех

Эрех [аккад. Урук]. Город на Евфрате в юж. Вавилонии, один из древнейших городов страны (Быт 10:10), ныне Варка. Э. наряду с Кишем, Лагашем и Уром играл значит. роль уже в древней Вавилонии. Здесь, господствуя над всей Вавилонией, царствовал легендарный Гильгамеш. После падения Самарии жители Э. (в Синод. пер. - "Арехьяне") были переселены ассирийцами в сев. Израиль (Езд 4:9). См. карту на стр. 118.
Эфер (Ефер)

Эфер (Ефер) ["газель" (самая мелкая из газелей, с рыжеватой окраской спины)]: 1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1Пар 1:33) и его потомки; 2) иудей, сын Езры, возм., принадлежавший к роду Халева (1Пар 4:17); 3) глава одного из родов вост. полуколена Манассии (1Пар 5:23 и след.).
Эфиопия

Эфиопия -> Куш.
Эхи

Эхи, сын Вениамина (Быт 46:21). Полагают, что он тождествен израильтянину, назв. в Чис 26:38 Ахирамом, а написание Э. считают опиской. -> Ахер.
Эцбон (Ецбон)

Эцбон (Ецбон): 1) сын Гада (Быт 46:16), называемый также Ознием (Чис 26:16); 2) сын Белы из колена Вениамина (1Пар 7:7).
Эцер (Ецер)

Эцер (Ецер) (возм., от евр. "накапливать"), старейшина хорреев и сын Сеира хорреянина (Быт 36:20 и след.,27,30; 1Пар 1:38,42).
Эшбан (Ешбан)

Эшбан (Ешбан), сын хоррея Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).
Эшкол

Эшкол ("гроздь"), аморрей, живший в окрестностях Хеврона, союзник Авраама (Быт 14:13-24).