Второе послание апостола Петр

Глава 0

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автором данного послания назван Симон Петр (1,1). Автор говорит о предстоящей ему смерти в выражениях, схожих со словами Иисуса Петру (1,14; ср. Ин. 21,18.19); он также называет себя непосредственным свидетелем преображения Иисуса (1,16-18; ср. Мф. 17,1-8); в тексте можно усмотреть указания на связь между этим посланием и Первым посланием апостола Петра (3,1).

Хотя в христианской литературе конца I - начала II вв. встречаются цитаты из Второго послания апостола Петра, автор его не установлен столь достоверно, как в случае Первого послания Петра или других новозаветных книг. Ориген (ок. 185-253 гг. по Р.Х.) первый определенно приписал это послание Петру, но отметил, что были сомневавшиеся в его подлинности. Евсевий Кесарийский (ок. 260-340 гг. по Р.Х.) причислял послание к книгам, чье авторство подвергается сомнению, а Иероним Стридонский (ок. 342-420 гг. по Р.Х.), хотя и отмечал разногласия относительно его подлинности, но считал, что стилистическое отличие его от Первого послания Петра объяснимо: у апостола были разные помощники. Послание признавали подлинным и каноничным такие влиятельные отцы церкви IV в. по Р.Х., как Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский и Августин Иппонский, а также церковные соборы конца IV в. в Иппоне и Карфагене, что обеспечило ему место в новозаветном каноне.

Вопреки утверждению, содержащемуся в самом послании, против авторства апостола Петра высказывались возражения. Наиболее существенные из них - отсутствие древних его подтверждений и позднее признание церковью его подлинности, стилистические отличия от Первого послания апостола Петра и очевидное использование эллинистической религиозно-философской терминологии. Предполагалось, что Второе послание будто бы было написано более поздним автором, оставшимся неизвестным, который приписал свое сочинение хорошо известному лицу, чтобы придать ему авторитетность. Хотя некоторые из этих замечаний заслуживают серьезного внимания (особенно отсутствие древних свидетельств и вопрос стиля), не стоит преувеличивать их значения: ни одно из них не является неопровержимым аргументом против авторства апостола Петра.

Приходится признать большую стилистическую разницу между Первым и Вторым посланиями апостола Петра. Многие слова и выражения, характерные для Первого послания, вообще не встречаются во Втором. Отличие, однако, не абсолютное, между двумя посланиями наблюдается и сходство. По чисто литературным признакам Второе послание не связано ни с одним новозаветным произведением теснее, чем с Первым посланием апостола Петра.

Утверждение, будто Второе послание принадлежит неизвестному автору, слабо обоснованно. Подлинные образцы псевдоэпиграфики (когда произведение одного автора подписывается именем другого, известного и авторитетного лица) в ранней христианской литературе практически неизменно имеют еретический характер; к этому приему прибегали для придания авторитетности творению сомнительного содержания. Есть убедительные доказательства того, что церковь не принимала такой практики, строг отметая псевдоэпиграфы.

Время и обстоятельства написания

Если автором считать апостола Петра, то послание, должно было быть написано перед его смертью - в 67-м или 68 г. по Р.Х. Упоминание о предстоящей кончине (1,12-15) как будто указывает на близость конца жизни автора; если 3,1 - ссылка на Первое послание, то время написания должно быть позднее 63-64 гг. (см. 1 Пет., Введение: Время и обстоятельства написания). Наиболее вероятны годы 65-67.

В отличие от Первого, в этом послании не говорится, кому оно адресовано. Если 3,1 - ссылка на Первое послание, то оба послания имеют одного адресата - христиан в Малой Азии. Если же это ссылка на недошедшее до нас послание, то с достоверностью указать получателя невозможно.

Характерные особенности и темы

Второе послание апостола Петра написано для христиан, которым грозят лжеучители из собственной среды (2,1). Лжеучителям Петр противопоставляет истину Евангелия.

Хотя трудно определить суть лжеучения, оно представляется ранним вариантом гностицизма. Этим термином в раннехристианское время (особенно во II в. по Р.Х.) обозначалось множество еретических направлений, сочетавших идеи греческой философии, восточной мистики и христианства и провозглашавших спасение через интуитивное, эзотерическое знание, а не через веру во Христа.

Гностики II в. прибегали к крайностям и демонстрировали либо неприкрытую распущенность, либо суровый аскетизм. Аскетизм не рассматривается в послании как проблема, в отличие от распущенности (2,13-19). Лжеучители, видимо, употребляли христианскую свободу как позволение на грех (2,14). Кроме того, они отвергали Господа (2,1), высказывали пренебрежение к властям, злословили небожителей (2,10) и глумились над обетованием второго пришествия Христа (3,3.4).

Содержание

I. Приветствие (1,1.2)

II. Истина Евангелия (1,3-21)

А. Духовный рост как подтверждение избранничества (1,3-11)

1. Преимущества христиан (1,3.4)

2. Ответственность христиан (1,5-11)

Б. Евангельская истина подтверждается апостольским и пророческим свидетельством (1,12-21)

1. Цель Петра при написании послания (1,12-15)

2. Апостольское свидетельство (1,16-18)

3. Пророческое свидетельство (1,19-21)

III. Лжеучители (2,1-22)

А. Описание их появления и поведения (2,1-3)

Б. Предсказание неизбежности их осуждения (2,4-10)

В. Обличение их безнравственного поведения (2,10-22)

IV. Второе пришествие Христа (3,1-16)

А. Повторение назначения послания (3,1.2)

Б. Несомненность второго пришествия Христа (3,3-10)

В. Этическое значение второго пришествия (3,11-16)

V. Заключительные увещевания (3,17.18)

КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1 Симон Петр. Согласно многим манускриптам - Симеон (арамейская форма имени Симон). См. ком. к 1 Пет. 1,1.

Апостол. См. ком. к 2 Кор. 1,1.

с нами равно драгоценную веру. Хотя некоторые толкователи понимают слово "вера" в данном контексте как совокупность вероучительных истин (ср. Иуд. 1,3), вероятнее, что имеется в виду субъективный опыт верующего. Обращаясь к тем, кто будет жить после его смерти (ст. 13-15), апостол заверяет, что по вере они ни в чем не уступают Петру и другим апостолам (ср. Ин. 20,29).

по правде. Другой перевод: "по праведности". Вероятно, указание на справедливость и беспристрастность Бога при даровании веры различным людям, а не на искупительную праведность Христа, которой оправданы христиане (ср. Рим. 3,22; 4,6). Слово "праведность" в Первом и Втором посланиях Петра обычно употребляется в этическом смысле (напр., 2,5.21; 3,13; 1 Пет. 2,24; 4,18).

Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса.

2 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема "познания" занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин "эпигносис" (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него (Мф. 11,27).

4 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу (Ин. 1,12; Рим. 8,9-21). В этом качестве они уподобляются Христу (Рим. 8,29) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью.

5-8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с "веры" (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются "любовью" (Рим. 5,1-5; ср. 1 Кор. 13).

7 братолюбие. Греч.: "филадельфия". Привязанность верующих друг к другу - братьев и сестер в семье Божией (1 Пет. 1,22; Рим. 12,10; Евр. 13,1).

9 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5-7; на деле же этого нет.

тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину (Ис. 42,19; Ин. 9,39-41; 2 Кор. 4,4).

10 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно (Еф. 1,4-6), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5-7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих (Гал. 4,6).

так поступая. Бог обещает спасение тем, кто имеет неподдельную, непоколебимую веру (Мф.10,22; 24,12.13; Флп. 2,12.13).

13 доколе нахожусь в этой телесной храмине. Эта фраза подчеркивает преходящий характер человеческой жизни до времени Второго пришествия Христа (2 Кор. 5,1.4).

15 Буду же стараться. Указание на цель послания - утвердить верующих в истине Евангелия (ст. 12).

отшествия. Букв.: "исхода". Петр рассматривает свою смерть как "выход" или "уход" из этой жизни (Лк. 9,31).

16 мы. Петр указывает на связь своего учения с учением других апостолов, исходя из того, что все они проповедуют одно и то же.

возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Греч, слово "парусия", переведенное как "пришествие", обычно обозначает в НЗ именно Второе пришествие Христа во славе (3,4.12; Мф. 24,27; 1 Фес. 3,13). С этим пришествием везде ассоциируется "сила" (Мф. 24,30), и данное место можно прочесть как "пришествие в силе".

не хитросплетенным басням последуя. Букв.: "мифам". В НЗ это слово всегда употребляется в отрицательном значении и противопоставляется истине Евангелия (1 Тим. 1,4; 2 Тим. 4,4).

быв очевидцами Его величия. Указание на личное присутствие Петра при Преображении (Мф. 17,1-8 и парал.). Петр приводит свидетельство апостолов, очевидцев Преображения, в подтверждение истинности своей проповеди, одновременно давая историческую основу ожиданиям апостолами парусии. Преображение было воспринято апостолами как предвестие той божественной славы, в какой Христос придет в момент парусии (Мф. 16,27 - 17,8).

17 от велелепной славы. Косвенное, типичное для иудейской речи упоминание Самого Бога. Этот прием, называемый парафраз, позволяет избегать праздного произнесения священного имени Божия.

19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово. Иной перевод: "И пророческое слово имеет для нас большую твердость". Петр поучает, что пророчества из Писания - более верное свидетельство, чем его субъективный опыт очевидца Преображения. Греческий текст можно прочесть и так: "Слово пророков подтверждено..." - это указывало бы, что пророческое слово подтверждается Преображением: оно, как начало исполнения пророчества, служит доказательством полного его исполнения в момент Второго пришествия Христа.

утренняя звезда. Вероятно, аллюзия на Чис. 24,17 - место, которое считается мессианским пророчеством (см. также Откр. 2,28; 22,16). Если это так, то символ относится ко Христу и Его Второму пришествию.

взойдет... в сердцах ваших. Поскольку выражения "начнет рассветать день" и "утренняя звезда" относятся ко Второму пришествию Христа, Петр, вероятно, говорит о чувствованиях верующих при полноте откровения, которая явится с возвращением Христа. Читатели послания должны внимать верному "пророческому слову" до дня, когда это слово будет заменено грядущим полным откровением (1 Кор. 13,8-12).

20 никакого пророчества... нельзя разрешить самому собою. Греч. слово "эпилисис" - "развязывание", "разрешение", "объяснение" - иногда употребляется, чтобы обозначить богоданное истолкование пророческого видения, но им никогда не называют библейские толкования. Хотя Петр опровергает ложность толкования своих противников (3,16), в данном контексте ему важнее всего подчеркнуть достоверность и богоданный характер апостольских и пророческих свидетельств (ст. 16-19,21).

Ветхозаветные пророчества часто являлись ниспосланными свыше снами или видениями и богоданным их истолкованием (напр., Дан. 8,1-12.15-26; Зах. 1,7-21). Глумясь над ветхозаветными пророчествами относительно Второго пришествия (ст. 16), противники Петра, возможно, утверждали, будто ветхозаветные пророческие истолкования не были богодухновенными.

21 будучи движимы Духом Святым. Источник пророчеств - Дух Святой, дарующий пророкам способность говорить (и писать) от имени Божиего (1 Пет. 1,10-12; 2 Тим. 3,16).

Глава 2

1 ереси. Это греческое слово первоначально имело нейтральное значение "группы", но затем стало означать именно учение групп, отступивших от истины Евангелия. Здесь, вероятно, имеется в виду проповедь христианам такого поведения, какое послужило бы к осуждению проповедников в Судный день (ст. 3; 3,7).

отвергаясь искупившего их Господа. Петр не говорит, что христиане могут действительно лишиться спасения (Ин. 10,28.29; Рим. 8,28-39); он описывает лжеучителей в выражениях, свойственных их учению (2,20.21). Проповедуя распутство и живя соответственно (ст. 2, 10,13-15,18,19), они выказывают пренебрежение к Господу Христу и тем изобличают свое неверие (1 Ин. 2,3-6,19). См. статью "Предопределенное искупление".

2 в поношении. Безнравственное поведение называющих себя христианами, но таковыми не являющихся, порочит христианство среди неверующих. Христиане призываются к примерному поведению, дабы не служить препятствием делу благовестия (1 Тим. 6,1; Тит. 2,5.9.10).

4 Бог ангелов согрешивших не пощадил. Смысл этого предложения спорен. Многие видят в нем аллюзию на грех "сынов Божиих" (Быт. 6,1-4; ср. Иуд. 1,6). Другое предположение: эти слова относятся к падению злых ангелов прежде согрешения Адама и Евы, о котором говорится в Быт., гл. 3. Так или иначе, суть в том, что если Бог осудил падших ангелов, Он, конечно же, будет судить нечестивых людей.

связав узами адского мрака. В оригинале: "вверг в артар". В греческой мифологии ад - тартар - был местом наказания душ нечестивых.

5 Ноя, проповедника правды. Имеются в виду либо его призывы к праведности, либо сама его жизнь, которая служила осуждением греха и являла его современникам образец праведности (Быт. 6,9).

7 праведного Лота. Неожиданная характеристика, если учесть образ Лота в Книге Бытия (Быт. 19,15.16.30-38). Вывод о праведности Лота мог быть сделан (самим Петром или небиблейской традицией) из того факта, что Авраам заступался за праведников в Содоме, после чего Лот был спасен (Быт. 18,23-32; 19,16.17).

9 то, конечно, знает Господь. Смысл трех примеров в ст. 4-8 ясен: Бог несомненно осудит злых и избавит праведных.

соблюдать ко дню суда, для наказания. Некоторые комментаторы видят здесь указание на предварительное наказание прежде окончательного Суда. Хотя таково самое простое прочтение фразы в соответствии с греческой грамматикой, большинство толкований объясняют это как эсхатологическое наказание в Судный день. Поскольку главная тема здесь - несомненность последнего Суда, второе толкование представляется более ей соответствующим.

10 не страшатся злословить высших. Букв.: "хулить славы", что, вероятно, указывает на ангелов, будь то добрых или злых. Сказанное в ст. 11: "и ангелы не произносят на них укоризненного суда" (ср. Иуд. 1,10.11) - указывает, что речь идет о злых ангелах. На предостережение об опасности попасть во власть злых духовных сил (ср. 1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20) лжеучители, видимо, ответили насмешкой или даже отрицанием бытия дьявола и его демонов.

13 они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Вероятно, Петр имеет в виду вечери любви или общинные братские трапезы (ср. Иуд. 1,12) и, может быть, даже допускает игру слов на основании созвучия греческих слов "апатэс" и "агапэс", означающих соответственно "обманчивые удовольствия" и "вечери любви". Лжеучители обращали церковные общинные трапезы в повод для проявления своей распущенности. Петр подчеркивает здесь, как далеко заходит эта распущенность.

14 Глаза у них исполнены любострастия. Букв.: "В глазах у них одни прелюбодейки".

они прельщают неутвержденные души. Слово, переведенное "прельщают", буквально означает "заманить в ловушку", "опутать сетью"; оно указывает на сознательный обман (ст. 18; Иак. 1,14). По контрасту с "утвержденными в истине" (1,12), "неутвержденным душам" недостает твердого основания христианской веры, они легко поддаются на приманку лжеучителей (ст. 18; 3,16).

сердце их приучено к любостяжанию. Букв.: "имеют сердце, натренированное в любостяжании". Вербуя себе учеников, лжеучители не в последнюю очередь имели в виду и финансовую выгоду (ст. 3,15).

15 идя по следам Валаама. И по своей жадности (Чис, гл. 22-24; Иуд. 1,11), и по своему пагубному влиянию на израильтян (Чис. 31,16) Валаам является прообразом лжеучителей.

16 бессловесная ослица. Вероятно, Петр иронически противопоставляет ее лжеучителям (ст. 12). Порабощенные жадностью, они похожи на "бессловесных животных, водимых природою", а их прототип Валаам получил укор от животного.

17 Это безводные источники. Как вода поддерживает физическое существование, так истинное духовное учение питает духовную жизнь (Притч. 13,14.15; Ин. 4,13.14). Как иссохший колодец лишь разочаровывает жаждущего (Иер. 14,3), так лжеучители могут лишь обмануть и разочаровать.

облака и мглы, гонимые бурею. Другой перевод: "туманы, вихрем гонимые". Как туман, легко рассеиваемый ветром, или легкие облака, не несущие освежающего дождя (Иуд. 1,12), лжеучители не могут дать духовной пищи.

19 Обещают им свободу. Возможно, лжеучители воспользовались высказыванием апостола Павла, что христиане не под законом (3,16; ср. Гал. 3,25; 5,18), и им обосновали свое ложное учение, будто христиане освобождены от Божиего нравственного закона (ср. Рим. 6,15-18; 1 Кор. 9,21; Гал. 5,13-15).

будучи сами рабы тления. Здесь явно ирония: стремление человека быть совершенно независимым от Бога неизбежно ведет в рабство греху. Истинная свобода о греха подразумевает радостное "порабощение" Богу (Рим. 6,15-18).

20-22 Здесь, скорее всего, имеются в виду именно сами лжеучители, а не соблазненные ими, о которых речь идет в ст. 18.

21 Лучше бы им не познать пути правды. Сознательное отвержение истины увеличивает ответственность перед Богом (Лк. 12,47.48). В других местах Писание указывает, что истинно возрожденные неослабно стойки в вере (Ин. 10,26-30; ср. 1 Ин. 2,19).

22 пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. В отличие от современного взгляда на собаку как на "лучшего друга человека", древние иудеи презирали это животное (Исх. 22,31; Притч. 26,11; ср. Откр. 22,15). Свиньи также считались животными нечистыми (Лев. 11,7; Ис. 65,4). Петр указывает, что религиозность на словах или внешнее обращение не меняет сердца человека. В отступничестве лжеучителей проявилась их подлинная сущность.

Глава 3

1 второе послание. Если это указание на Первое послание Петра, что вполне возможно, то оба послания адресованы одним и тем же получателям (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл. Если имеется в виду Первое послание Петра, то напоминание заключается в проявляемой там и здесь заботе апостола о том, чтобы его читатели проводили святую жизнь, достойную Евангелия (гл. 2; 1 Пет. 1,13 - 2,12).

3 в последние дни. См. ком. к 1 Пет. 1,20.

4 где обетование пришествия Его? Лжеучители сделали неверный вывод, что Христос никогда не придет судить их. Петр с иронией приводит их слова, доказывая, что последние дни действительно близки.

с тех пор, как стали умирать отцы. Возможно, ссылка на ветхозаветных праотцов (Ин. 6,31; Деян. 3,13), хотя многие считают это упоминанием о смерти людей, принадлежавших к первому поколению христиан, особенно таких выдающихся личностей как Стефан (Евр. 13,7).

5.6 Мнению лжеучителей, отрицавших, что Бог вмешивается в историю, Петр противопоставляет творение мира и потоп, как примеры вмешательства Божия в мировой процесс.

5 словом Божиим. Бог действовал с самого начала истории; небо и земля возникли только по Его повелению (Быт. 1,3-30; Пс. 32,6; Евр. 11,3).

составлены из воды и водою. Вода - не основной элемент, из которого было создано все остальное, а, так сказать, орудие создания, поскольку Бог сотворил землю, отделив и собрав воды (Быт. 1,6-10).

6 тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Потоп также произошел по приговору Бога (2,5; Быт. 6,5 - 8,19).

7 содержимые тем же Словом. Одно и то же Божественное Слово сотворило мир (ст. 5) и осудило его на потоп (ст. 6). Здесь подчеркнута роль всесильного Божия Слова при творении, потопе и последнем Суде, проявляется ли оно водой или огнем.

сберегаются огню на день суда. Содом и Гоморра служат Петру прототипом, примером последнего огненного Суда (2,6). Хотя этот эсхатологический образ встречается только у Петра, само понятие Божественного Суда посредством огня обычно для ВЗ (напр., Втор. 32,22; Ис. 66,15.16; Мал. 4,1); оно встречается и в НЗ (напр., Мф. 3,11.12; 1 Кор. 3,13; 2 Фес. 1,7.8).

8 у Господа один день, как тысяча лет. Это место и Пс. 89,5, откуда оно происходит, необоснованно приводят иногда в поддержку теории, будто "день" в библейских пророчествах всегда означает именно тысячу лет. Петр лишь указывает, что Бог властен над временем, и отмечает, что Божие видение времени коренным образом отличается от человеческого.

9 как некоторые почитают то медлением. См. ст. 4.

чтобы все пришли к покаянию. Христиане, читая послание, должны понять, что кажущееся промедление Суда Божия есть признак Божия долготерпения и милости к ним, особенно к тем из их среды, кого смутили и ввели в заблуждение лжеучители. Следует отметить, что охват слова "все" ограничен местоимением "нас". Покаяние, ради которого Бог отлагает Суд, ожидается, в первую очередь, от народа Божия, а не о мира в целом. Воля Божия в том, чтобы не погиб никто из избранных (Ин. 10,28.29).

10 день Господень. Момент божественного эсхатологического вмешательства и Суда (Ис. 13,9-13; 1 Фес. 5,2), однозначный Второму пришествию Христа (ст. 12).

как тать ночью. См. Лк. 12,39.40.

небеса с шумом прейдут. См. Ис. 34,4; 64,1-4; Мф. 24,29.35.

стихии. Этим словом обозначают: 1) элементы, составляющие вселенную (согласно представлениям древних - земля, воздух, огонь и вода); 2) небесные тела - солнце, луна, звезды; 3) ангельские существа, обладающие властью над природой.

земля и все дела на ней сгорят. В некоторых рукописях: "... будут обнажены". Греческий текст этой фразы неоднозначен. Понять ее можно различным образом: 1) земля и человеческая история будут обнажены перед очами Божиими; 2) земля будет уничтожена огнем; 3) ни земли, ни чего-либо на ней не будет (что указывает на разрушение). Контекст говорит в пользу первого толкования (ст. 7, 11-14; ср. 1 Кор. 3,13-15).

12 пришествия дня Божия. Т.е. дня Господнего (ст. 10). Употребление выражений "день Господень" и "день Божий" для обозначения Второго пришествия Христова свидетельствует, что Грядущий есть не кто иной, как Сам Бог.

ожидающим и желающим пришествия дня Божия. Другой перевод: "ожидающим и ускоряющим пришествие..." Хотя время пришествия Христова определено Вышним Советом Божиим, оно произойдет не без связи с другими событиями (которые тоже определяет Бог). Бог медлит по милости (ст. 9 и ком.); отсюда следует, что одним из факторов пришествия является проповедь Евангелия всем народам (Мк. 13,10).

13 нового неба и новой земли. См. статью "Небеса".

15 долготерпение Господа нашего почитайте спасением. См. ком. к ст. 9 и 12.

по данной ему премудрости. Равносильно признанию богодухновенности посланий Павла (ст. 16; ср. Еф. 3,2-5).

16 как и прочие Писания. Петр рассматривает послания апостола Павла в одной категории с богодухновенными, авторитетными писаниями ВЗ (ст. 15; 1,21), что согласуется с утверждениями самого Павла о единстве апостольского авторитета (Рим. 1,1; Гал. 1,1; 1 Фес. 2,13).

17 не увлечься заблуждением беззаконников. Т.е. лжеучителей.

не отпасть от своего утверждения. Истинно верующие не могут лишиться спасения (2,21 и ком.), но апостол напоминает им их собственную слабость и окружающие их опасности, чтобы подвигнуть их к бдительности и возрастанию в благочестивой жизни.

18 но возрастайте в благодати и познании. Это познание - все углубляющееся познание Христа, которое должно определять все течение жизни верующего.

и в день вечный. Слава принадлежит Христу ныне и в том бесконечном дне, который взойдет с Его Вторым пришествием (1,19; Ис. 60,19.20).