Послание к галатам апостола Павла

Глава 0

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Послание к галатам написано апостолом Павлом (1,1). Он упоминает группу своих сотрудников (1,2), но стиль и богословское содержание послания свидетельствуют, что его подлинный автор - Павел. Некоторые ученые (начиная с XVIII в.) считали, что под именем Павла скрывается другой автор, но их аргументацию ныне относят к разряду курьезов.

Время и обстоятельства написания

Вопрос датировки послания тесно связан с другим вопросом: кому оно адресовано? Павел обращается к "галатам" (1,2; 3,1), но к которым именно? Он мог писать кельтскому (галльскому) народу, жившему в северной части Галатии, обычно известному под названием "галаты", но мог он обращаться и к жителям вообще всей провинции Галатия, находившейся в центральной части Малой Азии. Проследив маршруты первого и второго миссионерских путешествий Павла (Деян., гл. 13; 14; 15,36 - 18,22), мы увидим, что Павел посетил Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию (города Южной Галатии) и в первый, и во второй раз. Если он обращался к жителям Южной Галатии, то послание, вероятно, было написано в первые годы его апостольского служения, вскоре после первого миссионерского путешествия и незадолго до Иерусалимского собора (Деян., гл. 15; ср. Гал. 2,11-14), который датируется 49 г. по Р.Х. Если это предположение верно, тогда Послание к галатам, возможно, самое раннее из дошедших до нас посланий Павла.

Однако многие ученые считают, что послание было обращено к этническим галатам, жившим на севере провинции. Если верно это мнение, то Павел мог написать послание, пройдя "страну Галатийскую и Фригию" (Деян. 18,23), во время своего третьего путешествия. Многие сторонники "северо-галатийской гипотезы" считают, что послание написано Павлом либо во время его двухлетнего пребывания в Ефесе (Деян., гл. 19), либо когда он проходил через Македонию по пути в Грецию, уже в конце своего третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,1-6; ср. 2 Кор. 2,13). Если это так, то Послание к галатам, вероятно, было написано в 54-м или 55 г. по Р.Х. В пользу датировки послания более поздними годами деятельности апостола Павла говорит то соображение, что таким образом оно может быть отнесено к периоду написания других посланий - Второго к коринфянам, к римлянам и, может быть, к филиппийцам, - с которыми у него есть некоторые тематические соответствия.

Послание к галатам было написано, чтобы дать ответ на вопросы, возникшие в жизни определенных общин. Для понимания послания необходимо иметь некоторое представление о ситуации, побудившей Павла к его написанию. Вскоре после того, как галаты приняли благовестие, среди них появились какие-то люди (1,7), которые предприняли личные нападки на Павла (4,17) и проповедовали нечто иное, чем то, что галаты слышали от апостола (1,6.7). Согласно их учению, для спасения необходимо обрезание (6,12). Поскольку галаты были необрезанными язычниками, смутьяны утверждали, что для спасения галаты должны не только уверовать во Христа, но и совершить обрезание (2,3-5; 5,2.6.11; 6,12.13.15).

Рвение этих возмутителей спокойствия подогревалось как их собственной гордыней, так и воздействием иудейства. Вероятно, они пытались обратить язычников галатов в иудейство под давлением националистических группировок в Иудее, которые, согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, во второй половине I в. относились к контактам между иудеями и язычниками все с большей нетерпимостью.

Подстрекатели не довольствовались тем, что искажали истинное благовестие. Они пытались также оговорить Павла, основавшего галатийские церкви (4,17). Во-первых, они обвиняли Павла в отступничестве, в непокорности высшим иерусалимским апостолам. На это Павел отвечает в 1,11 - 2,10. Во-вторых, они говорили, что Павел недавно спорил с Петром о том, необходимо ли язычникам принять иудаизм, чтобы стать христианами. Павел рассказывает о своей встрече с Петром в 2,11-14. В-третьих, смутьяны распространяли мнение, будто Павел сначала сам проповедовал необходимость обрезания для спасения (5,11), но впоследствии переменил свое благовестие, чтобы таким образом привлечь язычников (1,10).

Галаты, со своей стороны, проявили интерес и к слуха относительно апостола Павла, и к новой форме благовестия, предложенной этими подстрекателями. К тому времени, когда Павел взялся за перо, галаты уже отходили от истинного благовестия и, следовательно, от Самого Бога (1,6.7). Теперь они хотели быть "под законом" (4,21; 5,1) и, в частности, принять обрезание (5,2). Этот переход к "иному благовествованию" протекал не гладко. По-видимому, в общине возникли разногласия (5,15; 6,3-5).

Павел пишет с целью убедить галатов, что язычнику нет нужды принимать обрезание, чтобы стать членом народа, который состоит в завете с Богом. "Истина благовествования" (2,5.14) заключается в том, что присоединение к народу Божию происходит через веру в Иисуса Христа. Всякий, кто пытается вторгнуться в эту священную область веры и исказить ее, вводя иные требования, изменяет Евангелию, и ему надо противостоять во что бы то ни стало (1,8.9). Чтобы придать убедительность своим доводам, апостолу Павлу пришлось сначала опровергнуть слух о себе самом и доказать, что его благовестие и авторитет проповедника исходят не от кого иного, как от Самого Бога (1,11 - 2,14; ср. 5,11; 6,17).

Характерные особенности и темы

Послание к галатам отстаивает истину, что спасение есть ничем не заслуженный дар благодати Божией, который может быть принят только верой (2,15.16). И сама вера также свободный дар Божий, благодать (1,3.6.15; 2,9.21; 6,18), и в этом заключается "истина благовествования" (2,5.14). Павел глубоко возмущен теми, кто пытается ее исказить (3,1; 5,12), предупреждая, что отрицающие истину не могут надеяться на спасение (1,8; 5,4).

Вера - единственный ключ к спасению, потому что один Спаситель - Христос. На кресте Он принял на Себя проклятие закона вместо нас (3,13; 6,14). Соединившись с Ним, мы облекаемся Его праведностью (3,26.27), в которой наша надежда (5,5). Благодаря этому единению мы разделяем с Ним права Его сыновства; Дух Сына, став нашим, делает нас способными жить в Духе, в общении с Господом (2,20; 4,6.7; 5,16-18.25). Дар Духа - это полнота благословения, некогда обещанного Аврааму (3,6-9.14). Надменной самоуверенности грешников, будто они могут заслужить спасение соблюдением Закона Божия, Павел противопоставляет крест Христов и по вере полученные обетования Божий (6,14).

Содержание

I. Приветствие (1,1-5)

II. Проблема, возникшая в Галатии (1,6-9)

А. Иное благовестие (1,6.7)

Б. Предостережение от лжеучителей (1,8.9)

III. Защита апостольских полномочий Павла (1,10 - 2,14)

А. Павел ищет одобрения у Бога, а не у людей (1,10)

Б. Авторитет Павла не зависит от апостолов в Иерусалиме (1,11 - 2,14)

1. Он призван Богом (1,11-16)

2. Апостолы в Иерусалиме ничего не добавили к его изначальному призванию (1,17 - 2,10)

3. Авторитет Павла доказан его обличением заблуждения Петра (2,11-14)

IV. Защита благовестия (2,15 - 6,10)

А. Мир с Богом дается через веру в Иисуса Христа равно иудею и язычнику (2,15-21)

Б. Оправдание верой упразднило осуждение законом (3,1 - 5,12)

1. Дар Духа доказывает действенность веры (3,1-5)

2. Вера Авраама доказывает действенность веры (3,6-9)

3. Проклятие закона доказывает бесполезность дел (3,10-14)

4. Обетование Аврааму преобладает над осуждением закона (3,15 - 4,7)

5. Первое личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (4,8-20)

6. Свидетельство Писания (4,21 - 5,1)

7. Второе личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (5,2-12)

В. Практические результаты благовестия (5,13 - 6,10)

1. Любовь исполняет закон (5,13-15)

2. Дух борется с плотью (5,16-26)

3. Церковь действует в согласии (6,1-10)

V. Заключение (6,11-18)

А. Третье личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (6,11-17)

Б. Благословение (6,18)

КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1 Павел. Римский вариант еврейского имени Савл (это имя упоминается пятнадцать раз в книге Деяний, гл. 7-13). В известных нам посланиях всегда называет себя римским именем Павел.

Апостол. Греческое слово, означающее "посланник", "вестник". Павел отстаивает свой авторитет апостола, дающий ему право полагать основание Церкви (1 Кор. 3,10; 9,1; 14,37.38; Еф. 2,20; 3,3-5). Его апостольство и призвание исходят от Самого Бога (1,11 - 2,10).

3 благодать... и мир. Каждое послание апостола Павла начинается с упоминания этих двух даров Божиих. "Благодать" (греч.: "харис") означает "незаслуженный акт доброты". Павел употребляет это слово чаще любого другого новозаветного автора и вкладывает в него огромное богословское содержание. Оно обозначает все, что Бог даровал нам во Христе; ничего из этого мы не заслужили и ничем не можем воздать. "Мир" - отношение, которое благодаря смерти и воскресению Христа (1,4) установилось между Богом и уверовавшими в Евангелие. См. Рим. 5,1.2.

6 от призвавшего вас благодатью Христовою. Благодать Бога приходит к нам по Его воле и по Его слову, а не потому, что мы чем-либо ее заслужили (1,15; Рим. 4,4-8; 8,30; 9,11-13).

7 есть люди. Вероятно, иудео-христиане из Иерусалима, которые утверждали, что для спасения язычники должны не только поверить в Иисуса Христа, но и совершить обрезание и, таким образом, стать иудеями (2,3-5.12; 6,12.13). Различны отголоски этого мнения бытовали среди ранних христиан из иудеев (Деян. 15,1; 21,20.21;Флп. 3,2.3).

8.9 Те, кто, помимо веры в Иисуса Христа, выдвигают иные требования для спасения, искажают благовестие и подлежат осуждению Божию.

8 анафема. Означает "отлученный от Бога" (Рим. 9,3).

10 У людей ли я ныне ищу благоволения..? Противники Павла в Галатии нападали не только на Евангелие, но и на его проповедника. Одно из их обвинений состояло в том, будто Павел проповедует Евангелие в усеченной форме, не требуя ни обрезания, ни соблюдения субботы, ни ограничений в пище (4,10; 5,11).

11 не есть человеческое. Павел опровергает обвинения, будто он проявил непокорность апостолам в Иерусалиме, от которых якобы получил свои полномочия. Павел настаивает, что его полномочия - от Самого Бога, апостолы же в Иерусалиме лишь подтвердили их.

12 через откровение. См. Деян. 9,3-5; 22,6-10; 26,13-18; 1 Кор. 15,8.

13 гнал Церковь Божию. Ранним христианам было известно, что Павел до своего обращения являлся гонителем Церкви (Деян. 7,58; 8,3; 9,1.2). Сам апостол, испытывая стыд за этот период своего прошлого (1 Кор. 15,9), не замалчивал его, а, напротив, рассматривал как свидетельство того, что Божия благодать может преобразить самого закоренелого грешника (Деян. 22,4.5; 26,9-11; 1 Кор. 15,10; Флп. 3,6; 1 Тим. 1,13.14).

14 неумеренным ревнителем. Павел указывает, что быть иудеем, пусть и ревностным, недостаточно для спасения. Свой собственный опыт апостол приводит как свидетельство того, что ревность по закону не спасает (Рим. 9,30 - 10,40; 2 Кор. 11,22; Флп. 3,4-6).

15 от утробы. Павел ассоциирует свое призвание с призванием Иеремии (Иер. 1,5), а возможно, и раба Божия у Исайи (49,1.5), которые, подобно Павлу, призваны были стать провозвестниками Божиими язычникам. Павел осознавал, что его апостольство продолжает линию ветхозаветной пророческой традиции (см. ком. к 1,1).

призвавший благодатью Свою. См. ком. к 1,3. Призвание Павла к апостольству, как обращение всякого верующего, было делом благодати Божией. Никто не может заслужить призвания Божия; это Его свободный дар.

16 язычникам. Словами "языки", "язычники", "народы" переводится греческое слово "этнос". Иудеи именовали так все другие народы.

не стал... советоваться с плотью и кровью. Т.е. ни с кем из людей. Павел виделся с Ананией спустя три дня после своего обращения (Деян. 9,10-19; 22,12-16). Слово, переведенное как "советоваться", означает "изложить нечто перед кем-то", "представить на обсуждение и одобрение". Ясно, что Павел не "советовался" с Ананией в таком смысле. Роль Анании состояла в том, чтобы удостоверить полученное призвание и крестить Павла.

17 Павел, фактом своего пребывания в Дамаске, а не в Иерусалиме, подчеркивает, что его призвание проповедовать язычникам исходило от Бога, а не от руководителей иерусалимской церкви. См. Деян. 9,3.19; 22,6; 26,12.

18 три года. Период, переданный в Деян. 9,23 как "довольно времени".

в Иерусалим. Первое, после обращения, посещение Павлом Иерусалима (Деян. 9,26-30).

видеться. Так переведено слово, которое означает "посетить кого-либо с целью получения информации". Возможно, Павел расспрашивал Петра о жизни и учении Иисуса.

Петр. В тексте оригинала Павел употребляет арамейское имя Петра - Кифа. Имена Кифа и Петр (греч.) в переводе означают "камень".

19 Иакова, брата Господня. См. Мф. 13,55 и Мк. 6,3. Этого Иакова следует отличать от ученика, который в Евангелиях часто упоминается вместе с Петром и Иоанном и который погиб на заре Церкви (Деян. 12,2). Иаков, брат Господень, первоначально не верил в Иисуса (Ин. 7,5), но позднее обратился (возможно, в результате явления ему воскресшего Господа, см. 1 Кор. 15,7).

21 Сирии и Киликии. См. Деян. 9,30. Павел возвратился в Тарс (Деян. 9,11; 21,39; 22,3) - главный город Киликии. В начале I в. по Р.Х. Восточная Киликия, где находился Тарс, в административном отношении входила в состав римской провинции Сирия.

22 в Иудее. Павел мог иметь в виду римскую провинцию с таким названием, включавшую собственно Иудею, Самарию и Галилею, или же более ограниченную область традиционной (библейской) Иудеи, главным городом которой был Иерусалим.

Глава 2

1 четырнадцать лет. Неясно, после своего обращения или после первого посещения Иерусалима.

опять ходил я в Иерусалим. Это может относиться или ко второму посещению Иерусалима после обращения (Деян. 11,27-30), или к третьему, о котором говорится в Деян. 15,2. Упомянутая здесь цель посещения соответствует цели визита, о котором говорит Деян. 15, но тогда трудно объяснить, почему Павел опускает из своего рассказа посещение, упомянутое в Деян. 11. Если, как считают некоторые ученые, Послание к Галатам было написано после первого миссионерского путешествия апостола Павла (Деян., гл. 13; 14), но ранее собора в Иерусалиме (Деян., 15), тогда здесь говорится о путешествии, упомянутом в Деян., гл. 11, а путешествие из Деян., гл. 15 еще не состоялось.

с Варнавою. Уроженец Кипра, один из первых христиан (Деян. 4,36). Имя Варнава по-арамейски означает "сын утешения", и книга Деяний свидетельствует, что он жил достойно своего имени (см. Деян. 4,36.37; 11,22-24.30).

Тита. Один из доверенных спутников и посланцев Павла.

2 по откровению. Если это посещение, упомянутое в Деян. 11, то откровением могло быть пророчество Агава (11,28).

не напрасно ли. Хотя первоапостолы не были источником полномочий апостола Павла, их одобрение еще раз засвидетельствовало, что Павел верно понял призвание (1,15.16) и правильно его исполнял.

3 не принуждали обрезаться. См. 5,12 и Деян. 15,1. Обрезание - знак завета (Быт. 17,10) - было признаком иудея и последним шагом при обращении язычника мужского пола в иудейскую веру. Некоторые христиане из иудеев полагали, что прежде чем присоединиться к избранному народу Божию, язычники должны принять обрезание и стать иудеями. Павел резко возражает против этого и на протяжении всего Послания к Галатам отстаивает мысль, что для спасения достаточно одной веры.

4 лжебратиям. Павел считал учение о спасении верой основополагающим и не признавал принадлежащими к Церкви тех, кто его не придерживался (1,8.9; 5,2-4).

свободою. Для верующего свобода - не разрешение грешить, а освобождение от проклятия, налагаемого законом на грех (3,10-14; 5,1.13).

поработить. Вероятно, греху (Рим. 6,15-23; 7,25) и проклятию, которое налагает закон на тех, кто согрешает (3,10).

5 истина благовествования. См. 1,8.9; 2,14 и ком. Принадлежать к народу завета Божия можно только через веру, которая, в свою очередь, есть благодатный дар Бога верующему (1,6.15). Всякая попытка ввести дополнительные требования (вроде обрезания) есть отрицание достаточности веры для спасения, и следовательно, искажение благовестия.

6 на лице человека. Как внешний знак обрезания не определяет принадлежности к народу Божию, так внешние признаки значительности не важны для Бога (1 Цар. 16,7; Рим. 2,25-29).

7 как Петру для обрезанных. Видимо, Петр был главным проповедником ранней иерусалимской церкви (Деян., гл. 1-12). Очень неохотно отозвался он на Божие повеление общаться с язычником Корнилием и проповедовать ему Евангелие (Деян., гл. 10). Признавая необходимость включения язычников в число народа Божия (Деян. 10,34.35; 11,17; 15,7-11), Петр, видимо, считал, что призван Богом благовествовать именно иудеям.

9 о благодати, данной мне. См. 1,15 и ком.

Иаков и Кифа и Иоанн. См. ком. к 1,18.19; 2,7. Они пользовались особенным авторитетом в ранней иерусалимской церкви. Кифа, т. . Петр, и Иоанн часто упоминаются вместе в книге Деяний (гл. 3; 4), а Деян. 12,17; 15,13; 21,18 указывают, что Иаков занимал видное положение в иерусалимской церкви. Слово "столп" имеет метафорическое значение ("опора").

чтобы нам идти к язычникам. Варнава, подобно Павлу, проповедовал, главным образом, язычникам (Деян., гл. 13; 14; 15,36-41).

11 в Антиохию. Столица и самый большой город римской провинции Сирия. Церковь в Антиохии, по дошедшим до нас сведениям, не только была первой, где христиане из иудеев и язычников соединились в молитве и братстве, но из нее ж впервые были посланы проповедники благовествовать именно язычникам (Деян. 13,1-3).

12 устраняться. Многие иудео-христиане настаивали, чтобы христиане из язычников следовали предписаниям закона Моисеева (Деян. 10,28; 11,2.3.19; 15,1), и предварительное обрезание, т.е. принятие иудейства, считали обязательным. Общение с "необрезанными" (обращенными в христианство язычниками) рассматривалось ими как недопустимое.

14 истине Евангельской. См. ком. к 2,5.

живешь по-язычески. До прибытия "группы обрезанных" Петр свободно общался с язычниками (ст. 12). Теперь же он ведет себя так, будто полагает, что язычники должны принять иудейство, чтобы стать полноправными членами народа Божия.

15.16 Эти стихи - центральные в послании. Павел указывает, что всякий человек (как соблюдающий закон иудей, так и необрезанный язычник) вступает в должное взаимоотношение с Богом только посредством веры в Иисуса Христа.

оправдывается. В греческом, как и в русском, языке существительное "праведность" (греч.: "дикеосини"), прилагательное "праведный" (греч.: "дикеос") и глагол "оправдать" (греч.: "дикео") - производные от одного корня.

16 В Ветхом Завете Бог - праведный (Соф. 3,5). Он правит, судит и выносит свой вердикт с совершенной справедливостью (1 Цар. 26,23). "Оправдать" - значит признать правоту, невиновность (Втор. 25,1). Но если никто из живущих не праведен перед Богом (Пс. 142,2), "как оправдается человек пред Богом" (Иов 9,2)? Бог -Судия, решение Которого непреложно и справедливо, но Он же - Спаситель, могущий на основании жертвы искупления отменить Собственный приговор (Иона 3,9). Праведность Божия проявляется не только как свойство Бога, но и как Его дар (Ис. 45,24.25; 54,14-17), обретаемый через Мессию (Ис. 53,8; Иер. 23,5.6; 33,14-16). Павел возвещает исполнение ветхозаветного обетования (Рим. 3,21-26). Дар праведности Христа, так же как и Его искупительная жертва, принимаются верой.

делами закона. Павел имеет в виду те "дела", которые отличают иудея от язычника: обрезание, предписания относительно пищи и соблюдения субботы (ст. 15,16). Это выражение, однако, объемлет и все усилия падшего человечества соблюдать Божий закон, чтобы заслужить оправдательный приговор.

не оправдается никакая плоть. Ср. Пс. 142,2. Никто не может исполнить весь закон, а соблюдение отдельных предписаний закона, таких как обрезание, не может привести к подобающему отношению с Богом. Для этого требуется дарованное Богом оправдание Христом и искупление Его кровью. Не вера заслуживает Божия одобрения; она лишь принимает заслуги Христа перед Богом (Флп. 3,9).

17 мы и сами оказались грешниками. Смущавшие галатов лжеучители и "некоторые от Иакова" (2,12) считали Павла "грешником" (как и язычников, ст. 15) из-за нарушения им иудейских предписаний о пище. Они, вероятно, также обвиняли Павла в том, что он своей проповедью поощряет грех (Рим. 3,8).

18 что разрушил. Возможно, Павел имеет в виду попытку Петра восстановить преграду между иудеями и язычниками, разрушенную Евангелием (ст. 14; Еф. 2,14). Законопреступник не тот, кто, ища оправдания, обращается от закона ко Христу, а тот, кто от Христа уходит вновь к закону.

19 Павел умер для закона через смерть Христа; он сораспялся Христу, потому что соединился со Христом, умершим за него (ст. 20; 3,13; Рим. 4,25; 5,6). Он, также, воскрес со Христом и теперь живет в единении с Богом (Кол. 2,12; 3,1). Мертвенность по отношению к закону не есть нарушение закона, потому что Христос исполнил требования закона. Следовательно, все верующие самим же законом освобождаются от его уз и осуждения.

20 Жизнь в единении со Христом означает, что Он представлял нас в Своей смерти и воскресении. Более того, это - живое единство. Христос живет в верующем; Господь Духом Своим живет во внутреннем союзе с духом верующего. Павел, однако, не имеет в виду, что его личность подавлена или поглощена: он живет "в теле", но "верой". Этот союз - теснейшая и глубочайшая духовная взаимосвязь.

Глава 3

1 перед глазами предначертан... Иисус Христос. Возможно, посредством благовестия апостола.

2 Духа. Павел взывает к опыту познания Духа Святого, пережитому галатами прежде появления смутивших их проповедников, как к доказательству того, что иудейство не является необходимым предварительным условием для обращения в христианство (Деян. 10,47; 11,17; 15,8).

3 плотью. Возможно, Павел имел в виду не только намерение соблюдать закон, живя без Духа (Рим. 7,7 - 8,17), но и попытки обрести благоволение Божие плотским обрезанием (Флп. 3,2.3). В любом случае, Павел предостерегает своих читателей от стремления достичь спасения посредством каких-то действий. Спасение дается только Божией благодатью через веру в Иисуса Христа (2,16). 6 Авраам был прародителем иудеев; с ним первым Бог заключил завет, знаком которого и было обрезание (Быт. 17,10). Даже этот чтимый патриарх достиг подобающего отношения с Богом через веру (Рим. 4,11). Павел опровергает обвинение, будто он умаляет значение завета Божиего с Авраамом. Истинные дети Авраама разделяют его веру, независимо от того, ведут они свое происхождение от Авраама или нет. Обетование, данное Аврааму, есть также обетование благословения язычникам, и они должны принять его верой, как принял Авраам.

10 Павел говорит, что никто не может исполнить закон во всей его полноте. В подтверждение он приводит Втор. 27,26.

12 закон не по вере. Здесь Павел говорит о законе как о требовании Божием, вне зависимости от обетований завета Божия. Книга Левит (18,5) излагает это требование и предупреждает о наказании за его невыполнение (26,14-38).

13 сделавшись за нас клятвою. Поскольку мы не соблюли завет с Богом, нарушив закон, мы заслужили проклятие закона и осуждение Божие. Но Христос понес проклятие закона вместо нас, даровав нам мир с Богом (см. Рим. 3,21-26; 4,25; 5,1-8; 2 Кор. 5,21; Кол. 2,13-15; ср. Мк. 10,45; Ин. 1,29; 1 Пет. 2,24).

14 благословение Авраамово. См. 3,8 и Быт. 12,3. Верующие язычники, чья жизнь отмечена присутствием Духа Святого, суть исполнение обещания, что через Авраама будут благословлены все народы. Дух Святой - благословение, обещанное Аврааму.

15-18 Бог обещал благословение всем народам через "семя Авраамово" - Иисуса Христа, потомка Авраама по человеческой природе. Это обетование завета не было отменено последующим дарованием закона. Закон не противопоставлен обетованиям (ст. 21), но включает их в себя. Его требования показывают безнадежность попыток заслужить спасение и ведут народ Божий к вере во Христа.

16 семени твоему. Павел утверждает, что семя, о котором говорит обетование, - Христос.

семени Его. Не сказано: и потомкам. В Быт. 17,19 Бог обещает Аврааму сына, Исаака, и говорит, что заключит завет с Исааком и его "семенем". Такое употребление единственного числа указывает на Иисуса, Который восстановил нарушенный завет между Богом и Его народом.

17 спустя четыреста тридцать лет. Продолжительность пребывания евреев в Египте (см. Исх. 12,40). В Септуагинте время пребывания патриархов в Ханаан включено в эти 430 лет. Павел называет эту цифру, чтобы показать, что века прошли, прежде чем был дарован закон на Синае (ср. Быт. 15,13; Деян. 7,6).

19 по причине преступлений. Чтобы представить грех как явное нарушение воли Божией и показать его преступную сущность (Рим. 5,13.20).

через Ангелов. См. Втор. 33,2; Деян. 7,53; Евр. 2,2.

20 посредник. Моисей был посредником между Богом и Израилем при заключении завета на Синайской горе (Исх. гл. 19-34). Обетование же, данное Аврааму, не требовало посредника, и потому оно выше завета, заключенного на Синае.

Бог один. См. Втор. 6,4. Заключенный без посредника Божий завет с Авраамом более убедительно, нежели Синайский завет, показывает единство и всемогущество Бога. Исполнение Божия завета с Авраамом через включение язычников в народ Божий также доказывает, яснее, чем Синайский завет, что Бог един, потому что показывает Его власть над всем творением (Рим. 3,29.30).

21 Не сам закон, а неспособность человека соблюсти его, является причиной того, что отношения человечества с Богом нарушены.

противен обетованиям Божиим? Павел решительно отвергает такое заключение. Закон мог бы соперничать с Евангелием, если бы даровал жизнь, освобождая грешников от осуждения. Хотя закон добр и указывает, какой жизнью можно угодить Богу (Лев. 18,5; Рим. 7,10), он не может дать жизнь законопреступникам (2 Кор. 3,6). Иудеи, обладая законом, тем более подлежали осуждению. Писание учитывает это, показывая, что все осуждены как грешники, и подчеркивая необходимость обетованного Спасителя.

24 детоводителем. Греч.: "педагогос" - "воспитатель". Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя - ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась.

26 все вы сыны Божий. "Сыны", потому что соединены с Единственным Сыном - Иисусом Христом. Это единение со Христом запечатлевается крещением. Это живое единство; Христос живет в нас (2,20). Кроме того, единение со Христом засвидетельствовано тем, что Он умер за нас и живет ради нас (Рим. 6,5-11). Облечься во Христа означает, что Его праведность покрывает нас и что во Христе мы - новое творение (Рим. 13,24; Еф. 4,24; Кол. 3,10).

28 Все вы одно во Христе Иисусе. Преграда, разделявшая иудеев и язычников, устранена для объединенных во Христе: все они - семя Авраамово (Еф. 2,14-16; Кол. 3,11). Павел не упраздняет существующие различия (напр., между полами), но указывает, что они не дают никаких преимуществ в том, что касается нашего единения со Христом. До Второго пришествия Христа миропорядок сохраняется, и церковный строй должен его учитывать (1 Кор. 11,3; 14,34; 1 Тим. 2,11-14).

Глава 4

3 вещественным началам мира. Павел подразумевает первичные элементы, из которых, по представлению древних, состоял мир (земля, воздух, вода и огонь). Иногда этим элементам поклонялись как божествам.

4 пришла полнота времени. Последние века (1 Кор. 10,11) - время, назначенное Отцом (ст. 2) для исполнения обетований.

Бог послал Сына Своего. Иисуса Христа - Своего вечного Сына, имевшего родиться от жены.

подчинился закону. Хотя Христос был без греха (2 Кор. 5,21), Он родился под законом, не только как обязанный исполнить его, но и отождествивший Себя с грешниками, находящимися под проклятием закона. Его смерть освободила нас от этого проклятия (3,10-14).

5 чтобы искупить. Понятие искупления (выкупа) связано с понятием рабства. Раб мог купить себе свободу (или кто-либо другой мог сделать это за него), уплатив выкуп владельцу. Цена нашего искупления была уплачена Отцом - кровью Его Сына (1 Пет. 1,17.18), и Сыном, отдавшим Свою жизнь для искупления многих (Мф. 20,28).

подзаконных. Не только иудеев, обрезанных по закону Моисееву, но и язычников, находившихся под проклятием закона (3,13.14).

усыновление. О народе Божием, состоящем под законом, Павел говорил как о детях (Исх. 4,23; Ис. 1,2). Теперь он описывает единственный способ обретения сыновства. Бог запечатлевает наше сыновство, даруя нам Дух Своего Сына (Рим. 8,9-17).

6 Авва. Арамейское слово, означающее "Отец" (Мк. 14,36). Для Иисуса как Сына Божия естественно было употреблять это слово, выражающее особую близость и доверительность отношений. Теперь Дух вкладывает его в уста людей, получивших усыновление во Христе.

8 До обращения галаты были подчинены "началам" языческого мира: ложным богам, астрологии, циклическим ритуалам (см. ком. к 4,3).

9 получив познание от Бога. Познание галатами Бога исходило не от них, а от Него.

возвращаетесь. Как ни удивительно, Павел приравнивает зависимость от законнической обрядовости к порабощению языческим суеверием. Считать обрезание необходимым для спасения - означает отвернуться от свободы благодати к рабству тварного мира.

10 Возможно, Павел имеет в виду соблюдение иудейских праздников.

17 ревнуют. Т.е. заботятся, пекутся.

22 двух сынов. Старший, Измаил, рожденный от Агари (Быт. 16), и младший, Исаак, сын Сарры (Быт. 21,1-6). Агарь была служанкой Сарры, Сарра же была женой Авраама.

23 Измаил, сын Авраама и рабыни Агари, был рожден, когда Сарра уже перестала быть способной к чадородию. Исаак родился благодаря совершенному Богом чуду. Бог показал, что ни одно Его обетование не бывает тщетным (Быт. 18,14; Лк. 1,37).

24 иносказание. Т.е. эти исторические события имеют и более глубокое значение.

25 Гора Синай. Место, где Бог установил Свой завет с Израилем (Исх., гл. 19-34).

нынешнему Иерусалиму. Т.е. иудеям, придерживающимся закона и отвергающим Христа.

26 вышний Иерусалим. Т.е. Иерусалим духовный, Церковь.

31 мы дети... свободной. Мы свободны от власти греха и клятвы закона (Рим. 6,1 - 7,6).

Глава 5

1 иго. Ярмо. Символ закрепощения.

2 Для тех, кто получил свободу во Христе, обрезание ради спасения означает взять на себя то, что они никогда не смогут исполнить (2,21), и отвергнуть то, что вместо них сделал Христос. Практически - это возвращение под власть греха и клятву закона.

4 отпали от благодати. Т.е. не надеясь больше на Божию благодать, они тем самым отвергают ее, исключая себя из сферы ее воздействия.

5 ожидаем и надеемся праведности. Упование на оправдание через веру противопоставлено бесплодной надежде на праведность отдел закона. Дух дарует нам живое предвкушение оправдания в последний день, поскольку мы уже получили оправдание во Христе (Рим. 5,1-5.9.10). Залог Духа дает нам предвкушение наследия славы (2 Кор. 5,5; Еф. 1,13).

6 Павел оспаривает не обрезание как таковое (6,25; 1 Кор. 7,19; Деян. 16,3), а попытку сделать обряд непременным условием спасения. Кто верует во Христа Иисуса и доказывает истинность своей веры святостью жизни, тот спасен.

11 я и теперь проповедую обрезание. Павел, по всей видимости, опровергает ложное обвинение, будто он проповедовал необходимость обрезания для спасения, когда был вместе с апостолами в Иерусалиме, но отказался от этого требования в среде язычников (1,10).

соблазн креста. См. 1 Кор. 1,18 - 2,5.

12 свобода. Христианская свобода есть свобода от греха, а не свобода грешить (Рим. 6,1 - 7,6).

14 весь закон. Послание к Галатам не отменяет закон. Христос исполнил закон; Он не упразднил его. Некоторые положения закона (напр., его граждански установления или предписания о пище) более неприемлемы, но этические заповеди закона продолжают передавать волю Божию и руководить поведением христианина (Рим. 8,2-8; 13,8-10).

люби. См. Рим. 13,10; 1 Кор. 13; ср. Мф. 19,19.

16 поступайте по духу. Дух Святой, пребывающий в верующем, есть признак того, что верующий принадлежит к народу Божию и наследует обетования, данные Аврааму при заключении завета с ним (3,14; 4,6; 5,5). Присутствие Духа есть также залог того, что в последний день Бог объявит верующего праведным (5,5; 2 Кор. 1,22; 5,5).

17 плоть. Павел уже говорил (2,16), что соблюдением закона не спасется "ни одна плоть". Слово "плоть" Павел употребляет в трех различных значениях. Само общее - человечность, человеческие свойства. Более узкое - физический аспект человеческой жизни. И самое частное, особенно когда это понятие противопоставляется духу, означает падшую греховную природу человека, объемлющую его душу и разум. Если галаты оставляют Христа и возлагают свое упование на закон, они снова опираются на плоть и, следовательно, возвращаются под проклятие закона. Желания плоти противоположны Духу, но устремления Духа освобождают нас от власти плоти и закона.

21 Царствия Божия не наследуют. Одно из четырех мест в посланиях апостола Павла, где он употребляет это выражение (1 Кор. 6,9.10; 15,50; ср. Еф. 5,5). Павел указывает, что те, в чьей жизни нет проявлений Духа, не получат участия в вечном Царстве Божием.

22 Плод же Духа. Любовь, производимая Духом, подобна любви Христовой. Она выходит далеко за рамки законнической праведности (см. Лк. 10,25-37).

24 распяли плоть со страстями и похотями. См. 2,20; 6,14; Рим. 6,6. Для верующих крест Христа упразднил власть закона (2,19) и плоти. Они должны верой признать подлинность своего единения со Христом в Его смерти. Этим они восстановлены к новой жизни в Духе Христовом и должны, следовательно, ходить в Духе (Кол. 3,1.3.5).

Глава 6

1 вы, духовные. Те, кто живет по Духу (5,25), должны поддерживать общение с братьями по вере, которых обольстил грех, но быть осмотрительными, чтобы при этом самим не прельститься грехом.

2 закон Христов. Закон любви и благодати.

5 понесет свое бремя. Даст ответ Богу.

10 Церковь обязана облегчать страдания и тех, кто вне общения с ней; но особенно она обязана помогать нуждающимся братьям и сестрам во Христе (1 Фес. 3,12).

11 Павел обычно диктовал свои послания (Рим. 16,22) и собственноручно лишь подписывался в конце (1 Кор. 16,21; Кол. 4,18; 2 Фес. 3,17). Послание к Галатам он полностью написал своей рукой и указал на это: "Смотрите, какими большими буквами я написал вам своею рукою" (таков более точный перевод этого стиха). Полагают, что "крупные буквы" - свидетельство плохого зрения Павла (4,15).

12 обрезываться. См. ком. к 2,3.

чтобы не быть гонимыми. Возможно, что те, кто в Галатии отстаивал необходимость обрезания, поступали так под давлением крайних иудейских националистов.

14 хвалиться разве только крестом. См. 1 Кор. 1,18 - 2,5.

15 новая тварь. Действие Святого Духа в жизни верующего устраняет последствия грехопадения и порождает нового человека (2 Кор. 5,17), который в конечном итоге займет свое место на новом небе и новой земле (Откр. 21,1).

16 Израилю Божию. Т.е. духовному Израилю. Это выражение может относиться к новому народу Божию, отличительный признак которого - дар Духа Святого, а не обрезание, и в число которого, следовательно, входят и язычники, и иудеи. Оно может относиться и к "полноте" Израиля, о спасении которого Павел глубоко переживал (Рим. 9,1-5; 11,12.26.31).

17 язвы. Греческое слово обозначает клеймо, употреблявшееся, чтобы метить раба, принадлежащего определенному хозяину. Этим же словом назывался знак, который носили языческие жрецы как указание, какому божеству они служат. Павел называет им рубцы от ран, полученных во время миссионерской деятельности (2 Кор. 11,23-25). Эти рубцы пометили его как раба Христова (Рим. 1,1; Флп. 1,1; Тит. 1,1).

18 Благословение выражает надежду апостола, что благовестие благодати Божией восторжествует среди галатов.