Послание к евреям апостола Павла

Глава 0

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автор Послания к евреям хорошо знаком с греческой эллинистической литературной традицией, прекрасно знает Ветхий Завет (в его греческом переводе, представленном Септуагинтой), понимает и глубоко чувствует ход истории искупления, нашедшей завершение в Иисусе Христе. Автор лично знаком с адресатами своего послания (13,22.23) и посвящен в обстоятельства жизни их общины (10,32-34). Как и адресаты послания, его автор пришел к вере в Иисуса Христа не в результате непосредственного общения с Господом, а благодаря проповеди апостолов (2,3.4). И, последнее, что доподлинно известно, он знаком с Тимофеем (13,23).

Однако в Послании к евреям не содержится никаких конкретных указаний на автора; его имя окутано глубокой тайной. Восточная церковь во времена Климента Александрийского (примерно 150-215 гг. по Р.Х.) и Оригена (185-253 гг. по Р.Х.) приписывала это послание апостолу Павлу, хотя оба названных богослова отмечали стилистические различия между посланиями Павла и данным посланием. Западная церковь в лице Тертуллиана (примерно 160-225 гг. по Р.Х.) предполагала автором Послания к евреям Варнаву - левита из еврейского "рассеяния", который написал свое послание, поскольку к нему, по-видимому, обратились за поддержкой (Деян. 4,36). В ранний период были и другие предположения относительно возможного авторства послания. Среди них - Лука и Климент Римский (ок. 95 г. по Р.Х.). В период с V по XVI в. по Р.Х. авторство апостола Павла было принято восточной и западной церковными традициями. В период Реформации Лютер высказал предположение, что автором Послания к евреям является Аполлос, христианин-еврей из Александрии, который был искусен в речах и силен в писании (Деян. 18,24). Версии, выдвинутые в современный период, в круг предполагаемых авторов вводят Прискиллу (см., однако, 13,22, где автор говорит о себе, употребляя глагол мужского рода), Епафраса (Кол. 1,7) и Силу (Деян. 15,22.32.40; 1 Пет. 5,12). Как ни сложно разобраться в таком количестве вариантов авторства данного послания, куда сложнее прийти к однозначному мнению по этому вопросу. Учитывая авторитет церковной традиции, пожалуй, наиболее вероятным автором следовало бы считать апостола Павла, но, как справедливо отмечал Кальвин, Послание к евреям написано в стиле, отличном от стиля Павла (включая учительную методологию), и автор говорит о себе как об ученике апостолов - 2,3, что совершенно не свойственно Павлу, который всегда подчеркивал, что получил евангелие непосредственно от Самого Христа - Гал. 1,1.11.12).

Если автор не Павел, произведения которого нам известны, то знание имени автора мало способствует пониманию данного послания. Послание к евреям действительно содержит теологические положения, созвучные с богословием апостола Павла. Однако учение Иоанна о Христе как о Божественном Слове также отражено в послании. Эти особенности, так же как и образ Иисуса, обрисованный в полном соответствии с тремя синоптическими Евангелиями, позволяют безошибочно признать, что подлинным вдохновителем данного послания, как и Писания в целом, является Дух Святой. И хотя имя человека, писавшего Послание к евреям, остается неизвестным, бесспорно, что послание, как и Ветхий Завет до него, написано так, "как говорит Дух Святой" (3,7).

Время и обстоятельства написания

В Послании к евреям содержится немало информации о его адресатах, но не сообщается ничего конкретного о времени и цели написания самого послания. Так, известно, что получатели послания говорили на греческом языке и пользовались греческим переводом Ветхого Завета. Они вполне разделяли богословскую аргументацию, выстроенную на основе Ветхого Завета, интересовались ветхозаветной святостью и системой жертвоприношений, а также вопросами священства. Они не слышали благой вести непосредственно от Иисуса, а восприняли ее от апостолов (2,3); сталкивались с преследованиями (10,32-34) и испытывали изгнание из среды иудеев (13,12.13). Существовала также опасность отпадения, обусловленная угрозой смерти (2,14-18). Наконец, через автора послания им передавали приветствия верующие, названные словом "италийские" (13,24).

Сопоставив все эти данные, можно заключить, что адресатами послания были христиане-евреи "рассеяния", или диаспоры, возможно, проживавшие в Италии (тогда слова приветствия из 13,24 можно рассматривать как посланные "домой" - в Италию - теми, кто в данный момент находился на чужбине).

Самое раннее свидетельство о Послании к евреям исходит из Рима: оно содержится в Первом послании Климента, датируемом ок. 96 г. по Р.Х. Однако Послание к евреям было написано гораздо раньше - когда храм еще не был разрушен и священный ритуал совершался в нем (10,2.3.11). Возможно, время его написания следует отнести к царствованию Нерона, который инспирировал гонения на христиан (64 г. до Р.Х.). В таком случае преследования, упоминаемые в 10,32-34, могут быть соотнесены с эдиктом Клавдия, который выселил евреев из Рима в 49 г. по Р.Х. (Деян. 18,2).

Преследуемых за веру во Христа, отстраненных от иудейского богопоклонения и смущенных отсутствием внешних проявлений славы Христа (Который в земной Своей жизни был гоним и преследуем, а потом скрыт на небесах) адресатов послания автор его пытается укрепить в вере (10,38.39), отвратить от сомнений и направить их мысли к покою в Боге и граду Божиему (4,1.2.11; 11,10.14-16; 13,14).

Характерные особенности и темы

Литературный стиль Послания к евреям и его сосредоточенность на первосвященстве Христа выделяют это послание из общего контекста новозаветных книг. Выдающийся вклад данного послания в новозаветное откровение Иисуса Христа состоит в том, что оно сообщает об исполнении во Христе установлений Закона Моисеева - о святилище, о жертве и о священстве.

Автор характеризует свое обращение как "слово увещания" (13,22). Этим же греческим выражением в Деян. 13,15 названа речь в синагоге, и это обстоятельство позволяет отождествить данное послание с письменной формой проповеди. Назвав послание "словом увещания", автор выразил его основную идею и цели (3,13; 6,18; 10,25; 12,5).

Увещания основываются на убежденности автора в том, что сам Ветхий Завет свидетельствует о несовершенстве заключенного на Синае завета с его системой жертвоприношений и непосредственно указывает на грядущего Первосвященника - Иисуса Христа. Иисус превосходнее посредника прежнего (ветхого) завета, превосходнее ветхозаветного святилища и ветхозаветных жертвоприношений. Он "достоин большей славы", чем Моисей (3,3). В противовес земному и внешнему характеру ветхозаветного богопоклонения, Иисус освятил нас для истинного поклонения Богу, к которому мы приступаем с чистой совестью. Он - залог лучших обетований Божиих, поскольку неразрывно соединил нас с Богом благодати.

Содержание

I. Христос выше ангелов (гл. 1; 2)

А. Пролог: последнее и высшее Свое слово Бог сказал в Своем Сыне (1,1-4)

Б. Писание свидетельствует о великой славе Сына (1,5-14)

В. Увещание не отказываться от спасения, явленного Сыном (2,1-4)

II. Христос выше Моисея (3,1 - 4,13)

А. Сыну принадлежит большая, чем слуге, слава (3,1-6)

Б. Увещание не уподобляться тем, которые из-за неверия обречены были блуждать в пустыне (3,7 - 4,13)

III. Христос выше Аарона (4,14 - 7,28)

А. Христос - истинный Первосвященник (4,14 - 5,11)

Б. Увещания быть духовно зрелыми (5,12 - 6,12)

В. Священник навек по клятве Божией (6,13-20)

Г. Священник навек по чину Мелхиседека (гл. 7)

IV. Первосвященническое служение Христа (8,1 - 10,18)

А. Лучший завет (гл. 8)

Б. Лучшая скиния (9,1-10)

В. Лучшая жертва, очищающая совесть (9,11-28)

Г. Жертва Христа - однажды и навсегда (10,1-18)

V. Призыв укрепляться в вере (10,19 - 12,29)

А. Лучший завет дает лучшие обетования (10,19-39)

Б. Герои веры (гл. 11)

В. Истинные дети Божий (12,1-17)

Г. Небесный Иерусалим (12,18-29)

VI. Заключение (гл. 13)

А. Заключительные увещания (13,1-19)

Б. Благословения и приветствия (13,20-25)

КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1-4 Пролог освещает два временных периода, в которые Бог говорил к Своему народу: "издревле" (ст. 1) и "в последние дни" (ст. 2). Пришествие Сына отмечает настоящее время как "последние дни" периода спасения, обещанного через пророков (Иер. 23,20; Ос. 3,5; Мих. 4,1; ср. 1 Кор. 10,11).

1 Бог... говоривший. Основополагающая тема послания (2,2.3; 4,12; 6,5; 11,3; 12,25).

многократно. Повторяющийся характер пророческого откровения свидетельствует о его несовершенстве, так же, как повторяющееся жертвоприношение животных свидетельствует о недостаточности самой жертвы (10,1).

многообразно. Т.е. в видениях, снах и т.д.

2 в Сыне. Это откровение полнее и совершеннее того, что было дано через пророков. Моисей, величайший пророк, был всего лишь слугой в доме Отца, тогда как Христос является Сыном Отчим - "сияние славы и образ ипостаси Его (Отца)" (ст. 3). Сын говорит так же, как говорили пророки, но то, что Он говорит, является полным, абсолютным и окончательным откровением Божиим.

наследником всего. Величие Христа явственно откроется в конце человеческой истории, поскольку "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" (Кол. 1,16). Он - Первородный (ст. 6), Он - Тот, к Чьим ногам будут положены все враги Его (ст. 13). Поскольку Бог принимает нас через Христа и усыновляет, мы также наследники (сонаследники со Христом). См. ст. 14; 6,12.17; Рим. 8,14-17; Гал. 4,6.7.

чрез Которого и веки сотворил. Превосходящее все достоинство Сына открыто в творении, поскольку "Им создано все" (Кол. 1,16).

3 сияние славы. Греческое слово, переведенное здесь как "сияние", употреблено при описании персонифицированной Божественной Премудрости в неканоническом еврейском произведении "Книга премудрости Соломона" (Прем. 7,25-28). Однако в послании речь идет не о персонификации Божиих свойств, а о Божественной Личности, обладающей этими свойствами.

образ ипостаси Его. Это выражение предполагает единство Сына с Отцом и их раздельность как Божественных Личностей. Соответствуя во всем Отцу, Сын открывает Собою Отца, т.е. является Его откровением. Христос - образ Бога невидимого" (Кол. 1,15) - является Тем, в ком мы можем видеть Отца (Ин. 14,9; 2 Кор. 4,4-6).

держа все словом силы Своей. В начале времен Сын призвал творение к существованию (Кол. 1,17) и хранит его от разрушения и гибели до того дня, когда его словом все будет вновь поколеблено, все, кроме Царства Божия и наследников его (12,26-28).

очищение грехов наших. Разъясняется значение искупительной смерти Сына, как священнический акт очищения тех, кто призван в присутствие Божие (9,14).

воссел одесную (престола) величия на высоте. См. Пс. 109,1. Это выражение содержит указание на два аспекта превосходящей все славы Сына. Во-первых, "одесную" означает величие служения Христа, которое является вершиной праведности, небесной святости и не имеет аналогов на земле (8,1.2.5). Во-вторых, Он "воссел", поскольку Его очистительная (освятительная) работа, в отличие от священников-левитов, была сделана однажды и навсегда (10,11.12).

4 превосходнее Ангелов. Этими словами вводится ряд цитат из Ветхого Завета (ст. 5-14).

славнейшее... наследовал имя. Предвечный Сын принял человеческую природу (воплотился), чтобы спасти людей от греха и смерти (2,14.15). Теперь же, как воскресший Мессия, Он "открылся Сыном Божиим в силе... через воскресение из мертвых" (Рим. 1,4). Возвышение Христа, как новый этап Его мессианского и посреднического служения, и является свидетельством того, что Он стоит выше ангелов.

5.6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс. 2,7), пророков (ст. 5, см. 2 Цар. 7,14; в еврейской Библии книги пророка Самуила - Первая и Вторая книги Царств - относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор. 32,43).

5 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус - предвечный Сын Бога (Мк. 1,11; Ин. 3,16), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком (Пс. 2,7), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с "вождем спасения" (2,10; ср. 3,14 и ком.; Рим. 8,29).

6 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему (Лк. 2,13.14).

Первородного. Как и в Пс. 88,27, это слово выражает понятие "высший над всеми", но не "первый среди равных". В Исх. 4,22 это слово означает "избранный", "возлюбленный" (Кол. 1,15).

7 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также "ветер". Слово "огонь" ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10-12).

служителями. В отличие от Сына, ангелы - только слуги в доме Отца.

8.9 См. Пс. 44,6.7. Сын есть Бог, однако он отличается от Отца (Ин. 1,1).

9 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4,15; 5,8; 7,26.

10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком.

11 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7,3.23.24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10,34; 12,27.28; 13,14).

13.14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8,1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2,5; 2,10; 6,12; ср. 8,17.29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2,16; 1 Кор. 6,3).

Глава 2

2 через Ангелов возвещенное слово. См. Втор. 33,2. Имеется в виду посредническое служение Ангела Господня при заключении завета на Синае.

3 спасении. Впервые упомянутое в этом послании в 1,14, спасение включает наследование грядущего века (ст. 5; 11,16), получение славы по Божиему усыновлению (ст. 10), очищение от грехов (1,3; 2,11.17), освобождение от страха смерти (ст. 14,15) и привилегию пребывать с Богом (4,16; 10,22), чтобы воздавать Ему угодное поклонение (12,28; 13,15.16).

слышавшими от Него. Т.е. апостолами Христа. См. Введение: Автор.

4 знамениями и чудесами. Т.е. особые средства, которые использует Бог, чтобы засвидетельствовать власть и авторитет Спасителя (Деян. 2,22), а также апостолов и Стефана (Деян. 6,8; 14,3; Рим. 15,19; 2 Кор. 12,12).

6 некто... засвидетельствовал. Эти слова свидетельствуют, что автор, по всей видимости, был евреем, для которого богодухновенность Писания (ВЗ) являлась не только несомненным фактом, но и высшим критерием истинности.

8 все покорил под ноги его. См. Пс. 8.

9 не много был унижен. "Не много" может иметь отношение и к временному периоду ("недолго"), и к статусу. Если подразумевается время, то эти слова указывают на его непродолжительность.

вкусить смерть за всех. "За всех" - т.е. за "многих сынов", которых Бог призвал к славе (ст. 10), а Иисус называет "братиями" (ст. 11). Те, за кого Иисус вкусил смерть, раз и навсегда были освящены Его жертвой, омывшей их совесть от дел, ведущих к смерти (9,14). Выражение "за всех" включает тех (и только их), кто постоянен в своей вере во Христа (3,6.14).

10 вождя спасения. Возможный перевод: "инициатора спасения".

11 освящающий. См. статью "Искупление".

все - от Единого. Т.е. имеют общее происхождение в Боге. Иное истолкование: имеют общую, т.е. человеческую природу.

не стыдится называть... братиями. Т.е. признает Своими.

12 Ср. Пс. 21,22.

13 Я буду уповать на Него. Ср. 2 Цар. 22,3; Ис. 8,17; 12,2. Во всех трех приведенных случаях слуги Божий исповедовали свою веру в Бога перед лицом опасности.

Я и дети, которых дал Мне Бог. Как Исайя и его дети являлись для своего поколения живым свидетельством Божией верности (Ис. 8,18), так и Сын, Который превосходнее пророков (1,1.2; 3,3-6), имеет теперь "круг" Своих детей, которых дал Ему Отец (Ин. 17,6).

14-18 Христос сначала предстает как Искупитель, избавивший нас от рабства греха, а затем - как милостивый Первосвященник, помогающий нам в наших искушениях.

14 плоти и крови. Идиоматическое выражение, соответствующее понятию "человек". Ср. Мф. 16,17; 1 Кор. 15,10; Гал. 1,16.

также воспринял оные. Здесь подчеркивается полнота вочеловечивания Христа. Чтобы восторжествовать над смертью и дьяволом и произвести Божий суд над грешниками, Христу необходимо было воспринять человеческую "плоть и кровь", т.е. человеческую природу.

16 Ср. ст. 5. Здесь ангелам уже противопоставлен не Сын Божий, а "семя Авраамово" (см. 6,15-17; 11,9; Рим. 4,11-18; 9,7.8).

17 См. статью "Посредническое служение Христа".

Он должен был во всем уподобиться братиям. Только Тот, кто подвержен тем же искушениям и испытаниям, что и мы, может быть нашим Первосвященником (4,15; 5,2). Только Тот, Кто пройдет через все искушения и испытания в полном подчинении воле Божией, может быть Первосвященником, не знающим греха (4,15; 7,26), и достоин предложить Себя как беспорочную жертву в умилостивление за грехи мира (9,14).

18 См. статью "Полнота человеческого естества в Иисусе Христе".

Глава 3

1 братия святые. Формула христианского приветствия и обращения (3,12; 10,19; Деян. 1,16; 1 Кор. 3,1), приведенная здесь преднамеренно, поскольку Иисус действительно сделал нас Своими "братиями" и "святыми" (2,11).

участники в небесном звании. Звание "святых" и "братиев" Христа имеет не земной, преходящий, а небесный и вечный характер, поскольку исходит от Того, Кто неизменен и верен.

Посланника. В Новом Завете это именование в отношении Иисуса Христа встречается только здесь и указывает на Его служение, исполнить которое Его послал Отец (ст. 2; ср. 10,5-10; Ин. 6,38; 20,21).

2-6 Противопоставление Христа Моисею.

3 кто устроил его. Автор послания говорит, что Иисус настолько превосходит Моисея, насколько Творец превосходит Свое создание.

5 верен во всем доме Его. Моисей был верным слугою Божиим, но закон, который он передал народу Израилеву, исходил не от него, а от Бога.

для засвидетельствования... что надлежало возвестить. Служение Моисея, главным образом, заключалось в том, чтобы засвидетельствовать приход Христа (Ин. 5,46.47). Закон Моисеев был только тенью тех благ, которые должен был принести Христос (9,11; 10,1) и Дух Святой сошел только тогда, когда рукотворенная скиния была заменена чем-то несоизмеримо лучшим (9,8).

6 дом же Его - мы. Дом Божий - это Его народ (1 Цар. 2,35; 2 Цар. 7,16; Еф. 2,19-22; 1 Тим. 3,15). Это одна из важнейших тем Священного Писания.

если... сохраним до конца. Это условие выражает идею полной принадлежности верующего Господу, что и является, по сути, единением со Христом.

8 в день искушения. См. Исх. 17,1-7. Во время исхода из Египта народ Израилев возроптал, и Моисей ударил по скале, чтобы напоить жаждущих. Последствием этого ропота явилось сорокалетнее странствование по пустыне.

11 поклялся. Божие обещание не впустить непокорное поколение израильтян в землю обетованную. См. Числ. 14,21-30.

покой Мой. См. ком. к 4,8.

12.13 Автор призывает к исповеданию веры и верности Богу и членам Церкви Христовой, предостерегая их от падения, началом которого является ожесточение сердца.

12 сердца лукавого и неверного. Т.е. такого, которое имели отцы их (ст. 9), за что они и не были допущены в покой Бога (ст. 19).

13 "ныне". См. ком. к 4,7.

обольстившись грехом. Т.е. не усомнился в верности Божией и в Его обетованиях.

14 причастниками Христу. Т.е. теми, кто имеет общую с Ним участь.

Глава 4

1 будем опасаться. Опасаться не того, что могут сделать люди, но отпадения от Бога и обольщения грехом.

2 нам оно возвещено. Возвещено слово Божие, но если израильтяне не могли слышать его, как и созерцать Бога, то Христос возвестил слово Благой Вести так, чтобы Его слышали все.

3-5 Основная тема данных стихов - "покой" Божий, который берет свое начало от седьмого дня творения (ст. 4, см. Быт. 2,2). Автор послания понимает обещание физической земли как обетование вхождения в покой Божий (3,11), но только верующие могут войти в него (ст. 3).

7 "ныне". Читающие послание должны осознавать, что они живут в период времени, названный словом "ныне" (3,13), поэтому им необходимо внимать обетованиям и бодрствовать. Приглашение войти в покой, переданное через Давида, распространяется на новое поколение, которое ныне должно откликнуться на слово Божие.

8 Согласно другому толкованию (ср. ст. 3-5), физическая земля - Ханаан - никак не может подразумеваться под обетованным покоем Божиим. Когда Дави писал свои псалмы, Израиль уже долгие годы жил в земле ханаанской. Если обретение обетованной земли исполнилось еще во времена Иисуса Навина, то слова Давида в таком контексте лишаются всякого смысла. Однако надежда патриархов была связана не с ханаанской страной, а с небесной (11,6). Подобные аргументы из Ветхого Завета приведены автором и в 7,11; 8,7.

9 еще остается субботство. Окончательное празднование субботы (вхождение в покой Божий) ожидает народ Божий в будущем.

10 успокоился от дел своих. См. Откр. 14,13.

12 до разделения души и духа. Некоторые толкователи в этом стихе видят подтверждение теории трихотомического состава человека, предполагающего наличие тела, души и духа. Однако контекст не дает оснований для таких утверждений. В этом стихе речь идет не об "архитектонике" человека, а о силе проникновения в человека слова Божиего и производимой им работы.

14 прошедшего небеса. Христос воскрес, вознесся и воссел одесную Бога (8,1), исполняя служение нашего великого и предвечного Первосвященника (7,26; 9,11.24).

Сына Божия. См. ком. к 1,5.

15 искушен во всем. Христос был искушаем, подобно нам, но не поддался искушению. См. статью "Безгрешность Иисуса".

16 приступаем с дерзновением. Имея Первосвященником Иисуса Христа, верующие могут смело "приступать" (обращаться) к Богу, ибо им во Христе и благодаря Ему дарована благодать - прощение грехов, искупленных жертвой Христовой, и мир с Богом, достигнутый ходатайством Первосвященника.

Глава 5

1-10 Подобно тому как ветхозаветные первосвященники отождествлялись с народом, от лица которого они выступали (ст. 1-3) и служили по избранию Божию (ст. 4), Христос так же стал Первосвященником по определению Отца (ст. 5 и 6) и отождествил Себя со Своим народом через Свои страдания (ст. 7-10).

1 приносить дары и жертвы за грехи. Выражение "дары и жертвы" подразумевает различные подношения, которые производили ветхозаветные священники (8,3; Лев., гл. 1-7). Но главный интерес в данном случае представляет тот факт, что разнообразные жертвоприношения объединял один характерный признак - это были жертвы за грехи.

2 могущий снисходить. Немощь ветхозаветного первосвященника, обусловленная его собственными грехами, вынуждала его быть снисходительным к грехам других. Снисходительность же Иисуса мотивирована Его отождествлением Себя со Своим народом, хотя Сам Он никогда не был искушен грехом (4,15).

3 Ветхозаветный первосвященник сам нуждался в искуплении и прощении грехов (7,27; 9,7; Лев. 16,11) в отличие от безгрешного Первосвященника Нового Завета.

5 Ты Сын Мой. См. 1,5 и ком.

6 Мелхиседека. Мелхиседек - таинственная личность, о которой лишь дважды упоминается в Ветхом Завете (Быт. 14,18; Пс. 109,4). Однако слова "священник вовек по чину Мелхиседека" вместе со словами "Сын Мой" (ст. 5) указывают на исключительный характер его священнического служения.

7 с сильным воплем... принес молитвы. См. Мк. 14,33-36; Ин. 12,27.

услышан был. Иисус был услышан в том смысле, что Бог принял Его служение искупления, о чем свидетельствует Его воскресение из мертвых.

8 страданиями навык послушанию. Хотя Иисус и был свободен от греха (4,15), Его борьба с искусителем была тяжелой и реальной (2,18).

9 совершившись, сделался. Эти слова не означают, будто Иисус, только усовершенствовавшись, стал безгрешным, - Он всегда был таким (4,15). Здесь речь идет о том, что Искупителем Он стал после Своих страданий на кресте и смерти. Приняв это, Он "совершился", т.е. в полной мере принял на Себя служение Первосвященника.

10 Мелхиседека. См. ком. к ст. 6.

11 неспособны слушать. Т.е. стали духовно ленивы и невосприимчивы.

12 первым началам слова Божия. См. 6,1.2.

молоко... твердая пища. Ср. 1 Кор. 3,1,2.

14 совершенным. Имеется в виду не интеллектуальное превосходство, а совершенство как способность воспринимать слово Божие и, вникая в него и повинуясь ему, возрастать в вере и праведности.

Глава 6

1 начатки учения Христова. Основополагающие принципы христианской веры и благовестия, изложенные в книге Деяния святых апостолов.

2 полагать основание обращению. См. Мк. 1,15; Деян. 20,21.

учению о крещениях. Существует только одно крещение, хотя мнения относительно того, в каком возрасте крестить и каким образом, в христианской среде расходятся. См. статью "Крещение младенцев".

о возложении рук. Действие, сопровождающее благословение, молитву об исцелении, избрание на служение церковных руководителей.

3 если Бог позволит. Эти слова выражают непреложную истину: для любого дела необходимо Божие соизволение и помощь.

4-12 Этот фрагмент интерпретируется по-разному. Некоторые понимают его в том смысле, что автор говорит о христианах, утративших спасение. Однако такое толкование противоречит тому контексту Нового Завета, где однозначно говорится, что те, кто действительно спасены Богом, пребывают в вере до конца (Ин. 10,28.29; Рим. 8,28-30; статья "Сохранение святых"). Другие толкователи полагают, что данный текст направлен против иудаистских еретических группировок, следование учению которых лишает всякой надежды на спасение. Иисус совершил полное (7,25) и окончательное спасение (10,13) тех, кто внял Его словам.

4 однажды просвещенных. Т.е. тех, кому благовестием уже открыто знание о Боге, и кто принял крещение. Ранние христианские писатели часто обращение в веру и крещение называли одним словом: "просвещение".

вкусивших дара небесного. Некоторые толкователи понимают эти слова как участие в Вечере Господней. Однако под "даром небесным", скорее, следует подразумевать дар жизни вечной или, точнее, предвкушение его.

причастниками Духа Святаго. Т.е. приобщившиеся к дарам Святого Духа, познали их на личном опыте.

5 сил будущего века. Может быть, подразумеваются чудеса и знамения, а возможно то, что принято называть "общение святых".

6 опять обновлять покаянием. Покаяние - первый этап на пути обращения к Богу и постоянно присутствующее в христианской жизни средство обновления ума и совести (посредством отречения от грехов и пресечения их). Здесь, учитывая общий контекст, речь идет о повторении уже пройденного пути, об обращении вспять, чтобы начать все сначала, вместо того чтобы продвигаться вперед в духовном совершенствовании.

распинают в себе Сына Божия. Т.е. не верят в то, что искупительной жертвы Христовой достаточно для прощения их грехов.

7.8 В соответствии с ветхозаветной системой образов, земля - это народ Божий (Ис. 5,1-7), дождь - слово Божие (Ис. 55,10.11) или Дух Божий (Ис. 44,3.4), "производящая тернии и волчцы" земля - бесплодные люди (Ис. 5,4-6). См. также Мф. 13,7.8.22.23.

11 для совершенной уверенности в надежде. Поскольку вера устремлена в будущее, в настоящем она имеет только надежду, но эта надежда, в свою очередь, непоколебима, поскольку зиждется на знании Бога, - что Он верен и праведен и исполнит обетование, если мы не ослабеем в своей вере (10,23; 1 Кор. 1,9).

12 не обленились. См. 5,11 и ком.

13 Бог... клялся Самим Собою. Бог Сам является гарантом непреложности Своих обетований.

14 благословляя благословлю. Двойное повторение какого-либо события или явления в Ветхом Завете рассматривается как свидетельство того, что происходящее исходит непосредственно от Бога, а потому истинно, непреложно и свято (см., напр., Суд. 6,37.40). Повторенные в данном случае слова синонимичны стоящему перед ними слову "истинно".

15 Авраам, долготерпев. Т.е. долго ждал обещанного. Очевидно, христиане, которым адресовано данное послание, теряли веру в исполнение обетований именно из-за того, что этого приходилось ждать. Напряженное ожидание Второго пришествия Господа и исполнения Им всех обетований является характерной особенностью первых десятилетий жизни церкви. Однако у многих христиан сама необходимость ждать порождала сомнения. Именно к людям с таким настроением и обращается автор послания.

18 в двух непреложных вещах. В исполнении обетования Аврааму о рождении сына и в том, что в Аврааме благословятся все племена земные.

в которых невозможно Богу солгать. Бог вообще не может лгать, но в данном случае такой оборот речи подразумевает не потенциальную возможность Бога отречься от Своего обетования и не исполнить его, а то обстоятельство, что Бог уже исполнил "две вещи", а потому они уже непреложны и Бог никак не может (даже если такое было бы возможно) "солгать" (не исполнить их).

надежду. См. статью "Надежда".

19 во внутреннейшее за завесу. Т.е. в Святое Святых, место Божиего присутствия в храме. Иными словами, надежда, питающая нас, коренится в Боге и исходит от Него.

20 Очевидно, подразумевается Божие присутствие на небесах (Святое Святых), куда вошел Иисус и воссел одесную Бога как наш Первосвященник и Ходатай.

Глава 7

1-28 Основная идея данного раздела - обетование, данное в Пс. 109,4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт. 14,17-20 и Пс. 109,4.

1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим - древнее название Иерусалима.

2 царь правды. Мелхиседек - имя, состоящее из двух слов: "мелек" (евр.) - "царь", "цедек" (евр.) - "праведность".

3 Существует предположение, что Мелхиседек - это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником "по чину Мелхиседека" (6,20) позднее - после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт., гл. 14, сказано, что Мелхиседек - живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус - царь Салима, - что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) - всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

4-10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4-6; 8-10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же - потомок Авраама (Чис. 18,21-29).

7 меньший благословляется большим. Авраам, как "меньший", принес десятину, Мелхиседек, как "больший", благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что "он живет". Это свидетельство, содержащееся в Пс. 109,4, приводится автором в 5,6 и является основанием для аллюзии в 6,20 и 7,3.

9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о "предсуществовании" Левия.

11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4,8 и 8,7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в "последние дни" (1,2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, - составная часть закона и обслуживали именно его.

13-28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс. 109,4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим. 6,9.10).

19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6,17.18 и ком.

21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс. 109,4.

22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер. 31,31-34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как "поручитель" в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он - источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет - лучший.

23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью "Безгрешность Иисуса".

27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.

Глава 8

1.2 Служение Первосвященника "навеки совершенного" связано со священнодействием "в святилище и скинии истинной", воздвигнутой Богом.

3 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9,12) и тело (10,10).

4 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7,13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным.

5 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели - они указывали на Иисуса.

6 Новый завет является лучшим, ибо он заключен с клятвой (7,22), а также потому, что он содержит лучшие обетования (ст. 8-12). По обеим причинам, служение новому завету - "превосходнейшее".

ходатай. Посредник - лицо, представляющее обе договаривающиеся стороны. Моисей охарактеризован как посредник (ходатай) закона (Гал. 3,19.20). Сущность посредничества Христа заключается в том, что Он предложил Себя как искупительную жертву за грех (9,14.15; 12,24; 1 Тим. 2,5.6).

7-13 Обетование нового завета в Иер. 31,31-34 - объединяющая тема стихов 8,7-10.18, в которых слово, переведенное как "завет", встречается четырнадцать раз. Для сравнения отметим, что оно еще трижды встречается в Послании к Евреям (7,22; 12,24; 13,20) и шестнадцать раз в остальных книгах Нового Завета.

7 Божие обетование нового завета, сделанное через Иеремию, свидетельствует, что прежний завет не был окончательным.

9 не пребыли в том завете. Одна из причин, обусловившая необходимость нового завета, в том, что народ "не пребывал" в прежнем завете, т.е. нарушал его и закон, сопутствовавший завету.

10 вложу законы Мои в мысли их. В отличие от освящения, предусмотренного законом, смерть Христа очищает совесть (9,9-14), поэтому мы в состоянии исполнять волю Божию (держать Его законы в мыслях своих).

11 все... будут знать Меня. Закон запрещал всем, кроме первосвященника, входить в Святая Святых (присутствие Бога). При новом завете все могут через Иисуса Христа приходить к Богу (10,19-22).

12 грехов их... не воспомяну. В отличие от постоянно повторяющихся жертвоприношений, предусмотренных законом как ежегодное напоминание о грехе (10,3), жертва Иисуса принесла прощение грехов и освящение и совершилась раз и навсегда (10,10.13.18).

Глава 9

1 постановление о Богослужении и святилище. Этим стихом открывается сопоставление ветхозаветной святости и святости Христовой, которое продолжает гл. 10.

3 за... завесою. Завеса, отделявшая Святое Святых (место пребывания Бога среди Своего народа), см. 6,19. Когда Иисус умер, именно эта завеса разодралась сверху донизу (10,20; Мф. 27,51).

5 о чем не нужно... говорить подробно. Необходимости "говорить подробно" могло действительно не быть в том лишь случае, если адресатам послания обустройство скинии было известно так же хорошо, как и его автору (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Кроме того, в иудейской среде I в. по Р.Х. символике храма и его атрибутов уделялось повышенное внимание, и автор сразу оговаривает, что эта тема в данном случае предметом обсуждения не будет.

6 в первую скинию... входят священники. Это часть скинии, предварявшая Святое Святых. Здесь находились хлебы предложения (Исх. 25,30; Лев. 24,5-9), горящий светильник (Исх. 27,20.21; Лев. 24,1-4), символизировавший молитвы верующих (Исх. 30,7-9; Лк. 1,8-10; Откр. 8,3).

7.8 Только один человек, один раз в году и только после специальных приготовлений мог войти в Святое Святых. Этим человеком был первосвященник. Дух Святой открыл через закон, что земная праведность, достигнутая земными средствами, не может быть основанием, позволяющим грешнику входить в присутствие Божие. Новый завет дает иное обетование: "все... будут знать Меня" (8,11).

7 за себя. Первосвященник-левит сам нуждался в искуплении, в отличие от Первосвященника нового завета, Иисуса (5,3; 7,26.27).

9 образ настоящего времени. Автор рассматривает богослужение в скинии как символическое предвосхищение времени благовестия (8,5 и ком.).

11 с... совершеннейшею скиниею. Имеется в виду небесная скиния, несовершенным подобием которой является скиния земная.

13 дабы чисто было тело. Очищение посредством крови жертвенных животных носило символический характер и указывало на жертвенную кровь Христа.

14 кольми паче. Автор вновь обращается к приему сопоставления по типу "больше-меньше" (см. 2,2.3). Менее совершенную кровь животных приносил в жертву земной первосвященник; совершенную кровь пролил совершенный Первосвященник, Иисус Христос.

непорочного. Жертва должна была быть без порока и изъяна, чтобы стать выкупом за имеющих изъяны грешников (Чис. 6,14; 1 Пет. 1,19).

мертвых дел. Имеются в виду не дела закона, которые, хотя и являются бесполезными для оправдания перед Богом (Гал. 3,1-14), но не могут быть "мертвыми", т.е. вести к смерти. Автор говорит о закоснелости в грехах (ср. 6,1).

для служения Богу живому. Цель прощения - это не только освобождение от осуждения за грех, но, главным образом, возвращение человека к Богу, чтобы служить и поклоняться Ему так, как Он Сам того желает (12,28; 13,15.16.21).

15 для искупления. Искупление - плата, выкуп с целью освобождения кого-либо от рабской зависимости (ср. ст. 12). Нарушение заповедей Божиих влекло за собой Божие осуждение. Гнев Божий могла удовлетворить только смерть нарушителя или, как выкуп за него, смерть замещающей его жертвы.

16 завещание. Слово, переведенное здесь как "завещание", переводится также как "завет".

19 Моисей... взял кровь. Тем самым Моисей указал на кровь Христа, которой будет скреплен новый завет.

20 кровь завета. Завет был записан на скрижалях, но обретал силу при "скреплении" его кровью. Это была кровь животных, которые замещали собой тех, кто, совершая грех, тем самым нарушал завет.

21-24 Святилище, место встречи святого Бога с грешными людьми, должно было окропляться кровью безгрешной жертвы, эта кровь символизировала прощение грехов. Такая практика была справедливой не только для земной ветхозаветной скинии (ст. 21 и 22), она справедлива и для скинии небесной (ст. 23 и 24), которая была освящена крестной жертвой Христа (ст. 23).

23 образы небесного. Ветхозаветная скиния и священные предметы, находившиеся в ней.

самое же небесное. Ничто небесное не нуждается в очищении от грехов, соделанных людьми. Но поскольку на земле люди, представая в святилище пред Богом, вносили в святилище грех и этот грех смывался кровью жертвенных животных, точно также, чтобы грешный человек мог предстать пред Богом в небесном святилище, необходимо было окропить его священной кровью, поскольку грех не может быть там, где пребывает Бог.

24 См. ком. к ст. 23.

25 с чужою кровью. Разница между жертвой, приносимой ветхозаветным первосвященником, и жертвой Христа в том и состоит, что Христос в качестве жертвы предложил Себя.

27 однажды умереть, а потом суд. Эти слова опровергают теории как множественности жизней (реинкарнации), так и жизни в физическом теле как единственно возможной для человека и заканчивающейся с физической смертью. См. статью "Смерть и бестелесное состояние".

Глава 10

1 тень будущих благ. Т.е. закон служил прообразом благодати, пришедшей с новым заветом.

сделать совершенными. Закон не мог единожды и окончательно очистить приходящих к Богу от греха, сделать их совершенными, т.е. не нуждающимися в дальнейшем очищении.

3 напоминается о грехах. Закон не мог служить средством освобождения от греха, ибо "законом познается грех" (Рим. 3,20). Состоящие под законом грешники таковыми и оставались: Бог "помнил" об их грехе, закон же служил средством для напоминания об этом грешникам.

5 тело уготовал Мне. В еврейском тексте Пс. 39,7, откуда цитируются данные слова, сказано: "Ты открыл мне уши" (ср. Ис. 50,5). Автор послания, следуя за греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинтой), обобщает смысл данного псалма. Кроме того, если псалмопевец писал псалом задолго до пришествия Христа и, водимый Духом, мог мыслить только в прообразах, то автор послания знал абсолютно точно, Кто стоит за этими образами.

7 в начале книги. В Ветхом Завете, прообразы которого указывают на Христа.

8 Этот стих подразумевает всю систему ветхозаветного жертвоприношения.

9 иду исполнить волю Твою. См. Ин. 4,34; 5,30; 6,38.39; ср. Лк. 7,30.

10 См. ком. к ст. 9.

15 О сем свидетельствует... Дух Святый. В Послании к Евреям, как и в других книгах Нового Завета, подчеркивается, что Дух является подлинным Автором Священного Писания (3,7; 9,8; Деян. 4,25). См. статью "Авторитет Писания".

16.17 Две цитаты из Иеремии (гл. 31) служат подтверждением, что принесенная Христом единократная жертва навсегда освящает верующих в Него (ст. 16) и служит достаточным основанием для прощения грехов (ст. 17).

19 входить во святилище. Имеется в виду небесное святилище, вход в которое открыт искупительной жертвой Христа.

20 через завесу, то-есть плоть Свою. Образное выражение. Автор идентифицирует завесу в храме и тело Христа. Уподобление основано на том, что завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, разорвалась сверху донизу (6,19; 9,3; Мф. 27,51), также и тело Христа было распято, чтобы кровь Его открыла доступ в небесное святилище (ст. 19).

23 верен Обещавший. Эти слова в равной степени имеют отношение и к Отцу, и к Сыну.

25 См. статью "Определение подлинности местных церквей".

дня оного. Или "дня Господнего". Имеется в виду Второе пришествие Христа.

26 произвольно грешим. Христиане, считающие себя безгрешными, подвергаются самообольщению (1 Ин. 1,8); те же, кто осознает свою греховность, не должны отчаиваться в получении благодати (4,16; 1 Ин. 2,1.2). Умышленный же грех направлен против жертвы Христовой, очистительной силы Его крови и является оскорблением Духу Святому (6,6; 10,29). Грешащий преднамеренно тем самым отвергает дарованную во Христе благодать, прощение грехов и мир с Богом.

28 отвергшийся закона Моисеева. Обратившийся от Бога к идолам (Втор. 17,2-7).

29 Насколько благодать нового завета превосходит закон ветхого, настолько отвержение ее серьезнее пренебрежения законом.

30 Господь будет судить народ Свой. Две цитаты из песни Моисея (Втор. 32,35.36) свидетельствуют, что Бог намерен судить согласно завету, при этом выделяя тех, кого Он считает Своими, из прочих (ср. 1 Пет. 4,17).

32-39 Как и в 6,19 - 7,12, автор уравновешивает суровость предупреждения ободрением, описывая плоды благодати.

33 Публичные поношения, аресты и другие преследования сопровождали эдикт Клавдия (49 г. до Р.Х.), которым евреи изгонялись из Рима (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

34 моим узам сострадали. Эти слова позволяют отождествлять автора послания с апостолом Павлом (см. Введение: Автор).

имущество лучшее и непреходящее. Небесный Иерусалим и непреходящая ценность вечной жизни.

36 См. ком. к 6,11.

37.38 В этих стихах подразумевается Второе пришествие Христа, которое принесет воздаяние верным и отступникам.

39 Мы. Автор объединяет себя с адресатами послания.

Глава 11

1-40 Галерея образов ветхозаветных героев веры открывается и завершается комментарием специфического для Ветхого Завета аспекта веры - уверенности в получении обещанного Богом (ст. 1,2,39,40).

1 уверенность в невидимом. Из настоящего времени только глазами веры можно видеть будущее, и только вера рождает уверенность в получении обещанного Богом.

2 древние. Первым праведником, к которому можно отнести слова "праведный верою жив будет", был Авель, за ним - Енох.

3 верою познаем. Хотя никто из людей не был свидетелем процесса творения из Писания, которое принимается верою, известно, что Бог творил словом Своим.

4 жертву лучшую. Принцип, согласно которому жертвоприношение без веры не имеет цены в очах Божиих, является изначальным и действует с момента грехопадения. Жертва Христа не только "лучше" всех прочих жертвоприношений, - она уникальна, поскольку кладет конец самому установлению о жертвоприношениях.

получил свидетельство. Авель был первым, кто получил свидетельство праведности от Бога, которое состояло в самом факте принятия Богом его жертвы. Следует отметить, что Авелем руководило не предписание закона (которого еще не было) и не стремление кому-либо подражать: он действовал на основании внутреннего побуждения, коренившегося в уверенности, что его действия угодны Богу.

5 не видел смерти. См. Быт. 5,18-24.

угодил Богу. Угождение Богу означает такой образ мыслей и поступков человека, который соответствует воле Божией.

6 без веры угодить Богу невозможно. Данный постулат является неопровержимым даже на уровне формальной логики: невозможно угождать тому, в существование кого (или в чей авторитет) не веришь. См. статью "Угождение Богу".

7 что еще не было видимо. Ср. ст. 1. Хотя вера есть уверенность в вещах, существующих за пределами материального мира (ст. 3 и 27), в данном фрагменте речь идет о событиях, принадлежащих этому миру, но отстоящих во времени (еще не осуществившихся, но обещанных Богом в будущем). Ной поверил в реальность обещанного потопа задолго до первых признаков, предвещавших бедствие. Вера его выразилась в действии - он приступил к постройке ковчега.

8-10 Вера Авраама в наследование обетованной земли выразилась в его делах: 1) подчинившись воле Божией, он оставил Ур ради будущего отечества, ни местонахождение, ни название которого ему не были известны (ст. 8); 2) он жил как странник и пришелец в земле, которая была ему обещана (ст. 9 и 13); 3) за Ханааном он видел лучшее отечество - небесную страну и город, архитектором которого является Сам Бог (ст. 10,14-16; 13,14).

11.12 Верою Авраам принял Божие обетование о сыне (Исааке), рождение которого можно было бы объяснить только чудом, поскольку и Авраам, и Сарра были уже слишком стары, чтобы обетование Божие могло исполниться естественным образом.

13-16 Наследие, в получение которого верили патриархи, было невидимым по двум причинам: оно принадлежало небу, а не земле; оно относилось к будущему, а не настоящему.

13 издали видели оные. Точнее было бы сказать: из дали времен, поскольку здесь речь идет именно об отдаленности во времени.

радовались. Радовались приходу Мессии (Ин. 8,56).

странники и пришельцы. Подобно Аврааму, который жил странником в принадлежащей ему по Божию обетованию земле, наследующие спасение только странствуют по этому миру, видя за его горизонтами небесное отечество, наследовать которое предстоит в будущем.

16 приготовил им город. Небесный Иерусалим.

17-19 Испытанием веры Авраама явилось требование принести в жертву Исаака. Исаак был не только обетованным сыном (ср. Ин. 3,16), он являлся залогом исполнения других Божиих обетований (в частности, Бог обещал произвести от Авраама многочисленный народ). Если бы Исаак умер, не оставив после себя потомства, эти обетования не могли бы осуществиться. Авраам, зная это, готов был покорно пожертвовать сыном, веря и зная, "что Бог силен и из мертвых воскресить" (ст. 19).

20 Верою в будущее... благословил. Исаак верил в обетование и благословил сына (Иакова), передавая ему эту веру и надежду на исполнение Богом обещанного.

22 Иосиф помнил об обещании Бога вывести народ из Египта, которое дано было Аврааму задолго до рождения Исаака (Быт. 15,13.14), и, умирая, просил, чтобы его прах был вынесен из Египта и погребен в земле обетованной, тем самым выражая свою веру в то, что было невидимо (ст. 24-26).

26 поношение Христово. Христос, пришедший исполнить волю Божию, был гоним и подвергался поношению. Моисей также избрал участь гонимого и преследуемого, поскольку только так он мог исполнить волю Божию.

27 Верою оставил он Египет. Эти слова относятся, скорее, к исходу народа израильского из Египта под руководством Моисея, чем к бегству из Египта самого Моисея после убийства египтянина.

28 совершил он Пасху. См. Исх. 12,7.12.13.

29 Верою перешли они Чермное море. См. Исх. 14,21.

30 Верою пали стены Иерихонские. См. Нав. 6,19.

31 Рахав доказала свою веру в Бога, когда помогла израильским соглядатаям. Она обрела праведность (Иак. 2,25) и стала одним из предков Иисуса Христа (Мф. 1,5).

35 жены получали умерших своих воскресшими. Упоминание о событиях, описанных в 3 Цар. 17,22.23; 4 Цар. 4,36.37.

иные же замучены были. Имеются в виду события, относящиеся к периоду войны по руководством Иуды Маккавея и его братьев.

37 перепиливаемы. Согласно преданию, пророк Исайя умер такой смертью.

39 не получили обещанного. Хотя некоторые обетования исполнились в ветхозаветное время, главное обетование - приход Мессии - ждало своего осуществления и исполнилось в Иисусе Христе. Этот стих резюмирует содержание фрагмента, начинающегося ст. 13.

40 предусмотрел о нас нечто лучшее. Этот стих утверждает различие между ветхозаветным и новозаветным периодами в историко-искупительном плане и объединяет воедино народ Божий обоих периодов. Ветхозаветные верующие (10,38) не были удостоены привилегии увидеть исполнение величайшего обетования Божия. Но, невзирая на это, они также являются участниками в торжестве первосвященнического служения Христа и вместе со святыми нового завета обрели в Нем совершенство.

Глава 12

1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под "поприщем" автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое "поприще" ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2,10.

совершителя веры. Как "совершитель" Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10,14; 11,40; 12,28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя "грехи всего мира", понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью - Он принял ее добровольно.

3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить "поругание от грешников" и не падать духом.

5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был "совершен" (воздвигнут) через страдания (2,10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5,8). Поэтому и усыновленные дети Божий, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12.13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч. 4,25-27; Ис. 35,3.4).

14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим. 12,18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10,10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом "святость" подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит "быть с Богом", что является главной целью спасения (Откр. 22,4). См. также 1 Ин. 3,2; 2 Кор. 3,18.

15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор. 29,18.

16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божий (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто "потерян" безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на "поношение Христово", поскольку он видел конечную награду (11,26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого "блага" (Быт. 25,29-34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт. 25,31-34; 27,36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор. 21,17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Исаак, который и получил Божие благословение (Быт. 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт. 12,2.3; 27,29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт. 27,38; ср. 2 Кор. 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех - пренебрежение Божиим обетованием.

18-24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх - доминирующее понятие, связанное с Синаем - горой, на которой был дан закон (ст. 18-21). Блаженство и доверие - основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто "осязаемое", гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8,13).

19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх. 20,19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11,13), взирают с верой на град будущий (13,14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10,19-22). См. статью "Небеса".

23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются "первородными", посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью "Церковь".

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт. 4,10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9,12-15; 10,19-22).

25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1,1-14.

28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк. 10,20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий - Иисуса Христа (2 Кор. 9,15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор. 4,24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10,27).

Глава 13

2 некоторые... оказали гостеприимство Ангелам. Авраам, сам будучи странником (11,13), оказал гостеприимство "трем мужам" (Быт. 18,2) - Самому Господу и двум Его служителям-ангелам (Быт. 18,1 - 19,22).

3 Помните узников. Характеристика, данная Павлом Онисифору и включающая именно это его качество (2 Тим. 1,16-18), подчеркивает, как высоко оно ценилось апостолом.

4 В этом стихе содержится второе (см. 12,16) предостережение против аморальности, которая мыслится автором послания не столько как этически недопустимая модель поведения, но как демарш против Бога, освятившего семейные отношения (1 Кор. 7,3-5; Еф. 5,22-33).

5.6 Искушение любовью к деньгам и материальным благам постигает людей, которые пытаются обрести безопасность с помощью богатства (Мф. 6,19-21, 24-34). Однако Божие обетование, данное Им Иисусу Навину, обеспечило тому защиту, не имевшую себе равных (Ис. 1,5). Наша безопасность и уверенность базируются на осознании, что Господь - наш помощник (2,18; 4,16), Который оберегает нас от всякой опасности (2,15; 11,23.27).

7 наставников ваших. См. ст. 17,18.

8 Человеческие учителя и руководители приходят и уходят, Иисус Христос остается неизменным (1,12): "вчера" (когда Бог через Него возвещал Свое слово пророкам, 1,1), "сегодня" (когда Бог призывает нас войти в Его покой через веру, 3,7.13; 4,7)и "вовеки" (1,8; 7,17.21.24.28).

9 Учениями различными и чуждыми. Подразумеваются учения, согласно которым адресаты данного послания (в частном случае), как не принимавшие участия в ритуалах храма (ст. 13), включавших и освящение пищи, не имели общения с Богом. Автор разъясняет, что благодать действует на сердца людей не посредством ритуальной пищи; по благодати верующие имеют доступ не к земному, а к небесному алтарю, у которого освящаются Самим Иисусом Христом.

от которых не получили пользы. См. 9,9.

10 Священники-левиты имели право на часть жертвоприношений, которые представляли "мирную жертву" (Лев. 6,18.29; 7,6.28-36). До тех пор, пока верующие в своем очищении зависят от жертвенной крови животных, они ничего не получают от небесного служения Христа и находятся вне Его благодати.

13 выйдем к Нему за стан. Здесь образно говорится о выходе за пределы ветхозаветного богопоклонения и приобщении к новозаветной благодатной жизни во Иисусе Христе.

15 жертву хвалы. В греческом переводе Лев. 7,11-21 это выражение относится к "мирной жертве", представленной жертвенными животными. Однако в данном случае значение этих слов сближается, скорее, с Пс. 49,14.23, где Господь призывает к "хвале", а не к жертвоприношениям.

16 Не забывайте. Жертва хвалы должна сопровождаться деяниями любви, обращенными к ближним (Иак. 1,27).

18 Молитесь о нас. Верующие имеют священническую привилегию молиться друг о друге перед престолом благодати (14,16).

19 скорее возвращен был. Какие обстоятельства подразумевает автор - неизвестно. Ясно, что он находился в вынужденной разлуке с адресатами послания.

20 Пастыря овец великого. Т.е. Иисуса Христа (Ин. 10,11; 1 Пет. 2,24.25).

Кровию завета вечного. Новый завет является вечным и неизменным заветом, основанным на крови вечного и неизменного Господа Иисуса Христа, Который, единожды принеся Себя в жертву искупления, освятил верующих Своей кровью и освободил от уз смерти, поскольку "Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим. 6,9).

21 к исполнению воли Его. Бог дает нам все необходимое для нашего возрастания в праведности (2 Пет. 1,3), Он всегда готов помочь нам в наших нуждах и укрепить нас во время искушений, чтобы мы исполняли волю Его. Бог укрепляет нас в нашей любви к Нему и к ближним, поскольку в этом есть Его воля, исполнить которую Он и помогает.

24 Приветствуют вас Италийские. См. Введение: Время и обстоятельства написания.