Библейский словарь Нюстрема - Л

Л

Лаван, богатый пастух в Харране, в Месопотамии, сын Вафуила, внук Нахорa, брата Авраама. Он согласился на рак своей сестры Ревекки с его двоюродным дядей Исааком (Быт. 24:29 и дал.). Впоследствии Лаван отдал в жены племяннику Иакову своих дочерей Лию и Рахиль (Быт. 29:28). Когда Иаков, по повелению Божию, отправился в Ханаан, то Лаван преследовал его, но был предупрежден Господом не делать Иакову зла и возвратился домой, заключив с ним союз (Быт. 31:44 и дал.). Лаван по-видимому поклонялся Иегове (Быт. 24:50; 31:49,53); но боги, или терафимы, которые Рахиль украла у отца (Быт. 31:30, 34) показывают, что он не был свободен от идолопоклонства.

Лазарь. 1) из Вифании, брат Марфы и Марии, которого любил Иисус (Иоан. 11:5) и часто у него бывал (Лук. 10: 38) Однажды, когда Иисус находился в местности к югу от Иордана, Его известили о болезни Его друга Лазаря. Когда же, через несколько дней после этого, Иисус пришел в Вифанию, то Лазарь уже умер и пролежал четверо суток во гробе. Иисус, видя и слыша всех окружающих, прослезился около его гроба, потом воскресил Лазаря и сделал живым свидетелем Своей власти над смертью (Иоан. 11). После этого Лазарь сидел за столом с Иисусом на пиршестве в Вифании, где Мария помазала Иисуса (Иоан. 12:2 и дал.). Воскрешение Лазаря обратило всеобщее внимание на Иисуса, и многие после этого уверовали в Него (Иоан. 12:9, 11,17); священники же сделали совещание, на котором решили убить Лазаря (Иоан. 12:10).

2) Лазарь, который упоминается в притче Иисуса (Лук. 16:19 и дал.). У дверей богатого, имевшего всегда излишек в пище и питье человека, лежал нищий, голодный и покрытый струпьями Лазарь. Когда он умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Богач же после смерти оказался в месте мучения.

Лаис. См. «Дан».

Ламех. 1) сын Мафусала, имел двух жен: Аду и Циллу, от него произошли Иавал. Иувал, Тувалкаин и Ноема (Быт. 4:18-22).

2) Сын Мафусала; на 182 году своей жизни он родил сына, которого назвал Ноем, что значит покой, отдых, ибо он надеялся, что этот сын даст родителям утешение в их трудах на проклятой Господом земле. Он умер в возрасте 777 лет, за несколько лет до потопа (Быт. 5:25 и дал.; Лук. 3: 36).

Лань. См. «Олень».

Лаодикия, большой торговый город в юго-западной Фригии, при реке Лике назывался сперва Дисполисом, но Антиох 2, который украсил его, переименовал его, по имени своей жены в Лаодикию. В этом городе уже во времена апостолов была христианская церковь (Кол. 2:1). которая приветствуется Павлом (4:15), о которой Епафрас особенно заботился (Кол. 4:13). Павел написал ей особое послание (4:16) и выразил желание, чтобы Колоссяне его прочли, а также, чтобы послание к Колоссянам было прочтено в Лаодикии. Впоследствии Иоанн написал этой церкви послание с предостережением от имени Иисуса Христа (Отк. 3:14 и дал.). Развалины Лаодикии находятся около деревни Ески Гиссар.

Лапидоф (Лапидог) муж пророчицы Деворы (Суд. 4:4).

Ласем. См. «Дан. 3» (город в к. Нефф.).

Лесея, город на острове Крите, к югу от «Хорошие Пристани»; развалины этого города были открыты в январе 1856 г.

Ласточка в Пс. 83:4 названа словом «дрор», т е. свобода, как нашедшая гнездо для своих птенцов, а в Прит. 2б-2, как улетающая. (По мнению некоторых слово «дрор» — означает не ласточку, а воробья). Предполагают также, что слово «сус» у Ис. 38:14 и у Иер. 8:7 означает ласточку, а упоминаемое там же слово «агур» обозначает журавля.

В Палестине есть несколько пород ласточек; они строят гнезда на крышах или под крышами доков; нередко можно видеть ласточек, летающих в храмах и мечетях, где они считаются находящимися под особой Божьей охраной. «Ласточка восхваляет Бога и пачкает святилище» говорит арабская поговорка.

Латы — евр. ширьон. Латы, или панцирь (Иов. 4:18; Неем. 4: 16) — металлическая покрышка для груди и поясницы. См. «война». См. Суд. 18:16; 3 Цар. 10:25; 20:11; Иов. 20:24.

Лахис — Лахиш.

Лахис, ханаанский царский город, покоренный Иисусом Навином, в юго-западной части колена Иудина (И. Нав. 10:3; 10:5,31; 15:39); он был укреплен Ровоамом (2 Пар. 11:9; 4 Цар. 18: 14; 17; 19:8,; 2 Пар. 32:9). О Лахисе говорится, как о важном пункте в войне Езекии с Сеннахиримом (См. «Сеннахирим»). В этом городе умерщвлен царь Амасия (4 Цар. 4:19). Согласно Мих. 1:13, Лахис был первым иудейским городом, где началось поклонение идолам, перешедшее от живущих на севере израильтян. От Лахиса, о котором упоминается после Вавилонского плена (Неем. 11:30), теперь осталась груда развалин Ум-Лакис с многочисленными водоемами, в 20 км к северо-востоку от Газы, близ Ажлана, древнего Еглона (Срав. И. Нав. 10:34).

Лахмий, филистимский великан, брат Голиафа; он был убит Елхананом, одним из героев Давида (1 Цар. 20:5).

Лаша, место границы хананеев (Быт. 10: 19), по Иерониму, то же, что и Калли-роэ. См. «Ана».

Левиты. Левитами в широком смысле слова называются все потомки Левия (Иск. 6:25- И. Нав. 3-3 — священники-левиты; Иез. 44:15); в узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона (Чис. 3:6 и дал.). Вот почему в Библии часто упоминается о священниках и левитах. Левиты вообще, или все колено Левия, были избраны Богом для служения при Его Святилище, как представители первородного от всего народа. После избавления народа от рабства египетского левиты особенно были посвящены на служение Богу (Исх. 13; Чис. 3:12 и дал., 39 и дал.). Всех первенцев Израиля при Синае насчитывалось 22.273, а число всех левитов было 22.000. Взамен за 22.000 первенцев были даны 22.000 левитов для служения Богу, и в выкуп за 273 оставшихся первенцев дали по 5 сиклей серебра (Исх. 39 и дал ); эти 1.365 сиклей были отданы священникам (Стих 50 и дал.). Срав. «Первенец».

Левиты (в узком смысле слова) должны были, обыкновенно, помогать священникам в служении при храме (Чис. 3:6 и дал.; 18:2 и дал.); в пустыне их служение заключалось в заботах о скинии и ее принадлежностях, которые они переносили. Три левитских рода, сыны Гирсоновы, Каафовы и Мерарины переносили скинию (Чис. 1:51; 4). В храме они должны были сторожить у дверей, смотреть за одеждой, сосудами, светильниками, печь хлебы предложения, носить дрова и воду, славословить Господа музыкой и пением, приготовлять животных для жертв, принимать жертвования от народа и т.д. (См. I Пар. 9:18, 23; 2 Пар. 29; 30:16 и дал.; 35; Неем. 13:22; Пс. 133); кроме того, они должны были «учить весь Израиль» (2 Пар. 35:3; Срав. 2 Пар. 30: 22; Неем. 8:7) и поэтому они жили в разных местах, служа связью между всеми коленами и внедряя в них набожность и страх Божий. Они изучали закон и под наблюдением священников выступали среди народа, как учителя и судьи (2 Пар. 17:19; 19:8 и дал.). Для содержания их была назначена 10-ая часть хлеба, плодов и скота; но из этой же десятины они сами уплачивали десятину священникам; вследствие того, что левиты не владели землей, эта десятина считалась тем «начатком», который народу следовало давать Господу (Чис. 18:21 и дал.). Давать десятину левитам не было повелено, но было предоставлено свободной воле всякого из народа; поэтому и встречаются различные напоминания (Втор. 12:12,18 и дал.). Для житья левиты получили 48 городов с принадлежащими к ним полями, пастбищами и садами; из них 13 были даны священникам. Все эти города были расположены около Иерусалима, во владениях прилежащих колен, шесть из этих левитских городов были назначены убежищем для ненамеренных убийц (Чис. 35:1 и дал.; И. Нав. 20:9). Во время своего служения в храме левиты получали содержание из запасов, находящихся при храме, а также пользовались частью от ежедневных жертв (Втор, 12:18 и дал.). Этим же пользовались добровольно служащие левиты, которые, горя ревностью, постоянно находились при святилище (Втор 18:6 и дал ) Посвящение левитов с омовением, бритьем, с приношением жертвы очищения и т.д. описывается в Чис. 8:5 и далее.

Подобно священникам, левиты делились на очереди или чреды (1 Пар. 23-26). Время их служения продолжалось в возрасте от 25 до 50 лет (Чис. 4:3,23 и дал.; Чис. 8:24 и дал.). По прошествии этих лет им поручалось более легкое служение. Давид позволил им начинать свое служение с 20 лет (1 Пар. 23:24 и дал.); также и Езекия (2 Пар. 31:17). В 1 Пар. 23:4; 5 указаны следующие левитские должности: руководящие делами в доме Господнем — 24.000; наблюдатели (евр. текст) и судьи — 6.000; привратники 4.000; певцы и музыканты 4.000. Различные чреды сменяли друг друга через неделю (2 Пар. 23:4,8; 31:17). После падения Израильского царства, когда Иеровоам назначил жрецов для служения перед поставленными им тельцами и козлами, левиты, жившие в Израильском царстве, переселились во владения колена Иудина и Вениаминова (2 Пар. 11:13 и дал.; 13:9 и дал.). После Вавилонского плена многие из них возвратились в Иудею (Неем. 11:15 и дал.; 12). По Иосифу Флавию, все левиты были освобождены от военной службы; после плена, во время персидского владычества, они были освобождены от всякого рода податей (Езд. 7:24). В Новом Завете о них говорится редко (Лук. 10:32; Иоан 1:19; Деян. 4:36).

Левит — евр. Ваикра. Левит (Третья книга Моисеева). Эта книга содержит различные наставления относительно богослужения, именно: о жертвах (гл. 1-7); о посвящении священников (гл. 8-10), об очищении и пр. (гл. 11-22); о праздниках и пр. (гл. 23-27). В гл. 9, 10 и 24 приводятся различные события, имевшие место во время пребывания народа у Синая. Весь левитский закон представляет собой лишь «тень будущих благ». Особенно нужно заметить обряды в день очищения (Лев. 16), так как они объясняются в Евр. 9; 10.

Левиафан — Левиатан.

Левиафан. Так называется в Иов. 41 большое водное чудовище (Иов. 40: 20), которое, согласно описанию, скорее всего — крокодил, «ужас для Нила». Вероятно, на то же животное есть указание у Иова 3:8. В Пс. 103:26 говорится о кораблях среди моря и о Левиафане посреди них; возможно, что здесь речь идет о ките или о другом морском животном, так как крокодил живет только в пресной воде и совсем не встречается в Средиземном море. Вообще же словом Левиафан (т.е. извивающийся или скрутившийся) называли ужасных чудовищ, которые напоминали огромных змей. В Ис. 27:1 говорится о «левиафане, змее прямо бегущем и левиафане, змее изгибающемся и о чудовище морском»; может быть, это намек на некоторые различные породы этого чудовища. Срав. «Дракон». В некоторых местах Писания могущество Египта изображено этим символом. Срав Пс. 67:31; 73: 14; Иез 29:3; 32:2. Срав. Раав в Ис. 51:9.

Левий. 1) Третий сын Иакова (от Лии); мать назвала его Левием, что значит присоединение, думая, что теперь муж должен полюбить ее (Быт. 29-34). Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа, Мерари и дочь Иохаведу, от которой родился Моисей (Исх 6:16 и дал.). За убийство жителей Сихема Левием и Симеоном Иаков произнес на них проклятие (Быт. 49:5 и дал.). 2, 3) Двое из предков Иисуса (Лук. 3:24,29). 4) Сын Алфея. См. «Матфей».

Левона (Суд. 21:19), место к северо-западу от Силома, между Вефилем и Сихемом; теперь называется Луббаном.

Лев — евр. арьелави.

Лев. Львы не были прежде редкостью в Палестине, особенно в тростниках Иорданской долины, не посещаемой людьми (Иер. 49:19; 50:44; Зах. 11:3), в лесах Ливана и в пещерах пустыни (Песн. П. 4:8). Еврейский язык имеет не менее семи названии львов: из них пять встречаются в кн. Иова (4:10 и дал.; Срав. Наум. 2:11 и дал.). Указания на силу и жестокость львов, их зубы и когти, их ужасный рев и кошачью способность подкрадываться к добыче — повсюду встречаются в Библии, как в буквальном смысле, так и символически. Лев изображает самого дьявола (1 Пет. 5:8) и его служителей (Пс. 34:17); безбожных тиранов и алчных лжепророков (Иез. 22:25), С другой стороны, лев является образом «гремящего» Господа Саваофа (Иер. 25:30; Иоил. 3:16); Иисус называется львом из колена Иудина (Отк. 5:5); все колено Иудино уподобляется льву (Быт. 49:9), а также Израиль в пророчестве Валаама (Чис. 24:9). Об опустошениях, произведенных львами, часто упоминается в Библии. Иногда львы наводили страх на целую область (4 Цар. 17: 25 и дал.; Ам. 3:12; срав. 3 Цар. 13:24; 20:36). Под видом льва, противостоящего множеству пастухов, изображает Себя Иегова (Ис. 31:4). Об обычаях восточных царей держать львиные рвы для того, чтобы туда бросать преступников, говорит нам история Даниила (Дан. 6). Иезекииль перечисляет обычные способы ловли и усмирения львов, а именно, ямы и сети, железные крюки и клетки (Иез. 194, 8 и дал )

Населявшая Палестину порода львов, вероятно, была так называемая, персидская, немного меньше африканской, с гривою темно-кофейного цвета. Свидетельство о том, что львы прежде свирепствовали в стране, сохранилось в названиях разных местностей, как, например, Лаис (т.е. лев) на Гермоне, Беф-Леваоф (львиный дом), Леваоф (львы) в Южной Иудее. Живописные рисунки на ассирийских памятниках, изображающие охоты на львов, свидетельствуют о том, что львы прежде часто встречались в Ассирии и Вавилоне. В настоящее время в Палестине нет львов; они почти не встречаются к западу от Евфрата.

В царстве Мессии (Помазанника) молодой лев будет жить вместе с теленком (Ис. 11:6; 65:25).

Легион. Римский отряд, состоявший в начале, приблизительно, из 3.000-4.000, а затем из 6.000-7.000 человек. Отец мог представить Иисусу более 12 легионов ангелов для Его охраны (Мат. 26-53), ибо перед Богом предстоят «тьмы тем» (Дан. 7:10). В царстве тьмы также находятся многочисленные легионы (Map. 5:9) и существуют «неисследимые глубины».

Лемуил (Прит. 31:1,4), царь, принявший от своей матери наставления, которые записаны в Прит. 31:2-9. Предполагают, что имя Лемуил обозначает: «к Богу» или «посвящен Богу», и многие видят в этом символическое имя Соломона, другие же — Езекии.

Лен. С древнейших времен лен был известен людям и им пользовались для различных целей. Египет издревле славился своим льном и полотняными товарами. По словам Моисея «лен осеменился» (Исх. 9:31). Раав в Иерихоне спрятала соглядатаев в снопах льна, разложенных у нее на кровле (И. Нав. 2:6). Израильтяне носили льняную или шерстяную одежду (Лев. 13:47 и дал.). Обрабатывание льна было делом женщины (Прит. 31:13). Товары, упоминаемые в Прит. 7:16 и Иез. 27:7 «разноцветные ткани Египетские» были полотняные. Различные льняные и хлопчатые ткани, в которые были обвиты мумии, представляют пример замечательно тонкой выделки. В одном из кусков сосчитали, что на каждый квадратный дюйм приходилось на основу 132 нитки, а на уток 71, в другом — 270 двойных ниток на основу и 110 на уток. Предполагают, что лен обозначается еврейскими словами «пишта» (Суд. 15:14), «лен» (Иез. 44:17 и дал.) и «бад» (Исх. 28: 42; 2 Цар. 6:14). В некоторых случаях эти слова, вероятно, обозначают хлопок, который именуется также еврейскими словами: шеш (егип. шенш) и буц (греч. буссос). Египтянам был известен хлопок и его выделка, что видно из памятников древности и из записок Плиния, где он упоминает о растущем в Египте кусте,- от которого получается древесный лен, дающий очень нежную и мягкую ткань. Из этого тонкого материала была сделана завеса в храме и одежды священников (Срав. 26:1,31; 1 Пар. 15:27; 2 Пар. 3:14; 5:12). Иосиф был одет в виссон (Быт. 41:42). виссон ткался еврейскими женщинами (Прит. 31:22), и некоторые семейства специально занимались выделкой виссона, напр., дом Ашбеи (1 Цар. 4:21).

Лепешка пресная из лучшего сорта муки употреблялась при различных жертвах (Исх. 29:2,23; Лев. 2:4; Чис. б: 15).

Лепта. См. «Деньги».

Летопись. Летописью называется собрание исторических записей, послуживших источниками для составления 3 и 4 книги Царств и 1 и 2 кн. Паралипоменон, на которые они и ссылаются. См., напр., 1 Пар. 29:29. Срав. «Библия».

Летопись царей Израильских. См. «Библия».

Летопись царей Иудейских. См. «Библия».

Летучая мышь — евр. аталеф. Летучая мышь и кроты упомянуты у Ис. 2:20 для того, чтобы указать на те заброшенные места и пещеры, куда будут выброшены идолы, подобно ненужной рухляди.

Лехи, т.е. челюсть, — место в Иудее, где Самсон убил 1000 филистимлян ослиной челюстью (Суд. 15:9 и дал.; оно названо также Рамаф-Лехи, т.е. брошенная челюсть, потому, что Самсон, празднуя победу, бросил от себя челюсть (Суд. 15:17). Испытывая сильную жажду, Самсон обратился к Богу, и Бог открыл для него в Лехи яму, из которой потекла вода. Этот источник Самсон назвал «источником взывающего»; он существовал в то время, когда писалась книга Судей.

Леший. В Ис. 34:14 так переведено ев рейское слово лилит (букв. ночная) обозначающее, по раввинскому объяснению, призраки, которые посягали на жизнь детей.

Лжехристы, т.е. ложные христы. Иисус предсказал, что многие появятся, выдавая себя за Христа или Мессию, т.е. Помазанника, и прельстят многих (Мат. 24:24). Они уже появились во множестве и доставили много бедствий евреям. Баркохба во втором веке был одним из таковых. Он, как Мессия, выступил во главе иудейского народа. Римляне напали и разбили его. По собственному признанию евреев защита этого мессии стоила им от 500.000 до 600.000 человек.

В 1137 году восстал таковой же мессия во Франции. Он был убит вместе со многими последователями.

В 1138 году появился среди персов еврей, выдававший себя за мессию, собрал войска, но был убит.

В 1157 году в Кордове, в Испании, произвел возмущение среди евреев какой-то мессия. Это возмущение вызвало всеобщее избиение евреев в Испании.

В 1167-году появился мессия в Феце и доставил много страданий евреям в Марокко.

В том же году восстал араб, выдавая себя за чудотворца. Когда „его стали притеснять, то сторонники его разбежались, а он сам лишился головы.

В 1174 году в Персии выступил лжехристос Давид Алмессер, который утверждал, что может сделаться невидимым. Его скоро убили.

В 1176 году явился другой в Моравии и в 1196 такой же в Персии. Конец их был одинаков.

В 1496 г. испанские евреи были обмануты каким то Измаилом, который навлек на себя и на своих последователей бедствие.

В 1500 году в Австрии раввин Лемлем объявил себя предтечей Мессии. Он разломал свою кухонную печь, сказал евреям, что в следующем году, они будут печь хлеб в Палестине.

В 1509 году появился еврей Пфеферкорн в Кельне с мессианскими притязаниями.

В 1534 году раввин Соломон Малка был сожжен Карлом 5, за такое же безумие.

В 1615 году появился мессия в Ост-Индии.

В 1624 году появился мессия в Нидерландах; он утверждал, что был из рода Давидова по Нафановой линии; и обещал разрушить Рим и уничтожить турок.

В 1666 году наделал много шуму Шабтай Цвий из Алеппо, который также обманул евреев. Чтобы спастись от смерти, он принял магометанство, но все же ему отрубили голову.

Наконец в 1682 г. выступил немецкий еврей Мардохей, но и он должен был бежать, чтобы спасти свою жизнь. Его конец неизвестен.

Либертинцы (Деян. 6:9), т.е. освобожденные, вероятно, евреи, которые во время войн с римлянами делались их пленниками, и затем, освободившись, возвращались обратно на родину; они имели свою синагогу в Иерусалиме.

Ливан — Леванон.

Ливан. 1) Арабский Лубнан (белый) — обширная горная страна на северной границе Палестины (Втор. 11:24; И. Нав. 1:4), начинающаяся от источника

Иордана и состоящая из двух горных хребтов, которые простираются от Сидона до Триполиса, спускаясь кое-где крутыми выступами в море. Западный хребет — собственно Ливан — с вершиной Джебел Махмал, к юго-востоку от Триполиса (3063 метра над уровнем моря); восточный хребет греками «назван Антиливаном, арабами Джебель-ель-Шерки — «Ливан к востоку» (И. Нав. 13:5); его самый высокий пункт — известная гора Гермон, расположенная на юге, достигает 2.860 метр, над уровнем моря. Подобно тому, как слово Альпы не обозначает одну гору, а целую горную страну, так и Ливан представляет как бы свой собственный небольшой мир, где между горами встречаются глубокие ущелья и шумящие потоки. Между Ливаном и Антиливаном простирается роскошная долина около 120 км длиною, носящая название Бекая, Ливанская долина (И. Нав. 11: 17); греками она названа Келесирией, что значит выдолбленная Сирия. Она расширяется к северу, на юге же, при впадении реки Леонтеса в море к северу от Тира долина очень узкая. Некоторые вершины Ливана достигают снеговой линии. Об одной из них арабские стихотворцы говорят, что «Саннин носит зиму на голове, весну на плечах, осень на груди,/а лето лежит у его подножия».

Библейские писатели часто упоминают об этой величественной горной цепи — могучем оплоте от северных врагов (Ис. 10:34; 35:2; 37-24). Мы читаем о деревьях волнующихся от ветра на Ливане (Пс. 71:16). о его могучих кедрах и кипарисах (Пс. 91: 13; Ис. 60-13; Иер. 22:23; Ос. 14:6), о его бесчисленных оленях, львах и барсах (Песн. П. 4:8), его прохладных реках (Песн. П. 4:15), вечных снегах (Иер. 18:14), превосходных винах (Ос. 14:7,8) и ароматном бальзаме (Ос. 14:7). Моисей имел сильное желание увидеть обетованную землю, прекрасную гору и Ливан (Втор. 3: 25). Невеста в Песн. П. (5:15), воспевая жениха, говорит, что «вид его подобен Ливану». «Башня Ливанская, обращенная к Дамаску» (Песн. П. 7:5) — напоминает развалины древних храмов из огромных камней, которые и теперь можно видеть в некоторых местах Ливана; эти развалины расположены на значительной высоте и видны поэтому издалека. Без сомнения, постройка этих храмов стоила огромных трудов.

2) См. «Каждение».

Ливия — евр. Лув.

Ливия (Деян 2:10) — общее название древними всей Африки, кроме Египта, особенно той части, которая расположена на запад от Египта; восточная часть Ливии называлась Ливия Мармарика, западная — Киринея. Во время Христа в этой области жило много евреев; с ними на праздник Пятидесятницы пришли в Иерусалим некоторые чужеземцы — прозелиты (Деян. 2:10).

Ливийцы (евр. Лувим) упоминаются, как союзники Египта и Ефиопии (2 Пар. 12:3; 16:8; срав. Дан. 11:43; Наум. 3:9). Может быть, это тот же народ, который упоминается среди сыновей Мицраима под именем Легавим (Быт. 10:13), а, может быть, ливийское племя произошло от Фута (Быт. 10:6), третьего сына Хама. Ливийцы вместе с Ефиоплянами и Лидийцами упоминаются, как части войск Гога и союзники Египта (Иер. 46:9; Иез. 27:10; 30:5).

Ливна. 1) Хананейский царский город, покоренный Иисусом Навином, отданный впоследствии левитам и ставший местом убежища убийц (И. Нав. 10: 29 и дал.; 15:42; 21:13; 1 Пар. 6:57). Во время царствования Иорама он отпал от Иудеи (2 Пар. 21:10). Этот город был осажден ассирийцами (4 Цар. 19:8).

2) Одна из стоянок израильтян (Чис. 33:20) может быть то же, что и Ливан.

Лидда —- Лод.

Лидда, место в колене Вениаминовом, где Петр исцелил Енея (Деян. 9:32 и дал.), древний Лод (1 Пар. 8:12; Езд. 2:33), названный греками Диосполисом; существует до сих пар под названием Лод и представляет собою город, расположенный в 16-ти километрах к юго-востоку от Тель-Авива, населенный примерно 20.000 человек. Рядом с Лодом расположен главный аэропорт Израиля, названный Бен-Гуриона и крупный авиационный завод.

Лидия-женщина, торговавшая багряницей, из города Фиатир и чтущая Бога, т.е. перешедшая в еврейство. Она услышала проповедь Павла в городе Филиппах и Господь отверз ее сердце внимать тому, что говорил Павел. Когда же она крестилась вместе со своими домашними, то приняла благовестников в свой дом (Деян. 16:14 и дал.).

Ликаония (Деян. 14:6), бедная водою и мало обработанная область на внутреннем плоскогорье Малой Азии, между Киликией, Писидией, Фригией, Галатией и Кападокией; в 25 г. до Р.Хр. она сделалась римской провинцией. Главный город назывался Икониней, менее значительными городами были Листра и Дервия. Павел проезжал эту страну раза два (Деян. 14: 1 и дал.: 16:1 и дал.). Ликаонское наречие (Деян. 14:11), вероятно, было некоторой ветвью древне-ассирийского наречия, а, может быть, и ломанным греческим языком.

Ликия, провинция в юго-западной части Малой Азии; на западе она граничит с Памфилией, а на севере с Фригией; орошается рекою Ксантом. Ликия завоевана римлянами в 43 г. по Р.Хр. соединена с Памфилией в одну провинцию. Во время своего последнего путешествия в Иерусалим Павел был в Ликии, где в городе Петаре он сел на корабль, идущий в Финикию (Деян. 21:1). Ему пришлось также посетить город Миры, расположенный при Ксанте, когда его везли в Рим (Деян. 27.5).

Лилия — евр. Шошана, хавацелег.

Лилия. Одним из главных украшений долин обетованной земли является белая лилия (Lilium candidum ), которую за ее блестящую белизну, прекрасный колоколообразный венчик, приятное благоухание и целительную силу листьев и луковиц называют королевской лилией. По-видимому, на эту лилию или какой-нибудь родственный ей вид указывает Иисус в Мат. 6:28; она же в Песн. П. 2:1,2, 16; 4:5; 62 и дал.; 7:3 является символом взаимной приятности жениха и невесты, а в Ос. 14:6 — будущего времени расцвета Израиля.

Лин, христианин в Риме, который приветствует Тимофея (2 Тим. 4:21). Иринеи называет его первым римским епископом.

Лисаннй, четвертовластник в Авилинее (Лук. 3:1).

Лисицы и теперь встречаются в Палестине; нередко находят их норы (Мат. 8:20) в развалинах (Плач. 5:1в). В северной части страны обитает сирийская лисица, а в южной египетская; последняя меньше, чем первая, и более темного цвета. Хитрость лисицы вошла в пословицу уже во время пророка Иезекииля (Иез. 13:4).

Еврейское слово «шуал», т.е. лисица, в некоторых местах, вероятно, обозначает родственного ей шакала, весьма обыкновенного зверя в Палестине, воющего по ночам, опустошающего огороды, виноградники и т.д. и расхищающего птичьи дворы. Лисицы, обыкновенно, живут парами, шакалы же бродят повсюду большими стаями. 300 лисиц Самсона, по всей вероятности, были шакалами (Суд. 15:4). Шакалы охотно пожирают трупы и потому, нужно думать, что в Пс. 62:11 речь идет о шакалах. В Песн. П. 2:15 и леем. 4:3, по всей вероятности, говорится о настоящих лисицах. Возможно, что шакалы подразумеваются также и под названием «Циим», леший и т.п. (Ис. 13:21; 34.14; Мер. 50:39; Пс. 71:9; 73:14).

Собственным наименованием шакала является еврейское слово «ий», множественное число которого «ийим», т.е. воющий, соответствующее арабскому названию «ибн. ибн аби», т е. сын воя. Шакал оправдывает это название Когда смеркается и на полях прекращается работа, тогда «сын воя» начинает подавать свой голос. Сперва раздаются продолжительные жалобные звуки, которые постепенно делаются все чаще и чаще и все более пронзительными; эти звуки издаются голодными животными, созывающими друг друга на добычу; их надрывающий душу вой, подобный плачу множества детей, не заглушается даже шумом сильной бури. Слово «ийим» встречается в еврейском тексте у Ис. 13:22 (шакалы); 34:14 (леший); Мер. 50:39 (шакалы). Другим названием шакалов в еврейском тексте, по всей вероятности, является слово «тан» (Иов. 30:29; Плач. 4:3; Иер. 911 и т.д.).

Листра, город в Ликаонии, где Павел во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 14:6 и дал.) исцелил человека, не владевшего ногами. Язычники хотели там поклониться ему, как богу, хотя он и проповедовал им живого Бога. Подстрекаемые евреями, язычники побили его камнями и вытащили за город, думая, что он умер. Он все-таки встал и на другой день отправился в Дервию, где и благовествовал; оттуда он вернулся в Листру и предсказал о многих скорбях для верующих. Во время второго миссионерского путешествия он в третий раз пришел в Листру и взял с собою оттуда ученика Тимофея (Деян. 16:1 и дал.).

Лия, старшая дочь Лавана, которую он хитростью (ибо невеста вводилась к жениху покрытой) отдал Иакову в жену, вместо Рахили. Лия не была так красива, как Рахиль, но Бог благословил ее большим числом сыновей. Она родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду, потом Иссахара, Завулона и дочь Дину, раньше, чем у Рахили родился первый ребенок. Лия, вероятно, умерла вскоре после того, как Иаков пришел на юг — на то место, где жил его отец Исаак; он похоронил ее в семейной могиле Авраама (Быт. 29:16 и дал.; 30; 49:31).

Лифостратон. См. «Гаввафа».

Лоамми (не мой народ); так назывался второй сын пророка Осии, которого он родил от Гомери, дочери Дивлаима.

Лорухама — было имя их дочери. Эти имена, равно как и имя Изреель, которое имел первый сын (См. Изреель 2), были символическими и назначены для свидетельства о судах Божиих отпавшему Израилю (Ос. 1:4 и дал.), который будет рассеян и не будет больше народом Божиим и помилованным. Но после суда благодать снова проявится в силе. Лоамми назовется Амми (мой народ) и Лорухама назовется Рухами (помилованная) (Ос. 2:1,23; срав. Рим. 9:25 и дал.).

Лог. См. «Мера».

Лод. См. «Лидда».

Лодевар, город к югу от Иордана, близ Маханаима (2 Цар. 9:14; 17:27). В кн. И. Нав. 13:26 он называется Давиром.

Ложе. См. «Постель».

Лоида, набожная еврейка, «нелицемерную веру» которой Павел заметил и в ее дочери Евнике, и у внука ее, Тимофея (2 Тим. 1:5).

Локоть — еврейская мера длины, равная, приблизительно, 0,5 м. См. «мера».

Лоно. Место и положение человека, когда кто-нибудь берет его к себе на колени и прижимает к груди.

Лопата и веяло (Ис. 30:24); Иер. 15:7; Мат. 3:12) ; предметы, посредством которых вымолоченное зерно подбрасывалось для того, чтобы при помощи ветра отделить мякину (Ис. 1:4; 34:5).

Лотан, старший сын Сеира Хорреянина, жившего в Едоме (Быт. 36:20,22,29).

Лоток (махта), поднос для щипцов, принадлежность светильника в святилище (Исх. 25:38; Чис. 4:9). Во 2 Пар. 4:22, тем же словом (махта) обозначены угольницы, употреблявшиеся при курении.

Лот, сын Арана, племянник Авраама, вышел со своим дядей сначала из Ура Халдейского, а потом из Харрана для того, чтобы поселиться в Ханаане (Быт. 11:31; 12:4 и дал.; 13:1). Когда они не могли более жить вместе в Ханаане из-за того, что пастухи их ссорились (Быт. 13:5 и дал.), то мирно разошлись. Лот поселился в плодоносной долине, близ самого Содома. Здесь он жил до гибели Содома и окружающих его городов (Быт. 19). Он потерял свое имущество при гибели города. Зятья и его жена также погибли, но Господь «спас праведного Лота» (2 Пет. 2:7 и дал.). Жена Лота, которая уже вышла из города, обернулась, несмотря на Божие предупреждение и обратилась в соляной столп (Быт. 19:26). Событие это приводится Христом, как предупреждающий пример (Лук. 17:32). Народная фантазия в последующие времена указывала на этот столп, возвышавшийся на соленой горе, имеющей в высоту около 50 метров, при юго-западной части Мертвого моря. В Премудр. Солом, (апокрифы) 10:7 сказано, что соляной столп стоит там до сих пор, напоминая о неверной душе. Иосиф Флавий говорит, что он видел его. Климент Римский и Ириней также упоминают о нем. Ленч говорит о круглом столбе в 13 метров вышиною из кристаллической соли, покрытом известью. На восточном берегу Мертвого моря остроконечная вершина одной скалы удивительно напоминает арабскую женщину, несущую на спине ребенка; арабами эта фигура названа «Бинт шейх Лут», т. е. дочь старейшины Лота.

Лошадь — евр. сус.

Лошадь в библ. странах менее употребляется для работ, нежели вол или осел. Но, с другой стороны, она является предметом роскоши для князей и необходимым животным на войне (Исх. 14:9,23; Есф. 6:8; срав. Еккл. 10:7). Боевая лошадь великолепно обрисована в книге Иова (39:19 и дал.). Египет с древних времен был известен своими лошадьми (Быт. 47:17; 50:9; Пес. П. 1:8). Евреям было воспрещено покупать оттуда лошадей и вообще иметь лошадей в большом количестве. (Втор. 17:16); лошадей врагов они должны были делать неспособными к работам и езде (И. Нав. 11:6; 2 Цар. 8:44; срав, обличительную проповедь у Ис. 31:1 и дал.). Несмотря на это Соломон завел лошадей и колесницы ( в большом количестве (2 Пар. 1:14 и дал.; 9:25), и после него евреи стали приобретать себе лошадей для езды верхом и в упряжи (4 Цар. 9:21; 11:16; Ис. 30:16; Ам. 4:10), для обработки земли и для молотьбы (Ис. 28:28).

Лошади посвящались солнцу (4 Цар. 23:11). Они упоминаются иногда как образы духовной и земной силы под водительством Божиим (4 Цар. 2:11; 6:15 и дал.; Зах. 1:8; 6:2 и дал.; О. 6: 2 и дал.).

Лорухама. См. «Лоамми».

Лошак. См. «Мул».

Луд (Быт. 10:22; 1 Пар. 1:17), четвертый сын Сима, родоначальник лидийцев, жителей маленькой живописной страны Лидии в Малой Азии, орошаемой реками Термосом и Меандром.

Лудим (Быт. 10:13; 1 Пар. 1:11), хамитское племя, упоминаемое первым среди «сынов Мицраима». В Ис. 66:19 они называются «натягивающими лук» по Иер. 46:9 они были союзниками Египта; по Иез. 27:10 — союзниками Тира. В Иез. 30:5 они сражаются за Египет. Эти сведения дают основание предполагать, что Лудим был африканским племенем, жившим к западу или к югу от Египта.

Луз. 1) В Суд. 1.23 упоминается, как прежнее название города Вефиля, но в книге И. Нав. 16:2 говорится о Вефиле и Лузе. Это можно объяснить тем, что древний город носил название Луз, а место, где Иакову было откровение, названо им Вефилем (Быт. 28:19); впоследствии это название было дано и городу.

2) Город, построенный в стране хеттеев одним из жителей первого Луза, который спас свою жизнь при взятии этого города сынами Иосифовыми, указав им вход в город (Суд. 1:26).

Лук. Между египетскими лакомствами, о которых евреи плакали в пустыне (Чис. 11:5), упоминаются лук, репчатый лук и чеснок (евр. шацир, бацаль, шум). Трудно с точностью определить, какие виды лука здесь подразумеваются. Хассельквист упоминает о чрезвычайно нежных и питательных сортах лука в Египте. Один из них, называемый каррат, с незапамятных времен выращивался в Египте. Слово «шацир», собственно, означает траву; вероятно, здесь подразумевается зеленый лук. Остальные 2 слова встречаются только в этом месте Библии.

Лук (евр. кешет) и стрелы (евр. хец).

Лук и стрелы, оружие прежних времен, которым защищались от нападения диких зверей, и от врагов; это оружие и теперь употребляется дикими народами. Луки изготовлялись из дерева, рога или металла; материалом для тетивы служили бычьи или верблюжьи жилы; стрелы — из тростника или полированного дерева (Иер. 51:11; Ис. 49: 2) были оперены, с наконечником из острого камня или железа, который иногда был отравлен или обмотан просмоленною пряжей, которая перед выстрелом зажигалась. Отсюда выражения у Иов. 6:4; Пс. 7:14; Еф. 6:16. Чтобы натянуть тетиву, требовалась часто большая сила; поэтому ее натягивали иногда ногою; отсюда еврейское выражение: «топтать лук» (Пс. 7:13; 17:35; 10:2; 36:14 — евр. текст). Лук носили в налучнике. а стрелы — в колчане (Бытие 27:3: Исайи 49:2) за спиной или на боку. Вениамитяне славились, как хорошие стрелки из лука (1 Пар. 12:2; 2 Пар. 17:17), а из языческих народов — еламитяне (Ис. 22:6), мидяне (Ис. 13:18), измаильтяне (Быт. 21:20; Ис. 21:17), народы Пула и Луда (Ис. 66:19). «Один выстрел из лука» — обозначало известное расстояние (Быт. 21:16). «Неверный лук» (Пс. 77:57; Ос. 7:16) служит символом непостоянства. О луке и стрелах Божиих говорится во многих местах (Пс. 7:13 и дал.; Плач 2:4). «Луком» во 2 Цар. 1:18 называется плачевная песнь Давида по Сауле и Ионафане. В этой песни он восхваляет лук Ионафана и меч Саула.

Лука, «врач возлюбленный» (Кол. 4:14), впервые появляется в Деян. 16:10, как спутник Павла, сопровождавший его из Троады в Македонию (51-52 г. по Р.Хр.). После этого он, по-видимому, прожил в Филиппах несколько лет, ибо он продолжает дальнейшее описание путешествий ап. Павла в третьем лице; наконец, во время последнего путешествия Павла в Иерусалим, сразу после Пасхи 58 или 59 г., он сопровождает Павла из Филипп в Троаду (Деян. 20:5) и с тех пор не разлучается с апостолом. Во время первого и второго заключения Павла в Риме он был одним из немногих, оставшихся верными Павлу (Кол. 4:14; Филим. 23; 2 Тим. 4:10). О его прошлой и дальнейшей жизни ничего неизвестно. Из послания к Колосс. 4:11, 14 можно заключить, что он не был еврейского происхождения; по преданию, он был уроженцем Антиохии.

Луна — евр. лавана.

Луна. Об этом небесном теле сказано, что Бог создал «светило меньшее для управления ночью» (Быт. 1:16); однако, луна стала, преимущественно, светилом, по которому определяли времена года, праздники и месяцы (Быт. 1:14; Пс. 103:19); весь еврейский календарь сообразуется с движением луны: оба главные праздника — Пасха и праздник кущей — начинались в день полнолуния. Многие языческие народы поклонялись луне (Астарта у финикиян и сирийцев, Мени, царица неба, у вавилонян; также египтяне и арабы обожествляли луну); см. Иов. 31:2б, 27. Вопреки строгому запрещению закона (Втор. 4:19; 17:3), израильтяне также впали в этот вид идолопоклонства (4Цар. 21:3; 23:5; Иер. 7:18; 8:2; 44:17-25). В Пс. 120:6 говорится о вреде, который луна может причинить ночью; это понимают, как указание вообще на вредное влияние ночной росы на здоровье, или же на вред, причиняемый глазам человека, спящего при ярком лунном освещении, что подтверждает Карне в своих письмах с Востока.

Лунатик (Мат. 17:15) обозначает больного падучей болезнью (срав. Map. 9-17-26), припадки которой периодически повторялись с фазами луны. Лунатики отличаются от бесноватых в Мат. 4:24.

Лухит, Моавитский город между Аром и Цоаром (по Евсевию) (Ис. 15:5; Иер. 48:5

Луций киренеянин, один из учителей в Антиохийской церкви, которые послали ап. Павла в его первое миссионерское путешествие (Деян. 13:1), может быть то же лицо, которое через Павла приветствует верующих в Риме и которого Павел называет своим сродником (Рим, 16:21).