Библейский словарь Нюстрема - Н

Н

Наама. 1) Родина Софара. друга Иова (Иов. 2:11).

2) Аммонитянка, мать царя Ровоама (3Цар. 14:21,31).

Наараф — Наарата. Наараф (И. Нав. 10:7) или Нааран (1 Пар. 7:28) — пограничный город в колене Ефремовом, близ Иерихона.

Наас. 1) Аммонитский царь, воевавший с израильтянами и разбитый Саулом (1 Цар. 11:1 и дал.). Впоследствии он оказал благодеяние Давиду (2 Цар. 10:2); сын Мааса не подражал примеру отца. См. «Аннон».

Сови, сын Нааса, который послал Давиду запасы пищи во время его бегства от Авессалома (2 Цар. 17:27), вероятно был брат недружелюбного Аннона.

2) Какой-то Наас, упоминаемый во 2 Цар 17:25, как отец Авигеи и Саруи, которые по 1 Пар 2:16 были дочерьми Иессея Одни предполагают, что Наас — другое имя Иессея, другие же, что здесь говорится о каком-то Наасе, который был женат на жене Иессея до ее брака с последним, или после смерти его; или также, что Наас была второй женой Иессея. Из последнего предположения выходит, что Саруия и Авигея были единокровными сестрами Давида.

Наассон — один из предков Иисуса (Мат 1:4; Лук. 3:32), сын Амминадава и шурин Аарона (Исх. 6:23), князь в колене Иудином (1 Пар. 2.10; Чис. 1:7; 7:12).

Наваиоф — Навит.

Наваиоф, сын Измаила (Быт 25:13; Ис. 60:7), название Измаильтянско-арабского племени. В ассирийских надписях Сеннахирима также встречается название народа «Набату» наряду с названиями «Гаврану», Гагарану» и «Араму» (Гавраняне, Гагарине и Арамяне). Считают возможным, что Наваиоф был праотцем набатян, упоминаемого греками и римлянами народа, который в течение трех последних столетий до Р.Хр. жил в горной стране Сеир, преимущественно в столице Петре, после вторжения идумеян в Иудею. Потомки Наваиофа занимались скотоводством в обширном размере и вели значительную торговлю индусскими и арабскими товарами.

Навал, могущественный человек в Маоне, в южной Иудее, у которого было большое имение на близлежащем Кармиле (1 Цар. 25:3). Забыв свой долг признательности к Давиду, который защитил его от разбойников, он не оказал ему помощи в нужде. Обиженный его неблагодарностью, Давид хотел немедленно уничтожить его вместе со слугами, но жена Навала, Авигея, своею мудростью предотвратила эту опасность. Через десять дней после этого Господь поразил Навала и он умер (1 Цар. 25:38). Впоследствии Давид женился на Авигее.

Нават, сын и наследник Иеровоама 1-го. Он царствовал над израильтянами два года и делал неугодное пред очами Господа Вааса умертвил его при осаде Гаваона, 954-953 гг. до Р.Хр. (3 Цар. 15:25 и дал ),

Нават, отец царя Иеровоама (3 Цар. 11: 26)

Наваф — Навит.

Наваф — место близ Рамы, где Самуил и его ученики приняли убежавшего Давида (1 Цар. 19-18 и дал.; 20:1).

Навин (Нун), отец Иисуса Навина, ефремлянин (Исх 33:11), назван Ноном в 1 Пар 7-27.

Навузардан (вавил. «набу-зир-иддйна», т.е. Нево дал потомков), военачальник Навуходоносора, разрушивший Иерусалим (4 Цар. 25 8 и дал ; Иер. 52:12 и дал ) Он сознавал в этом праведный суд Божий и относился к Иеремии с почтением (Иер. 39:11 и дал ; 40:1 и дал.). Несколько лет спустя он вторично пришел в Иудею и увел еще часть народа (Иер. 52:31).

Навуфей — Навот

Навуфей, израильтянин, один из 7000 (3Цар 21:1), которые во время Ахава еще боялись Бога и придерживались Его закона Он имел виноградник близ дворца Ахава, который царь пожелал приобрести, но Навуфей ни за что не соглашался уступить наследие своих отцов (Лев 25:23; Чис 36:7). Тогда царица Иезавель послала от имени Ахава письма старейшинам народа, чтобы они назначили всенародный пост и Навуфей был посажен во главе народа Два ложных свидетеля выступили, обвиняя его, что он хулил Бога и царя. Навуфей был побит камнями (3 Цар. 21:13); сыновья его также были убиты (4 Цар. 926), и Ахав взял виноградник себе. Смерть Навуфея была отомщена кровью Ахава и особенно Иорама, который умирающим был выброшен на поле Навуфея (3 Цар. 21; 4 Цар. 9:24 и дал.).

Навуходоносор, вавилонский царь, сын и преемник Набополассара, основателя нововавилонского царства (см. «Нево»), царствовал около 43 лет (приблизительно, 604-561 гг. до Р. Хр.). Значение его имени ясно из клинописей, начертанных на вавилонских кирпичах- Набиув-кудури-узур, т.е. «Нево, сохрани венец!» Будучи еще наследником, он поразил фараона Нехао при Кархамисе, около 606 г. до Р.Хр (Иер 46:2), после чего начался 70-летний вавилонский плен израильтян. Иерусалим был покорен, царь Иоаким сделался подвласным Вавилону; Даниил и множество иудеев знатного происхождения были отведены в Вавилон (4 Цар. 24:1; 2 Пар. 36:6; Дан. 1:1 и дал). После этого Навуходоносор должен был поспешить в Вавилон для вступления на царство после смерти своего отца (604 г.); тогда же он поместил сосуды Иерусалимского храма в храме своего бога. Когда Иехония, получивший иудейский престол после восстания и смерти Иоакима, поднял новое восстание, Навуходоносор выступил против него и привел Иехонию в Вавилон, а вместо него воцарил Седекию Когда и этот несколько лет спустя отделился от него, Навуходоносор взял все укрепленные места в Иудее, разрушил Иерусалим (588 г. до Р.Хр.), а Седекию закованным и ослепленным послал в Вавилон (4Цар. 24:25; 2 Пар. 36:; Иер. 52). Затем в течение многих лет (13 по Иосифу Флавию) он осаждал укрепленный город Тир, но, невидимому, без успеха. Срав. Иез. 26.1,7 и дал. с 29:18, где Господь, в награду за неудачные осадные работы при Тире, обещает Навуходоносору воздаяние в Египте. Надписи показывают также, что он, после осады Тира, сделал несколько внезапных набегов на Египет (Срав. Иер. 46) Библия изображает Навуходоносора, как ревностного идолопоклонника, который все-таки, когда умудренный Богом Даниил объяснил ему значение его сна о большом истукане, признал, что Иегова есть Бог богов (Дан 2), и когда три мужа, которые не согласились поклониться сделанному им истукану, остались невредимыми в раскаленной печи, всенародно прославил «Бога Седраха, Мисаха и Авденага» (Дан. 3). Вавилонские памятники говорят о Навуходоносоре прежде всего, как о строителе роскошных дворцов и храмов для идолослужения, строителе каналов и покровителе земледелия (См. «Вавилон»). В Дан. 4:27 говорится, как он, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, в заносчивости сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моею могущества и в славу моего величия»! Далее говорится, как Господь тогда же поразил его болезнью, которая называется ликантропией, особого рода безумием, при котором больной воображает себя животным и поступает, как таковое (стих 30), «и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва, и ноги у него — как у птицы».

Некоторые предполагают, что Берозус намекает на эту болезнь, когда говорит, что Навуходоносор перед концом своего царствования поступал как бесноватый и произносил слова «под действием божественного побуждения». К этому времени относится также часть Вавилонской надписи, в которой Навуходоносор, по-видимому, сам указывает на этот несчастный период своего царствования. Там сказано, между прочим, следующее: «Четыре года (?) моя столица в городе... которая не радовала мое сердце Во всех моих царствах я не возвысил своей власти; драгоценных сокровищ моего царства я не собирал. В Вавилоне я не возводил никаких построек ни для себя самого, ни для славы моего царства. Не воспел я во славу моего господина и бога Меродаха, радости моего сердца в Вавилоне, городе его величества и столице моего царства, и ничего не положил я на его жертвенник; также не очищал я каналов».

Некоторое время спустя к Навуходоносору вернулся рассудок, и он прославил Всевышнего, Царя Небесного, Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:34).

Среди многочисленных памятников того времени, которые сохранились до наших дней, упомянем один из самых замечательных, именно, черный камень, или камень с изображением Навуходоносора, который находится теперь в Берлинском музее. Клинопись вокруг изображения гласит следующее: «Меродаху, своему господину, Набиувку дуриузур, царь Вавилонский, повелел при жизни это сделать».

Нагалал (Наалаль), (И. Нав. 19:15; 21: 35) или Наглол (Суд. 1:30), — город левитов в колене Завулоновом.

Нагалиил — Нахалиэль.

Нагалиил, одно из лагерных мест к северу от Арнона, между Матанной и Вамофом (Чис. 21:19). Предполагают, что он был расположен там, где теперь «Вади Энхейле», близ нижнего течения Леджума, притока Арнона.

Наггей, один из предков Иисуса (Лук. 3:25).

Нагой (евр. аром). См. «одежда (платье)».

Надав, сын Аарона, см. Авиуд».

Надав (1 Пар. 5:19), племя Измаильтян, кочевавшие в Галааде.

Наема, место в низменной части Иудеи (И. Нав 15:41)

Назарет — Нацрат.

Назарет, город, где жил Иосиф и Мать Иисуса (Лук. 1:2б: 2:4), и где Он провел первые 30 лет Своей жизни (Мат. 2:23; 4:13; Лук. 2:51; Иоан. 1:45), почему и был известен как «пророк из Назарета» (Мат. 21:11) и обыкновенно назывался Назарянином ( Map . 1: 24; Лук. 4-34; Мат. 26:71; Деян. 2:22; 3:6 и т.д.). Это название было также написано на Его кресте (Иоан. 19:19) и было дано Его последователям — «Назорейская ересь» (Деян 24:5). Теперь христиане на Востоке также называются «Назара» или «Назарянами». Назарет был незначительным местечком в северной части Галилеи. В Ветх. Завете о нем не упоминается. Этот город не пользовался доброй славой среди населения (Иоан. 1:4б); Срав. Деян 6:14: «И Иисус, этот Назарянин!» (греч.). Теперь город существует под названием «Эль Назира» в красивой долине на склоне крутой горы Джебель-Эль-сих, с которой, вероятно, хотели свергнуть Иисуса (Лук. 4:29). В Назарете Иисус не мог совершить многих чудес по неверию жителей (Мат. 13-54 и дал.). Назарет расположен к западу от Фавора, на полпути между горою Кармилом и южной частью Геннисаретского озера, в расстоянии 165-ти км от Иерусалима. В католическом монастыре показывают «пещеру Благовещения»; монахи францисканского ордена показывают мастерскую Иосифа и т.д. Более достоин внимания т.н. «Источник Марии», единственный источник и окрестностях города, куда, наверное, Иисус и Его Мать часто ходили за водою.

Современный Назарет насчитывает около 40.000 жителей, из которых несколько больше половины — арабы-мусульмане, а остальные — арабы-христиане и несколько сот европейцев-монахов, священников и работников миссионерских учреждений. В городе действует около 20 храмов и несколько монастырей В числе храмов замечательна новая католическая церковь Благовещания, построенная в 1955-1968 годах — крупнейшая церковь на Среднем Востоке. В 1957 году к востоку от Назарета был заложен еврейский город Верхний Назарет В нем построено несколько фабрик и проживает около 20000 человек.

То, что Иисус вырос в Назарете и назывался Назореем, приводится у Мат 2.23, как исполнение пророчеств: Ис 11:1: «Отрасль («Незер ) от корня Иессеева»; Иер. 23:5; Зах. 3:8. — Срав. «Цемах».

Назарянин. См. «Назарет, назорей».

Назорей — евр назир. Назорей, т е. отделенный или посвященный, — название человека (мужчины или женщины), который дал Богу обет не пить вина или крепких напитков, не есть виноградных ягод и вообще пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы, и во время обета не стричь волос. По закону назорей должен был считать себя посвященным Господу и тщательно следить, чтобы не прикасаться к мертвому телу.

Если же ему приходилось нечаянно прикоснуться к умершему, то на восьмой день он должен был принести жертву за грех, жертву всесожжения и жертву повинности и снова дать обет назорейства на такой же срок По окончании времени назорейства надо было принести жертву всесожжения, жертву за грех, мирную жертву, хлебную жертву и жертву возлияния, остричь волосы и положить их в огонь под мирной жертвой Совершив жертвоприношение, назорей считался освобожденным от своего обета. Некоторые были назореями от чрева матери, т е посвященными еще до рождения, как, напр., Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Считалось богоугодным делом, если кто-нибудь брал на себя издержки за жертвы назорея, которые требовались для освобождения от обета (Чис. 6). Павел сделал это (Деян. 21:20 и дал ). Трудно сказать, был ли обет, о котором говорится в Деян. 18:18, назорейским в обыкновенном значении. По сведению Иосифа Флавия были случаи, когда назорей остригал голову в начале назорейства. Предполагают, что Павел ради этого обета, для совершения жертвоприношения поспешил в Иерусалим. (См. Деян 18:21 и дал.). Волосы назорея (евр. «незер» — посвящение), которые росли свободно, являлись признаком того, что этот человек посвятил себя Богу. (Слово «незер» также обозначает диадему на кидаре первосвященника). Назорейство было выражением необходимости для человека быть освобожденным от оков плотской жизни. Бог избрал назореев также, как избрал и пророков (Ам 2:11). Как назорей, человек не должен был подвергаться плотским возбуждениям и всему, что можно отнести к человеческим побуждениям и влияниям. Поэтому бритва не должна была касаться его головы Подобно этому, виноградные лозы, которые не срезали ножом в субботный и юбилейный годы, называются «назерем земли» (евр.) — по-русски «необрезанные лозы» (Лев. 25:5,11), и неостриженные волосы девицы называются ее незером; по-русски волосы (Иер. 7:29).

Слово назорей или посвященный встречается в некоторых местах евр. текста в смысле «вождь» или «князь , например, в Втор. 33:16, (русс. перевод наилучший), также в Быт. 49:26 (избранный), и в Плач 4:7, У Ам. 2:11 и дал слову «назорей» придается обрядовое значение

Назорейская ересь. См. «Назарет».

Наин — маленький город в Галилее, где Иисус воскресил сына вдовы (Лук. 7: 11 и дал.). Он существует и теперь под своим прежним названием на северном склоне горы Дахи или Малого Гермона к югу от Назарета.

Наложница (евр. пилегеш; Быт. 22:24). См. «супружество».

Намессии — Нимши. Намессий, дед израильского царя Ииуя (4Цар. 9:2,14), этот последний часто называется сыном Намессииным (3 Цар. 19:16; 4 Цар 9:20).

Наперсник — евр. хошен. Наперсник (т.е украшение из драгоценных камней). Наперсником назывался щит на груди у первосвященника (Исх. 28:15 и дал.; 39:8 и дал.). Он служил для того, чтобы носить имена сынов Израилевых для постоянной памяти пред Господом (28 29). Он был искусно соткан и расшит, подобно ефоду, золотом, голубой, пурпуровой и червоной шерстью и крученным виссоном. Он был четыреугольный и так складывался, что образовывал квадрат по 17,5 см в длину и ширину, на внешней стороне которого в золотых гнездах были вставлены двенадцать драгоценных камней в четыре ряда, считая сверху, на которых были вырезаны имена двенадцати колен. (О порядке имен смотри «драгоценные камни») Наперсник прикреплялся на плечах посредством двух золотых колец и цепочек, а снизу он был прикреплен шнуром из голубой шерсти к кольцам пояса; таким образом, наперсник покрывал, приблизительно, всю переднюю часть ефода На наперсник были положены урим и туммим (свет и совершенство), «они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне» (Исх. 28:30).

Наполнять. «Наполнять чьи-либо руки» было обыкновенным выражением, обозначающим посвящение в священники (Исх 28:41); «Наполнять руки алтаря» (Евр текст) означало освящать его (Иез 43:26; «Наполнять (посвятить) свои руки Господу», означало жертвовать Ему от сердца наполненными руками (Иез 43:26; Исх. 32:29; 2 Пар. 29:31).

«Овен вручения» и «овен посвящения» (Исх. 29:22 и дал.; Лев. 8:22 и дал), один из двух овнов, которые приносились в жертву при посвящении в священники, потому что тук животного вместе с хлебным приношением клался в руки посвящаемых, которые, таким образом, наполнились; после чего, обычным способом возлагали это на жертвенник.

О «наполнении» и «наполнять» при выжимании винограда и молотьбе хлеба см «слезы».

Напоминание о беззаконии (Чис. 5:15), см «Блуд».

Нард — драгоценное масло, которое выжимается из благоухающего корня нардового растения ( Nardostachys Jatamansis), растущего в Индии, с пурпуро-красными цветами, неширокие листья которого издают приятный аромат (Песн. П. 1:11; 4:13 и дал.). Это драгоценное масло сохранялось иногда в закрытых алебастровых сосудах ( Map . 14:3; Иоан. 12:3); у последнего сказано, что один фунт этого масла стоил 300 динариев.

Наречие, язык. Еврейское слово «масса», в значении язык или наречие, мы находим в Быт. 11:1 (срав. греч. Map . 16:17; 1 Кор. 14:21) и в других местах; но, как это слово имеет и другое значение, то оно же переведено в других местах Библии иначе: пророчество, возвещение, изречение, наставление (4Цар. 9:25; Ис. 13:1; 19: 1; Прит. 30:1; 31:1); в Мер. 23:33 и дал. — бремя.

Наркисс, римлянин, в семье которого были христиане, приветствуемые Павлом (Рим. 16:11).

Наследство — евр. нахала, еруша.

Наследство. Законы наследства у евреев были примитивны. Землю можно было закладывать, но продавать или дарить было невозможно (Чис. 36:6-9); см. «юбилей». На продолжительное владение землею человек приобретал право только по наследству; если же он покупал ее, то владел ею только до юбилейного года, после чего она снова возвращалась продавшему ее. Старший сын получал вдвое более по сравнению с другими братьями (Втор. 21:17). Женщины не могли получать земли в наследство. Однако, в том случае, если отец не имел сыновей, дочери наследовали землю при условии, чтобы они выбрали себе мужей из того колена, к которому принадлежал их отец (Чис. 27:8; 36:8.В виде исключения приводится Иов, что он дал дочерям имения столько же, сколько и сыновьям (Иов. 42:15). Если кто умирал бездетным, то его земля переходила к ближайшим родственникам в определенном порядке (Чис. 27:8-11). Часто наследство делилось между детьми еще при жизни отца (Втор. 21:16). Так поступил и Авраам (Быт. 24:36; 25:5). Потому и блудный сын мог потребовать свою часть имения еще при жизни отца (Лук. 15:12). О письменных завещаниях мы встречаем указания лишь в позднейшие времена (Гал. 3:15; Евр. 9:17).

Наум — Нахум.

Наум (утешитель). 1) Пророк. Елкосеянин (Наум. 1:1), выступил, как указывает его книга, в Иудейском царстве и пророчествовал об истреблении Ниневии и об уничтожении Ассирийской державы. Больше ничего о нем неизвестно. Срав. «Елкос».

2) Один из предков Иисуса (Лук. 3:25).

Нафан — Натан.

Нафан. 1) Один из сыновей Давида от Вирсавии (2Цар. 5:14; 1 Пар. 3:5; 14:4), вероятно, праотец рода Нафанова, о котором говорится в Зах. 12: 12. Нафан упоминается между праотцами Иисуса в Лук. 3:31.

2) Выдающийся пророк во время Давида, друг и советник своего царя. Он одобрил в начале решение Давида строить храм, но, получив Божественное откровение, он предназначил на это дело Соломона (2 Цар. 7:1 и дал.). Через него Господь обличил Давида в его грехе с Вирсавией, через него же Он передал слова прощения (2 Цар. 12). Нафан, назвавший Соломона вскоре после рождения «Иедидиа» (возлюбленный Богом) (12: 25), оказал ему при его вступлении на царство действительную помощь (3Цар. 1:11 и дал.). Соломон в знак благодарности определил его сыновей на высокие должности (3 Цар. 4:5). Нафан оставил после себя исторические заметки о царствовании Давида и Соломона. О них говорится в 1 Пар. 29: 29; 2 Пар. 9:29.

Нафананл — Натаниэль. Нафанаил из Каны Галилейской (Иоан, 21:2) был приведен своим другом Филиппом к Иисусу, увидевшему в нем подлинного израильтянина, в котором не было лукавства. Он уверовал в Иисуса после того, как открылось, что Иисус знал сердце его и видел его под смоковницею еще до его встречи с Филиппом (Иоан. 1:45 и дал.). Он был одним из тех, которым Иисус явился после своего воскресения (Иоан. 21: 1 и дал.). Вероятно, он — тот же, что Варфоломей. См. «Варфоломей».

Нафишем. См. «Нафиш».

Нафиш, имя одного из сыновей Измаила (Быт. 25:15) и название его потомков (1 Пар. 5:19).

Нафор-Дор. См. «Дор».

Нафтухим (т.е. народ Птаха или Мемфиса), народ в среднем Египте; упоминается среди сыновей Мицраима (Быт. 10:13).

Нахоново гумно — евр. горен.

Нахон. Нахоново гумно (2 Цар. 6:6) или гумно Хидоново (1 Пар. 13:9), место, где Оза был убит Господом за то, что простер руку для поддержания ковчега в то время, когда везшие его волы наклонили его. Давид впоследствии назвал это место «поражением Озы» (1 Пар. 13:11).

Нахор. 1) Сын Серуха и дед Авраама, умер ста девятнадцати лет Быт. 11: 24 и дал.; Лук. 3:34).

2) Один из сыновей Фарры (Быт. 11:26), женившийся на Милке, дочери своего брата Арана (стих 20). О нем не упоминается при выходе из Ура Халдейского в Харран (ст. 31); возможно, что он переехал туда впоследствии, т.к. Харран называется «городом Нахора» (Исх. 24:10; срав. 27: 43). Нахор, как и Иаков, сделался отцом 12 сыновей, из которых четыре родились от его наложницы Реумы (22:20 и дал.); один из его сыновей, рожденных от Милки, был Вафуил, отец Ревекки (ст. 23).

Начальник. Это слово обозначает или государственную власть, как, напр., начальники городов (Деян. 17:6,8; см. Фессалоника) или церковную власть, как, например, начальник синагоги ( Map . 5:22) и т.д. (См. «Синагога») ; членов синедриона (см. «Синедрион»). В менее определенном смысле это название встречается в Езд. 9:2; Неем. 2:16; 7:5. См. дальше «Ассирийские начальники».

Начальник магов. См. «Волхвы».

Начальники стражи при храме. См. «Храм в Иерусалиме».

Начатки — евр. ришит бикурей адама. Начатки плодов земли принадлежали Господу (Исх. 23:19; 34:26). Особенно обращалось внимание на то, чтобы 1) весь народ во время Пасхи, которая совпадала с жатвой, приносил первый сноп жатвы к священнику и однолетнего агнца во всесожжение Господу; при этом необходимо было принести хлебную жертву и возлияние (Лев. 23:10 и далее); во время же Пятидесятницы — 2 испеченных кислых хлеба из начатков самой лучшей пшеничной муки. Эти дары, вместе с другими, приносили в жертву, священник потрясал их перед жертвенником (Лев. 23:15 и дал.). Кроме того, 2) каждый израильтянин должен был принести начатки из первого и лучшего (Втор. 26:2) от различных плодов земли, по собственному усмотрению. К жертвам начатков принадлежал также тот хлеб, о котором написано: «От начатков теста вашего лепешку возносите в возношение» (Чис. 15:20). Эти жертвы предназначались для пропитания священников (Чис. 18:11; Втор. 18:4). Неемия побуждал народ приносить оба рода этих жертв из начатков (Неем. 10:35 и дал.; 12:44). Благочестивые в израильском народе приносили свои начатки пророкам Господним (4Цар. 4:42).

Христос называется «первенцем из умерших», подобно тому, как после начального снопа в снопы собиралась вся жатва, так и после воскресения Христова последует воскресение верующих в Него (1 Кор. 15:20; Срав. Иоан. 20:17; 14:19). «Если начаток свят, то и целое» (Рим. 11:16). «Начаток Духа» называются те духовные дары, которые в этой жизни даются верующим, как залог того совершенства, которое они получат в вечности (Рим. 8:23).

Неаполь, приморский город во Фракии. После Нерона он присоединен к Македонии. Там Павел впервые высадился в Европе и продолжал путешествие в Филиппы (Деян. 16:11). Теперь этот город называется Кавала.

Небо — евр. шамаим, ракиа.

Небо. Это слово встречается в различных значениях, которые должно отличать друг от друга.

1) Воздух над нами, в котором проносятся облака; так, напр., «небо красно (Мат. 16:2), «знамение с неба» (Лук. 11:16). Об этом небе говорится, что оно заключается и поэтому не бывает дождя (Лук. 4:25), и что оно отверзается, так что глаза могут видеть славу Божию (Деян. 7:56).

2) Звездное небо — пространство, где движутся бесчисленные небесные тела: «Звезды на небе» (Евр. 11:12) и «силы небесные» (Мат. 24:29; Срав. 3Цар. 8:27).

Оба упомянутые значения слова «небо» заключаются в выражении «небо и земля», т.е. в том, что мы понимаем под словом «мир» или «вселенная». Так, например, в Быт 1:1: «Бог сотворил небо и землю» и в Мат. 5:18: «небо и земля пройдет». Срав. Отк. 20:11. Говорится также о нынешних небесах и земле (2 Пет. 3:7) и о прежнем небе и прежней земле (Отк. 21: 1) в противоположность новому небу и новой земле (2 Пет. 3:13; Отк. 21: 1).

Когда-то представляли себе небо, как свод, нижний край которого касался краев земли (См. «твердь, «небо»), и это подало повод к таким выражениям, как: «от края небес до края их» (Мат. 24:31), «от края земли до края неба» ( Map . 13:27).

3) Небо, место обитания Бога (3 Цар. 8:49), «Бог небес» (Пс. 135:26; Отк. 11:13; 16:11). Небесный Отец (Мат. 6:9, 14), возле Которого находятся «воинство небесное (Лук. 2: 13), ангелы небесные (Мат. 24:36), и «духи праведников» (Евр. 12:23); то небо, где воля Божия исполняется совершенно (Мат. 6:10), откуда сошел Христос (Иоан. 3:13) и куда Он вознесся (Лук. 24:51) и восшел «превыше всех небес» (Еф. 4:10) и откуда Он снова придет (1 Фес. 4:16); это небо открыто и приготовлено для спасенных грешников (Иоан. 14:2) через Того, Кто со Своею кровью вошел «в самое небо», приобрел вечное искупление (Евр. 9:12,24). Павел в 2 Кор. 12:2 наверное подразумевает это небо, говоря, что в видении и откровении Господнем он был восхищен до третьего неба, или рая (ст. 4) и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

4) В некоторых местах Писания слово «небо» заменяет обитателей неба, напр., Отк. 18:20: «Веселись о сем, небо» и т.д. (Срав. Отк. 12:12), или Господа неба: «Я согрешил против неба», т.е. против Бога (Лук. 15:18) или же говорится «с неба» вместо «от Бога» (Иоан. 3:27; Лук. 20:4) и т.д.

Невеста (евр. кали). См. «Брак».

Нево — ассирийский или вавилонский идол (Ис. 46:1), имя которого часто встречается в ассирийских надписях: Набиув или Набу, т.е. говорящий (от корня «наба», говорить, срав. евр. «нави», пророк, собственно — вестник). Он описывается, как бог науки, творец клинописи на кирпичах, устроитель мира, бог скипетра, или бог пера и т.д.; следовательно, он соответствовал Гермесу или Меркурию. Нево особенно поклонялись в Вавилоне. В Ворсиппе ему был построен большой храм. Имена нескольких вавилонских царей образованы от имени этого бога; так, напр., Набополассар (т.е. Набиув-абал-уцур = Нево, сохрани сына!), Навуходоносор, Навонид В Ниневии найдены изображения Нево, которые теперь находятся в европейских музеях

2) Гора Нево в земле Моава; она представляет вершину горы Фасги, с которой Моисей смотрел на Ханаанскую землю, и где он умер (Чис. 33: 47; Втор. 32:49; 34:1). Эту возвышенность, вероятно, следует искать близ теперешнего местечка «Неббе», на горе, к юго-западу от Есевона, приблизительно в 20 км к востоку от северного конца Мертвого моря, с этого Неббе открывается великолепный вид на Ханаанскую землю от Хеврона на юге до Галилеи и Ермона на севере.

3) Моавитский город, который был покорен коленом Рувимовым (Чис. 32: 3, 38); впоследствии он был взят обратно моавитянами (Ис. 15:2; Иер. 48: 1,22). О нем упоминается также на моавитском камне (См. «Меса»), как об израильском городе, покинутом царем Месою.

4) Город в Иудее (Езд. 2:29; 10:43), называется в Неем. 7:33 «Нево другим».

Неделя, евр. шавуа, т.е. седьмица; срав. «число». Счисление недель, которое нашли у разных народов древнего времени: египтян, вавилонян, китайцев и перуанцев, ясно видно из Быт. 29:27; следы этого находят в Быт. 2:2; 7:4; 8:10. Этим счислением также пользовались для определения и деления Моисеевых праздников, так, напр., Пятидесятница называется праздником седьмиц (Втор. 1б:Ф и дал.). Так как слово «шавуа» означало только число семь, то оно также могло быть употребляемо в других единицах времени, кроме дней; в пророчествах Даниила о семи седьмицах (Дан. 9:24 и дал.) это слово понимается как обозначающее период, состоящий из семи лет.

Нееман — военачальник сирийского царя, храбрый полководец, уважаемый своим господином, «но прокаженный». Пленная еврейская девочка сообщила ему о пророке Елисее, к которому он и поехал в Ханаан с позволения своего царя. Там он исцелился чудесным образом, окунувшись семь раз в Иордане, по слову пророка (4 Цар. 5). Убедившись в силе Иеговы, он взял с собою земли сколько могут снести два лошака для того, чтобы построить жертвенник Иегове (Исх. 30.24), Которому он хотел служить и приносить жертвы в своем отечестве. «Только вот в чем да простит Господь раба твоего (сказал он пророку): когда пойдет господин (царь) мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем». Пророк сказал ему: иди с миром (4 Цар. 5:17 и дал.). О Неемане упоминается также в Лук. 4-27

Неемия — Нехемия.

Неемия, сын Ахалии, набожный израильтянин, который после Вавилонского плена занимал должность виночерпия у персидского царя Артаксеркса 1 (Неем. 1:11; 2:1). Узнав от своего брата Ханани и других евреев о великом бедствии в Иерусалиме, он поведал царю о своей скорби и попросил у него позволения поехать в Иерусалим для того, чтобы отстроить город. Царь дал ему письменное полномочие, конных воинов и послал его в Иудею, как областеначальника (по-евр. «паках», по-персидски «тиршафа», т. е. строгий господин (Неем. 7:65; 8:9). В течение 12 лет, с 20 года царствования Артаксеркса (445-433 гг. до Р.Хр.), он работал в Иудее (5:14) и благодаря неутомимым трудам и жертвам ему удалось, вопреки всяким препятствиям со стороны самарян и других врагов, выстроить стены города и, кроме того, предпринять некоторые меры для улучшения положения народа. На своей стороне он имел также верных друзей, особенно книжника Ездру (Неем. 8:1,9,13; 12:36). Когда назначенный двенадцатилетний срок (2:6) окончился, он возвратился в Персию, но спустя некоторое время снова (13:6) приехал в Иерусалим для того, чтобы бороться с некоторыми злоупотреблениями и уничтожить их, напр., упущения в богослужении, незаконные браки и пр. Относительно его смерти ничего неизвестно

Ненасытимость (Прит. 30:15), евр. алука — пиявка, — символ невоздержанности и ненасытимости.

Необрезанный. См. «Обрезание».

Неплодие считалось большим позором (Быт. 16:1; 30-1-23; 1 Цар. 1:6; Ис. 47:9; 49:21; Лук. 1:25). Чтобы снять из себя поношение, женщины прибегали к различным, достойным порицания, мерам (Быт. 16:2; 19:31 и дал.; 38:14 и дал.).

Нергал. См. «Кута».

Нергал-Шарецер, имя князя царя Навуходоносора (Иер. 39:3,13); по-ассирийски он называется Ниргал-Зар-уцур, т.е. Нергал охраняет царя; по-гречески — Нериглиссар. Некоторые думают, что первый Нергал-Шарецер, упоминаемый у Иер. 39:3 тот же, что и известный вавилонский царь Нериглиссар (559-556 гг. до Р.Хр.).

Нетофа — городок близ Вифлеема (Езд. 2:22; Неем. 7:26; 4 Цар. 25:23), в окрестностях которого жили певцы (Неем. 12:28). Может быть, это селение Беит-Нетиф, между Иерусалимом и Аскалоном.

Нефан-Мелех — придворный, около местожительства которого в Фаруриме Иудейские цари помещали коней, посвященных солнцу (4 Цар. 23:11).

Нефинеи — Нетиним. Нефинеи, т.е. подаренные (от слова «натан» — давать) — работники, которых Давид и его князья дали левитам в качестве прислуги при храме (Езд. 8:20; 2:58; Неем. 11:3; 1 Пар 9:2). Они упоминаются в некоторых местах вместе с сыновьями рабов Соломоновых (Езд. 2:58; Неем. 7:60), вероятно, работников, которых Соломон поставил на ту же должность. Некоторые предполагают, что жители Гаваона, которым Иисус Навин поставил в обязанность рубить дрова и черпать воду для дома Божия (И. Нав. 9:23) образовали ядро этого состава служащих, достигавших нескольких сот, которые впоследствии и стали называться нефинеями. По всей вероятности, нефинеи, состояли из пленников, взятых на войне. Что они были прозелиты, обрезаны и обязаны исполнять закон, видно из Неем. 10:28 и дал., где они вместе с остальным народом вступили в обязательство с клятвою и проклятием поступать по закону Божию. Они жили в Офеле (Неем. 3:26) и в городах для левитов Езд. 2:70); Неем. 7:73). Большая часть из них была уведена в плен в Касифью (откуда Ездра привез 220 из них обратно в Иудею (Езд. 8:17 и дал.).

Неффалим — Нафтали. Неффалим, шестой сын Иакова, рожденный Валлой (Быт. 30:8). Он имел 4-х сыновей, и является праотцом колена Неффалимова

Нехао (2 Пар 35-20) или фараон Нехао (4 Цар 23:29), египетский царь, который, по Геродоту, послал финикийцев в морское путешествие вокруг Африки и намеревался прорыть канал между Средиземным и Чермным морем. Царствовал он, приблизительно, 612-606 гг до Р.Хр Когда он шел войной против Навуходоносора, его встретил Иудейский царь Иосия, которого он умертвил в Мегидоне (4 Цар. 23:29; 2 Пар 35 20 и дал ). После взятия Иерусалима он низложил Иоахаза и послал его закованным в Египет, а вместо него поставил царем Иоакима, наложив на всю землю тяжелую дань (2 Пар. 36-3,4). Несколько лет спустя, он сам был разбит при Кархемисе (около 606 г до Р.Хр.) и потерял свои владения в Сирии (4 Цар 24:7; Иер. 46:2).

Нехушта, мать царя Иехонии (4 Цар. 24: 8, 12, 15; Иер. 13:18; 29:2)

Нехуштан. См «Медный змей».

Нечистые животные, мясо которых нельзя было употреблять по закону в пищу (Лев. 11; Втор. 14), были все те, которые не имели раздвоенных копыт с глубоким разрезом, и вместе с тем не пережевывали жвачки; также все пресмыкающиеся животные, некоторые породы птиц, числом 20 или 21, все водяные животные и рыбы, не имеющее плавников и чешуи; затем, те насекомые, у которых не было «голеней выше ног, чтобы ими скакать по земле» Кроме того, было воспрещено есть кровь или мясо с кровью, тук приносимого в жертву, павших животных и растерзанных зверем (Лев. 3:14 и дал.; 7:23,26; 17:10 и дал.), а также идоложертвенное мясо.

Все эти постановления имели целью отделить народ израильский от языческих обычаев и общения с язычниками; он должен был держаться обособленно от остальных народов мира, чтобы принадлежать Господу, как Сам Господь изъяснил Моисею относительно цели всех этих постановлений (Лев. 20:24 и дал.).

Основанием для различия между чистыми и нечистыми животными, различия, которое существовало уже до потопа (Быт. 7:28), послужили, может быть, следующие обстоятельства: естественное отвращение к животным, неприятным для наших чувств (ящерицы, змеи и т д ); заботы о здоровье, когда, напр., речь идет о свинье; стремление избегать таких животных, которые своим хищничеством или пожиранием трупов и других нечистот носили отпечаток греха и разложения. Однако, главное основание для такого различия все-таки надо искать в теократическом принципе, выраженном в лев. 20.

Когда преграда между евреями и язычниками разрушилась (Евр. 2:14), то Господь, через видение, научил Петра (Деян. 10:11 и дал) тому основному принципу, который высказан уже в Быт 1, что всякое творение Божие само по себе хорошо (1 Тим. 4: 4), и что Он нелицеприятен (Деян, 10: 34).

Нивхаз, от слова навах — лаять, по толкованию раввинов, идол, изображающий собаку, которому поклонялись жители Аввы (4 Цар 17:31). Предание говорит, что между Бейрутом и Триполи при реке Нахр-ель-кельб, т е собачьей реке, прежде стоял истукан, изображающий собаку, которому поклонялись, как богу-хранителю.

Нигер. См «Симеон».

Никанор, один из 7 диаконов (Деян. б: 5).

Никодим — один из членов синедриона, фарисей, хотя убедившийся в Божественном посланничестве Иисуса, он все же не сразу вступивший в ряды Его последователей. Сначала он пришел побеседовать с Иисусом ночью (Иоан. 3:1 и дал.), затем осмелился осторожно защищать Его в синедрионе (7:50 и дал.), и, наконец, когда Иисус был казнен, он выступил открыто и исполнил, вместе с Иосифом из Аримафеи, последний долг любви к умершему Учителю (19:39).

Николаиты, партия, которую ненавидела Ефесская церковь (Отк 2:6); в Пергамской церкви существовали державшиеся их учения (ст. 15). Николаиты одобряли послабления относительно идолослужения и прелюбодеяния (см. 14).

Николай, прозелит из Антиохии, один из семи диаконов (Деян. 6:5).

Никополь, «город победы», город в Эпире, построенный Августом в воспоминание сражения при Акциуме ( Aktium). Павел просит Тита поспешить туда, так как и сам он решил провести там зиму (Тит. 3:12). Некоторые предполагают, что здесь подразумевается другой Никополь — у реки Несса (Nessus) во Франции, другие же думают, что это Никополь Киликийскии.

Нил. См. «Египет».

Нимра. См. «Беф-Нимра».

Нимрод, сын Хуша, «сильный зверолов пред Господом». Царство его в начале составляли Вавилон и окрестные города в земле Сеннаар (Быт. 10:8 и дал.). Оттуда вышел Ассур и построил Ниневию (ст. 11); так образовалось Ассиро-Вавилонское царство, которое в Мих. 5:6 называется «землею Ассура» и «землею Немврода».

Нимфан, христианин в Лаодикии, которого, вместе с его домашнею церковью, приветствует Павел (Кол. 4:15).

Ниневия — Нинве.

Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула. У классиков этот город известен под именем Нинос или Нинус, на памятниках — Нинуа или Нина. Основатели Ниневии вышли из Вавилона, что видно из Быт. 10:11, где говорится, что Нимрод или Ассур вышел из земли Сеннаар и построил Ниневию, которая вместе с 3 другими ассирийскими городами Реховоф-Ир, Калах и Ресен составляла «Великой город». В течение столетий Ниневия была столицею ассирийского царства. Древние писатели и Библия описывают этот город, как неприступную крепость, благодаря ее стенам и местоположению, и как процветающий торговый город. Страбон и Геродот рассказывают о великой Ниневийской стене, которая имела в окружности почти 480 стадий (больше 90 км). Пророк Иона говорит, что Ниневия была великий город у Бога, на три дня ходьбы (Ион 3:3). Софония (2: 15) называет ею торжествующим городом, живущим беспечно, говорящим в сердце своем: «я — и нет иного, кроме меня» Наум называет его городом кровей, полным обмана и убийства, в котором не прекращается грабительство (3:1); «развратницей приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чародеяниями своими племена (3:4). Согласно словам Господа в книге пророка Ионы (4:11) там было более 120.000 маленьких детей, из чего можно заключить, что количество населения составляло приблизительно 600.000 человек. По словам Наума (3:16) купцов в этом городе было более, нежели звезд на небе.

В эту Ниневию был послан пророк Иона около 800 г. до Р.Хр. для того, чтобы объявить суды Божий, но жители города покаялись от его проповеди (Мат. 12:41), так что наказание было отменено. После этого о гибели Ниневии пророчествовал Наум, что и совершилось от руки мидян и их союзников вавилонян, около 625 г. до Р.Хр. (по Шрад. и др. 609-606 гг.). Опустошение, которое тогда постигло Ниневию от огня и наводнения (Наум. 2:6,8), и последовавшие затем ливни и песчаные ураганы до того разрушили этот город, что, когда Ксенофонт, лет 200 спустя, проходил со своими войсками мимо остатков Ниневийских стен и развалин, то принял их за развалины индийских городов. Тацит в первом столетии по Р.Хр. знал «Нинус» только, как небольшую крепость. С того времени, в течение почти 2000 лет, стада и плуги арабов и бедуинов проходили по холмам, образовавшимся над развалинами Ниневии, а ученые в это время спорили о том, где, собственно, была расположена Ниневия. После 1841 г. французы Ботта и Пласе ( Botta и Place), англичане Лейярд и Лофтус ( Layard и Loftus) и другие ученые обратили внимание на некоторые кирпичи и алебастровые плиты с изображениями и клинописными знаками, выступившими после дождей на некоторых из холмов против Мосула. Произведенные раскопки стали обнаруживать одну часть Ниневии за другой и снова подтвердили достоверность Библии. Большая часть кирпичных библиотек древних ассирийских царей находится в музеях Европы.

Мосул — значительный торговый город на западном берегу Тигра (приблизительно на 36° с.ш.), расположен к северу от устья Верхнего Заба, называемого древними Ликус (Lykus). Против него, на восточном берегу Тигра находятся развалины городов, которые в совокупности составляли Великую Ниневию, Как раз против Мосула на обоих берегах речки Казр находятся остатки собственно Ниневии в виде двух холмов с расположенными на них селениями Куюнджик (малая овца) и Неби-Юнус (пророк Иона). Далее в 30 км к югу близ угла, образуемого Тигром и Забом находится холм Нимруд. На расстоянии 20 км к северо-востоку от Нимруда находится другая масса развалин Карамлес; в 20 километров к северу — другие развалины, называемые Хорсабад, почти в 20 км к северо-востоку от Куюнджика. Эти четыре образовавшихся над развалинами холма: Куюнджик, Хорсабад, Карамлес и Нимруд составляют 4 угла неправильного параллелограмма длиною от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириною. Предполагают, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, «Великий город», как говорит о нем Моисей. Собственно Ниневию ищут около Куюнджика и Неби-Юнуса. Калах ищут в развалинах Нимруда. Рехооф-Ир (т.е. городские улицы. Быт. 10:11) обнаруживают теперь в развалинах Яремдже, недалеко к югу от Куюнджика и, наконец, Ре-сен, последняя часть Великого города, по всей вероятности, развалины Саламийе, к северу от Нимруда.

Эти раскопки обнаружили перед нами целую историческую эпоху. В холме Куюнджик откопали дворец Сеннахирима и Ассурбанипала. В холме Неби-Юнус найдены дворцы Сеннахирима и Асаргаддона. Во дворце Сеннахирима отрыли 27 ворот с изображениями крылатых быков и львов колоссальных размеров, 75 зал, комнат и галерей, стены которых от 0,9 до 2 м толщиною выложены алебастровыми плитами с рисунками военных подвигов царя. Там найдена также библиотека или государственный архив, собранный Ассурбанипалом, состоящий из кирпичей с клинообразными письменами. В Калахе или Нимруде обнаружили другую ассирийскую резиденцию, где жили некоторые цари до Сеннахирима. Наконец, на северо-востоке расположены развалины Дур-Саргон при селении Хорсабад (706 до Р.Хр.), где найдены остатки дворца в 300 метров длины и высоты заключающего более 200 комнат и зал, 30 дворов и 225 ворот и дверей.

Громадные ворота при входе украшались двумя огромными крылатыми фигурами быков. Когда в этих ниневийских развалинах мы читаем имена израильских царей и городов, собственный рассказ Сеннахирима о его вторжении в Палестину и победе над Езекиею, и рассматриваем рисунки, изображающие пленных евреев перед ассирийским царем (см. «Сеннахирим ), а также рисунки, показывающие, как брали штурмом крепости и мучили пленных (см. «Войны»); как разрывали их рты крюками и выкалывали глаза (4Цар. 19:28; Ис. 37:29; 4 Цар. 25:7) и как, с другой стороны, ассирийские вельможи, одеты в ткани яхонтового цвета с роскошными повязками на головах стройно ездили на конях, имея вид военачальников (Иез. 23:6, 14, 15), тогда вспоминаем слова Аввакума (2:11) и Иисуса (Лук. 19: 40) «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою».

Нирь. См. «Кис 1«.

Нирей и его сестра — христиане в Риме, приветствуемые Павлом (Рим. 16: 15).

Нирий. 1) Один из предков Иисуса (Лук. 3:27).

2) Отец Варуха, друга Иеремии (Иер 32:12; 36:4) и Серайи, постельничего царя Седекии (Иер. 51:59).

Нисан. См. «Месяцы».

Нисрох, ассирийский идол, в храме которого был умерщвлен своими сыновьями Сеннахирим (4 Цар. 19:37; Ис. 37:38). Существует предположение, что это тот же самый идол, с человеческим телом и орлиной головой, который найден в развалинах Ниневии.

Но, жилище (Иез. 30:14 и дал.) или Но-Амон, жилище Амона (Наум. 3:8), которому Иезекииль грозит гибелью, а Наум уже говорит о нем, как о павшем, — не что иное, как известный город Фивы в верхнем Египте, — главное место служения египетскому идолу Аммону («Аммон, который в Но», Иер. 46:25). Еврейское название Но-Аммон представляет только иную форму египетского «Ну-Амеи или Па-Амен», т.е. жилище Амена, подобно тому, как греческое Тебе (Фивы) происходит от египетского Таапе. Когда греки в Аммоне узнали Юпитера, то назвали город Диосполисом, т.е. городом Юпитера. Этот древнейший город воспетый Гомером, как «стовратные Фивы», самый известный из древних городов Египта. Ни от одного города не сохранилось таких величественных развалин. Он был расположен на широкой равнине по обе стороны Нила, около теперешних селений Карнак и Луксор на восточном берегу Нила и Гурна и Мединет-Абу на западном берегу (между 25° и 26° с.ш.). Между прочим, здесь было главное святилище Аммона. На западном берегу стояли храмы, посвященные служению в память умерших. Греками они назывались Мемноны (от египетского слова «менну» — памятник). В тихом соседстве могил находились школы ученых и библиотека под названием «лекарство для души». Здесь нашли рукописи на папирусе времен первых фараонов. Остатки Аммонова храма, который теперь называется храмом в Луксоре и Карнаке, описываются как что-то необыкновенное. Иероглифы на стенах повествуют о подвигах египетских царей, а на одной из стен храма в Карнаке перечисляются города, которые завоевал в Палестине египтянин Сисах. Сохранились также длинные ряды громадных колонн, имеющих в окружности больше 10 м. Рамсес Великий, фараон времен Моисея, в царствование которого Фивы стояли на высоте своего величия, описал на стене большого зала с колоннами в Карнаке свои победы и богатства; там же написано, что идол, которому он служил, говорит ему: «Твоя держава да стоит непоколебимо миллионы лет и мы подарим тебе вечную блаженную жизнь». Здесь также, близ Нила, возвышаются громадные Мемнонские истуканы вышиною до 20 метров Один из них, высеченный из целого куска, является самым большим каменным истуканом в мире. (См. «Египет»). В одной могильной постройке найдены фрески, которые наглядно изображают рабство Израиля в Египте. (См. «Кирпич»).

Великие Фивы завоевывались неоднократно ассирийцами в 7 столетии до Р.Хр. Наум намекает на одно из таких поражений, когда он спрашивает гордую Ниневию: «Разве ты лучше Но-Аммона? но и он переселен, пошел в плен, а о знатных его бросали жребий» (Наум. 3:8, 10).

Но-Аммон. См. «Но».

Ноадия (Неем. 6:14), пророчица, враждебно настроенная против Неемии.

Новах, человек из колена Манассиина, который при покорении Ханаана завоевал город Кенаф в Галааде с его окрестностями и назвал его своим именем (Чис. 32:42; Суд. 8:11; 1 Пар. 2:23). Селение Кенаф существует теперь на Хавранских горах под названием Канаваф, на расстоянии 70 км к востоку от Тиверидского озера. Там находятся развалины бань, театров, храмов и каменных домов с дверями и окнами.

Новолуние (евр. Рош-ходеш). См. «Новомесячие».

Новомесячие. Первый день месяца считался праздником и отмечался особы-ми жертвоприношениями (Чис. 28:11 и дал.). Работы и торговля останавливались (Ам. 8:5) и народ собирался на общественное богослужение (Иез. 46:3; 4 Цар. 4:23; Ис. 1:13 и дал.; трубили в трубы при различных жертвоприношениях, а также и в разные праздники (Чис. 10:10; Пс. 80:4). Новый месяц был праздникам радости (Ос 2:11) и в семействах отмечался пиршествами (1 Цар. 20:5,18). Особенно торжественно праздновали первый день седьмого месяца Тисри (Лев. 23:24). См. «Праздник труб». Об отмене новомесячии см. Гал. 4: 9,10; Кол. 2:16.

Нов (Номва), город священников в колене Вениаминовом близ Иерусалима (Неем. 11:32; Ис. 10:32), где хранилась скиния во время Саула (1 Цар. 21:1 и дал.). Жители этого города были убиты Доиком по приказанию Саула за гостеприимство, оказанное Давиду (22:9 и дал.).

Новый год (евр. Рош а-шана). См. «Год».

Нога — евр. регель.

Нога. На крутых горных дорогах Ханаанской земли «ноги спотыкаются». — Это выражение часто встречается, как символ несчастия и падения (Втор. 32:35; Пс. 65:9; 120:3; Иер. 13:16; Срав. Ис. 8:14; Лук. 2:34). Наступить ногою на шею врага означало полную победу (И. Нав. 10:24), отчего и существует выражение «положить под ноги» (Пс. 8:7; 1 Кор. 15-25). Так как сандалии не защищали ног от пыли, то омовение ног было первой услугой, оказываемой пришедшему (Быт. 18:4; 24:32; 43:24; 1 Цар. 25: 41). Омовение ног, по личному примеру и учению самого Господа (Иоан. 13), считалось христианским делом любви (1 Тим. 5:10).

Нод, страна на восток от рая, куда бежал Каин (Быт. 4:16).

Ноема, сестра Тувалкаина (Быт. 4:22).

Ноеминь, т.е. «приятная» или «веселая» — жена Елимелеха; она назвала себя Марою, что значит «горькая» или «огорченная», когда печаль стала ее спутницей (Руф. 1:20).

Ной — Hoax .

Ной (евр. покой; см. «Ламех»), сын Ламеха, внук Мафусала, родился около 1056 г. после сотворения мира и был человек праведный и непорочный, «ходил пред Богом» (Быт. 6:9) Поэтому, когда Бог решил истребить грешное человечество, Он заключил завет с Ноем и повелел ему построить ковчег для спасения себя и свого семейства.

Когда наступил водный потоп, на 600 году жизни Ноя, он вошел в ковчег с женою, со своими тремя сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом и с женами их; кроме них он взял в ковчег скота чистого по семи мужского пола и женского, а нечистого по паре. Господь затворил задним дверь (Быт. 7:2, 16).

«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего, ею осудил он мир и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Почти год спустя, они вышли из ковчега Ной принес жертву всесожжения и Бог дал радугу, как знамение завета между Богом и землею, что не будет больше потопа на опустошение земли (Быт. 8; 9:1 и дал ) После того Ной насадил виноградник и, выпив чрезмерно сока от плодов, — опьянел. Легкомысленный Хам посмеялся над ним, чем и навлек на своего сына Ханаана проклятие отца; Сима же и Иафета Ной благословил (9:20 и дал.). Ной жил после потопа 350 лет (ст. 28 и дал.). Он упоминается в Иез. 14:14,20 как образец праведности; Ап Петр называет его проповедником правды (2 Пет 2:5).

Воспоминание о Ное и о «водах Ноя» (Ис 54:9) сохранились в преданиях самых различных народов. Древние греки рассказывали, как Зевс в наказание за преступления людей послал потоп, который истребил всех, кроме Девкалиона и его жены Пирры; они спаслись на корабле, который 9 дней спустя остановился на вершине горы Парнас. Оракул велел им бросать за себя бабушкины кости. Они набрали камней и стали бросать за себя. Камни, брошенные Пиррой, сделались женщинами, а Девкалионом — мужчинами. Таким образом заселилась Греция.

У мексиканских индейцев сохранилось сказание о том, что от вод потопа спаслось на корабле или пароме только Кокс-Кокс и жена его Ксохи-кетцатль Гора у них называется Колхуакан. Люди, которые родились после потопа, были немыми, пока не прилетел голубь с вершины одного дерева и не роздал им языки, после чего люди стали говорить на различных языках.

Другие мексиканские сказания говорят о птицах, которые Тепци (Кокс-Кокс называется также Тепци) выпустил с корабля. Жители островов Фиджи рассказывают о сильном дожде, от которого погибли почти все люди, но в последнюю минуту приплыли 2 лодки; на одной из них сидел бог столяров Рокора, а на другой — его главный мастер Рокола; они вытащили некоторых утопающих и, таким образом, спасли 8 человек.

Более замечательны древнехалдейские предания о потопе. До 1872 года по Р.Хр. о них знали только по сообщениям Александра Полихистора, заимствовавшего их у Берозуса. Бог Хронос открыв Ксизутросу, что будет потоп, повелел ему написать историю о начале бытия и конце всего существующего и закопать эту книгу в Сиппаре, городе солнца, а затем построить корабль, взойти на него со своими родственниками и друзьями, птицами и четвероногими животными и взять с собою также пропитание и питье. Построенное судно имело в длину пять выстрелов из лука (или пять стадий). Потоп пришел, но скоро кончился. Выпустили птиц, но они прилетели обратно. Тогда выпустили других птиц, но и они вернулись обратно с тиною на ногах. Выпущенные в третий раз птицы более не возвратились. Ксизутрос открыл часть крыши и увидел, что судно пристало к горе. Тогда он вместе со своею женою, дочерью и рулевым, вышел на землю, стал молиться, простершись на земле, затем построил жертвенник и принес богам жертвы. Потом он вместе с вышедшими исчез. Оставшиеся на судне также вышли на землю и услыхали голос с неба, говоривший, чтобы они почитали богов, которые взяли исчезнувших к себе, пошли бы в Сиппару, отрыли закопанную книгу и передали ее человечеству. Тогда они принесли жертвы богам, сходили в Сиппару, достали книгу и построили Вавилон.

В 1872 году Георг Шмит открыл среди Ниневийских глиняных плиток, хранящихся в Британском музее, исписанную ассирийской клинописью глиняную табличку, содержащую халдейский рассказ более раннего периода о потопе. Эта доска взята из библиотеки ассирийского царя Ассурбанипала (7 столетие до Р.Хр.); но предполагают, что она списана с более древнего оригинала. Ксизутрос называется здесь Хизизадра. Содержание рассказа следующее: «Бог открыл уста свои, говорил и сказал мне, слуге своему... войди и запри дверь корабля. Я соберу к тебе твое семя, твою домашнюю утварь и имущество, твоих рабынь и рабов, диких зверей с земли и скот с поля... И сильная буря поднялась утром с края неба. Бин громыхал, Нево и Сару шли впереди... опустошитель Нергал разрушал; Адар опрокидывал... Потоп Бина достигал до самого неба; светлая земля превратилась в пустыню; потоп начисто вымел землю... и истребил всякую жизнь с поверхности земли...

Боги в небе боялись ненастья и искали убежища; они влезли на небо Ану и скрылись с быстротой собак... буря утихла на седьмой день, непогода, свирепствовавшая, подобно землетрясению, тоже утихла. Вода стала высыхать Тела мужей злобы плавали на воде, как тростинки... Я открыл окно, и потоки света озарили меня... Я заметил берег у границы моря... Судно приближалось к земле Низир. Гора Низир остановила судно.

На седьмой день я выпустил голубя; голубь полетел, но не нашел места, где бы отдохнуть, и вернулся обратно. Тогда я выпустил ласточку, — ласточка полетела, но, не найдя места, где бы ей отдохнуть, возвратилась обратно После нее я выпустил ворона... Ворон полетел и, увидев на земле трупы, стал их пожирать, и не возвратился обратно. Я выпустил животных в направлении четырех ветров.

Я принес жертву возлияния и построил жертвенник на вершине горы... Боги собрались над жертвой подобно рою комаров».

Весть оканчивается тем, что Бел вывел Хизизадру с женой из корабля и очистил землю, после чего был заключен союз, и Хизизадра со своими домашними были взяты, чтобы стать подобными богам.

На фригийских монетах из города Апамеи эпохи Септимия Севера (около 200 по Р.Хр.) изображено четырехугольное судно, подобное ящику, плавающее по воде, с надписью: «Но». В нем сидят мужчина и женщина, а другая пара стоит вне судна. Наверху сидит птица, а другая летит с веткой в клюве

У позднейших евреев создалось представление о, так называемых, 7 Ноевых заповедях, которые считались обязательными для всех людей, следовательно, также и для «прозелитов». Эти заповеди были частью взяты из Быт. 9:4 и дал. Они были следующие: 1.послушание властям, 2. воспрещение хулить имя Божие, 3. воспрещение идолослужения, 4. против кровосмешения, 5. против убийства, 6. против краж, 7. против употребления в пищу мяса живых животных.

Номва. См. «Нов».

Нос — евр. аф.

Нос, обоняющий неприятный запах, символизирует гнев или неблаговоление (Ис. 65:5) Напротив, запах приятный для обоняния означает благоволение. Господь обонял приятное благоухание от жертвы Ноя (Быт. 8:21); священники возжигали курение пред лицом Божиим (Втор. 33:10; срав. Лев. 1:9-13; 2:2 и т.д.). Дикому животному продевали кольцо в нос, чтобы водить его; отсюда образное выражение в 4 Цар. 19:28; Иез. 38:4.

Кольцо в носу было обычным украшением восточных женщин, что можно видеть и до сих пор. Слуга Авраама надел кольцо на нос Ревекки (Быт. 24:47 евр т.); Господь сказал народу израильскому: «Я дал тебе кольцо на твой нос» (Иез. 16:12).

Носилки (Ис. 66:20). См. «Колесница».

Ноф — египетский княжеский город (Иер. 46:14), называемый также Мемфисом (Ис. 19:13; Иер. 2:16; Иез. 30: 16), где были капища идолов (Иез. 30:13). После падения Иудейского царства в этом городе также поселились евреи (Иер. 44:1; Ос. 9:6). На самых древних памятниках этот город называется «Мен-Нефер», т.е. «место доброго» или «гавань добрых»; на народном наречии Мен-Нофи, по-арабски — Менф Название обозначает главное божество города, по имени которого он и назывался Пу-Птах, т.е. дом Птаха. Мемфис был расположен в нескольких милях к югу от разветвления Нила, на его левом берегу, между рекою и Ливийскими горами, и считался одним из самых старинных городов Египта. Уже во времена Авраама он был местом жительства царя и Египет, о котором говорится в книгах Моисея, был, по всей вероятности, мемфисской (священнической) державой. Со времени Гиксов Мемфис стал столицею всего государства и разросся после упадка Фив; некоторые полагают, что окружность его достигала 150 стадий, но после основания Александрии Мемфис начал приходить в упадок. Возникновение в соседстве с ним Каира было для него гибельным. От его замечательных развалин, которые описывает Страбон, теперь сохранилась только незначительная часть; пески засыпали почти все, в том числе и святилище бога Птаха и храм быка Аписа. В последнее время начали откапывать его храмы и памятники. Самыми замечательными памятниками древности старого царского города считаются пирамиды, расположенные близ него (см. «Египет»). Сбылось пророчество: «Ноф будет опустошен, останется без жителя» (Иер. 46:19).

Нофа, город моавитян (Чис. 21:30).

Ночлег. См. «Гостиница».

Ночь. См. «День и ночь». »

Ноябрь. См. «Месяцы».