Библейский словарь Нюстрема - О

О

Обезьяна — евр. коф.

Обезьяна упоминается в 3 Цар. 10:22; 2 Пар. 9:21 между предметами торговли, которые привозили корабли Соломона. Древние египтяне поклонялись обезьянам. Это поклонение сохранилось до сего времени в различных местах Индии. Путешественники рассказывают, что в Индии есть великолепный храм, посвященный обезьянам, кровля которого поддерживается 100 колоннами. Когда португальцы грабили остров Цейлон, то нашли зуб обезьяны; народ очень желал вернуть этот священный предмет и цари этого острова предлагали за него португальцам 150.000 рублей. По словам одного путешественника, в некоторых индусских храмах содержится не менее 10.000 священных обезьян.

Обет — евр. незер. Обет, т. е. данно перед Богом обещание, которое дается или из благодарности за полученную милость или помощь; или из страха перед угрожающим бедствием, или при желании получить благословение (Еккл. 5:3 и дал.; Мал. 1:14). Когда Иаков отправлялся в Месопотамию, он обещал давать Богу десятину со своего имения, если Бог сохранит его и он вернется в дом отца своего (Быт. 28:20 и дал.). Через Моисея Бог дал различные законы касающиеся обетов. «Если кто дает обет Господу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего ,но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис. 30:3 и дал.; Втор. 23:21 и дал.). Обеты дочери или жены не имели силы без согласия на это отца или мужа; обеты вдов и разведенных имели силу (Чис. 30:4 и дал.). Иеффай по обету, принес свою дочь в жертву Господу (Суд. 11:30 и дал.); Самуил так же по обету был посвящен на служение Господу (1 Цар. 1:11,27 и дал.). Кто посвящал себя самого или свое имение Господу, был обязан неуклонно выполнить обет; однако же были случаи, когда давший его мог быть освобожден от исполнения. См. Лев. 27.

Облака — евр. ананим. Облака (тучи) предвещали дождь, когда они поднимались от Средиземного моря (3Цар. 18:44; Лук. 12:54). Часто облака являются в Писании символом войск или больших толп людей (Ис. 60:8; Иер. 4:13; Евр. 12:1); иногда облако обозначает присутствие Бога, как, напр., на горе Синае (Исх. 19:9; 24:15 и дал.), в скинии и храме (Исх. 40:34; Лев. 8:10), в столпе облачном (Исх. 13:21), равно как и на горе Преображения (Мат. 17:5). Срав. также Пс. 17:12, 96:2; Мат. 24:30; Отк. 14:14 и дал.).

Областеначальник. 1) В Ветхом Завете это название (евр. паках), изредка переводимое словом господин или правитель (вождь), обозначало или низшее начальство восточных царств и высшее в войсках (4 Цар. 18:24; Ис. 36:9; Дан. 3:2; Неем. 2:7 и дал.). Упоминаемые в 3 Цар. 20:14 областеначальники и в Дан. 6:1 и дал. сатрапы были такими военачальниками. Персидское царство имело 120 сатрапов, над которыми были поставлены 3 князя. Иногда областеначальниками ставали выдающихся людей из местного населения. Так, напр., Зоровавель и Неемия называются персидскими областеначальниками или правителями (Тиршафа) над Палестиной (Агг. 1:1; Неем. 5:14; 10:1; 12:26).

2) В Новом Завете названию областеначальник соответствует слово проконсул (греч. антипатос), и игемон, которое обыкновенно обозначает императорских прокураторов. После победы при Акциуме в 31 г. до Р.Хр. все провинции римского государства перешли к императору Августу. Но для того, чтобы совершенно не уничтожить республиканского строя, император не управлял всеми провинциями сам, но отдал в 27 г. до Р.Хр. часть из них сенату, оставив за собою только важнейшие в военном отношении провинции. Т. обр. в римском государстве с того времени существовало два рода провинций: сенатские и императорские. Сенатские провинции управлялись наместниками, которые выбирались посредством жребия и занимали должность в течение 1 года. Они именовались проконсулами. Таковые были, напр., в провинции Асии (Деян. 19:58), в Ахаии (Деян. 18:12) и на острове Кипре (Деян. 13:7). Наместники императорских провинций назначались самим императором и обыкновенно по его определению, оставались продолжительное время в этой должности и эти наместники носили титул « Legatus А ugusti pro praetore « — посол Августа над преторией. Таков был Квириний в Сирии (Лук. 2:2).

От этих чиновников надо отличать императорских прокураторов в провинциях, на обязанности которых лежал сбор податей. Они получали полномочие для управления некоторыми провинциями и нередко пользовались почти неограниченной властью. Таковые были те начальники, которые, по смерти Архелая, управляли Иудеей и Самарией (6-41 по Р.Хр., а затем, по смерти Ирода Агриппы 1-го, всей Палестиной (44-66 годы по Р.Хр.). Номинально, они были подвластны Сирийскому наместнику (Legatus Augusti ), но пользовались почти неограниченной властью, имея в своем распоряжении войско и право над жизнью и смертью населения. Синедрион также пользовался властью, но без согласия прокуратора не имел права осуждать на смерть (Иоан. 18:31). Прокураторы Иудеи жили в Кесарии (Деян. 23:23), но в Иерусалиме во дворце Антония имели постоянный военный караул. Во время больших праздников и т.п. они приезжали в Иерусалим для того, чтобы наблюдать за порядком; тогда они жили в претории, бывшем дворце Ирода. Прокураторы, которые за время от 6-41 гг. по Р.Хр. управляли Иудеею и Самариею, были: Колоний в то время, когда Иуда Галилеянин поднял восстание (Деян. 5:37), Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат, первый в правление Тиверия (14-25), Понтий Пилат (25-36), Маркелл, Марулл (до 41 года). По смерти Ирода Агриппы Кустий Фад (44-46), Тиверий Александр, бывший Александрийский еврей (46-48). Куман Феликс (53-61), Порций Фест (до 64 г.), Альбин, Гессий Флор (до 66 г.).

Большинство из этих прокураторов были жестокими и несправедливыми, брали и давали большие взятки и разоряли население. Феликс и Фест были лучшими из них, два же последних были хуже всех предыдущих. Гессий Флор очень злоупотреблял своею властью; своими жестокостями он довел народ до последнего отчаянного восстания, которое и завершилось разрушением Иерусалима.

Обоз, т.е. части, обслуживающие армию (1 Цар. 17:20); стан (26:5 и дал.).

Обручение. См. «Брак».

Обрезание — евр. бритмила.

Обрезание. На 99 году своей жизни Авраам получил повеление от Бога обрезать себя и весь мужеский пол в доме своем, своих детей и детей слуг, рожденных в доме его, и купленных за серебро у иноплеменника. Это было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.). После этого оба народа, происшедшие от Авраама, именно: измаильтяне (арабы) и евреи стали обрезывать своих сыновей. У первых это совершается в возрасте между 6-15 годами, обыкновенно на 13-ом году, а у евреев в 8-ой день от рождения, как сказал Господь Аврааму (Быт. 17:12), как это и было сделано с Исааком (21:4) и предписано законом (Лев. 12:3; срав. Фил. 3:5). Суббота не должна была препятствовать обрезанию (Иоан. 7:22 и дал.). Самое обрезание совершалось отцом, в исключительных случаях также женщинами (Исх. 4:25). В другие времена употреблялись для этого каменные ножи (Исх. 4:25; И. Нав. 5:3; евр. текст). При обрезании мальчику давали имя (Лук. 1:59; 2:21; Срав. Быт. 17:5). В течение всех времен израильтяне неуклонно придерживались закона обрезания и даже в Египте тщательно исполняли этот обряд. Только рожденные во время странствования по пустыне не были обрезаны до тех пор, пока, после вступления в Ханаан, не обрезались в Галгале (И. Нав. 5:4 и дал.). Во время Сирийских гонений Антиоха Эпифана народ придерживался обрезания, несмотря на многие страдания и язвительные насмешки греков и римлян. Евреи, со своей стороны, клеймили другие народы презрительным словом «необрезанный». Необрезанный и нечистый в их понимании имело то же значение, что у греков «варвар» (Быт. 34:14; Ис. 52: 1; Суд. 15:18; 1 Цар. 14:6; 17:26; 31: 4).

Слава Павла «обрезанные» обозначают евреев и язычников (Рим. 3:30; Гал. 2:7). Первым христианам из обрезанных евреев было весьма трудно понять, как язычники без этого обряда могли быть также народом Божиим, взятым в удел. Петру нужно было особенное знамение, чтобы постичь это, но Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Уже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30), почему и говорится (символически) о людях с необрезанным сердцем и ушами (Лев. 26:41; Иер. 6:10; 9:26; Иез. 44:7; Срав. 7:51; Рим. 2: 28,29; Фил. 3:3). Есть также образные выражения: «необрезанные уста» (Исх. 6:12, евр. текст) в значении косноязычности и «необрезанные плоды»: евреи должны были считать свои вновь посаженные плодовые деревья необрезанными в течение трех первых лет и бросить плоды от них, как нечистые (Лев. 19:23).

Иногда случалось, что евреи, желая избегнуть насмешек со стороны язычников, — посредством особенной операции скрывали свою обрезанность (1 Макк. 15; евр. текст). На это намекают слова Павла: призван ли кто обрезанным — не скрывайся (1 Кор. 7:18).

Обычай обрезания существовал у некоторых из древнейших народов. Кроме других свидетельств, мумии, найденные в Египте, подтверждают, что и египтяне придерживались обрезания. По сведениям Иосифа Флавия и Оригена, египетские жрецы также подвергались обрезанию. Этот обряд обнаружен также и у других народов, например, у некоторых племен негров, мексиканцев и индейцев.

Евреи до сих пор исполняют обряд обрезания с величайшей торжественностью. Перед совершением обряда они молятся над младенцем, которому при этом дается имя, посвящая его Богу и испрашивая для него Божьего благословения. Во время чтения молитвы тот человек, который будет совершать обрезание, должен держать нож в руке; указание на это раввины видят в следующих словах псалмопевца: «Да будет славословие Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их (Пс. 149:6).

Еврейское слово обрезание по-гречески переведено «перитомэ». Ап. Павел в Фил. 3:2 говорит не об обрезании, как переведено по-русски, а об рассечении (греч. слово здесь «ката-томэ», что значит разрез, рассечение). Некоторые думают, что, выражаясь так, Павел подразумевал лжеучителей, настаивавших на необходимости еврейского обрезания, чтобы т.о. наложить иудейское иго на учеников Христа.

Обувь. Об обуви у евреев см. статью Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исх. 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15). У Map. 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у Мат. 10:10 и Лук. 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение иметь запасную обувь (Срав. Лук. 22:35).

«Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Пс. 8:7; 1 Кор. 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор. 11:24; И. Нав. 1:3). Также псалмопевец говорит в Пс. 59: 10: «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах.

Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руф. 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т. п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев.

То же значение имел обряд, предписанный законом в Втор. 25:7 и дал. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Втор. 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, афганцев, друзов, африканских негров и др.

Община, церковь ( ecclesia ). Греч. слово «екклезия» (собств. «собрание избранных», т.е. тех, которые вызваны, приглашены) обозначает вообще собрания, разрешенные законом (Деян. 19: 39) или экстренные (Деян. 19:32, 40), следовательно, и собрания израильтян, например, для богослужения (Деян. 7: 38; Евр. 2:12). Так, уже в Ветхом Завете народ Божий называется «обществом Господним» (Втор. 23:1 и дал.; Срав. Пс. 106:32). Главным образом слово екклезия употребляется в Новом Завете и обозначает собрание христиан. Здесь мы должны различить три особых значения этого слова.

1) Оно обозначает всех верующих в Господа Иисуса Христа, без различия их местопребывания, как одно Тело, Глава которого Христос; как одно здание, основание которого Он Сам, «Церковь Бога живого» (1 Тим. 3:15), «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (Деян. 20:28). О Ней Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16:18). В этом значении приводится слово Церковь в послании к Ефесянам: Бог «поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22, 23); «Христос глава Церкви» (Еф. 5: 23): Он «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25; срав. Кол. 1:18, 24). В этом значении также сказано, что Бог поставил в Церкви одних апостолами, других пророками и т.д. (1 Кор. 12:28).

В этом же значении надо понимать слова апостола Павла, когда он говорит, что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:9: Гал. 1:13; Фил. 3:6; Срав. Деян. 9:31}.

2) Слово «екклезия» обозначает также группу христиан, местную общину в известном доме или городе, например, домашняя церковь Акилы и Прискилы (Рим. 16:4; Срав. 1 Кор. 16: 19; Кол. 4:15), «церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1), «церковь Божия в Коринфе» (1 Кор. 1:2), — в Ефесе, Смирне, Пергаме и т.д. (Отк. 2:1,8, 12). В этом значении слово церковь встречается нередко и в множественном числе, например, «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5); «Приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим. 16:16; Срав. 2 Кор. 8:1; 11:8) и т.д.

3) Место собрания христиан для богослужения: «когда вы собираетесь в церковь» ( en ekklesia ) (1 Кор. 11:18. Срав. выражение «говорить о церкви»

(1 Кор. 14:19,35). О «церкви первенцев» см. «Первенец».

Овадия, один из князей, которых Иосафат послал учить народ (2 Пар. 17:7).

Овал, один из сыновей Иокима; также арабское племя (Быт. 10:28; 1 Пар. 1: 22).

Овед-Эдом (Аведдар). 1) Гефянин из Гаф-Риммона (И. Нав. 21:24), после смерти Озы принял в свой дом ковчег, который оставался у него в продолжение 5 месяцев; и благословил Господь Аведдара и весь дом его (2 Цар. 6:10 и дал.; 1 Пар. 13:13; 15:25).

2) Левит, привратник во время Давида (1 Пар. 15:18); его братья и потомки были люди сильные, прилежные и способные (1 Пар. 16:38; 26:4-8). Впоследствии ему было поручено хранение сокровищ храма (2 Пар. 25:24). Многие полагают, что Овед-Эдом 1 и 2 — одно и то же лицо.

3) Под этим же именем упоминаются другие лица (1 Пар. 15:21; 16: 38) и т.д.

Овес. См. «Семя».

Овечьи ворота (евр. шаар а-цон), одни из ворот Иерусалима в восточной стене города, к северу от храма (Неем. 3:1).

Овид, сын Вооза и Руфи, дед Давида (Руф. 4:17; Мат. 1:5).

Оводы — четвертая из египетских казней. См. «Казни».

Овощной сад (огород). См. «Сад».

Овощи. См. «Мясо .

Овоф, одно из лагерных мест израильтян к востоку от Едома (Чис. 21:10).

Овца — евр. кивса.

Овца. Уже в Быт. 4:2 упоминаются овцы, которые составляют главное имущество жителей Востока. При перечислении скота патриархов на первом месте всегда стоят овцы (Быт. 12:16; 30:43). Это кроткое по природе животное требует менее всех других ухода за собою, и нет другого скота, который так легко можно было бы гонять огромными стадами; к тому же никакое животное не приносит столько пользы, как овца. Поэтому Священное Писание и начинает исчисление имущества с овец. Навал имел 3.000 овец и 1.000 коз (1 Цар. 25:2): Иов имел к концу своей жизни 14.000 овец (Иов. 42:12). В мадианитянской добыче было 675.000 овец (Чис. 31:32). Соломон принес в жертву при освящении храма 120.000 овец (3 Цар. 8:63). Царь Меса присылал царю израильскому по 100.000 овец и по 100.000 нестриженных баранов (4 Цар. 3:4). Многочисленные горные пастбища в Ханаане содействовали разведению овец. Евреи имели различные названия для овец разного пола и возраста. Надзор за овцами считался почетным занятием, которого никто не стыдился (Исх. 3:1; 1 Цар. 16:11). Указываемая в Лев. 3:9 овца для жертвоприношения, вероятно, до сих пор еще существующая порода в Сирии, отличающаяся большим, тяжелым — до 30 фунтов — хвостом (курдюком), жир из которого считается самым ценным. Поэтому закон и повелел сжигать его на жертвеннике целиком.

Овчий дом или двор, огороженное место, где овцы проводили ночь под открытым небом. Несколько стад могли, таким образом, провести ночь вместе под наблюдением одного сторожа, который утром впускал пастухов (Срав. Иоан. 10). Иногда на пастбищах строили башни или укрепления для защиты скота от зверей и разбойников (2 Пар. 26:10). Стрижка овец сопровождалась пиршествами (1 Цар. 25:2, 8, 36; 2 Цар. 13:23). В некоторых местах Св. Писания говорится о заблудшей беспомощной овце, символизирующей совратившегося с пути грешника (Ис. 53:6; Мат. 9:38). В других местах овца (агнец) упоминается, как образец кротости, терпения и самопожертвования (Ис. 53:7; Деян. 8:32; Иоан. 1:29; 1 Пет. 1:19). Срав. «Пастух».

Ог, могущественный аморрейский царь в Васане, последний из Рефаимов, жил в Аштерофе в Едрее. Моисей с израильтянами победил его. Земля Ога, богатая укрепленными городами и стадами, досталась колену Манассиину (Чис. 21:33; Втор 1:4; 3:1 и дал.; 4:47; 31:4; И. Нав. 2:10; 12:4; 13:30; Пс. 134:11; 135:20). Его железное ложе, длиною в 9 локтей (4,5 м) и шириною в 4 локтя (2 м) долго находилось в аммонитском городе Равве (Втор. 3:11).

Огненный столп. См. «Столбы»

Огола и Оголива — символические названия Самарии и Иерусалима — двух сестер, которые принадлежали Господу, но не остались ему верными (Иез. 23). Огола, т.е (она имеет) свой собственный шатер (Храм); Оголива, т.е. Мой шатер (Храм) в ней.

Огонь — евр. эш.

Огонь. Мы не знаем, каким образом древние евреи добывали огонь: при помощи ли высекания из кремня, или посредством трения двух кусков дерева друг о друга. Закон запрещает зажигать огонь в домах в субботу (Исх. 35:3; Срав. 16:23). Если кто-нибудь, вследствие неосторожного обращения с огнем, сжигал копны или хлебное поле, то должен был возместить убыток пострадавшему (Исх. 22:6). Бог посылал огонь с неба, как выражение Своего благоволения к жертвам (Быт. 15:17; 3 Цар. 18:38), также при освящении скинии и храма (Лев. 9:24; 2 Пар. 7:1). За огнем на жертвеннике должны были присматривать священники (Лев. 6:12-13). Огнем с неба Бог наказывал Своих врагов (Чис. 11:1; l6:35; Ос. 8:14); в Новом же Завете призывать для этого огонь с неба означает действовать противно духу Христову (Лук. 9:54-56). Язычники поклонялись огню и сжигали детей, думая этим умилостивить своих богов (Чис. 17:17; Втор. 12:31; Иер. 7:31).

Огонь символически обозначает горячее чувство, как, напр., любовь (Песн. П. 8:6), день суда или очищения (Иез. 24:10-11; 1 Кор. 3:12 и дал.; Срав. 31:23), или погибель (Ис. 66: 24; 2 Пет. 3:10 и дал). Слово Божие уподобляется огню (Иер. 23:29) и даже Сам Господь уподобляется огню (Втор. 4:24; Евр. 12:29). Неугасимый огонь есть символическое обозначение, неотменяющегося наказания, истребления и разрушения (Ис. 1:31; 34:10; 66:24; Иер. 4:4; 7:20; 17:27; 21:12; Иез 20-47-49; Ам. 5:6).

Огород. См «Сад».

Ограда — евр. гедер.

Ограда. Оградами обносились сады и виноградники (Ис. 5:2; Пс. 79:13), но свои участки на полях евреи не огораживали ( Map . 2:23), а отделяли их друг от друга межевыми знаками из камней и т.п. Переставление межевых знаков являлось грубым нарушением закона (Втор. 19:14; Прит. 22:28; 23: 10; Ос. 5:10).

Огурцы упоминаются между другими лакомствами Египта, из-за которых Израильтяне хотели вернуться туда обратно (Чис. 11:5). По описанию, египетские огурцы длиннее, мягче и слаще, нежели наши, к тому же они более удобоваримы. Огурцы разводились также в Палестине, что видно из Ис. 1:8 (евр. текст), где говорится о шалаше на огуречных грядах. Дикие огурцы — горьки и действуют, как слабительное. Вероятно про них говорится в 4 Цар. 4:39. Украшения, изображающие огурцы, встречаются в 3 Цар. 6:16; 7:24.

Одед, пророк Господень; после победы Факея над иудеями, убедил израильтян оказать милость пленным иудеям и вернуть их обратно (2 Пар. 28:9 и дал.). Другой Одед; См. «Азария 3».

Одежда. Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских, странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины — от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Втор. 25: 5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1 Цар. 2:19; Прит. 31:22 и дал.; Деян. 9:39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (Лев. 19:19; Втор. 22: 11).

Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4; Иер. 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четыреугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис, 15: 38; Втор. 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх. 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1 Цар. 19:24; Ис. 20:2 и дал.; Иоан. 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Map . 14:51 или «плохо одетый» (Иак. 2:15; 2 Кор. 11:27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Отк. 3:17; Срав. Ос. 2:3.

Между этими двумя одеждами иногда носили третью — длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1 Цар. 15:27; 18: 4; Иов. 1:20).

Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2 Тим. 4:13).

Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4 Цар. 1:8; Зах. 13:4; Срав. Евр. 11:37), далее говорится о мантиях из узорчатых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез. 16:10 и дал.), привозных (И. Нав. 7:21; Соф. 1:8) или изготовляемых у себя дома (Прит. 31:22). Большой гардероб считался богатством (Ис. 3:6; Лук. 15: 22; Иак. 5:2); платья часто дарили (Быт. 45:22; 1 Цар. 18:4; 4 Цар. 5:5; Есф. 4:4; 6:8 и дал. Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4 Цар. 10:22; 2 Пар. 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Срав. 6:19; Иак. 5:2).

Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез. 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мат. 10: 9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез. 9:2), на поясах же носили мечи (Суд 3:16; 2Цар. 20:8).

Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх. 28:42 и дал.). Персы же ходили в штанах (Дан. 3:21,27 евр. текст).

Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Срав. Ис. 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов. 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2 Цар. 1:10; 12:30), царицами (Есф. 2:17), первосвященниками (Исх. 28:36; 29:6; 39:30), невестою и женихом (Песн П. 3:11; Иез. 16:12), сановниками (Есф. 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф. 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки Из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1 Кор. 9:25; 2 Тим. 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян. 14:13). Венец или венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5:16; 2 Тим. 4:8; 1 Пет. 5:4; Отк. 2:10; Срав. Прит. 12: 4; Ис. 62:3).

Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам. 2:6; 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн. П. 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы И вавилоняне (Иез. 16:10). Роскошная обувь (Иез. 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мат. 3:11; Map. 1:7; Иоан. 1:27; Деян. 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян. 12:8; срав. Исх. 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх. 3:5; И. Нав. 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2 Цар. 15:30; Ис. 20:2 и дал.; Иез. 24:17,23). Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (См. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис. 3: 16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.

Одоллам — Адулам. Одоллам, город, расположенный в низменной части Иудеи к юго-западу от Иерусалима (Быт. 38:1; И. Нав. 15: 35). Царь его, вместе с 30 другими царями был разбит Иисусом Навином (И. Нав. 12:15). Вместе с другими городами он был отстроен и укреплен Ровоамом (2 Пар. 11:7). Евреи опять поселились в нем после Вавилонского плена (Неем. 11:30). Местоположение его намечается в Дер-Дуббан, между Иерусалимом к Газою.

Оза, сын Аминадава, ведший колесницу, на которой волы везли ковчег завета из дома его отца в Кириафиариме на Сион. Оза пал мертвым за то, что прикоснулся к святыне, когда волы наклонили ковчег (2 Цар. 6:3 и дал.; 1 Пар. 13; См. также Чис. 4:15; 19: 20). См. «Нахоново гумно».

Озия, сын Амасии (2 Пар. 26:1; Мат. 1: 8); назван также Азарией (2 Пар. 15: 1 и дал.); девятый царь в Иудейском царстве, воцарился шестнадцати лет и царствовал 52 года (810-759 гг. до Р.Хр.). Он боялся Бога и имел успех до тех пор, пока был жив его учитель Захария (2 Пар. 26:5). В последнем году его царствования выступил пророк Исайя. Озия вел победоносные войны с идумеянами, меунитянами, арабами и филистимлянами, укрепил Иерусалим башнями и военными машинами, увеличил число войск до 307.500 человек, под начальством 2600 князей, и уделял много внимания земледелию и виноделию. Благосостояние страны обнаруживается в речах пророков о чертогах (Ам. 2,5); укрепленных городах (Ос. 8:14); богатстве и роскоши (Ис. 2:7); и о неслыханной пышности женских нарядов (Ис. 3:16 и дал.). Когда царь, в конце своего царствования, захотел сам возжечь курение на жертвеннике Господа, не слушая предупреждений священников, то Бог поразил его проказою; так и жил он прокаженным до самой смерти, в особом доме; а Иоафам, сын его, управлял царством (2 Пар. 26:16 и дал ). Озия был погребен на поле царских гробниц. Во время его царствования произошло землетрясение, о котором говорится у Зах. 14.5 и у Ам. 1:1.

Око — евр. аин.

Око, как зеркало души, часто упоминается в таких выражениях, как, например, «глаза гордые» (Прит. 6: 17); «чистое око» (Мат. 6:22) и т.д. Смотреть на кого-либо является выражением благоволения; так, напр., написано: «Око Господне над боящимися Его» (Пс. 32:18; 33:16). Срав. часто повторяющееся слово «смотри», в смысле радости или злорадства; первое, например, о Мессии (Ис. 53:11), последнее — о Его врагах (Пс. 21:18). Срав Пс. 34:21; 53: 9. Некоторые места Ветхого Завета имеют в виду стремление восточных женщин посредством краски или притираний придать своим глазам большую величину, а также блеск и томность. О Иезавели говорится, что она «нарумянила лицо свое» (4Цар. 9:30; по-евр. положила глаза свои в притирания) Это иногда делалось даже сверх меры (Иер. 4:30; по евр. расширяешь глаза красками). Срав. Прит. 6:25. Маленькой палочкой или зондом из дерева, серебра и слоновой кости, смоченной в розовой воде, набирали мелкий порошок и смазывали внутренность век; черная кайма оставалась после этого вокруг глаза. Порошок для этой цели приготовляли из ароматной смолы, иногда из свинцового блеска или других веществ Маленькие коробки или рога для притираний нередко бывали очень красивы, и теперь можно найти очень красивые экземпляры их в Сирии. Имя младшей дочери Иова было Керенгаппух, т.е. рог с притираниями. «Аравийские женщины», говорит Нибур, «красят свои ногти пурпуровой краской, а руки и ноги — желтой, соком растения альхена». См. «Кипарисовый цветок».

«Внутренность век покрывают также красящим веществом, приготовленным из свинца. Кроме глаз, женщины подводят себе брови и делают красками различные украшения на руках и лице. Часто они накалывают на коже разные фигуры и затем натирают известным составом, который так впитывается в тело, что остается на всю жизнь. Таково понятие аравийских женщин о красоте».

Олдама — Хульда.

Олдама или Олдана, жена Шаллума (хранителя царских одежд), пророчица времен царя Иосии. У нее спросили разъяснения слов найденной в храме книги закона и она предсказала суд Божий над народом и страной (4 Цар. 22:14 и дал.; 2 Пар. 34:22 и дал.).

Олдана. См. «Олдама».

Олень (по-еврейски цви). Мясо этого животного допускалось законом в пищу и ценилось израильтянами (Втор. 12:15,22; 14:5; 15:22; 3 Цар. 4-23). Олень красив, ловок и строен (Песн. П. 2:9; Ис. 35:6). Лань, самку оленя, воспевают пророки и поэты. Лань изображает любимую жену (Прит. 5: 19); ловкость Неффалима (Быт. 49: 21). Давид убегал от своих врагов с быстротою оленя (2 Цар. 22.34; Пс. 17:34. Срав. Авв. 3:19). О нежной любви лани к ее детенышам говорится у Иер. 14:5; ее боязливость описывается в Пс. 28:9. В этом псалме (28), который изображает величие Господа в буре, сказано в приведенном месте, что «голос Господа разрешает от бремени ланей».

В пояснение последнего приводим рассказ мисс. Моффата из южной Африки. Он передает что во время сильной бури с грозой стада испуганных антилоп несутся в разные направления и что жители той местности — бечуаны — на следующее утро отправляются по их следам, чтобы подбирать выкинутых испуганными самками детенышей.

Оливема, дочь Аны, одна из жен Исава (Быт. 36:2).

Оливки (Мих. 6:15). См. «Оливковое дерево».

Оливковое дерево или маслина — эц а-ааит.

Оливковое дерево или маслина, лист которой принес радостную весть плававшему в ковчеге Ною (Быт. 8:11), встречается в древнейшей притче, которую сохранила нам Библия (Суд. 9:8 и дал.); также у Давида, как символ блаженства и благословения (Пс. 51:10; 127:3) и у пророков, как символ красоты, обилия и силы (Иер. 11:16; Ос. 14:1); о двух маслинах срав. Рим. 11:16 и дал.; Зах. 4:3 и дал. и Отк. 11:3 и дал. См. «Светильник».

Маслина, родина которой юго-западная Азия, теперь встречается повсюду в странах Средиземного моря и издавна росла в изобилии в Ханаанской земле (Втор. 6:11; 8:8; 28:40). Масличные сады и горы упоминаются при описании Обетованной земли вместе с виноградниками и полями (Суд. 15:5; 1 Цар. 8-14). Цари имели обширные насаждения (1 Пар. 27:28). И теперь в Палестине оливковое дерево — обычное явление; туристы знают, что почти каждое селение имеет свою масличную рощу. Разведение маслин имело важное значение для израильского народного хозяйства. Оливковое масло составляло обыденный пищевой продукт (2 Пар. 2:10) и было предметом вывоза, например, в Дамаск (Иез. 27:17) и Египет (Ос. 12:1). Трудно сказать, употребляли ли израильтяне в пищу самые плоды, как едят их теперь в Палестине: консервированными и свежими.

Маслина хорошо растет в сухих местах на каменистой почве. Она pacтет медленно, но достигает глубокой старости. Когда ветви ее начинают засыхать, то можно привить к дереву ветви от дикой маслины, и тогда они приносят хорошие плоды. (Срав. Рим. 11:17 и дал.). Вокруг старого ствола вырастают молодые отпрыски из корня. В Пс. 127:3 это символизирует детей вокруг трапезы благословенного мужа. Оливковое дерево, достигающее 7-13 метров высоты, напоминает некоторые породы ив с сучковатыми ветвями, серою корою и узкими растущими попарно листьями серовато-зеленого цвета с наружной стороны и почти белые с внутренней. У дикой маслины листья шире, а ветви покрыты шипами. Цветы желтовато-белые, растут пучками, плоды овальные на подобие слив, сперва зеленого, потом черного цвета, созревают в сентябре. Для сбора их трусят дерево (Ис. 24: 13; Втор. 24:20). Сильные ветры сбивали цветы, что причиняло большой убыток занимающимся разведением оливковых деревьев (Иов. 15:33). Само собою разумеется, что саранча также была опасна для маслин. Нередко случалось, что все труды по разведению маслин пропадали даром (Авв. 3:17). Дикая маслина (Неем. 8:15), давая худшие плоды, но служила хорошим строительным материалом. Соломон пользовался им для внутренней отделки храма (3 Цар. 6:23, 31 и дал.).

Олимпан, христианин в Риме, которого Павел приветствует в своем послании (Рим. 16:15).

Олово (Чис. 21:32) — металл, привозимый. в числе других товаров, тирянами из Фарсиса (Иез. 27:12). В Ис. 1:25 под словом примесь надо понимать свинец, олово и другие примеси, от которых через расплавливание очищается серебряная руда.

Омар, внук Исава, один из идумейских старейшин (Быт. 36:11,15,43).

Омега. См. «А».

Омовения у израильтян были в большом употреблении. Израильтяне не только убывали руки перед едою, но также омывались перед посещением знатных лиц (Руф. 3:3), и перед совершением религиозных обрядов, чтобы предстать перед Богом чистыми (Быт. 35:2; Исх. 19:10). Омовение рук было также символом отречения от участия в преступлении или злом деле (Втор. 21: б; Мат. 27:24). Сравни слова псалмопевца о чистых руках (Пс. 25:6; 72: 13). Подача воды для омовения рук и омовения ног принадлежала к обязанностям прислуги (4Цар. 3:11). Омовение ног друг другу по примеру Господа являлось доказательством готовности любить и смиряться (Иоан. 13; 1 Тим. 5:10). См. «Баня», «Нога», «Очищение».

Он (Илилоль), город в Египте, где Потифар, тесть Иосифа, был священником (Быт. 41:45,50). Этот известный город Ан style='text-transform:uppercase'> в северном Египте назван греками Илиполис, т.е. город солнца, а у Иер. 43:13 — Бефсамис, т.е. дом солнца. Иеремия пророчествует о том, что его истуканы или статуи погибнут. Это были известные обелиски, которые украшали храм бога солнца в Оне в большем количестве, чем в других местах Египта. Теперь обелиски частью перевезены в Европу, частью превратились в развалины. Около селения Матарие, к северу от Каира еще стоит один обелиск, высеченный из красного гранита, 70 футов в вышину, исписанный иероглифами. Храм солнца в Оне славился с древности не только своим великолепием, но также существовавшей при нем школой. Евдоке и Платон упоминаются в числе ее учеников.

Онан, сын Иуды. Когда Ир, брат его, был уничтожен Господом, потому что не был угоден пред очами Его, то Онан должен был жениться на Фамари, вдове своего брата, умершего бездетным; он так и поступил, но не желая восстановить семени брату своему, он грешил, за что и был умерщвлен Господом (Быт. 38:3 и дал.).

Оникс. См. «Драгоценные камни».

Онисим, т.е. беглый раб Филимона, был обращен к Господу через Павла и послан им обратно к своему хозяину Филимону с письмом (Фил. 10).

Онисифор, дому которого Павел высказал пожелание от Господа (2 Тим. 1: 16) и послал особенный привет (4:19), многократно до этого принимал апостола и не стыдился уз его, когда тот находился в тюрьме в Риме, а также служил ему и в Ефесе (1:16-18). Павел молился, чтобы Господь дал ему обрести милость у Господа «в оный день». Вероятно, Онисифора не было в жизни, когда Павел писал это, по» тому что он приветствует только его домашних.

Оних (Исх. 30:34). См. «Каждение».

Оно, город в колене Вениаминовом близ Лода (1 Пар. 8:12; Неем. 11:35) вероятно, теперешнее селение Кефр Ана, к северу от Лода.

Ор. 1) Пестрая от различных цветов песчаника гора, имеющая около 1330 метров высоты; она расположена на границе Едома, недалеко в восточном направлении от Петры, приблизительно, по середине между Мертвым морем и Эланитским заливом. Ее двуглавая остроконечная вершина имеет вид громадной разрушенной крепости. Оттуда открывается далекий вид к северу до берегов Мертвого моря и границ Ханаана, а к югу — до Синайского плоскогорья. Здесь, на вершине, умер Аарон. На восточном возвышении вершины Ора находится квадратная постройка, которую арабы называют могилой Аарона. Гора называется ими Джебел-неби-Харун, (гора пророка Аарона) (Чис. 20:22 и дал.; 33:38; Втор. 32:50).

2) В Чис. 34:7,8 Ор есть название Ливана или какой-либо его части.

Орел, который упоминается в Лев. 11: 13; Втор. 14:12 вместе с морским орлом среди нечистых животных, часто

встречается в картинных оборотах речи Библии. Этот царь птиц, достигающий иногда при распущенных крыльях, более 2,3 м ширины и более 1,3 м от головы до хвоста, с высоким и быстрым полетом, гнездящийся на высоких горах, с острым зрением, высматривающим добычу, служит символом великого, могущественного или трудного и т.д. (2 Цар. 1:23; Иов. 9:26; 39:30 и дал.; Прит. 23:5; Иер. 49:16; Плач 4:19). Этим же символом обозначается быстрота нашествия врагов (Втор. 28:49) — «как орел налетит народ ; говорится о нашествии Навуходоносора (Иер. 4:13; Срав. 48: 40; 49:22; Ос. 8:1). Жизнеспособность орла имеет в виду Давид, когда о« воспевает благодать своего Бога: «Насыщает благами желание твое; обновляется подобно орлу юность твоя» (Пс. 102:5): срав. Ис. 40:31: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы». С другой стороны, заботы и труды орла, при обучении своих орлят полету, когда он, бросая их вниз, сам летит под падающих и принимает их на свою спину, являются прекрасным символом верного попечения Бога о Своем народе; так, например, в Исх. 19:4 говорится: «Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе , и в Втор. 32:11: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его и не было с Ним чужого бога».

В некоторых местах слово орел, вероятно, обозначает других хищных птиц. Судя по тому, что орел не ест падали, должно в Мат. 24:28; Лук. 17: 37 предполагать какую-либо иную хищную птицу.

Орехи (Песн. П. 6:11; быт. 43:11) растут обильно на Ливане.

Орив и Зив — Орев и Зеев. Орив и Зив (ворон и волк), два Мадиамских князя, побежденные и убитые Гедеоном в тех местах, которые впоследствии стали называться Цур-Орив и Иекев-Зив (Суд. 7:25), Воспоминание об этой победе «в день Мадиама» долгое время жило в Израиле (Ис. 9:4; 10:26; Пс. 82:12).

Орикс (евр. дигион), животное из породы антилоп (Втор. 14:5).

Орион (евр. Кесиль) — прекрасное созвездие на южной половине небесного свода, известное у арабов под названием «Великан», упоминается у Иов. 9:9; 38:31; Ам. 5:8. Народная фантазия Востока видела в этом созвездии охотника Нимрода, привязанного к небесному своду за безбожие. М.б. на это намекается у Иов. 38:31. (Срав. «Плеяды»).

Орна (евр. Аравна), иевусеянии из Иерусалима, который имел гумно на горе Мория, около города. После того, как Давид впал в грех и послана была моровая язва от Господа, чтобы истребить народ, Давид исповедал свой грех и получил через пророка Гада повеление пойти на холм Мориа и построить там жертвенник Господу. Услышав это, Давид пошел туда и рассказал о причине прихода Орне, который в это время вместе с четырьмя сыновьями молотил пшеницу. Выслушав слова Давида, Орна не только отказался от платы за место, но предложил Давиду бесплатно волов для жертвоприношения и повозки с воловьей упряжью на дрова. Но Давид отказался принести в жертву полученное даром, и купил волов за 50 сиклей серебра, а землю за 600 сиклей золота, построил на этой земле жертвенник и принес Господу жертвы всесожжения и мирные жертвы; тогда прекратилось поражение моровой язвой израильтян. Впоследствии Давид приносил на этом месте жертвы, а Соломон построил здесь храм (2 Цар. 24; 1 Пар. 21; 2 Пар. 3:1).

Оружие. См. «Война».

Орфа, моавитянка, жена Хилеона, сына Ноемини (Руф. 1:4,14).

Осанна, т.е. помоги» или «дай счастье , — торжественное или молитвенное восклицание, взятое из Пс. 117:25, которым евреи приветствовали Иисуса, как Мессию, при Его входе в Иерусалим (Мат. 21:9). Освящать, т.е. отделять человека или вещь для служения Богу. Так были освящены священники, жертвы, .скиния и т.д.. равно как и суббота. Отец «освятил Христа и послал Его в мир». Христос освятил Самого Себя, отдав Себя в жертву Богу. Через ниспосылаемую благодать Св. Духа христиане освящаются внешне и внутренне, чтобы быть готовыми узреть Бога (Быт. 2:3; Исх. 13:2; Лев. 8:10; Иоан. 10:36; 1.:19; Евр. 10:14; Фес. 5:23; Евр. 12:14).

Иногда освятить обозначает признать чью-либо святость: «Да святится имя Твое» (Мат. 6:9), «святите Христа (русс. Библия — Господа Бога) в сердцах ваших» (1 Пет. 3:15). Примеры противоположного: осквернять, хулить и т.д. См. Пс. 78:1; Иез. 20:13,22,26; 36:20; Соф. 3:4; Мал. 1:7; 2:11.

Освящение, обряд, которым люди или вещи посвящаются для святых целей. Так, например, освятились Аарон и сыновья его омовением, одеванием, помазанием елеем и кровью, равно и скиния с ее принадлежностями (Исх. 29; 40:9 и дал.; Лев. 8). Как освящались левиты см. Чис. 8; освящение храма Соломонова сопровождалось большими жертвоприношениями от царя и народа (3Цар. 8:63); также и освящение второго храма (Езд. 6:16); в Втор. 20:5 говорится об освящении жилых домов; в Неем. 12:27 — об освящении Иерусалимской стены и т.д.

Осел — евр. хамор. Осел с самой глубокой древности был ценным домашним животным. В Палестине он бодрее, красивее и более вынослив, нежели в Европе. Цвет его коричневато-красный, или блестящий серовато-белый. Хотя осел не так быстр на ходу как лошадь, все-таки он несет всадника на одинаково далекое расстояние и на крутых горных дорогах ступает более уверенно, чем лошадь. Осел часто упоминается, как часть имущества восточных людей (Быт. 24:35; 30:43; 32:5); также и в словах закона в 10 заповедях (Исх. 20:17). Особенно ценными, как верховые животные, были ослицы. Авраам получил от Фараона ослов и ослиц (Быт. 12:16). Иов имел 500 ослиц (Иов. 1:3), а Давид имел особого начальника над ослицами (1 Пар. 27:30). Возвратившиеся с Зоровавелем евреи имели с собою 736 лошадей и 6720 ослиц (Езд. 2:66,67). Как верховые животные ослы и ослицы в древние времена были в общем употреблении даже между знатными и воинами, до тех пор, пока лошадь не вошла в большее употребление (Чис. 22:21; 4 Цар. 7:7; Ис. 21:7). В позднейшие же времена езда на ослах Являлась более покойной и символизировала мир и покой (Зах. 9:9). Иисус совершил Свой вход в Иерусалим, сидя на молодом осле ( Map . И: 2 и дал.; Лук. 19:30 и дал.; Иоан. 12:14 и дал.), за которым следовала ослица. На ослах ездили также женщины (И. Нав. 15:18; 1 Пар. 25:23); при этом погонщик бежал рядом или сзади, как это происходит и теперь (Суд. 19:3; 4Цар. 4:24). В дороге муж, имея только одного осла для жены и детей, сам шел рядом, как написано о Моисее (Исх. 4:20). Кроме того, ослами пользовались, как вьючными животными и для перевозки тяжестей (Быт. 42:26; Неем. 13: 15), для пахоты (Ис. 30:24; причем было воспрещено запрягать в ярмо осла и вола вместе (Втор. 22:10); для вращения мельничных жерновов, почему больший из жерновов в Мат. 18:6 и Лук. 17:2, по основному тексту, называется «ослиным жерновом». Может быть, под названием «Осел крепкий» — символ Иссахара (Быт. 49:14) имеется в виду рабочий осел. Мясо считалось нечистым (Лев. 11: 26); вместо в жертву первородного осла должно было принести агнца (Исх. 34:20). Во время сильного голода за голову осла все-таки платили довольно дорого (4Цар. 6:25).

Дикий осел (Иов. 39:5), или лесной осел более худощав и быстр, живет в пустынях (Ис. 32:14; Иов. 24:5; Дан. 5:21); он злонравен и неукротим. Этот осел является символом Измаила (Быт. 16:12), и вообще нечестивого народа (Иов. 11:12; Иер. 2:24; Ос. 8:9). Изнеможение диких ослов — признак сильного зноя (Иер. 14:6; срав. Пс. 103:11).

Осия — Гошеа.

Осия, сын Беерии, пророк Господень в израильском царстве во дни Озии, Иоафима, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и во дни Иеровоама 2-ого, сына Иоасова, царя Израильского и его преемников. (Срав. Ос. 8:4). Следовательно, в течение не менее 60 лет (приблизительно 783-723 гг. до Р.Хр.; Ос. 1:1; 7:5). Он выступал, как пророк, во время умножающихся несчастий и бед, когда греховность народа увеличивалась перед ассирийским нашествием. О личности его мы ничего не знаем кроме того, что он сам рассказывает о своем браке и своих детях (Ос. 1 и 3). По Ос. 1:2 и дал. он, по повелению Божию, женился на блуднице Гомери, которая родила ему Изрееля, Лорухаму и Лоамми, имена которых имели символическое значение (См. «Изреель 2» и «Лоамми»). По Ос. 3, он сошелся с другою неверною женою для свидетельства о Боге, Который любит уклонившегося в идолослужение Израиля. Многие понимают эти рассказы о браке Осии только, как иносказания, а не как исторические факты.

Осия. 1) Сын Навина; см. «Иисус 1».

2) Сын Илы, восстал против царя Факея, умертвил его и занял его трон (4Цар. 15.30); Осия был плохим правителем, но все же лучше своих предшественников (4Цар. 17:2). Когда он, 9 лет спустя после воцарения, заключил союз с Египтом, чтобы освободиться от ассирийского ига. то был отведен ассирийским царем Салманассаром в плен вместе с большей частью своего народа (721 г. до Р.Хр.) (4Цар. 17:1-6; 18:9-12).

Оскверненный (нечистый; евр. тамэ). См. «Чистый» ( Map. 7:2; Деян. 10:14; Рим. 14:14).

Основа (Лев. 13:48). См. «Ткани».

Остров. Это слово вообще обозначает удобную для жилья землю, в противоположность морю (Ис. 42:10,15; Иер. 31:10; Соф. 2:11), а также прибрежные страны или острова (Ис.20:6; 23:2,6; Иез. 27:15). Острова моря, т.е. острова и прибрежные страны Средиземного моря, упоминаются в пророчествах, говорящих о временах евангельских (Ис. 11:11; 24:15; 60:9; Пс. 71:10 и пр.).

Острова народов (Быт. 10:5) — приморские страны Азии и Европы, заселенные потомками Иафета.

Отвечать (возражать) и говорить (Ис. 8:19).

Отец — евр. ав.

Отец. Отцовская власть пользовалась в Израиле большим почтением и благословение отца ценилось очень высоко (Быт. 27:27 и дал.; 49). За преступление против отца или матери строго наказывали (Исх. 21:15 и дал.; Втор. 21:18 и дал.). В образе отца Бог часто показывает свое отношение к Своему народу (Втор. 32:6 и дал.; Ис 64:8; Ос. 11:1; Рим. 8:15 и дал.; 2 Кор. 6:18); напротив, сыны тьмы находятся во власти «отца лжи» или «дьявола» (Иоан. 8:44).

Слово отец обозначало иногда предков или старейшин (Иоан. 8:56; Рим. 4:16; Деян. 22:1), учителей, советников, правителей или благодетелей (Суд. 17:10; 4Цар. 2:12: 1 Цар. 24:12). Также говорится об отцах во Христе, которые, окрепши в благодати, стали способны учить и увещевать других (1 Кор. 4:15; 1 Иоан. 2:13). Но в духовных вопросах признавать кого-либо отцом, слепо ему повиноваться, Христом воспрещено (Мат. 23:9).

В Быт. 4:20 и дал. слово отец, по-видимому, обозначает первого, начавшего известный образ жизни или открывшего, новый род искусства; см. «Иавал и Иувал».

Откровение. Это слово употребляется в особом значении, когда говорится о делах и событиях, которыми незримый Бог (Ис. 45:15) открывается Своему творению; и прежде всего в совести, в природе и в истории (Рим. 1:19,32; 2:14,15; Пс. 18; Деян. 17: 24 и дал.); в подготовлении спасающей благодати в среде Израиля с самого призвания Авраама до ее полного проявления во Христе (Деян. 7:2 и дал.; Иоан. 1:14 и дал.), а также в действии Его Духа в Церкви (Мат. 11:25; Иоан. 14:21: 2 Кор. 12:1; Гал. 1:16; Еф. 1:17; 3:3) до явления славы окончательного совершенства (Лук. 17:30: Рим. 8:18,19; 1 Пет. 1: 7; 1 Иоан. 3:2).

Откровением называются также слова завета, написанные на двух скрижалях перстом Божиим, содержащие откровение Бога о том, кем Он был и хотел быть для Своего народа, и о том, чего Он требовал от них. Поэтому сказано, что Моисей должен был положить откровение или скрижали в ковчег завета (Исх. 25: 16,21), когда он сошел с горы и которые он имел в руках (34,29). Ковчег также называется ковчегом откровения (25:22) и скиния называется скинией откровения (Исх. 38: 21; Чис. 9:15); срав. Чис. 17:4). Выражение «скрижали откровения» — более подходящее, чем «скрижали закона», потому что десятисловие на скрижалях содержит не только заповеди, но также и обетование благодати. Они поэтому также называются скрижалями завета (Евр. 9:4).

Слово «откровение» вообще означает Слово Божие (Пс. 18:8; 118: 88,99; Ис. 8:16); равно как и слово «свидетельство» (Отк. 1:2).

Откровение Иоанна. Эта книга является единственной пророческой книгой Нового Завета, и ею заканчивается Библия. Эта книга написана по повелению Иисуса Христа Его рабом Иоанном (1:1; 22:8). Иоанн говорит о себе, как о брате и соучастнике со всеми верующими в скорби, царствии и терпении Христовом (1:9), как о сослужителе ангелам и брате пророков (22:9). Он пишет в этой книге о Слове Божием, о свидетельстве Иисуса Христа и о том, что он видел, когда был сослан на Патмос. Срав. 1:2 с Иоан. 1:2; Иоан. 1:14; 19:35.

Автором этой книги был евангелист Иоанн, что подтверждают Иустин Мученик, Ириней и много последующих свидетелей. Относительно времени ее написания Ириней говорит:

«Она появилась недавно, почти в наше время, в конце царствования Домициана». (Этот император царствовал 81-96 гг. по Р.Хр.). В первой главе Иоанн посылает привет семи церквам, находящимся в Асии, и рассказывает о своем видении прославленного Сына Человеческого, Который приказал ему записать, что он видел, и послать упомянутым церквам. Во 2-ой и 3-ей главах следуют послания каждой из семи церквей; в 4-ой и 5-ой славах Иоанн видит Всемогущего, сидящего на престоле славы, и в руке у Него книгу, запечатанную семью печатями, которую оказался достойным взять и распечатать только один Христос. В последующих главах Иоанн описывает ряд видений или картин, изображающих борьбу и победу Царства Божия до времени совершенства — когда все будет новое: новое небо и новая земля» (21:1), «и ничего уже не будет проклятого» (22:3). Последняя книга божественного Откровения заканчивается предложением: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (22: 17). Далее, строго предупреждается не добавлять чего-либо к этой книге, и не отнимать от нее. В конце книги Иисус обещает:»Ей, гряду скоро!», а Церковь отвечает: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Отлучение — евр. херен. Отлучение от синагоги; см. «Синагога». Об отлучении от христианской церкви, о котором дает постановление Христос (Мат. 18:15 и дал.), говорится в некоторых местах послании апостольских (1 Кор. 5; 2 Кор. 2:7,8; 2 Фес. 3:5,6,14,15; 1 Тим. Г: 20; Тит. 3:10; 2 Иоан. 10).

Отрасль (евр. цемах). Так называется у Зах. 3:8; 6:12 обещанный Мессия, где о Нем сказано, что Он создаст храм Господень, будет царствовать на Своем престоле и будет священником. Мессия «Отрасль Господа» (Ис. 4:2) называется отрасль праведная Иер. 23:5; 33:15. Срав. Ис. 11:1; 53:2). Иисус Сам называет Себя в Отк. 22:16 корнем и потомком Давида; срав. 5:5; Рим. 15:12.

Отстой, осадок — гуща от опустившихся на дно частиц винограда. Чистое вино (Ис. 25:6) получалось путем оцеживания старого крепкого вина. Выражение «сидят на дрожжах» употреблено о тех, которые живут беспечно (Иер. 48:11; Соф. 1:12). Безбожники будут пить чашу гнева Божия до осадков (Пс. 74:9; Ис. 51:

Отче наш — молитва Господня, которой Иисус научил Своих учеников (Мат. 6:9 и дал.; Лук. 11:2 и дал.).

Отел, южный выступ храмовой горы в Иерусалиме, укрепленный Иоафамом и Манассиею (2 Пар. 27:3; 33:14), а затем вернувшимися из плена евреям под наблюдением Ездры и Неемии (Неем. 3:25 и дал.). Срав. «Иерусалим».

Офир. 1) Один из сыновей Иоктана (Быт. 10:29), также племя в южной Аравии.

2) Страна славившаяся самым лучшим золотом, — «офирское золото» (Иов. 22:24; 28:16; Ис. 13:12; Пс. 44:10). Соломон посылал свои корабли из Ецеон-Гавера в Офир и они привозили множество золота, красного дерева и драгоценностей (3 Цар. 9:28; 10:11,22; 2 Пар. 8:18; 9:10). Иосафат пытался сделать то же, но ему это не удалось (3Цар. 22:48). Где был расположен Офир — неизвестно. Некоторые предполагают, что в Индии, в торговом центре Абира. Другие принимают за Офир береговую страну Софала, напротив Мадагаскара, где найдены замечательные развалины среди обширных залежей золота. Вернее все-таки предполагать, что название Офир относится к южному берегу Аравии. Внутри Аравии, у западного берега Йемена, нашли следы древних серебряных и золотых приисков.

По новейшему предположению Офиром назывался Перу в Южной Америке, а название Перу произошло от Парваим (2 Пар. 3:6).

Офин и Финеес — Харни и Пинхас. Офни и Финеес, сыновья первосвященника Илия. Своим легкомысленным отношением к богослужению и необузданностью они навлекли на себя и на своего слабовольного отца погибель. Ковчег Завета, который они принесли в стан израильский, был взят в плен филистимлянами, а они сами пали в сражении (1 Цар. 1:3; 2:12 и дал., 22 и дал.; 4:11).

Офра. 1) Незначительный город в колене Манассиином (Суд. 6:11, 15), где Гедеон родился, жил и был погребен (6:24; 8:27,32). Из связи между главой 7 и И. Нав. 17:1, заключают, что Офра находилась в западной части удела колена Манассиина.

2) Город в колене Вениаминовом (См. «Ефрем»).

Охозия — Ax аз-ягу. Охозия. 1) Сын Ахава и наследник престола израильского (3Цар. 22:40,51; 4 Цар. 1), царствовал сперва вместе со своим отцом, который сделал его соправителем за год до своей смерти (897 г. до Р.Хр.), и затем два года самостоятельно. Охозия, подобно своему отцу, поклонялся Ваалу и Астарте. Его короткое царствование было несчастливо: Моавитяне, которые раньше были подвластны израильтянам, отложились по смерти Ахава (4 Цар. 1:1; 3:4,5); корабельная торговая экспедиция, посланная Охозией вместе с Иосафатом, погибла (2 Пар. 20:35,37). Царь упал с галереи своего дома и обратился за помощью к одному из филистимских богов, Веельзевулу (богу мух). Пророк Илия предсказал его скорую смерть сперва посланным от царя, а потом и самому Охизии, после того, как два посольства, по 50 человек каждое, были сожжены огнем с неба.

2) Сын Иорама и Гофолии, царь Иудейский (4Цар. 8:25; 2 Пар. 22:2), царствовал только год (около 885 г. до Р.Хр.). Охозия подражал дому Ахава, с которым по своей матери он был в родстве, и делал неугодное в очах Господних. Он умер от руки Ииуя, во время посещения Иорама, сына Ахавова (4Цар. 8:25-29; 9:16,27; 2 Пар. 22). Во 2 Пар. 22:6 (в еврейском тексте) он называется Аварией, а в 2 Пар. 21:17 (евр. текст) Йоха-эом; это удивительный пример того, как одно и то же лицо упоминается под несколькими несхожими между собой именами.

Оценка (Лев. 27), цена выкупа посвященных Господу людей и вещей.

Очищение. Так называется установленный законом обряд, благодаря которому израильтянин делался свободным по обрядовому закону от навлеченной на себя нечистоты. Самым употребительным способом/ очищения являлась вода: ею кропились, омывались и в нее погружались. В случае же большего преступления закона и осквернения такое очищение сопровождалось также различными жертвоприношениями. Омовение тела и одежды требовалось в случаях, упоминаемых в Лев. 11:25,40; 15:16 и дал. После рождения ребенка требовалось принесение в жертву однолетнего агнца, голубя или горлицы, а в случае бедности — двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12:6 и дал.). Об очищении себя от нечистоты вследствие прикосновения к могиле или мертвецу имелись особые постановления (Чис. 19). См. «Рыжая телица». Самой ужасной нечистотой являлась проказа. В случае исцеления от этой болезни требовалась особого рода жертва. Когда объявляли, что прокаженный исцелился, то он должен был принести в жертву двух чистых живых птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерстяную нить и иссоп. Одну птицу закалывали над сосудом с ключевой водою и ждали, пока ее кровь стечет в воду; после этого священник окунал в воду окрашенную этой кровью живую птицу и прочие предметы и кропил семь раз на исцеленного; затем живую птицу отпускал на свободу. Тогда исцеленный должен был только омыть свои одежды, обриться и выкупаться (Лев.14:4 и дал.). Подобною жертвою очищались также те дома, которые были заражены язвами проказы (Лев 14:49 и дал); срав. Пс. 50:9; 18:14; 1 Иоан 5:6). После Вавилонского плена чрезмерная праведность по закону зашла слишком далеко в своей ревности к очищениям: стали тщательно наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей, а также придавать слишком большое значение омовению рук перед едой (Лук. 7:3 и дал.).