Библейский словарь Нюстрема - Т

Т

Тавеил — Таваль.

Тавеил, сириянин, сына которого Рецин и Факей намеревались поставить царем в Иерусалиме вместо Ахаза (Ис. 7:6).

Тавера. См. «Киброт-Гаттаава».

Тавифа, т.е. серна, по греч. Доркас, ученица в Иоппии, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостыни» . Петр воскресил ее из мертвых (Деян. 9:36 и дал.).

Тавримон, отец сирийского царя Венадада (3Цар. 15:18).

Талант. См. «Деньги».

«Талифа куми«, т.е. девица, тебе говорю, встань! — слова Иисуса, обращенные к дочери Иаира ( Map . 5:41).

Талмон. См. «Телем 2.».

Талмуд (т. е. учение). См. «Книжники».

Тамара — Тамар.

Тамара, город на южной границе Иудеи (Иез. 47:19; 48:28); считается некоторыми за Фадмор, построенный Соломоном (3Цар. 9:18; 2 Пар. 8:4).

Таппуах, т. е. яблоко. Город в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:34).

Тарах, одна из стоянок израильтян в пустыне (Чис. 33:27 и дал.).

Тарпелея, одно из мест, откуда ассирийцы переселили колонистов в Самарию (Езд. 4:9). Предполагают, что это Триполис или Траблус в северной Финикии. По Иосифу Флавию, самаряне называли себя сидонянами, живущими в Сихеме».

Тарс, столица Киликии на реке Тарсусе (в древности Кидн), недалеко от ее впадения в Средиземное море. Здесь родился ап. Павел и где, после своего обращения, когда ненависть евреев заставила его покинуть Иерусалим, он прожил несколько лет — до того времени, как был приведен Варнавою в Антиохию на дело служения (Деян. 9:11,30; 11:25; 22:3). Таре был большим и многолюдным городом (21:39), вел оживленную торговлю и, как средоточие наук, соперничал с Афинами и Александрией. Срав. «Киликия». Апостол Павел получил там греческое образование, а еврейское, по его словам (22:3), он получил в Иерусалиме, «у ног Гамалиила». Правом римского гражданства, по мнению некоторых, он пользовался только потому, что был уроженцем Тарса. Однако же этому противоречит то обстоятельство, что сотник, узнав, что Павел был из Тарса (21:39), все-таки приказал бить его (22:24), и отменил свое приказание, когда узнал, что Павел был римским гражданином (22:27). Таре тогда уже был вольным городом с правами самоуправления под протекторатом Рима, однако город долгое время не имел права римского гражданства. От древнего Тарса остались только незначительные развалины.

Тартак, идол, которому поклонялись Аввиицы (4 Цар. 17:31).

Тартан упоминается в 4 Цар. 18:17, как один из военачальников, посланных Сеннахиримом к Иерусалиму, и в Ис. 20:1, как военачальник, посланный Саргоном к Азоту. Из ассирийских памятников мы узнаем, что это слово не является собственным имением, а титулом (по-ассирийски «Туртану»). Так назывался высший чиновник и военачальник, который заменял царя в том случае, если царь лично не шел на войну; этот титул, приблизительно, соответствует теперешнему званию фельдмаршала.

Тафна — Тахпанхес. Тафна или Тафнис, город в Египте, куда убежала часть евреев после разрушения Иерусалима, и где проповедовал Иеремия (Иер. 2:16; 43:7 и дал.; 44:1; 46:14). По-видимому, Тафнис был значительным городом с царским дворцом и кирпичными заводами (43:9). В Иез. 30:18 городу угрожала гибель. Тафнис, который у Геродота упоминается под названием Дафна, а на памятниках называется Табнет, был пограничной крепостью, недалеко от моря, на западном берегу у Пелузийского рукава Нила; его местоположение отмечается теперь развалинами Дефенне.

Тахпенеса, современная Давиду египетская царица, сестра которой была отдана фараоном в жены идумеянину Адеру. Тахпенеса воспитывала их сына Генувата в своем доме вместе с сыновьями фараоновыми (3Цар. 11: 19,20).

Тахтим-Ходши — область, которую обходил Иоав во время исчисления народа; она находилась, по всей вероятности, к востоку от Геннисаретского озера (2 Цар. 24:6).

Твердь, небо (евр. «ракиа» — пространство), которое Библия представляет прозрачным сводом или куполом, распростертым над землею. Так, например, в вопросе Елиуя: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело совершеннейшего в звании? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые как литое зеркало?» (Иов. 37:16,18). Эта твердь разделяет воды вверху от вод, находящихся внизу (Быт. 1:6 и дал.; Ис. 40:22; Пс. 103:2 и дал.), и имеет окна (Быт. 7:11; Ис. 24:16), или двери (Пс. 77:23), через которые падает дождь (Мал. 3:10); она поддерживает планеты, которые прикреплены к ней (Быт. 1:14; Срав. Ис. 14:12; Мат. 24:29). Наряду с этим поэтическим представлением о происхождении дождя, существовало и другое мнение, что видно из Быт. 2:6; Иов. 36:27 и дал.; Срав. 3 Цар. 18:44 и дал., где говорится, что Илия видел небольшое облако, и в Прит. 25:14 о тучах без дождя.

Творение. В противоположность языческим религиям и философским теориям, Библия говорит с самого начала, что все существующее произошло от свободного творчества всемогущего Бога и назвало творением, т.е. созданием существующего из ничего. Священное Писание свидетельствует, что все создано Отцом (Быт. 1:1; Отк. 4:11) через Сына (Иоан. 1:1 и дал.; Кол. 1:16) оживотворяющей силою Духа (Быт. 1:2; Срав. Прит. 8: 22 и дал.; Евр. 11:3). По представлению евреев Бог после сотворения мира почил от дел Своих, но Христос разъяснил нам, что Бог постоянно продолжал и продолжает творить (Иоан. 5:17). Мы видим также, что продолжающееся Божье действие в царстве природы и благодати в Ветхом и в Новом Заветах часто представляется, как творение. См. Пс. 50:12: «Сотвори во мне чистое сердце»; Еф. 2:10: «Мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Срав. Ис. 4:5; 45:7; 65:17, 18; Кол. 3:10).

Величественную картину первоначального творения мы находим в Быт. 1:2; Иов. 38:4 и дал.; Пс. 103. В Быт. гл. 1 создание вселенной охватывает «шесть дней». Некоторые предполагают, что эти шесть дней обозначают шесть длительных геологических периодов, ибо «у Господа тысяча лет, как один день» (Пс. 89:4; 2 Пет. 3: 8). По мнению других, период геологических формации имел место в промежутке между первым и вторым стихами (Быт. 1-2). Действительно промежуток между этими стихами является для нас тайной, которая объяснится только в вечности. Мы не можем верить, что творение началось с «безвидного и пустого»; стих 2 свидетельствует, невидимому, о катастрофе, которая произошла на первой земле в связи с возмущением сатаны и его сообщников (Иуд. 6). Как из этих темных развалин Создатель вторично в течение шести дней сотворил новый мир, приспособленный для жизни человека — Моисей узрел в пророческом видении Таково мнение некоторых исследователей Библии. Придерживающиеся традиционных взглядов видят в днях творения обыкновенные дни, заключающие 24 часа, и верят, что Творец не только мог, но и на самом деле заключил этих 6 длинных периодов в 6 обыкновенных дней и сотворил мир настолько совершенным, что нам кажется, будто устройство его потребовало много времени.

Исследуя все места Библии, говорящие о творении, можно поставить вопрос: нужно ли все эти места понимать буквально, т.е. предназначены ли они для того, чтобы преподать нам знания по геологии, астрономии и т. п. Согласно Быт. 1, сотворению человека предшествует сотворение растений (ст. 12 и дал.), а во 2:5 — наоборот; или в Быт. 1 говорится, что звезды были созданы в 4 день, а по Иов. 38:6 и дал. утренние звезды существовали и ликовали, когда «полагался краеугольный камень» земли. Все это научает нас оставить бесплодные попытки согласования Библии с наукой касательно этих вопросов. Пусть наука говорит нам о том, что существует. Библия же указывает нам на Того, Кто сотворил существующее. Самое значительное в библейском рассказе о творении заключается в том, что Бог с начала создал все «весьма хорошо», и что все создание в конце будет воспевать хвалу Создателю (Отк. 5:13).

Театр. См. «Зрелище, ристалище».

Тевец, город, где Авимелех пал от руки женщины (Суд. 9:50 и дал.; 2 Цар. 11:21), теперь большое селение Ту-бас в 16 км. к западу от Наблуса.

Тевеф, январь, см. «Месяцы».

Тел-Авив, т.е. холм 1) весны (Иез. 3: 15), место при реке Ховаре в Месопотамии, где жили выселенные евреи. 2) См. «Яффа».

Телаим. См. «Телем 1».

Телем. 1) Город в южной Иудее (И. Нав. 15:24), вероятно, тот же, что Телаим (1 Цар. 15:4). где Саул произвел смотр своим войскам перед войной с амаликитянами.

2) Привратник в храме во время Ездры (Езд. 10:24), тот же, что Талмон в Езд. 2:42; Неем. 12:25.

Телец, теленок — евр. эгель.

Телец, теленок. Тельцов в большом количестве приносили в жертву. Откормленный теленок считался лакомым блюдом (Быт. 18:7; Ам. 6:4; Лук. 15: 23). В символическом обороте речи тельцы обозначают легкомыслие и упрямство. Срав. Иер. 46:20 и дал.

Рассечь тельца на двое и пройти между рассеченными частями его» (Иер. 34:18) обозначает, по предположению некоторых, ветхозаветную форму скрепления союза. Этим способом выражалось обоюдное согласие подвергнуться участи животного в случае нарушения союза.

«Золотой телец» — евр. эгель загав. «Золотой телец». Когда народу показалось, что Моисей слишком долго оставался на Синае, то он принудил Аарона сделать из золотых серег и колец тельца, который был бы образом Бога и шел бы перед народом. Аарон сделал это и построил жертвенник, на котором народ принес жертвы, после чего стали пировать и плясать (Исх. 32:1 и дал.). Моисей, сойдя с горы, при виде этого зрелища разгневался, сжег тельца в огне, истолок его в порошок; затем высыпал порошок в ручей, который протекал с горы, и велел народу пить свой собственный грех себе на проклятие (Исх. 32-20; Втор. 9:21). Когда же народ стал хулить его за совершенный поступок, Моисей отделил тех, которые желали принадлежать Господу. Все сыны Левины присоединились к нему, взяли свои мечи, прошли по стану и убили около 3000 мужчин. Предполагают, что этот телец напоминает изображение священных быков, которые израильтяне видели в Египте, например, черного быка Аписа в Мемфисе, который изображал Озириса, или белого быка Мневиса в Гелиополе, в земле Гесем, который изображал бога солнца Гора. Образец тельца они могли заимствовать от египтян, которые носили во время священных процессий небольшие изображения быков, которые мы видим теперь на сохранившихся египетских памятниках. Изображение божества под видом сильного быка было обычной формой идолопоклонства на Востоке. Хотя Аарон, отливая тельца, не намеревался изобразить какого-либо идола, но самого Иегову (Исх. 32:8), все же это его дело считается отпадением, так как являлось попыткой изобразить Невидимого. Такое же стремление побудило Иеровоама поставить золотых тельцов — одного в Вефиле, а другого в Дане, как изображения Иеговы, чтобы отвлечь народ от Иерусалима. И то же неблаговоление Божие часто высказывается пророками по поводу «греха Иеровоама» (3Цар. 12:26 и дал.; 4 Цар. 17:21; Ос. 8:5; 10:5 и дал.).

Телмелах и Тел-Харши — названия вавилонских местностей, откуда возвратились евреи (Езд. 2:59; Неем. 7:61).

Темница — евр. бейт-соа.

Темница. Закон Моисея ничего не говорит о тюремном заключении; единственный род наказания подобного рода, упоминаемый там, есть заключение под стражу (Лев. 24:12). В Египте существовали тюрьмы (Быт. 39:20; 42:19). Также в Израиле в позднейшие времена пророки Господни сажались в тюрьмы (Иер. 32:2; 2 Пар. 16:10; 18:26). После плена и во времена Нового Завета заключение было весьма обыкновенным наказанием, особенно за долги (Мат. 18:30) и за религиозные преступления (Мат. 11: 2; Деян. 5:18; 8:3). Темницами служили иногда пустые цистерны, колодцы или ямы (Быт. 37:20), иногда с толстым слоем грязи на дне (Иер. 38:6). Государственные тюрьмы находились в стенах городов около ворот (Иер. 20:2), под землею (Иер. 37:16), или при царских дворцах (Иер. 32:2) и т. д. Заключенные заковывались в цепи (Суд. 16:21; Иер. 40:1). Во времена римского владычества одна или обе руки преступника приковывались к руке солдата, который стерег его (Деян. 12-4; 21:33). Иногда заключенного забивали в колоду — орудие, состоящее из двух бревен с отверстиями для ног, рук или шеи. Так поступили с Иеремией (Иер. 20:2; 29:26), с Павлом и Силою (Деян. 16:24) и таким же страданиям Иов уподобляет свои мучения (Иов. 13:27; 33:11). В древние времена посещение заключенных в тюрьмах было легче, чем теперь (Иер 32:8; Мат. 25:36). См. «Клятва».

Выражение: «возвращение плена» обозначает возвращение заключенных из плена или возвращение разорившегося к его прежнему благосостоянию. См., например, Иов. 42:10; Иер. 29: 14; Пс. 125:1 и т.д.

Тень — евр. цель.

Тень упоминается в символической речи Библии в различных значениях. Тень часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например, говорится о тени (сени) Всевышнего (Пс. 90:1) и т.д. Это слово употребляется также как символ тленности жизни (1 Пар. 29:15; Пс. 101:12; Еккл 6:12). Выражение «тень смертная» обозначает духовное и физическое бедствие и душевное беспокойство (Мат 4:16; Пс. 22:4). Завет закона уподобляется «тени» в противоположность «свету» Нового Завета (Кол. 2:17- Евр 8:5; 10:1).

Терафимы (Ос. 3:4), какие-то домашние боги, которых израильтяне, по-видимому, наследовали от своих арамейских праотцов. Когда Рахиль со своим семейством оставила дом отца, то она похитила его терафимов (Быт. 31:19,30), и, когда он нагнал их и стал обыскивать, то она спрятала терафимов под верблюжье седло (ст. 34) Эти истуканы, следовательно, не были так велики, как тот терафим, который находился у Мелхолы, дочери Саула, которая окутала его голову козьей шкурой и покрыла одеждою (1 Цар. 19:13,16) Из кн. Судей 17:5; 18:5,14 видно, что терафимом пользовались, как своего рода оракулом, чтобы узнать волю Божию. Царь Вавилонский советовался со своими терафимами (Иез. 21:21). Пророки Господни не одобряли этот языческий обычай (1 Цар. 15:23; Зах. 10:2); когда царь Иосия очистил царство Иудейское от всякого чародейства и идолопоклонства, то он также не пощадил и терафимов (4 Цар. 23:4 евр.). «Сыны Израилевы долгое время будут оставаться без царя, без жертвенника, ефода и терафима» (Ос. 3:4).

Теревинф — фисташковое дерево.

Теревинф. Еврейское слово «Элая» и «Эль», вероятно, обозначают теревинф; они встречаются в еврейском тексте Быт. 35:4; 2 Цар. 18:10; Ос. 4:13; Ис. 1:29,30; 61:3. Теревинф ( Pistacia Terebinthus) —ветвистое дерево с высоким стволом, с вечнозелеными, растущими пучками, листьями и плодами, похожими на виноград. Дерево достигает возраста в тысячу и более лет и вместе с дубом принадлежит к самым драгоценным лесным породам в Палестине.

Терние. См «Волчцы».

Тертий писал Павлу послание к Римлянам; приветствует христиан в Риме (Рим. 16:22).

Тертулл, — красноречивый римский адвокат, услугами которого воспользовались первосвященник Анания и евреи для подачи жалобы на Павла правителю Феликсу (Деян. 24:1 и дал.).

Тетрарх, т.е. четверовласник или правитель над четвертою частью царства. Этот титул давался впоследствии вассальному правителю, который управлял частью большого царства, даже, если подвластная ему область не являлась в строгом смысле четвертою частью всего царства. По смерти Ирода Великого подвластные ему области были разделены между его сыновьями Архелаем, Антипой и Филиппом. Оба последних получили титул тетрарха. Антипа, который в Библии, обыкновенно, называется Иродом четверовластником (Мат. 14:1; Деян. 131) стал царем (Мат. 14:9) Галилеи и Переи, а Филипп, брат его, царствовал в Итурее и Трахонитской области (см. Лук. 3-1), тут же упоминается Лисаний, четверовластник в Авилинсе.

Тивериада — Тверия. Тивериада (Иоан. 6:1,23); город в Галилее на западном берегу Геннисаретского озера, которое, по имени города, также иногда называется Тивериадским морем (Иоан. 21:1). Город был построен Иродом Антипой незадолго до начала открытого служения Иисуса Христа, там был театр, ристалище и другие языческие учреждения, вследствие чего евреи гнушались этим городом, а м. б. также и потому, что он частью был построен на месте древнего кладбища. Ирод Антипа, который избрал его своей резиденцией, назвал город по имени своего государя, императора Тиверия. После разрушения Иерусалима отвращение евреев к этому городу постепенно прошло, а спустя два столетия он стал центром палестинского иудейства и здесь частично закончилось собирание главных частей Талмуда — Мишны и Гемары (см. «Книжники»). По-арабски город называется Табарие. Здесь ревностно занимаются изучением Талмуда. Евреи считают Тивериаду одним из четырех священных городов (остальные — Иерусалим, Хеврон и Сафед), из которых должна всегда возноситься молитва, иначе мир превратится в хаос. По мнению евреев, Мессия, при Своем пришествии, выйдет из вод Геннисарета на берег Тивериады и пойдет в Сафед, где и поставит свой трон на самой высокой вершине Галилеи.

Тивериада в 1837 году была сильно разрушена землетрясением, причем погибло много народа. На юге города еще существуют упоминаемые Иосифом Флавием под названием «Аммаус» горячие источники с находящейся при них водолечебницей. Цветущие олеандры служат украшением этой местности и, как память о прежней роскошной растительности в этом саду Ханаана — еще видны кое-где одинокие пальмы, возвышающие свои зеленые верхушки по берегам живописного озера, на северном конце которого виднеется белая вершина Ермона. В современной Тверии проживает около 30-ти тысяч человек, почти все — евреи, занятые в рыболовстве и в обслуживании многочисленных туристов.

Тивериадское море. См. «Геннисаретское озеро».

Тиверий, Клавдий Нерон, второй из римских кесарей, вступивший на престол после Августа в возрасте 55 лет — царствовал 23 года (767-790 гг. по римскому счислению, т.е. 14-37 гг. по Р.Хр. Будучи выдающимся полководцем, оратором и правителем, он, сделавшись кесарем и подпав под влияние недостойных любимцев, стал тупым развратником и безжалостным деспотом и умер ужасной смертью. Рассказывается, что провинции имели особенное основание быть довольными его царствованием, так как он придерживался принципа — как можно реже менять наместников. Тиверий уподоблял провинции раненому, который лежит на дороге и страдает от мух; отогнав мух — не окажешь ему услуги, ибо сейчас же на их месте появятся новые и с свежими силами начинают мучить больного; поэтому только изредка следовало посылать новых мучителей в провинции.

Его любимец Сеян особенно побуждал его к жестокостям по отношению к евреям; 4000 из них, живших в Риме, были отправлены на военную службу в Сардинию, а остальные были высланы из столицы. Во время царствования этого кесаря открыто выступал и претерпел смерть Иисус Христос.

По Лук. 3:1 Иоанн Креститель, а также и Иисус начал служение на 15 году царствования Тиверия или между 19 августа 28 г. по Р.Хр. и 19 августа 29 г. по Р.Хр. По мнению некоторых, этот 15 год надо считать двумя годами ранее, если принять во внимание, что Тиверий был соправителем Августа в течение двух последних лет царствования последнего.

По словам римского историка Тацита (Анналы XV, 44) «Христос, основатель названия христиан, был наказан смертью правителем Понтием Пилатом» в царствование кесаря Тиверия.

Тивхафа. См. «Беф».

Тигр. См. «Хиддекель».

Тимон, один из семи диаконов (Деян. 6:5).

Тимофей родился в Листре Ликаонской от грека отца и еврейки матери Евники, которая с самых юных лет наставляла его в Слове Божием (Деян. 16: 1; 2 Тим. 1:5; 3:15). Павел часто называет его своим сыном (1 Кор. 4:17; 1 Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; 2:1); из чего можно заключить, что Тимофей стал христианином, благодаря проповеди Павла, может быть, во время его первого посещения Листры (Деян. 14:6). Вероятно также, что Тимофей был очевидцем того случая, когда Павла едва не побили камнями евреи (Деян. 14:19; 2 Тим. 3:11) и слышал также проповедь апостола о кресте и о страданиях, как условии вступления в царство Божие (Деян. 14:22). Когда Павел в третий раз пришел в Листру, то о Тимофее был дан братьями такой хороший отзыв, что Павел взял его с собой в качестве спутника и сотрудника, обрезав его ради евреев (Деян. 15:2 и дал.).

Тимофей вместе с Павлом отправились в путешествие через Македонию в Верию (Деян. 17:14), где задержался, и затем пришел к Павлу в Афины (ст. 15). Оттуда Павел послал его в Фессалонику (Фес. 3:1 и дал.), после чего Тимофей пришел к апостолу в Коринф с радостными вестями (3:6), и оставался там, в то время, когда Павел писал свои два послания к Фессалоникийцам (Деян. 18:5; 1 Фес. 1: 1; 2 Фес. 1:1). Затем он сопровождал Павла в Ефес (Деян. 18:18 и дал.), откуда был им послан в Македонию и Коринф (1 Кор. 4:17; 16:10). После этого он снова прибыл к Павлу в Македонию, когда тот писал второе послание к Коринфянам (2 Кор. 1:1), и последовал за ним в Коринф, откуда Павел писал свое послание к Римлянам (Рим. 16:21). Тимофей, отделившись от Павла на обратном пути последнего в Иерусалим, ожидал его в Троаде (Деян. 20:3 и дал.). Впоследствии он разделял его заключение в Кесарии и Риме (Кол. 1:1; Филим. 1; Фил. 1:1). Павел надеялся послать его из Рима в Филиппы (2:19).

Затем, согласно 1 Тим. 1:3, в одно из путешествий Павла по Македонии Тимофей был оставлен в Ефесе, чтобы противодействовать тамошним лжеучителям. Незадолго до своей смерти Павел зовет его прийти к нему по возможности скорее (2 Тим. 4:9,13). Из 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6, видно, что он был торжественно посвящен на служение через рукоположение Павла и пресвитеров (1 Тим. 1:18), вероятно, для предстоящей деятельности в Ефесе. Автор послания к евреям говорит о заключении некоего Тимофея, неизвестно когда (Евр. 13:23).

Тимофей, судя по всему, был бескорыстным, самоотверженным и скромным человеком. Он охотно допустил обрезать себя (Деян. 16:1 и дал.), нуждался в увещании «не пить одну воду» (1 Тим. 5:23); и был побуждаем к безбоязненному серьезному отношению к лжеучителям (1 Тим. 4:12; 5:20; 2 Тим. 1:5 и дал.; 3:10). Коринфянам предлагалось оказать ему должную честь (1 Кор. 16:10 и дал.).

Типсах — Тифсах.

Типсах, северная граница обширных владений Соломона (3Цар. 4:24), старинный известный город «Тапсакус на Евфрате, был важным торговым пунктом, так как на этом Месте была переправа через реку. Здесь Кир Младший и Александр Македонский переправились через Евфрат. Город перестал существовать несколько столетий тому назад. Его местоположение ищут близ местечка «Ракка» (36° сев. ширины), где Евфрат в мелководье имеет не более 1,2 м глубины.

В 4Цар. 15:16, рассказывается, что Типсах был взят израильским царем Менаимом, который при этом жестоко расправился с населением; здесь, может быть, имеется в виду другой город под тем же названием.

Тир, славившийся в древние времена финикийский торговый город на берегу Средиземного моря, на расстоянии почти 40 км. к северу от Акки и более 30 км. к югу от Сайды (Сидона), часто упоминается в Ветхом Завете под еврейским названием Цор, т.е. скала (в русской Библии, обыкновенно, передано словом «Тир» — греческая форма арамейского Тура). Уже в И. Нав. 19:29 говорится об «укрепленном городе Цоре» (русс. Тире), на северной границе Асира. Уполномоченные Давида при исчислении народа дошли до укреплений Тира (2 Цар. 24:7). В этом городе царствовал Хирам (2 Цар. 5:11; 3Цар. 5:1), который был с израильскими царями Давидом и Соломоном в хороших отношениях. Тир был одним из значительных финикийских городов, который находился ближе всего к Израилю. По сведению древних, самая древняя часть Тира, старый город «Палетир» или «Старо-тир», находился на материке, а новая часть города или «Ново-Тир» — на двух островах, которые Хирам соединил, засыпав пролив. Окруженный водою, с прекрасными гаванями на юге и севере, этот город на островах стал естественной крепостью. Славясь своим храмом в честь Мелькарта (Геркулеса), он все же более был известен своей обширной торговлей и своими колониями Как Библия, так и языческие писатели древнего мира дают нам яркое описание его богатства и великолепия. В Иез. 27 мы находим замечательный с культурно-исторической точки зрения перечень разнообразных народов, которые торговали с Тиром; наций, которые входили в состав наемного войска и тех товаров, которые имелись на его рынках. Там упоминается также о том, что Иуда и Израиль привозили на его базары пшеницу, мед, масло и бальзам (гл. 27:17). Его богатство сравнивается в Иез. 28:13 с Едемом, садом Божиим; Он был украшен драгоценными камнями: рубинами, топазами, алмазами, хризолитом, ониксом, ясписом, сапфирами, карбункулами, изумрудами, золотом и т. п. Но обольщение богатством принесло с собою проклятие. Уже Амос и Иоиль угрожают Цору (Тиру) наказаниями за то, что он забыл прежнюю дружбу и продавал израильтян в рабство идумеям и грекам (Ам. 1:9 и дал.; Иоил. 3:4 и дал.). Что Тир был центром работорговли, видно из Иез. 27:13. Жителей Тира скоро постигло наказание в лице ассирийцев. Салманассар, заняв приморскую область около 721 года до Р.Хр., осаждал Тир в течение пяти лет, но без успеха. 23-я глава Исайи, по всей вероятности, является обличительной проповедью против Тира того времени. (Срав. «Саргон»). Затем Тир был обложен Навуходоносором, который, после разрушения Иерусалима в течение 15 лет (по Иосифу Флавию) осаждал город. В это время Иеремия угрожал Тиру наказанием (Иер. 25:22; 47:4), и Иезекииль величественными картинами изобразил его гибель (Иез. 26-28) предсказав, что он будет «местом для расстилания сетей» среди моря, опустелым городом и т.д. (26:5 и 19). По-видимому Навуходоносор не мог взять эту неприступную крепость; по крайней мере, нет достоверных сведений о взятии им города Тира. Иезекииль в позднейшем пророчестве сообщает (Иез. 29:18 и дал.), что за то, что Навуходоносор «утомил свое войско большими работами при Тире», он получит на разграбление Египет. Из выражения в Иез. 29:18: «все головы оплешивели и все плеча стерты» заключают, что Навуходоносор пытался овладеть городом, насыпав дамбу, что в последствии было осуществлено Александром Великим. После семимесячной осады Тира и нападения на него с моря Александр Великий овладел городом и могущественный Тир пал в 322 г. до Р.Хр. Со времени Александра Тир был расположен на полуострове, вследствие того, что насыпанная им дамба превратилась в перешеек. Город некоторое время вел незначительную торговлю, но его вскоре затмила Александрия. «Город знаменитый», не был более населен мореходцами (Иез. 26:17), «который раздавал венцы» (Ис. 23:8), подпал под власть Селевкидов, а затем римлян, которым он и принадлежал во времена Иисуса Христа. В Пс. 86:4 встречается обетование также и для Тира. В его пределы приходил Господь Иисус Христос (Мат, 15: 21; срав. Map. 3:8; 7:24). Уже в первое время христианства там возникла христианская община, которую посетил Павел (Деян. 21:3 и дал.; Срав. слова Христа о Тире и Сидоне в Мат. 11:21 и дал.).

Предсказания пророков о Тире, что он будет разрушен и опустошен, превращен в голую скалу, место для расстилания сетей и т.д. (Ис. 23; Иез. 26:4, 5 и 14), исполнились только долгое время спустя. Раз за разом он восстанавливался после разрушений и еще во времена Христа был значительным торговым городом, быть может, даже больше Иерусалима. Иероним в 5-ом веке по Р.Хр. делает заметку к Иез. 26 (Тир тогда был цветущим городом, с которым вели торговлю почти все страны), пытаясь объяснить пророчество в Иез. 26:14, что Тир не будет более построен, таким образом, что тут имеется в виду его самостоятельность, так как Тир сперва был подчинен халдеям, а потом египтянам и римлянам. Но Тиру должно было пасть еще ниже. Под властью магометан, хотя и на унизительных условиях, он мог до некоторой степени поддерживать свое существование, так что затем, во время крестоносцев, он был вновь значительным городом, с стеклянными заводами, еврейскими купцами и т. д. Но, наконец, когда Акка, или Птолемаида, пала в войне с сарацинами в 1291 г., тиряне оставили свой город и отдали его без сопротивления во власть победителей. Блеск города угас. Модевиль в 14-ом веке упоминает его, как город разрушенный сарацинами. Маунрель пишет о нем в 1697 г. «Здесь находится какой-то своего рода Вавилон из разрушенных стен, колонн и арок»; шведский путешественник Хассель-Квист, который посетил Тир в 1751 г., выражается следующим образом: «Мы отправились вдоль морского берега и достигли Тира, который теперь называется Цуром, где и ночевали. Ни один город с некогда славным именем не разрушен до такой степени, как Тир, за исключением разве Трои. Этот Цур теперь является захудалым поселком, приблизительно, с 10 жителями, турками и христианами, промышляющими рыболовством».

Тирани, житель Ефеса, в училище которого благовествовал Павел (Деян. 19:9).

Тиргак — Эфиопский царь, вышедший сразиться с Сеннахиримом, когда тот хотел идти и разрушить Иерусалим (4 Цар. 19:9). Он тот же. что Тагарка на памятниках, — третий и последний царь 25-ой или Эфиопской династии.

Тит, грек (Гал. 2:3), обращенный к Господу через проповедь ап. Павла (Тит. 1:4), а впоследствии его сотрудник (2 Кор. 8:23). Он сопровождал Павла и Варнаву, когда они были посланы Антиохийской церковью в Иерусалим (Деян. 15:2; Гал. 2:1), и затем был послан в Коринф, где, по-видимому, работал с успехом (2 Кор. 8;6; 12:18). Встретив Павла в Филиппах и сообщив ему радостные вести (2 Кор. 2: 12; 7:6), он возвратился в Коринф и собрал там подаяния для бедных в Иудее (2 Кор. 8:6,16 и дал.). Несколько лет спустя мы находим его на Крите, где его оставил ап. Павел с поручением закончить организацию церкви (Тит. 1:5). Его пребывание там не было продолжительным, ибо ап. Павел хотел дождаться его в Никополе, где он решил провести зиму (3:12). По всей вероятности, он затем встретился с Павлом и после этого отправился в Далматию (2 Тим. 4:10).

Надо заметить, что Тита, пришедшего в Иерусалим, не принуждали обрезаться, чтобы не дать повода думать ревнителям исполнения еврейского закона, что они имеют преимущество в деле спасения (Гал. 2:3 и дал.); Тимофей же, который был наполовину еврейского происхождения, был обрезан Павлом в Листре не для того, чтобы уступить требованиям подобных ревнителей, но чтобы устранить ненужные сомнения у тех, кто знал, что мать Тимофея была еврейка, а отец грек.

Тихик, ученик из Асии, один из спутников Павла на пути из Коринфа в Иерусалим (Деян. 20:4) и затем, во время заключения Павла, — его верный сослужитель и сотрудник (Еф. 6: 21; Кол. 4:7 и дал.; Тит. 3:12; 2 Тим. 4:12).

Тиршафа. См. «Областеначальник».

Ткань — евр. ба.

Ткань. Прядение и тканье с древних времен было занятием женщин (Исх. 35:25 и дал.; Прит. 31:13,19). В Библии упоминается о том, что женщины ткали одежды для Астарты (4 Цар. 23:7), и что Далила воткала волосы Самсона в ткань (Суд. 16:13,14). Впрочем были также и мужчины ткачи, как, например, в Египте; в Ис. 38:12 говорится, что ткач отрезает ткань. Мужчины преимущественно ткали художественные ткани, например, для завес и священных одежд скинии; поэтому их работа называлась искусною (Исх 26:31; 28:6; 35: 32,33). В Исх. 35:30 и дал. упоминается о том, что Веселиил и Аголиав исполнились Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством для составления искусных тканей. Израильтяне уже в Египте приобрели навык в этом искусстве, которым в древности славилась эта страна (Быт. 41:42; Ис. 19:9; 27:7). В 1 Пар. 4:21 говорится, что еврейские семейства были известны выделкой виссона.

Ткацкие станки древних были высоки, и основа натягивалась не горизонтально, а сверху вниз, так что ткач во время работы стоял. Это еще и теперь можно наблюдать в Сирии, где ткач, помещаясь в углублении в земле, исполняет свою работу почти стоя, с небольшой опорой за спиной. О ткацких станках не упоминается в Библии, но различные их принадлежности встречаются в ее сравнениях; например, навой (1 Цар. 17:7; 2 Цар. 21:19), ткальная колода (Суд. 16:14), быстро бегущий челнок, образ убегающей жизни (Иов. 7:6); в Лев. 13:48 упоминаются основа и уток. Более грубые ткани делались из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти (Исх. 26: 7; Лев. 13:47; Прит. 27:26; 31:13; Иез. 27:18; Мат. 3:4). Для лучшей ткани употреблялись лен и хлопок. О тонких египетских тканях см. «лен». Носить одежду, сделанную из шерсти и льна вместе, воспрещалось законом (Лев. 19:19; Втор. 22:11).

Тмин — евр. камон. Тмин, упоминаемый в Библии, римский тмин (Cuminum satinum ) (Ис. 28:25 и дал.; Мат. 23:23) растет в странах, прилегающих к Средиземному морю. Семя его выбивали палками (Ис. 28: 27). Теперь таким же образом его разводят и выколачивают на Мальте

Тов, страна к востоку от Иордана, куда убежал Иеффай (Суд. 11:3 и дал.), вероятно, та же страна, которая во 2 Цар. 10:6 и дал. упоминается под названием Истов (Иштов, т. е. Муж из Това), которые помогли аммонитянам в войне с Давидом.

Товия. 1) Аммонитянин, который вместе с Санаваллатом и самарянами стремился воспрепятствовать постройке храма (Неем. 2:10; 4:3). Хотя он имел большое влияние в Иерусалиме, ему все-таки не удалось привести в исполнение свой план ни силою, ни хитростью (Неем. 6:17 и дал.: 13:1 и дал.). 2) (Зах. 6:10) См. Хелдай».

Топаз. См «Драгоценные камни».

Топоры — евр. гарзе. Топоры упоминаются в разных местах, как орудия для рубки дров (Иер. 46: 22; Суд. 9:48); леса (Втор. 20:19); работ по дереву (3 Цар. 6:7); грабежа и разрушения (Пс. 75:5); Срав. Мат. 3:10: Секира при корне дерев». Об оттачивании топоров говорится в 1 Цар. 13:20,21. Топор насаживался на топорище, как и теперь, это видно из того, что он мог соскочить с топорища (Втор. 19:5).

Торг — евр. рховша, букв, улица у ворот).

Торг. Обыкновенно это было свободное место у городских ворот, где не только покупали и продавали (4 Цар. 7:1), но также собиралось народное собрание (Map. 7:4; 2 Пар. 32:6), религиозное собрание (Неем. 8:1,3,16; Езд. 10:9), или производился суд (Деян. 16:19). На торг ходили для того, чтобы посмотреть на других и самим показаться ( Map . 12:38; Лук. 20:46), или для того, чтобы услышать что-нибудь новое (Деян. 17:17); там играли дети (Лук. 7:32), и поденщики искали работы (Мат. 20:3).

Торговля — евр. сахар. Торговля (Прит. 31:14 и дал.). По Божьему плану, евреи должны были быть, главным образом, земледельцами. Но положение их страны между соседними народами было очень выгодно для развития торговли; через Палестину проходили караванные дороги из Египта в Аравию и из Сирии в Африку. Несмотря на то, что Израиль, как страна, в большей части своей был отрезан от моря и не имел ни одной гавани на Средиземном море, способности к торговле уже рано стали проявляться, в особенности у северо-западных колен (Срав. Быт. 49:13; Суд. 5:17). Во времена Соломона велась оживленная торговля. Сам Соломон через своих купцов торговал лошадьми с Египтом и Сирией (3 Цар. 10:28 и дал.; 2 Пар 1:16 и дал.); он завязал также торговые отношения с Тиром (3 Цар. 9:26 и дал.) и построил торговый флот, стоянка которого была в Красном море, в гаванях, завоеванных ранее Давидом (3 Цар. 10:11, 22. Об участи евреев в финикийской торговле см. Иез. 26:2; 27:17). После возвращения евреев из Вавилонского плена торговля особенно оживилась. От финикийцев евреи получали древесный материал (3 Цар. 5), морскую рыбу (Неем. 13:16), большое количество предметов роскоши, ладан, пурпуровые ткани и т. д. (см.

Иез. 27) и давали им в обмен пшеницу, елей, мед, бальзам и т. д. (Иез. 27:17; 3 Цар. 5:11; Деян. 12:20; Срав. Прит. 31:24).

Мелкая торговля внутри страны, о которой в Законе существовали предписания, касавшиеся верного веса, меры и т.д. (Лев. 19:36; Втор. 25:13 и дал.), особенно оживлялась во время ежегодных праздников, когда народные массы сходились к храму. Торговля животными для жертвоприношения и мена денег происходила даже на дворах храма (Мат. 21:12; Иоан. 2:14).

Торжище (Ис. 23:3), торговое место, срав. Иез. 27.

Тофел — место на юго-восточной границе Ханаана (Втор. 1:1), вероятно, теперешнее село «Тафиле», в плодоносной Тафильской долине, приблизительно, в 20 км. к юго-востоку от Мертвого моря.

Тофет. См. «Енномова долина».

Точило — евр. гат. Точило обыкновенно высекалось в твердой скале и представляло котлообразный чан, с отверстием на дне, через которое сок от раздавленных в верхнем чане ягод стекал в нижний, меньший по размеру чан, тоже высеченный в скале. У Иоил. 3:13 говорится1 о точиле, полном ягод, и подточильи, полном сока; срав. также Прит. 3:10; Агг. 2:16. Одно такое древнее точило в хорошем состоянии нашел Робинзон между Сихемом и Яффой. В скале, выступающей из земли, сверху на южной стороне было высечено квадратное углубление длиною в 8 футов (2.5 м) и глубиною в 15 дюймов (36 см) с покатым к северу дном. Двумя футами (0 6 м) ниже было высечено другое углубление, меньше первого: 4 фута (1.2 м.) длины и 3 фута (90 см) глубины. В скале еще сохранилось отверстие, через которое сок протекал из точила в подточилье. На египетских памятниках можно видеть два подточилия для приема сока, при одном точиле. Иногда точило было довольно большим. Гедеон вымолотил однажды пшеницу в своем точиле. Топтание в точиле было тяжелым трудом, который люди старались облегчить пением (Ис. 16:10; Иер. 25:30; 48:33). Виноград топтался ногами «топчущих в точиле»; эти последние иногда держались за укрепленные над их головами веревки, что видно на египетских памятниках. Сок красного винограда «кровь гроздьев» (Быт. 49:11) или «кровь виноградных ягод» (Втор. 32:14) окрашивал при этом одежды топчущих в точиле (Ис. 63:2 и дал.).

Сок (евр. тирош), выдавленный из ягод, разливали частью в мехи (Иов. 32:19; Мат. 9:17), частью в большие глиняные кувшины (Иер. 48:11), или варили из него сироп, или виноградный мед, «дваш», араб, «дибс» (См. «Мед»), или же оставляли бродить. Перебродившее вино иногда на некоторое время оставляли вместе с осадком; если первое брожение было недостаточно, то его подвергали второму, а потом сливали его с осадка (Ис. 25:6; Иер. 48:11); и сохраняли для будущего употребления в кувшинах или мехах (1 Цар. 16:20).

Трава — евр. эсев.

Трава — обычная пища скота (Ис. 15: 6; Пс. 103:14), благодаря быстрому росту и скорому засыханию дает святым авторам много подходящих сравнений (Пс. 89:5 и дал.; 91:8; 102:15 и дал.; Ис. 40:6 и дал.; 51:12; Иак. 1:10 и дал.; 1 Пет. 1:24). Еще до сих пор, в Сирии в очаги подкладывают траву и кустарник вместо дров (Мат. 6:30). Трава на крышах встречается в Палестине и теперь. Во время бездождия трава обычно засыхает (Пс. 128:6 и дал.; Ис. 37:27).

Трахонитская область во время Христа управлялась Филиппом, сыном Ирода Великого и Клеопатры (Лук. 3:1). Теперь эта область соответствует, приблизительно, провинции Леджа к северо-востоку от Геннисаретского озера, между Джедуром (Итурея) и Дамаском на севере и Авраном на юге. Характер природы с неровными скалами и обширными подземными пещерами вполне соответствует описанию И. Флавием образа жизни ее обитателей; они не имели ни городов, ни полей, но жили со своими стадами в пещерах; входы в пещеры были так тесны, что туда с трудом входил человек, но внутри они были чрезвычайно поместительны. Эта область была населена опасными разбойниками, почему Август и отдал ее Ироду Великому с условием, что тот усмирит ее население. Ирод затем отдал эту страну своему сыну Филиппу. Население Леджу и до сих пор сохранило свои непривлекательные черты.

Третье послание Иоанна — обращено к «возлюбленному Гаию». Иоанн радуется свидетельству братьев о его любви к посланникам Христовым, предостерегает от Диотрефа и рекомендует некоего Димитрия.

Третья Эгла, т. е. трехлетняя телка (Ис. 15:5 и Иер. 48:31). Некоторые понимают это выражение, как название местности в моавитской земле; другие, — что оно обозначает гордый моавитский народ.

Три гостиницы (Деян. 28:15) в 30 верстах от Рима на Аппиевой площади, где приветствовали Павла братья, вышедшие к нему навстречу из Рима.

Трнфима и Трифоса — ревностные христианки в Риме, которых приветствует Павел (Рим. 16:12).

Трифоса. См. «Трифима».

Троада — город на западном берегу Мисии у Геллеспонта, откуда Павел, после того, как было ему видение, впервые отправился в Европу (Деян. 16:8,11) и где он во время третьего миссионерского путешествия нашел «отверстую дверь для Евангелия» (2 Кор. 2:12). Там же он воскресил юношу Евтиха, который, во время затянувшейся беседы апостола Павла с учениками, уснул, сидя на окне, упал вниз с третьего этажа и поднят был мертвым (Деян. 20:6 и дал.). В Троаде Павел позднее оставил у Карпа фелонь и некоторые книги (2 Тим. 4: 13).

Троада, которая была основана Антигоном, одним из военачальников Александра Великого, сначала называлась Антигонией, а затем Александрией Троадской. Во время римского владычества она была главным городом небольшой области того же названия со значительной оживленной гаванью. Для римлян этот город представлял особый интерес, т. к. его название и местоположение напоминало древнюю классическую Трою, — «колыбель римского народа . Значительные развалины римской Троады сохранились в теперешнем Эски-Стамбул.

Трогиллия — город и мыс в Ионии, где гора Микале отвесно спускается в море, между Ефесом и устьем Меандра, напротив острова Самоса. Павел ночевал здесь на пути из Самоса в Милит (Деян. 20:15).

Тростник. В еврейской Библии четыре разных слова обозначают разновидности этого растения:

1) «Агмонг» - тростник (Ис. 58:5) — символ слабости или лицемерия (гнет голову, как тростник); в Ис. 9:14 трость употреблена, как символ незначительных людей, в противоположность значительным людям, уподобляемым пальмам.

2) «Кане» (Иов. 40:16; 3 Цар. 14: 15; Иез. 29:6), общее название слабых и хилых растений этого рода. Слово трость является поэтому символом неустойчивости (Мат. 11:7); надломленная трость обозначает полную беспомощность (Ис. 42:3; Мат. 12:20). Трости для измерения (Иез. 40:3; 42: 16), обозначаются также словом канех.

3) «Суф» (Исх. 2:3,5; Иоан. 2:6; Ис. 19:6).

4) «Гоме» (Иов. 8:11; Ис. 35:7; Исх. 2:3; Ис. 18:2). Это слово обозначает известное растение папирус ( papyrus antiquorum), которое прежде росло на берегах Нила, теперь же встречается только в тропиках, а также в одном месте Сицилии и в некоторых местах в Сирии. Оно в изобилии растет вокруг озер и болот, в верхней части Иорданской долины, а также, как говорят, у подошвы Кармила, близ Хайфы. Это высокое растение с трехгранным стволом, достигающее в высоту 10-15 метров, оканчивается густой метелкой листьев, арабы называют его «бабир» и плетут из него циновки, которыми покрывают стены и крыши В древности строили суда из гибких стеблей папируса (Ис. 18:2), что подтверждается некоторыми древними писателями, например, Плинием и проч. Из этого же материала была сделана корзина, в которой дочь фараона нашла Моисея (Исх. 2:3). Из волокон папируса древние изготовляли бумагу, которая называлась папирусом. Для этого папирусные стебли вымачивали в воде до тех пор, пока их зеленая кора не отделялась от мягкой древесины; после чего эта последняя разрезалась на полосы шириной в палец, которые друг возле друга укладывались рядами такой длины и ширины, какую хотели придать папирусному листу. Полоски укладывали на доску, смоченную нильскою водою, в два пласта, причем полоски нижнего ряда лежали вдоль, а в верхнем ряду — поперек; уложив таким образом, их прессовали и высушивали на солнце.

Папирусную древесину употребляли также в пищу, о чем упоминает Геродот Некоторые объясняют этим те места Писания, где говорится о съедании книг (Иер. 15:16; Иез. 3:1:1,3; Отк. 10:8 и дал.).

Трофим — обращенный язычник, ефесянин, спутник Павла из Коринфа, через Македонию и Малую Азию в Иерусалим (Деян 20:4), где общение с ним Павла послужило поводом к заключению апостола, так как евреи заподозрили Павла в том, что он ввел его в храм (21:29). Во 2 Тим. 4:20 Павел говорит, что оставил Трофима больным в Милите. Если предположить, что это послание было написано в конце первого (и в таком случае единственного) заключения апостола в Риме, то здесь он имел в виду свое посещение Милита, за 6 лет до заключения (Деян. 20:17); но против этого говорят многие обстоятельства, например, то, что тогда Тимофей был с ним (ст. 4 и дал.), и следовательно, Тимофея не нужно было уведомлять о том, что ему было известно так же хорошо, как и Павлу; и, во-вторых, то, что Павел тогда не оставлял Трофима в Милите, но они отправились вместе в Иерусалим (20:4 и дал.; 21: 29). Из всего этого ясно, что Павел во 2 Тим. 4:20 имел в виду позднейшее посещение Милита, и это, следовательно, является одним из доказательств того, что Павел был освобожден после первого заключения в Риме и совершил миссионерские путешествия, не упомянутые в Деян., пока, наконец, он вторично не был заключен и претерпел мученическую кончину вскоре после того, как написал 2 Послание к Тимофею.

Труба — евр. шофар. Труба — инструмент, сделанный из рога животного или из металла. Она употреблялась на войне для сигналов (И. Нав. 6:4,19; Иер. 4:5; 6:1), для оповещения о торжественных праздниках, например, о юбилейном годе (Лев. 25:9) и вообще при богослужениях, когда возвещалась слава Господня (Пс. 150:3). Подобно тому, как в день вручения закона был слышен трубный звук (Исх. 19:16; Евр. 12:19), мы услышим последний трубный звук к воскресению и к суду (Зах. 9:14; 1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:14). О семи последних трубах см. Отк. 8: 2. Трубить перед собою во время подачи милостыни, по обычаям фарисеев, запрещается в Мат. 6:2.

Труп (евр. гуфа, Иов. 39:30; Мат. 24: 28).

Тувалкаин, сын Ламеха (потомка Каина) от Цаллы; он был «ковачем всех орудий из меди и железа (Быт. 4:22; срав. Иез. 27:13, где говорится о народе Фувал, торгующем медною посудой и людьми).

Тук — евр. шуман. Тук, т.е. жир. Жир с жертвенных животных: «тук, покрывающий внутренности и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени», принадлежал Господу и должен был, даже и в тех случаях, когда все животное не сжигалось, — непременно сжигаться (Лев. 3:3,9,16,17; 4:8). Это повеление, равно, как и воспрещение есть тук или кровь (Лев. 7:23 и дал.), было согласно с естественным чувством и требованиями гигиены. Наоборот, не было воспрещено есть наружный жир. У Неем. 8:10; 3Цар. 4:23; Лук. 15:23 говорится, что животных откармливали для еды.

Тутовое дерево или шелковица (2 Цар. 5:23 и дал.; 1 Пар. 14:14 и дал.), по евр. «бака» (плач). Вероятно, долина плача получила свое название от этого дерева (Пс. 83:7).

Тысячелетнее царство. См. «Воскресение».

Тысяча — евр. элеф.

Тысяча. Это слово иногда означает часть колена, заключающую в себе тысячу семейств. Моисей разделил народ на 1000, 100, 50 и 10, при чем каждая группа составляла один род или племя (Исх. 18:25). Так, Самуил велел народу предстать пред Господом по коленам и племенам (евр. по тысячам) (1 Цар. 10:19) и после того, как указано было на колено Вениаминово, оно пошло по племенам, и, когда пошли племена, было указано племя Матриево (ст. 21). Из этих стихов видно, что принадлежавшие к известному колену роды, также назывались тысячами. Так в Чис. 10:4 мы читаем о тысяченачальниках, то есть начальниках родов, как и в Чис. 1:16. Впоследствии те места, где жили главы родов, стали обозначаться тем же названием: тысячи. Следовательно: «Тысячи Иудины (Мих. 5:2) суть города, в которых жили тысяченачальники (или начальники) в Иудее Соав Мат. 2:6.

Тьма. См. «Мрак».