Библейский словарь Нюстрема - Ф

Ф

Фаанаф-Снлом, город на северной границе колена Ефремова (И. Нав. 16:6), вероятно, теперешние развалины Тана в расстоянии 10-ти км к юго-востоку от Наблуса или Сихема

Фаанах — ханаанский царский город на юго-западной границе Изреельской равнины, расположений в уделе Иссахаровом, но назначенный колену Манассину, впоследствии один из левитских городов. Он часто упоминается вместе с Мегиддоном. Развалины его существуют еще в селении Тааннук, почти в 2-х км. к югу от Леджуна или Мегиддона (И. Нав. 12:21; 17:11; 21: 25; Суд. 1:27; 3 Цар. 4:12).

Фавор — Табор, т. е. пуп. Фавор. 1) Гора в восточной части Галилеи недалеко от Назарета, на северной границе Изреельской равнины; на этой горе Варак расположился станом перед сражением с Сисарой (Суд. 4:6,12,14). Это красивая стоящая отдельно гора, высотою около 320-ти м над равниной и 526-ти м над уровнем моря, поросшая дубами, оливками и другими деревьями и благоухающими травами. Фавор своей формой напоминает полушарие и с его вершины открывается красивый вид. «Как Фавор посреди гор» говорит Иеремия (46: 18). В западном направлении можно различить сверкающие воды «большого моря», под ногами расстилается Изреельская равнина, на северо-востоке видна часть Галилейского моря, а на севере, на одной из Галилейских гор раскинулся город Сафед, к которому, как предполагают, относятся слова: «не может укрыться город, стоящий на вершине горы». На западе виднеются вершины Кармила, а далеко на севере на расстоянии около 80 км. вырисовывается белоснежная вершина Ермона, «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88: 13). Арабское название Фавора — Джебель-Тур (гора). Предание о том, что Фавор был местом преображения Господа (Мат. 17), противоречит тому обстоятельству, что как до Христа, так и во время, и после Него на вершине горы постоянно находился римский гарнизон и была крепость Еще и теперь там можно видеть остатки домов и крепостных стен, частью со времени крестоносцев, а частью более древнего происхождения Здесь, следовательно, не имелось уединенного места, на которое указывается словами: «на гору высокую одних» См «Преображение». 2) Город Фавор См. «Кесуллоф».

Фаддей. См. «Иуда 1»

Фадмор — Тадмор. Фадмор — местность в пустыне, застроенная Соломоном (2 Пар. 8:4), по общему мнению, древний город Фадмор был расположен в Сирийской пустыне, на полпути между Дамаском и Евфратом, и через него проходила караванная дорога из Дамаска в Багдад. Александр Великий завоевал этот город и назвал его Пальмирой (Пальмовым городом). Теперь это бедное селение Фадмор из нескольких арабских хижин, разбросанных среди величественных развалин, напоминающих о прежнем великолепии.

В параллельном месте (3 Цар. 9:18 евр.) сказано, что Соломон построил «Тамар» в пустынной части страны. Это наименование несходно с вышеупомянутым во 2 Пар. 8:4. Некоторые считают, что это упоминаемый у Иез. 47:19 город (Тамара), на южной границе Иудеи. Если бы в 3 Цар. 9 имелся в виду Фадмор, то это находилось бы в противоречии с указанием, что город был построен внутри страны (Палестины). Фадмор или Пальмира расположен так далеко от северо-восточной границы Палестины, что трудно представить, чтобы Соломон мог приобрести там прочные владения. Поэтому новейшие исследователи хотят исправить 2 Пар. 8:4 по 3Цар. 9:18, чтобы в обоих местах читать Тамар. Но против этого возражают следующее: если владычество Соломона простиралось до самого Типсаха на Евфрате (3Цар. 4:24), то, во всяком случае, он мог взять и этот значительный пункт — Фадмор.

Время процветания Пальмиры совпало с 3-м столетием по Р.Хр. Там было республиканское правление под протекторатом Рима, и город стоял во главе области того же названия. Когда его правитель Оденат хотел присвоить себе титул кесаря, то был убит. После его смерти царствовала его вдова, царица Зиновия, воинственная и умная женщина, которая распространила свою власть на Сирию и Месопотамию до самого Египта. После победоносной войны римлян с парфянами она в триумфальном шествии Аврелия была приведена в качестве пленницы в Рим (173 г. по Р.Хр.). Во время арабскою владычества Пальмира получила свое прежнее название Фадмор. С этого времени город стал приходить в упадок; войны и землетрясения содействовали его разрушению. В конце концов о нем совсем забыли. Так продолжалось до 1678 года, когда он был вновь открыт. Теперешний Фадмор представляет бесконечную массу развалин, целый лес коринфских колонн, повсюду рассыпаны древние остатки, большею частью римского происхождения. Во дворе древнего храма в честь солнца находятся глинобитные хижины теперешнего населения, а развалины самого храма превращены в мечеть.

Факей — Паках

Факей, сын Ремалии, сановник при дворе израильского царя Факии; он составил против своего господина заговор, убил его, воцарился вместо него над Израилем и царствовал двадцать лет (759-739 до Р.Хр.). Во вторую половину своего неугодного Богу царствования он заключил союз с Рецином, царем Дамаска, и напал на иудейского царя Ахаза, который, в свою очередь, искал помощи в Ассирии. Следствием этого было завоевание Феглафелласаром Дамаска, а также израильской земли к востоку от Иордана и к северу от Геннисаретского озера, причем часть населения была отведена в плен. Некоторое время спустя, Осия, сын Илы, составил заговор против Факея, умертвил его и сам воцарился вместо него (4 Цар. 15: 25 и дал.; 16.1 и дал.; Ис. 7:1; 8:6).

Факия — Пакахия.

Факия, сын Менаима и его наследник на израильском престоле, был неспособным правителем и после двухлетнего царствования был умерщвлен Факеем, сыном Рамалии, 761-759 гг. до Р.Хр. (4 Цар. 15:22 и дал.).

Фалек — Пелег.

Фалек, т. е. разделение, сын Евера, родился через 100 лет после потопа. Во дни его земля разделена» (Быт. 10: 25; 1 Пар. 1:19). Предполагают, что это означает рассеяние и разделение обитателей земли (Быт. 11).

Фалассар — Теласар. Фалассар, место или страна покоренная ассирийцами до времени Сеннахирима (4 Цар 19:12; Ис. 37:12). На ассирийских надписях упоминается «Тиль-Ассури», т.е. холм Ассура, название одного вавилонского города.

Фалтий — Палти.

Фалтий, сын Лаиша из Галлима, за которого царь Саул отдал свою дочь Мелхолу, жену Давидову, после того, как прогнал последнего от себя (1 Цар. 25-44) Впоследствии, когда Давид потребовал от Иевосфея свою жену, тот взял ее от мужа и отдал Давиду. Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее до Бахурима; но Авенир сказал ему: ступай назад. И он возвратился (2 Цар. 3:15 и дал.).

Фалтия. См. «Иазания».

Фамарь — Тамар.

Фамарь, т.е. пальма. 1) Хананеянка, которую Иуда взял в жены своему сыну Иру, а после его смерти — Онану и которую он, когда те оба умерли бездетными, обещал дать в жены третьему сыну Шеле, когда тот вырастет. Однако он не исполнил своего обещания. Тогда Фамарь, переодевшись блудницею и вступив в связь с Иудою, родила ему Фареса и Зару (Быт. 38).

2) Красивая сестра Авессалома, которая была обесчещена своим братом Аммоном (2 Цар. 13).

3) Красивая дочь Авессалома (2 Цар. 14:27).

Фаммуза — Таммуз. Фаммуза. 1) Божество, по которому израильтянки плакали у входа в храм (Иез. 8:14), согласно Иерониму, финикийский бог Адонис, соответствующий Озирису египтян, символ дремлющей зимой, но теплотою солнца вновь пробуждаемой силы природы. Сперва женщины праздновали смерть этого божества плачем, распутством и соответствующими похоронными обрядами, а затем его воскресение — удовольствиями и весельем. По Шрадеру, название Фаммуза — вавилонского происхождения: Думузи, т.е. «сын жизни».

2) Июль. См. «Месяцы».

Фамна — Тимна.

Фамна. 1) Наложница Елифаза, сына Исавова, мать Амалика (Быт. 36:12), вероятно, то же лицо что и

2) Дочь Сеира и сестра Лотана (Быт. 36:22).

3) Место, где Иуда стриг овец и встретил Фамарь (Быт. 38:12 и дал.),

Фамнаф-Сараи — Тимнат-Херес. Фамнаф-Сараи (Суд. 2:9), город на горе Ефремовой, который по повелению Божию и согласно с собственным желанием Иисуса Навина был ему отдан (И. Нав. 19:50). Там он был похоронен (24:30; Суд. 2:9). Этот город отыскивают в развалинах Тибне: в 30 км. к северо-западу от Иерусалима, и в 10 км. к западу от дороги в Сихем. Около этого Тибне в горе (Гааше? И. Нав. 24:30) находят множество древних могильных пещер, отчасти напоминающих известные царские могилы к северу от Иерусалима.

Фамний (Тивни), сын Гонафа (Гината), соперник израильского царя Амария, царствовал 4 года (3Цар. 16:21 и дал.).

Фараон — евр. паро. Фараон — название в Священном Писании почти всех египетских царей, следовательно, своего рода царский титул (Быт. 40; 41 и дал.). Обыкновенно упоминается только титул — фараон, царь египетский, без обозначения собственного имени. Например, 3 Цар. 3:1; 4 Цар. 17:7; 18:1, но иногда присоединяется и последнее, например, «фараон Нехао, царь египетский» (4 Цар. 23:29), «фараон Вафрий, царь египетский» (Иер. 44:30). Значение слова фараон весьма неясно. — По словам Иосифа Флавия оно означает царь, это значение найдено в коптском слове «пуро» или «фуро»; (срав. евр. слово фирах, т.е. князь). Другие относят его к слову Фра или Пра, т.е. солнце, встречаемому в иероглифах. Новейшие египтологи полагают, что это название произошло от слова «пераа», т.е. большой дом, обозначающего царскую власть, которое сравнивают с турецким выражением «Высокая Порта , высокие ворота. Много было положено труда, чтобы в длинных списках царей у Мането (См. «Египет») отыскать фараонов, упомянутых в Библии, но в большинстве случаев положительных результатов еще не достигнуто.

Следующие фараоны упоминаются в Библии:

1) Фараон во времена Авраама, который взял себе в жену Сарру, жену Авраама (Быт. 12:15). Этого фараона относят к периоду до владычества Гиксов; предполагают, что это — Аментема или Салатис.

2) Фараон во время Иосифа (Быт. 37:36; главы 39-50; Деян. 7:10,13), один из гиксов. Некоторые полагают, что фараон, о котором говорится в Быт. 37:36, есть отец того фараона, который возвысил Иосифа.

3) Фараон, который не знал Иосифа, притеснял израильтян и сделал их рабами, изнуряя работою над глиной и кирпичами (Исх. 1:8 и дал.). Многие думают, что это был фараон Тотмес 3, который изгнал предыдущую династию гиксов. Открыт рисунок на могиле той эпохи (около 1740 г. до Р.Хр.), на котором, как предполагают, изображено выделывание кирпичей израильтянами. См. «Кирпич». Более достоверно предположение, согласно которому притеснявший израильский народ фараон был тот же, при котором родился и вырос Моисей (Исх. 2). Полагают, что это был Рамзес 2 Великий, называемый греками Сезострисом, который известен большими военными походами и великолепными постройками. От его времени остались многочисленные художественные произведения. Он особенно заботился о школах и библиотеках, и соорудил большие постройки в дельте Нила и в древнем городе Танисе, для каковых пользовался трудом живших там израильтян.

4) Фараон, который ожесточил свое сердце при предупреждениях Господа и после посылаемых Им через Моисея и Аарона казней. Этот фараон мучил народ Божий еще более тяжкими работами (Исх. 2:23) и упорно отказывался отпустить израильтян из Египта, пока не наступила последняя казнь (когда Ангел Божий убил всех первенцев египетских) и фараон был вынужден отпустить Израиля. Но после этого он погнался за ними и потонул вместе со своим войском в Чермном море (Исх. 5-14 главы; Пс. 135:15; Рим. 9:17). Полагают, что это был Менефта или Мернефта.

5) Отец Бифьи, жены израильтянина Мереда (1 Пар. 4:18).

6) Фараон, современник Давида, который выдал за идумеянина Адера сестру своей жены (3Цар. 11:18 и дал.).

7) Тесть Соломона (3Цар. 3:1), который покорил хананейский город Газер и отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар. 9:16).

8) Сусаким, победивший Ровоама (3Цар. 11:40; 14:25).См. «Сусаким».

9) Зарай, который напал на Асу (2 Пар. 14:9). См. «Зарай 3.»).

10) Сигор, с которым желал заключить союз Осия (4 Цар. 17:4). См. «Сигор».

11) Тирган, который помог Езекии (4 Цар. 19:9). См. «Тиргак».

12) Фараон Нехао. См. «Нехао».

13) Фараон Вафий (Иер. 44:30), внук или второй наследник Нехао, названный греками Априсом (около 583-570 г. до Р.Хр.), по всей вероятности, тот фараон, который стремился помочь Езекии в войне с Навуходоносором, но ничего не мог сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению Иерусалима (Иер. 37:5 и дал.; Иез. 17:11 и дал.). Он был свержен восставшими под предводительством Амазиса египтянами и задушен в Саисе (Срав. Иер. 44: 30).

Фаран — Паран.

Фаран. 1) Пустыня, в которой жил Измаил (Быт. 21:21) и куда пришел израильский народ от горы Господней через 3 дня (Чис. 10:12,13); 13:1), представляет собой пустынную горную страну внутри Синайского полуострова, тянущуюся в северном направлении до владений Иуды. Эта пустыня арабами называется «Тих-бени-Израиль», т.е. блуждание сынов Израиля, а бедуинами — эль-Тих, т.е. блуждание. По Чис. 13:4,27 двенадцать соглядатаев были посланы из Фарана и возвратились опять туда, в Кадес. По Чис. 20:1; 27:14 Кадес был расположен в пустыне Син, и по 13:22 соглядатаи пошли высматривать землю из пустыни Син, Из этого заключают, что северная или северо-восточная часть пустыни Фаран называлась Син. В 1 Цар. 25:1 говорится, что Давид после смерти Самуила бежал в пустыню Фаран; следовательно, можно предположить, что частью этой пустыни считалась также гористая местность к югу от Иудейской пустыни. Через Фаран идумеянин Адер бежал в Египет (3Цар. 11:18).

2) Эль-Фаран (Быт. 14:6), т.е. дуб Фарана, место у южной границы Едома при пустыне, может быть, то же, что и Елаф.

3) В Втор. 33:2; Авв. 3:3 упоминается гора Фаран, как исходный пункт откровений Божиих. Этим словом, вероятно, обозначается северная гористая часть Фаранской пустыни. Некоторые считают Фараном гору Дже-бель-эль-Тих на южной границе пустыни Фаран, к северо-западу от Акабского залива.

Фарес — Парец.

Фарес (Быт. 38:29- Мат. 1:3; Лук. 3: 33), сын Иуды от Фамари, его невестки. Потомки Фареса, как видно из Чис. 26:20; Руф. 4:12, были многочисленны.

Фарисеи (Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.) и говорит о них следующее:

Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».

Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».

Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров.

Омывать руки до и после еды (Мат. 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.).

Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав. следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал. Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.).

Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.

Фарра — Тарах.

Фарра, сын Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана, переселился со своим семейством из Ура Халдейского в Харран, где и умер в возрасте 205 лет (Быт. 11:24 и дал.; И Нав. 24:2).

Фарра. См. «Говафа».

Фарсис — Таршиш.

Фарсис. 1) Один из сыновей Иавана (Быт. 10:4; 1 Пар 1:7); полагают, что это название обозначает тирсенское или этрусское племя, а также и население дальнего запада Испании, см. ниже.

2) Страна и народ на дальнем западе, прославившиеся торговлею и мореходством (Ис 23:6; 60:9; 66:19). Фарсис поддерживал оживленные торговые сношения с Тиром, товары которого его богатые купцы (Иез. 38: 13) вывозили на своих кораблях (27: 25) и платили за них серебром, железом, оловом и свинцом (27:12; Срав. Иер. 10:9). Фарсисские цари упоминаются в Пс. 71:10, среди тех, которые будут приносить дары царю израильскому. В Фарсис намеревался бежать пророк Иона (Ион. 1:3). Из Ис. 23:10 видно, что Фарсис (как колония?) был подчинен Финикии, ибо ему предлагается воспользоваться своей свободою, когда Тир падет. По сообщению древних писателей (Страрбона и Павзания), греки и римляне, называли Тартессусом реку Бятис (теперешний Гвадалквивир) в Испании, а также и город расположенный близ его устья; окрестная страна носила название «Тартессис». Предполагали, что город Тартессус и страна Тартессис, т.е. Испания, обозначены еврейским словом Фарсис.

Другие же, которые не могут представить, чтобы корабли израильтян из Красного моря вокруг Африки могли доплыть до Фапсиса — Испании (3 Цар. 10-22; 22:49; 2 Пар. 9:21; 20:36); полагают, что слово Фарсис является названием какого-либо места в Индии или Африке, и что название «корабли Фарсисские» (собственно — корабли из Фарсиса, Ис. 23:1; Иез. 27-25), по всей вероятности, вообще является названием больших кораблей, которые в пророчествах выставляются, как символ упорства и гордости (Ис. 2: 16; Пс. 47:8). К этому надо заметить, что, когда во 2 кн Паралипоменон говорится о кораблях, отправляющихся в Фарсис, то в параллельном месте 3 кн. Царств мы находим более общее выражение: «корабли Фарсисские».

Фарурим — Парурим. Фарурим, дом или постройка в Иерусалиме близ храма, где иудейские цари держали лошадей и колесницы для языческого служения солнцу (4 Цар. 23.11). может быть, то же место, которое в! Пар. 26:18 называется Парвар (евр.), в русс. переводе - притвор.

Фарфар. См. «Авана».

Фасга — Писга.

Фасга, одна из вершин Аварима к востоку о г Иордана, напротив Иерихона, на ней была расположена сторожевая площадка, где Валак построил 7 жертвенников и принуждал Валаама проклясть Израиля (Чис. 23:14 и дал.). С гор Нево, с вершины Фасги, позволено было Моисею взглянуть на Ханаан и потом умереть (Втор. 3:27; 34:1 и дал.). В одной из долин на этой возвышенности израильтяне расположились станом (Чис. 21:20). Фасга принадлежала Сипну и была отдана колену Рувимову (Втор. 3:17; И. Нав. 12:3; 13:20).

Фафнай — Татнай.

Фафнай — персид. областеначальник в Сирии, который по тщательном ознакомлении с правом евреев на восстановление храма, написал о том Дарию; получив благоприятный ответ, он стал оказывать им всяческое содействие (Езд. 5:3; 6:13).

Февда — еврейский мятежник, который, по словам Гамалиила, обращенным к синедриону, до Иуды Галилеянина, следовательно, до б г. по Р.Хр., восстал против властей во главе шайки, приблизительно в 400 человек, которые поддались обману, приняв его за кого-то великого, и был убит, а его сторонники рассеялись (Деян. 5:36 и дал.). Некоторые полагали, что здесь имеется в виду Февда, который, согласно Иосифу Флавию, явился после 44 г. по Р Хр. и увлек за собою некоторое число людей, последовавших за ним, чтобы посмотреть, как, по его слову, расступится вода в Иордане. Власти послали всадников, которые рассеяли толпу и отсекли Февде голову.

Феглаффелласар — Тиглатпилесер. Феглаффелласар, ассирийский царь, который воевал с израильским царем Факеем, покорил большую часть его страны и увел народ в плен в Ассирию (4 Цар. 15:29). Затем он, побуждаемый иудейским царем Ахазом, вновь напал на соединенные силы царей израильского Факея и ассирийского Рецина, взял Дамаск, убил Рецина и увел народ его в Кир (4 Цар. 16:7 и дал.). В 1 Пар. 5:26 также повествуется, что Ассирийские цари Фул и Феглаффелласар отвели в плен живших к востоку от Иордана колена Рувимово, Гадово и половину колена Манассиина в Халах, Хавор, Ару и на реку Гозан. Из 2 Пар. 28:20 и дал. видно, что Ахаз послал ценные подарки ассирийскому царю, чтобы заручиться его помощью, который все-таки не принес ему большой пользы. Ахаз после того посетил Феглаффелласара в Дамаске (4 Цар. 16:10).

Древняя история (кроме Библии) ничего не говорит об этом царе; поэтому тем более поразительным является свидетельство ассирийских памятников, вполне подтверждающих рассказ Библии. При раскопках обнаружено множество глиняных таблиц с рисунками и надписями, дающими яркое представление о Феглаффелласаре, имя которого на клинописях гласит — Туклатхабал-Изарра, т.е. «уповающий на сына Изарры», или «слуга сына Изарры»; он царствовал согласно ассирийским спискам царей между 745 и 728 гг. до Р.Хр., следовательно одновременно с израильским царем Факеем (759-739 гг. до Р.Хр.) и с иудейским царем Ахазом (742-726 гг. до Р.Хр.). Среди множества походов, которые, по его словам, он совершил в различных странах, упоминается один в 738 г., причем между покоренными и изъявившими покорность правителями встречаются имена Разунну (Рецин) из Дамаска, Минхимми (Менагим) из Самарии, Хирумму (Хирам) из Тира, Сибиттибихли из Гевала и арабская царица Цабибех. В позднейших надписях он повествует о своих победах в земле Бет-Омри или Самарии, откуда он увел в Ассирию знатных жителей вместе с их сокровищами, умертвил их царя Пакаха (Факея) и воцарил вместо него Аузи (Осию). Срав. 4 Цар. 15:30. Далее повествуется о том, что Феглаффелласар пошел на Рецина, взял после двухлетней осады Дамаск и принял выражение покорности от множества князей, между которыми были Сани-бу-Бит-Амманай (Санниб из Аммона), Саламану Мабай (Саллан из Моава) и другие, а также и Иахухази Иахудай. т.е. Ахаз из Иудеи.

Фегор — Пеор.

Фегор. 1) Гора в Моаве, с которой Валаам, подкупленный Валаком для проклятия народа Божия, смотрел на стан израильтян, расположенный внизу (Чис. 23:28). Предполагают, что гора Фегор была частью горной цепи Фасги, которая в свою очередь, являлась северной частью Аварийских гор. Срав. 21:20; 27:12.

2) Моавитский идол. См. «Ваал».

3) Дом Фегора. См. «Беф-Фегор» (И. Нав. 13:20).

Фекоя — Текоа.

Фекоя — город в Иудее (1 Пар. 2:24), укрепленный Ровоамом (2 Пар. 11:6).

Из этого города была та умная женщина, с которою советовался Иоав (2 Цар. 14:2). Пророк Амос был из пастухов этого города (Ам. 1:1). Фекойская пустыня простиралась по направлению к Мертвому морю (2 Пар. 20:20). Развалины Фекои существуют еще и теперь близ Текуа, в 10 км. к югу от Вифлеема.

Феликс — вольноотпущенный раб кесаря Клавдия, римский наместник в Иудее, около 52-60 год. по Р.Хр.; был низким, бесчестным человеком и жестоким властелином, он представлял полную противоположность льстивой похвале, которую высказал Тертулл (Деян. 24:3). Павла, посланного к нему в Кесарию Лисием, он выслушал и убедился в его невинности. Истина коснулась его сердца, но он ее не принял. Павла он держал в заключении, надеясь получить за него большой выкуп, часто призывал его и беседовал с ним (Деян. 23:26; 24). Два года спустя Феликс был отозван в Рим, и только благодаря ходатайству своего брата Палла перед Нероном, он избежал смертной казни за свое плохое управление. Свою должность и узника Павла он оставил своему преемнику Фесту.

Фема (Тема), девятый сын Измаила (Быт. 25:15).

Фемайская земля, вероятно, названа так по имени Фема, сына Измаила (Ис. 21: 14; Иер. 25:23), была известна своими дорогами (Иов. 6:19). В четырех днях пути к югу от Думат-эль-Джандала (См. «Дума»), существует еще место «Тайма». Другое место с этим названием находится в Авране, в нескольких километрах к юго-востоку от Дамаска.

Феман (Тейман). 1) Едомский старейшина, сын Елифаза, внук Исава (Быт. 36:11,15).

2) Город в Идумее, вероятно, в южной ее части, так как Феман означает юг, — жители которого Феманитяне (Быт. 36:34), равно как и прочие Идумеяне, были известны своею мудростью (Иер. 49:7; Авд. 8 и дал.); вот почему первым из трех друзей Иова упоминается Елифаз Феманитянин (Иов. 2:11; 4:1). Наказание жителям Фемана предсказано в Иер. 49:20 и дал.; Ам. 1:12.

Феннана (Пнина), вторая жена Елканы, отца Самуила (1 Цар. 1:2 и дал.).

Феофил — лицо, которому Лука посвящает свое Евангелие и Деян. (Лук. 1: 3; Деян. 1:1).

Ферезеи — Патрусим. Ферезеи жили в Ханаане в доизраильские времена. Так как они не упоминаются при перечислении 11 ханаанских племен (Быт. 10:15 и дал.), то некоторые думают, что это название

указывает на образ их жизни — земледелие и скотоводство в противоположность городским жителям низменной части Ханаана; которые, главным образом, и называются хананеями. Они жили вместе с Авраамом и Лотом (Быт. 13:7; 34:30; И. Нав. 11:3). Иисус Навин покорил их (И. Нав. 12:8), все же остаток этого народа населял северную часть Ханаана (И. Нав. 17: 15; Суд. 3:15) еще во времена Соломона (3Цар. 9:20).

Фесвитянин — Тишби. Фесвитянин; так называется Илия в 3 Цар. 17:1; 21:17 и проч. Предполагают, что этим словом обозначается его происхождения из города Фесвы, в Галааде или в Галилее.

Фессалоника, знаменитый торговый город в Македонии на северо-восточном конце Термейского залива; после покорения римлянами в 141 г. до Р.Хр. долгое время был местопребыванием римского губернатора. Около 54 г. по Р.Хр., благодаря проповеди Павла здесь возникла церковь из евреев и язычников. Для попечения о ней Павел, когда ему пришлось бежать от ярости евреев (Деян. 17:1 и дал.), послал из Афин своего ученика Тимофея, который затем дал апостолу утешительные сведения о ее состоянии (1 Фес. 3:26). Проповедническая деятельность Павла в Фессалонике имела важное значение, так как этот город был главным пунктом на большой римской дороге, называемой «Виа Эгиация», которая соединяла Рим со странами к северу от Эгейского моря. Поэтому Павел писал фессалоникийцам, что от них Слово Господне пронеслось по Македонии, Ахаии и еще далее (1 Фес. 1:18). Теперь Фессалоника называется Салониками. Город Салоники в средние века был оплотом восточной церкви, пока турки не взяли его в 1430 г. Он имеет больше церковных древностей, чем какой-либо другой город в Греции, хотя его собор переделан в мечеть.

Удивительный пример того, как точен ев. Лука в своих сведениях и выражениях представляет его сообщение о случае в Фессалонике, причем он называет начальников этого города политархами (Деян. 17:6 и дал.). Этот титул не встречается ни у одного древнего писателя; но еще и теперь его можно ясно прочесть в Салониках на старинной арке, относящейся к первому периоду царей, т. наз. «Вардарские ворота , построенные на главной улице города.

Фест, ( Portius Festus), римский наместник в Иудее (60-62 по Р.Хр.). Он безуспешно пытался исправить ошибки Феликса. Через несколько времени после занятия своего поста он в присутствии царя Агриппы Ирода 2 и его сестры Вереники разобрал дело Павла, который оставался в узах после Феликса. Фест хотел решить дело Павла соответственно решению синедриона, но Павел потребовал суда кесарева и таким образом избежал злобы евреев (Деян. 24:27; 25:11 и дал.; 26).

Фиатира, цветущая греческая колония в Лидии, в Малой Азии, между Сардисом и Пергамом, славилась особенно пурпуровыми красильнями и ткацкими мастерскими. Из этого города была торговавшая багряницею Лидия (Деян. 16:14). Здесь рано возникла христианская церковь, одна из семи, к которым Господь послал через Иоанна предостережения и ободрения (Отк. 1:11; 2:18 и дал.). Она упрекается в попустительстве по отношению к лжепророчице Иезавели.

На месте Фиатиры находится теперь маленький городок Акхиссар с довольно значительными развалинами.

Фива, христианка, состоявшая на службе в Кенхрейской общине, которая помогала многим, между прочим, и Павлу. Павел просит римскую церковь хорошо принять ее. Предполагают, что она привезла с собой послание к римлянам из Коринфа (Рим. 16:1).

Фигелл и Ермоген, два асийца, которые оставили Павла во время его последнего, известного нам, заключения (2 Тим. 1:15).

Филадельфия, т.е. братская любовь; город в Лидии у подножия горы Тмола, в 40-50 км к юго-востоку от города Сард; он назван так по имени своего основателя Аттала Филадельфа, царя Пергамского, умершего в 138 году до Р.Хр. Город прежде страдал от частых землетрясений и потому был невелик и незначителен. Христианская община, находившаяся там, имела большое значение (Отк. 1:11), она особенно прославляется за свою верность (Отк. 3:7 и дал.). Город до сих пор существовал под названием Алах шер, т.е. город Бога.

Фидал (Тидаль), союзник Кедорлаомера (Быт. 14:1).

Филимон, христианин в Колоссах, который, предоставляя свой дом для собраний и оказывая любое нуждающимся, показал свою верность. Его беглый раб, Онисим, попал в Рим и уверовал там во Христа через проповедь Павла. Он был отправлен апостолом обратно к своему господину одновременно с Тихиком, посланным в Ефес и Колоссы (Фил. 2,5,10; Кол. 4:7 и дал.; срав. Еф. 6:21).

Филин. Встречающееся у Ис. 34:11; Ис 14:23 в еврейской Библии слово «Киппод» по-русски переведено словами: филин и еж. Некоторые предполагают, что это слово означает птицу выпь ( Ardea stellaris) из семейства

цапель, приблизительно 2,5 футов (70 см) длиною, пеструю, с пятнами желтого и ржавого цвета, и длинными перьями на шее; крылья у этой птицы имеют черные и ржавого цвета поперечные полосы. Та же птица, по мнению некоторых, имеется в виду в Лев. 11:17 под названием «Ианшуф (евр.).

Филипп. 1) Сын Ирода Великого и Мариамны. См. «Ирод 2».

2) Сын Ирода Великого и Клеопатры. См. «Ирод 5».

3) Апостол Филипп, галилеянин из Вифсаиды (Мат. 10:3; Map. 3:18; Лук, 6:14; Деян. 1:13), поведал Нафанаилу о том, что он нашел Мессию в Иисусе. Сыне Иосифа из Назарета, и на его возражение — из Назарета может ли быть что доброе? — коротко ответил: «прийди и посмотри» (Иоан. 1:43 и дал.). В Иоан. 6:5 и дал. Иисус совещается с Филиппом, испытывая его относительно хлебов для насыщения народа. Впоследствии он привел нескольких греков к Иисусу (Иоан. 12:20 и дал.). В Иоан. 14:8 и дал. он высказывает желание видеть Отца, на что Иисус отвечает: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: «покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне». Предание говорит, что он проповедовал Евангелие во Фригии и умер в глубокой старости в Иерополе.

4) Один из семи диаконов Иерусалимской церкви, благовестник Филипп (Деян. 6:5; 21:8). По причине гонения, последовавшего после смерти Стефана, Филипп должен был покинуть Иерусалим. Он проповедовал в Самарии в силе Духа, со многими знамениями (Деян. 8:5 и дал.). После этого он был послан Ангелом на дорогу, идущую в Газу, и встретился там с вельможей-ефиоплянинном, который ехал в своей колеснице и читал 53 главу пророка Исайи. Филипп объяснил ему это непонятное для него место Священного Писания, благовествовал о Христе, и по желанию евнуха, крестил его. Когда они вышли из воды, Ангел Господень восхитил Филиппа, так что вельможа больше его не видел и, радуясь, продолжал путь. После этого Филипп проповедовал в Азоте и других городах, пока не пришел в Кесарию Палестинскую (Деян. 8:26 и дал.). Он имел четырех дочерей, которые пророчествовали. В его доме в Кесарии Павел жил некоторое время со своими спутниками (Деян. 21:8 и дал.).

Филиппы, город в Македонии близ Фракийской границы, назван по имени Филиппа, отца Александра Великого, который расширил и украсил его. Прежнее название этого места было Кренида, т.е родник. Город был известен золотыми приисками, находившимися в его окрестностях, а также сражением, которое произошло в 42 г. до Р.Хр., когда пали последние защитники римской республики Брут и Кассий. Когда Павел во время второго миссионерского путешествия был в Троаде, то он видел в видении македонянина, который просил его прийти и помочь им. Павел сейчас же отправился вместе с Силой и начал свою миссионерскую деятельность на материке Европы. На берегах небольшой реки Гаити или Гангиты, теперь Бурнабаки, сохранились развалины Филипп, под названием Филибе. За городом на берегу было место, куда обыкновенно собирались на молитву (Деян. 16:13), an. Павел благовествовал там Евангелие некоторым женщинам и Господь открыл сердце Лидии. После того, как служанка прорицательница была излечена Павлом и перестала прорицать, произошло гонение на апостолов, и они были заключены в темницу. Землетрясение открыло двери темницы; сторож из страха, что узники разбегутся, хотел лишить себя жизни, но, узнав, что все были налицо, он припал к ногам апостолов, чувствуя нужду в спасении. Со своими домашними он омыл раны апостолов, выслушал Евангелие и тотчас же крестился со всем своим домом. Так возникла церковь в Филиппах (Деян. 16:12 и дал.), которую ап. Павел вторично посетил впоследствии (Деян. 20:1 и дал.). Эта церковь сделалась ярким светом среди мрака язычества (Фил. 2:15), радостью и венцом «апостола язычников» (Фил. 4:1).

Замечание ев. Луки о Филиппах, как о свободном городе или колонии (Деян. 16:12), подтверждается историческими данными; император Август в Память своей победы над Брутом и Кассием сделал Филиппы римской колонией, т.е. переселил туда выходцев из Рима. Римский свободный город, или колония, считалась как бы частью самого Рима, перенесенной в провинцию, и жители его считались гражданами Рима, записанными в одном из трибов или частей, на которые делились римские владения и граждане; они имели право участвовать в голосовании в Риме. В таких свободных городах или колониях римский закон соблюдался более строго, чем в других покоренных римлянами местностях. Латинский язык употреблялся на их монетах и надписях и они управлялись собственным статутом и чиновниками, а не губернатором провинции.

По особому италийскому праву, некоторые из этих колонии имели то преимущество, что вся их область была свободна от податей. Этим преимуществом пользовался город Филиппы. Римскими гражданами были только потомки выходцев из Рима. Когда же с течением времени население таких городов делалось слишком смешанным, то его время от времени пополняли новыми выходцами (колонистами) из Рима.

Филистимляне (евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт. 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными (египтяне же обрезывались); израильтяне, которые нуждались в переводчиках при переговорах с египтянами, никогда не пользовались таковыми в сношениях с филистимлянами. Некоторые думают, что филистимляне дали название городу Пелузиуму и также пелузийскому рукаву Нила. Из Египта они вышли в южную часть Ханаана, еще до Авраама (Быт. 21:32 и дал.), в то время, как другое родственное племя Кафторим поселилось на острове Крит и оттуда в позднейшее время переправилось на Палестинское побережье, к северу от Газы (Ам. 9:7; Иер. 47:4). Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян, хотя название телохранителей Давида, хелефеи и фелефеи, напоминает о двух переселившихся народах. Филистимляне и критяне часто упоминаются вместе (Срав. 1 Цар. 30:14; Иез. 25:16; Соф. 2:5.)

У филистимлян уже во время Авраама были цари и крупные города (Быт. 20-2; 21:32). После выхода из Египта Бог не повел Израиль через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны (Исх. 13:17). Их область была намечена для колена Иудина (И. Нав. 15:45 и дал.), но во время Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято (И. Нав. 13:2); впоследствии филистимляне большей частью были совершенно независимыми, являясь как бы занозой в боку Израиля. Долгое время, начиная от Судей до Саула включительно, они притесняли народ Божий. Их победителями были Самегар (Суд. 3:31), Самсон (Суд. 14 и дал.), Самуил (1 Цар. 7) и Саул (1 Цар. 14:47), хотя они не могли совершенно покорить их. Во времена Саула филистимляне до такой степени разорили израильтян, что те не имели ни одного собственного кузнеца и должны были ходить к филистимлянам оттачивать топоры и другие орудия (1 Цар. 13:19 и дал.). Они сохранили независимость до времени царя Давида, который покорил их (2 Цар. 5:17 и дал.; 8:1; 21: 5 и дал.; 23:9 и дал.). Из филистимлян Давид набрал себе телохранителей, которые остались верны ему в несчастии (2 Цар. 15:18 и дал.). После Давида филистимляне не тревожили израильтян до царствования Иорама, при котором они снова восстали (2 Пар. 21:16). Озия успешно воевал с ними (2 Пар. 26:6 и дал.). Во времена Ахаза они производили опустошения в Иудее (2 Пар. 28:18). Езекия снова усмирил их (4 Цар. 18:8). Во время войн Ассирии с Египтом филистимляне потерпели много бедствий и вместе с народами Сирии, Финикии и Палестины должны были изъявить покорность Навуходоносору. Затем они подпали под власть персов, и впоследствии — под власть Александра Великого, который разрушил Газу, единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление. Римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез, но название их небольшой области Фелешет или Фелистея все еще существует под измененным названием — Палестина. (Этим именем обозначается теперь вся область между Египтом и Ливаном). Филистимляне известны в истории как воинственное племя, занимавшееся в то же время, и земледелием, и ремеслами (Быт. 26:1; Суд. 15:5; 1 Цар. 13:20; 17:5 и дал.). Их богами были Дагон и Веельзевул. Жрецов и прорицателей у них было очень много (1 Цар. 6:2; 4 Цар. 1:2; Ис. 2: 6). На войну они брали с собой своих идолов; один раз им пришлось оставить их (2 Цар. 5:21). Из рассказов о детях, рожденных от смешанного брака, которые говорили наполовину по-азотски, наполовину по-иудейски (Неем. 13:24) видно, что между их языком и еврейским существовало различие в произношении.

Пророчества о филистимлянах находятся в Иер. 47; Иез. 25:15 и дал.; Ам. 1:6 и дал.

Филистимская земля - евр. Арец-Плиш-том.

Филистим. земля (Ис. 14:29,31; Пс. 59:10; Быт. 21:32; 1 Цар. 29:11) — южная прибрежная часть Ханаана, от Екрона до Египта (И. Нав. 13:3); раньше была цветущей страной с хлебными полями, виноградниками и масличными садами (Суд. 15:5), с многочисленными городами, из которых самых значительных было пять: аза, Азот, Аскалон, Геф и Екрон.

Филит. См. «Именей»

Филолог, христианин в Риме, которого приветствует Павел (Рим. 16:15).

Философ, т.е. любящий мудрость, и философия, т.е. любовь к мудрости. Эти термины (названия), как говорят, были введены греком Пифагором, вместо названий «мудрый и мудрость», после чего они стали общеупотребительными. Пифагор считал дерзостью, называть себя мудрецом и потому он избрал для себя скромное название «философ», т.е. любящий мудрость или друг мудрости; слово же софия, т.е. мудрость, он заменил словом философия, т.е. любовь к мудрости.

Философия имеет задачею установление начальных или основных истин. Эти истины философия выясняет путем исследования и доказательства. Языческие народы во все прошедшие времена занимались исследованием происхождения и цели всего существующего и пытались найти объяснение существованию мира и религий.

Философия, о которой упоминается в Новом Завете, была предметом изучения у греков (1 Кор. 1:22), и считает своим родоначальником Фалеса из Милета (6 век до Р.Хр.), который учил, что началом всего существующего была вода. После него следовала система за системой: один усматривал начало в огне, другой — в воздухе, третий — в числе, порядке, в соразмерности существующего и т. д. Около 450 г. до Р.Хр. выступили, так называемые, софисты, т.е. учителя мудрости, которые учили, что собственное представление есть единственное мерило существующего; объективной (общей) истины не существует; поэтому всякий предмет или вещь таковы, каким они нам представляются. Вследствие этого они придавали большое значение умению говорить, т.е. приводить доводы за и против. В конце концов они в своих словопрениях дошли до того, что границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью совсем слились и исчезли. Против такого направления выступил афинянин Сократ (469 г. до Р.Хр.), который предлагал углубляться в себя, познать Самого себя. Он учил, что познание добродетели, основанное на ясном понятии истинной сущности вещей, является величайшей задачей человека. Противники обвинили его в том, что он отрицал богов, ввел новые божества и развращал молодое поколение. Его приговорили к смерти и он выпил чашу с ядом на 71 году своей жизни (399 г. до Р.Хр.). Он умер, окруженный скорбящими учениками, которым он говорил, что теперь начнется для него новая жизнь Самыми знаменитыми из его учеников были Платон и Аристотель. Платон, изучавший мир идей, высказал, что трудно найти Высшее Существо, и что толпа не в состоянии познать Его. Аристотель отдался изучению явлений, существующих в природе, истории и душе человека. Платон стремился из идей объяснить мир, Аристотель же — в многообразии мира найти и показать идею. Наряду с этими философскими системами, для большинства чуждыми и малопонятными, существовали два учения, которые особенно распространились во времена Христа и приобрели много последователей, именно, учение эпикурейцев, последователей Эпикура (около 300 г. до Р.Хр.) и учение стоиков, последователей Зенона (около 300 г. до Р.Хр.; Деян. 17:18). Первые искали высшее добро в наслаждениях, в спокойствии души, последнее — в добродетели и самоуглубленном равнодушии ко всему внешнему. Когда Евангелие стало распространяться в мире, оно должно было встретиться с этим хаосом противоречащих друг другу мнений и систем, из которых каждая имела последователей. Однако все эти учения и системы не могли дать света жаждущей душе, оставляя ее неудовлетворенной. Римлянин Цицерон сознавал, что в вопросе о существе богов самые ученые люди придерживались противоречащих друг другу взглядов, из чего он заключил, что причиной и основанием философии было незнание ( Nat . deor . I , 1). В одном из своих рассуждений (презрение к смерти) он высказал в беседе между А и М, что его философия не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о бессмертии души. После того, как М привел мнение некоторых философов о душе, что она — воздух, огонь и тому подобное, и показал, что эти взгляды не дают надежды на жизнь после смерти, он прибавил: — «мнения остальных философов дают надежду, если только тебя может утешить мысль, что душа, оставив тело, пойдет на небо, как на свою родину. «Да», ответил А, «это, конечно, радует меня, и я больше всего хотел бы, чтобы это действительно было так; но все же, если это и не так, я хотел бы в том убедиться». — style='text-transform:uppercase'>если ты этого хочешь, то зачем ты обращаешься к ним за помощью?» — спрашивает М. — Разве мы красноречивее Платона? Читай с прилежием его книгу «О душе» и большего ты не будешь желать. — «Это я уже делал, отвечает А: «и даже очень часто, но не знаю, почему так выходит: пока читаю, я согласен, но это согласие рушится, когда я, отложив книгу, начинаю размышлять сам в себе о бессмертии души».

Последним словом языческой мудрости ко времени Христа были или безнадежность (отчаяние), или презрительная насмешка: «Что есть истина?» спросил Пилат. «Что хочет сказать этот суеслов?» спрашивали философы в Афинах о Павле (Деян. 17: 18). Сомнение и суеверие заставили многих обращаться к обманщикам, как, например, Симону (Деян. 8:9), Елиме (Деян 13:8), сыновьям первосвященника Скевы (19:14).

Из соединения языческого и еврейского миросозерцания возникли новые философские мировоззрения, учение о мире духов, об ангелах и их взаимоотношениях, а также учение о внешнем воздержании и умерщвлении плоти, и это имело притягательную силу для некоторых из первохристиан. Павел особенно борется против таких заблуждений в своем послании к Колоссянам. Он предупреждает во 2:8 об увлечения философией и пустым обольщением по преданию человеческому» и во 2:18 от «самовольного смиренномудрия и служения ангелов». Сравни его слова о «прекословиях лжеименного знания» в 1 Тим. 6:20. То, что искали философы, христиане нашли во Христе. Христос, который есть путь, истина и жизнь и явил им Отца, осветил сокрытое в мире духов, дал им высокий и в то же время близкий идеал, и Сам является для них светом и силой. В Нем сокрыты «все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3; 1 Кор. 1:30); смиренное их исследование имеет самые высокие задачи (Еф. 3:18) и самую возвышенную цель (Еф. 4:13).

Фимиам. Отк. 18:13; срав. Лук. 1:10; Отк. 5:8; 8:3. См. «Курение».

Фимна (Тимна) 1) Один из иудейских старейшин (Быт. .36:40; 1 Пар. 1:51).

2) Город на северной границе колена Иудина (И. Нав. 15:10); его местоположение предполагают в развалинах «Тибне» в 25 км. к юго-западу от Иерусалима.

3) Город в гористой части Иудеи (И. Нав. 15:57).

4) Город в Иудее, который был взят филистимлянами во время Ахаза (2 Пар. 28:18). Предполагают, что три последних города суть то же, что и Фимна 2., т.е теперешние развалины «Тибне».

Фимнафа (Тимната). 1) Город в колене Давидовом (И. Нав. 19:43).

2) Филистимский город, откуда Самсон взял себе жену (Суд. 14:1).

Финеес — Пинхас.

Финеес. 1) Сын Елеазара, внук Аарона (Исх. 6:25), третий первосвященник. Ревнуя о славе Божией, он умертвил Зимри из колена Симеонова во время его прелюбодеяния и своим поступком отвратил гнев Божий от народа израильского; поэтому Бог и обещал ему, что священство навсегда останется за его родом (Чис. 25:7 и дал.). Обещание Божие исполнилось; за исключением промежутка времени от Илия до Садока, род Финееса занимал место первосвященника до разрушения храма. Финеес и в дальнейшем проявлял ревность в деле Божием (И Нав. 22:13 и дал ; Суд. 20:26 и дал.). Он получил город Гиву на горе Ефремовой (И. Нав. 24:33); имя его прославляется в Израиле (Пс. 105:30 и дал.).

2) Один из сыновей Илия. См. «Офин».

Финик (Деян. 27:12), гавань на южном берегу Крита (теперь называется Лютро), куда корабль с Павлом и другими узниками, носимый по морю ветром, напрасно старался пристать.

Финикия (Деян. 11:10; 15:3). В широком смысле слова этим названием обозначалась узкая прибрежная полоса вдоль всего восточного побережья Средиземного моря, от Антиохии до Египта, но собственно Финикия состояла из прибрежных областей, принадлежавших городам Тиру и Сидону. Народ был хананейского племени; женщина, которая у ев. Марка названа сирофиникиянкой ( Map . 7:26), у Матфея называется хананеянкой (Мат. 15:22). Финикия была частью земли ханаанской, которая была дана евреям в наследие, но колена, которые должны были занять эту область, именно, — Дан, Асир и Неффалим, — не изгнали финикиян, и те остались жить по соседству с израильтянами, сохранив свою независимость во времена Иисуса Навила, а также Давида, Соломона и последующих царей. Наконец, они были покорены ассирийскими и вавилонскими царями, а затем подпали последовательно под власть персов, греков и римлян

Долгое время финикийцы славились богатством, образованностью и могуществом. Это государство представляло союз торговых городов, например, Тир, Сидон, Берутта, причем каждый из союзных городов вместе с принадлежавшей ему областью имел своего правителя.

Эта страна, расположенная между Средиземным морем и возвышенностями Ливана, была хорошо орошена и поэтому плодородна. На возвышенных мостах финикийцы занимались земледелием Они были первыми мореплавателями, которые, оставив родные берега, переплывали Средиземное море и распространили свою торговлю и колонии на далекие берега Европы и Африки На их рынках выменивались товары из всех известных стран (Иез. 27). Карфаген, ранний соперник Рима, был финикийской колонией; их колониями были также Кадикс и Фарсис в Испании (Иез. 38:13). Их язык имел большое сходство с еврейским; следы от него сохранились до сих пор в названиях различных испанских городов. Соломон нанимал из Финикии мастеров и рабочих для постройки храма и для снаряжения своих торговых судов. Финикийцы пользуются всеобщей известностью также благодаря своим многочисленным открытиям и изобретениям. Они изобрели стекло, чеканили монету, ткали пурпуровую ткань. Самое замечательное из их изобретений — это алфавит. До того писали при помощи различных знаков — иероглифами и клинописью. См. «Египет». Алфавит перешел от них к евреям, грекам, римлянам и нашим предкам. В отношении честности финикийцы пользовались дурной славой; « punlca fldes« — финикийская честность — невысоко ценилась римлянами. До сих пор еще народ, который живет в прежней Финикии, дерзок, нагл и вообще не заслуживает доверия.

Фирас (Тирас), младший из синовей Иафета (Быт. 10:2).

Фирца — Тирца.

Фирца — ханаан. царский город, покоренный Иисусом Навином (И. Нав. 12:24). Он был известен своей красотой (Песн. П. 6:4). В этом городе жили израильские цари со времени Иеровоама до тех пор, пока Фирца не была разрушена во время войны между Замврием и Амврием, после чего последний построил Самарию (3 Цар. 14:17; 15:21; 33, 4 Цар. 15:14 и дал; 3 Цар. 16:6,23). Предполагают, что теперешняя местность Таллуца к северу от горы Гевала, является прежним местоположением Фирцы.

Фисон (Пишон), одна из рек Едема (Быт. 2:11). См. «Едем 1» и «Хвила 1».

Фисташковые орехи растут в Сирии, Индии и т. д.

Фихол (Пихоль), военачальник царя Авемилеха (Быт. 21-22; 26:26).

Флегонт, христианин в Риме, которого Павел приветствует (Рим 16-14)

Фогарма — Тогарма.

Фогарма, один из сыновей Гоморра, а также племя Иафетян (Быт. 10:3), жившее на далеком севере (Иез. 38: 6), откуда они приводили на рынки Тира лошадей и лошаков (27:14). Эти места указывают на Армению, славившуюся в древности коннозаводством.

Фой — Той. Фой, царь имафский, послал Иорама, сына своего к Давиду с ценными дарами, чтобы поздравить его с победой над Адраазаром (2 Цар. 8:9; 1 Пар 18:9 и дал.).

Фола (Тола). 1) Старший сын Иссахара (Быт. 46:13; Чис. 26.23).

2) Сын Фуи из колена Иссахарова, жил в Шамире и судил израильтян в продолжение 23 лет после Авимелеха (Суд. 10:1,2).

Фома, т е. близнец, один из двенадцати апостолов (Мат. 10-3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13) Евангелие от Иоан -на отмечает три черты, выявляющие его характер. В Иоан. 11:16 он видит опасность, но все-таки готов следовать на смерть за своим Наставником. В 14:5, он сомневался, как ученики могут знать путь, не зная, куда идет Наставник. В 20:25, услышав о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, он требовал осязательных доказательств для того, чтобы поверить в невероятное, т.е. увидеть живого Христа, крестный образ Которого врезался в его сердце. Неделю спустя Воскресший Господь явился ученикам и предложил Фоме вложить перст в Его раны, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие (ст. 26 и дал). Фома присутствовал также при явлении Христа у Тивериадского озера (21-2 и дал.). Фома обладал склонной к скептицизму натурой и видел часто во всем лишь темные стороны, но в то же время был беззаветно предан своему Наставнику. Он не удовлетворился свидетельством других о дивном факте воскресения, которое в его представлении, как и в представлении прочих учеников, являлось чем-то странным и невероятным: о«, как и прочие ученики, нуждался в осязательных доказательствах, которые они и получили; на это указывает Иоанн в 1 Иоан. 1:1. Чем более размышляешь об этом, тем яснее становится тщетность попыток некоторых безумцев объяснить воскресение Христа самообманом, например, Ренан пытается уверить своих читателей, что выдумка о воскресении Христа принадлежит Марии Магдалине», и что «после Иисуса Мария Магдалина более всего сделала для основания христианства» — Пример Фомы учит нас противоположному.

Фортунат. См. «Ахаик»

Фригия, расположенная высоко в горах провинция внутри М. Азии между Вифинией на севере и Писидией на юге, богатая хлебом и вином, и известная хорошим скотом Из городов Фригии в Библии упоминаются Лаодикия, Иераполь и Колоссы. В первую Пятидесятницу в Иерусалиме находились евреи также и из Фригии (Деян. 2: 10) Павел проезжал через Фригию два раза (Деян. 16:6, 18:23).

Фуа. См. «Шифра».

Фувал — Туваль.

Фувал, пятый сын Иафета (Быт. 10:2), по Ис. 66:19 — народ, живущий среди далеких язычников, а по Иез. 27:13 торгующий с Тиром. В Иез. 38:2 и 39:1 этот народ упоминается среди подчиненных Геи у Срав. 32:26. По общему мнению, название Фувал обозначает упоминавшийся древними народ тибаренский, населявший южное побережье Черного моря и в клинописях называвшийся «Табал».

Фул 1 ассирийский царь, который пошел на землю Израилеву, но получив тысячу талантов серебра, возвратился обратно (4 Цар. 15:19) Так как имени Фул не оказалось в списках ассирийских царей (хотя он упоминается у Берозуса под именем Фула, по как вавилонский царь, то предполагали, что Фул — другое имя какого-либо из перечисленных в списках царей, а именно Феглаффелласара, который, как предполагают, до воцарения назывался Фулом, но срав. 1 Пар. 5:26.

Фура (Пура), слуга Гедеона, последовал за ним в лагерь мадианитян (Суд. 7: 10 и дал.).

Фут. См. «Ливия».

Футиил (Путиэль), тесть Елеазара, сына Аарона (Исх 6-25)