Библейский словарь Нюстрема - Ч

Ч

Чайка — нечистая птица (Лев. 11:16).

Час. См. «День».

Чаша. Срав Быт. 44:2; 3Цар. 7:50; Отк. 5:8 и дал.

Человек греха. См. «Антихрист».

Червь. См. «Саранча».

Чермное море или Красное море — евр. Ям-Суф.

Чермное море или Красное море, через которое израильтяне были переведены Моисеем, представляет залив Индийского океана к востоку от Египта. Евреи называли его Суфским морем, т.е. Тростниковым морем, по причине обильно растущего у его берегов тростника (Исх. 10:19; 13:18; 15:4, 22; Чис. 14:25). Древние называли Чермным или Красным морем всю северо-западную часть Индийского океана (от восточного мыса Африки до устьев Инда) с его двумя заливами — Аравийским и Персидским, которые омывают Аравийский полуостров. Упоминаемое в Библии Чермное море является частью Аравийского моря, которая простирается от Бабельмандебского пролива до Суэца, и имеет в длину около 2000 км, В северном конце это море разделяется на два залива: Суэцкий и Акабский, который также называется Чермным морем в Цар. 9:26. Эти заливы, из которых первый длиною около 250 км, а второй около 160, омывают Синайский полуостров, бывший местом странствования израильтян по пустыне и издания закона.

О переходе через Чермное море повествуется в Исх. 14 и воспевается в хвалебных песнях Моисея и израильтян (Исх. 15:15; Пс. 77; 105; 135). Последняя египетская казнь заставила упорного фараона отпустить народ Божий, и в 15-ый день первого месяца народ израильский вышел из Раамсеса в Сокхоф в количестве до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме женщин и детей (Исх. 12:37). Из Раамсеса они в течение ночи пришли в Сокхоф, сопровождаемые множеством разноплеменных людей и весьма большими стадами крупного и мелкого скота. Вместо того, чтобы идти прямой дорогой через землю филистимскую вдоль берега Средиземного моря (Исх. 13:17), они двинулись к югу и расположились станом в Ефраме, между египетской и арабской пустынями (Исх. 13:20; Чис. 33:8).

Тогда Господь повелел Моисею сказать сынам израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Вааль-Цефоном (Исх. 14:2). Вместо того, чтобы вступить в Аравийскую пустыню между горькими озерами и северо-западной оконечностью Чермного моря, Моисей повернул обратно по направлению к Египту, т.е. он двигался не в восточном направлении вдоль правого берега моря, а вдоль его западного берега, по направлению к Пи-Гахирофу (может быть, к теперешней крепости Аджеруд к западу от Суэца). Мигдол и Ваал-Цефон находились, вероятно, на горе Аттака, которая окружала израильтян спереди и с правой стороны, в то время как море было от них налево и пустыня сзади. Итак, израильский народ стоял здесь окруженный пустынею, горами и морем, и неудивительно, что они весьма устрашились, увидя позади себя колесницы и всадников фараона, с которыми он, уверенный в удаче, намеревался вернуть их обратно (Исх. 14:3,10). Моисей старался усмирить ропщущий народ, взывая сердцем к Богу, и получил повеление двинуться с народом вперед. Ангел Господень вместе с огненным столпом стал позади народа — между египтянами и израильтянами, и был огненный столп облаком и мраком для египтян, для израильтян же он освещал дорогу. «Моисей простер руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею; и расступились воды» (Исх. 14:21). Израильтяне прошли по дну моря; вода же стояла стеной по правую и левую сторону. Египтяне гнались за ними по дну моря и Господь потопил их в то время, когда все израильтяне вышли на другой берег. Израильтяне видели руку Господню, убоялись виденного и поверили Господу и Моисею, рабу Его (Исх. 14:15,30,31).

После перехода через Чермное море, израильтяне, по всей вероятности, очутились на том месте, которое до сего времени носит название Айюн-Музы, т.е. источники Моисея, откуда и вступили в пустыню Сур. После трехдневного пути они пришли в Мерру, где горькая вода чудом была сделана годной для питья (Исх. 15:22, 25). Тронувшись оттуда, они пришли в Елим, где были источники и финиковые деревья (Исх. 15:27). После этого в 15-ый день второго месяца (после исхода из Египта) они пришли в пустыню Син, между Елимом и Синаем (Исх. 16:1). По Чис. 33:10, они перед этим расположились станом у Чермного моря. Здесь в последний раз они видели Чермное море и берега страны рабства. Из пустыни Син израильтяне продолжали путь, с небольшими остановками в Дофке и Алуше, и расположились в Рефидиме (Исх. 17:1; Срав. Чис. 33:12 и дал.). Из Рефидима они пришли в Синайскую пустыню в третий месяц по выходе из Египта и расположились станом против горы Господней (Исх. 19). Срав. «Синай». Здесь они оставались около года, или до 20-го дня второго месяца второго года после исхода из Египта (Чис. 10:11). О дальнейшем пути израильтян от Синая до Ханаана, см. «Странствование по пустыне».

Чернила (евр. дьо). См. «Книга».

Черта (Лук. 16:17; Мат. 5:18), знаки (маленький рог, круг или тире), благодаря которым схожие буквы отличаются друг от друга.

Чеснок (евр. шум), см. «Лук».

Честь, см. «Слава».

Четверица. Это слово встречается в Деян. 12:4. Оно обозначает стражу, состоящую из четырех солдат, из которых одной паре поручалось стеречь пленника, а другой — стоять на страже у дверей темницы. Для каждой из четырех страж ночи была назначена одна такая четверица, следовательно в течение ночи всего — шестнадцать человек.

Число. С древнейших времен различным числам приписывали тайные значения. Философы, последователи Пифагора (около 500 г. до Р.Хр.), утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей и подробно определили качества и роды чисел. По их утверждению, один есть мужское число, ибо от него происходят все остальные, два — женское число, потому что соединение 1 и 2 производит единство и многообразие; три — первое совершенное число, так как 3 помноженное на 3, больше, чем 3 сложенное с 3, чего не бывает с 2, ибо 2x2=4 и 2+2=4. Нечетные числа — ограничены: четные же неограничены; ибо четное число можно делить пополам, тогда как нечетное при таком делении дает остаток. Число 4 совершеннее числа 3, ибо в четырех первых числах заключена вся полнота или 10 (1+2+3+4); 10 есть число окончания, величайший символ мирового порядка. У человека также 10 пальцев на руках и 10 на ногах. Число 7 является символом святости, здоровья и разума; 8 — число любви, дружбы и творчества и т. д.

Подобным образом некоторые исследователи Библии стремились объяснить символику библейских чисел, например: 12 есть число хроматической гаммы, ибо октава заключает 12 полутонов; но, чтобы гамма стала законченным целым нужно добавить тринадцатый полутон, — следовательно lang=EN-US Vi 13. Так, известно о 12 + 1 подвигах Геркулеса; о 12+1 коленах израилевых, о 12+1 апостолах и т.д.

Число 12, как произведение совершенных чисел 3 и 4, является также священным числом семейства; поэтому Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, — трех отцов; и 12 колен произошли от 4 матерей: Лии, Рахили, Баллы и Зелфы.

Примеры на число 3 в Библии следующие: отречение Петра повторилось трижды; Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом также 3 раза; видение, которое ему было (Деян. 10) повторилось также 3 раза; 3 года искал плодов на смоковнице (Лук. 13:7), в 3 меры муки женщина положила закваску (Мат. 13). Также и в книге Отк. 3:5 — три обещания; 3:8 — 3 слова хваления; 3:12 — 3 имени; 3:18 — 3 совета; 4:5 — 3 предмета, которые исходили от престола; 4:8 — троекратное «свят», равно как и в Ис. 6:3 и т.д. Число 4 встречается в следующих местах: Отк. 4:6 — 4 животных; 7:1 — 4 ангела; 4 угла земли; 4 ветра; 12:9 — 4 имени сатаны; 14:7 — 4 сотворенных Богом предмета; 12:10 — 4 совершенства власти Бога; 17:15 — 4 имени народов и т.д.

Как примеры на число 5, половину 10, приводят Исх. 22:1; Лев. 22:14; Мат. 25:12.

Число 7 называется «истинно святым числом», как соединение числа 3 — божественного совершенства, и 4 — мирового порядка; следовательно оно является символом союза Бога с человеком, или общения между Богом и Его творением. В 7 день, после шести дней творения, Бог почил. По 7 пар из чистых животных должно было взять в ковчег (Быт. 7.2). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Быт. 41:29 и дал.). Каждый 7-ой день был свят, также каждый 7-ой год и после 7x7 лет, наступал юбилейный год. Большие праздники праздновались 7 дней; при многих жертвоприношениях число животных было 7. Золотой светильник имел 7 ветвей; 7 священников с 7 трубами ходили 7 дней вокруг Иерихона и в 7 день обошли его 7 раз. В книге Откровения говорится о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, выливавших чаши.

Число 7 употребляется в Библии часто, как «круглое число», срав. 1 Цар. 2:5- Иов. 5:19; Прит. 26:16,25; Ис. 4:1; Иер 15:9; Мат. 12:45; также «всемеро» ((Быт. 4:15,24; Лев. 26:24; Пс. 11:7; 18:12; Мат. 18:21); высшей степенью является «седмижды семьдесят» (Мат. 18:22). 10, число совершенства, которое также . является числом 10 заповедей Божиих, часто употребляется как «круглое число». Так, например, 10 женщин в Лев. 26:26; 10 человек у Ам. 6:9; 10 драхм у Лук. 15:8; 10 мин (Лук. 19:13); 10 рогов и 10 венцов зверя (Отк. 13:1).

Также и число 12 часто встречается в книге Откровения: 12 ворот; 12 ангелов; 12 плодов; 12 тысяч стадий; 12 раз 12 тысяч запечатленных. См. 7: 4 и дал.; 21:12,16; 22:2.

Другое число, которое часто употребляется как «круглое число», есть 40. Мы читаем о сорокадневном посте Моисея, Илии и Иисуса (Втор. 9:9, 18; 10:10; 3 Цар. 19:8; Мат. 4:2); преступник наказывался 40 ударами (Втор. 25:3); 40 дней нужно было для очищения после рождения младенца мужеского пола (Лев. 12:2, 4); 40 дней лил дождь во время потопа (Быт. 7); 40 дней было дано Ниневии на размышление (Ион. 3:4); 40 лет является обозначением срока, которое часто встречается в истории Израиля. На три сорокалетних периода разделяется жизнь Моисея (Деян. 7:23,30,36; Втор. 34:7); 40 лет жили спокойно израильтяне во время Гофониила (Суд. 3:11). Девора и Барака (5:31), Гедеона (8:28). 40 лет филистимляне притесняли Израиля; 40 лет продолжалось служение Илия (1 Цар. 13:21) и Давида (3 Цар. 2:11).

Число 1000 часто встречается в значении множества; так, например, 1000 крат (Втор. 1:11); 1000 родов (7:9; 1 Пар. 16:15); одно из 1000 (Иов. 9: 3); 1000 дней (Пс. 83:11); 2 раза 1000 (евр.) лет ((Еккл. 6:6); 1000 виноградных лоз (Ис. 7:23); 1000 лет (2 Пет. 3:8). Об Отк. 20:2 и дал. см. «Воскресение».

В связи с указанным здесь вкратце значением чисел следует заметить, с какою тщательностью указаны в Библии размеры для строений, произведенных по повелению Божию, например, для постройки ковчега (Быт. 6: 15 и дал.), для скинии и ее принадлежностей (Исх. 25 и дал.; срав. Отк. 21:15 и дал.). Срав. числа и меры, которые обнаруживаются в творении мира и мировом строе (Иов. 28:20 и дал.; Пс. 103:24; Прит. 8:22 и дал.; Ис. 40:12 и дал.; Иер. 10:12; 51:15). Исчисляющий количество звезд (Пс. 146:4) счел также и количество волос на голове (Мат. 10:30; Лук. 12:7). О «высшей небесной математике» см. Еф. 3:18.

Число зверя в кн. Откровения 13: 18 упоминается как особенное число; это число человеческое, т.е. оно может быть сочтено людьми, и сумма его составляет 666, т.е. буквы его, если они читаются, как цифры, составят 666. Среди сотни толкований, которые пытались дать этому числу, упомянем о том, которое встречается уже у Иринея (202 г. по Р.Хр.) и которое в этом числе находит слово Латейнос (греч. форма от Latinus ). Буквы в этом слове представляют по-гречески следующие цифры:

---------------

Л....30

а....1

т....300

е....5

й....10

н....50

о....70

с....200

---------------

............666

---------------

«Это решение задачи кажется единственным достойным внимания», говорит Альфорд; «Империя языческого Рима и папство христианского Рима — оба характеризуются словом латинский; латинская церковь, латинское богослужение (даже и там, где народ не понимает из него ни одного слова), — вот ложная похвала папства». Однако Альфорд добавляет, что, хотя это толкование и кажется ему наиболее приемлемым из всех известных ему, но все же почти уверен, что оно неправильно.

Другие толкования относят число 666 к следующим лицам: «Нерон Кесарь», «Бонапарт», «Мартин Лютер» и т.д. Существуют и такие толкования, которые сравнивают это число с ежегодным доходом Соломона, составлявшим 666 талантов золота, или с 66 сыновьями Адонирама (Езд. 2: 13) и т.д.

Числа — евр. бемидбар, т. е. в пустыне. Числа (четвертая Книга Моисеева, перечень изр. семейства). В этой книге продолжается описание странствования, начатое во 2 книге Моисеевой, с первого дня второго месяца после исхода из Египта и описываются разные события во время странствования по пустыне от Синайской горы до границы Ханаана, охватывая в общем 38 лет и 9 месяцев. В первой части (гл. 1-9) даются сведения относительно численности колея Израилевых, перечисляются приношения начальников колен для святилища, а также даются различные предписания закона. В последней части (гл. 10-36) описывается странствование по пустыне, покорение некоторых языческих народов, завоевание и разделение страны к востоку от Иордана, кроме того, некоторые отдельные события и правила закона. Псалом 77, 104, 105, 135, а также 1 Кор. 10 говорят о применении написанного в этой книге.

Число зверя. См. «Число».

Чресла (стегно, бедро) — евр. ярёх. Чресла (стегно, бедро). Держать руку на чреслах (Иер. 30:6) или бить себя по чреслам (бедрам) (Иер. 31:19; Иез. 21:12), было знаком глубокого страдания и отчаяния. Положить свою руку под стегно кого-либо, означало подтверждение данного обещания или обязательства (Быт. 24:2,9; 47:29).

Чудо — евр. нес.

Чудом называются такие дела или события, которые своим действием и величием, превышающими человеческие способности и обыкновенный опыт, вызывают удивление очевидца и являются для него знамением, свидетельствующим об особом вмешательстве силы Самого Бога, подобно тому, как, например, Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы говорит, что те чудеса и знамения, которые Бог совершил через Иисуса из Назарета, доказывали, что Он был Мессией (Деян. 2:22). Свящ. Писание представляет, как чудо, не только дела Божий, проявившиеся в творении и промысле Его (Иов. 5:9 и дал.; срав. 9:10; Пс. 9:2; 25:7; 39:6; Евр. 1:3) и Его руководство, как отдельными лицами, так и народами, в милости и суде (Исх. 34:10; И. Нав. 3:5; Пс. 4:4; 70:7; 76:15; Дан. 6:27), (внимательным видны Его чудеса даже в мелочах; срав. Пс. 138:14 и дал.); но в особенности совершение дела спасения через Христа, Который уже в пророчестве характеризуется именем «Чудный» (Ис. 9:6), не только в чудных делах, которые даже Его враги не могли отрицать [21] и на которые Он указывает, как на доказательство, что Он послан Богом (Мат. 11:3 и дал.; Иоан. 9:16, 32 и дал.; 14:11; 20:31) но, еще более, в чистой глубине духа Своей личности (Иоан. 8:46; 14:6) и в самоотверженной любви, которая взыскала самых погибших (Иоан. 4: 27, 32) и отдала Себя Самого за Своих врагов (Рим. 5:8 и дал.). Вокруг этого великого центрального чуда группируются не только все предыдущие чудеса в истории Израиля, но и те чудеса, которые сопровождали первоначальную проповедь Евангелия (Мат. 10:8; Иоан. 14:12; Деян. 4:30); также чудо возрождения посредством той же силы, которая воскресила Иисуса из мертвых (Еф. 1:19 и дал.); чудо единения верующих (Деян. 2-44 и дал.; 4:32 и дал.; Еф. 4:4 и дал.); чудо пророчества и исполнения молитв (Иоан 14:13 и дал ; Деян 1-28) и все иные дары духа (1 Кор. 1 7; 12:4 и дал.) Противоположностью этим божественным чудесам являются ложные чудеса волшебников и лжеучителей, которые не служат святым целям, но отвращают людей от Бога (Втор. 24:24; 2 Фес. 2:9; Отк. 13:13 и дал.).

Чудовище в морях (Иез. 32:2). См. «Левиафан».

Чужие (евр. зарим) (Ос. 8:12; «чужое учение» или ересь). Так была названа обличительная проповедь Осии.