Библейский словарь Нюстрема - Э, Ю, Я

Э

Эвроклидон. См. «Ветер».

Эгла, одна из жен Давида, мать Иефораама (2 Цар. 3:5).

Эглаим (Ис. 15:8), место в Моаве.

Эль Вефиль — Эль Бейт-Эль, Эль Вефиль, т.е. Бог Вефиля, название места, где Иаков устроил жертвенник (Быт. 35:7). Еще раньше он поставил там камень в память Божьего откровения (Быт. 28:18 и дал.). Жертвенник, поставленный в Сихеме, Иаков назвал «Бог, Бог Израилев» (евр. Эль Элогей Исраэль; Быт. 33:20, евр. текст).

Эмимы, т.е. грозный великорослый народ, первоначально населявший землю Моава (Втор. 2:10 и дал.); они были разбиты уже во время Авраама Кедорлаомером при Шеве-Кириафаиме (Быт. 14:5), а впоследствии вытеснены моавитянами.

Эммаус, село, где Спаситель в день Своего воскресения преломлял хлеб с двумя учениками, которых Он нашел печальными на пути из Иерусалима (Лук. 24:13 и дал.). По Евангелию, это село было расположено в 60 стадиях (10 км) от Иерусалима. Наверно, это — теперешнее селение Кубебе (как и гласит предание), расположенное в 60 стадиях к северо-западу от Иерусалима, с многочисленными развалинами; там есть церковь, которая, по преданию, выстроена на том месте, где Господь преломлял хлеб. Другие предполагают, что это был город Эммаус, названный потом Никополем (теперь Амвас, находящийся в 30 км к северо-востоку от Иерусалима). Удивительно также, что в Синайском тексте (рукопись Евангелия, найденная не так давно и которую относят к 4-му веку по Р.Хр. (в Лук. 24:13 указано на 160 стадий вместо 60-ти (9). Также имеется основание предполагать, что это теперешнее село Калоние, последняя остановка на пути из Яффы в Иерусалим.

Эпикурейцы (Деян. 7:18), последователи греческого философа Эпикура, который жил и учил в городе Афинах (342-270 гг. до Р.Хр.). Эпикур учил, что душевный покои — высшее благо и что добродетель — лучшее средство для приобретения безмятежного покоя. Его последователи видели сущность эпикуризма в удовлетворении плотских страстей. У Горация встречаются ядовитые замечания о лоснящихся и хорошо откормленных свиньях в стаде Эпикура. Боги, по мнению Эпикура, блаженные существа, которые живут в совершенном покое, так же мало заботясь о мире (который произошел благодаря случайному столкновению бесконечно малых тел-атомов, — беспорядочно носившихся в пространстве), как и о людях, которые непрестанно меняются вместе с миром и со смертью перестают существовать. Неудивительно, поэтому, что учение Павла о сотворении мира и воскресении мертвых, показалось этим философам весьма странным.

Эрех, один из городов Нимрода в земле Сеннаар (Быт. 10:10); место этого города, удержавшее прежнее название, «Орхоэ», находится к юго-востоку от Вавилона. Развалины города называются теперь Варка или Ирка. Эрех упоминается также в Езд. 4:9 (русск. Библия — Apex), как родина некоторых племен, которые были выселены в Самарию.

Эшкол, брат аморреянина Мамре, один из тех, которые содействовали Аврааму в преследовании четырех царей, ограбивших Содом и уведших в плен Лота (Быт. 14:13,24).

Ю

Юбилейный год (евр. Иовель) — праздничный год, который наступал после семи субботних лет, т.е. каждый пятидесятый год (Лев. 25:8 и дал.; 23 и дал.). В день очищения, 10-й день седьмого месяца высчитывали семь раз по семи, т.е. 49 лет, и возвещали по всей земле о наступлении юбилейного года протяжными трубными звуками. Этот звук обозначается в еврейском языке словом иовель; отчего и произошло название юбилейный год. Юбилейный год был подобен субботнему году, но он был в гораздо большей степени свободным годом или годом освобождения и восстановления. В этот год все должно было быть восстановлено в своем первоначальном состоянии. Этот год был годом отдыха для земли и скота. Все рабы освобождались, всякое имение, как купленное, так и заложенное, возвращались прежнему владельцу; исключение составлял дом в городе, если город был окружен стенами (Лев. 25: 29 и дал.). Каждое колено, каждый род и семейство должны были получить обратно свое прежнее владение, и все это должно было быть восстановлено в прежнем виде (Чис. 36:4). В этом году нельзя было ни сеять, ни жать; только в случае нужды было позволено собрать из выросшего на полях, как это предписывалось и относительно субботнего года (Срав. Лев. 25:21 и дал.).

Юбилейный год, еще в большей мере чем субботний год, должен был служить напоминанием о том, что Иегова есть Владелец и Владыка всего, народ был подвластен Ему, «ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). Такой порядок, естественно, имел влияние на ценность земли и прочего имущества по числу лет, оставшихся до юбилейного года (Срав. Лев. 27:17 и дал.).

Нельзя с уверенностью сказать, что евреи соблюдали юбилейные годы; указания на это встречаются в Иез. 7:12 и дал.; 46:17; Срав. Иер. 32:7 и дал. Исайя берет юбилейный год, как символ, изображающий «лето Господне благоприятное», когда будет возвещено Евангелие (Ис. 61:1 и дал.; срав. Лук. 4:17 и дал.).

Юлий, римский сотник, которому было поручено привести Павла вместе с другими в Рим. Он хорошо обходился с Павлом: позволил ему сойти на берег в Сидоне для посещения своих друзей и позаботился о спасении его жизни при кораблекрушении (Деян. 27:1 и дал.; 42 и дал.). Возможно, что по его ходотайству узник Павел пользовался некоторыми льготами (Деян. 28:16).

Юлия, ученица в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:15).

Юния. См. «Андроник».

Юпитер, римское божество, называвшееся у греков Зевсом, было главным из их многочисленных богов и поэтому часто сравнивается с западноазиатским божеством Ваалом или Белом. Он считался преимущественно богом ветра, дождя и молнии, «собирающий облака Зевс»; кроме этого, ему давали и другие имена, или в зависимости от места, где ему поклонялись, как, например, олимпийский, капитолийский, или же по различным действиям, которые приписывались ему (дающий дождь, громовержец и т.д.). Антиох Епифан хотел принудить евреев поклоняться олимпийскому Зевсу или Юпитеру (2 Макк. 6:2); с этой целью жертвенник ему был поставлен на жертвеннике всесожжения, на что имеется указание у пророка Даниила (9:27) о мерзости запустения, стоящей на святом месте. Спутником Юпитера и его слугою римляне считали вестника богов, Меркурия (у греков он назывался Гермесом), божество красноречия, учености и искусств. Павел с Варнавой были в Листре, то жители Ликаона, пораженные чудом с хромым, стали кричать, что боги сошли к ним, при этом Павла они приняли за Меркурия (Ермий то же, что и Гермес), потому что он начальствовал в слове, а Варнаву за Юпитера (Зевса (Деян. 14: 12). С большим трудом удалось апостолам удержать народ от принесения им жертв. В основе почитания Юпитера в Ликаонии лежит древнее народное предание. Однажды Юпитер и Меркурий, путешествуя в человеческом образе по Ликаонии, просили о ночлеге, но везде встречали отказ, пока, наконец, не попали в небольшую хижину, где старая счастливая чета, Филимон и Бавкида, радушно приняли их. Когда старики увидели в чаше вино вместо воды, то очень испугались, поклонились богам и хотели принести им в жертву своего единственного гуся. «Пусть он живет», сказал Юпитер, «вы же посмотрите, как я накажу безбожную область и вознагражу вас». Он возвел их на гору. Оттуда они увидели вашу страну под водой; осталась только их хижина, превращенная в храм. (Овидий VIII).

Юта (Ютта), город священников в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:55; 21:16), вероятно, теперешнее селение Ятта или Ютта, к югу от Хеврона. Возможно, что это был тот город, который у Лук. 1:39 упоминается, как место жительства священника Захарии, где Мария посетила Елизавету: город Иудин» или город в Иудее. Некоторые полагают, что город Юта то же, что и Хеврон.

Я

Яблоня — евр. эц-тапуах. Яблоня упоминается как ценное дерево в Песн. П. 2:3; 8:5; Иоил. 1:12: о яблоках упоминается в Песн. П. 2:5; 7:9; срав. Прит. 25:11. О культивировании этого дерева в Палестине свидетельствуют также различные древние названия местностей, как, например, «Таппуах» (яблоко), «Бейт Таппуах» (дом яблок). «Би-Таппуах» (источник яблок) (И. Нав. 17:7). Возможно, что это еврейское слово обозначает также дерево айву; но лимонов и апельсин оно обозначать не может, ибо эти фрукты стали известны израильтянам во время плена, на родине этих деревьев, в Индии и Персии.

Яд (евр. рааль). См. «Желчь».

Язва. В Отк, 15:8; 16 говорится о 7 последних язвах, которые 7 ангелов изольют из 7 чаш гнева Божия на землю.

Язычники. Слово язычник является переводом латинского слова и означает буквально: провинциал, деревенский житель. В начале, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus , т.е. деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого Евангелию. Таким образом, слово paganus (язычник) получило свое религиозное значение. Слово, соответствующее этому значению, не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, и там, где в различных переводах употреблено слово язычник, в основном тексте ему соответствует слово, обозначающее народ или национальность вообще. В таком смысле в евр. тексте употреблено слово гойим от единств, числа гой (Пс. 2:1,8; Ис. 60:3,11,16) и т.д., и греческое слово этнэ от единственного числа этнос (Деян. 14:16; 15:17) и т.д. по отношению к тем народам, «которые не знают Бога» (1 Фес. 4:5; Рим. 2:14). Но эти слова не употребляются в их буквальном значении; например, израильский народ назван словом гой» (Ис. 1:4), и также словом «этнос» (Лук. 7:5; Деян. 10:22). Слова «пакта та этна» переводятся то в значении «все народы», то — «все язычники», как это видно из Мат. 25:32; 28:19; срав. Деян. 14:16; 15:17. В некоторых местах слово «этна» — язычники — обозначает христиан из язычников, а не из евреев (Рим. 16:4; Гал. 2:12). Пример двоякого значения этого слова мы находим в Еф. 2:11 и 3:1 «вы, некогда язычники» и «язычники».

Хотя уже в Ветхом Завете обещано всем людям не израильского происхождения участие в спасении и царстве Мессии (3Цар. 8:41 и дал.; Пс. 2:8; Ис. 60; 65:1), все же евреям трудно было принять Евангелие Иисуса, которое ставило язычников наравне с евреями, как одинаково нуждающихся в спасении и имеющих право на одну и ту же благодать (Деян. 10; Рим. 9:30 и даль). Как поставленный Богом проповедовать язычникам, Павел назван апостолом язычников (1 Тим. 2: 7), Петр же с остальными были «апостолами у обрезанных (Гал. 2:8). Но, так как евреи упорно отказывались от предлагаемой им благодати, то пришел на них суд и Царство Божие отдано было язычникам (Деян. 13:46; 1 Фес. 2:16).

Во тьме язычества находится до сих пор большая часть людей на земле. И все они, подобно македонскому мужу, явившемуся Павлу, взывают: «Приди и помоги нам» (Деян. 16:9).

Якорь (Деян. 27:29,30). См. «Судно». О якоре для души см. Евр. 6:18,19.

Яспис. См. «Драгоценные камни».

Ястреб (евр. перец, т.е. ломающий) упоминается между нечистыми птицами (Лев. 11:16).

Яффа в Ветхом Завете Иоппия — приморский город в колене Дановом (И. Нав. 19:46), единственная гавань Иерусалима на берегу Средиземного моря (2 Пар. 2:16; Езд. 2:16; 3:7), в 5-6 милях к северо-западу от Иерусалима. Здесь сел «а корабль пророк Иона, чтобы бежать от лица Божия (Ион. 1:3). Здесь же Петр воскресил Тавифу (Деян. 9:36) и гостил у кожевника Симона (ст. 43), дом которого жители Яффы показывают до сего времени.

Город, сохранивший свое прежнее название — Яффа, расположен на выдающейся возвышенности, окруженный фруктовыми садами.

Современная Яффа является южным пригородом Тель-Авива, который, возникнув в начале XX-го века, разросся в полумиллионный город и поглотил старую Яффу. В Яффе сохранилась древняя гавань, упоминавшаяся в Библии. Яффу населяют около 67-ми тысяч человек, из которых 60 тысяч — евреи, а остальные — мусульмане и христиане.

Ячмень. См. «Семя».

Ящерица. В Палестине встречается более 20 видов ящериц. В Лев. 11:29, 30, среди нечистых животных перечисляются не менее 6 различных видов этой породы, которые очень трудно точно определить. Они суть следующие: цав, по-русски ящерица (ст. 29), знака, коах, летаа, хомет, зикит. Цав напоминает арабское слово «дабо», вид так называемых, конических ящериц (чешуя имеет конические выступы); это название, по всей вероятности, является родовым, так как сказано: «Цав с ее породою».

Анака, т.е. стонущий, вероятно, какой-либо род ящериц гекко, которые издают громкие жалобные звуки.

Коах, т.е. сила (русск. хамелон). Предполагают, что это слово обозначает какой-либо род варанов; некоторые из них достигают в длину до одного метра. Более крупный вид: водяной варан, или нильская ящерица; ее особенно ценили, думая, что она питалась яйцами крокодила и его детенышами. Жареный варан еще и теперь считается в Африке лакомым блюдом.

Летаа и хомет. Это может быть ящерицы гекко или песчанные. Их белое и вкусное мясо бедуины едят очень охотно.

Зикит — это название обозначает хамелеона, особого рода, ящерицу, длиною около 15 см Глаза его очень выпуклы и независимы друг от друга, так что одним глазом может смотреть вперед, а другим — назад. Хамелеон в Палестине, особенно в Иорданской долине, водится, большею частью, на деревьях, где он при помощи своего длинного хвоста очень легко передвигается и кормится насекомыми, которых он ловит своим необыкновенно длинным и липким языком.

По предположению некоторых, «семамит» в Прит. 30:28 также является названием ящерицы; другие же переводят его словом паук, как и в русской Библии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ БИБЛИИ В СВЯЗИ С ИСТОРИЕЙ ВСЕМИРНЫХ ДЕРЖАВ

До P.Хp

2500 г. Палестина под властью Вавилона или, по крайней мере, под влиянием вавилонской культуры.

2000 Палестина под властью Елама (Быт.14).

Исход Авраама в землю обетованную — Палестину.

Хамураби (в Библии — Амрафел) свергает еламское владычество и Палестина вновь подпадает под власть вавилонян.

1800 г. Гиксы вторгаются в Египет,

о. 1600 г. Изгнание гиксов. Египетское влияние в Палестине,

1450 г. Исход израильтян из Египта, влияние которого в Палестине ослаблено.

1035 г. Царь Саул. Израильское царство становится великой державой,

1005 г. Царь Давид.

975 г. Царь Соломон; построение храма. Израильское царство на вершине могущества.

935 г. Израильское царство распадается на 2 царства: Иудейское и Израильское.

854 г. Салманассар III, царь ассирийский, победил при Каркаре союзных царей, в числе которых был Ахав, царь израильский.

842 г. Израильский царь Ииуй платит дань Саламанассару III .

763 г. 15 июня солнечное затмение, на которое указывает пророк Амос.

738 г. Израильский царь Менаим платит дань Феглаффелласару IV, царю ассирийскому (4 Цар. 15:19).

725 г. Салманассар V, царь ассирийский, принуждает израильского царя Осию платить ему дань (4 Царь 17:3).

724 г. Салманассар V идет войной на Осию, берет его в плен и приступает к осаде Самарии (4Цар.17:4 и дал.).

722 г. Смерть Салманассара V. Узурпатор Саргон II воцаряется над Ассирией и завоевывает Самарию. Жители Израильского царства уводятся в ассирийский плен.

702 г. Сеннахирим, сын и преемник Саргона, идет войною на Иудейского

701 г, царя Езекню, который надеялся откупиться от него богатыми дарами (4 Цар. 18:13 и дал.). Только с помощью Божией он избежал опасности (4 Цар. 19:35). Со времени царя Ахава Иудейское царство более или меннее зависимо от Ассирии, влияние которой Асардан распространил и на Египет.

622 г. Реформационная деятельность Иудейского царя Иосии (4 Цар. 22 и дал.).

608 г. Царь Иосия пал в битве с египетским фараоном Нехао II (4Цар. 23: 29 и дал.). Иудея становится зависимой от Египта (4 Цар. 23:31).

607 г. Свержение ассирийского всемирного владычества и основание ново-

606 г. вавилонского.

605 г. Нехао II, фараон египетский, побежден при Кархемисе вавилонским

604 г. наследником престола, халдеем Навуходоносором (Иер. 46:2). Иудея подпадает под власть вавилоно-халдейского царства. Это время можно считать началом 70-летнего вавилонского пленения.

597 г. Взятие в плен иудейского царя Иехонии и разграбление Иерусалимского храма. Первое переселение иудеев в Вавилон (4 Цар. 24:10 и дал.).

588 г. Египетский фараон Хофра убеждает иудейского царя Седекию свергнуть вавилонское иго (2 Пар. 36:13).

586 г. Завоевание Иерусалима. Седекия ослеплен и в числе множества пленных иудеев отведен в Вавилон (Иер. 39:1-7). Приблизительно в это время основана иудейская колония на о. Елефантине, где и выстроен был храм Господень.

538 г. Кир разрешает иудеям возвратиться на родину (2 Пар. 36:23 и дал.; Езд. 1). Первая партия под предводительством Зоровавеля.

519 г. Разрешение постройки Иерусалимского храма (Езд. 5).

515 г. Окончание постройки храма (Езд. 6:15)

458 г. Новая партия возвращающихся иудеев под предводительством Ездры (Езд. 7).

445 г. Неемия получает разрешение поехать в Иерусалим для возведения стен города (Неем. 2).

411 г. Разрушение храма Господня на острове Елефантине.

333 г. Палестина под властью Александра Великого.

302 г. Палестина под властью Египта.

198 г. Палестина под властью Сирии.

170 г. Антиох IV Епифан оскверняет Иерусалимский храм.

168 г. Отмена иудейского богослужения. Построение в Леонтололе, в Египте, храма Господня.

165 г. Начало освободительной войны под предводительством Маккавеев. Очищение Иерусалимского храма.

141 г. Дело освобождения закончено.

63 г Иудея сделалась римской провинцией, присоединенной к Сирии.

37 г. Ирод Великий поставлен римлянами вассальным царем Иудеи.

После Р.Хр.

6 г. Иудея вновь становится римской провинцией, управляемой губернатором.

30 г. или 33 г. Распятие Иисуса Христа.

41 г. Агриппа I, внук Ирода Великого, царь Иудейский.

44 г. Иудея вновь управляется губернатором.

66 г. Начало великой иудейской войны.

70 г. Взятие Иерусалима.

116 г. Восстание иудеев.

143 г Новое восстание. Уничтожение названия «Иерусалим . Вместо него до построена Элиа Калитолина.

135 г. Наименование «Иудея» заменено названием «Палестинская Сирия».

УКАЗАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

УКАЗАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ, ОТЦОВ ЦЕРКВИ, УЧЕНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, КОТОРЫЕ УПОМИНАЮТСЯ В ЭТОЙКНИГЕ

Абарбанель, Исаак: ученый португальский еврей, родившийся в Лисабоне в 1437 г., умерший в 1508 г.; автор ряда комментариев к книгам Ветхого Завета.

Августин, Аврелий: самый выдающийся из отцов Западной церкви, родился в Тагасте, в Нумидии (Северной Африке) 13-го ноября 354 г., воспитывался в христианском духе своей благочестивой матерью Моникой. Будучи юношей, он легкомысленно прожигал жизнь; затем начал колебаться между различными учениями и системами и, наконец, по молитвам матери, обратился и был крещен в христианскую веру. С 395 г. он сделался епископом в Гиппоне, в Африке, где и оставался до своей смерти, последовавшей 28-го августа 430 г. Он написал много книг, из которых самые известные — 4 книги «о христианском учении», 22 книги «о царстве Божием» и его «Исповедь».

Арат из Солоя: греческий поэт. См. «Поэты и поэзия».

Аристотель: греческий философ, родился в Стагире, во Фракии, в 384 г. до Р.Хр., на 18 году пришел в Афины к Платону и прожил с ним 20 лет. За свое неутомимое стремление к науке он получил от Платона название «чтец». В 343 году он был приглашен Филиппом Македонским учителем к его сыну Александру. Затем он учил в Афинах; вследствие того, что он имел обыкновение во время беседы ходить взад и вперед, ею школа получила название перипатетической (от слова перипатео, т.е. гулять). 13 лет спустя его обвинили в безбожии, и он оставил город. Он умер в Хал к псе, в 322 г. до Р.Хр. После него осталось около ста сочинении.

Афанасий: епископ в Александрии 328-373 гг.;»отец правоверия , защищал божество Христа в споре с Арием.

Бенгель, Иоанн Альберт, 1687-1752 гг.: выдающийся протестантский богослов в Германии; особенно известен своими исчислениями времени 2-го пришествия Христа, тысячелетнего царства; он ожидал, что оно осуществится в 1836 г.

Бохарт, Самуил: французский протестант-богослов, 1599-1667 гг., особенно прославившийся своим ученым трудом Хиерозоикон ( Hierozoikum), который посвящен исследованию библейской естественной истории, особенно библейской зоологии.

Бригитта, 1302-1373 гг.: шведская знатная женщина. Еще будучи супругою судьи Ульфа Гудмансоиа посвятила себя благочестивым подвигам и делам милосердия.

Затем, оставшись вдовою, она стала особенно известна, как учредительница монастыря в Вадстене и как получающая божественные откровения. После ее смерти папа объявил ее святой. В ее сочинениях проявляется самостоятельно работающий ум, который не парит особенно высоко, но все-таки свободно летает под небом, отражающимся в спокойной воде пролива.

Буркгардт, Иоанн Лудвиг, 1784-1815 гг.; швейцарец, известный путешественник по Сирии, Палестине и Египту.

Виклифф, Джон, 1320-1384 гг.: священник английской церкви, доктор богословия Оксфордского университета, боролся против некоторых папских злоупотреблений и лжеучений; посылал странствующих проповедников; перевел латинскую Библию на английский язык; объявил ересью (заблуждением) запрещение мирянам читать Библию, в противоположность католическим патерам, которые считали, что это то же, что бросать жемчуг свиньям. В 1428 г. его кости были выкопаны и сожжены.

Гермас или Герма: один из отцов церкви, апостольский ученик.

Геродот: родился в Галикарнасе в 484 г. до Р.Хр. Он написал историю греко-персидских войн. Он писал также о древнем Египте по тем сведениям, которые он получил от египетских жрецов во время своих путешествий по Египту. Так как он является самым древним из историков, то назван «отцом истории».

Гиллель: вавилонский еврей и знаменитый раввин во времена Христа. См. «Книжники».

Евсевий, приблизительно 263-340 гг. епископ в Кесарии Палестинской, автор древнейшей истории церкви от рождества Христа до 324 года, почему ему и дали название отца истории церкви». Кроме других трудов, он издал также «Onamasticon « или географический указатель местностей и городов Палестины.

Зенон, основатель стоической философии.

Игнатий: епископ антиохийскии; согласно преданию, ученик Иоанна; брошен на растерзание зверям в Риме по приказанию императора Траяна в 107 или 115 году.

Ириней, 140-202: ученик Поликарпа Смирнского и с 177 года епископ Лионский и Виеннский; автор пяти книг против гностицизма.

Иероним из Далмации, 330-419 гг. Один из выдающихся учителей церкви по знанию древнееврейского языка и толкованию Ветхого Завета. Он исправил латинский перевод Библии. Он написал также много комментариев к Библии, житий святых и преданий. Последние годы своей жизни он провел в монастыре в Вифлееме.

Иосиф Флавий: иудейский историк, род. в 37 г. по Р.Хр. в Иерусалиме и наставлен в римском учении. Во время последней еврейской войны он был военачальником в Галилее и был взят в плен римлянами в 67 году, после чего он перешел на их сторону. По окончании войны, он жил в Риме до времени Траяна (около 103 г-). В Риме он написал несколько больших трудов, именно: 7 книг о еврейской войне, 20 книг о еврейской археологии, апологическое сочинение против Апиона и свою биографию.

Иустин Мученик, самый старший и выдающийся из так называемых апологетов первохристианства (которые писали в защиту христианства), родился в Наблусе около 100 г. по Р.Хр. Сначала он был сторонником одной за другой нескольких философских школ, но, увидев стойкость христианских мучеников, он, наконец, решился исследовать христианское учение, которое и воспринял. Затем этот философ стал разъезжать и проповедовать Евангелие, свидетельствуя об истине, а около 165 г. он был обезглавлен в Риме. Большую ценность представляют его две апологии, адресованные римскому императору, около 150-160 гг., и его «Беседа с евреем Трифоном».

Клеанф из Асса, в Троаде, в Малой Азии: род. около 300 года до Р.Хр., философ школы стоиков. Чтобы иметь возможность днем заниматься философией, он работал по ночам, как рабочий. Он написал замечательный, отличающийся религиозным подъемом гимн Зевсу, который отмечается отцами церкви, как один из голосов язычества, в котором сказывается пророческое предчувствие христианства. Этот гимн заключает в себе то выражение, на которое Павел ссылается в Деян. 17:28.

Климент Александрийский, языческий философ, путешествовавший по разным далеким странам. В зрелом возрасте он принял христианство и был пресвитером в Александрии, наставником катехизической школы и учителем Оригена. Во время гонения в 202 году он бежал в Палестину, где и умер около 220 года. После себя он оставил ряд сочинений для поучения и назидания.

Климент Римский; один из учеников апостольских; по мнению многих, один из первых епископов в Риме. С древних времен его считали автором послания к Коринфянам. См. «Евангелие». В этом послании Климента некоторые замечают впервые обнаруживаемые домогательства Римом верховной церковной власти.

Кризипп из Соли, в Киликии, 282-209 гг. до Р.Хр.; ученик Клеанфа, развивший философию стоиков. Говорят, что он написал 705 сочинений; ни одно из них до нас не дошло.

Ксенофонт из Афин, один из учеников Сократа, философ, полководец и писатель; умер около 359 г. до Р.Хр.

Лаврентий Петри, один из шведских реформаторов, архиепископ в Упсале в 1531 г.; умер в 1573 г. Между 1526-1541 гг. при его деятельном участии переведена и издана Библия на шведском языке.

Ловт, Роберт, 1710-1787 гг., профессор поэзии в Оксфорде, потом епископ в Лондоне, издал замечательное сочинение о еврейской поэзии в 1753 г. и перевод книги пророка Исайи с примечаниями в 1788 г.

Лютер, Мартин: известный реформатор, перевел Библию на немецкий язык; родился в Эйслебенс, в Саксонии, 10-го ноября 1483 г., был монахом в августинском монастыре, в Эрфурте с 1505 г.; профессором в Виттенберге с 1508 г.; умер 18-го февраля 1546 г. в Эйслебене.

Ленг, капитан американского флота. Первый путешественник, основательно исследовавший Мертвое море. См. «Соленое или Мертвое море».

Мането: египетский жрец, который написал историю своего отечества на греческом языке. От этого сочинения остались части, которые приводятся в трудах других писателей: Иосифа Флавия, Евсевия и др.

Марциал из Испании, римский поэт.

Маттиас: каноник в Линчспинге, духовник св. Бригитты, умер в Стокгольме около 1350 г.; особенно известен, как автор обширного труда на шведском языке, т.н. Конкорданции или пояснения библейских текстов. Он написал также предисловие к откровениям Бригитты.

Менандр: греч. поэт в Афинах около 342 г. до Р.Хр., которого цитировал Павел. Он написал около 100 комедий; сохранились небольшие отрывки некоторых из них.

Мондевилль, Джон, 1322-1356 гг., родившийся в Англии французский путешественник.

Маундрелль, Генрик, английский священник в Алеппс; автор дневника путешественника из Алеппо в Иерусалим 1697 года; он путешествовал также к Евфрату и на Синай.

Нибур, Карстен: немецкий путешественник; посетил Аравию, Сирию, Палестину и другие страны между 1770-1780 гг.

Ориген, родился в Александрии в 185 г. по Р.Хр.; изучал богословские науки у Климента Александрийского и в то же время занимался философией. Он выказал такое усердие к занятиям, что его назвали «адамантом», т.е. твердым, как алмаз. Будучи учителем в катехизической школе и сильным защитником христианства, он приобрел большое влияние и, вследствие этого, навлек на себя много неприятностей со стороны епископа Димитрия Александрийского. Он удалился в Кесарию и затем в Афины. Во время гонения при императоре Декие он был мучим язычниками и скончался в 253 г. Ориген написал очень много сочинений по толкованию и критике текста, догматике и апологетике. Наиболее замечательны его четыре книге «О началах»; это сочинение представляет первую попытку систематического изложения вероучения; далее его 8 книг «Против Цельсия» — защита христианства против язычника Цельсия; его библейские комментарии и крупное библейское сочинение «Гекзапла», содержащее текст Ветхого Завета в 6-ти параллельных изложениях: первое — по-еврейски, еврейскими буквами; второе — по-еврейски, греческими буквами, и остальные четыре — различные греческие переводы.

Пифагор с острова Самоса, в Малой Азии; выступил как философ или как учитель нравственности в Южной Италии, где он, как говорят, учредил религиозное или моральное общество около 540-500 гг. до Р.Хр.

Платон: самый выдающийся греческий философ, родился в 429 г. до Р.Хр. 20-ти лет он пришел к Сократу и пробыл в течение 10 лет его учеником. После этого он в продолжение 10 лет путешествовал по Египту, Италии и Сицилии, а затем преподавал философию в парке при академии, близ Афин, до своей смерти в 347 г. до Р.Хр. Его сочинения, 44 работы, сохранились до нашего времени.

Плиний, Секунд, Старший; ученый римлянин, который оставил после себя пространную естественную историю в 37-ми книгах; он задохнулся дымом Везувия, когда наблюдал его извержение в 79 г. по Р.Хр.

Плиний, Секунд, Младший; сын сестры первого; проконсул в Понте во времена кесаря Траяна, умер около 115 г. по Р.Хр. После себя он оставил сборник писем в 9-ти книгах.

Поликарп: епископ Смирнский, ученик ал. Иоанна, сожжен на костре около 160 г. После него осталось одно послание к Филиппинской церкви. См. «Евангелие». Русский перевод напечатан в «Христианском Чтении» 1821 года.

Потин: епископ в Южной Франции во втором столетии.

Робинсон, Эдуард, 1794-1863 г.; профессор богословия в Нью-Йорке; совершил большие путешествия и исследования в Египте и Палестине в 1838 и 1852 гг.

Сократ из Афин, родился в 479 г. до Р.Хр., занимался одно время ремеслом своего отца — ваянием, но потом отдался воспитанию юношей и беседам со своими согражданами относительно задач и целей жизни. Хотя его внешность была весьма непривлекательна: отвисший живот, глаза навыкате, вздернутый нос и большой рот, но его нравственный облик был таков, что ученики говорили о нем только хорошее. Он выпил по приговору чашу с ядом в 399 г. до Р.Хр. Срав. «Философ».

Сперджен, Чарльс Халдон: 1834-1892 г.; баптистский проповедник в Лондоне, записавший многие свои проповеди.

Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс; один из латинских отцов церкви, родившийся в Карфагене в !60 г. по Р.Хр.; был известен, как юрист и оратор до тех пор, пока не принял христианство в 185 г. После этого он написал множество сочинений относительно догматических и практических вопросов. Умер около 230 года.

Тиндаль, Вильям, английский реформатор и переводчик Библии, издал Новый Завет на английском языке в 1526 г. и всю Библию в 1532 г., сожжен в 1535 г., как еретик, в Брабанте; его последними словами были: «Господи! Открой глаза английскому королю!»

Тишендорф, Констаитин, 1815-1874 гг., профессор богословия в Лейпциге, совершил несколько поездок по Европе и Востоку для исследований и сбору материала по уяснению правильного библейского текста и издал множество сочинений по этому вопросу. Главным его трудом является перевод и издание синайской рукописи Библии.

Ульфила, около 318-388 гг. по Р.Хр.; апостол готтов, оставил своему народу алфавит и перевел на его язык Библию. Самый значительный отрывок этого перевода находится в Упсале и называется «Серебряной рукописью» (Codex argentum ). Фалес, Милетский, около 640-550 гг. до Р.Хр.; старейший из греческих философов.

Фьельстедт, Петр, 1802-1881 г.; шведский миссионер и толкователь Библии.

Филон, ученый еврей в Александрии 25 г. до Р.Хр. - 40 г. по Р.Хр. — посланник александрийских евреев в Рим, выдающийся представитель эллинистической религиозной философии, мастер в аллегорическом изложении Ветхого Завета. Он стремился установить гармонию между Моисеевым миросозерцанием и греческой философией; по его мнению Бог Библии является также абсолютным бытием философов; ангелы Библии — то же, что и Платонские идеи, и самая высшая из этих идей или сил изображает «логос», или слово «старшего сына Божия», которым был создан мир, Его «младший сын», и т.д. Филон хочет доказать, что вся греческая философия заимствована из божественного откровения еврейства; но в развитии этой мысли он попадает в затруднительное положение.

Хассельквист, Фридрих, шведский путешественник, род. в 1722 г.; один из самых способных учеников Линнея в Упсале (Швеция). Он путешествовал по Малой Азии, Египту и Палестине 1749-1752 гг. Умер он в Смирне 9-го февраля 1752 г. Линней издал описание его путешествия.

Цельсий, Олаф, 1670-1756 гг.; профессор богословия и восточных языков, настоятель кафедрального собора в Упсале: особенно достопамятен своим попечением о Линнее. Самая лучшая из работ Цельсия — « Hiero botanicon«, о растениях, упомянутых в Библии (Упсала, 1745-1747 г.).

Цицерон, Марк Туллий, 106-45 гг. до Р.Хр.; знаменитый римский государственный деятель, философ и оратор, автор многих сочинений по философии и нравственности. Его рассуждение «об обязанности» (De officiis ) можно причислить к самым лучшим сочинениям о добродетели, которые могла создать человеческая мудрость. Его переписка очень интересна, потому что она, вместе с его другими трудами, наглядно рисует разложение внутреннего состояния римского народа незадолго до появления христианства. Мы видим из нее, что последним словом язычества было — сомнение и отчаяние.

Шаммай, раввин во времена Христа.

Шафф, Филипп, 1819-1894 гг., профессор церковной истории в Нью-Йорке, выдающийся, продуктивный писатель.

Список сносок

1 Имя Хавель Шрадер и др. хотят объяснить ассирийским словом "хабал" (сын), которое встречается, напр., в имени Наву-Хабал-узур, т. е. "Нево (или Наву), сохрани сына".

2 В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх. 19:3; Деян. 7:53; Гал. 3:19.

3 С этой болезнью Elerphantiasis graecorum не надо смешивать слоновой болезни — Elerphantiasis или Pachidermia, выражающуюся опухолью ног, которые делаются по виду похожими на ноги слона.

4 Описание проказы у Моисея не совсем сходится с признаками современной проказы. Главные и отличительные признаки еврейской проказы или не соответствуют признакам современной болезни или похожи и на другие накожные болезни. Главные же признаки теперешней проказы отсутствуют в Библейском описании.

5 Перевод семидесяти толковников с филологической точки зрения считается неудачным и, повидимому, дал повод к смешению еврейской и теперешней проказы.

6 Это место некоторыми истолковывается как общее требование непорочного отношения к супружеству. Но тогда можно задать вопрос: неужели этого не требовалось от каждого члена церкви?

7 Заметьте, что Хеттура, которая в Быт. 25:1 называется женою, в 6 стихе причисляется к наложницам.

8 Кейль указывает на то, что слуга Авраама только тогда подарил ей золото, серебро и одежды, а родственникам драгоценные подарки, когда получил согласие на брак Ревекки (Быт. 24: 51-53).

9 В Суд. 14 делается различие между 30 брачными друзьями, которых дали ему родственники Самсона (ст. 11) и одним другом, которого он сам избрал (ст. 20). С этим сравнивают позднейший обычай: в день брака выбирать двух лиц, т. н. "шошбеним", на обязанности которых лежало защищать интересы жениха и невесты, особенно в случае могущих возникнуть споров о таких обстоятельствах, которые имеют отношение к Втор. 22:15.

10 Евр. слово "мот" в этом месте в Чис. 4:10 переведено словом "носилки", является вопрос: не поставить ли слово "носилки" и в Чис. 13:24? Из текста видно, что вместе с виноградной кистью соглядатаи принесли также плоды граната и смоквы.

11 Еврейское слово в Быт. 21:9 может обозначать "играть", как в Исх. 32:6, "шутить", как в Быт. 26:8 и "насмехаться" или "срамить", как в Быт. 39:14,17. Еврейское толкование понимало поступок Измаила как насмешку и в Гал. 4:29 оно выставляется как гонение. "к сыновьям аммоновым" (4Цар. 25: 25; Иер. 41:1-15).

12 Точное значение этого слова неизвестно.

13 Этот камень Иакова, по мнению англикан, находится теперь в городе Лондоне в церкви "Westminster Abbey", в Вестминстерском Аббатстве, где он лежит на древнейшем коронационном троне. Туда он был привезен в 1297 г. из Шотландии. По преданию он был доставлен в Ирландию "Тефи", дочерью царя Седекии и пророком Иеремией, а оттуда попал в Шотландию Этот камень, на который, по их мнению, указывается в Пс. 117:22; Зах. 4:7 и прочих местах, считается ими драгоценнейшим наследием английского народа.

14 Рав — наставник, Рабби — мой наставник, Раббан — наш наставник. Смит приводит для сравнения теперешние титулы: уважаемый, достоуважаемый и глубокоуважаемый.

15 Омовение через погружение, обливание, кропление и т.д. называется баптисмос (крещение) (Евр. 9:10; срав. Map. 7:4).

16 Ис. 40:19.

17 Длина Палестины в наших мерах равняется около 232 км, а ширина, приблизительно от 51 до 133 км.

18 Так понимается, обыкновенно, евр. текст. Но евр. выражение "сто во-семьдесят и пять тысяч" может также обозначать 5180, также как в Иез. 48: 16 выражение "пятьсот и четыре тысячи" не обозначает 504.000, но 4500.

19 В последующие времена одна часть христиан стала придерживаться празднования воскресенья, а другая, более малочисленная, празднует субботу.

20 О хронологических трудностях см. статью "Судьи".

Фьелстедт высчитывает эти 480 лет следующим образом:

Странствование по пустыне 40 лет Иисус Навин ........................ 17 лет

Время Судей .................... 340 лет

Саул ....................... ..... .......... 40 лет

Давид.... .......................... 40 лет

Соломон (до постройки храма) ................................ 3 года

Итого 480 лет

21 Хотя они и объяснили их, как проявление силы злых духов (Мат. 12: 24; Map. 3:22; Лук. 11:15), равно как и Талмуд в одном месте говорит, что "Сын Стыда" (ругательное имя Иисуса) привел с собою чародейство из Египта в разрезе сделаном им в своей коже". Все это является косвенным свиде-тельствоом исторической достоверности чудес Иисуса (Делич, "Иисус и Гил-лель").