ДАНИИЛ

Еврейский деятель-пророк в Вавилоне

Даниил в юности был уведен в Вавилонский плен и жил там все годы пленения, занимая высокие посты в Вавилонской и Персидской империях.

Город Вавилон

Город Вавилон, в котором Даниил совершал свое служение, был уникальным городом древнего мира. Расположенный в центре начала человеческой расе, недалеко от Едемского сада, построенный вокруг Вавилонской башни, первая столица империи, излюбленное местожительство вавилонских, ассирийских и персидских царей, даже Александра Великого, проявляющий свое влияние на всю дохристианскую эру. Вавилон достих зенита своей славы в дни Даниила при Навуходоносоре, друге Даниила, который царствовал 45 лет, не переставая украшать свои дворцы и храмы.

Размер города. Древние историки говорят, что стена города Вавилона была 100 км длиной, по 25 км с каждой стороны города. Стена была 90 м высотой и 25 м толщиной. Основание стены было 12 м вглубь, чтобы враги не могли подкопаться под стену. Стена была построена из кирпича, размером в 25см в длину и ширину и 10 см толщиной. Между городом и стеной было чистое пространство в 112 км вокруг всего города. Стена была так же защищена каналами, наполненными водой. В стене было 250 башен и сторожевых комнат для сторожей. В стене было 100 ворот из меди. Город разделялся рекой Евфратом почти на две равных части. Берега реки были ограждены стеной из кирпича, в которой было 25 ворот для соединения улиц, паромы и один мост на каменных столбах, длиной в 1 км, 10 м шириной с подъемными мостами, которые на ночь поднимались. Из одной части города в другую под рекой была сделана туннель в 5 м шириной и 4 м высотой. Раскопки последних лет определенно подтверждают записи древних историков, которые казались некоторым людям легендарными.

Великий храм Мардука (Ваала) стоял рядом с Вавилонской башней и считался самым великим святилищем во всей Евфрате кой долине. В нем стояла золотая статуя Ваала и золотой стол, весом не менее, чем 21 000 кг. Сверху стола стояли золотые изображения Ваала и Астарты, два золотых льва и золотой стол длиной в 15 м и шириной в 5 м, а на нем золотое изображение человека, высотой в 6 м. Подлинно Вавилон был "городом золота" (Ис. 14:4). Жители города были весьма набожными. В городе было 53 храма-капища и 180 алтарей для поклонения Астарте.

Возможно, что "золотой истукан", который поставил царь Навуходоносор для поклонения, стоял между Вавилонской башней и его дворцом (3:1).

Дворец Навуходоносора, в который Даниил имел доступ, был одним из красивейших зданий на земле. Его широкие развалины были обнаружены Колдовеем в 1899-1912 годах. Южная сторона тронной залы была толщиной в 6 м. Северная сторона дворца была защищена тремя стенами. Еще дальше на север было больше стен в 15 м толщиной. И еще дальше были другие массивные стены. Около двух километров от этих стен была внутреняя стена города, состоящая из двух параллельно идущих кирпичных стен, высотой в 6 м, с промежутком между стенами в 12 м. Промежуток этот был заполнен муссором, так что толщина этих стен составляла 25 м. С внешней стороны стены был канал, наполненный водой. Еще дальше стояла наружная стена, построенная таким же самым образом. Во время древних войн стены эти были непроницаемы.

Висячие сады Вавилона считались седьмым чудом древнего мира. Они были построены Навуходоносором для его мидийской царицы, красивой дочери царя Артаксеркса, который помог его отцу покорить Ниневию. Висячие сады были построены рядами один над другим в форме сводов, каждый составляющий отдельную платформу в 120 квадратных метров. Терасы и верхи платформ были насажены цветами, кустами и деревьями-сады на крыше, орошаемые сверху водой, подаваемой из резервуаров и реки гидравлическими насосами. Внизу под сводами были расположены роскошные квартиры и другие увеселительные места дворца. Постройки эти были возведены в то время, когда Д9ниил был начальником всех вавилонских мудрецов. В раскопках Колдовей обнаружил арки в северо-восточном углу дворца, которые, по его определению, были частью висячих садов.

Большая священная дорога, по которой проходили процессии, вела во дворец с северо-восточного угла стены, постепенно поднимаясь к воротам Астарты. Она достигала своей высоты в центре города, а затем опускалась ниже к юго-восточному углу Вавилонской башни и поворачивала направо на восток к мосту, ведущему через реку. По обеим сторонам дороги были сооружены высокие оборонительные стены в 12 м толщиной, украшенные светлыми разноцветными рельефами львов. Дорога была вымощена каменными глыбами в один квадратный метр. У входа во дворец эти каменные глыбы лежат на своем месте по настоящее время, по которым, в свое время, ходил Даниил.

Город Вавилон

Разрушение города было предсказано. "Вавилон, краса царств, город Халдеев, будет ниспровергнут Богом...Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Но будут обитать в нем звери пустыни и дома наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены-в увеселительных домах. И Вавилон будет грудой развалин. Он уснет вечным сном и не пробудится" (Ис. 13:17-22; Иер. 51:37-43).

Во время Персидской империи город Вавилон занимал очень важное положение. Александер Великий намеревался восстановить его прежнюю славу, но преждевременная смерть помешала его намерениям. После этого город начал терять свою прежнюю славу. Ко времени Христа его политическая и комерческая важность совершенно исчезла и к первому столетию по Р.Х. город представлял из себя груды развалин. Кирпичи Вавилона шли на постройку города Багдада и починку каналов. Место, на котором стоял город, столетиями оставалось грудой развалин и бугров, среди которых ютились дикие животные, что доказывает правдивость исполнения пророчеств. И по настоящее время город остается не восстановленным, за исключением маленькой деревушки в юго- западном углу.

Развалины. Груды развалин, сохранившихся до настоящего времени, служат доказательством того, что в центре города были большие здания. Большей частью они были на восточной стороне реки и покрывают поверхность в шесть квадратных километров. Три главных холма, как обозначено на карте: Бабил, северный холм, Каср, центральный и Амран-южный. Бабил считался крепостью, охранявший северный вход в город, 2 км от Касра, высотой в 40 м, но по своему размеру всего лишь одну треть Касра.

Каср был около одного километра квадратом и в 22 метра высотой. Он считается руинами Навуходоносорова дворни. Амран был расположен около одного километра на юг от Касра, одинакового размера с Касром и считается развалинами великого храма Мардука (Есагила). На северной равнине Амрана находятся развалины Вавилонской башни. Невысокие холмы между Касром и Амраном, немного на восток, называются Меркесом. Здесь был торговый и жилой центр города.

Смотря на эти развалины, трудно себе представить, что здесь однажды стоял великий Вавилон, город расточительности и грешной роскоши, не подфкощейся разумению и непревзойденный в истории мира, а теперь стал местом полного разорения и развала.

В 1811 году по Р.Х. Рич начал раскопки города, которые продолжались Лэйдом в 1850 году. Опертом в 1854 году и Рассамом в 1878-89 годах. Самая тщательная работа была произведена Немецкой Экспедицией под руководством Роберта Колдовея в 1899- 1912 годах по Р.Х.

Вавилонская империя

В дни Даниила город Вавилон был не только передовым городом во всем дохристианском мире, но он также правил одной из самых сильных империй когда-либо существовавших в то время. Вавилонская империя просуществовала 70 лет. Даниил жил в ней от ее начала и до конца.

Даниил жил в Вавилоне во время следующих царей: Набополоссара (625-604 до Р.Х.); Навуходоносора (606-561 до Р.Х.); Лукавого-Мередаха (561-560 до Р.Х.); Нериглиссара (559- 556 до Р'.Х.); Лабаш-Мардука (556 до Р.Х); Набонидаса (555-536 до Р.Х.) и его сына Валтасара.

Таким образом Даниил жил в Вавилоне с первого года царствования Навуходоносора, на протяжении следующих за ним пяти царей и во время падения Вавилона. В его время Вавилонская империя сменилась Персидской. Он жил во время мидийского царя Дария и даже до третьего года царствования персидского царя Кира (10:1), всего 72 года, от 606-534 до Р.Х. Он был в Вавилоне с первого года еврейского пленения и два года после возвращения евреев из плена. Все это время он был Божьим свидетелем в царских дворцах, правящих миром.

Навуходоносор

Даниил был другом и советником Навуходоносора. Навуходоносор был гением и настоящим строителем Вавилонской империи. Из 70 лет своей жизни он царствовал 45 лет.

Набополоссар, отец Навуходоносора, был наместником царя в Вавилоне. Он свергнул Ассирийское иго в 625 году до Р.Х. и правил городом с 625-604 годы до Р.Х.

В 609 году до Р.Х. Навуходоносор был поставлен его отцом главнокомандующим армиями своего отца. Он сделал нашествие на западные страны и отнял Палестину от Египтян в 606 году до Р.Х. и увел некоторых пленников в Вавилон, в том числен Даниила.

В этом же году (606 до Р.Х) Навуходоносор стал сонаследником престола со своим отцом, а позже в 604 году до РХ самостоятельным правителем. Он проявил себя монархом всех времен.

В следующем, 605 году до Р.Х. он покорил Египет в славной битве у Кархемиса.

В 597 году до Р.Х. он подавил восстание в Палестине и увел царя Иоакима и многих других пленников в Вавилон и вместе с ними пророка Иезекниля.

В 586 году до Р.Х. он сжег Иерусалим и увел больше пленников. Его армия осаждала город Тир 13 лет (585-573 до Р.Х.).

В 582 году до Р.Х. он сделал набег и опустошение Моава, Аммана, Едома и Ливана, и в 581 году до Р.Х. вновь увел пленников из Иуды. В 572 году до Р.Х. он вторгся и опустошил Египет. Он умер в 561 году до Р.Х.

Даниил проявлял на него сильное влияние и три раза он призывал имя Бога Даниила (2:47, 3:29; 4:34).

Археологическая заметка

Камея Навуходоносора. В Библейском Словаре Шафа говорится, что "в Берлинском Музее есть черная камея, на которой изображена голова Навуходоносора, высеченная по его указу с надписью: "В честь Меродоха (Мардука), его господином Навуходоносором, царем Вавилонским, сделано во время его жизни". Выше изображена фотографическая репродукция камеи.

Книга Даниила

Автором книги был сам Даниил, что видно из следующих мест его книги: (7:1,28; 8:2; 9:2;10:1,2;12:4,5). Ее подлинность подтверждена Христом (Матф. 24:15). Такой она была принята евреями и первыми христианами. Порфирий, атеист З-го века по Р.Х., выдвигал теорию, что книга Даниила была подделкой времени Макавейского восстания (168-164 до Р.Х.). Тем не менее, традиционное убеждение остается, что книга Даниила является подлинной и верной исторической книгой дней Даниила. Такое убеждение оставалось неизменяемым среди еврейских и христианских исследователей Библии до началаа "новейшей критики". А теперь эти критики во имя "новейшей критики" обновили теорию Порфирия и сделали ее доказанным фактом, что книга Даниила была написана неизвестным автором, жившим 400 лет после Даниила, и что он обманывал своих современников подпольными трудами давно умершего героя. Если книга Даниила не является тем, чем она претендует быть, то можно ли допустить, что Бог принял участие в этом обмане? Высказать наши мысли от имени героев, живших в прошлом, даже не считается честным для авторов нашего времени. Мы допускаем, что главная цель в дискредитировании этой книги Даниила состоит в нежелании и гордости человеческого ума принять и поверить в те дивные чудеса и пророчества, записанные в этой книге.

Книга частично написана на Арамейском или Халдейском языке от 2:4 до 7:28, который был комерческим и дипломатическим языком того времени. Остальная часть книги написана на еврейском языке. Книга содержит в себе все то, что было необходимым знать для евреев, живущих среди Вавилонян. В ней находятся страницы официальных Вавилонских документов на вавилонском языке.

Глава 1. Муж Даниил

Даниил находился в первой группе пленных, взятых из Иерусалима в Вавилон (606 до Р.Х.). Он происходил из царского рода (3). Иосиф Флавий говорит, что Даниил и его три друга, были родственниками царя Селе кии. По этой причине они имели лучший доступ в дворец Вавилона. Умные и статные видом молодые люди, о которых заботился Бог, были научены Богом быть свидетелями Его имени среди языческой знати, в то время правящей миром. "Лакомства с царского стола" (8), которыми они не захотели оскверняться, по всей вероятности, были пищей, однажды предложенной в жертву вавилонских божеств. Быстрое достижение Даниилом мировой известности указано в Иезекииля 14:14,20; 28:3. 15 лет позже, когда Даниил еще был юношей. Каким удивительным человеком был Даниил! Непоколебимый в своих религиозных убеждениях и в то же самое время лояльный своему языческому царю, который доверил Даниилу дела своего царства.

Глава 2. Видение Навуходоносора

Навуходоносор видел сон во второй год своего царствования. В это время Даниил еще был юношей, прожив в Вавилоне всего 3 года.

Есть предположение, что четыре мировых державы, предсказанные в этом сновидении, следующие: Вавилонская, Персидская, Греческая и Римская. Со дней Даниила и до пришествия Христа мир был под управлением этих четырех держав почти так, как было предсказано Даниилом. Во время Римской империи пришел Христос в мир и основал Свое царство, которое подобно горчичному зерну, переживая многие перемены, становится всемирным и вечным царством, достигнув своей полной славы ко второму пришествию Христа.

Критики, относящие книгу Даниила к периоду Маккавейскому, стараясь показать этим, что сказанное в ней относится к прошлому, а не будущему, вынуждены отнести эти четыре империи до времени написания книги Даниила и, так называемую Персидскую империю разделить на две-Мидийскую и Персидскую, чтобы сделать Греческую империю четвертой. На самом деле Мидийской империи, как таковой, не существовало, а за падением Вавилонской последовала Персидская. Для того, чтобы подцержать эту теорию, необходимо было извратить исторические факты. Мидяне и персы составляли одну империю под правлением персидских царей. Мидийский царь Дарий был лишь заместителем царя и правил очень короткое время под наблюдением персидского цйря Кира до его воцарения.

Кроме того, ничего особого не случилось во время Маккавеев, что напоминало бы "камень, оторванный от горы".

Дальнейшее объяснение четырех царств и четырех зверей находится в главе 7; в главок-овна и козла; в главе 9-семидесяти седьмин и в главе 11-о борьбе между царями севера и юга.

Глава 3. Раскаленная печь

По Септуагинте событие это произошло на 18 году царствования Навуходоносора, после 20 летнего пребывания Даниила и его трех друзей в Вавилоне. В этом же году Навуходоносор сжег Иерусалим (586 г. до Р.Х.).

Подобно тому, как Бог в прошлом открыл Даниилу сон Навуходоносора и его значение, таким же образом Бог положил на сердце трем юношам быть верными Господу. Они верили, что Бог пойд*т с ними в огонь и поможет им оправдать их упование на Него и засвидетельствовать перед всей знатью великой империи силу Иерусалимского Бога над хвалебными вавилонскими богами. Таким образом Бог вторично проявил Себя во дворце могучей империи и вторично сильный Навуходоносор преклонился перед Богом и объявил Его истинным Богом по всей своей империи.

Существует апокрифическая книга под названием: "Песнь трех святых юношей", которая воспевает их освобождение. Она включена в текст книги Даниила после 3:23 и является весьма популярным преданием, но никогда не была включена в текст еврейской Библии.

Опперт, который раскопал руины Вавилона в 1854 году, нашел пьедестал громадной статуи, которая могла быть остатком золотого истукана.

Глава 4. Болезнь и выздоровление Навуходоносора

В этой главе говорится ещ6 об одном видении Навуходоносора, истолкованным Даниилом и исполнившимся, Навуходоносор помешался умственно и думал и вел себя, как животное, бегая с ними в дворцовых парках. Третий раз Навуходоносор преклонился перед Богом и заявил о Божьей силе всему миру. "Семь времен" (29), означает "сезонов". Рендал говорит, что в Вавилоне считали только "лето и зиму сезонами", что составляет 3 года с половиной.

В одной из записей Навуходоносора, в которой делается отчет его достижений и строительства, есть следующая заметка, прочитанная сэром Генри Равлинсоном: "Четыре года мое пребывание во дворце моего царства не радовало меня. Ни в одном из моих владений я не построил значительного здания моей властью. Я не построил здания в Вавилоне в мою честь. Я не воспел песнь хваления для моего божества Меродоха, не поставил жертвенника для жертвоприношений и не очистил каналов". Некоторые думают, что эти евфимистические выражения имеют отношение к его умопомешательству, хотя древние цари в таких записях избегали подобных упоминаний.

Ленормант утверждает, что у Халдеев есть предание, что Навуходоносор поднялся на крышу своего дворца и кричал: "Вавилоняне, скоро придут Персы и поработят вас. Мидяне будут их союзниками". Если это было так, то очевидно в уме Навуходоносора сохранились предсказания Даниила.

Глава 5. Пир Валтасара

В эту ночь произошло падение Вавилона. Даниил прожил в Вавилоне 70 лет и достиг глубокой старости.

Археологическая заметка

Валтасар. До 1853 года имя Валтасара не было найдено в Вавилонских записях и Набонидас (555-538 до Р.Х.) считался последним вавилонским царем. Для критиков это было причиной считать книгу Даниила не исторической. Но в 1853 году была обнаружена надпись на угловом камне храма, построенного Набонидасом в Уре, которая гласила: "Да не согрешу я, Набонидас, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына".

Из других источников стало известным, что Набодинас большую часть своей жизни прожил в оставке и жил вне Вавилона, а Валтасар правил армией и государством в сотрудничестве со своим отцом и что он сдался Киру. Это событие объясняет, почему Даниил считался "третьим властелином в царстве" ((6,29).

Археологическая заметка

Надпись на стене (25-28). Основание этой стены обнаружено в раскопках.

Падение Вавилона описано Ксенофонтом, Геродотом и Беросусом следующим образом: "Царь Кир изменил течение реки Евфрата в новый канал и руководимый двумя дезертирами вступил в город по сухому дну, а вавилоняне в это время пировали на празднике своих богов".

Недавно обнаруженные записи гласят, что персидская армия, под руководством Гобриаса, взяла Вавилон без бою и что он убил царского сына. Кир вошел в город позже.

31 Дарий, который царствовал в Вавилоне до тех пор, пока не занял престол Кир (6:28; 9:1) в записях не упоминается.

По мнению некоторых он был Гобриасом, упоминаемый в Вавилонских записях победителем Вавилона или, по мнению Иосифа Флавия, Ксерксом-Мидийским, тестем Кира. В то время было обычным явлением иметь вавилонское и родное имя, как было в случае с Даниилом и его тремя друзьями, которым были дфны новые имена (1:7). Был ли Дарий тестем Кира или только одним из его военачальников, под его руководством произошла победа над Вавилоном. Кир в это время был весьма занят северными и западными войнами и до возвращения Кира Дарий правил Вавилоном, приблизительно около двух лет (538-536 до Р.Х.).

Глава 6. Даниил в львином рву

Даниил занимал пост высокого начальника в Вавилонской империи 70 лет и в это время уже был старым человеком, возможно лет 90. Дарий, победитель Вавилона, немедленно поставил Даниила на высокий пост потому, что Даниил предсказал победу Мидян (5:28). Какое великое почтение за его мудрость, независимость и справедливость. При вс6м этом Даниил в своей личной жизни неуклонно служил Богу (10). Что за вера! Какое дерзновение! Какой мужественный старик!

Чудеса в книге Даниила

В книге Дэннила рассказывается о прекрасных событиях. Тем, кому трудно этому верить, мы говорим, что Бог тысячу лет приготовлял Свой еврейский народ, чтобы в идолопоклоническом, языческом мире проявить истинного Бога. Теперь Бог допустил уничтожение Его народа идолопоклонниками. Для окружающего мира казалось, что вавилонские боги сильнее Бога евреев. В Божьей борьбе с идолопоклонством произошел кризис. Наступило время, когда Бог решил во время Вавилонского плена показать, кто есть истинный Бог. Было бы весьма необычайным, если в это время ничего не произошло. Чего то недоставало бы в Библейском повествовании, если бы не произошли эти великие чудеса. Если даже чудеса эти на первый взгляд кажутся весьма невероятными, то было бы еще трудней поверить всем остальным событиям, если бы не было этих чудес.

Наконец евреи, которые с самого начала впадали в идолопоклонство, здесь, в Вавилонском плену, убедились, что их Бог был истинным Богом и с тех пор они больше не впадали в идолопоклонство. Вне сомнения, что влияние это оказали на них чудеса. Чудеса сильно повлияли на царя Навуходоносора и Дария (3:29; 6:26).

Глава 7. Четыре зверя

Видение это является продолжением прочества главы второй. Оно произошло 60 лет ранее. Здесь два аспекта одной величественной исторической схемы-четырех держав и потом Божьего царства. В главе второй они изображены истуканом, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени железные, а ноги частью железные, а частью глиняные. Истукан был разбит камнем на куски. А в этой седьмой главе эти же самые державы представлены: львом, медведем, барсом и страшным и сильным зверем.

Обычно эти четыре мировые державы считаются: Вавилоном, Персией, Грецией и Римом и занимают период времени от Даниила до Христа. Четыре животных служат основой воображаемого зверя с семью головами и десятью рогами, согласно Откровения 13 главы.

24 "Десять рогов" четвертого зверя обозначают десять царств, на которые распалась Римская империя. "Другие рога" (8,20,24,25), имевшие восстать среди десяти рогов, являются соединением барса и овна, по Откровению 13 главы. "Тремя царями", которые будут "уничтожены", думают были Ломбарды, Равенна и Рим, которые были отданы папам с самого начала их временного существования (754 по Р.Х.).

Такое толкование дает нам некоторое понимание мировой истории: Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Рима и папского Рима. За Римом последовали "десять царств", ровное число, обозначающее, по нашему мнению, контроль мира некоторыми странами. Нечто вроде десятеричного продолжения Римской империи до конца. С тех пор в мире больше не было мировой империи. Наполеон пробовал ее создать, но не сумел. Пробовали и другие, подобно Кайзеру и Гитлеру, но им не удалось.

Пророчество о "другом роге" (8,20,24,25), возможно, относится к антихристу.

Периоды времени в книге Даниила

"До времени и времен и полувремён" (7:25), означает продолжительность другого рога четвертого зверя.

"К концу времени и времен и полувремён" (12:7), означает период времени от Даниила до кони_ времени (12:6).

Выражение "в продолжении времени, времен и полувремён" употребляется в книге Откровения 12:14 и точно означает 42 месяца и 1260дней (Откр. 11:2,3;12:6,14;13:5). Вэтиднибылпопираемсвятой город, в котором пророчествовали два Божьих свидетеля; жена была в пустыне, а оживший зверь был на престоле.

"Две тысячи триста вечеров и утр" (8:14), время, в которое святилище будет попираемо небольшим рогом третьего зверя. Это равняется 2300 дням или 2300 полудням, то есть, 1150 дням, недостающих три с половиной года или половины этого времени.

"1290 дней" (12:11)-время мерзости запустения от начала до конца времени.

"1335 дней" (12:12) есть добавление 45 дней к 1290 дням, ведущих к великому благословению.

"70 недель" (9:24) есть периодом времени от указа восстановления Иерусалима, до явления Мессии. Даниил включает "семь недель" трудных времен (9:25) и "одну неделю", в которую будет предан смерти Христос (9:26,27).

Слово "время" в фразе "времени времен и полувремени" принимается за "год", что равняется три с половиной годам, 42 месяцам или 1260 дням.

Некоторые принимают три с половиной года буквально, другие-день за год (Числ 14:34; Иезек. 4:6); 1260 дней, равняющихся 1260 годам. Есть и таковые, кто принимает эти числа в символическом значении, без определенного обозначения времени, например: число семь-символ полноты и совершенства, а три года с половиной-половина семи, как символ несовершенства, то есть, что власть зла будет временной.

Эти периоды времени принимаются в тесной связи в выражением "мерзость запустения", произведенной небольшим рогом третьего зверя (8:13; 11:31), мерзость которого предастсмерти Христа (9:27)и с этого времени начнется счет 1290 дням (12:11). Иисус Христос употребляет это выражение "мерзость запустения", говоря о разрушении Иерусалима римлянами (Матф. 24:15) и о градушей кончине века.

"Трудные времена", упоминаемые в речи о семи седьминах, в начале первой седьмины, в конце времени 70 седьмин (9:25,27) будут "временем тяжким, какого не было с тех пор, как существуют люди, до этого времени" (12:1). Оно предсказывает "последнее время" (12:4,9,13), а Христос употребил эти слова в двойном значении: предсказывая разрушение Иерусалима и конец мира (Матф. 24:21).

Осквернение храма Антиохом Епифаном продолжалось три с половиной года (168-165 до Р.Х.). Римская война против Иерусалима продолжалась три с половиной года (67-70 после Р.Х.). Римское папство доминировало миром около 1260 лет, от 6-го до 18-го столетия по Р.Х. Магометане овладели Палестиной в 637 году по Р.Х. и их владычество продолжалось около 1260 лет, до перехода контроля правления в руки христиан в 1917 году по Р.Х.

Мы думаем, что ни одно из этих толкований не может исчерпать всего значения знаков времени в пророчестве Даниила. Они могут быть истолкованы буквально, фигуративно и символически. В главном они относятся к историческим событиям, а в второстепенном значении-к другим случаям, но вместе относящихся к пророчеству о последнем времени. Осквернение Антиохом Епифаном Иерусалимского храма и его разрушение Тотем; захват папой церкви-все это может быть символами, предвещающими великую скорбь в дни антихриста. Мы не должны отчаиваться, если не вполне понимаем значения этих пророческих событий, потому что сам Даниил "изнемог и болел несколько дней", не понимая своих видений" (8:27).

Глава 8. Овен и козел

Глава эта содержит дальнейшее предсказание о второй и третьей мировой империи, о которых говорится в главах 2 и 7, Персидской империи и Греческой.

Персидская империя, представленная в 7:5 зверем, похожим на медведя, здесь изображена двурогим овном (3,4), союзом Мидян и Персов.

Греческая империя, представленная в 7:6 четырёхголовым зверем, подобным барсу, здесь изображена быстрым козлом, который шел с запада. У него был один рог между глаз и когда он сломался, то на месте его вышли четыре рога.

Большим рогом был Александер Великий, который покорил Персидскую империю в 331 году до Р.Х. Пророчество об этом было написано в 539 году до Р.Х., 200 лет до его исполнения. Предсказание этой борьбы между двумя мировыми державами и ее исход удивительны тем, что ни одна из них в то время не существовала.

21 Четыре рога (8:21,22) и четыре головы (7:6) были царствами, восставшими после разделения империи Александра Великого (см. главу И).

9 Небольшой рог, выросший из четырех, как полагают, означает Антиоха Епифанского (175-164 до Р.Х.), сирийскую ветвь Греческой империи, который прилагал все усилия, чтобы уничтожить еврейскую религию (см. 11:21-35). Повторяемая фраза "конец времени" (17,19) может означать, что подобно Антиоху Епифанскому, в более "отдаленные времена" восстанет разрушитель (26), чтобы омрачить последние дни истории человечества, которого Антнох Епифанский может быть символическим предшественником.

Глава 9. Семьдесят седмиц

Семьдесят лет Вавилонского плена приближались к концу. Муж Гавриил сказал Даниилу в видении, что еще пройдет семьдесят седмиц перед пришествием Христа-Миссии (24,25). Семьдесят седмиц обычно обозначает семьдесят годовых недель (седмиц); семьдесят помножить на семь-получится 490 лет. Здесь как будто бы ангел сказал Дэниилу, что Вавилонский плен продлится 70 лет, а промежуток времени от плена до Христа-Мессии будет в семь раз длинее времени плена.

Число семь и частое повторение семи имеет иногда символическое значение, вместе с тем и действительные факты пророческих предсказаний весьма удивительные, например:

Время (число), от которого следовало считать 70 седмиц (недель), началось от указа восстановления Иерусалима (25). Персидские цари для этой цели издали три указа: в 563 году до Р.Х., в 457 и в 444 году до Р.Х. (см. книгу Ездры). Главный указ из этих трех был издан в 457 годудоР.Х.

Семьдесят седмиц содержит в себе 7 седмиц, 62 седмицы и одну седмицу (25,27). Полное значение "семи седмиц" трудно уразуметь, но 69 седмиц (включая 7), равняется 483 дням, и если принять день за год, согласно Иезекниля 4:6, то будет 483 года.

Эти 483 года считаются временем от указа восстановления Иерусалима, до прихода "Христа Владыки" (25). Указ восстановления Иерусалима был издан в 457 году до Р.Х. Прилагая 483 к 457 до Р.Х. получается 26 по Р.Х и совпадает с годом крещения Иисуса Христа и Его выступлением на служение. Это самое замечательное исполнение пророчества Даниила, вплоть до одного года.

Через три с половиной года Иисус Христос был распят, то есть, "в половине одной седмицы Он был предан смерти, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная" (24,26,27).

Итак, Даниил не только предсказал время прихода Мессии- Христа, но и продолжительность Его общественного служения и Его искупительную смерть за грехи мира.

Некоторые думают, что Бог задержал хронологический счет времени со смертью Христа, пока Израиль находится в рассеянии и что последняя половина "седмицы" сохраняется под конец времени.

Список пророчеств Даниила

Четыре царства и вечное царство Бога (гл. 2). Болезнь Навуходоносора и его выздоровление (гл. 4). "Четвертое царство", "десять рогов" и "небольшой рог" (гл. 8). Волнения в Святой Земле в период между Заветами (гл. 11). Признаки конца времени (гл. 12).

Глава 10. Князья народов

Это последнее видение (гл. 10,11,12) было открытоДаниилуспустя два года после возвращения евреев в Палестину (534 до Р.Х.). Бог приоткрыл завесу и показал *инилу нечто реальное в невидимом мире-борьбу, которая велась между сверхъчеловечсскими силами, добром и злом для того, чтобы управлять намерениями народов, в особенности тех, которые старались защищать Божий народ. Михаил был князем (ангелом-хранителем) Израиля (13:21). Неизвестный князь вел разговор с Даниилом. Греция имела своего князя (20), а так же Персия (13,20). Кажется, что Бог этим хотел показать Даниилу некоторых из Его секретных деятелей, способствующих возвращению Израиля. Один из Его князей помогал Дарию (11:1). В этой главе видна их заинтересованность судьбами Израиля, а в Откровении-судьбами церкви. В Откровении 12:7-9 Михаил и его ангелы воюют против сатаны и его ангелов. В послании к Ефесянам 6:12 говорится, что силы невидимого мира являются главными противниками, с которыми христиане вынуждены бороться. Во время рождения Христа происходила большая активность ангелов. Иисус Христос верил в ангелов (см. Матф. 4:11).

Глава 11. Цари, северный и южный

Главы 2,7,8,9,11 содержат предсказания о четырех царствах и событиях, от Даниила, до Христа и, кажется, имеют отношение и к позднейшим мировым державам и событиям от Христа и до конца мира. Ниже следует набросок мировой истории, охватывающий тот период времени:

Вавилонская империя (606-536 до Р.Х.). Персидская империя (606-536 до Р.Х.). Греческая империя, с ее четырьмя подразделениями (331-146 до Р.Х.).

Антиох Епифаний, осквернение Иерусалима (175-164 до Р.Х.). Римская империя (146 до Р.Х.-400 по Р.Х.). Папство, как мировая держава, с 6-го -18-ое столетие. Владение магометанами Святой Земли, с 7-го-20-ое столетие. Мировая скорбь и воскресение в "конце времени".

Эти предсказания последовательны в объяснении их деталей. В главе 2 есть общее заявление, что в промежутке времени от Даниила, до дней Мессии, будет четыре мировых державы. В главе 7 содержатся подробности описания четырех держав. В главе 8 есть подробности описания второй и третьей державы. В главе 11 больше подробностей о третьей державе.

Третьей державой была Греческая, основанная Александром Великим в 331 г. до Р.Х. На его смертном одре она была разделена между его генералами следующим образом: на Грецию, Малую Азию, Сирию и Египет. В этой главе сирийские цари названы "северными царями, а египетские цари названы "южными царями". Предсказание Даниила о происхождении этих царей было сделано 200 лет до появление этих царей. Его детальное предсказание событий является необычайным явлением, идущим параллельно с последующей историей. Глава 11 есть заранее написанная междузаветная история. Ниже следует перечень событий, соответствующих предсказаниям каждого стиха:

2 "Три персидских царя": Кир, Камбиз, Дарив Гистапс. "Четврртый царь Ксеркс, самый богатый и сильный из персидских царей, вторгся в Грецию, но был разбит при Саламине (480 до Р.Х.).

4 "Сильный царь": Александр Великий. "Четырехкратное разделение его царства: Греция, Малая Азия, Сирия и Египет.

5 "Южный царь": Птоломей 1 Египта. "Один из его князей": Селевк Никатор, бывший при армии Птоломея 1, стал царем Сирии, весьма сильным наследником Александра.

6 "Дочь": Беренис, дочь Птоломея 2, была выдана замуж за Антиохия 2, а затем умерщвлена.

7 "Отросток от ее корней": Птоломей 3, брат Беренисы, в отмщение сделал набег на Сирию и достиг блестящей победы (8).

10 "Два сына": Селевк и Антиох 3 (11,13). Птоломей 4 победил Антиохия 3 с большими потерями в битве у Рафии, около Египта в 217 г. до Р.Х.

13 Антиох 3, после 14лет, вернулсясбольшойармией и начал снова войну с Египтом.

14 Евреи помогли Антиоху. (15): Антнох победил египетскую армию.

16 Антнох покорил Палестину. (17): Антнох выдал дочь Клеопатру замуж за Птоломея 5, с предательским намерением, надеясь через нес овладеть правлением Египта. Но она оказалась верной своему мужу (18,19). После этого Антнох вторгся в Малую Азию и Грецию и был разбит римской армией около Магнезии в 190 г. до Р.Х. Он вернулся в свою землю и был убит.

21-35 "Презренное лицо": Антнох Епифан. Узурпатор, он получил престол обманом (22-25). Стал правителем Египта, частично силой и частично обманом (26).

27 Птоломей 6, сын Клеопатры, племянник Антиохия, был поражен предательством своих подчиненных (27): Прыкрываясь дружбой Антнох и Птоломей между собой поступали нечестно.Вернувшись из Египта Антиох напал на Иерусалим, и убил 80 000 жителей, увел в плен 40 000 и продал 40 000 евреев в рабство.

29 Антиох опять вторгся в Египет, но римсий флот понудил его отступить. (30,31): Он излил свой гнев на Иерусалим и осквернил храм (32). Ему в этом помогли евреи отступники. Героические подвиги Маккавейских братьев.

36 А что касается стихов в 36-45, то они могут относится к Антиоху Епифану? Возможно к магометанскому владению Святой Земли? Или все три?

Глава 12. О конце дней

Даниил заканчивает набросок эпох и событий мировой истории с устремлением к концу дней (4,9,13). И тогда наступит время тяжкое, какого не было с тех пор (1). Затем последует воскресение мертвых и вечная слава некупленных святых (2,3).

"Время тяжкое, какого не было с тех пор" (1) можно применить к нашему поколению: мучения, страдания и уничтожение целых народов демоническими правителями, не уступят преступлениям Антиоха и Тита, римских императоров и времен инквизиции, несравнимых во всей истории.

4 "Многие прочитают ее и умножится видение". Предсказание это будет характерным для последнего времени. Оно применимо к нашему времени и роду, как ни к кому другому. Поезда, автомобили, параходы, аэропланы, книги, газеты, радио стали средствами как передвижения так и распространением знания и информации, никогда ранее не приходившего на мысли.

А теперь ко всему этому человек изобрел ядерное оружие, которое производит ужас в сердцах людей до такой меры, что приходится задумываться, не живем ли мы в дни предсказанные Христом, предшествующие Его второму пришествию. "И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Лук. 21:25-26).