ИСХОД

400 лет в Египте. Выход из Египта.

Десять заповедей. Скиния.

Моисей написал Бытие по сохранившимся ранее записям. С выходом из Египта начинается рассказ о Моисее. В книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие описывается его жизнь. Он сам писал эти книги. Описание жизни и трудов Моисея занимает почти одну седьмую часть всей Библии и размером две третьих Нового Завета.

Глава 1.Израиль в Египте

Между событиями, описываемых в книгах Бытия и Исход, существует промежуток времени, приблизительно в 300 лет, от смерти Иосифа до рождения Моисея или в 430 лет, от переселения Иакова в Египет до выхода из Египта (12:40,4!). За это время израильтяне весьма размножились (1:7). После смерти Иосифа и с переменой династии в Егилте, они очутились на положении рабов. Во время выхода из Египта, Израиль насчитывал 600 000 мужчин свыше 20 лет, кроме женщин идетей(Чис. 1:46). Всех вместе было их около 3 000 000 человек. Весьма правдоподобно, что они удваивались каждых 25 лет, чтобыдостичь такой численности за 430 лет из 70 душ.

Рост населения в Соединенных Штатах Америки за 400 лет, начиная с нуля и достигнув свыше 100 000 000, с некоторым участием иммиграции, делает рассказ о росте израильского населения весьма правдоподобным.

Семейные записи Авраама, Исаака и Иакова, без сомнения, были взяты в Египет и во все долгие годы порабощения укрепляли надежду на возвращение в Обетованую землю, которая со временем станет их национальной родиной.

Египет и Библия

Прежде всего следует помнить, что Египет был заселен лотомками Хама. Авраам тоже жил некоторое время в Египте. Так же Иаков. Иосиф был правителем в Египте. Еврейский народ в своем детстве прожил 400 лет в Египте. Моисей был приемным сыном егилетской царицы и за время своего пребывания в Египте лриготовлялся быть израильским законодателем, изучив всю египетскую мудрость. Поклонение тельцу, которое практиковалось в Египте, сгало практикой Северного Израильского царства. Пророк Иеремия умер в Египте.

От дней порабощения Израиля и до дней Христа в Египте жило много евреев. Перевод Ветхого Завета Септуагинта был сделан с еврейского на греческий в Египте. Египет играл важную роль в расспространении раннего христианства.

Долина, шириной от 3 до 48 км, средняя ширина в 1б км. и длиной в 1200 км, пересекаемая рекой Нилом от восточного конца пустыни Сахары, от Асвана, до Средиземного моря, с пустынной равниной по обеим сторонам в 300 м высотой.

Поверхность долины покрыта черными разливными осадками плодородной земли от Абиссинских возвышиностей неописуемого плодородия, всегда обновляемого ежегодными разливами Нила. Орошалась она от начала истории системой каналов и водохранилищ. Недавно построенная Англией Асванская дамба в настоящее время конролирует разливы воды реки Нила, что удалило возможность засухи и голода.

Окруженная и защищенная пустыней, так развилась первая в мире великая империя. Нигде в других частях света не сохранились остатки прошлой цивилизации, как в этой стране.

Население Египта в настоящее время достигло около 24 000 000. В дни Римского правления в Египте было 7 000 000 и столько же во время пребывания Израиля в Египте.

Дельта реки Нила имеет форму треугольника, шириной в 180 км с севера на юг и около 260 км с востока на запад, от города Порт Саида до Александрии. Эта часть Египта самая плодородная. Земля Гошен, поселение израильтян в Египте, находилась в восточной стороне дельты.

Религия Египта

Сэр Флиндерс Питри, известный египетский археолог, говорит, что первоначальной религией египтян был монотеизм (единобожие). Но перед началом исторического периода развилась религия, в которой каждое племя имело своих богов, изображаемых животными.

Пта (Апис) был богом Мемфиса, изображаемый быком.
Амон, бог Тебеса. изображался коровой.
Мую, жена Амона, изображалась грифом (стервятником).
Горус; бог неба, изображался соколом.
Ра, бог солнца, изображался коршуном.
Сет (Сатана), бог восточного побережья, изображался крокодилом.
Озирис, бог мертвых, изображался козлом, а его жена
Изис -- коровой.
Тот, бог знания, изображался обезьяной, а богиня, Гека -- лягушкой.
Нехебт, богиня юга, изображалась змеем.
Богиня Баст, изображалась кошкой.
Река Нил считалась священной. Кроме этих было еще много других богов и богинь. Обожествлялись и фараоны.

Глава 1. Израиль в Египте

Современная история Египта

Во время пребывания израильтян в Египте, около 1800-1400 лет доР.Х. Египет стал мировой империей. С уходом израильтян, онпришел в упадок и остался второстепенной державой.

Период времени между Иосифом и Исходом, около 1800-1400 до Р.Х.

Из 13,14 и 17династий вышло 25 царей. Все они управляли на юге.

Из 15 и 16 династий вышло 11 царей. Они правили на севере. Это были Гиксосы или цари пастухи, семитская линия покорителей из Азии, родственных израильтянам. Они пришли из Сирии и объединили Северное Египетское Царство с Сирийским. Полагают, что Апепи 2, около 1800 до Р.Х. происходил из 16 династии и был фараоном, принявшим Иосифа. При власти Гиксосов израильтяне пользовались в Египте уважением, но когда династия Гиксосов была вытеснена 18 династией, то тогда израильтяне перешли на положение рабов.

Период времени от Моисея и до Исхода

В 18 династии было 13 царей; в 19 было 8, которые правили 1500- 1200 лет до Р.Х. Цари эти сделали Египет мировой державой. Их имена следующие:

Амосис (Ахмес, Ахмоси) 1. Он изгнал Гиксосов и подчинил Палестину и Сирию Египту.

Аменхотеп (Аменфис) 1. Он правил около 1560 до Р.Х.

Тутмос 1. Царствовал около 1540 лет до Р.Х. Правил до самого Евфрата. Высек первую погребальную царскую гробницу в скале.

Тутмос 2. Жил около 1510 лет до Р.Х. Царица Хатшепсут, его единокровная сестра и жена, бьпи настоящими правителями. Он совершал частие набеги до самого Евфрата.

Тутмос 3. (1500 до Р.Х.). Царица Хатшепсут, его единокровная сестра, была регентом первых 20 лет его царствования, и хотя он ее ненавидел, все же она полностью управляла им. После ее смерти он сам правил 30 лет. В истории Египта он был самым великим завоевателем. Он покорил Эфиопию и правил народами до Евфрата, сделав Египет первой великой империей в истории мира. Он произвел 17 набегов на Палестину и Сирию и построил морской флот. Он собрал много богатства и был успешным в сооружении разных зданий. Записал все свои достижения на стенах и памятниках. Его гробница находится в Тевесе, а мумия хранится в Каире. Предполагают, что он был угнетателем израильтян и если это предположение верно, то прославленная царица Хатшепсут могла быть той дочерью фараона, которая спасла и воспитала Моисея.

Хатшепсут. Дочь Тутмоса 1. Регент при Тутмосе 2 и 3. Первая царица в истории. Выдающаяся женщина и одна из прославленных и энергичных правителей Египта. Многие из статуй изображают ее мужчиной. Она расширила империю, сооружила много памятников, построила два обелиска в Карнаке, великий храм в Деир эль Бари и поставила там много своих статуй. Выражая к ней свою ненависть Тутмос 3, после ее смерти, 'прежде всего повелел уничтожить все ее статуи и снять ее имя с памятников. Статуи в Бари были разбиты в куски, выброшены в каменоломню и остались там покрытыми сыпучими песками. Лишь недавно они были обнаружены Метрополитанским музеем.

Аменхотеп 2. (1450-1420 лет до Р.Х.). Многие полагают, что он был фараоном при выходе израильтян из Египта. Он сберег империю, собранную Тутмосом 3. Его мумия хранится в его гробу в Тевесе.

Тутмос 4. (1420 до Р.Х.). Обнаружены его колесницы. Мумия его хранится в Каире.

Аменхотеп 3. (1415 до Р.Х.). При нем страна достигла великого блеска и славы. Он постоянно грабил Палестину. Строил большие храмы. Мумия его хранится в Каире.

Аменхотеп 4. (Ахенатен). (1380 лет до Р.Х.). Во время его правления Египет потерял азиатские владения. Он пробовал установить монотеистическое поклонение солнцу. Если выход Израиля из Египта произошел при Аменхотепе 2, несколько лет до этого, то монотеистическое движение поклонения солнцу могло быть косвенным влияниям Моисеевых чудес.

Семенка. (1362 лет до Р.Х.). Очень слабый правитель.

Тутанхамон. (1360 -- 1350 лет до Р.Х.). Он был зятем Аменхотепа 4. Восстановил прежнюю религию. Был одним из менее значительных правителей Египта при конце славного периода в египетской истории. Прославился своим богатством и роскошью, найденными в его гробнице, которая была открыта Говардом Картером в 1922 году. Его мумия все еще лежит в гробу. Внутренняя часть гроба, в которой хранится мумия, целиком из золота. В гробнице нашли колесницу и престол. Это первая из уцелевших и не ограбленных гробниц.

Ай (Глаз) и Сетымерамен. (1350 лет до Р.Х.). Два слабых правителя.

Гармхаб (Горембеб) (1340 лет до Р.Х.). Восстановил поклонение Амону.

Рамзес 1. (1320 лет до Р.Х.).

Сети (Сетос) 1. (1319 лет до Р.Х.). Снова овладел Палестиной. Начал постройку великого здания около Карнака. Его мумия хранится в Каире.

Рамзес 2. (1300 лет до Р.Х.). Правил 65 лет. Один из великих фараонов. Был менее славным, чем Тутмос 3 и Аменхотеп 3. Великий строитель и пропагандист, а иногда и плагиатор, приписывающий себе достижения своих предшественников. Он восстановил империю от Эфиопии до реки Евфрата. Постоянно нападал и грабил Палестину. Закончил постройку храма в Карнаке и другие постройки. Сооружил фортификацию, каналы и храмы рабами и пленными, приведенными с юга и местными рабочими. Бригады рабочих работали в каменоломнях и на кирпичных заводах, передвигая огромные камни по мягкой земле. Женился на своих дочерях. Мумия его хранится в Каире.

Мернепта. (1235 лет до Р.Х.). Многие полагают, что он был фараоном при выходе Израиля из Египта. Его мумия хранится в Каире. Его тронный зал в Мемфисе обнаружен Пенсильванским Университетским Музеем. (См. следующие 4 страницы).

Аменмесес, Сипта, Сети 2. (1220 -- 1200 лет до Р.Х.). Три слабых правителя.

Глава 1. Израиль в Египте

Кто был фараоном во время Исхода?

По этому вопросу существуют два преобладающих мнения: Аменхотеп 2 (1450 -- 1420 лет до Р.Х.) или Мернелта(1235 -- 1220лет до Р.Х.

Если выход из Егиша был во время Аменхотепа 2, то тогда Тутмос 3 был великим притеснителем Израиля, сестра которого воспитала Моисея. Она была известной царицей Хатшепсут. Как хорошо совпадают события из ее царствования с рассказом Библии. Она проявляла интерес к шахтам на Синае и восстановила храм в Серабите, которым, возможно, управлял Моисей и здесь он познакомился с топографией Синайского полуострова. При рождении Моисея Тутмос 3 был мальчиком и Хатшепсут бьпа регентом страны. После ее смерти притеснение израильтян усилилось и Моисей вынужден был спасать свою жизнь бегством. Этим частично объясняется престиж Моисея в Египте.

Если выход евреев из Египта был во время Мернепта, тогда страшные преследования были при Рамзесе 2, дочь которого воспитала Моисея.

Таким образом Моисей был воспитан при Тутмосе 3 или Рамзесе 2, которые оба были великими египетскими царями.

Итак, Моисей вывел евреев из Египта во время царствования Аменхотепа 2 или Мернепта.

Который бы из них ни был, мумии их четырех найдены. Теперь мы можем видеть настоящие лица фараонов дней Моисея, с которыми он вел личные дела.

Открытие мумий

В 1871 году, в недоступном скалистом обрыве около Тебеса, один араб нашел гробницу, наполненную сокровищами и гробами более 40 мумий египетских царей и цариц. Он хранил эту находку более 10 лет и продавал драгоценности туристам. Орнаментальные завитки и скарабеи древних царей стали появляться на рынке. Каирский музей отправил своих представителей в Тебес расследовать источник появления этих драгоценностей. Они нашли этого араба и путем подкупа, угроз и даже пыток принудили его рассказать и открыть им место гробныцы. Столетия до этого они были перенесены в это секретное место для сохранности от профессиональных воров гробниц. Все мумии позже были перевезены в Каир.

Глава 1. Израиль в Египте

Фараон времени Исхода: Аменхотеп 2? или Мернепта?

Указания на Аменхотепа 2. Письма Амарна, написанные Аменхотепу 3 и Аменхотепу 4, просящему помощи от фараона, указываюг в то раннее время на то, что Палестина стала подвласной "хабирам". Вот некоторые выдержки из этих писем: "Хабири захватывают наши крепости, наши города и убивают наших правителей. Они опустошают страну нашего царя. Не изволит ли царь скоро выслать воинов. Если войска не подойдут в этом году--вся страна будет покорена ими". Многие считают, что "хабири" были "евреями" и согласно описаний в этих письмах, то события эти совпадают с покорением Иисусом Навином Ханаана. Другие относят дату этих событий к позднейшему времени Исхода, считая, что "хабири" до этого времени могли делать набеги или переселение в Ханаан (1 Пар. 5:21,22; 7:21).

Археологические доказательства свидетельствуют о том, что Иерихон был разрушен около 1400 лет до Р.Х. Д-р Джон Гарстанг, который раскапывап Иерихон, весьма в зтом уверен.

Указания на Мернепта. *1. Дощечка с надписью Мернепта "Израиль ". В1906 году сзр Флиндерс Питри обнаружил кусок черного сиенита (гранита), содержащего записи военных побед Мернепта на протяжении пяти лет его царствования. Камень теперь хранится в каирском музее, размер которого Зм. высотой и 1 1/2 м. шириной. Слово "Израиль" находится в средине второй строчки снизу. На нем написано: "Ханаан разграблен. Израиль опустошен. Не осталось у него наследия. Палестина стала египетской вдовой". Здесь нечто близкое к событиям Исхода. "Не осталось у него наследия" можно отнести к убиению еврейских мальчиков. Так как древние цари ничего другого не записывали, кроме своих побед, возможно, что при всех стараниях удержать евреев в Егилте, он записал их выход из Египта, как победу над ними. Те исследователи, которые придержи- ваются ранней даты Исхода, относят этот набег Марнепта на Палестину лет 200 после выхода евреев из Египта.

*2. Рамсес 2 заявляет, что он построил Питом и Рамсес израильскими рабами (Исх. 1:11).

В 1883 году Навиль обнаружил Питом, в котором он нашел надпись Рамсеса 2,на которой было написано: "Я построил Питом в устье востока".

Здесь он также обнаружил прямоугольное здание с весьма необыкновенно толстыми стенами, на кирпичах которого были оттиски с именем Рамсеса 2.

В 1905 году Питри определил местонахождение Рамзеса. В 1922 году Фишер, археологог Пенсильванского Университетского Музея, нащел в Бетшане, в Палестине, надгробный обелиск Рамзеса 2, высотой в 2 1/2 м. и шириной в 75 см., на котором он написал: "Рамсес построен азиатскими, семитскими (еврейскими) рабами".

Эти две надписи свидетельствуют о том, что Рамзес 2 был фараоном, для которого были построены эти города. Он был угнетателем йзраиля, и таковым был его преемник Мернепта, фараон времени Исхода. Всем хорошо известно и то, что Рамсес 2 был великим плагиатором, приписывающим себе доспехи своих предшественников и дописывая свое имя на их памятниках. Археологи, придерживающиеся взгляда ранней даты Исхода при Тутмосе 3 и строителе этих двух городов, объясняют эти надписи следующим образом, что Рамсес 2 произвел починку этих городов евреями, которые не вышли с Моисеем.

В общем,мы думаем, что существуют более убедительные доказательства на то, что Аменхотеп 2 был фараоном во время выхода евреев из Египта.

Израиль в Египте

Развалины Тебеса, города построенного израильтянами, считаются самыми грандиозными в мире. Тебес был расположен по обеим сторонам реки Нила в форме амфитеатра, между восточным и западным обрывами. Развалины города покрывают растояние в 8 км длиной с востока на запад и 5 км с севера на юг. В городе очень много было храмов, дворцов и каменных памятников с ярко раскрашенными и позолоченными надписями. Тебес стал великим городом в 12 династии, 2 000летдо Р.Х., во время выхода Израиля из Египта. Вне сомнения, что многие из этих великолепных памятников были плодом тяжелого труда, пота и крови неисчислимых тысяч израильских рабов. В 661 году до Р.Х. город был разрушен ассирийцами, затем опять отстроен и разрушен персами в 525 году до Р.Х.

На восточной стороне Тебеса, Карнаке, было одно из величайших зданий, когда либо сооруженное. Его центральная часть называлась Гипостаил зал, модель которого, когда он был во всей своей славе, находится теперь в Метрополитанском музее. Над главным входом в зал лежит один камень в 13 м длиной, весом в 150 тонн. В зале находится 134 гигантских колонн, 12 из них в центре здания, в 22 м высотой и больше 3 м в диаметре. Сверху одной колонны можно поместить сто человек.

Здесь обнаружены два обелиска царицы Хатшепсут. На одном из них, который еще стоит, высотой в 27 м и весом в 150 тонн, находится надпись, что они были переправлены на большой барже из 30 галер, на которых было 960 гребцов. Каменоломня находилась на растоянии 240 км от города.

Глава 2. Моисей

Критики Моисея появляются на сцене и исчезают, но Моисей стоит, как один из великих мужей дохристианского мира. Он возглавил племя рабов и в невероятных условиях объединил их в сильную нацию, которая изменила направление всей истории мира. Моисей происходил из Левитов. Его сестра Мариамь изобрела способ его спасения (15:20). Имя его отца Амрам, а матери Иохаведа (6:20). И что это была за мать! Она так сильно с детства внедрила в него все традиции своего народа, что дальнейшие привлекательности языческого мира не произвели на него ни какого впечатления. Он получил самое высокое образование в Египте, но это не возгордило его и не умалило его простой детской веры в Бога.

40 лет Моисея в дворце

10 Полагают, что "дочь фараона", которая усыновила Моисея, была славная царица Хатшепсут. Он мог достичь престола, если бы отрекся от материнского воспитания. Он мог бы стать царем самого высокого престола на земле.

Когда Моисей возмужал, он был назначен на высокий пост в египетском правительстве. Иосиф Флавий говорит, что Моисей командовал армией на юге. Он достиг значительного положения и репутации, иначе он не мог бы взять на себя такую гигантскую обязанность освобождения Израиля, о чем говорится в Деяниях 7:25, "Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли" (11-15). И хотя он чувствовал за собой силу, но не имел успеха, потому что народ не был готов следовать за ним.

Моисей 40 лет в пустыне

15 По Божьему изволениию сорок лет в пустыне были для Моисея великой школой. Однообразный и суровый образ жизни в пустыне закалили способности Моисея для будущего труда, чего он не мог приобресть во дворце фараона. Здесь он познакомился с топографией местности, по которой он позже водил Израиля 40 лет.

Мадианитяне. Центр мадианитянскойтерритории, по которой странствовал Моисей с народом, находился на восточном побережьи Акабского залива, хотя мадианитяне кочевали далеко на север и на запад. В дни Моисея мадианитяне владели обильными пастбищами вокруг Синая.

21 Моисей женился на мадианитянке, по имени Сепфоре, дочери Иофора, также называемого Рагуилом (18; 3:1). Иофор был священником и правителем мадианитянским. Они были потомки Авраама по Хеттуре (Быт. 25:2), и, возможно, были осведомлены о Боге Авраама. У Моисея было два сына Гирсон и Елиезер (18:3,4). Существует предание, что Моисей во время сорокалетнего странствования в Мадианитянской пустыне, написал книгу Иова.

Главы 3,4. Несгораемый куст

После многих лет сострадания своему народу и ожидания исполнения давних обетований, наконец Моисей в 80 летнем возрасте услышал непосредственный Божий голос, зовущий его освободить Израиля. Теперь Моисей не был таким самоуверенным, как прежде в свои молодые годы. После многих извинений он весьма неохотно принял на себя это повеление. Получив божественное заверение о помощи и вооруженный силой и даром чудотворения, он пошел к фараону.

Глава 5. Первое требование Моисея

10 Фараон был весьма наглым и в ответ Моисею приказал надзирателям прибавить больше работы израильтянам, требуя от них урочного числа кирпичей и сбора своей соломы.

Археологическм заметкж Кирпичи Питома.

Навиль в 1883 году, а Кайл в 1908 году нашли в Питоме, в нижних рядах, кирпичи с хорошей обрубаной соломой; в средних рядах было меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхний же Бритиш Броюкаст Корпорейшен, Лоидон) ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина. Какое замечательное доказательство событий описанных в книге Исход!

Глава 6. Родословие Моисея

Родословие Моисея очень краткое. В нем упоминаются лишь более известные предки. Оказывается, что Моисей был внуком Каафа, и в его время из рода Каафа было 8600 человек (Чис. 3:28).

Глава 7. Первая из десяти казней египетских

Вода в реке Нил превратилась в кровь. Египетские чародеи смогли сделать свои чудеса в весьма ограниченном виде. Еврейское предание гласит, что Ианний и Иамврий были египетскими кудесниками, которые противились Моисею (2Тим. 3:8). В результате этого чуда рыба в воде вымерла и люди не могли пить воду.

Река Нил считалась одним из божеств Египта. Десять казней были направлены на египетские божества, чтобы показать египтянам, что Бог Израиля превыше всех богов Египта. Читая об этих казнях, мы постоянно встречаем выражения: "и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш" (6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4,18). Манна и перепелы были посланы израильтянам для того, чтобы явить силу и славу Божью (16:6,12).

Религия Египта

На странице 118 упоминаются некоторые главные египетские божества -- животные. Во многих египетских храмах касты жрецов кормили и смотрели за этими священными животными самым роскошным образом. Самым священным из всех животных считался бык. Ему приносились жертвы и курения. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей парю, хоронили в великолепном саркофаге. Особое обожествление предоставлялось и крокодилу в его храме в Танисе, которому прислуживали более 50 жрецов. Такова была религия народа, среди которого жил еврейский народ 400 лет.

Глава 8. Казнь жабами, мошками и песьими мухами

5 Жаба была одной из египетских божеств. По слову Моисея жабы вышли из реки Нила и наполнили все жилища египтян. Чародеи опять имитировали чудо Моисея, но фараон убедился в Божьем чуде и согласился отпустить йзраиля. Позже он переменил свое намерение.

16 Мошка. Аарон ударил жезлом об землю и появились мошки на людях и животных. Чародеи не смогли воспроизвести этого чуда и убедились, что наказание это было от Бога. Они перестали противиться Моисею и советовали фараону отпустить народ еврейский.

20 Песьи мухи. Тучи песьих мух покрыли людей и наполнили дома египтян, но их не было в домах израильтян.

32 Ожесточение сердца фараона (15,32). Фараон ожесточил свое сердце. Бог ожесточи.л его сердце (10:20). Ожесточение пришло с обеих сторон. Цель Бога была в том, чтобы привести фараона к покаянию. Но когда человек сознательно противится Богу -- даже милость Божья не предохранит его от ожесточения сердца.

Глава 9. Моровая язва, воспаление с нарывами и град

3 Моровая яэва -- болезнь животных. Большой удар по египетских божествах. Бык считался главным божеством египтян. Разница состояла в том, что все животные у египтян пали, а у израильтян не погибло ни одно животное. "Весь скот" в стихе 6 не следует понимать буквально. Некоторые остались в живых (19-21).

8 Нарывы. Казнь эта коснулась людей и животных, даже чародеев, когда Моисей бросил пепел к небу.

13 Град. Прежде, чем с неба пал град, Бог сделал весьма милосердное предупреждение египтянам, чтобы они собрали свои стада в укрытие. Здесь опять мы видим разницу между египтянами и израильтянами. В земле Гошен не было града.

После всего этого египтяне убедились в необходимости отпустить евреев (10:7). Внезапное появление и исчезновение казней в таком обширном маштабе, по слову Моисея, послужило доказательством того, что чудеса эти были от Бога. Но фараон продолжал медлить, боясь потерять своих рабов. Рабочая сила Израиля причинилась развитию и укреплению египетского государства. С уходом израильтян Египет пришел в состояние упадка. Неизвестно, как долго длились казни. Некоторые полагают, что они продолжались целый год. Фараон мог бы убить Моисея, если бы он имел на это смелость. С наказанием Египта десятью казнями престиж Моисея весьма возрос (11:3).

Глава 10. Наказание саранчой и густой тьмой

3 Наказание саранчой было одно из самых страшных. Саранча появилась большими облаками и съела всю зелень на земле. В конце дня саранча лежала на земле толщиной в 12 см и растоптанная ходящими производила невыносимое зловоние. Устрашившись этой казни, служители фараона упрашивали его отпустить народ израильский (7).

21 Густая тьма. Наказав Египет густой тьмой, Бог умалил египетское божество Ра, бога солнца. Полуночная тьма над Египтом продолжалась три дня, а там, где жил Израиль, было светло. Фараон опять уступил, но снова переменил свои мысли.

Главы 11,12. Смерть египетских первенцев

Прошло около одного года. Наступило время кризиса. Еще один удар. Фараон сдался и Израиль ушел из Египта.

Если бы не десять казней, Израиль никогда не вышел бы из Египта и вряд ли сохранился бы еврейский народ.

Начало празднования Пасхи

3 Пасхальный Агнец, кровь на перекладинах и косяках дверей, смерть первенцев, освобождение из враждебной страны и празднования Пасхи -- прошли через всю историю израильского народа и рисуют историческую картину Христа -- пасхального Агнца и наше освобождение из враждебного, греховного мира кровью Христа.

Археологическая заметка

22 Смерть первородного в доме фараона. В раскопках найдены записи, указывающие на то, что Тутмос 4, наследник Аменхотепа 2, не был его первородным или очередным наследником.

Также перворожденный Мернепты умер в особенных обстоятельствах и не наследовал престола своего отца. Но кто бы из фараонов ни был в то время на престоле, библейские заявления доказаны.

35 "Выпрошенные драгоценности" у египтян не были отдолженными, но открытыми подарками, платой за рабский труд прошлых поколений. Сам Бог повелел Своему народу просить у египтян этих даров (3:21,22; 11:2,3). Египтяне оказались весьма услужливыми, так как они боялись Бога Моисея (12:33). Таким образом громадная сумма египетского богатства перешла в руки Израиля. Некоторая часть этих средств была использована на постройку скинии.

Глава 13. Пресный хлеб. Посвящение первенцев

3 Пресный хлеб, употребляемый во время празднования Пасхи, был символом и постоянным напоминанием поспешности, с которой Израиль выходил из Египта (12:34).

11 Повеление посвящать Господу первенцев от человека до скота было напоминанием избавления их первенцев в Египте.

17 Путь в Ханаан. Прямой путь по берегу моря через филистимлянскую земляю был загражден египетскими войсками. В то время стояла великая стена от Черного моря до Средиземного моря. Самый возможный окружной путь для Израиля лежал через пустыню.

21 Столб облачный днём и столб огненный ночью. Выйдя из Египта они странствовали по враждебной им земле, поэтому Бог взял их под Свою охрану и дал им видимые знаки направления и защиты. Он никогда их не забыл и не оставил в течении 40 лет их странствования, пока они не достигли Обетованой земли (14:19,24; 33;9,10; 40:34-38; Чис. 9:15,23; 10:11).

Глава 14. Переход через Чермное море

Полагают, что место перехода было где-то около теперешнего Суэцкого канала. Господь применил "сильный восточный ветер", чтобы осушить море (21). "Воды были им стеною по правую и по левую сторону" (15:8; 14:22). Управление водами для избавления Израиля и погибели египтян было только по Божьему чудотворному изволению. События эти встревожили окружающие народы (15:8; 14:22).

Археологическая заметка

Библейский рассказ о переходе израильтян через Чермное море благодаря ветру, "разделившему воду", не является неправдоподобным. Длинная отмель Суэцкого канала в то время уходила далеко на север. "Поднятые берега" в этой местности указывают на разнообразие в уровне воды и земли. Если это было так, то вода могла уйти на север в низы, составляющие теперь Горькие озера. При постоянном ветре (21), понижающем уровень воды, что является обычным явлением, земляной мост мог образоваться, разделяя воды севера и юга. Воды стали "стеной", то есть "защитой". Нет надобности думать, что воды были перпендикулярной стеной, нарушающей закон притяжения. "Сильные восточные ветры" погнали воды на низ в залив. Погоня египтян говорит о том, что в этом переходе евреев они не видели ничего особенного или сверхъестественного. Они не могли атаковать израильтян с флангов. Воды в низине на севере и залив на юге стояли "стеной". Египтяне гнались по открытой морской грязи, в которой завязли и были покрыты возвратным приливом воды (25), благодаря ослаблению ветра.

Глава 15. Песнь Моисея

Избавление Израиля из Египта символически напоминает об избавлении Церкви Христа из грешного мира, так что торжественной песнью спасенных в конце мира будет "песнь Моисея и Агнца" (Откр. 15:3). В этой песни вспоминаются великие Божьи дела, о которых искупленные будут петь во веки веков.

Глава 16. Манна и перепелы

2 Странствуя по пустыне всего лишь один месяц, трудности пустынной жизни начали портить настроение народа. В народе поднялся ропот. Их взоры были обращены на "котлы с мясом", а не на Обетованную землю.

4 Манна -- "хлеб с неба" была "мелкой и круповидной, как иней на земле". Вкусом она была "как лепешка с медом" (31). Она была непосредственно сотворенной Богом или натуральным продуктом, чудесным образом размножаемой. Манна появлялась на земле каждое утро с росой и была похожа на кориандровое семя. Манну мололи, толкли и варили в горшках и пекли с нее лепешки. На каждого человека на сутки назначалась определенная мера манны -- гомор, около 4 литров. На шестой день народ собирал манны в двое больше, чтобы хватило на день субботний.

Манна начала падать с неба один месяц по выходе из Египта и продолжала падать 40 лет, пока народ не перешел Иордан и потом так же внезапно исчезла, как и появилась (Чис. 11:6-9; Ис. Нав. 5:12). Иисус учил, что манна символически напоминала о Нем (Иоан. 6:31-58).

13 Перепелы не были посылаемы ежедневно, как манна. 0 перепелах упоминается всего лишь дважды -- скоро по выходе из Египта и годом позже, после горы Синая (Чис. 11:31-34). Народ израильский владел большими стадами животных (12:38), но вынужден был бережливо обращаться со скотом для пищи. Их мясным продуктом в Египте была рыба.

Гора Синай

Гора Синай, иногда называемая Хорив. Синайский полуостров, треугольный по форме, был расположен между двумя рукавами Чермного моря. Западный берег полуострова был длиной около 300 км, а восточный около 250 км. Северная часть полуострова пустынная, а южная -- покрыта большим скоплением неровных гор. Местность названа, по всей вероятности, по имени вавилонского бога луны Сина. С давних времен известна по добыче меди, железа, охри и драгоценных камней. Ещедо времен Авраама восточные цари проложили дорогу на северные окраины Аравийской лустыни и до Синайского края.

Гора Синай, при которой Израиль получил закон, находится в южной части полуострова. Она нроизводит впечатление "забытой массы скал, внезапно поднимающихся с равнин на величественную высоту". На северо-западной стороне горы находится равнина, длиной в 3 км и шириной в ! км, где, возможно, был расположен израильский стан.

В 65 км от Синая на северо-запад раслоложена Долина пещер, где на высоте 120 м сверху шахт находится изображение египетского фараона Семерхета первой династии, которое он приказал высечь на том месте, где он казнил синайского царя. Здесь также находятся 250 надписей других позднейших царей. В 15 км на север от Долины пещер расположен Серабит-эль-Хадем, где сэр Флиндерс Питри обнаружил древнейши< алфавитные письмена.

Глава 17. Вода из скалы

Перед этим Моисей сделал воды Мерры сладкими (15:25). А в Рефидиме он дал Израилю воду из скалы. Подобное чудо он совершил и в Мериве (Чис. 20:1-13). Битва с амаликитянами (15:8-15). Первая попытка врагов после Египта помешать переселению в Ханаан. Бог повелевает истребить амаликитян, восставших на Израиля (14; Втор. 25:17-19).

Глава 18. Совет Иофора

Моисей принял совет дружественного мадиамского князя, своего тестя Иофора. Пользуясь и своим опытом, он реорганизовал и внес улучшение в делах правосудия.

Глава 19. Голос Бога с Синая

Израипь стоял у горы Синая около 11 месяцев (1; Чис. 10:11). При сильных раска тах грома и молнии, сопровождаемых землетрясением и сверхъестественным трубным звуком, гора тряслась и дымилась, когда Бог говорил и дал десять заповедей и закон Своему народу.

500 лет позже у этой же самой горы пророк Илия получил намек на то, что Божье дело совершится не огнем и не землетрясением, а тихим голосом позднейшего пророка (3Цар. 19).

Глава 20. Десять заповедей

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира...и не поклоняйся ему.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Помни день субботний, чтобы освятить его.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства.

Не желай ничего ближнего твоего.

Позже эти заповеди были "написаны Божьим перстом" на обеих сторонах скрижалей. Скрижали и написание было Божьим актом (31:18; 32:15,16). Они хранились столетиями в ковчеге завета. Полагают, что они были потеряны и уничтожены во время пленения А что было бы, если бы они когда-либо были найдены?

Десять заповедей легли в основу еврейского закона. Четыре из них касаются нашего отношения к ближнему. Христос выразил их в двух заповедях: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лук. 10:27).

Почитание Бога лежит в основе десяти заповедей. Христос считает наше почтение Бога основным правилом приближения к Богу, как указано в первом прошении молитвы Господней: "Отче наш!...да святится имя Твое". Приходится удивляться, что так много людей в своем ежедневном разговоре произносят имя Бога легкомысленно и напрасно. Десять заповедей воспрещает идолопоклонство.

Главы 21,22,23,24. Книга завета

Бог дал народу еврейскому десять заповедей, а затем "Книгу

завета" -- свод законов в форме книги. Обязаность соблюдения этих

законов была закреплена кроплением крови завета (24:4,7,8).

Законы: о рабстве, смерть за убийство, похищение людей, злословие родителей, "око за око", возмещение, воровство, потрава чужого поля, обольщение девицы, колдовство, скотоложство, идолопоклонство, милость к вдовам и сиротам, заем, обеты, почтение начальствующих, приношение первых плодов земли и первенцев, лжесвидетельство, правосудие, милость к животным, взятки, пришельцы, суббота, юбилей, Пасха, праздник жатвы, сбор урожая, не варить козленка в молоке матери, не всупать в союз с хананеями, вознаграждение за послушание.

Глава 25 до 31. Руководство для постройки скинии

9 Сам Бог дал образец скинии в деталях (25:9). Повеление это записано дважды: "так и сделайте" и в главах 35 по 40, где детали повторяются дословно -- "так и сделали сыны Израилевы все работы".

Скиния была "образом и тенью небесного" (Евр. 8:5). Для еврейского народа она имела особое временное значение и в то же время была "образом будушего" (Евр. 9 и 10).

Скиния и храм, который был построен позже по образцу скинии, были центром еврейской национальной жизни.

Таким образом Богу было угодно запечатлеть важные мысли в сознании человечества, имеющие отношение в будущем к христианству.

Главы 32,33. Золотой телец

Бык считался главным божеством Египта. Позже он стал божеством лесяти колен Израиля (3 Цар. 12:28). Жаль, что Израиль так скоро после громогласного голоса Бога с горы Синая: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим", и после всех великих чудес в Египте, отступил от истинного Бога. Все это говорит о том, как глубоко погряз Израиль в египетском идолопоклонстве. Явление это было весьма критическим, требующим немедленного применения дисциплины и наказания, которое было очень скорым и суровым.

31 Желание Моисея, чтобы Бог "изгладил его из книги, в которую вписал", говорит о величии его характера.

Глава 34. Вторичное восхождение на гору Синай

2 Моисей был на горе Синае первый раз 40 дней и ночей (24:18). Бог повелел ему взойти на гору вторично, на которой он опять пробыл 40 дней и ночей. Первый раз Бог вручил ему две каменные скрижали (таблицы) и детали постройки скинии. Вторично Бог вручил ему новые скрижали.

29 Лицо Моисея "стало сиять лучами", потому что Бог был с ним, подобно тому, как просияло лицо Иисуса "как солнце" на горе Преображения (Матф. 17:2).

Главы 35 до 45. Постройка скинии закончена

Скиния и все ее принадлежности построены по планам, указанным в главах 25 по 31.

Размеры скинии следующие: 14 м в длину, 5 м в ширину и 5 м вышиной.

Скиния была сделана из перпендикулярных брусьев, покрытых завесами. Она всегда ставилась лицевой стороной на восток.

На северной и южной стороне было по 20 брусьев и 6 на западной, длиной в 4 1/2 м и шириной в 70 см. Брусья были из дерева ситтим (твердая акация), обложенные чистым золотом. В конце каждого бруса было по два шипа, чтобы стоять прямо и по два серебряных кольца, соединенные шестами из дерева ситтим, которые проходили через золотые кольца в брусьях.

Десять покрывал, каждое длиной в 10 1/2 м и 1м 75 см шириной, были сделаны из тонкой льняной ткани, голубого, пурпурного и червленого цвета, с искусно вышитыми херувивами. Покрывала сцеплялись золотыми крючками в голубых петлях, чтобы сливались в одну целую завесу. Это одно большое покрывало составлялось из 10 покрывал, шириной в 18 м с востока на запад и в 13 м с севера на юг, а запасные 5 м висели на западном конце. Занавеса эта покрывала остов скинии из обложенных золотом брусьев.

Золото и серебро, использованное на постройку скинии и ее утвари, определяется в 1 250 000 долларов. Средства эти поступили от израильтян, которые выпросили их у египтян (12:35).

Палатка

8 Палатка покрывала скинию. Она была сделана из материала козьей шерсти, всего 11 покрывал, каждое длиной в 14 м и в 1 3/4 м шириной, соединявшиеся крючками из меди. Ее длина с востока на запад была 18 м и с севера на юг 13 м. Второе покрывало было из красной бараньей кожи, а поверх этих двух покрывал еще одно из кож барсука (тюленя? или дельфина?).

Это тройное покрывало палатки из материала козьей шерсти, красной кожи и барсуковой кожи поддерживалось коньковым брусом.

Святое святых

Пять западных метров Скинии представляли из себя правильный куб. Он считался местом жительства Бога. В нем был только ковчег завета, и туда входил первосвященник только один раз в год. Это "тень будущего" (Евр. 9:24).

35 Завеса

Завеса была сделана из тонкой льняной ткани голубого, пурпурного и червленого цвета, с искусно вышитыми херувимами. Она отделяла святое от святого святых или, так сказать, Божью престольную комнату от человеческого зала ожидания. В момент смерти Христа на кресте завеса в храме разодралась надвое (Матф. 27:51), что означает, что с тех пор открылась дверь нелосредственного общения человека с Богом.

37 У входа во святилище, с восточной стороны, была еще одна завеса (ширма). Она тоже была сделана из тонкой льняной ткани цвета голубого, пурпурного и червленого.

1 Ковчег завета

Ковчег завета был сделан из дерева ситтим и обложен чистым золотом. Он был похож на ящик, размером в 1 м длиной и 60 см шириной и 60 см вышиной. В нем хранились две скрижали с 10 заповедями, сосуд с манной и распветший жезл Аарона.

6 Крыша ковчега завета была из чистого золота и на ней были два херувима на противоположных концах с распростертыми крыльями. Лица их обращены друг к другу и склонены вниз к крышке. Крышка ковчега завета, находясь сверху двух скрижалей закона, символизировала собой место встречи закона и благодати и указывала нз "тень Христа". Херувимы были символом великой заинтересованности небесных житеней в плане избавления человеческого рода. Об этом писан апостол Петр: "во что желают проникнуть ангелы" (1Петр. 1:12).

Ковчег завета был потерян где-то в Вавилоне во время пленения. В Откровении 11:19 мы читаем, что Иоанн видел ковчег завета в "храме", но это было лишь в видении и не означает, что он видел вещественный ковчег завета, потому что на небе "не будет храма" (Откр. 21:22).

Святилище

Святое занимало девять восточных метров скинии. В нем был стол с хлебами предложения на северной стороне и светильник на южной стороне. Жертвенник курения стоял около завесы. Он был "тенью" церкви.

10 Стол хлебов предложения

Стол был 1 м длиной, 1/2 м шириной и 3/4 м вышиной. Сделан он был из дерева ситтим (акации) и обложен чистым золотом. На нем клались двенадцать хлебов, которые заменялись новыми каждую субботу. Стол стоял на северной стороне святого святых. Он был символом благодарности Богу за ежедневную пищу (Лук. 11:3).

17 Светильник

Светильник был из чистого золота. Он имел вид стебля с шестью ветками, отходившими с обеих сторон, по три на каждой стороне. Его высота была 1 1/2 м и 1 1/4 м в ширину. На нем воскурялись благовонные курения. "Это всегдашнее курение перед Господом в роды родов" (30:7-8).

Светильник в Соломоновом храме был сделан по этому же образцу и, возможно, был включен в храмовую утварь, которую вавилонские пленители унесли с собой в Вавилон, а потом вернули (Езд. 1:7).

Светильник в Иродовом храме дней Христа мог быть одним из этих двух. Он был взят в Рим в 70 году по Р.Х., изображен на Титовой арке и с "почетом положен в христианской церкви в Иерусалиме, в 533 году по Р.Х. С тех пор о нем ничего не известно. Изображение на Титовой арке можеть быть весьма точным изображением первого светильника.

Светильник может быть "тенью" Слова Божьего, хотя в Откровении 1:12,20 светильник является символом Церкви.

25 Жертвенник для приношения курений

Он имел форму квадрата в полметра. Сделанный из дерева ситтим (акации) и обложенный чистым золотом. Стоял перед завесой. "Всегдашнее курение пред Господом в роды ваши" (30:8). Жертвенник был символом постоянной молитвы (Откр. 8:3-5).

1 Жертвенник всесожения

Жертвенник для сжигания животных. Квадратной формы в 2 1/ 2 м и высотой в 1 1/2 м. Он был из дерева ситтим и обложенный медью. Внутри наполненный землей. Вокруг жертвенника были ступеньки для обслуживающих священников. Он стоял на восточной стороне от скинии у входа во двор. Огонь на жертвеннике, чудесно зажженный, никогда не потухал (Лев. 9:24; 6:9). Был символом того, что грешник не имеет доступа к Богу, как только через кровную жертву. Это символ и "тень" смерти Христа.

8 Медное море [умывальник]

Медное море -- это большой медный умывальник, в котором священники умывали руии и ноги перед служением у жертвенника. Он служит символом очищения от греха и "тенью" очищения через кровь Христа или даже намеком на христианское крещение.

9 Двор

Скиния была огорожена забором в 45 м длиной, 23 1/2 м шириной и в 2 1/4 м вышиной. На восточной стороне забора были ворота. Ограда стояла на медных столбах на растоянии 2 1/4 м . Сцеплялась она крючками и кольцами из серебра, вложенными в углубления из меди. Ворота на восточной стороне были размером в 9 м шириной, сделанные из голубого и червленого полотна.