ЕЗДРА

Возвращение из плена
Восстановление Иерусалима

Книги Ездра-Неемия-Есфирь являются заключительной частью Ветхозаветной истории. Они говорят о возвращении еврейского народа из Вавилона, отстройки храма и города Иерусалима и восстановления национальной жизни еврейского народа на его родине. Период этот охватывает около ста лет (536 -- 432 до Р. Х. ).

Последних три малых пророка: Аггей, Захария и Малахия жили и

служили в это время еврейского восстановления.

Два особых периода:

536 -- 516 до Р.Х. Двадцать лет, во время которых, под управлением начальника Зоровавеля и священника Иисуса, был восстановлен храм (Езд. 3-6). К этому периоду относятся пророки Аггей и Захария.

457 -- 432 до Р.Х. 25 лет, во время которых, под руководством губернатора Неемии и священника Ездры, были восстановлены и укреплены стены Иерусалима. К этому времени относится служение пророка Малахии.

Ездра описывает оба периода.

Неемия описывает только второй период.

В книге Есфирь описаны события, которые произошли в промежутке между этими двумя периодами.

Три возвращения из плена:

563 до Р.Х. Под руководством Зоровавеля из плена вернулось 42 360 евреев, 7 337 слуг, 200 певцов, 736 лошадей, 245 мулов, 435 верблюдов, 6 720 ослов и 5 400 золотых и серебряных сосудов.

457 до Р.Х. Под руководством Ездры вернулось 1 754 мужчин, 100 талантов золота и 750 талантов серебра. А о том, сколько вернулось женщин и детей ничего не сказано. Путешествие это продолжалось 4 месяца.

444 до Р.Х. Областеначальник Неемия с военной охраной отправился отстраивать и укреплять Иерусалим на государственный счет.

Хронология восстановления храма, стен и города:

536 до Р.Х. 49 897 человек вернулось из Вавилона в Иерусалим.

536 до Р.Х. В седьмом месяце они закончили постройку жертвенника и начали жертвоприношения.

535 до Р.Х. Начался ремонт храма и был приостановлен.

520 до Р.Х. Работа возобновилась Аггеем и Захарией.

516 до Р.Х. Ремонт храма закончен.

478 до Р.Х. Есфирь избрана царицей Персии.

457 до Р.Х. Ездра отправляется из Вавилона в Иерусалим.

444 до Р.Х. Неемия восстанавливает стены Иерусалима.

432 до Р.Х. Неемия возвращается обратно в Вавилон.

Израиль был пленен Ассирией в 721 г. до Р.Х.

Иуда был пленен Вавилоном в 606 г, до Р.Х.

Декрет освобождения был издан Персией в 536 г, до Р.Х.

Персидская империя

Государственная политика ассирийских и вавилонских царей в то время состояла в том, чтобы выселять все побежденные ими народы из их земель и рассеивать их среди других народов. Персидские же цари делали обратное. Они с течением времени старались своих пленников возвращать в их земли. Персы в этом отношении были более гуманны, чем ассирийцы и вавилоняне.

Одним из первых декретов после своего восшествия на престол, персидский царь Кир, в первый год своего царствования, издал указ, чтобы возвратить плененных евреев в их землю.

Персия представляла из себя плоскую возвышенность на нижнем восточном конце Евфрато-Тигрской долины. Персидская империя в это время была самой обширной страной, простираясь в восточном направлении к Индии и в западном до Греции. Ее столицами были Персеполис и Сузы. Ее цари иногда жили в Вавилоне. Она была мировой империей на протяжении 200 лет (536 -- 331 до Р.Х.).

Персидские цари:

Кир (535 -- 529 до Р.Х.). Он покорил Вавилон(536 до Р.Х.). Сделал Персию мировой державой. Отпустил евреев на родину во исполнение пророчества пророка Исаии (см. стр. 305,30б).

Камбиз (529 -- 522до Р.Х.). Полагают, что он был "Артаксерксом", упоминаемым в книге Ездры 4:7,11,23, который приостановил работу над храмом.

Дарий 1 (Хиштаспес) (521 -- 485 до Р.Х.). Дал повеление закончить храм (Ездра 6). Сделал инскрипцию Бегистунского камня (см. стр. 51) .

Ксеркс (Агасурус) (485 -- 465). Прославился в войне с Грецией. Женился на Есфири. Мардохей был его первым министром.

Артаксеркс 1(Лонгиман) (465 -- 425 до Р.Х.). Был весьма благосклонным к евреям. Поручил Неемии, своему виночерпию, заняться восстановлением Иерусалима.

Ксеркс 2 (424). Дарий 2 (Нотиус) (423 -- 405). Артаксеркс 2 (Мнемнон) (405 -- 358). Артаксеркс 3 (Охос) (358 -- 338). Арсес (338- 335).

Дарий 3 (Кодоман) (335 -- 331). Он был побежден Александром Великим (331 до Р.Х.) при Арбеллах, около Ниневии. Здесь пала Персидская империя и началась Греческая империя и могущество Персидской империи перешло из Азии в Европу.

Глава 1. Провозглашение Кира

Последних два стиха 2 Паралипоменон одинаковы с первыми двумя стихами книги Ездры, возможно потому, что в начале они составляли одну книгу. Разрешение евреям вернуться в Иерусалим было провозглашено скоро после того, как пророк Даниил объявил значение написанного на стене. Надпись гласила, что Вавилон падет в руки персов, что и случилось в ту же самую ночь (Дан. 5:25-31). Возможно, что Даниил показал Дарию исполнившиеся пророчества (Иер. 25:11,12; 29:10), а так же пророчество Исаии, который 200 лет ранее назвал Кира по имени, указав, что во время его царствования евреи возвратятся в свою землю и восстановят Иерусалим (Ис. 44:26-28; 45:1,13). Не удивительно, что царь Кир имел такое высокое почтение к еврейскому Богу (3).

Глава 2. Перепись вернувшихся из плена Число вернувшихся из плена было 42 360, кроме слуг (64,65). Из общего числа перечисленных недостает 11 000 человек. Эти 11 000, очевидно, были беженцы из других колен, не принадлежащие Иуде. Колено Ефраима и Манассии упоминается в 1Пар. 9:3, а также "Израиль" упоминается в Ездра 10:25. Словом "весь Израиль" определяются все вернувшиеся (2:70; 6:17; 8:35). 12 тельцов и 12 козлов были принесены в жертву за "всего Израиля". Из этого видно, что к возвращающимся пленникам Иуды по пути домой, присоединялись и другие колена. Событие это помогло нам лучше понимать, почему в Новозаветное время о евреях говорилось как о "12 коленах" (Лук. 22:ЗО; Деян. 26:7; Иак. 1:1).

Глава 3. Закладки основания храма

В седьмом месяце первого года по возвращению из плена евреи соорудили жертвенник и отпраздновали праздник Кущей с великой радостью и благодарностью Богу. Во второй месяц следующего года, когда полагалось основание храма, весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. "Впрочем многие из священников и левитов, и глав поколений, и старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко". Таким незначительным казался им этот храм против прежнего.

2 "Зоровавель" правитель (Агг. 1:1), был внуком царя Иехонии, который был отведен в Вавилон (1Пар. 3:17-19). По наследству он был царем, если бы не разрушилось царство, Оказывая ему честь, царь Кир назначил его правителем Иудеи.

Глава 4. Постройка храма остановлена

16 Когда постройка храма и стены начала подвигаться вперед, то народы, занимавшие еврейские земли и их соседи, начали протестовать и различными интригами и запугиваниями сумели задержать работу на 15 лет до начала царствования царя Дария.

Главы 5,6. Окончание постройки храма

Царь Дарий был дружелюбным к евреям и на 2 году его царства (520 до Р.Х.), 16 лет после возврата евреев из плена, благодаря ободрению со стороны пророков Аггея и Захарии, работа постройки храма возобновилась. Скоро после указа Дария храм был закончен с разрешением Дария пользоваться средствами из царской казны.

Через 4 года (520 -- 516) работа была закончена и с великим торжеством было сделано открытие храма.

Известный Бегистунский камень, ставший ключом для раскрытия древнего вавилонского языка был написан в том же самом году, когда была закончена постройка храма, при том же царе Дарии.

По некоторым неизвестным причинам после постройки храма работа по восстановления города затянулась на следующих 70 лет.

Главы 7,8. Ездра отправляется в Иерусалим

Путешествие это было в 457 г. до Р.Х., во время царствования Артаксеркса, который был пасынком царицы Есфири, около 60 лет после постройки храма, 80 лет после возвращения евреев в Иерусалим. Сам Ездра был священником. Он приходил учить народ Иудейский закону Божьему, украсить храм и установить храмовые богослужения.

Главы 9,10. Смешанные браки

По приходе в Иерусалим Ездра впал в великое уныние при виде того, что происходило в среде народа Иудейского. Народ, священники, левиты, князья и правители продолжали практиковать смешанные браки с языческими соседями. Бог не раз запрещал евреям смешиваться с идолопоклонниками, так как они вводили евреев в идолопоклонство, а это и было причиной их пленения. Бог посылал к ним пророков одного за другим и наказание за наказанием, а в конце отдал их на порабощение, которое почти уничтожило их, как народ. А теперь небольшой исправленный остаток вернулся в свою землю и сразу же начали смешиваться браками с идолопоклонниками. Средства, предпринятые Ездрой, чтобы избавить их от чужеземных жен, нам могут казаться очень жестокими, но они были успешными. Евреи, которые до пленения были идолопоклонниками, были исправлены и до настоящего времени воздерживаются от этого обычая.

Ездра помог провести и другие реформы, о которых записано в книге Неемии. Предание говорит, что он положил начало богослужений в синагогах и был руководителем "Великой синагоги"