ЗАХАРИЯ

Постройка храма
Предсказание о будущем храме
Видение о грядущем Мессии
Его всемирное царство

Пророк Захария был современником Аггея. Есть предположение, что Аггей был пожилым человеком, а Захария сравнительно молодым. Он был внуком Идцо, который 16 лет перед этим вернулся в Иерусалим (Неемия 12:4,16). После двухмесячной проповеди Аггея началась постройка храма и в это время Захария начал свое пророчество, которое продолжалось около 2 лет. Вне сомнения, что они оба были весьма нужными все эти четыре года, утешая и ободряя народ.

Книга Захарии гораздо больше книги Аггея. Она содержит в себе буквальные мессианские видения и многие детали из жизни Христа.

Глава 1

1-6. Плен-результат неповиновения Богу

Свое всупительное пророчество Захария сказал между вторым и третьим пророчеством Аггея, между стихами 9 и 10, 2 главы Аггея. Постройка храма продолжалась не больше месяца и её незначительные успехи были весьма удручающими для строителей. Наблюдая склонность народа пойти путями их непокорных отцов, которые привели их к этому печальному состоянию, Захария их строго предупреждает. А затем он ободряет их видением о славном будущем, которое ему открыл Бог.

7-17. Видение мужа на рыжем коне

В стихе 7 находится единственное упоминание о видениях до конца 6 главы. Постройка храма уже продолжалась 5 месяцев. Мы допускаем, что видения чередовались одно за другим и записывались.

Божье откровение через пророков в главном было непосредственным веянием Божьего Духа на мышление пророков. В данном случае они открывались через ангела, который вел разговор с пророком. (Больше об ангелах см. Матфея 4:11).

Значение видения коней состоит в том, что весь мир в то время покоился под сильной рукой Персидской империи и ее царь Дарий был весьма благосклонным к евреям и повелел им строить храм. В этом видении также есть указание, что Иерусалим опять будет великим и преуспевающим городом (см. гл.2).

18-21. Видение рогов и рабочих

Четыре рога представляют народы, которые поработили Иуду и Израиля. Четыре рабочих изображают Божьих разорителей этих народов. Значение этого фигуративного оборота речи таково, что преобладающие мировие державы будут разбиты и Иуда опять восстанет. Бог восседает на престоле даже тогда, когда Его народ временно исчезнет.

Глава 2. Видение мужа с землемерным шнуром

Замечательная глава. Видение это предсказывает заселенность Иерусалима и увеличение его богатства за пределы его стен. Сам Бог будет этому способствовать. Постройка храма шла весьма успешно уже 5 месяцев и народ готовился ремонтировать стены Иерусалима, которые, однако, были отстроены 75 лет позже. Усердие народа в восстановлении города согласуется с видением пророка того дня, когда многие народы и многие языки земли обратятся к Богу евреев, подобно тем пленным, которые еще были в Вавилоне.

Глава 3. Видение Иисуса-великого Священника

Предвидение жертвы Христа. Запятнанные одежды первосвященника Иисуса служат символом греховности народа, а снятие запятнанных одежд говорит о том, что грехи народа прощены и народ помилован Богом. Здесь символическое предсказание, когда Господь изгладит грехи земли в "один день" (9). Грядущая "Отрасль" из дома Давидова (Мессия) будет "пронзен" (12:10) и "в тот день откроется источник дому Давидову" (13:1. см. 13:1-9).

Глава 4. Видение золотого светильника и двух маслин

Сказанное в этой главе относится непосредственно к Зоровавелю и к дому, который он строил. Все же здесь есть указание на позднейший и более славный дом, который построят потомки Зоровавеля, называемый "Отрасль". Пророк увещает в день небольшого начала ожидать на славный конец. Светильник служит символом Божьего присутствия в храме или светом.исходяшим из Божьего дома. Светильники были в скинии и в храме. В Откровении 1:20 светильник символизирует церковь. Две маслины, вероятно, относятся к Иисусу и Зоровавелю. В главе 3 видение в особенности относится к Иисусу, в 4 гл. к Зоровавелю, картина эта напоминает нам видение двух свидетелей в Окровении, гл.11.

Глава 5

1-4. Видение летящего свитка

Свиток, на подобии стенной карты, длина которой была около 10 м, а ширина около 5 м, содержал в себе проклятие ворам и клянущимся ложно. Он летел по небу, снимая грен земли уничтожением грешников.

6-10. Летящая ефя

Еще один символ снятия греха. Пророк видит большую корзину, похожую на ефу, в которой сидела женщина. Затем появились две женщины, которые подняли ефу и понесли е* на крыльях между землей и небом. И хотя женщина здесь символизирует грех, женщинами грех и удаляется (9). Не служит ли это пророческим намеком на то, что грядущая Отрасль в один день снимет грехи всего человечества (3:8,9), и что Отрасль придет в мир посредством женщины без участия человека. Здесь есть некоторое сравнение с "козлом отпущения" в Левит гл. 16, на голову которого возлагались грехи всего народа, и козла отпускали в пустыню. "Ефа"-мера, корзинка, вмещающая около 40 литров.

Глава 6

1-8. Четыре колесницы

Колесницы были символом Божьего наказания, объезжающие землю и производящие меру Божьего наказания над врагами Израиля. Продолжение мысли в видении рогов и рабочих (1:18-21).

9-15. Коронация Иисуса

Пророческий символический образ, расширяющий видение об "Отрасли" (3:8-9) и Зоровавелю (4:6-9).

12 "Отрасль" - имя грядущего Мессии из дома Давидова, Который будет назван "Назарянином" (Иоанн 4:2;11:1,10, Иеремии 23:5,6; 33:15-17, Откровение 5:5; 22:16).

Правитель Зоровавель был внуком царя Иехонии, который был уведен в Вавилонский плен. Он был наследником на престол Давида. Некоторая часть пророчества Захарии относится лично к Зоровавелю, другая часть касается великого представителя дома Давидова, грядущего Мессии.

Кроме других поручений Бог предназначил дому Давидову постройку Божьего дома. Бог дал Давиду план храма, написанный Божьей рукой (1Пар. 28:11,19). Сын Давида Соломон построил этот храм согласно Божьего плана (2Пар. 2-7). Это было одно из прекраснейших зданий мира в то время. Потомок Давида Зоровавель (520-516 до Р.Х.) был занят теперь восстановлением этого храма. Он получил заверение от Бога, что он закончит эту работу (4:6-9), с таинственным намеком, что будет построен еще один храм "Отраслью" - с помощью "пришедших издали" (6:12-15).

"Отрасль" произойдет из дома Зоровавеля (Давида) по царской линии. Великий первосвященник Иисус будет коронован на царство, как представитель "Отрасли", сидящий на престоле Давида (6:12,13), соединяя символически два служения грядущего Мессии в одно-царя и священника.

Глава 7,8. Объяснение значения постов

Народ еврейский на протяжении 70 лет соблюдал посты 4,5,7 и 10 месяца (8:19), выражая этим свою печаль о разрушении храма. Приближалось время окончания постройки храма, поэтому возник вопрос относительно дальнейшего соблюдения постов. Пророк Захария отвечает народу, что для соблюдения постов у них была весьма важная причина-их отступление от Бога и посещение страданиями. А теперь их соблюдение постов приняло форму наружного благочестия и их религиозные праздники были только для их удовольствия.

Затем, придерживаясь обычного пророческого порядка менять виды настоящего уничижения на будущую славу, Захария рисует народу картину будущего века, где соблюдение постов будет "радостью и веселым торжеством" (8:19).

Евреи, будучи в свое время сильным народом, с древними обычаями, установленными Богом, Который хотел сделать этот народ ведущим в мире, теперь по воле и доброму расположению персидского царя были в своей земле незначительным и презираемым остатком. Захария очень часто и усиленно убеждает народ, что так всегда не будет и положение это изменится к лучшему и что могучая империя, которая ими управляет, падет и народ, получит свою независимость.

Захария рисует перед ними картину мирного и довольного Сиона, улицы которого будут заполнены счастливимы людьми, и Сион будет центром мировой цивилизации (8:3-5), и что народы мира будут приходить к евреям, чтобы познать истинного Бога, о чем говорят и другие места Священного Писания (8:22,23; 1:17; 2:4,11; 14:8,16). Каково бы ни было первоначальное назначение этих мест Священного Писания, смысл их определенно свидетельствует уже 20 столетий о влиянии исходящем из Иерусалима-о христианстве, которое формирует направление истории и приводит народы мира к вере в Бога Израилева.

Главы 9,10,11. Божий суд над соседними народами

Главы 9-14 содержат в себе очевидные упоминания о греческих войнах, которые произошли 200 лет после Захарии.

Глава 9 как будто бы содержит в себе предсказание борьбы Иуды с Грецией. Александр Великий завоевав Палестину (332 до Р.Х.) разрушил ее города, упоминаемые в стихах 1-7, в таком порядке, в каком они упоминаются пророком, но пощадил Иерусалим (8). Стихи 13-17 как будто бы относятся к дальнейшей борьбе Иуды с греком Птоломеем и Селевком, в маккавейском периоде времени.

В стихах 9:9,10 нарисована картина грядущего царя Снопа и борьба Иуды с Грецией. Стих 9 цитируется в Новом Завете, в связи с торжественным входом Христа в Иерусалим (Матф. 21:5; Иоан. 12:15). В таком же духе в стихе 10 пророк говорит о дне окончательного торжества. Взгляд на начало мессианского царства, взгляд на конец.

В главе 10 говорится о восстановлении Божьего рассеянного народа, так как к тому времени лишь небольшой остаток вернулся из плена.

Глава 11 содержит в себе притчу о пастухах. Божье стадо было пренебрежено ложными пастырями. Этим примером Бог хочет показать народу их отверженце Бога, как доброго Пастыря (12,13). Судя по контексту нам трудно видеть здесь связь с предательством Христа Иудой Искариотом, но об этом мы читаем в Матфея 26:15; 27:9,10. Тот факт, что об этом цитируется в Новом Завете, доказывает верность Божьего Слова. Бог преломил, нарушил Его жезл благословения и "узы, чтобы рассторгнуть братство между Иудой и Израилем", то есть Его завет с ними и задержал их соединение в земле их потому, что они отвергли истинного Пастыря.

Поэтому они были отданы чужому, негодному пастуху ("идолу" - пастуху, 15-17). Полагают, что слова эти относятся к разрушению Иерусалима римлянами, скоро после смерти Христа и последующего рассеяния евреев. А может быть предсказывающими будущее гонение на евреев, от маккавейского периода до времени зверя, согласно Откровения 13 главы.

Главы 12,13,14. Видение будущего Израиля

Так главы 9,10,11 изрекают Божьи суды на соседние народы (9:1). Таким образом главы 12,13 и 14 говорят о судах-наказаниях, грядущих на Израиль (12:1,2). Первая и вторая часть являются расширенным продолжением видений первых восьми глав и эти мысли постоянно повторяются в разных изменениях.

1-6. Наступающая борьба Иуды со всеми народами. Описание этой борьбы продолжается в главе 14:1-8. Некоторые считают язык этой борьбы фигуративным, описывающим Божью борьбу с народами христианской эры. Другие принимают в буквальном смысле и относят эту борьбу к последнему времени.

Траур в доме Давида. Все ниже сказанное, кажется, относится к дому Давида. Хотя смысл слов не очень ясный, тем не менее видно, что в доме Давида происходит какое то переживание, во время которого видное лицо семьи будет поражено (13:7); руки его будут пробиты (12:10; 13:6) и после этого откроется источник для омытая грехов (13:1). Это случится, когда "дом Давида будет как Бог" (12:8). Только один член дома Давида был Богом-Иисус Христос. До этого личность эта называлась "Отраслью" (3:8), которая "изгладит грех земли в один день" (3:9), "создаст храм Господень" (6:12) и будет "владычествовать на престоле своем" (см. 6:9-15). Здесь весьма замечательное и подробное предсказание о смерти Христа, ни к кому другому не применимое. Таким образом смерть Отрасли из дома Давида будет средством Божьей силы против народов (12:2-4) и ее эффективность будет проявлена в конечном удалении идолов и ложных пророков с земли (13:2-5).

Глава 14

1-2 Борьба Иуды с народами (см. 12:1-6).

3-21. Божья победа и всемирное царство. Здесь величественное исполнение всех пророческих ожиданий, день возвращения Господа и восстановление вечного царства. Некоторые исследователи Библии говорят, что стихи 4-8 относятся ко Христу, когда Он придет вторично и буквально установит Свой престол на горе Елеонской и что гора эта будет убежешем, с которой будут течь источники на восток и на запад и что Иерусалим будет местом поклонения для всех народов, о чем сказано в стихах 10-21. Другие толкуют эти стихи иносказательно и думают, что они относятся к новому небу и новой земле, под воображаемым добрым, богатым и сильным царем, подобно описанию неба примером прекрасного земного города, как читаем в Откровении 21 главе.

8 "Две части" означают большую часть населения, которая погибнет во время разрушения Иерусалима (70 лет после Р.Х), по причине отвержения Христа.

Краткое изложение предсказаний Захарии о Христе

Заместительная смерть Христа и омытое грехов (3:8-9; 13:1).
Созидатель храма (6:12,13).
Он всемирный царь и священник (6:13; 9:10).
Торжественный вход в Иерусалим (9:9, упоминаемый и в Матф. 21:5; Иоан. 12:15).
Продан за 30 сребреников (11:12 и Матф. 27:9-10).
Его божество (12:8).
Его пронзенные руки (12:10;13:6; Иоан. 19:37).
Поражение Пастыря (13:7; Матф. 26:31; Марк. 14:27).

В этих простых заялениях пророка предсказано не только учение грядущего Мессии о Его заместительной жертве за грехи всего мира, Его божество и всемирное царство, но также упоминаются весьма детально случаи из Его земной жизни, как вход в Иерусалим на молодом осле и Его предательство за 30 сребреников и так дальше.