Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


ДЕЛА И ЖЕЛАНИЯ ГРЕХОВНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

(Семь смертных грехов)

XXVI. ГОРДОСТЬ

Вопрос: что такое гордость? Почему быть гордым - грех?

Ответ: гордость, о которой мы говорим, - это завышенное самомнение человека. Она считается грехом, потому что заставляет нас думать, что можно быть независимым от Бога, и ощущать превосходство над ближними, а часто и безразличие к ним.

1. Природа гордости:

a) гордость исходит из сердца (Мр. 7:22; Лк. 9:46, 47). Ее описывают, как помышление сердца человека (Лк. 1:51) или как надменность сердца (Ис. 9:9; Пс. 130:1; Дан. 5:20);

б) гордость проявляется, когда мы замечаем, что отличаемся от других и поэтому чувствуем свое превосходство (1 Кор. 4:7). Она - обманчивое ощущение собственной значимости (Мтф. 26:33; Мр. 14:29);

в) гордость - это чрезмерная любовь к себе (2 Тим. 3:2), превознесение самого себя (Лк. 18:9-14);

г) когда мы думаем о себе больше, нежели должно (Рим. 12:3), мы теряем правильное положение перед Богом и ближними (Иуда 6).

2. Формы гордости:

a) мы можем гордиться своей внешностью (Мр. 12:38; 1 Пет. 3:3);

б) мы можем гордиться своим положением и авторитетом (Мр. 9:33-37; Лк. 9:46-48; Мр. 12:38, 39; 1 Ин. 2:16);

в) власть, которой мы обладаем, может стать предметом нашей гордости (Лев. 26:19; Иез. 30:6; Деян. 8:18, 19);

г) мы можем гордиться своими достижениями и успехом (2 Пар. 26:15, 16);

д) гордиться можно своим имуществом (4 Цар. 20:13; Лк. 12:13-21);

е) испытывать гордость можно за свои знания (1 Кор. 8:1) или интеллект (Ис. 12:13-21);

ж) предметом гордости могут стать способности и духовные дары (1 Пет. 4:10-11; сравни 1 Кор. 12:4);

з) можно гордиться знакомством с людьми (1 Кор. 3:21);

и) в сердце может появиться гордость за духовные благословения (2 Кор. 12:7).

3. Как выражается гордость:

a) гордость выражается в отношении к людям (Еккл. 7:8), в излишней самоуверенности (Мтф. 26:33-35; Мр. 14:29-39; Лк. 22:33), в нежелании прислушаться к совету (Прит. 13:10), в призрении к другим (Пс. 122:4), в самонадеянном планировании будущего (Иак. 4:15, 16), в высокомерии (Прит. 8:13);

б) гордость видна в наших глазах: в них может появиться надменность (Прит. 6:17; 21:4). Чаще всего мы сморим такими глазами на своих родителей (Прит. 30:17);

в) гордость выражается в целях и претензиях. Гордый всегда хочет иметь все больше и больше, чтобы было чем гордиться (Авв. 2:5), поэтому он вдобавок становиться еще и жадным;

г) гордость проявляется в словах (1 Цар. 2:3; Лк. 9:46), особенно в хвастовстве (Ис. 10:12, 13), преувеличении (Дан. 4:11; 2 Пет. 2:18; Иуда 16) и в любви поспорить (2 Тим. 2:24, 25);

д) она выражается в действиях и в ответной реакции; гордый не радуется успеху других(1 Кор. 13:4), он злится и готов совершить насилие (Быт. 4:6).

4. Результаты, к которым приводит гордость:

a) она поощряет надменность (Прит. 21:24);

б) она приводит к чрезмерному самомнению (1 Кор. 4:6) и к ложному ощущению своей значимости (1 Тим. 3:6);

в) гордость ведет к раздорам (Прит. 13:10; 28:25);

г) она вызывает необоснованную самоуверенность (Мтф. 26:33-35; Мр. 14:29-31; Лк. 22:33);

д) она делает нас безумцами, нашептывая, что мы ни от кого не зависим, даже от Бога (Пс. 9:25; Ос. 7:10);

е) она рождает ложное ощущение безопасности (Авд. 3, 4);

ж) она заставляет неуважительно относиться к Слову Божьему и даже отвергать его (Иер. 43:2);

з) она ведет к самообману (Иер. 49:16). Нас обманывает гордость нашего сердца (Прит. 26:12; Авд. 3);

и) она препятствует поклонению Богу, мешает нам быть угодными Ему (Быт. 4:3-5; Иак. 4:6);

к) гордость лишает нас общения с Богом, потому что она - результат нашей внутренней испорченности (Мр. 7:20-23);

л) в конце концов она приводит к падению (1 Кор. 10:12) и позору (Прит. 16:18; сравни 18:12).

5. Примеры гордости, показанные в Библии:

a) ангелы, потерявшие свое достоинство (Иуда 6; сравни Ис. 14:12);

б) фараон, который гордился тем, как он поступил с израильским народом (Неем. 9:10);

в) Езекия, который был слишком горд, чтобы выразить свою благодарность Богу за Его благодеяния перед другими людьми (2 Пар. 32:25);

г) Навуходоносор, возгордившийся своей силой и могуществом (Дан. 3; 4:30; 5:20);

д) Валтасар, сердце которого было слишком гордым, чтобы смириться (Дан. 5:22, 23);

е) Аман, желавший, чтобы ему поклонялись люди (Есф. 3:5);

ж) Моав, чья гордость проявилась в надменности и хвастовстве (Ис. 16:6);

з) жители Тира, гордившиеся своими достижениями и успехом в торговле (Ис. 23:8, 9);

и) Едом, гордость сердца которого обольстила его, так что он почувствовал себя неуязвимым для неприятельских атак (Авд. 3);

к) Вавилон, чья гордость привела к тому, что он бросил вызов Богу (Иер. 50:29 32);

л) Ассирия, чья гордость дала ей ощущение превосходства над остальными (Иез. 31:3, 10);

м) Израиль был опьянен своей гордостью (Ис. 28:1; Ос. 5:5, 9);

н) Иудея, чья гордость не позволила ей прославить Бога (Иер. 13:15, 19);

о) фарисеи, гордость которых заставила их поверить в свою праведность и презирать других (Лк. 18:9-14);

п) гордость книжников проявилась в том, что они выставляли свои знания напоказ и ждали общественного признания (Мр. 12:38, 39);

р) Петр чувствовал себя сильнее других, думая, что способен лучше других противостоять искушениям (Мтф. 26:33-35; Мр. 14:29-31; Лк. 22:33);

с) Ирод Агриппа считал, что может присвоить себе славу, принадлежащую только Богу (Деян. 12:21-23);

т) гордость ослепила лаодикийцев, и они перестали замечать свою духовную нищету (Откр. 3:17).

6. Преступления гордости:

Во-первых, она заставляет нас грешить против Бога.

a) она объявлена грехом (Прит. 21:4);

б) гордость лишает нас чувства долга перед Богом, мы забываем, что все доброе, что мы имеем, Он дал нам (1 Кор. 4:7);

в) мы присваиваем себе успех, который на самом деле обеспечил нам Бог (Суд. 7:2);

г) мы отказываемся прислушиваться к словам Божьим и упрямо следуем за тем, к чему склонно наше сердце (Иер. 13:10);

д) мы считаем, что можем быть независимыми от Бога (Иер. 13:8-11);

е) мы доверяем не Богу, а себе, верим в то, что сможем сами построить свою жизнь, умея управлять собой (Пс. 51:3; 74:5; 93:3, 4);

Во-вторых, гордость заставляет нас грешить против ближних;

ж) мы благоволим одним людям больше, чем другим (1 Кор. 4:6);

з) мы игнорируем или презираем тех, кого считаем ниже себя (Рим. 12:16; сравни Лк. 18:9);

и) мы мало думаем об интересах других людей, проявляя невнимательность (Пс. 9:23; Прит. 21:24).

7. Осуждение гордости:

a) мы должны уже потому осудить гордость, что она - великий грех сатаны (1 Тим. 3:6; Откр. 13:5);

б) гордость безумцев неугодна Богу (Иер. 13:15; Соф. 3:11);

в) гордость характеризует противников Бога (2 Тим. 3:2);

г) Бог ненавидит гордость (Ам. 6:8; Иер. 13:9); Он гордым противится (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5);

д) гордость неминуемо приведет к суду Божьему (Иер. 13:15-17), Господь положит ей конец (Пс. 27:28; Ис. 2:12; 13:11; 23:9; Иер. 13:9);

е) Бог силен смирить гордецов (Дан. 4:37).

8. Исцеление от гордости:

a) Исцеление начинается с осознания того, что в присутствии Божьем мы не можем быть гордыми (1 Кор. 1:29);

б) исцеление продолжается по мере того, как мы осознаем себя грешниками, и каждый начинает считать себя худшим из грешников (1 Тим. 1:15). Мы видим себя совсем в ином свете (Фил. 3:4-6);

в) исцеление приносит плод, когда мы отказываемся от всякой самоправедности и начинаем ощущать полную зависимость от Иисуса Христа в спасении и праведности перед Богом (Фил. 3:7-11). Поэтому мы хвалимся Иисусом Христом (Фил. 3:3) и Его крестом (Гал. 6:4);

г) исцеление никогда нельзя считать полным, потому что опасность возгордиться не исчезнет до тех пор, пока мы полностью не уподобимся Господу (2 Кор. 12:7; Фил. 3:21);

д) мы подчиняем гордость, когда понимаем, что можем хвалиться только Господом (1 Кор. 1:31); парадокс, но смирившись перед Богом, мы хвалимся Господом (Иер. 9:23), Его божественным вмешательством, Его помощью в прошлом, и уверенностью, что Он благословит и в будущем (1 Пар. 16:27; 29:11; Пс. 5:11; 32:11; 88:17);

е) исцеление продолжается, когда мы начинаем понимать притчи Писания, которые касаются гордости (3 Цар. 20:11; Прит. 25:14; 27:1);

ж) в дальнейшем исцеление происходит, когда мы понимаем слова Писания, которые предостерегают нас от гордости и призывают к смирению (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5);

з) если мы не исцелим свою гордость сейчас, она будет исцелена в день суда: Бог приготовил день для гордых и высокомерных (Ис. 2:12, 17; Мал. 4:1), Его суд уничтожит ложную гордость (Дан. 4:37; Мтф. 23:12);

и) христианин может чувствовать себя в безопасности, если он смиряет себя, следуя примеру Иисуса Христа (Фил. 2:1-13).

XXVII. ГНЕВ

Вопрос: что такое гнев? Почему он греховен?

Ответ: гнев - это выражение нашего негодования или недовольства, вызванное поступками, словами или намерениями людей. Гнев не всегда греховен, так как иногда он является справедливым ответом на зло. Но очень часто гнев является грехом, то ли из-за того, что он вызван нашим эгоизмом, то ли из-за того, что хотя гнев и оправдан, он все-таки выходит из-под контроля и приводит к неправедным словам или действиям.

1. Гнев и злоба:

a) слово "гнев" обозначает неистовые чувства, внезапно вырывающиеся в порыве ярости, которые иногда пропадают также быстро, как и появляются, а иногда надолго остаются в душе в виде злости;

б) в Библии "гнев" и "злоба" - почти синонимы. В Новом Завете слово "гнев" происходит от греческого слова, означающего "вскипать", первоначальное значение которого - "резкое движение". Таким образом, слово "гнев" указывает на бушующие чувства, которые почти бесконтрольно и очень быстро вырываются наружу и также быстро исчезают. Слово "злоба" употребляется тогда, когда надо показать, что раздражительность не исчезает сразу, а продолжается какое-то врем;

в) чаще всего грех гнева и злобы человек совершает с помощью языка (2 Кор. 12:20; Иак. 3:3-18). Гнев и злоба проявляются в словах и поступках, потому что они гнездятся в нашем сердце (Еккл. 7:9; Ам. 1:11).

2. Гнев - не всегда грех:

a) мы должны гневаться, когда о добре забывают, а злое превозносят. Библия приводит примеры праведного и святого гнева:

1) когда израильтяне сделали золотого тельца (Исх. 32:19, 22), Моисей разгневался на них за недоверие Богу (Исх. 16:20) и отступничество;

2) Давид разгневался на неправедного богача, о котором рассказал Нафан, хотя вначале не осознавал, что гневается на самого себя (2 Цар. 12:5);

3) Неемия рассердился, когда услышал о злоупотреблениях израильского народа (Неем. 5:6);

4) Павел возмутился духом при виде Афин, полных идолов (Деян. 17:16);

б) очевидно и то, что Бог возбуждает праведный гнев в Своем народе с благими целями (Рим. 10:19; 2 Кор. 7:11);

в) наш Господь Иисус Христос гневался, когда смотрел на безразличие людей к нуждам ближних (Мр. 3:5). Его гнев показывал гнев Божий;

г) святой и праведный гнев Божий по-разному описывается в Библии:

1) Бог медлен на гнев (Пс. 102:8; Ис. 48:9; Иона 4:2; Наум. 1:3);

2) Божий гнев праведен (Пс. 57:10, 11; Плач. 1:18; Рим. 2:6, 8; 3:5, 6; 9:18, 20, 22; Откр. 16:6, 7);

3) Бог полностью владеет Своим гневом. Например, изгнание меновщиков из храма нельзя назвать порывом души Христа, потому что Он осмотрел храм еще за ночь до того, как выгнал этих грешников (Мр. 11:11).

3. Но чаще всего наш гнев неправеден, потому что вызывает его эгоизм (Иона 4:4):

a) гордость, особенно уязвленная гордость, вызывает гнев (Быт. 4:3-5; 4 Цар. 5:11; Есф. 3:5; Дан. 3:13);

б) гнев пробуждает и нежелание слушать упреки (2 Пар. 26:19);

в) ревность воспламеняет гнев (1 Цар. 17:28; Деян. 5:17, 18);

г) негодование рождает гнев (Лк. 4:28);

д) эгоизм разжигает гнев (1 Цар. 21:4);

е) раздражительность дает гневу почву для роста (Быт. 40:1);

ж) часто гневу сопутствуют преступные намерения (Быт. 27:41; Кол. 3:8).

4. Гнев и злоба приносят вред и легко приводят к другим грехам:

a) когда в гневе мы теряем над собой контроль, грех стучит в двери (Быт. 4:7);

б) подобно ветру или урагану, который внезапно появляется, подобно огню, который невозможно удержать, гнев и злоба могут принести огромный ущерб (Еккл. 10:4; Пс. 123:3) и вред (Прит. 6:34; 15:1; 16:14), они неукротимы (Прит. 27:4);

в) они разделяют людей (Ам. 1:11);

г) наше лицо выдает их (Быт. 4:5);

д) они ведут к отрицательным физическим последствиям (Деян. 7:54): затаенная злоба, чувство обиды так же вредны для тела, как и для души (Прит. 14:30);

е) они уродуют нашу молитву и общение с Богом (1 Тим. 2:18);

ж) они портят христианское общение и жизнь церкви (2 Кор. 12:20);

з) они дают дьяволу повод, который он непременно использует, чтобы совершить зло (Еф. 4:26);

и) они могут стать первым шагом на пути к убийству. Гнев и злоба всегда являются причинами убийства, потому что убийство - это злоба, выросшая до невероятных размеров (Мтф. 5:22);

к) обычно споры и резкие слова сопровождают гнев и злобу (Прит. 15:18; Еф. 4:31);

л) часто они приводят к жестокости (Быт. 49:7; 2 Пар. 16:10; Прит. 27:4) и дают место несправедливому отношению (Прит. 14:17; 29:22);

м) слишком часто они приводят к ссоре (Прит. 21:19; 29:22; 30:33), насилию (Дан. 2:12) и убийству (Быт. 4:8; 49:6; Исх. 2:12; Мтф. 2:16-18).

5. Осуждение гнева и злобы:

a) гнев и злоба присущи глупцам (Прит. 12:16; 14:17, 29; 27:3, 4; Еккл. 7:9);

б) гнев и злоба дают основание, чтобы прервать дружбу, потому что дружба с человеком, который не в состоянии управлять собой, может вызвать гнев и злобу и у нас (Быт. 49:6; Прит. 22:24);

в) они открывают истинное состояние сердца человека (Лк. 6:45);

г) гнев и злоба - дела плоти, они противны Духу Божьему (Гал. 5:20);

д) с их помощью никогда нельзя исполнить волю Божью (Иак. 1:19, 20);

е) они нарушают шестую заповедь (Мтф. 5:21, 22);

ж) они понесут наказание (Иов. 19:29; Прит. 25:28);

з) злоба и гнев забирают у Бога только Ему принадлежащее право судить, потому что легко провоцируют нас взять суд в свои руки (Рим. 12:19);

и) они навлекают на нас суд Божий (Мтф. 5:22).

6. Как христианин должен относиться к гневу и злобе:

a) мы понимаем, что гнев и злобу рождает наша старая природа, которая владела нами до обращения ко Христу, поэтому их, как и другое зло, необходимо искоренять (Еф. 4:31);

б) мы должны хорошо подумать, прежде чем гневаться (Пс. 36:8; Прит. 15:18; 16:32; 19:11; Тит. 1:7; Иак. 1:19);

в) стремясь избегать гнева и злобы в своей жизни, мы должны по мере возможности помогать другим людям избавиться от этих грехов (Прит. 15:1, 18; 16:32; 29:8, 11);

г) если наш гнев и праведен, то перед нами все равно стоит задача не совершить грех в порыве этого справедливого гнева (Еф. 4:26) и не позволить сатане управлять нашими действиями с его помощью (Еф. 4:27).

XXVIII. ЗАВИСТЬ

Вопрос: что такое зависть? Почему зависть это грех?

Ответ: зависть - это болезнь воли, вызванная преимуществами в положении других. Зависть греховна, потому что свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим и противоречит принципу любви к ближнему, так как любовь радуется благам других.

1. Характерные особенности зависти:

a) зависть хочет иметь почести и преимущества, которыми наслаждаются другие (Быт. 26:14);

б) она не способна понять, что Бог распоряжается дарами, почестями и способностями людей (Втор. 8:17, 18; Прит. 30:8, 9);

в) она грустит, когда другие радуются (Лк. 15:25-30);

г) она делает нас врагами тех, кто ни разу не причинил нам вреда (Быт. 37:3, 4);

д) она желает другим не счастья, а горя (Мтф. 27:18; Мр. 15:10);

е) она может пойти на все, чтобы уничтожить того, кому завидует (Быт. 4:3-8).

2. Причины появления зависти:

a) она возникает из-за того, что нас прельщают достоинства других (1 Ин. 3:12; сравни Быт. 4:38);

б) успех других людей рождает зависть (1 Цар. 18:8, 9; Дан. 6:3, 4; Деян. 13:45; 17:4, 5);

в) гордость рождает зависть (1 Тим. 6:4, 5);

г) зависть появляется из-за того, что в нашем сердце живет злоба (Иак. 3:14; Тит. 3:3).

3. Как предотвратить появление зависти:

a) зависть стала причиной грехопадения человека, потому что, вызвав зависть, сатана сделал так, чтобы человек потерял радость от чистосердечного общения с Богом (Быт. 3:1-6);

б) зависть вызвала первое в истории кровопролитие (Быт. 4:5, 8);

в) зависть - это грех, который очень ярко характеризует состояние человеческого сердца и указывает на его испорченность (Мр. 7:20-23; Иак. 3:14);

г) часто зависть становится причиной, по которой люди прилагают все свои силы, чтобы достичь успеха: они работают, потому что завидуют своим ближним и хотят превзойти их (Еккл. 4:4);

д) зависть делает человека жадным (3 Цар. 21:1-4);

е) вместе с другими грехами она может войти в жизнь человека (Рим. 1:29).

4. Осуждение зависти:

a) Бог ненавидит зависть (Прит. 3:31, 32);

б) зависть присуща этому миру, потому что он хочет жить без Бога (1 Кор. 3:3; Тит. 3:3);

в) в борьбе света и тьмы, зависть выступает на стороне тьмы (Рим. 13:12-13);

г) зависть - доказательство испорченности ума (Рим. 1:28, 29), она - дело плоти, а не плод Духа (Гал. 5:19-23);

д) зависть противоположна дружбе. Она заставляет нас хотеть того, что имеют другие, а друзья желают разделить между собой все, что имеют (Мр. 14:3-9);

е) зависть противоположна любви (1 Кор. 13:4; 1 Ин. 3:11, 12). Она делает нас непохожими на Бога (1 Ин. 4:8);

ж) зависть уподобляет нас сатане. Мы делаем его дело, когда позволяем зависти управлять своими мыслями и действиями (Ин. 8:44; 1 Ин. 3:12).

5. Опасные последствия зависти:

a) зависть еще более разрушительна и жестока, чем злоба (Прит. 27:4);

б) она подобна раковой опухоли, которая причиняет вред не только телу, но и уму, лишая последний спокойствия (Прит. 14:30);

в) она портит духовный аппетит (1 Пет. 2:1) и мешает общению с Богом (Пс. 65:18);

г) она быстро приводит к злословию (1 Пет. 2:1);

д) она рождает в нас дух критицизма, разрушающий все вокруг (Дан. 6:3, 4; Деян. 17:5);

е) она вызывает ничем не объяснимое подозрение и злобу (1 Цар. 18:1, 9);

ж) зависть находит себе выход в злых действиях (Быт. 26:14, 15);

з) она может внезапно превратиться в любой другой грех (Иак. 3:16; Быт. 37:11; Деян. 7:9): в заговор (Быт. 37:18), насмешки (Быт. 37:19), в мысли об убийстве (Быт. 37:20), в насилие (Быт. 37:23), в жестокость (Быт. 27:24), в предательство (Быт. 37:26-28), ложь (Быт. 37:32) и множество других грехов, приносящих вред и боль другим (Быт. 37:34).

XXIX. ВОЖДЕЛЕНИЕ

Вопрос: что такое вожделение? Почему оно греховно?

Ответ: вожделение - это или неуправляемое, все подчиняющее желание, или сознательное желание сделать что-то незаконное и недозволенное. Поддавшись вожделению человек грешит, потому что ставит получение удовольствия выше желания угодить Богу, а самоудовлетворение - выше блага других.

1. Отличие между желанием и вожделением:

a) способность желать (желание тела, ума и духа) была дарована Богом человеку при сотворении, в ней не было ничего плохого (Быт. 1:31; 1 Тим. 4:3, 4; Иак. 1:17);

б) но грех, как яд, портит все человеческие желания. Используя их, он стремиться сделать этот мир еще хуже (2 Пет. 1:4);

в) некоторые желания необходимы для сохранения жизни: например, аппетит, который отвечает за питание тела (Мтф. 4:2) или желание, необходимое для продолжения человеческого рода (Быт. 3:16; Евр. 13:4);

г) наш Господь Иисус Христос желал есть пасху со Своими учениками (Лк. 22:15). Павел желал разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:23). Такие желания нельзя осудить;

д) но желания могут легко устремляться к злому, и тогда они превращаются в вожделение (1 Кор. 10:6);

е) желание становится вожделением, когда его осуществление незаконно (2 Цар. 11:3, 4; Исх. 20:14);

ж) оно становится вожделением, когда не мы, а оно контролирует нас (1 Фес. 4:5): взгляд вызывает жадность, принятие пищи превращается в чревоугодие (1 Цар. 2:12-17), привлекательность приводит к прелюбодеянию в мыслях (Мтф. 5:27, 28), а сильное влечение к другому заканчивается безнравственными поступками (2 Цар. 11:2, 4).

2. Источник вожделения:

a) желания, и плохие, и хорошие, исходят из сердца (Пс. 36:4; Мтф. 15:19, 20; Рим. 1:24, 29); (на языке Библии под словом "сердце" подразумевается вся внутренняя жизнь человека: его мысли, чувства и воля)

б) после грехопадения вожделение стало частью природы людей. Эту природу можно описать как погрязшую в вожделении (Еф. 4:22);

в) источник вожделения - сильные желания нашего смертного тела, желания противозаконные и поэтому грешные (Рим. 6:12);

г) вожделение живет в нашей плоти, которая заботится об удовлетворении своих желаний (Рим. 13:14; Гал. 5:16);

д) вожделение показывает, что падшие люди в чем-то похожи на дьявола (Ин. 8:44);

е) вожделение свидетельствует о грехе, который пребывает в человеке и контролирует его поступки (Рим. 7:7, 8).

3. Характерные особенности вожделения:

a) вожделение привлекает, потому что обещает счастье, но на самом деле приносит только несчастье и страдание (Еф. 4:22);

б) вожделение проявляется в неуправляемой страсти (1 Фес. 4:5), которая приводит к половой безнравственности, а иногда и к извращениям (Рим. 1:29; Иуда 7);

в) вожделение проявляется в жажде денег (Деян. 20:33), непреодолимом желании владеть имуществом других (Исх. 20:17) или телом другого человека (Прит. 6:25; Мтф. 5:28);

г) вожделение чаще всего овладевает человеком, когда он смотрит на что-то (1 Ин. 2:16): например, Ева искусилась тем, что увидела на дереве, которое росло посреди райского сада (Быт. 3:6); Ахан искусился увиденным награбленного в Иерехоне (Иис. Н. 7:21);

д) вожделение вызывает привлекательность другого человека (2 Цар. 11:3, 4; Иов. 31:1; Мтф. 5:28) или удовольствия мира (Мтф. 4:8; Лк. 8:14);

е) пагубная дружба и плохая компания подогревают вожделение (2 Тим. 2:22);

ж) вожделение дружит с такими грехами, как пьянство, излишество в пище и идолопоклонство (1 Пет. 4:3);

з) вожделению часто сопутствуют сквернословие, пустословие и глупый смех (Еф. 5:4);

и) соблазняя (Иак. 1:14; Иуда 16), вожделение хочет подчинить человека себе (1 Фес. 4:5);

к) вожделение слушает только то, что хочет услышать (2 Тим. 4:3). Люди, которыми управляют их грешные желания, смеются, когда слышат истину, потому что она заставляет их чувствовать себя неуютно (2 Пет. 3:3).

4. Последствия вожделения:

a) вожделение развивается: однажды зачавши, оно рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15);

б) вожделение бесчестит тело (Рим. 1:24; 1 Кор. 6:17-20);

в) оно разрушает то доброе, что есть в нашей в жизни (2 Пет. 1:4);

г) оно порождает внутренние конфликты, которые приводят к раздорам (Иак. 4:1);

д) вожделение уменьшает влияние Слова Божьего на жизнь человека (Мр. 4:19);

е) вожделение может заставить обидеть ближнего (1 Фес. 4:5);

ж) оно делает нас друзьями миру и врагами Богу (Иак. 4:4). Бог требует полного повиновения Себе и любви от всего сердца (Втор. 6:5);

з) вожделение навлекает на человека суд Божий (1 Фес. 4:6), оно вызывает гнев Бога (1 Кор. 3:6).

5. Лекарство от вожделения:

a) единственное действенное лекарство - это благодать Божья, которая дает спасение. Она учит нас сказать "нет" нечестию и мирским похотям и после этого целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке, ожидая возвращения Господа Иисуса Христа (Тит. 2:11-13);

б) понимание того, что Господь Иисус отдал Себя за нас, чтобы избавить от всякого беззакония и очистить народ Свой (Тит. 2:14), рождает в нас благодарность (Рим. 12:1, 2) и желание жить не для себя, а для Него (2 Кор. 5:15);

в) поэтому мы говорим "нет" мирским похотям (Тит. 2:12), избегаем греховных желаний и стремимся к праведности (2 Тим. 2:22). Мы оставляем прежний образ жизни ветхого человека с его обольщающими желаниями и облекаемся в нового человека, созданного для того, чтобы мы могли уподобляться образу Божьему в праведности и святости (Еф. 4:23, 24);

г) мы стремимся научиться владеть собой (Тит. 2:12): благочестивый человек не тот, у кого нет желаний, а тот, кто умеет их контролировать (Гал. 5:23, 24);

д) и мы находим силы, чтобы держать себя в руках, потому что знаем, что в этом воля Божья (1 Фес. 4:3; 1 Пет. 4:2);

е) живущий в нас Дух Святой дает нам силу (Гал. 5:16);

ж) великие и драгоценные обещания Божьи помогают нам упорно бороться с вожделением и доказать, что лекарство Его спасения действенно (Евр. 13:21; 2 Пет. 1:4).

XXX. ЧРЕВОУГОДИЕ

Вопрос: что такое чревоугодие?

Ответ: чревоугодие - это неумеренность в еде, когда человек живет, чтобы есть, а не ест, для того, чтобы жить. Чревоугодие - это грех, потому что человек обоготворяет свое чрево, нанося вред своему телу и лишая себя возможности быть полезным другим.

1. О чревоугодии в общем:

a) в Новом Завете греческое слово "чревоугодник" обозначало человека, который слишком много ел (Мтф. 11:19; Лк. 7:34);

б) глупо делать целью жизни потребление пищи (Лк. 21:34);

в) чревоугодие - это злоупотребление едой; человек ест для того, чтобы есть (Прит. 23:20);

г) чревоугодие не знает слова "достаточно" (Прит. 25:16), чревоугодник съедает больше, чем нужно его организму (Пс. 77:29, 30), а о праздниках думает как о поводе для обжорства (Прит. 23:1, 2);

д) чревоугодник ест слишком часто, нередко в то время, когда нужно заниматься другими делами (Еккл. 10:16). Он ест не для того, чтобы подкрепить силы, а для того, чтобы объесться до изнеможения (Еккл. 10:17);

е) чревоугодник слишком много внимания уделяет пище, он позволяет желанию наесться руководить своей жизнью (Рим. 13:13, 14);

ж) во многих случаях чревоугодие сопровождается чрезмерным питьем (Прит. 23:20, 21), что столь же порочно, как пьянство (Втор. 21:20; Прит. 23:20).

2. Последствия чревоугодия:

a) чревоугодие заставляет нас подчиняться природным страстям, которые приводят к излишествам и грехам. Желания - это естественное выражение состояния тела и ума человека (Еф. 2:3). Если эти желания греховны, то они обольщают человека (Еф. 4:22). Например, используя необходимое чувство голода, сатана старается увести нас с правильного пути (Мтф. 4:3);

б) чревоугодие приводит к сонливости и апатии (Прит. 23:20, 21);

в) часто чревоугодник засыпает в неподходящее время (Прит. 23:20, 21);

г) оно делает человека ленивым (Еккл. 10:16-18);

д) чревоугодие ведет к притуплению разума (Прит. 23:21), таким образом рождая равнодушие к нравственным и духовным вопросам (Ам. 6:4, 7) и усыпляя его дух (Лк. 21:34-36);

е) чревоугодие очень опасно, потому что лишает человека возможности разбираться в духовных и моральных вопросах (Быт. 25:29-34; Евр. 12:16, 17);

ж) чревоугодие может привести к другим грехам (Втор. 21:20; Прит. 23:21; Пс. 140:4), желанию хвастаться излишествами в жизни (Фил. 3:19);

з) чревоугодие вредит окружающим (Прит. 28:7; Еккл. 10:16, 17);

и) оно часто приводит к самоуверенности и чувству независимости от Бога (Втор. 32:15; Прит. 30:8, 9; Ис. 22:13);

к) оно вредит здоровью, потому что от переедания человек полнеет (Втор. 32:15), что приводит к проблемам со здоровьем, которых можно было бы избежать (Еккл. 11:10);

л) чревоугодие может стать первым шагом на пути к нищете (Прит. 23:21);

м) чревоугодие в конце концов губит грешника (Фил. 3:19). Человека, который потворствует своим желаниям, можно охарактеризовать как "умершего заживо" (1 Тим. 5:6);

н) Исав (Быт. 25:29-34), сыновья Илия (1 Цар. 2:12-17), а также богач (Лк. 16:19-31) - все эти люди являются примерами влияния чревоугодия.

3. Греховность чревоугодия:

a) чревоугодие - это напрасный перевод продуктов питания, что противоречит установлениям Божьим (Лев. 19:9; 23:22; Ин. 6:12);

б) оно пренебрегает истинами и обязанностями, которые Бог открыл нам. К примеру, чревоугодник забывает, что просто еда еще не дает жизни (Втор. 8:3), он не видит, как Бог каждый день заботится о нем (1 Кор. 10:31) и наверняка не просит Бога благословить пищу (1 Тим. 4:4, 5);

в) зачастую чревоугодник - это человек, который жаждет от жизни только удовольствий, которые, по его мнению, являются самым большим благом. Всякое действие с его точки зрения должно приводить к наслаждению (Ис. 22:13; Лк. 12:19; 1 Кор. 15:32);

г) чревоугодие - это своеобразное рабство, потому что человек отдает себя в рабы еде, вместо того, чтобы быть слугой Бога (1 Кор. 6:12, 13). Получается, что не человек управляет телом, а тело человеком (Рим. 13:13, 14);

д) чревоугодие обожествляет пищу и чрево (Фил. 3:19);

е) чревоугодник любит мир больше, чем Бога. Он ведет себя глупо, когда гордится обильными и дорогими яствами на своем столе (1 Ин. 2:15-17; сравни Фил. 3:19);

ж) чревоугодие часто нарушает принцип и заповедь любви к ближнему. Этот грех совершает тот, кто живет только для себя (Лк. 16:19). Чревоугодник ест, а ближний, с которым он мог бы поделиться, голодает (Лк. 16:19, 20);

з) чревоугодие приводит ко греху против тела; чревоугодник забывает, что тело - чудесный дар Божий (Пс. 138:14);

и) Бог осуждает чревоугодие (Числ. 11:33, 34; Пс. 77:31). Мы все будем судимы за то, как пользовались своим телом (2 Кор. 5:10).

4. Что нужно, чтобы не стать чревоугодником:

1) видеть, к чему приводят наши действия и иметь правильные приоритеты:

a) однажды Бог уничтожит и пищу и чрево (1 Кор. 6:13);

б) в жизни человека есть вещи более важные, чем голод тела (Втор. 8:3), гораздо более мы нуждаемся в пище, которая питает духовную жизнь;

в) нужды души важнее нужд тела (Мтф. 9:1-8; Мр. 2:1-12; 1 Кор. 5:5);

г) "ибо Царствие Божье не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17);

д) для человека, знающего Бога, еда и питье в компании - не просто развлечение: ест ли он, пьет ли, все делает во славу Божью (1 Кор. 10:31);

е) истинное удовольствие ни еда, ни другие удовольствия доставить не могут, его может принести только исполнение воли Божьей (Ин. 4:34);

2) понимать, какое место пища должна занимать в жизни человека:

a) еда необходима только для поддержания жизни, человек нуждается в определенном количестве пищи определенного качества, чтобы жить и быть здоровым (1 Тим. 6:8). Пища для чрева и чрево для пищи (1 Кор. 6:13);

б) все творение зависит от Бога, так как Господь дает необходимую ему пищу (Пс. 103:27, 28). Библия учит нас молиться о хлебе насущном (Мтф. 6:11), который должен быть целью нашей повседневной работы (Еккл. 6:7; 2 Фес. 3:10);

в) Бог сотворил пищу и поэтому в ней нет ничего плохого. Верующие должны принимать пищу с благодарением (1 Тим. 4:4) - Бог хочет, чтобы мы радовались Его дарам (1 Тим. 6:17). Мы видим Его благость в тех дарах, которые Он посылает нам в пищу (Втор. 32:13, 14);

г) но наше здоровье не зависит от одной только вкусной еды (Дан. 1:5-16);

д) есть нужно для того, чтобы поддерживать силы (Еккл. 10:17). Можно получать удовольствие от еды, но нельзя становиться ее рабом (1 Кор. 6:12);

3) принимать христианское учение о теле:

a) с помощью тела мы можем делать и добро, и зло (2 Кор. 5:10);

б) тело дивно устроено (Пс. 138:14), но человек использует его неправильно (Еккл. 11:10);

в) жизнь христианина в теле должна определяться тем, что для него сделал Бог во Христе Иисусе (Рим. 12:1, 2; 1 Кор. 6:12-14, 20). Тело предназначено не для блуда, а для Господа (1 Кор. 6:13);

г) тело - это инструмент, применяя который мы можем почитать Христа (Фил. 1:20);

д) тело христианина обладает достоинством, оно - храм Духа Святого, в нем живет Бог (1 Кор. 6:19);

е) поэтому христианин должен знать, как правильно распоряжаться своим телом, он должен уметь управлять им и содержать его в святости и чести (1 Фес. 4:3, 4);

4) упражняться в самодисциплине:

a) не следует есть слишком много (Прит. 23:2), надо знать меру (Прит. 25:16);

б) воздержание - один из плодов Духа (Гал. 5:23);

в) пост может быть элементом самодисциплины. В течение столетий Божий народ прибегал к посту: Давид (2 Цар. 12:16, 22; Пс. 108:24), Есфирь (Есф. 4:16), Неемия (Неем. 1:4), Даниил (Дан. 9:3), Анна (Лк. 2:37), ученики Иоанна (Мтф. 9:14), Корнилий (Деян. 10:30), первые христиане (Деян. 13:2), апостолы (2 Кор. 6:5; 11:27);

г) важно помнить, что христианство положило конец посту как ритуалу (Мр. 2:18-22);

д) наш Господь постился (Мтф. 4:2), Он ясно показал, что выход из некоторых ситуаций может быть найден только при помощи поста и молитвы (Мтф. 17:21);

е) поэтому в особых случаях пост связан с молитвой (Лк. 9:29), он есть часть поклонения Богу (Лк. 2:37; Деян. 13:1, 2) и символ смирения перед Ним (Пс. 68:11; 34:13);

ж) поститься нужно тайно, а не напоказ (Мтф. 6:16-18);

5) по-настоящему заботиться о нуждах других:

a) чревоугодия можно избежать, если заботиться о материальных нуждах других (1 Тим. 6:17, 18);

б) мы должны быть щедрыми и делиться с голодными (Прит. 22:9);

в) мы должны съедать столько, чтобы после этого еще было чем поделиться с бедным (Ис. 58:6, 7);

г) нельзя забывать, что другие люди тоже должны есть (Иак. 2:16; сравни Мтф. 25:42);

д) и даже в том, как мы едим, в первую очередь должна проявляться забота не о себе, а о других (1 Кор. 10:31-33);

6) стремиться достичь истинного удовлетворения, которое Бог предназначил для нас:

a) Христианин знает: для того чтобы обрести радость и счастье не обязательно удовлетворять все желания своего тела. Истинное удовлетворение он получает, когда исполняется Духа Божьего (Еф. 5:18);

б) "еда" христианина - это исполнение воли его Отца (Ин. 4:34; сравни 2 Кор. 5:9).

XXXI. ЖАДНОСТЬ

Вопрос: что такое жадность и почему она греховна?

Ответ: жадность - это любовь к деньгам, стремление к наживе. Она противоположна чувству удовлетворенности. Жадность греховна, потому что является одним из видов идолопоклонства, когда деньги становятся для человека богом. Таким образом человек не только бесчестит Бога, своего Творца, но и обижает ближнего.

1. Определение жадности:

a) накопление земных богатств - одна из основных черт человеческой жизни (Мтф. 6:19);

б) жадность - это любовь к деньгам и стремление к наживе (1 Тим. 3:3);

в) существование жадности показывает, что человеку всегда чего-то не хватает (Авв. 2:5);

г) она противоположна чувству удовлетворения уже имеющимся (Авв. 13:5);

д) жадность может проявляться не только по отношению к материальным благам, но и к власти (1 Ин. 9) или половому бесчестию (2 Пет. 2:14);

е) часто она принимает вид зависти (Иис. Н. 7:20, 21);

ж) жадный собирает себе сокровища на земле и не хочет обогатиться Богом (Лк. 12:21);

з) жадность может стать болезнью всего народа, когда каждый стремиться неправедно нажиться (Иер. 8:10).

2. Как жадность проявляет себя:

Жадность проявляется в мировоззрении:

a) смысл жизни. Для жадного смысл жизни в приумножении своих богатств (Лк. 12:18, 19). У него ложные представления о деньгах и о их силе;

б) выгода. Жадный во всем ищет личную выгоду (Тит. 1:11), он движим только этой идеей;

в) безопасность. Жадный считает, что богатство обеспечивает безопасность (Иак. 5:2, 3);

г) счастье. Жадный смотрит на богатство, как на источник человеческого счастья (Лк. 12:18, 19);

жадность проявляется в действиях:

д) скупость. Жадность делает человека скупым (Прит. 28:22);

е) роскошь и удовольствия для себя. Жадность может сделать человека расточительным, если дело касается роскоши и удовольствий (Иак. 5:5; Лк. 16:19);

ж) нечестность. Жадность побуждает человека увеличивать свое богатство нечестными способами (Иез. 22:27; 1 Пет. 5:2);

з) пренебрежение правами других. Неудержимое стремление приобретать и получать заставляет жадного пренебрегать правами других. Особенно это проявляется, если такой человек обладает властью (Ам. 2:6; Лк. 16:20, 21);

и) разделение. Стремление к богатству может разделить родственников и испортить их взаимоотношения (Быт. 13:5, 6). Особенно часто так случается в семьях из-за завещания (Лк. 12:13);

к) несправедливость. Жадность может привести к несправедливости: наниматель недостаточно платит своим работникам, чтобы увеличить свою прибыль (Иак. 5:4);

л) насилие. Стремление к богатству может привести к насилию и даже к убийству (Иез. 22:27; Мих. 6:12);

жадность проявляется во внутреннем состоянии человека:

м) самодовольство. Богатство легко приводит к опасному самодовольству (Прит. 18:23; 28:11) и создает ложное убеждение, что будущее - в руках богатого (Иак. 4:13-17);

н) злорадное удовлетворение. Зачатую богатый радуется чужому несчастью и злорадствует по этому поводу (Лк. 12:18, 19; Иак. 5:2, 3);

о) беспокойство. Жадный может испытывать удовлетворение от того, что имеет, но в то же время он понимает, что богатство и его сохранность приносят беспокойство и вызывают опасения (Еккл. 5:12);

п) неудовлетворенность. Любящий богатство никогда не испытывает от него удовлетворения (Еккл. 5:10). Его глаза всегда жаждут большего (1 Цар. 2:29; сравни 2:12-17).

3. Греховность жадности:

a) жадность - это нарушение первой заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим";

б) жадность привязывает сердце человека к материальным сокровищам, человек настолько предан своим приобретениям, что перестает искать любви Божьей (Мтф. 6:21, 24);

в) подлинное счастье человека состоит в том, что Господь есть его Бог (Пс. 143:15) и помощник (Пс. 145:5; Евр. 13:5, 6). Жадность отвергает эту истину;

г) жадность - один из видов идолопоклонства, потому что деньги становятся для человека богом (Кол. 3:5);

д) она нарушает вторую заповедь: "возлюби ближнего своего как самого себя" (Мтф. 22:39);

е) вместо того, чтобы использовать деньги для своего блага и блага других, жадность заставляет человека копить богатства для себя (Иак. 5:2-4);

ж) источник любви к деньгам - любовь к себе (2 Тим. 3:2), жадный никогда не забывает о личной выгоде, даже если исполняет особенно важные поручения (Тит. 1:11);

з) жадность портит отношения между людьми; она входит в четверку грехов, которые быстрее всего могут разрушить отношения: неправда, блуд, лукавство, корыстолюбие (Рим. 1:29);

и) жадность приносит вред другим людям. Она мешает оказать помощь в нужный момент (Лк. 16:19). Жадность плохо влияет на окружающих: например, если родителей заботит только материальное благополучие, то этот мир может разрушить их семью (Быт. 13:10-13; сравни Быт. 19:12-26);

к) жадность - первый шаг ко всем другим видам греха (1 Тим. 6:10);

л) Библия часто связывает жадность с внебрачной связью или идолопоклонством. Жадность в одном приводит к жадности в другом, и в конце концов человек начинает поклоняться предметам своей жадности (1 Кор. 5:10);

м) жадность порождает дела плоти, которые противоречат воле Божьей (Гал. 5:19-21);

н) жадность любит обманывать. Иногда она может стать истинной причиной поступков, которые кажутся нам правильными и благородными (1 Фес. 2:5; 1 Пет. 5:2; 2 Пет. 2:3);

о) жадность - это привязанность к миру, и с этой точки зрения она имеет две характерные особенности: стремление купить все, что попадается на глаза, и гордость за свое богатство и власть, которую оно приносит. Такая любовь к миру противоречит любви к Богу (1 Ин. 2:15, 16).

4. Безрассудство жадности:

a) обещая счастье и удовольствия, жадность обманывает человека (Еккл. 2:8, 26; Лк. 19:2);

б) быть богатым не значит быть уверенным в будущем, потому что Бог может отобрать у человека возможность наслаждаться им (Еккл. 6:2);

в) жадный забывает, что земные блага преходящи (Прит. 27:24; Лк. 12:20);

г) жадный не думает о том, что даже то, чем он владеет, зависит от обстоятельств, которые неподвластны контролю человека (Иак. 5:2, 3);

д) жадность ставит человека в незавидное положение, потому что хотя его богатство привлекает к нему множество друзей, он не знает, кто из них настоящий друг (Прит. 14:20; 19:4);

е) жадный совершает огромную ошибку, думая, что смысл жизни человека заключается в приобретениях (Лк. 12:15);

ж) жадный не задумывается о том, что не все можно купить за деньги: богатство может позаботиться о похоронах человека, но не о его судьбе после смерти (Лк. 16:23); оно не может спасти человека от вечного разделения с Богом. Земные богатства не будут иметь никакого значения в день суда (Ис. 10:3);

з) сребролюбие может стоить человеку вечного благоденствия (Мтф. 16:26). Погоня за деньгами заставляет его забыть свою величайшую нужду - быть богатым перед Богом (Лк. 12:19, 20);

и) жадный может быть внешне богатым, но внутренне нищим (Прит. 28:22);

к) жадность не позволяет человеку войти в Царство Божье (Мтф. 19:23; Мр. 10:23; Лк. 18:24);

л) жадный заслуживает осуждения Божьего. Человек, который думает только об обогащении, понесет наказание (Прит. 21:13; 28:20; Иак. 5:1);

м) в день суда все богатства, накопленные жадностью, будут свидетельствовать против человека. Приобретенное неправедным путем богатство станет доказательством вины человека, а не преимуществом (Иак. 5:3). Собирать богатство значит собирать божественный гнев, который откроется в день суда (Иак. 5:3);

н) жадные люди как домашние животные: они "толстеют", не зная, что скоро будут заколоты (Иак. 5:5).

5. Как избавиться от жадности:

посмотреть на жадность с точки зрения вечности:

a) земное богатство опасно тем, что оно принадлежит только нынешнему миру (1 Тим. 6:17);

б) когда мы поймем, что все земные богатства исчезнут в день суда, мы осознаем их истинную ценность (Откр. 18:11-19);

в) наше отношение к богатству определяется тем, что мы считаем настоящими деньгами (2 Кор. 6:10). Богатство христианина не имеет ничего общего с богатством земным (Откр. 2:9);

г) истинное богатство - не в имуществе, а в состоянии души; главное - богатство в Боге (Лк. 12:15-26; сравни Пс. 72);

д) познание спасения Божьего через Христа Иисуса дороже богатства, оно намного нужнее (Деян. 3:6);

е) настоящее богатство - это богатство духовное: прощение (Евр. 1:7), мир с Богом (Рим. 5:10), поддержка Духа Божьего (Ин. 14:16) и уверенность в спасении (Ин. 14:2, 3);

ж) хотя христиане не всегда богаты, они обладают всем самым драгоценным в этом мире (2 Кор. 6:10; Евр. 10:34);

прислушаться к предупреждениям Библии, которые она дает, приводя печальные примеры из жизни людей, обуреваемых жадностью. Все, что происходило с людьми в прошлом, дано нам как образ, в наставление (1 Кор. 10:11);

з) жадность заставляет человека свернуть с пути Господа Иисуса Христа (Мтф. 19:22);

и) она заставляет пренебрегать нуждами людей, стоящих у порога нашего дома (Лк. 16:20);

к) она заставляет думать, что все в порядке, когда все плохо (Лк. 12:19);

л) она приводит к самоубийству и к предательству друзей (Мтф. 26:15, 16; Деян. 1:18);

м) она заставляет людей неправедно пользоваться трудом работающих на них (Иак. 5:4);

н) она заставляет обманывать (Деян. 5:3, 4, 8);

стремиться быть настоящим учеником Христа:

о) наш Господь не заботился о Своем материальном благополучии (Лк. 9:58). Он говорил ученикам, что не надо приумножать свое богатство, заботясь о будущем (Лк. 12:15);

п) христианин не должен любить деньги (1 Тим. 3:3). Если человек следует руководству Христа, то он покажет окружающим, что значит не любить деньги и не быть жадным (1 Тим. 3:3, 8; Тит. 1:7);

р) христианин должен быть уверен, что Бог заботится о его материальных нуждах. Господь призывает его каждый день проносить свои нужды Ему (Мтф. 6:18; Лк. 11:3);

с) христианин должен быть доволен (Евр. 13:5);

правильно использовать богатство:

т) Господь может нас обогатить (1 Цар. 2:7), быть богатым - не грех, при условии, что богатство приобретено честно и используется мудро (2 Кор. 9:8);

у) если материальное богатство использовать правильно, то оно увеличит богатство небесное, которое намного важнее (Мтф. 6:19-21; Лк. 12:33, 34);

ф) использовать во благо других свое богатство, значит проявлять любовь не только к людям, но и к Богу (1 Ин. 3:17).

XXXII. ЛЕНЬ

Вопрос: что такое лень?

Ответ: лень - это безделье, она противоположна прилежному труду и указывает на отсутствие самодисциплины. Лень - это грех, потому что ленивый тратит время напрасно, бессмысленно проводит жизнь и таким образом пренебрегает своими обязанностями перед Богом, ближними и самим собой.

1. Характеристики лени:

a) лень - это безделье, нежелание действовать, прилагать усилия и трудиться; непрекращающаяся леность подобна медленной смерти (Прит. 21:25);

б) лень может проявится в различных сферах жизни. Лениться можно дома (Еккл. 10:18), в саду (Прит. 24:30, 31), на работе (Прит. 20:4); можно лениться выполнять свои обязанности перед другими (Ис. 56:9-12) или заботиться о собственной душе (2 Пет. 1:5-11);

в) бездеятельность. Ленивый любит спать (Прит. 6:11;19:15; 24:33). "Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей" (Прит. 26:14);

г) потакание себе. Лентяй потакает своим желаниям (Прит. 20:4). Лень советует человеку остаться дома, когда он должен идти работать (Прит. 22:13);

д) нерешительность. Ленивый человек - это такой человек, который по каким-то причинам не решается взяться за работу. Возможно, ему не хватает самодисциплины, чтобы приступить к выполнению какой-то работы (Прит. 6:6, 9, 10);

е) оправдания. Лень поощряет человека находить оправдания безделью. Например, лентяй говорит, что плохо себя чувствует (Прит. 26:14) или что не может хорошо работать, когда его торопят (Прит. 26:15, 16);

ж) пессимизм. Ленивый человек во всем видит трудности (Прит. 15:19), некоторые из которых сильно преувеличивает (Прит. 26:13);

з) мир мечтаний. Лень заставляет человека жить в мире мечтаний (Прит. 21:25, 26). Он редко переходит от желания что-то сделать к самому действию;

и) неудовлетворенность. Лень приводит к неудовлетворенности жизнью (Прит. 13:4);

к) высокое самомнение. Часто лень вызывает непомерно высокое самомнение. Лентяй в своих глазах мудрее семерых, которые могут обосновать свои действия (Прит. 26:16);

л) лень не замечает себя. Иногда ленивый и не подозревает, что он ленивый (Прит. 26:16), он считает, что у него есть оправдание своему бездействию (Прит. 22:13). Лентяй обманывает себя, думая, что правильно может оценить свое поведение (Прит. 26:13).

2. Последствия лени:

a) за лень надо платить (Прит. 12:24);

б) потворство своим желаниям. Лень приводит к физическому бессилию, человек попадает под власть своих природных желаний (Прит. 20:4);

в) беспорядочная жизнь. Лень лишает жизнь необходимого порядка (Прит. 15:19);

г) отсутствие убеждений. Лень не дает человеку возможности сформировать настоящие твердые убеждения (Прит. 26:16). Лентяй может делать вид, что он просто принимает все точки зрения, но главная причина отсутствия убеждений - лень;

д) апатия. Лень делает человека равнодушным к исполнению своих обязанностей (Прит. 12:27; 26:15);

е) вред. Лень приводит к бесполезной и даже губительной деятельности. Так, например, ленивый вмешивается в не свои дела (2 Фес. 3:11) и сплетничает (1 Тим. 5:13);

ж) невыполненные задания и отсутствие достижений. Лентяй не использует данные ему возможности. К примеру, если человек вовремя не посеет, ему нечего будет жать (Прит. 20:4), лень не дает такому человеку достигнуть того, чего он мог бы добиться (Прит. 13:4);

з) разочарование. Разочарование - неизбежный спутник лени (Прит. 13:4; 21:25);

и) постепенное распространение лени. Лень - это день ото дня развивающаяся болезнь (Прит. 19:15). Маленькая лень быстро превращается в привычку (Прит. 6:10, 11);

к) нищета различного вида. Лень может привести к различного вида нищете (Прит. 6:11), чаще всего к материальным нуждам (Прит. 20:4; 21:25) и голоду (Прит. 19:15; 24:34);

л) задолженность другим людям, зависимость от них. Лень приводит человека к зависимости, потому что он живет за счет других и становится им обязанным, себе во вред (Прит. 12:24);

м) бесполезность. В некотором смысле лень - это то же самое, что и бесполезность (Прит. 18:9);

н) пагубность. Вялость ленивого в конце концов овладевает им (Прит. 24:30-34). Дары и блага Божьи можно потерять, если они не используются должным образом (Лк. 19:26);

о) разорение. Покой ленивого - это его безделье и разорение (Прит. 21:25; 24:30, 32; Еккл. 10:18).

3. Греховность лени:

злоупотребление временем:

a) лень заставляет человека неправильно распоряжаться временем. Время коротко (1 Кор. 7:29), оно должно быть использовано верно (Кол. 4:5);

б) ленивый забывает, что Господь сотворил каждый день для добрых дел (Пс. 117:24);

напрасная трата жизни:

в) человек обязан трудиться и приносить пользу (Фил. 1:22);

г) в жизни должна быть цель (Кол. 3:23);

противоречие образу Божьему, по которому был сотворен человек:

д) Бог всегда трудится (Ин. 5:17), и Его Сын показал нам пример добрых дел (Деян. 10:38);

е) в земной жизни нашего Господа не было места лени. Его пищей было творить волю пославшего Его Отца (Ин. 4:34);

пренебрежение обязанностями перед Богом, ближними и самим собой:

ж) Ленясь, мы не служим Богу от всего сердца, хотя только так Его можно удовлетворить (Втор. 1:36; Иис. Н. 14:8, 9, 14; Мтф. 25:26);

з) ленясь, мы не служим своим ближним с усердием, как то должно делать (Лк. 10:30-37; 16:19-21; 2 Кор. 8:16);

и) Ленясь, мы забываем, что наше духовное благосостояние требует усердного труда (2 Пет. 1:5). Мы можем стать полезными только тогда, когда будем прилежно использовать дары, данные нам Богом (Пет. 4:9-11).

4. Как избавиться от лени:

понять христианское учение:

a) лень противоречит христианскому учению (2 Фес. 3:6). Апостолы сознательно оставили нам пример трудолюбия (2 Фес. 3:7, 8);

б) христианин не должен выставлять напоказ свое рвение, но вместе с Духом воспламенять его в служении Господу (Рим. 12:11);

в) христианин должен с пользой использовать время между сегодняшним днем и вторым пришествием Христа (Мтф. 25:1-30). Этим он доказывает, что исполняет данное ему Господом служение (Кол. 4:17);

г) христианин должен служить Господу свои новым духом (Рим. 7:6);

правильно распоряжаться временем:

д) множество разных неприятных обстоятельств заставляют неправильно распоряжаться временем; важно не забывать об этом и избегать их (Еф. 5:16);

е) краткость жизни должна поощрить нас к мудрому использованию времени (Пс. 89:12);

ж) всему свое время (Еккл. 3:1);

осознание цели жизни:

з) мы должны делать все, что в состоянии делать (Еккл. 9:10);

и) мы можем быть уверены, что Бог предназначил нам каждый день совершать добрые дела (Еф. 2:10);

определить правильное место для сна и отдыха, а затем контролировать их:

к) сон, восстанавливающий силы, - дар от Бога (Пс. 126:2). Сон - это награда усердного работника (Еккл. 5:12);

л) наш Господь отдыхал от дел (Мтф. 14:13, 23) и призывал к тому же Своих учеников (Мр. 6:31);

м) есть время и не время спать и отдыхать - мудрость знает его (Еккл. 10:16, 17);

понять, какое место в жизни занимает усердие:

н) пример прилежания - муравей: нет у него ни начальника, ни повелителя, но он летом запасает хлеб свой, готовясь к зиме (Прит. 6:6-8);

о) усердие необходимо, если мы хотим все понимать и быть мудрыми (Прит. 17:24);

п) усердие должно присутствовать всегда, даже тогда, когда мы не уверены в будущем (Еккл. 11:6);

р) мы должны с усердием исполнять все свои обязанности (Рим. 12:8; Кол. 3:17);

с) усердие вознаграждается и приносит богатство (Прит. 13:4; 12:27).