Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ХРИСТИАНИНА

XXXIII. ЛЮБОВЬ

Гал. 5:22: "Плод же духа - любовь".

Вопрос: какая любовь от нас требуется?

Ответ: требуемая от нас любовь - любовь совершенно неэгоистичная, охватывающая и волю, и действие. Она выражается в служении тем, кто этого не заслуживает в такой же мере, как и тем, кто этого достоин. Настоящая человеческая любовь основывается на той любви, которую Господь Иисус Христос открыл на кресте.

1. Бог есть источник любви:

a) любовь исходит от Бога (1 Ин. 4:7);

б) Бог есть любовь (1 Ин. 4:8, 16). Он называется Богом любви (2 Кор. 13:11);

в) отношением Бога к Его народу руководит любовь (Ос. 2:19);

г) Бог проявил к нам Свою любовь: Он послал в мир Своего единственного Сына (Рим. 8:32; Кол. 1:13), чтобы Сын стал искупительной жертвой за наши грехи (Ин. 3:16; Рим. 5:8; Гал. 2:20; 1 Ин. 4:9, 10);

д) Бог Отец проявил величайшую любовь, позволив нам, верующим, называться детьми Божьими (Еф. 1:4; 1 Ин. 3:1; Иуда 1);

е) мы знаем о любви Бога к нам и полагаемся на нее (1 Ин. 4:16);

ж) Бог даровал нам Духа любви, Который живет в нас (Гал. 5:22; 2 Тим. 1:7);

з) любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5). Мы у нее "в плену" (2 Кор. 5:14);

и) наша любовь к Богу - это благодарность за Его любовь (Лк. 7:47; 1 Ин. 4:19);

к) проявляя любовь, мы показываем миру, что мы дети Божьи и ученики Христа (Ин. 13:25; 1 Ин. 3:14; 4:7);

л) христианская любовь полностью отличается от любви, известной миру (Ин. 13:34).

2. Верховенство любви:

a) любовь занимает первое место среди других духовных даров (1 Кор. 13:1-3);

б) любовь превыше дара языков (1 Кор. 13:1);

в) любовь превыше дара пророчества (1 Кор. 13:2);

г) она превыше дара познания и учения (1 Кор. 13:2, 8). Знание без любви легко рождает в человеке чувство собственной значимости (1 Кор. 8:1);

д) любовь превыше особого дара веры, которая может творить чудеса (1 Кор. 13:2; сравни 12:29; Мр. 11:22);

е) любовь превыше особого дара жертвования (1 Кор. 13:3; сравни Рим. 12:8);

ж) любовь превыше полного посвящения идее, даже если человек умирает за нее (1 Кор. 13:3);

з) возрастать в любви - это цель всех верующих. Библия не говорит, что христиане должны возрастать и во всех других дарах. Отсюда можно сделать вывод, что любовь важнее всего (1 Кор. 14:1; сравни 12:27-31);

и) любовь - это плод Духа, она занимает главное место (Гал. 5:22; сравни Рим. 15:30; Кол. 1:8; 3:14);

к) Господь дал нам новую заповедь: "любите", и в этом проявляется превосходство любви (Ин. 13:34; Ин. 4:21). "Любите" - одна из первых заповедей, которую мы принимаем, поверив в Господа Иисуса (1 Ин. 3:23; сравни Мтф. 28:20);

л) любовь - наш вечный долг друг другу (Рим. 13:8);

м) мы еще лучше понимаем превосходство любви, когда осознаем, что любовь к другим людям есть любовь к Иисусу Христу (Мтф. 25:33).

3. Основные характеристики и действия любви:

a) терпение (1 Кор. 13:4);

б) милосердие (1 Кор. 13:4): любящий человек стремится быть честным (Мр. 10:21) и, говоря истину, старается не обидеть (Еф. 4:15);

в) радость (1 Кор. 13:6);

г) снисходительность (1 Кор. 13:7). Любовь снисходит к людям (Еф. 4:2) и покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8);

д) вера. Любовь - источник подлинной веры (Гал. 5:6; 1 Фес. 3:6; 5:8; 1 Тим. 1:14);

е) надежда (1 Кор. 13:7);

ж) выносливость (1 Кор. 13:7), которая была в любви Господа к ученикам (Ин. 13:1);

з) служение. Любовь проявляется в добрых делах (Евр. 10:24), она побуждает к усердному служению (Гал. 5:13) и стремится исполнить то, что требует закон Божий в отношении к ближнему (Рим. 13:10);

и) щедрость (2 Кор. 8:8-12; 24). Любовь проявляется в том, что человек делится с другим в нужде (1 Ин. 3:17);

к) созидание. Любовь созидает (1 Кор. 8:1), объединяет верующих (Кол. 2:2), составляет все добродетели вместе в совокупность совершенства (Кол. 3:14);

л) отражение любви Божьей. Любовь оказывает милость даже своим врагам (Мтф. 5:44, 45; Лк. 6:27, 35), всегда стараясь показать окружающим любовь, которую явил Господь Иисус (Ин. 13:34).

4. Противоположности любви:

a) ревность (1 Кор. 13:4);

б) хвастовство (1 Кор. 13:4);

в) высокомерие (1 Кор. 13:5);

г) грубость (1 Кор. 13:5);

д) эгоизм (1 Кор. 13:5);

е) раздражительность (1 Кор. 13:5);

ж) негодование (1 Кор. 13:5);

з) злость (1 Кор. 13:6);

и) ненависть (1 Ин. 3:11-18).

5. Стремления любви:

a) любовь должна возрастать (Фил. 1:9), изобиловать и преисполняться (1 Фес. 3:12; 2 Фес. 1:3);

б) любовь не выбирает, кого любить, она проявляется ко всем (Фил. 2:2). Христианин любит других христиан как братьев, а всех остальных людей - как ближних (Гал. 6:10);

в) любовь стремится к честности и искренности (Рим. 12:9; 2 Кор. 6:6; 1 Пет. 1:22; 1 Ин. 4:18);

г) любовь должна быть постоянной, надо жить в любви (Еф. 5:2). Настоящая любовь неизменна (1 Пет. 4:8);

д) любовь стремится помочь другим возрастать в Боге (1 Кор. 8:1), не ища при этом выгоды (Рим. 15:1-4);

е) любовь человека должна походить на любовь Христа. Если надо, любящий человек готов пожертвовать собой (Ин. 13:34; Еф. 5:2, 25, 28);

ж) цель любящего человека - все делать с любовью (1 Кор. 16:14).

6. Любовь превосходит все всегда:

a) она лежит в основе поведения христианина (1 Ин. 2:7);

б) с ее помощью можно проверить христианское вероисповедание (1 Ин. 2:9, 10; сравни Ин. 13:35);

в) она никогда не кончается (1 Кор. 13:8);

г) когда духовные дары исчезнут за ненадобностью, любовь останется (1 Кор. 13:8-12);

д) в жизни христианина существует три основания: вера, надежда, любовь. Самое великое из них - это любовь (1 Кор. 13:13).

XXXIV. РАДОСТЬ

Гал. 5:22: "Плод же Духа ... радость".

Вопрос: какая радость от нас требуется?

Ответ: требуемая от нас радость - это не результат благоприятного хода событий в жизни, а радость внутренняя, возникающая несмотря на трудности. Она есть дар Божий в Господе Иисусе Христе и одно из следствий спасения.

1. Определение радости:

a) чувство радости похоже на ощущение счастья и удовлетворения (Мтф. 5:12; Лк. 1:14), она появляется в сердце человека (Пс. 15:9; 32:21), в душе или духе (Лк. 1:47). Другими словами, радость характеризует внутреннее состояние человека (Ин. 7:38);

б) Бог - творец радости, в которой нуждается сердце или душа человека (1 Фес. 3:9), радость - это Его дар верующим (Рим. 15:13);

в) христианин радуется в Боге (Пс. 9:2; 32:21; 148:1; Иоил. 2:32). Сам Бог - наша самая большая радость (Пс. 42:4);

г) радость возникает при созерцании Бога: Его силы, Его святости, Его милости (Лк. 1:49, 50), Его действий (Лк. 1:51-53). Радость наслаждается качествами Бога (Откр. 19:6, 7);

д) христианская радость возникает всегда, когда человек видит спасающую руку Божью (Ис. 44:23).Самая большая радость христианина - спасение, дарованное Богом (Откр. 19:7);

е) христианская радость - радость в Боге посредством нашего Господа Иисуса Христа (Рим. 5:11; сравни 1 Кор. 1:31; Фил. 3:3; 4:4, 10). Такую же радость испытывали Авраам и другие люди, жившие во времена Ветхого Завета, в мыслях предвкушая увидеть Его день (Ин. 8:56, сравни 1 Пет. 1:10-12);

ж) Бог Дух Святой дает душе каждого христианина радость во Христе (Ин. 7:38; сравни Лк. 10:21; Рим. 14:17; 1 Фес. 1:6; Гал. 5:22). Суть этой радости - предвкушение небес (1 Пет. 4:13; Иуда 24);

з) христианская радость - это радость надежная: ее источник - не в человеке, поэтому человек не может ее отнять (Ин. 16:22);

и) христианская радость - это радость преславная, потому что она несет в себе отпечаток небес (1 Пет. 1:8);

к) христианская радость - радость неизреченная, ее невозможно выразить словами (1 Пет. 1:8);

л) христианская радость есть радость вечная (Ис. 35:10; 51:11).

2. Основания христианской радости:

a) радость христианину дарует Благая весть нашего Господа Иисуса Христа (Лк. 2:10, 11; 1 Ин. 1:1-4; 1 Фес. 1:6): к примеру, радость обретения Небесного Отца с помощью Доброго Пастыря (Лк. 15) или радость обретения Христа и царства Его, бесценного сокровища (Мтф. 13:44, 45);

б) христианская радость есть радость веры (Пс. 32:21; Деян. 16:34; Фил. 1:25). Вера и радость наша - в распятом (Гал. 2:20: 6:14), воскресшем Спасителе (Лк. 24:50-53), Которого до мы до сих пор не видим, но верим в Него и от этого исполняемся радостью (1 Пет. 1:8);

в) христианская радость есть радость спасения (Пс. 50:14; Ис. 35:10; 51:11; Авв. 3:18; Деян. 8:39; 13:48), особая радость о прощении, которое приносит спасение (Пс. 50:1-12; сравни Еф. 1:7), радость примирения с Богом (Рим. 5:11), радость от оправдания по вере (Рим. 5:1. 2) и принятия Богом (Иуда 24);

г) христианская радость - это радость новой жизни (Рим. 6:4; 2 Кор. 5:17; сравни Лк. 19:6-9);

д) христианская радость - это радость общения с Богом и Его Сыном Иисусом Христом (1 Ин. 1:3, 4; сравни Ин. 14:21, 23);

е) христианская радость - это радость общения друг с другом (Пс. 132:1; 2 Кор. 2:2), потому что общение христиан основано на их общении с Отцом и Сыном (1 Ин. 1:1-7);

ж) христианская радость - это радость уверенности в будущем, радость в предвкушении наград (Мтф. 5:12; 25:21, 23), а более всего радость надежды славы Божьей (Рим. 5:2) и веры в то, что христиане разделят торжество их Спасителя (Евр. 12:2; сравни Фил. 2:9-11; 2 Тим. 2:11, 12);

з) христианскую радость можно определить иначе: это радость Иисуса Христа в нас (Ин. 15:11).

3. Как проявлялась радость нашего Господа Иисуса Христа:

a) Он обладал полной и неповторимой радостью (Ин. 15:11; 17:13);

б) Его радость выражалась в прославлении и благодарении (Лк. 10:21);

в) Он исполнялся радостью с помощью Святого Духа (Лк. 10:21);

г) Он радовался, когда исполнял волю Отца (Пс. 39:8; Ин. 4:34);

д) Он пошел на крест, пренебрегши посрамлением, отказавшись от принадлежавшей Ему радости (Евр. 12:2);

е) молясь Отцу о Своих учениках, Он просил, чтобы они имели в себе Его совершенную радость (Ин. 17:13);

ж) поэтому совершенная христианская радость возникает тогда, когда ее полностью разделяет Господь Иисус, так же как Он полностью разделяет нашу жизнь (Ин. 17:13; сравни 14:21, 23; Откр. 3:20).

4. Выражение радости:

a) радость довольна повседневностью (Деян. 2:46), потому что Бог является источником и творцом всего доброго, чему мы можем радоваться (1 Фес. 3:9; 1 Тим. 4:4; 6:27; Иак. 1:17);

б) радость выражается в прославлении и благодарении (Пс. 26:6; 32:1; Лк. 1:46, 47; 10:21; Деян. 2:46, 47; Откр. 19:7);

в) она выражается в песнопении (Пс. 5:12; 9:3; 83:3). Выражать радость псалмами, славословиями и духовными песнопениями нам помогает Дух Святой (Еф. 5:18, 19);

г) она дает уверенность в Боге, веру в то, что Он поддерживает христианина (Неем. 8:10). Христианская радость не только помогает выносить трудности, но и, кажется, увеличивается в них (Мтф. 5:12; Деян. 5:41; Кол. 1:11). Так происходит потому, что Бог использует любые трудности, чтобы сделать нас подобными Сыну Его, а наша вера радуется этому (Рим. 5:3; Евр. 12:11; Иак. 1:2);

д) радость выражается в дерзновенной молитве (Ин. 16:24);

е) радость выражается в христианском общении (Рим. 12:15; 2 Тим. 1:4; 2 Ин. 12);

ж) радость выражается в щедром пожертвовании (2 Кор. 8:2).

5. Как сохранять христианскую радость:

a) Бог хочет, чтобы мы радовались (1 Фес. 5:16). Скорби (1 Пет. 1:6) и мирские взгляды, которые обычно мешают человеческому счастью (Евр. 3:17, 18; Пс. 72:25, 26; Фил. 4:11-13; 2 Кор. 6:10; Евр. 13:5, 6), не должны влиять на радость, потому что Тот, в Ком мы обретаем ее, остается всегда неизменным (Евр. 13:8);

б) радость поддерживает возрастающая вера (Фил. 1:25);

в) радость поддерживает изобилующая надежда (Рим. 15:13). Мы не должны забывать о живой надежде (1 Пет. 1:3), а предвкушать славу Христа, которую мы разделим с Ним (1 Пет. 4:13);

г) мы радуемся, если мы уподобляемся Господу Иисусу (1 Пет. 4:13; сравни Кол. 1:24);

д) радость живет в нас, когда мы в молитве постоянно открываем для себя совершенство мира Божьего (Пс. 33:5; Ин. 16:24; Рим. 15:13; Фил. 4:6, 7);

е) наша радость не исчезает, если мы честно смотрим на жизнь. Радость увеличивается, если день за днем мы исполняемся Духом Святым (Деян. 13:52; Еф. 5:18-20).

6. Что мешает христианской радости:

a) радости нет, когда нет роста в вере (Фил. 1:25);

б) радости нет, когда наша внутренняя праведность не проявляется на деле (Рим. 14:17; сравни Мтф. 5:6);

в) радости нет, когда мы не хотим искать мира в отношениях между людьми (Рим. 14:17; сравни Мтф. 5:9);

г) радости нет, когда мы перестаем любить друг друга, как повелел наш Господь Иисус Христос (Ин. 15:10-12);

д) радости мешает неверие (Фил. 1:25; 1 Пет. 1:6, 7);

е) неповиновение (Ин. 15:10, 11);

ж) пренебрежение молитвой (Ин. 16:24);

з) нарушенное общение с Богом и Его народом (1 Ин. 1:1-7);

и) неисповеданный грех (Пс. 50:5, 10, 11, 14; 1 Ин. 1:1-10);

к) все огорчающее Духа Святого не дает возможности радоваться (Еф. 4:30), ведь Его служение - ключ к радости Спасителя.

XXXV. МИР

Гал. 5:22: "Плод же Духа ... мир".

Вопрос: какой мир от нас требуется?

Ответ: требуемый от нас мир - это способность быть миролюбивым. Миролюбие - это прямое следствие познания мира в Боге через Господа Иисуса Христа и новых взаимоотношений с Богом.

1. Первостепенность мира с Богом, путь к этому миру:

a) из-за греха человека земля лишилась подлинного мира: нечестивые не знают мира (Ис. 48:22; 57:21);

б) падший, восставший человек не знает путей мира (Рим. 3:17);

в) если нет мира, то вскоре мы забываем, что такое истинное счастье (Плач. 3:17);

г) только Бог может даровать своему творению истинный мир (Пс. 4:8);

д) Бог даровал Спасителя, великий дар, чтобы Его творение обрело мир (Лк. 8:9-14);

е) если Бог все еще праведно гневается на человека за его грех, то мир с Ним невозможен. Смерть Сына Божьего Иисуса Христа на кресте за грех человека умиротворила Бога (Рим. 5:1; Кол. 1:20);

ж) христиане, как и все люди, когда-то по природе были врагами Бога, а сейчас Господь примирил их с Собой (Рим. 5:11; Еф. 2:16);

з) Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы направить наши стопы на стези мира (Лк. 1:79). Спасение, которое Он дал, - единственное основание для мира (Еф. 2:14-17);

и) оправданные по вере, мы имеем мир с Богом посредством нашего Господа Иисуса Христа (Рим. 5:1). Мир следует за верой (Мр. 5:34; Лк. 7:50; Рим. 15:13);

к) Поэтому мир неотделим от благодати Божьей во Христе (Гал. 1:3; 1 Фес. 1:1). Мы можем познать истинный мир только благодаря непоколебимой любви и милости Божьей (Иер. 16:5);

л) мир - это Божий дар Его народу (Числ. 6:26). Бог радуется, когда Его народ наслаждается миром (Пс. 34:27; 146:14);

м) мир Божий подобен реке (Ис. 48:18); его невозможно понять (Фил. 4:7);

н) наш Спаситель и Господь Иисус Христос - наша гарантия, Он охраняет наш мир (Ис. 9:6). Он ниспосылает нам мир различными путями во все времена (2 Фес. 3:16);

о) Его мир не похож на земной, потому что может утешить растревоженные сердца и уничтожить беспокоящие страхи (Ин. 14:27);

п) чтобы постоянно испытывать мир Божий, мы должны повиноваться Господу, Его заповедям (Пс. 118:165; Ис. 48:18);

р) второе условие мира - стремление к праведности (Пс. 84:10; Рим. 12:17, 18);

с) третье условие - общение с Богом (Пс. 72:21-28); особенно общение в молитве (Фил. 4:6, 7);

т) мир в Боге и от Бога заставляет нас быть в мире с другими людьми. Ради этого умер наш Господь Иисус Христос (Еф. 2:14).

2. Миролюбие, которое возможно благодаря миру с Богом:

a) если мы не имеем мира Божьего, а значит и внутреннего мира, мы не имеем мира и в отношениях с людьми (Иак. 4:1-4);

б) находя мир с Богом в Господе Иисусе, мы обретаем точки соприкосновения друг с другом, несмотря на разные национальности, цвет кожи, разное общественное положение и т.д. (Еф. 2:14);

в) мир, или миролюбие, - это проявление вечной духовной жизни (Рим. 8:6);

г) мы можем быть миролюбивыми, потому что в нашей жизни есть соль Евангелия (Мр. 9:50), благодаря которой наши отношения с другими людьми улучшаются (Рим. 14:17, 19);

д) миролюбие - это внешнее проявление любви (Кол. 3:14, 15; 1 Фес. 5:13), которую трудно разозлить (1 Кор. 13:5);

е) примиренные с Богом, мы можем пользоваться небесной мудростью Божьей, основание которое - миролюбие (Иак. 1:5; 3:17, 18);

ж) примирение с Богом обязывает нас быть праведными (1 Пет. 2:24), а мир - естественный плод праведности, дар Бога делающим добро (Рим. 14:17; Иак. 3:18; сравни 32:17);

з) примирение с Богом делает нас членами Божьей семьи. Бог заботиться о характере Своих духовных детей. Он хочет, чтобы они стали миролюбивыми (Евр. 12:11);

и) исполнившись Духа (Еф. 5:17) - а это еще один великий дар примирения, - мы стараемся, чтобы миролюбие стало чертой нашего характера (Гал. 5:22; Рим. 8:6);

к) миролюбие - основание Царства Божьего (Рим. 14:17), поэтому Господь Иисус сказал: "Блаженны миротворцы" (Мтф. 5:9).

3. Проявление миролюбия:

a) оно выражается в стремлении иметь "добрую совесть" (1 Пет. 3:10-16), которую можно иметь только в том случае, если каждый день на деле проявлять свою праведность (Евр. 12:14). Таким образом получается, что миротворцы, сея мир, пожинают праведность (Иак. 3:18);

б) оно проявляется в стремлении совершать добрые дела (Иак. 3:17), даже когда мы сталкиваемся с противодействием тех, кто считает себя нашими врагами (Мтф. 5:43-48; 1 Пет. 2:20; 3:13, 14);

в) оно выражается в снисходительности (2 Тим. 2:22, 24), милосердии (Иак. 3:17), кротости (1 Пет. 3:15; Тит. 3:2), особенно если мы хотим помочь кому-то исправиться (2 Тим. 2:22, 25);

г) оно выражается в вежливости (Тит. 3:2), внимательности (Иак. 3:17), приветливости (2 Тим. 2:22, 24), в уважении ко всем людям, без предвзятости и предубеждения (1 Пет. 3:15);

д) оно выражается в стремлении к миру, даже если это влечет за собой отказ от каких-то прав (Быт. 13:8; 21:22-24). Это не значит, что проблемы не будут возникать, это значит, что мы мирно их разрешим (Быт. 21:25);

е) оно проявляется, когда миротворец встает между соперниками и пытаемся примирить их (1 Цар. 25:18-35; Мтф. 5:9);

ж) особенно хорошо оно проявляется в словах, в речи (Прит. 18:6, 7). Слова миролюбивых правдивы (Прит. 16:13), мудры (Прит. 25:11, 12), спокойны (Прит. 15:1; 17:27) и иногда очень кратки (Прит. 11:12, 13);

з) оно проявляется в семье (Прит. 17:1), потому что отсутствие мира в доме приносит несчастье (1 Цар. 1:3-7);

и) секрет сохранения мира в браке таков: муж и жена, каждый, сосредотачиваются на своих обязанностях и не требует соблюдения их прав от второй стороны (Еф. 5:22, 25);

к) родители, которые хотят мира в семье, должны знать, что можно требовать от своих детей и что от них ожидать (Еф. 6:4);

л) миролюбие внутри церкви - это постоянное стремление к миру и согласию (Кол. 3:15; 1 Фес. 5:13; Евр. 12:14).

4. Сущность миролюбия можно понять, определив его противоположности:

a) зависть (Прит. 14:30; Гал. 5:21; 1 Тим. 6:4; Иак. 3:14, 16, 17);

б) ревность (Мр. 10:37, 41; 2 Кор. 12:20; Гал. 5:20; Иак. 3:16, 17);

в) гордость и тщеславие (Быт. 4:5; Пс. 130:1; Иак. 4:1-6);

г) высокомерие, надменность (2 Кор. 12:20);

д) эгоизм (Иак. 3:14, 16, 17);

е) ложная преданность (1 Кор. 1:10-12);

ж) неконтролируемые желания (Иак. 4:1, 2), например жадность (Иак. 4:2);

з) ненависть (Гал. 5:20);

и) неуправляемое поведение, особенно то, которое вызвано алкогольным опьянением (Есф. 1:12; Гал. 5:21; 1 Тим. 3:3);

к) желание отомстить (Есф. 2:21);

л) жестокость (Прит. 15:1);

м) злоречие, сплетни и злобные разговоры (2 Кор. 12:20; 1 Тим. 6:4; Тит. 3:2; 1 Пет. 3:10-12);

н) нездоровая любовь к спорам (1 Тим. 6:4; 2 Тим. 2:23);

о) ссоры (1 Кор. 1:11; 2 Кор. 12:20; 1 Тим. 3:3; 6:4; Тит. 3:2);

п) разногласия, распри и заговоры (Есф. 2:21; 2 Кор. 12:20; Гал. 5:20);

р) некоторые поступки ведут к миру, а некоторые его разрушают (Лк. 19:42; Рим. 14:19); к первым следует стремиться, а вторых - избегать без споров (2 Тим. 2:22).

5. Важность миролюбия:

a) Бог медлен на гнев (Иона 4:2), такими должны быть и Его духовные дети (Мтф. 5:9);

б) миролюбие характеризует жизнь и служение нашего Спасителя (Зах. 9:9; Мтф. 21:3; Ин. 12:14, 15). Его чувствования должны быть и в нас (Фил. 2:5), нам следует всегда брать с Него пример (1 Пет. 2:21);

в) мир - один из плодов Бога Духа Святого (Гал. 5:22);

г) наша духовная радость тесно связана со стремлением к праведности и миру (Рим. 14:17);

д) спокойный нрав приносит физическое здоровье (Прит. 14:30);

е) миролюбие - одно из условий Божьего присутствия и Его благословений (2 Кор. 13:11). Часто Господь воздает нам внутренним духовным миром, когда мы теряем что-то, пытаясь сохранить мир с ближним (Быт. 13:14-18; 1 Пет. 3:9);

ж) Церковь, Тело Христа, может существовать, только если имеет мир (1 Кор. 14:33); без мира взаимное назидание невозможно (Рим. 14:19);

з) миролюбие помогает объединить народ Божий (Еф. 11:3);

и) иногда Бог использует миролюбие человека, чтобы одержать удивительнейшие победы, победы, которых нельзя было бы достичь никаким другим путем (Прит. 25:15; 1 Цар. 24:17; 1 Пет. 3:15, 16);

к) христианин должен стремиться быть миролюбивым в жизни (1 Пет. 3:12).

XXXVI. ТЕРПЕНИЕ

Гал. 5:22: "Плод же Духа ... терпение".

Вопрос: какое терпение от нас требуется?

Ответ: из двух греческих слов, которые переводятся на русский язык как "терпение" и описывают плод Духа, одно обозначает Божье терпение, Его снисходительность и твердость. Это слово особенно хорошо передает отношение Бога к Его врагам. Подобно Божьему, наше терпение должно стать следствием любви к людям. Его нужно проявлять к каждому человеку, особенно если мы должны кого-то простить. Мы должны проявлять к людям терпение, чтобы показать им терпение Божье к ним.

1. Бог терпелив:

a) Бог открыл людям, что Он терпелив еще во времена Ветхого Завета (Исх. 34:6; Числ. 14:18); израильский народ знал о терпении Божьем (Иона 4:2);

б) в Новом Завете тоже говорится о терпении Божьем (Рим. 9:22; 1 Тим. 1:16; 1 Пет. 3:20; 2 Пет. 3:15). Он богат терпением (Рим. 2:4);

в) обозревая историю человечества, мы можем увидеть терпение Божье. Особенно ярко оно проявилось в отношении Бога к израильскому народу (Суд. 3:7, 9, 12, 15; Рим. 10:21), который постоянно духовно прелюбодействовал и отступал от Бога (Ос. 2:14-23; Ам. 4:6-11);

г) Бог терпелив, потому что неизменен (Числ. 14:18; Пс. 85:15; Иона 4:2), благостен и снисходителен (Исх. 34:6; Рим. 2:4);

д) терпение Божье не противоречит Его праведному гневу. Оно означает, что Бог отложил свой гнев до тех пор, пока в человеке не произойдет что-либо, что оправдает его. Если же он не изменяется, тогда гнев Божий приводит суд в исполнение (Числ. 14:18);

е) терпение Божье может научить человека повиноваться или, наоборот, дать ему повод жить по своей воле. В зависимости от того, как терпение Бога действует, человек или получает освобождение, или погибает (1 Пет. 3:20). Терпение Божье увеличивает Его гнев (Рим. 9:22);

ж) терпение Божье проявляется в том, что Он все еще ждет, чтобы помиловать нас (Ис. 30:18);

з) терпение Божье ведет к покаянию (Рим. 2:4), поэтому следует убеждать людей не злоупотреблять Божьим терпением и не упускать те возможности, которые Он дает, чтобы найти спасение (2 Пет. 3:15);

и) часто нам тяжело понять, почему Бог терпит, особенно когда нам кажется, что Он медлит совершить правосудие (Иер. 15:15). Так происходит потому, что мы воспринимаем время не так как Бог (2 Пет. 3:8);

к) мы призваны уподобляться Богу во всех Его качествах, которые только нам доступны, терпение - одно из них (Мтф. 5:48).

2. Примеры Божьего терпения:

a) главный пример - наш Господь Иисус Христос, проявивший удивительное терпение к Своим ученикам. Он терпел их, когда они очень медленно понимали Его (Мр. 4:10-20), Он терпел их земные взгляды (Мр. 10:35-45), Он не изменил Своего отношения к ним, когда ученики покинули Его в самый страшный час (Мтф. 25:56; Мр. 16:7; Ин. 11:15-19);

б) поведение Христа во время испытаний и распятия - это совершенный пример терпения (Мтф. 26:59-68; 27:29-50; 1 Пет. 2:21-25);

в) Господь не переставал проявлять терпение, общаясь с людьми. Апостол Павел познал это на своем примере, когда Христос так снисходительно отнесся к Павлу - гонителю христиан до обращения. Бог проявляет это терпение в ожидании до сего дня (1 Тим. 1:13-16);

г) Авраам (Быт. 22:17, 18; Евр. 6:15), Иов (Иак. 5:11), пророки (Иак. 5:10) и многие другие духовные отцы показали нам пример терпения (Евр. 11:13). Мы можем научиться на их примере (1 Кор. 10:11);

д) также нам может помочь пример того, с каким терпением Павел относился к Тимофею (2 Тим. 3:20).

3. Бог показал нам Свое терпение, чтобы мы могли проявлять такое же терпение к другим:

a) мы должны относится к другим так же, как Бог относится к нам (Лк. 6:36; Мтф. 5:7);

б) больше всего надо проявлять терпение, когда надо простить (Мтф. 18:23-35);

в) наше терпение должно быть выражением любви (1 Кор. 13:4);

г) в общении с людьми наше терпение должно быть очевидно для всех, независимо от того, предостерегаем мы или утешаем, или поддерживаем человека (1 Фес. 5:14).

4. Необходимость терпения:

a) оно необходимо для жизни, достойной звания христианина. Оно помогает нам сохранять единство Духа, потому что терпение помогает сохранять мир, объединяющий нас (Еф. 4:1-3; Кол. 1:11);

б) терпение - важная часть духовной "одежды" христианина (Кол. 3:12);

в) терпение - необходимое условие наследования обещаний (Евр. 6:12);

г) оно должно занимать важное место в учении и проповеди (2 Тим. 4:2);

д) терпение - ключ к победе в сражении против мира, плоти и дьявола (1 Пет. 2:11; 5:8-10; обратите внимание на глагол "стать, противостать", повторяющийся в Еф. 6:11, 13, 14);

е) когда христианина гонят или к нему несправедливо относятся, а он отказывается оправдываться, тогда проявляемое им терпение становится средством христианского свидетельства (1 Пет. 2:18-23; 3:13, 14).

5. Вознаграждение терпения:

a) оно приводит к спасению (2 Пет. 3:15);

б) оно всегда приносит плод (Иак. 5:7);

в) оно украшает характер (Гал. 5:22);

г) оно показывает, что мы истинные служители Божьи (2 Кор. 6:6).

6. Как стать терпеливым:

a) В первую очередь мы должны всегда помнить о примере, который Бог даровал нам в Своем Сыне Иисусе Христе (Евр. 12:1-3);

б) мы должны молиться о терпении, осознавая, что мы не всегда готовы к испытанию нашего терпения (Кол. 1:11);

в) по мере нашего возрастания в благодати и в познании нашего Господа Иисуса Христа (2 Пет. 3:18), будет возрастать и плод Духа, а значит и терпение.

XXXVII. БЛАГОСТЬ

Гал. 5:22: "Плод же Духа ... благость".

Вопрос: какая благость от нас требуется?

Ответ: утверждая, что Бог благ, мы тем самым заявляем, что Он во всем такой, каким должен быть Бог. Благость означает, что мы должны стараться жить так, как надлежит жить членам семьи Божьей, придерживаясь высоких моральных стандартов и совершая добрые дела. Благость - важная часть жизни христианина.

1. Благость Бога:

a) Бог благ (2 Пар. 30:18; Пс. 85:5; 105:1; 106:1; 117:1), и только о нем можно так говорить (Мтф. 19:17; Мр. 10:18);

б) Его благость видна в том, что неизменная любовь Божья пребывает вечно (1 Пар. 16:34);

в) Бог явил Свою благость в творении (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 32; 1 Тим. 4:4);

г) Он являет ее во всех Своих делах (Пс. 103:24-31; 118:68; Деян. 14:17);

д) дары Божьи свидетельствуют о Его благости (Неем. 9:20; Пс. 84:13; Лк. 1:53; 11:13; Иак. 1:17);

е) заповеди и повеления Божьи благостны (Пс. 118:39; Мр. 3:4; Рим. 7:12; Евр. 6:5);

ж) обетования Божьи благостны (3 Цар. 8:56), благостны спасение (Евр. 9:11; 10:1) и надежда (2 Фес. 2:16), которые Он дарует верующим в Сына Его Иисуса Христа;

з) Благая весть - Божье послание человечеству в Иисусе Христе (Рим. 10:15);

и) воля Божья, цель, которую Он наметил для нашей жизни, - благостны (Пс. 83:12; Рим. 12:2), а дело, которое Он начинает в жизни христианина с момента его возрождения, - "доброе дело" (Фил. 1:6);

к) даже наказание Божье всегда идет во благо христианину (Пс. 118:67, 71; Еф. 12:10);

л) благость Божья бесконечна, Он без конца дарует благо Своим духовным детям во Христе (Рим. 8:32; Еф. 1:3);

м) наш Господь Иисус Христос - пример проявления благости (1 Пет. 2:19-24), Он есть видимый образ невидимого Бога (Кол. 1:15). Он жил на земле, постоянно творя добро (Деян. 10:38).

2. Благость Божья открывает нам глаза на себя:

a) сравнив с благостью Божьей жизнь человека, можно проверить последнюю (Мтф. 7:15-20; Лк. 6:43-45). Бог судит каждого в соответствии со Своим стандартом: Божьей благости (Рим. 2:10, 11);

б) по природе ни один человек постоянно не делает добро (Рим. 3:12). Человеку свойственно приносить плоды зла, а не добра (Мтф. 12:34);

в) чем больше мы познаем себя, тем больше понимаем, что совершать добро нам не свойственно (Рим. 7:18);

г) даже желая добра, мы не можем его совершить. Добра, которого хотим, не делаем, а зло, которого не хотим, делаем (Рим. 7:18, 19);

д) поэтому Бог, призывая человека ко спасению, опирается не на его хорошие качества, а на Свою благость (Рим. 9:11, 12; Еф. 2:8). Свою любовь к нам Бог доказал тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:7, 8);

е) благость Божья должна вызывать в нас чувство благодарности (Пс. 117:29), что помогает нам понять, что единственно верный отклик на Его благость - предоставить себя Ему (Рим. 12:1);

ж) настоящая благость начинается, когда мы слышим Божью весть о спасении, сохраняем его в добром и послушном сердце и упорно трудимся, пока не принесем плод (Лк. 8:8, 15), плод Духа, который благ (Гал. 5:22, 23).

3. Определение благости:

a) быть благим, значит действовать справедливо, быть милосердным и в смирении ходить перед Богом (Мих. 6:8);

б) благость означает подлинное повиновение закону Бога (Пс. 83:14; 36:27);

в) благость - это результат любви (Гал. 5:22; 1 Кор. 13);

г) благость мы проявляем тогда, когда откладываем в сторону собственные желания и удовольствия, чтобы угодить ближнему, поддерживая при этом его веру (Рим. 15:2);

д) благость противоположна злу (1 Фес. 5:15; 1 Пет. 3:11; 3 Ин. 11), неповиновению (Тит. 1:6), эгоизму (Рим. 2:7, 8) и лицемерию (Иак. 3:17);

е) она не вредит, но всегда помогает (Лк. 6:9; Деян. 9:36); радуется больше, когда дает, чем когда получает (Мтф. 7:11; Деян. 20:35; 2 Кор. 9:8). Благость смотрит на нужду человека, а не на то, заслужил он помощь или нет (Лк. 6:33; Гал. 6:10);

ж) истинная благость проявляется во всем (Тит. 2:10), исходящая от жизни по вере, исполненной Духом Святым (Ин. 7:38, 39; Деян. 11:24).

4. Благость в нас есть плод Духа:

a) слово "благость" в Гал. 5:22 несет идею морального совершенства, оно стоит в одном ряду с праведностью и истиной "плода света" в Еф. 5:9;

б) плоды жизни христианина - плоды благости (Мтф. 7:17-20);

в) возрожденные Духом Святым, принятые в семью Божью, мы обнаруживаем в себе новое желание творить добро (2 Фес. 1:11);

г) благость - это отражение в нас характера нашего Небесного Отца, который постепенно мы перенимаем (Мтф. 5:4, 5; 3 Ин. 4:11);

д) жизнь обращенных людей должна изменяться. Благость, проявляемая в повседневной жизни, - это часть такого изменения (Еф. 4:28);

е) христиане должны быть полны благости (Рим. 15:14), быть мудрыми на добро и простыми на зло (Рим. 16:19);

ж) благость - это жизнь служителей Божьих в этом мире (1 Пет. 2:15, 16);

з) одно из основных проявлений благости в принципе покорности гражданским властям (1 Пет. 2:13-17), начальству (1 Пет. 2:18-25), жены мужу (1 Пет. 3:1-6), детей родителям (Еф. 6:1, 2), друг другу (Еф. 5:21; 1 Пет. 3:8);

и) благость переносит противление и страдание с терпением (1 Пет. 2:20), она не позволяет ничему помешать правому делу (1 Пет. 3:6);

к) благость христианина - ответ, избранный Богом, на неправедное противодействие людей христианскому свидетельству (1 Пет. 2:15; 3:1);

л) в своей жизни мы должны приносить плод, совершая добрые дела (Кол. 1:10).

5. Благость и добрые дела:

a) истинной вере всегда сопутствуют добрые дела (1 Тим. 2:10; Мтф. 5:16);

б) делами невозможно заслужить спасение (Еф. 2:9; Тит. 3:5), они - необходимое доказательство приобретенного спасения (Иак. 2:17). Мы рождены свыше, чтобы творить добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10);

в) слова не отделимы от дел (2 Фес. 2:17). Благость проявляет себя в речи (Мтф. 12:34; Лк. 6:45; 2 Фес. 2:17); это речь, в которой содержится назидание (Еф. 4:29) и нет злословия (Тит. 3:1, 2);

г) благость никогда не воздает злом за зло, но всегда старается делать добро (1 Фес. 5:15) не только братьям по вере, но и всякому человеку (Гал. 6:10);

д) наш доход предназначен для того, чтобы мы могли совершать как можно больше добрых дел (1 Тим. 6:17, 18) и, мудро используя дарованное нам Богом, собрать урожай добрых дел в своей жизни (2 Кор. 9:8-10);

е) благость проявляется в разных добрых делах, таких как воспитание детей, гостеприимность, служение другим, помощь тем, кто в затруднении, и готовность делать добро при всякой появляющейся возможности (1 Тим. 5:10; Тит. 3:1);

ж) доброе дело должно совершаться не насильно, а добровольно (Филим. 14);

з) Бог дал нам Библию, чтобы с помощью наставлений, содержащихся в ней, снарядить нас для добрых дел (2 Тим. 3:17). Небесная мудрость этих наставлений гарантирует нам урожай добрых дел (Иак. 3:17);

и) Бог посылает силу и ободрение, помогая не прекращать творить добрые дела (2 Фес. 2:17; Евр. 13:20, 21);

к) добрыми делами мы чтим Бога. С их помощью мы делаем учение о Боге Спасителе привлекательным для мира (Тит. 2:10); добрые дела побуждают людей прославлять нашего Небесного Отца (Мтф. 5:16);

л) поэтому неудивительно, что христианин должен стремиться делать добро (1 Пет. 3:13).

XXXVIII. МИЛОСЕРДИЕ

Гал. 5:22: "Плод же Духа ... милосердие".

Вопрос: какое милосердие от нас требуется?

Ответ: требуемое от нас милосердие - это преизбыток любви в благости и прощении, оно подобно Божьему милосердию к нам. Такое милосердие сочувствует, заботится и помогает в земных нуждах, оно не зависит от заслуг или благодарности тех, на кого распространяется.

1. Природа милосердия:

a) милосердие тесно связано с состраданием (Еф. 4:32);

б) милосердие - это любовь в действии (Еф. 2:7; 4:32; Тит. 3:4);

в) милосердие - это любовь к тем, кто может ответить злом (1 Кор. 13:4), это благость в действии (2 Кор. 6:6);

г) милосердие - это любовь, проявленная на деле, добро для других (Лк. 6:35);

д) милосердие очень близко прощению (Еф. 4:32; Кол. 3:12, 13);

е) на милосердие не влияет благодарность или неблагодарность тех, на кого оно распространяется; безответное, оно не прекращается (Лк. 6:32-35).

2. Качества, противоположные милосердию:

a) раздражение (Еф. 4:31, 32);

б) ярость (Еф. 4:31, 32);

в) гнев (Еф. 4:31, 32; 1 Пет. 2:1-3);

г) ненависть (Еф. 4:31, 32);

д) ложь (1 Пет. 2:1-3);

е) лицемерие (1 Пет. 2:1-3);

ж) ревность, зависть (1 Пет. 2:1-3).

3. Главный пример милосердия:

a) Сам Бог является самым совершенным примером милосердия. Он всегда милостив (Пс. 117:1-14, 29), и мы должны Ему подражать (Рим. 11:22);

б) Бог богат милостью, которая проявляется в Его кротости и долготерпении к неблагодарным и нечестивым (Рим. 2:4; Лк. 6:35);

в) Бог медлит с осуждением, давая людям возможность покаяться. И в этом проявляется Его милосердие (Рим. 2:4);

г) спасение - это плод милости Божьей в Господе нашем Иисусе Христе (Тит. 3:4). Бог не только нас спас от наказания за грехи, но и воскресил нас со Христом, посадил вместе с Ним на небесах (Еф. 2:4-6);

д) более того, Он явит нам в будущем преизобильное богатство милости Своей во Христе Иисусе, Бог на примере христиан покажет, насколько велико милосердие Его (Еф. 2:7);

е) милосердие Божье открывалось во всех словах и поступках Господа Иисуса Христа. Христос, говоря, что "иго Мое легко", использовал прилагательное, образованное от существительного "милосердие", которое мы находим в Гал. 5:22. Когда мы становимся учениками Господа, Он дает нам нести бремя, которое никогда не бывает слишком тяжелым. Служить Ему, значит испытывать на себе Его милосердие (Мтф. 11:30);

ж) милосердие Божье бесконечно (Руф. 2:20);

з) но не следует злоупотреблять Божьей милостью (Рим. 2:4), потому что милосердие Бога еще не означает, что Он не накажет виновного (Рим. 11:22); но милосердие Божье ведет к покаянию (Рим. 2:4).

4. Дела милосердия (Лк. 6:35):

a) быть милосердным значит проявлять любовь к врагам и благотворить ненавидящим (Лк. 6:28);

б) быть милосердным значит благословлять проклинающих и молиться за обижающих (Лк. 6:28);

в) быть милосердным значит ударившему нас по левой щеке подставлять правую, и отнимающему верхнюю одежду не мешать взять и рубашку (Лк. 6:29);

г) быть милосердным значит всякому просящему давать и от всякого взявшего не требовать обратно (Лк. 6:30);

д) быть милосердным значит поступать с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой (Лк. 6:31);

е) быть милосердным значит любить не только любящих тебя, но и врагов, делать для них добро, давать взаймы и не требовать вернуть долг (Лк. 6:32-36);

ж) быть милосердным значит не осуждать других (Лк. 6:37);

з) быть милосердным значит быть щедрым (Лк. 6:38);

и) там где есть милосердие, люди, подобно нашему Господу Иисусу Христу, не раздражаются без необходимости; их бремя легко (Мтф. 11:30);

к) настоящее милосердие проявляется одинаково по отношению ко всем людям, даже если оказание милости может повредить милосердному (2 Кор. 6:6).

5. Милосердие необходимо христианину:

a) Бог требует милосердия от других. Если мы не будем милосердными, то есть не будем угождать Господу, смиренно ходить перед Ним (Мих. 6:8), мы будем противоречить Богу (Ос. 4:1);

б) милосердие доказывает наше возрождение, оно показывает, что мы обладаем божественной природой. Истинное милосердие означает, что мы так же относимся к людям, как и наш небесный Отец (Лк. 6:27, 35);

в) милосердие характеризует нового человека, обновленного в познании по образу Создавшего его (Кол. 3:10). Оно - важная часть духовных одежд человека Божьего, в которые он облекается добровольно (Кол. 3:12);

г) милосердие - отличительная особенность служителей Божьих (2 Кор. 6:6);

д) оно может помочь человеку покаяться (Рим. 2:4; Лк. 22:61, 62; сравни 1 Пет. 2:12);

е) насколько мы милосердны к другим, настолько и Бог милосерден к нам (Лк. 6:38).

XXXIX. ВЕРНОСТЬ

Вопрос: какая верность от нас требуется?

Ответ: верность - это правильный ответ на верность Божью, следствие живой веры в Иисуса Христа. Верность - это преданность и зависимость. Она выражается в ответной верности Богу, чего бы это ни стоило. Она требует исполнения обязанностей по отношению к другим, независимо от того, насколько трудны эти обязанности. Верность - это та главная добродетель, за которую нас вознаградит наш Господь Иисус Христос.

1. Верность - это отличительная черта Божьего характера (Ис. 49:7; 1 Кор. 1:9; 10:13):

a) Бог есть Бог верный, Который соблюдает завет Свой и испытывает неизменную любовь к любящим Его и исполняющим заповеди Его (Втор. 7:9);

б) Он не может лгать (Числ. 23:19; Тит. 1:2);

в) Его верность неизменна (2 Тим. 2:13), она велика (Плач. 3:23), ее ни с чем нельзя сравнить (Пс. 88:9);

г) Его верность тверда (Пс. 88:34), ее невозможно измерить (Пс. 35:5), она постоянна (Пс. 88:3; Ис. 54:10) и вечна (Пс. 118:90);

д) Его верность проявилась в том порядке, который царит в природе (Быт. 8:22; Иер. 33:20-22);

е) Она проявляется в исполнении Его обещаний Своему народу (Иис. Н. 21:43; Иез. 37:11-14; Ис. 25:1);

ж) Его верность со всей славой открылась в Господе нашем Иисусе Христе (Ин. 1:14; 13:1; 14:6; Откр. 9:11).

2. Верность - это главная черта характера христианина:

a) верность - это плод Духа, который можно назвать сущностью характера христианина (Гал. 5:22, 23);

б) характер человека является критерием его веры (Мтф. 7:15-20; Лк. 6:43-45), его мы не можем ни одолжить, ни купить, ни спрятать. Наш характер - это "мы" настоящие (Прит. 9:12; сравни 14:10);

в) верность не возникает сама по себе, она растет в испытаниях (Лк. 16:10);

г) каковы мысли в сердце человека, таков и он - это основной принцип определения верности (Прит. 23:7);

д) верность должна утверждаться в сердце и проявляется в поведении (Прит. 3:3);

е) она должна охватывать все сферы нашей жизни (1 Тим. 3:11);

ж) верный в малом будет верен и во многом (Лк. 16:10);

з) без верности наш характер не может быть совершенен (Иак. 1:2-4);

и) но нельзя изменить характер в одно мгновение (Рим. 5:4), поэтому Бог посылает множество испытаний, которые Он использует, чтобы сделать нас верными (Иак. 1:2).

3. Верность проявляется в словах, которые мы употребляем:

a) верная речь честна и недвусмысленна (Мтф. 5:37), мы должны говорить то, что имеем в виду, если "да", значит "да", если "нет" - "нет" (2 Кор. 1:18);

б) верная речь истинна, она не допускает преувеличений (Иак. 5:12);

в) ложь, лжесвидетельство и уклончивые слова противоположны верной речи (Прит. 14:5; Ос. 4:1, 2);

г) при необходимости верная речь может обличить, но с добротой и любовью (Пс. 140:5; Прит. 27:6);

д) чтобы быть верными недостаточно только устами заявлять о своей преданности, а потом поступками отрицать свои заявления (Прит. 20:6);

е) если Бог верен Своим обещаниям, то и мы должны исполнять свои (Евр. 10:23; Мтф. 5:48; 2 Кор. 1:17-20).

4. Верность характеризует наши взаимоотношения с Богом:

a) подлинная вера в Бога должна всегда вести к верности Ему (Евр. 2:4);

б) Бог требует от нас полной преданности (Лк. 16:13), в первую очередь мы должны быть верными Ему (Деян. 11:23);

в) для Бога важнее наша верность, чем ее плоды (Мтф. 24:20-23). Если она отсутствует, то Бог выступает против нас (Ос. 4:1);

г) Бог призывает христиан быть верными Его Сыну Иисусу Христу (Еф. 1:1; Кол. 1:2), быть верными неизменно и постоянно (Деян. 11:23);

д) никакие препятствия не должны помешать нам верно исполнять волю Божью (Евр. 10:36), даже угроза смерти (Откр. 2:10);

е) наша верность драгоценна для Бога (1 Пет. 1:7). Благодаря ей мы находим милость и благоволение в очах Божьих (Прит. 3:4);

ж) верность - это еще и условие роста в познании Бога (Ос. 2:20);

з) наша верность Богу зависит от понимания Его верности (Евр. 10:23);

и) Бог остается верным, даже если мы проявляем неверность (Рим. 3:3; 2 Тим. 2:13). Бог хочет исцелить нас от неверности, когда мы обращаемся к Нему в покаянии (Ос. 14:4).

5. Верность должна характеризовать наши отношения с другими людьми:

А. Мужья и жены:

a) муж должен всегда оставаться верным своей жене (Прит. 5:15-20; 1 Тим. 3:2, 12), даже в мыслях (Исх. 20:17; Мтф. 5:27, 28);

б) верный муж любит свою жену как себя (Еф. 5:28), он удовлетворен ей (Прит. 5:15);

в) верный муж благоразумно обращается с женой, оказывая ей честь, как немощному сосуду (1 Пет. 3:7);

г) верный муж стремится любить свою жену как Христос любит церковь (Еф. 5:25);

д) жена всегда остается верной интересам своего мужа (Прит. 31:12);

е) верная жена помогает мужу исполнять свои обязанности в общине (Прит. 31:23);

ж) муж может полностью довериться своей жене (Прит. 31:11), ее любовь к мужу всегда будет исполнять ее радостью (Прит. 5:19);

з) верная жена - гордость и радость для мужа (Прит. 12:4).

Б. Родители и дети:

a) верные Богу родители осознают, что самое главное место в их сердце должны занимать не дети, а Господь Иисус Христос (Мр. 10:29; Лк. 18:29; Мтф. 19:29; сравни 1 Цар. 2:20, 29; Евр. 11:17);

б) верные Богу родители тщательно обучают своих детей, понимая, что направление жизни их детей зависит от воспитания, которое они получат дома (Прит. 22:6), поэтому родители начинают учить детей с раннего возраста (Прит. 4:1-4);

в) верные Богу родители усердно воспитывают своих детей, потому что любят их (Прит. 13:24);

г) верные Богу родители не только указывают детям путь мудрости, но и ведут их по путям прямым (Прит. 4:11), показывая им все преимущества благочестивой жизни (Прит. 20:7);

д) верные Богу родители, осознавая свою ответственность за то, каким вырастет новое поколение, рассказывают детям о том, как Бог действовал в их жизни в прошлом (Пс. 77:4, 5, 6);

е) верные Богу дети повинуются своим родителям согласно заповеди "Почитай отца твоего и мать твою" (Еф. 6:2; Исх. 20:12);

ж) верные Богу дети слушаются отца своего и не пренебрегают матерью своей, когда она состарится (Прит. 23:22);

з) верные Богу дети с уважением относятся к имуществу своих родителей, понимая, что кража остается кражей, если даже ее совершил не посторонний человек, а член семьи (Прит. 28:24);

и) верные Богу дети знают не только свои права, но и обязанности, поэтому они внимательно относятся к своим родителям, заботясь о всем необходимом для них (Прит. 19:26).

В. Работники и работодатели:

a) верный Богу работодатель не удерживает надлежащей платы (Иак. 5:4);

б) верные Богу работодатели поступают сознательно и ответственно по отношению к тем, кто на них работает, ожидая от них такого же поведения (Еф. 6:10);

в) работники должны быть верны своим работодателям (Тит. 2:10);

г) верный работник не ворует (Тит. 2:10), на него можно положиться, например, доверить ему деньги и не проверять его (2 Цар. 12:15);

д) верный работник не грубит и не ведет себя нагло со своим работодателем (Тит. 2:10);

е) верный работник так относится к своему земному работодателю, как если бы это был Сам Иисус Христос (Еф. 6:5-8), таким образом он своим поведением на работе свидетельствует о Евангелии (Тит. 2:10).

Г. Христианское общение:

a) мы должны быть верны нашим братьям и сестрам, потому что все мы имеем общение с Господом Иисусом Христом (Кол. 1:2);

б) к примеру, мы должны думать лучше друг о друге (1 Кор. 13:7);

в) когда надо исправить чью-то неправоту, мы должны проявить верность, говоря друг другу истину в любви (Прит. 27:6; Еф. 4:15, 25);

г) мы должны стоять друг за друга, даже если это ведет к неприятностям (Евр. 10:33);

д) мы должны быть верными, проявляя дар гостеприимства (3 Ин. 5);

е) наши отношения с Христом должны побуждать нас с большим усердием служить друг другу (1 Тим. 6:2);

ж) чтобы быть верными, мы должны находить время и использовать подходящие возможности для того, чтобы поддерживать других и помогать им (Евр. 10:25);

з) мы должны быть верными духовным руководителям, данным нам Богом, чтобы они исполняли порученное им служение с радостью, а не в унынии (Евр. 13:7; 1 Фес. 5:12, 13).

6. Также верность выражается в служении Богу и в применении того, что Он нам дал:

a) верность является главным качеством, которое необходимо всем, кто служит телу Христову, Церкви, и занимает какую-то должность в ней (1 Тим. 3:11; 2 Тим. 2:2);

б) Богу надо служить верно (Иак. 24:14; Мтф. 24:45; Евр. 3:1, 2, 5, 6): мы не можем служить двум господам (Лк. 16:13);

в) Бог вверяет нам служение, а от служителей требуется, чтобы каждый оказался верным (1 Кор. 4:2);

г) к примеру, если мы в той или иной форме служим проповедью Слова Божьего, то мы должны говорить его верно, как перед Богом (Иер. 23:28; 2 Кор. 2:17), отвергая все скрытое и неискреннее (2 Кор. 4:2) и проверяя себя в том, что передаем Слово Божье точно и верно (Иак. 11:15; Деян. 20:27);

д) мы должны верно служить Богу, сохраняя веру (2 Тим. 4:7) и ревностно подвизаясь за веру, однажды преданную святым (Иуда 3);

е) все что мы делаем для других, мы должны делать верно (3 Ин. 5);

ж) мы должны верно служить Богу, используя свои деньги и имущество в интересах Его царства (Лк. 16:11), признавая, что все, что мы имеем, есть Его дар (1 Пар. 29:14).

7. Верность будет иметь большое значение, когда наш Господь Иисус Христос будет распределять награды:

a) Господь награждает каждого за верность (1 Цар. 26:23);

б) вознаграждение будет даваться в соответствии с верностью, проявленной в служении, а то, насколько долгим, почетным и внешне важным это служение было, не будет иметь решающего значения (Мтф. 20:1-16);

в) Господь знает истину о нашей верности (Откр. 2:13, 19);

г) верный человек будет богат благословениями (Прит. 28:29);

д) по Своем возвращении Господь Иисус вознаградит верных Ему слуг: использование равных даров с различной верностью, будет по-разному вознаграждено (Лк. 19:12-27); использование разных даров с одинаковой верностью, будет вознаграждено одинаково (Мтф. 25:14-30);

е) венец праведности ожидает слуг Божьих, хранивших верность и веру в служении (2 Тим. 4:7, 8): на небесах ближе всего к Иисусу Христу будут те, кто оказался верным на земле (Откр. 17:14);

ж) мы должны наблюдать за нашей верностью, чтобы не потерять награду (2 Ин. 8).

8. В Библии мы находим множество примеров верности:

a) Господь нашел сердце Авраама верным перед Собою (Неем. 9:8; Гал. 3:9);

б) Моисей верно исполнял поручения Бога, заботясь о народе Божьем (Числ. 12:7; Евр. 3:2, 5);

в) Иосиф был верен хозяину-египтянину, хотя это обошлось ему дорогой ценой (Быт. 39:7), позже он был верен начальнику темницы (Быт. 39:22, 23);

г) Давид был верен Саулу несмотря на то зло, которое тот ему причинил (1 Цар. 22:14);

д) Даниил был верен как Господу, так и своему земному повелителю, царю вавилонскому (Дан. 6:4, 10);

е) выдающийся пример верности Богу показали Седрах, Мисах и Авденаго, когда они повиновались Его заповеди (Дан. 3:28; Ин. 20:5);

ж) классический пример верности - ответ Руфи ее свекрови Ноемини (Руф. 1:16, 17);

з) Павел был верен в том, что не упускал в учении никакой истины, которую Бог хотел возвестить Своему народу (Деян. 20:20, 27);

и) Силуан, или Сила, был верным братом как Петра (1 Пет. 5:12), так и Павла (Деян. 15:40; 1 Фес. 1:1);

к) Онисим был верным христианином по отношению к братьям (Кол. 4:9);

л) Тихик - верный Господу в служении другим (Еф. 6:21);

м) Тимофей верно служил апостолу Павлу, исполняя его поручения (1 Кор. 4:17; Фил. 2:19-24);

н) Антипа с верностью свидетельствовал о Господе Иисусе, хотя за это ему пришлось претерпеть муки (Откр. 2:13);

о) вера и верность людей прошлого помогают и нам быть верными (Евр. 11; 12:1, 2);

п) мы поступаем правильно, подражая благочестивым людям, помогавшим нам и проявлявшим свою веру и верность в прошлом (Евр. 13:7).

9. Верность может нам дорого стоить:

a) за верность нас могут упрекать и даже гнать; так было с нашим Господом Иисусом Христом (Рим. 15:3);

б) но лишения и гонения за правду приносят свои благословения (Мтф. 5:11, 12);

в) оставаясь верными, мы иногда подвергаем опасности свою жизнь (Дан. 3:16-19; Откр. 2:13);

г) но страдания из-за верности Богу или другим людям, когда на то есть воля Божья, дают возможность узнать, что такое Божья помощь (2 Тим. 1:8). Быть верными Богу можно только с помощью Бога (1 Кор. 7:25).

XL. КРОТОСТЬ

Гал. 5:22, 23: "Плод Духа есть ... кротость".

Вопрос: какая кротость от нас требуется?

Ответ: требуемая от нас кротость - это такое внутреннее состояние, которое позволяет быть покорными воле Божьей, не взирать на трудности, но относиться к другим с мягкостью, смирением, учтивостью и вниманием. (Кротость не все считают достоинством, потому что в современном мире она воспринимается как бесхарактерность. Некоторые говорят, что под словом "кротость" подразумевается мягкость, доброта, но это не так. Аристотель называл кротость золотой серединой между неудержимым гневом и неумением гневаться вообще. Доброта, смирение, учтивость, внимательность, кротость - взятые вместе эти слова лучше всего объясняют греческое слово prautes).

1. Природа кротости:

a) источник кротости - любовь (1 Кор. 4:21);

б) в Новом Завете кротость часто сопутствует терпению, снисходительности (2 Кор. 10:1; Еф. 4:2; Кол. 3:12, 13) и смирению (Мтф. 11:29; Еф. 4:2; Кол. 3:12);

в) кротость - это дар Духа, плод мудрости свыше, которую дает Бог (Мр. 3:13);

г) быть кроткими - наша обязанность, важная часть жизни. Бог призвал нас к этому во Христе (Еф. 4:2; Кол. 3:12);

д) кротость - это одежда христианина (Кол. 3:12), в которой он должен ходить всегда (Тит. 3:2);

е) покорность воле Божьей - это самая важная сторона кротости (Иак. 4:10; 1 Пет. 5:6);

ж) кроткий человек стремится следовать воле Божьей, а не своим желаниям (Мр. 14:36; Мтф. 26:39; Лк. 22:42);

з) даже если из-за покорности Богу кроткого человека считают сором земли, все же он повинуется воле Божьей, стремится поступать так, чтобы угодить Богу (1 Кор. 4:13). Вспомните Стефана (Деян. 7:60);

и) кротость взывает к Богу в молитве и с благоговением принимает Его ответ, каким бы он ни был (Евр. 5:7);

к) кроткий человек ждет торжественного прихода Бога (Пс. 146:6; 149:4; 1 Пет. 2:21-23) и поэтому говорит себе: "Покорись Господу и надейся на Него";

л) кротость дает мир, который приносит покорность воле Божьей (Пс. 130:1, 2);

м) Мария показала пример кротости перед Богом: "Вот, раба Господня, да будет мне по слову Твоему" (Лк. 1:38);

н) вторая важная сторона кротости - внимательность. Смиряясь перед Богом, мы учимся быть мягкими с другими людьми (1 Пет. 5:5, 6);

о) кротость - это то же самое, что и учтивость (Тит. 3:2);

п) кротость непритязательна (Зах. 9:9; Мтф. 21:5), она делает нас открытыми для других (Мтф. 11:29);

р) слуга Божий отличается кротостью (Ис. 42:1; 53:6; 2 Тим. 2:24, 25), он искренне стремится идти по следам Господа Иисуса Христа (1 Пет. 2:21-24);

с) кротость больше заботится о служении Богу, чем об общественном положении (Числ. 12:63; Фил. 2:5);

т) кротость - обязательная характеристика идеального учителя (Мтф. 11:29; 2 Тим. 2:25);

у) воспитывать и наказывать надо обязательно с кротостью (1 Кор. 4:21). С кротостью мы должны искать и приводить назад в общение заблуждающегося или своенравного христианина (Гал. 6:1);

ф) Моисей был кротким, самым кротким из всех своих современников (Числ. 12:3), поэтому он был назван верным рабом Божьим (Числ. 12:7).

2. Кротость нашего Господа Иисуса Христа:

a) пророки Ветхого Завета говорили о кротости Мессии (Ис. 42:1; Зах. 9:9);

б) кротость была самой характерной чертой земной жизни Христа (2 Кор. 10:1). Иисус Сам говорил о кротости как об одной из Своих характеристик (Мтф. 11:29);

в) покорность воле Бога Отца являлась важной составляющей кротости нашего Господа (Евр. 10:7);

г) Его пища была в исполнении воли Отца и завершении Его работы (Ин. 4:34);

д) Его кротость ярче всего проявилась в Гефсиманском саду в молитве: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42);

е) завершая Свое служение как страдающий раб Божий, Иисус проявлял кротость, покоряясь злу, которое ему причиняли: "Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих" (Ис. 53:7); Он "не возопил и не возвысил голоса Своего и не дал услышать его на улицах" (Ис. 42:2);

ж) будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но все предавал Судье Праведному (1 Пет. 2:23);

з) вторая важная сторона кротости нашего Господа - Его забота о других, особенно Его нежное отношение к слабым и неполноценным людям (Ис. 42:2, 3). К примеру, Его отношение к самарянке (Ин. 4), к женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11), к Закхею (Лк. 19:1-10);

и) именно благодаря Своей кротости Он призывал к Себе людей (Мтф. 11:29);

к) Он постоянно заботился о Своих учениках: заботился о них, когда они уставали (Мр. 6:31), сталкивались с трудностями, нуждались в утешении (Ин. 14:1).

3. Что такое кротость можно лучше понять, если сравнить ее с противоположными качествами:

a) самоуверенность или высокомерие (1 Пет. 3:15);

б) ревность и эгоизм (Иак. 3:13, 14);

в) любовь к ссорам (Ис. 42:2; Мтф. 12:19; 2 Тим. 2:24, 25);

г) самооправдание (Ис. 42:2; Мтф. 12:19);

д) негодование (2 Тим. 24, 25);

е) грубость (Мтф. 11:29, 30);

ж) гнев (Иак. 1:20, 21);

з) насилие, желание вести войну (Мтф. 21:5);

и) агрессивность (1 Кор. 4:21);

к) неуместная строгость в наказании (1 Кор. 4:4, 21; 2 Тим. 2:25).

4. Кротость в поведении:

a) следует постоянно быть кротким, словно носить одежду (Кол. 3:12). Надо стремиться как можно чаще проявлять кротость (1 Тим. 6:11);

б) она покоряется воле Божьей, даже если не понимает планов Господа (Иов. 1:21; Деян. 20:22-24; 21:10-14; 1 Пет. 4:19);

в) она проявляется в изучении Слова Божьего, в послушании его наставлениям, принимает упреки и готова к покаянию (Иак. 1:21);

г) она проявляется в уважении ко всем людям, независимо от того, кто они, чем занимаются или как они себя поведут в ответ (Тит. 3:2; 1 Пет. 3:15);

д) кроткий человек сдерживается, когда его провоцируют на гнев (2 Тим. 2:25);

е) даже если причиненная несправедливость вызывает негодование и боль, мы должны отвечать с кротостью на требование властей дать отчет в своем исповедании веры (1 Пет. 3:16);

ж) кротость выражается в мягком обращении с теми, кому нужно указать на недостатки (Ис. 42:3; 2 Тим. 2:25). Она исправляет ошибки без высокомерия, нетерпения или гнева и старается не обидеть человека напрасно (Гал. 6:1);

з) кроткий подражает Господу Иисусу Христу, потому что только так можно правильно повиноваться Богу и служить другим (2 Кор. 10:1; Фил. 2:5).

5. Важность кротости:

a) о кротости говорится в заповедях блаженства: "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мтф. 5:5);

б) мы можем помочь другим людям, как помогал наш Господь Иисус Христос, только если будем кроткими (Мтф. 11:29). Вместо того, чтобы враждовать, мы можем одержать победу в правом деле, с кротостью выражая свою любовь (2 Тим. 2:25);

в) кротость - это необходимое условие, чтобы иметь водительство Божье (Пс. 24:9);

г) кротость - условие получения благословений от Бога (Пс. 36:11);

д) Господь посылает кротким процветание, дает смиренным победу (Пс. 149:9);

е) секрет счастья в кротости, хотя миру эта истина может показаться парадоксальной и непонятной (Пс. 36:11; Мтф. 5:5).

XLI. ВОЗДЕРЖАНИЕ

Гал. 5:22, 23: "Плод Духа ... воздержание".

Вопрос: что такое воздержание, которого требует от нас Бог?

Ответ: воздержание, которого требует от нас Бог, есть самообладание, умение контролировать себя. Мы сознательно используем христианскую свободу, чтобы служить Христу, служа другим. Дух Святой помогает нам, и никакой грех, никакая привычка не господствуют над нами. Воздержание, контроль над собой, отличается от других плодов Духа, потому что этот плод имеет отношение не столько к Богу или к ближнему, сколько к самому себе.

1. Сферы жизни, где особенно необходимо владеть собой:

a) контролировать себя нужно всегда и везде (1 Фес. 5:6, 22);

б) в еде (Прит. 23:20; 25:16);

в) в питье (Еккл. 10:17; Рим. 13:13): пьянство не дает возможности контролировать свои действия и приводит к излишествам (Еф. 5:18);

г) в половых отношениях (Тит. 2:5): Бог даровал нам добрый дар - половое влечение, оно заложено в человека, но может реализовываться только в браке (Мр. 10:7), но даже тогда этой драгоценностью следует наслаждаться с воздержанием (1 Кор. 7:1-6);

д) необходим контроль над желаниями и их удовлетворением (1 Пет. 2:11; 4:4; сравни Мтф. 14:4; Мр. 6:18), воздержание надо проявлять в жажде удовольствий (Мтф. 14:6, 7; Мр. 6:21, 22);

е) в искушении (Мр. 14:37-40, 66-72). Воздержанный христианин понимает, что иногда самое мудрое решение - избежать искушения (2 Тим. 2:22; Иак. 1:14);

ж) надо контролировать свое самомнение и гордость за себя (Рим. 12:3, 16; сравни Фил. 2:3);

з) мы должны овладевать своей слабохарактерностью, которая иногда проявляется в малодушии (Мр. 6:26; Мтф. 14:9; 2 Тим. 1:7);

и) мы должны контролировать выражение своих чувств. Например, оскорбившись, глупец, тотчас высказывает гнев свой, а благоразумный, воздержанный, человек, скрывает свои чувства (Прит. 12:16);

к) надо обуздывать раздражительность (Пс. 36:8; Еф. 4:26; 1 Фес. 5:14).;

л) владеть своим языком (Мтф. 14:7; Мр. 6:22, 23; 1 Тим. 3:8; Иак. 3:1, 2), обещать только то, что можно исполнить (Исх. 8:8, 15; Еккл. 5:2; Мтф. 14:7; Мр. 6:22, 23);

м) давление со стороны мира заставляет человека жить только земными и материальными интересами. Нам нужно сопротивляться этому (1 Тим. 6:6-10). Только воздержание может помочь избежать жадности (Деян. 20:33; Рим. 7:7; 13:9). Только благодаря воздержанию мы будем собирать сокровище на небесах, а не на земле (Мтф. 6:19, 20; сравни Ин. 6:27);

н) контроль за использованием времени (Еккл. 3:1; Еф. 5:15-16; Кол. 4:5);

о) воздержание должно присутствовать в духовной жизни. То, что христиане духовно свободны, не значит, что они могут позволять греховной природе владеть ими (Гал. 5:13). Духовная радость и изобилие не должны вести к чрезмерности (Еф. 5:18-20). Мы не должны использовать духовные дары только для себя, но во благо всего Тела Христова (1 Кор. 14:12; 26-33, 40).

2. Качества, противоположные воздержанию:

a) недисциплинированная жизнь со всеми печальными последствиями (Прит. 21:25; 26:14; Еккл. 10:18; 1 Пет. 1:13, 14; 4:3, 4);

б) половая безнравственность, нечистота и распущенность (Гал. 5:10) указывают на отсутствие контроля над телом или половым влечением;

в) идолопоклонство, формой которого является алчность (Гал. 5:20; Кол. 3:5). Человек не сдерживает чувство зависти, стремление жить по мирским стандартам указывает на недостаток духовной дисциплины (1 Ин. 2:15, 16);

г) ненависть, ревность и зависть (Гал. 5:20, 21) - это неудавшиеся попытки овладеть чувствами, которые порождает наша греховная природа;

д) разногласия, эгоистичные желания, распри и интриги (Гал. 5:20) возникают из-за неумения владеть собой;

е) приступы раздражения (Гал. 5:20): человек не контролирует свой гнев и свой язык;

ж) пьянство и оргии (Гал. 5:20): человек не контролирует жажду и стремление к удовольствиям.

3. Что значит владеть собой:

a) воздержание - это самообладание или же господство над собой (Рим. 6:13, 14), ведущее к порядку в жизни (Еф. 5:15);

б) быть воздержанным - значит понимать реальное положение, в котором мы находимся, и понимать, что из себя представляет наша плоть: она немощна (Лк. 14:38; Рим. 6:19; 8:1), греховна (Рим. 8:3), всегда ищет возможности повеселиться (Рим. 13:14; Гал. 5:13);

в) владеть собой, значит поработить плоть, не позволять ей господствовать над нами (1 Кор. 9:27);

г) владеть собой, значит быть честными перед собой, понимать, что самодисциплина должна начинаться с разума и мыслей (1 Пет. 1:3; Фил. 4:8; сравни Мтф. 5:28);

д) мы должны иметь четко поставленные цели, чтобы стремиться к ним и знать направление жизни (1 Кор. 9:24-27);

е) владеть собой, значит заботиться о благе других как о своем. Свобода дана христианам для того, чтобы угождать не себе, а другим, следуя примеру нашего Господа Иисуса Христа (Рим. 15:1-3);

ж) владеть собой, значит быть бдительным (Мтф. 26:41; Мр. 14:38), не переоценивать свои силы (1 Кор. 10:12);

з) владеть собой значит отводить время для молитвы (Мтф. 26:41; Мр. 14:38; 1 Пет. 4:7);

и) воздержание - это честное и решительное действие, направленное против известных искушений (Мтф. 5:29; 18:8, 9; Мр. 9:43-47), борьба с похотями грешной плоти (Рим. 13:14). Другими словами, это готовность ответить "нет" нечестию и мирским страстям (Тит. 2:12);

к) владеть собой, значит уподобляться атлетам в их подходе к жизни (1 Кор. 9:25; 2 Тим. 2:5);

л) владеть собой, значит проявлять стойкость (2 Пет. 1:6);

м) воздержание - это внутренняя сила, которую дает Иисус Христос (Фил. 4:13; 2 Тим. 1:7; 2:1).

4. Необходимость и важность воздержания:

a) воздержание является существенной частью благочестия, которое будет презираемо в последние дни (2 Тим. 3:2-4);

б) воздержание необходимо людям, которые управляют церковью Божьей (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8);

в) воздержание связано с праведностью (Деян. 24:25); в своей жизни христианин должен стремиться к праведности в первую очередь (1 Пет. 2:24);

г) воздержание - это проявление спасения Божьего в земной жизни (Тит. 2:12, 13);

д) воздержание - это высший плод Духа (Гал. 5:23). Оно необходимо всем людям в любом возрасте (Тит. 2:2, 5, 6, 12);

е) воздержание - это часть той свободы, к которой нас призывает наш Господь Иисус Христос (Ин. 8:36; Гал. 5:1, 13) и которая была приобретена для нас дорогой ценой (Гал. 3:13);

ж) без воздержания мы становимся легкой добычей сатаны (1 Кор. 7:5; Еф. 4:26);

з) невоздержанность может причинить вред не только нам самим, но и другим (Мр. 6:20, 21-28; сравни 2 Цар. 11:1-5, 17; 12:15);

и) оно необходимо, если мы хотим нести христианское свидетельство и служить Господу Иисусу Христу (1 Кор. 9:25-27);

к) Воздержание - это часть нашей измененной жизни в подобии образа Господа Иисуса Христа (Рим. 8:29). Христос управлял Своей жизнью, чтобы исполнить волю Отца (Лк. 9:51; Ин. 4:34). Иисус владел Собой, когда молился (Мр. 1:35; Лк. 11:1), когда находился в искушении (Ин. 6:15; Лк. 22:39-46), Он сдерживался, когда над Ним издевались (1 Пет. 2:23);

л) наше воздержание будет принято во внимание на суде (Деян. 24:25; 1 Кор. 9:25).