Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


БИБЛИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Вопрос: что такое христианство?

Ответ: это единственный путь познания истинного Бога, единственный путь посвящения Ему.

1. Нет иного Бога, кроме Бога:

а) на свете существовало и существует множество так называемых богов. Но все они ложные (1 Кор. 8:4-6);

б) существует только один Бог (Еф. 4:6);

в) хотя Бог явился нам как Триединый, Он - один Господь, Бог наш (Втор. 6:4);

г) Он Творец (Быт. 1:1);

д) Он обладает высшей властью (Рим. 11:36; Откр. 19:6); е) Он Судья над всеми людьми (Быт. 18:25, Рим. 2:16).

2. Взаимоотношения людей с Богом нарушены:

а) первый сотворенный человек общался с Богом, он обладал истинным знанием, праведностью и святостью, так как все сотворенное Богом было совершенно (Быт. 1:27, 31; Еккл. 7:29);

б) тогда он наслаждался общением с Богом (Быт. 3:8);

в) но произошло грехопадение человека (он не послушал воли Божьей), и это нарушило его общение с Богом (Быт. 3);

г) грех вошел в мир через Адама, а через грех - смерть (Рим. 5:12). Грешными стали все люди (Рим. 3:23);

д) из-за греха между человеком и святым, справедливым Богом возникла преграда (Ис. 59:2; 1 Ин. 1:5);

е) жизнь Божья стала чужда человеку - он начал враждебно относиться к Нему (Еф. 4:18; Кол. 1:21);

ж) в таком состоянии человек не может познавать Бога и жить праведно (Пс. 13:1-4; Ис. 64:4; Рим. 7:18).

3. Христианство провозглашает то, что Бог сделал во Христе Иисусе для примирения человека с Богом:

а) Бог не радуется смерти грешников (Иез. 33:11);

б) Он любит мир (Ин. 3:16);

в) Он послал в мир Своего Сына, чтобы спасти грешников (1 Тим. 1:15). Поэтому Сын и понес на Себе человеческий грех, Он умер, хотя смерть заслужили люди (1 Пет. 2:24; Ис. 53:5, 6);

г) через Христа примирение стало возможным: люди могут примириться с Богом (2 Кор. 5:18, 19, 20);

д) через покаяние и веру человек примиряется с Богом (Мр. 1:15; Деян. 17:30; Рим. 5:1).

4. Примирившись с Богом, человек может познавать Его:

а) Бог дает примирившемуся с Ним человеку понять, что знать Христа означает знать Бога (2 Кор. 4:6);

б) Христос пришел, чтобы показать Отца (Ин. 19:8, 9);

в) Христос принес людям слова Бога (Ин. 14:24);

г) Христос - это наш путь к Богу (Ин. 14:6);

д) Бог после примирения посылает в наше сердце Дух Христа, чтобы мы могли познавать Его (Ин. 14:16, 17; Рим. 8:15, 16; Еф. 1:17);

е) такое познание Бог обещал пророкам, говорившим о новом завете, который Бог заключит с людьми (Иер. 31:34);

ж) знать Бога значит:

1) все лучше и лучше понимать Божье естество (Еф. 1:17; Кол. 1:10; 2 Пет. 3:18; 1 Ин. 1:5; 1 Ин. 4:8);

2) свободно и уверенно приходить к Богу (Евр. 10:19);

3) общаться с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом (1 Ин. 1:3).

5. Человек, примирившись с Богом, получает возможность жить для Него:

а) он ощущает постоянное стремление делать это (2 Кор. 5:15; Рим. 12:1);

б) он обладает новой силой, которая подталкивает его идти в этом новом направлении (2 Кор. 5:17; Гал. 2:19, 20; Фил. 2:13);

в) Дух Святой, обитающий в человеке, дает ему возможность жить иной, новой жизнью (Рим. 8:9; Гал. 5:22-24);

г) жить для Бога означает:

1) перестать грешить (Рим. 6:1-13);

2) посвятить жизнь Богу (Рим. 6:11, 13);

3) стараться угодить Богу (2 Кор. 5:9);

4) искренно и от всего сердца повиноваться Его заповедям (1 Ин. 2:4, 5);

5) все больше и больше стремиться к святости (1 Фес. 4:1-4).

6. Знающие Бога и живущие для Него в некоторой степени возвращаются к тому состоянию, в котором находились до грехопадения:

а) до грехопадения человек знал Бога и был праведен (Быт. 1:27; 2:15);

б) во Христе, человек становится новым творением (2 Кор. 5:17);

в) такой человек знает истинного Бога (Кол. 3:10);

г) праведность и святость становятся образом его жизни (Еф. 4:24).

7. Только во Христе Иисусе можно узнать Бога и жить для Него:

а) ключевым утверждением является Ин. 14:6: "Иисус сказал ему: Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня";

б) хотя путей ко Христу может быть много, к Отцу ведет лишь один;

в) узнать о Боге можно наблюдая за природой, провидением и историей, но такое знание не будет ни полным, ни достаточным (Рим. 1:19, 20). Совсем другое дело познать Бога лично, в близком общении;

г) Богу не нравится образ жизни людей, живущих без Христа (Ин. 15:5; Еф. 2:3, 12);

д) только в Иисусе Христе мы можем по-настоящему общаться с Богом, а это общение нам необходимо как воздух (Деян. 4:12);

е) только ко Христу мы можем обратиться, чтобы узнать Бога и получить вечную жизнь (Мтф. 11:27; Ин. 6:68; 17:3).

8. Это объясняет, почему христиане проповедуют свою веру:

а) без спасительной веры во Христа люди мертвы для Бога, они живут на земле без Бога и без надежды, потерянные и осужденные (Еф. 2:1, 12; Ин. 3:18);

б) христианство уникально (Ин. 14:6). Воплощение, совершенная жизнь Христа, Его смерть, которая стала жертвой за все грехи людей, Его воскресение, Его вознесение, Его обещанное возвращение - все это уникально. Это неповторимые исторические события, и последствия этих событий тоже единственные в своем роде (Деян. 2:39). Нигде не найти столь высоких представлений о Боге. Никто не может быть таким Спасителем, как Христос;

в) хотя христианам не следует проявлять нетерпимость к приверженцам других религий, все же они не могут согласиться с тем, что Бог хотя бы как-то одобряет эти религии или что люди могут с их помощью удовлетворить свои потребности (1 Фес. 1:9; 1 Ин. 4:1-3);

г) христианство распространяется, потому что любовь Бога к людям преодолевает все преграды, а люди отчаянно нуждаются в Боге (Мтф. 9:36-38; Мр. 16:15, 16): истина противостоит заблуждению, святость не может идти на компромисс с грехом, любовь Божья, пребывающая в сердцах примиренных людей, побуждает их провозглашать Евангелие (2 Кор. 5:14, 20);

д) христианство стоит того, чтобы за него умереть (Деян. 20:24; 2 Тим. 1:8-12);

II. ПОЗНАНИЕ ИСТИННОГО ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

Вопрос: где мы можем познать истинное христианское учение?

Ответ: только в Библии.

1. Христианское учение основывается на определенных исторических фактах и духовных реалиях, которые нужно понять и в которые нужно поверить (1 Ин. 1:4):

Например:

а) божественность Христа (Ин. 20:31);

б) Его воплощение (1 Ин. 4:2, 3; 2 Ин. 7; Ин. 1:14);

в) Его неповторимая смерть за наши грехи (1 Кор. 15:3; 1 Ин. 2:2; 4:10);

г) Его воскресение (Ин. 20:29; 1 Кор. 15:4; Деян. 2:32);

д) Его вознесение (Деян. 7:55, 56; Евр. 1:3; 2:9);

е) Его второе пришествие (1 Фес. 1:10).

2. В Библии мы находим описание исторических событий и свидетельства о духовных реалиях (Лк. 1:1-4):

Например:

а) Божественность Христа (Ин. 1:1-14; Мтф. 16:13-20);

б) Его воплощение (Мтф. 1:18-25; Лк. 1:26-38; 2:1-7);

в) Его смерть за наши грехи (Мтф. 27:26-61; Мр. 15:15-41; Лк. 23:27-49; Ин. 19:13-37);

г) Его воскресение (Мтф. 28:1-10; Мр. 16:1-13; Лк. 24:1-48; Ин. 20:1-29; 1 Кор. 15:4-8);

д) Его вознесение (Мр. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9-11);

е) Его второе пришествие (Мтф. 24:3-31; 1 Фес. 5:1-3; 2 Фес. 1:7-10).

3. Только Библия определяет значение того или иного положения в христианстве, только она дает ему объяснение (Ин. 20:30, 31; 1 Кор. 10:11):

а) многие положения христианского учения нуждаются в детальном пояснении (Лк. 24:27; Деян. 18:26);

б) без посторонней помощи разум человека не в состоянии дать удовлетворительное объяснение духовным истинам (Мтф. 16:17; 1 Кор. 2:14);

в) Бог дал нам Библию, потому что мы нуждаемся в наставлении (Пс. 118:130; Мтф. 21:42; Рим. 15:4). Утверждения Писания - это основание проповеди Евангелия (Лк. 24:44-47; Деян. 10:43; 17:2; 18:28; 1 Кор. 15:3, 4);

г) Дух Святой использует Писание, чтобы открыть истины, которые сами мы заметить не можем (Лк. 24:27);

д) когда мы не понимаем, что говорит Писание по тому или иному поводу, тогда в наши рассуждения о духовных вопросах могут закрасться ошибки (Мр. 12:24; Мтф. 22:29).

4. Библия должна быть единственным авторитетом во всех вопросах веры и поведения:

а) Библия обладает властью (Мтф. 22:31);

б) она богодухновенна (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:19-21);

в) откровение, записанное в Библии, окончательно: все, что не соответствует ему, - ложь (Ис. 8:20; Гал: 1:8, 9);

г) основание Церкви - откровение, данное Богом через пророков, апостолов и через Христа (Еф. 2:20);

д) любое мнение должно быть проверено Библией (Деян. 17:11);

е) Библия должна определять любое наше решение (Мтф. 4:1-11, Деян. 15:14, 15);

ж) в Библии есть все, что нам необходимо знать. Она показывает, каким должен быть человек, чтобы угодить Богу (2 Тим. 3:15-17);

з) если мы не принимаем Библию как единственный авторитет в вопросах веры и поведения, то начинаем создавать свои авторитеты и нарушать заповеди Божьи (Мтф. 15:2, 3, 6);

и) если мы пренебрегаем Библией, то нашим вниманием быстро овладевают пустые размышления, основанные на человеческом учении (Кол. 2:8).

5. С какой бы стороны христианство ни рассматривалось, все логически указывает на авторитет Библии:

а) Христос пришел, чтобы исполнить то, что Бог обещал в Ветхом Завете (Лк. 24:27, 44);

б) благодаря спасению, совершенному Христом, появился Новый Завет (1 Кор. 11:25; Лк. 1:1-4; Мр. 1:1; Откр. 1:19);

в) Дух Христа побудил к написанию и Ветхого и Нового Завета (1 Пет. 1:11; Ин. 14:26; Евр. 2:4).

III. БИБЛИЯ

Вопрос: что такое Библия?

Ответ: Библия - это книги Ветхого и Нового Завета, написанные по вдохновению от Бога. В ней изложено все, во что нужно верить и что нужно делать для спасения души и для служения Богу.

1. Библия - это собрание книг, своеобразная библиотека:

а) Ветхий Завет состоит из Закона Моисея, книг пророков и книги псалмов (Лк. 24:44);

б) к книгам, которые мы сейчас называем историческими, иудеи причисляли пророчества: книга псалмов - первая и самая большая в последней, третьей, части Писания. Исторические книги описывают отношение Бога к Его народу, они показывают, в какой исторической обстановке несли свое служение пророки;

в) в Ветхом Завете Бог давал откровение о Себе иудеям (Рим. 3:2);

г) в Новый Завет входят четыре евангелия, рассказывающие о служении Иисуса; Деяния апостолов, описывающие основание и рост Церкви; послания, раскрывающие учение апостолов и адресованные разным церквам, и книга Откровение (иногда называемая Апокалипсис, что означает "снимающая покрывало") - пророческая книга о далеком будущем;

д) книги Библии следует читать как книги, а не как собрание стихов или текстов;

е) хотя книги Библии собраны вместе, но каждая из них имеет свою историю создания:

1) их писали цари (например, Давид написал многие из псалмов), пророки (например, Исаия), историки (например, книги Царств), апостолы (например, Павел) и другие люди (например, Лука, его евангелие и Деяния);

2) книги написаны на нескольких языках: большинство книг Ветхого Завета написано на древнееврейском, а Новый Завет - на древнегреческом;

3) их писали больше чем тысячу лет;

4) книги были написаны в таких отдаленных друг от друга местах, как Вавилон и Рим;

5) Библия - произведение более чем сорока авторов.

2. Книги Библии описывают или ветхий, или новый завет:

а) книги Ветхого Завета в основном относятся к завету, который Бог заключил с детьми Израиля в пустыне перед вступлением в обетованную землю;

б) в предельно простой форме главную мысль ветхого завета можно выразить таким образом: "так поступай, и будешь жить" (Лев. 18:5, Лк. 10:28);

в) новозаветные книги повествуют о том новом завете, который Бог пообещал заключить еще в Ветхом Завете (Иер. 31:31-34) и заключил в Христе (Мтф. 26:28; Евр. 13:20);

г) главная мысль нового завета: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься" (Деян. 16:31).

3. Книги Ветхого Завета и Нового Завета написаны по одному вдохновению - вдохновению от Святого Духа:

а) Новый Завет часто говорит, что Писание - это творчество Духа Божьего. Он главный автор всех книг (2 Пет. 1:21; 2 Тим. 3:16);

б) только в одном Пятикнижии божественный авторитет утверждается более 500 раз (например, во Втор. 4:5 и Исх. 20:1);

в) Христос обещал вдохновение от Духа Святого Своим апостолам (Ин. 14:26; 15:26, 27; 16:13);

г) апостолы утверждали, что имеют Его вдохновение (Деян. 2:33; 15:28; 1 Фес. 1:5; 4:8; 1 Кор. 4:1);

д) апостольские писания обладают тем же авторитетом, что и остальные богодухновенные писания, то есть Ветхий Завет (2 Пет. 3:15; 1 Фес. 5:27).

4. Богодухновенность Библии придает ей признанный авторитет:

а) ей не нужен авторитет церкви: она сама по себе авторитет (1 Фес. 1:5);

б) поэтому Библия заслуживает нашего внимания (2 Пет. 1:19, 21; ИИс. Н. 1:7, 8).

5. Все, во что нас призывает верить Бог, записано в Библии (Деян. 8:26-38; 1 Кор. 15:1-4; Ин. 5:39). К ней ничего нельзя прибавить и ничего от нее нельзя убавить (Втор. 4:2; Откр. 22:18, 19).

6. Все наши жизненные принципы должны иметь основание в Библии. (Например, Нагорная проповедь, Мтф. 5:1-7, 29; советы Павла фессалоникийцам, 1 Фес. 4:1-12; 5:12-22.)

7. Наша душа может спастись благодаря Благой вести Христа, которая содержится в Библии (Ин. 5:39; 2 Тим. 3:15; Ин. 20:31).

8. Библейские советы - это прекрасное, совершенное снаряжение для служения Богу (Пс. 18:8, 9; 2 Тим. 3:16, 17).

IV. БИБЛИЯ БОГОДУХНОВЕННА

Вопрос: откуда мы знаем, что Библия - это Слово Божье?

Ответ: Дух Святой подтверждает, что Библия есть Слово Божее. Он побуждает нас принять написанное и доказывает силу Библии в нашей жизни. (К этому "внутреннему" доказательству можно прибавить множество "внешних", которые свидетельствуют о том же, что и Дух Святой.)

1. Дух Святой имеет прямое отношение к Библии:

а) все книги Библии написал Он (Мтф. 22:43; Евр. 3:7; Деян. 28:25);

б) авторы книг находились под влиянием Святого Духа (2 Пет. 1:21). Это, однако, не мешало им использовать свои природные способности. Все же одновременно они делали намеченное Богом настолько совершенно, что произносили то, что говорил Сам Бог (Дан. 9:10).

2. Дух Святой обладает особым правом открывать человеку, читающему Библию или слушающему проповедь, истину, содержащуюся в ней:

а) когда Святой Дух решает наполнить библейскую весть Своей силой, тогда человек приходит к осознанию своей греховности (1 Фес. 1:5);

б) человек понимает, что библейская весть - это Слово Бога, а не слова человека (1 Фес. 2:13);

в) когда эта сила становится очевидной для человека и он отвечает на призыв, с которым Бог с помощью Духа Святого обращается к нему, это значит, что человек откликнулся на послание. Теперь обетования Евангелия становятся реальностью в человеческой жизни, утверждая истинность Библии (1 Фес. 1:6, 7, 8; Пс. 33: 5, 7, 9);

г) Библия занимает важнейшее место в жизни человека и, как следствие, изменяет ее к лучшему (1 Фес. 1:9, 10; 2:14; Пс. 118:9, 11).

3. Чем глубже христианин познает Бога, тем крепче его убежденность в том, что Библия является Словом Божьим:

а) Бог исполняет все Свои обещания (2 Кор. 1:20);

б) чем больше христианин изучает Писание, тем больше он находит там ответов на свои нужды (Пс. 118:49-56);

в) он понимает, что Дух Святой говорит с ним при помощи Библии, вне зависимости от того, читает ли он Ветхий или Новый Завет (Пс. 94:7-11, сравните с Евр. 3:7-11и обратите внимание на ст. 7 - "как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его...");

г) Библия становится все более и более действенной в его жизни (1 Фес. 2:13: Евр. 5:14).

4. Когда христианин видит "внешние" факты, доказывающие, что Библия есть Слово Божие, тогда его уверенность в этом крепнет.

Существует множество доказательств, и над каждым из них стоит задуматься:

а) возраст Библии;

б) она поразительно сохранилась, несмотря на многочисленные попытки уничтожить ее;

в) вся она - единое целое, хотя составлена из 66 различных книг, написана более чем 40 авторами в течение длительного периода времени;

г) многие библейские пророчества уже исполнились (Втор. 28:64; сравните с Иер. 30:11; Мих. 5:2; Зах. 9:9; 11:12, 13);

д) она правильно описывает человеческую природу;

е) она честно описывает своих героев;

ж) в ней содержится совершенное нравственное учение: даже в самые черные времена человеческой истории моральные принципы Библии оставались неизменными;

з) Библия может изменить человеческую жизнь;

и) современная наука предоставляет нам множество свидетельств: геология, археология, география доказывают факт сотворения мира, а это значит, свидетельствуют о том, что Библия является Словом Божьим;

к) самое убедительное "внешнее" доказательство - это неоднократно повторяющееся свидетельство Христа о том, что Ветхий Завет есть Слово Божье (например, Мр. 12:36; Мтф. 5:18).

5. В том, что Библия есть Слово Божье, нас убеждают не столько внешние свидетельства, сколько Дух Святой:

а) каждому верующему дана духовная интуиция (1 Ин. 2:20, 27);

б) Дух Святой приводит христианина к истине (Ин. 16:13, 14);

в) христианину дано понимание, не присущее обычному человеку (1 Кор. 2:10-12); поэтому его убеждение в том, что Библия является Словом Бога, становится все более и более прочным.

V. СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА

Вопрос: как можно доказать, что Бог существует?

Ответ: Бог невидим человеческому глазу, на Него нельзя указать пальцем и сказать: это есть Бог. Но Он дал ключ к познанию Своего бытия и Своей сущности: изучая Его творение и человека, мы убеждаемся, что Бог существует, мы познаем Его природу. Но самое главное - это то, что Бог открылся в Своем Сыне Иисусе Христе. К этому добавляются свидетельство Библии, а также свидетельства тех, кто уже нашел Бога.

1. Уже сам этот вопрос доказывает греховность и порочность человеческой природы:

а) этот вопрос показывает, что грех сделал человека безумцем, порочным существом (Пс. 13:1);

б) человек возгордился, восстал против Бога и поэтому задает подобные вопросы (Пс. 9:25);

в) человек не желает верить в существование Бога, а Бог оставляет его один на один с его растленным умом (Рим. 1:28);

г) его размышления ни к чему не приводят, а мудрость становится безумием (Рим. 1:21, 22).

2. Библия не задается целью ответить на этот вопрос и доказать существование Бога. Она всегда подразумевает, что Он существует:

а) все чудеса творения - это выражение Его силы (Пс. 18:2);

б) все доброе считается приходящим от Бога (Иак. 1:17).

3. Библия ясно говорит, что никто не видел Бога Отца. Человеку не дано видимое доказательство Его существования:

а) никто и никогда не видел Бога (Ин. 1:18);

б) Бога невозможно увидеть человеческими глазами (1 Тим. 1:17; 6:16).

4. Хотя человек и может по-настоящему познать Бога, в земной жизни это знание может быть лишь частичным:

а) человек никогда в земной жизни не сможет полностью постигнуть Бога (Ис. 55:8, 9);

б) человек лишь отчасти может познать Бога в этой жизни (1 Кор. 13: 9, 10, 12).

5. Все же Бог дал нам множество косвенных доказательств Своего существования: Его действия не могут не свидетельствовать о Нем (Деян. 14:17).

6. Во-первых, свидетельство творения:

а) следствие всегда указывает на причину. Иными словами, мир не мог создать себя сАм. Библия говорит, что первопричина - это Бог (Быт. 1:1; Ин. 1:1; Деян. 17:24; Пс. 99:3);

б) в творении мы видим мысль (Пс. 138:14), продуманность (Быт. 2:6), законы (Пс. 18:5-7) и жизнь (Быт. 7:15; 26:12-14). За всем этим должен стоять Мыслитель (Быт. 1:3, 31; Ис. 55:8, 9), всем управляющее Провидение (Еф. 1:11), Законодатель (Ис. 33:22; Иак. 4:12) и Жизнедатель (Деян. 17:25);

в) с самого начала творения Бог показал Свою власть и божественность: разумом можно увидеть Бога в Его творении (Рим. 1:18-20);

г) небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:1; 8:2, 4; Ис. 40:25, 26; Иер. 10:10-13);

д) в творении проявилась благость Божья. Оно - ключ к познанию Бога (Деян. 14:17; Мтф. 5:45).

7. Во-вторых, человек сам по себе является свидетельством:

а) чудесное устройство человека указывает на Создателя (Пс. 138:14);

б) человек был сотворен по образу Божьему, и с того времени в глубине сердца он знает о существовании Бога (Быт. 1:26, 27);

в) человек интуитивно знает о существовании Бога: на это указывает присущая ему религиозность, которую он очень часто использует не по назначению (Деян. 17:22, 23);

г) совесть человека свидетельствует о законе, записанном в его сердце, а там, где закон, там и Законодатель (Рим. 2:14, 15);

д) это безумец - порочный человек, которому недостает понимания, - говорит: "Нет Бога!" (Пс. 13:1).

8. Свидетельства в человеке и в природе - все это "общее откровение". Иными словами, это знание, которое открыто всем людям во все времена. Оно дано, чтобы мы могли прийти к логическому заключению о существовании Бога. Теперь мы подошли к тому, что называется "особым откровением", то есть знанию, которое человек не может получить через изучение природы или через размышления.

9. В-третьих, самое важное из всех свидетельств - это свидетельство Иисуса Христа:

а) Бог явил нам Себя в Своем Сыне Иисусе Христе (2 Кор. 4:6);

б) Христос познакомил нас с Отцом (Ин. 1:8);

в) Он есть видимый образ невидимого Бога (Кол. 1:15-17);

г) Христос находился среди людей, и поэтому они видели Его славу, славу, которая принадлежит только Богу (Ин. 1:14);

д) человек Иисус, которого можно было увидеть, понаблюдать за Ним и прикоснуться к Нему, был Божьим Сыном (1 Ин. 1:1-3). Апостолам и ученикам не нужно было искать еще каких-то доказательств существования Бога, через Сына они знали и Отца (Ин. 14:7);

е) чудеса, которые Он творил, свидетельствовали о Его божественности (Ин. 20:30, 31);

ж) видеть Иисуса значило видеть Отца (Ин. 14:9).

10. В-четвертых, свидетельства Библии:

а) Библия - это откровение невидимого Бога (2 Тим. 3:16); свидетельства ее божественного происхождения доказывают, что Бог есть;

б) некоторые из записанных в Библии предсказаний, предсказаний Бога, уже сбылись. Доброе, что Он обещал, и злое, о котором предупреждал (Рим. 1:18), совершились и совершаются в человеческой жизни (Ис. 41:23, 24). Бог бросает вызов языческим богам: пусть они повторят все, что делает Он (Ис. 41:22-23).

11. Общее откровение, состоящее из свидетельств творения и природы самого человека, и особое откровение, данное через воплощение Иисуса Христа и Библию, подтверждаются свидетельством Церкви и опытом отдельных ее членов:

а) Церковь Иисуса Христа подтверждает все свидетельства:

1) Бог свидетельствовал о Себе ранней церкви прямо: через знамения и чудеса (Евр. 2:4);

2) Церковь так быстро могла расти только благодаря силе Святого Духа (Деян. 16:5; Мтф. 13:31, 32);

3) то, что ее удивительная жизнь продолжается до сих пор, можно объяснить только тем, что это Церковь живого Бога (1 Тим. 3:15);

4) то, что она существует до сегодняшнего дня, объясняется только обещанием Иисуса Христа (Мтф. 16:18; Деян. 5:38, 39);

б) опыт членов церкви подтверждает эти свидетельства:

1) их поиски Бога были вознаграждены (Евр. 11:6):

2) через познание Иисуса Христа они узнали Бога (Ин. 1:1-2);

3) они знают, что Сын Божий пришел и дал каждому из них возможность лично познать реальность существования Бога (1 Ин. 5:20);

4) они ощущают Божие присутствие (Деян. 23:11; Мтф. 28:20; Евр. 13:5);

5) их жизнь полностью преобразилась (2 Кор. 5:17; 3:18);

6) они неустанно свидетельствуют (Деян. 4:20).

12. Заключение:

а) если человек искренно спрашивает, есть ли Бог, то Господь ответит ему так, что у него не останется никаких сомнений в Его существовании (Ис. 55:6; Иер. 29:13; Мтф. 7:8);

б) в существовании Бога человек убеждается благодаря личному соприкосновению с Богом через Христа с помощью Святого Духа (Ин. 20:28; 2 Тим. 1:12).

VI. БЫТИЕ БОГА

Вопрос: кто такой Бог?

Ответ: Бог есть Дух, невидимый, бестелесный, обладающий личностными качествами. Человек не может себе представить Его. Он жизнедатель, всесильный.

1. Бог есть Дух:

а) Ин. 4:24: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине," - самое простое описание бытия Бога;

б) Бог есть дух, и поэтому бестелесен: у духа нет тела и костей (Лк. 24:39).

2. Он невидим:

а) Бог есть дух, и поэтому Он невидим: ни один человек никогда Его не видел и видеть не может (1 Тим. 6:15, 16);

б) человек не может распознать Бога при помощи своих физических чувств (Ин. 1:18);

в) на основании того факта, что люди не видели образа Божия, когда Господь говорил с ними на Хориве, им было сказано, чтобы они не делали себе никаких кумиров (Втор. 4:15).

3. Он - личность:

а) Бог есть дух, который обладает личностными качествами. Например, Он открыл Себя Моисею так: "Я тот, кто Я есть; Я есть Сущий" (Исх. 3:14);

б) С Ним можно общаться лично:

1) Он говорил с Адамом (Быт. 2:16; 3:9);

2) Он открылся Ною (Быт. 6:13);

3) Он заключил завет с Авраамом (Быт. 12:1-3);

4) Он разговаривал с Моисеем, как с другом (Исх. 33:11);

5) Он живет в верующих (Ин. 14:23);

6) Христианин может общаться с Ним (1 Ин. 1:3).

4. Он великий Бог:

а) Нет иного Бога, кроме Господа (Ис. 45:6);

б) Он говорит как всевластный Бог (Евр. 1:2);

в) Он один владеет бессмертием, оно неотъемлемая часть Его бытия (1 Тим. 6:16; смотри 6 а));

г) Он бесконечен: небеса небес не вмещают Его (3 Цар. 7:27);

д) Бога никому нельзя уподобить и ни с кем нельзя сравнить (Ис. 40:18);

е) нет ничего, что ограничивало бы Бога. Например:

1) Бог не ограничен пространством - Он вездесущ (Иер. 23:24; Пс. 138:7-10);

2) Бог не ограничен временем - Он вечен (Пс. 89:3, 5; Ис. 40:28; Авв. 1:12);

3) Бог не ограничен в знании - Он знает все (Пс. 138:2-5; 146:5; 1 Ин. 3:20);

ж) величие Бога объясняет вторую заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх. 20:4).

5. Мы не можем до конца постигнуть Бога:

а) Бог живет недосягаемо высоко, и Его жилище свято (Ис. 57:15);

б) Его замыслы и цели непостижимы, Его пути неисследимы; мы никогда не сможем узнать столько, сколько знает Он (Рим. 11:33-34; 1 Кор. 2:16);

в) никто не может приблизиться к Нему (1 Тим. 6:16);

г) здесь у нас нет совершенного знания о Боге, мы смотрим на Него как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13:12).

6. Он есть источник жизненной силы:

а) Бог является источником всего живущего и существующего; все имеет свое начало в Нем (Быт. 1:1);

б) существование Бога не зависит ни от кого и ни от чего, только от Него Самого. Он сказал Моисею, что Он есть Тот, кто Он есть (Исх. 3:14);

в) Он есть источник жизненной силы (Ин. 5:26);

г) мы Им живем, и дышим, и существуем (Деян. 17:25).

7. Бог творит то, что захочет:

а) Он творит то, что захочет всегда и везде (Пс. 113:11; 134:6; Дан. 4:32);

б) Его воля всегда побеждает; намеченное Им всегда исполняется (Ис. 46:10);

в) никто не может противостоять Его воле или потребовать у Него ответа в Его делах (Рим. 9:19; Дан. 4:32);

г) Он поступает со Своим творением так, как Ему угодно: Бог настолько силен, что даже целые народы ничто перед Ним (Ис. 40:15, 17);

д) Его господство вечно; Его царство - в роды и роды (Дан. 4:31).

VII. КАЧЕСТВА БОГА

Вопрос: какими качествами обладает Бог?

Ответ: Он свят, справедлив, любящ, добр, мудр, вечен, неизменен и независим от Своего творения.

1. Бог свят:

а) святость - основная Его черта, которая отличает и отделяет Его от всего творения (Пс. 98:3; Ис. 40:25; Ос. 11:9);

б) каждая личность Троицы обладает святостью (Ин. 14:26; 17:11; Деян. 4:30);

в) путь грешного человека к Богу начинается с познания Его святости (Пс. 23:3; Ис. 6:3);

г) Он величественен в святости (Исх. 15:11); нет столь святого, как Господь (1 Цар. 2:2);

д) Бог настолько свят, что не может не заметить зло (Мих. 6:10-13). Его чистые очи не могут смотреть на злодеяния и притеснения с одобрением (Авв. 1:13);

е) Он желает, чтобы Его духовные дети были такими же святыми, как и Он (Евр. 12:10; 1 Пет. 1:15, 16).

2. Бог праведен:

а) Он праведен и Его праведность неизменна (Ин. 17:25; Соф. 3:5);

б) Он праведен и справедлив во всем, что делает (Ис. 30:18) - даже тогда, когда наказывает Свой народ бедствием (Дан. 9:14);

в) праведность и суд - основание Его престола (Пс. 96:2);

г) Он есть праведный Судья (Пс. 7:12), который всегда поступает правильно (Быт. 18:25) и который справедливо будет судить мир (Пс. 95:13);

д) Господь праведен в Своем приговоре и чист в суде Своем (Пс. 50:6);

е) Он ничего не забывает из того, что Его дети делают для Него; Он видит их любовь к Нему (Евр. 6:10).

3. Бог любящий:

а) во всем, что Бог делает, думает, говорит, проявляется Его любовь (Пс. 24:10); Он есть любовь (1 Ин. 4:8, 16);

б) Он явил себя Богом милостивым и снисходительным. Он никогда не спешит гневаться. Он полон неизменной любви и верности (Исх. 34:6; Пс. 50:3; Иоил. 12:13; Иона 4:2; Мих. 7:18);

в) Его любовь велика, она простирается до небес (Пс. 35:6);

г) Его любовь к Своему народу бесконечна; когда иссякает человеческая любовь, Бог продолжает любить (Ос. 11:8-9);

д) Его любовь - основа искупления, которое Он совершил для людей (Ос. 3:1, 2);

е) ярче всего Его любовь проявилась, когда Он послал Сына Своего, чтобы искупить грехи наши (1 Ин. 4:8, 9, 10).

4. Господь благ. Это значит, что Он во всем такой, какой и должен быть Бог; Он абсолютно совершенен:

а) Он благ (2 Пар. 30:19; Пс. 85:5; 105:1; 106:1; 117:1). Никто не благ, кроме Бога (Мр. 10:18);

б) Его благость видна в творении (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31; 1 Тим. 4:4);

в) Его благость видна в Его делах (Пс. 118:68; 103:24-31);

г) Его благость видна в Его дарах (Иак. 1:17; Пс. 84:13; 144:9; Неем. 9:20; Деян. 14:17);

д) заповеди и указания, которые Он дает людям, благи (Рим. 7:12; Пс. 118:39; Евр. 6:5);

е) все обещания Божии благи (3 Цар. 8:56);

ж) все цели, которые Бог ставит в нашей жизни, ведут ко благу (Рим. 12:2); ходящих в непорочности Он не лишает благ (Пс. 83:12);

з) с момента возрождения христианина Бог начинает совершать в нем доброе дело (Фил. 1:6);

и) наказывая христиан, Бог делает это ради их блага: так Он воспитывает их (Пс. 118:67, 71; Евр. 12:10);

к) Бог бесконечно добр к Своим детям во Христе (Рим. 8:32; Еф. 1:3).

5. Бог мудр:

а) Бог - источник мудрости (Дан. 2:22, 23; Ис. 31:2; Иов. 12:13); мудрость принадлежит Богу (Дан. 2:20);

б) Его мудрость видна в творении (Прит. 3:19, 20; Иер. 10:12; Пс. 103:24);

в) Его мудрость видна в природных явлениях (Ис. 28:23-26);

г) Бог мудро творит историю человечества (Ис. 28:29; 31:2);

д) Он дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2:21);

е) Его мудрость и разум неизмеримы. Человек неспособен исследовать и постигнуть их (Пс. 146:5; Иов. 28:12-21; Рим. 11:33).

6. Бог знает все:

а) Бог знает все, и никто не может дать Ему совет (1 Кор. 2:16);

б) Он знает все, и ничто не может укрыться от Него (Ос. 5:3);

в) ничто и никто не может укрыться от Его испытующего взгляда (Евр. 4:13; Прит. 15:3; 5:21); Ему известны все наши пути (Пс. 138:3);

г) все обнажено и открыто перед Богом (Евр. 4:13);

д) если и преисподняя открыта перед Господом, то тем более открыты сердца людей (Прит. 15:11).

7. Бог вечен:

а) Его годы не кончаются (Евр. 1:11-12); Он есть Бог живой (Откр. 7:2);

б) Он вечно "Я есть Сущий" (Исх. 3:14), Он первый и последний (Ис. 44:6);

в) Он есть Бог от вечности до вечности (Пс. 89:3), и Он обитает в вечности (Ис. 57:15);

г) у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день (2 Пет. 3:8; Пс. 89:5);

д) Он будет пребывать, даже когда вековые горы распадутся и вековые холмы опадут (Авв. 3:6).

8. Бог неизменен:

а) Он не меняется (Мал. 3:6);

б) все меняется, кроме Бога (Евр. 1:12);

в) Бог не переменился, и ничто не предвещает перемены в Нем (Иак. 1:17);

г) Бог неизменен в Своих намерениях и обещаниях (Евр. 6:17); сказав однажды, Он делает, что обещал (Числ. 23:19);

д) совет Господень стоит вовек, и помышления сердца Его в род и род (Пс. 32:11).

9. Бог независим от Своего творения:

а) Он открыл Себя Моисею: "Я есть Сущий" (Исх. 3:14);

б) Он принимает решения, не зависимые ни от кого (Дан. 4:32; Рим. 9:19, 20; 11:33, 34; Пс. 113:11);

в) качества и способности Бога ни от чего не зависят (Ис. 40:18-23).

VIII. ТРОИЦА

Вопрос: что значит Троица?

Ответ: истинный Бог един во всех Своих путях, воле и бытии, но Он один в трех разных лицах - Отце, Сыне и Святом Духе.

(В Библии нет слова "Троица". Тем не менее, это слово включает в себя учение Библии, касающееся тайны бытия Бога. Впервые это определение было использовано, чтобы сохранить истину о бытии Бога в борьбе с еретическими учениями.)

1. Есть только один Бог:

а) есть только один живой и истинный Бог (Втор. 6:4; Мр. 12:29; Рим. 3:30; 1 Тим. 2:5; Иак. 2:19);

б) до Него не было бога и после Него не будет (Ис. 43:10). Он первый и последний (Ис. 44:6);

в) нет Бога, кроме Бога (Втор. 4:35; Ис. 44:6).

2. Бог существует в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух:

а) с самого начала человеческой истории Бог открыл Свое триединство. В Ветхом Завете есть учение о Троице;

б) иногда Бог говорит от первого лица во множественном числе (Быт. 1:26; 11:7; Ис. 6:8);

в) Бог троекратно благословлял израильский народ (Числ. 6:24-26);

г) Библия проводит различие между Господом и Ангелом Господним, который Сам является Богом, обладает всеми божественными именами и принимает поклонение себе как Божеству (Быт. 16:10-13; 18:13-14, 19, 25, 33; 22:11; 48:15, 16; Исх. 3:2, 6, 14; 13:21; 14:19; 23:20, 21; ИИс. Н. 5:13-15; Суд. 6:11; 13:3);

д) по мере того, как в Ветхом Завете накапливалось откровение от Бога, различие между Господом и Ангелом Господним стало яснее. Этот посланник от Господа (Мал. 3:1) назван Сыном Божьим (Дан. 3:25). Он открыт нам как Бог (Зах. 3:1). Его происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5:2), Он Бог крепкий (Ис. 9:6), Господь Давида (Пс. 109:1), рожденный от девы (Ис. 7:14) и понесший грехи многих (Ис. 53);

е) Дух Святой в первой главе книги Бытие представлен как источник порядка и жизни в сотворенной вселенной (Быт. 1:2). В последующих книгах Ветхого Завета Он вдохновляет пророков (Мих 3:8; сравни 2 Пет. 1:21), дает мудрость и силу государственным мужам, военачальникам и народу Божьему (Исх. 31:3; Числ. 11:17, 25; Втор. 34:9; Суд. 3:10; 11:29; 1 Цар. 10:6; 16:13);

ж) и, конечно же, в Новом Завете мы находим достаточно доказательств существования Троицы. Самым ярким доказательством является повеление крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мтф. 28:19), а также слова апостольского благословения (2 Кор. 13:13).

3. Отец, Сын и Дух Святой - это три лица Троицы. Все они личности, а не просто разные способы выражения Бога:

а) Отец говорит о Себе "Я" (Ин. 12:28). Сын говорит "Я" (Ин. 17:14). Дух говорит "Я" (Деян. 13:2);

б) Отец говорит "Ты" Сыну (Мр. 1:11); Сын говорит "Ты" Отцу (Ин. 17:2). Отец и Сын говорят "Он" и "Его" по отношению к Духу Святому (Ин. 14:26; 15:26);

в) хотя дело Отца и Сына одно, Иисус сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5:17), подразумевая, что они каким-то таинственным, недоступным нашему пониманию образом отличаются;

г) Отец любит Сына (Ин. 3:35), Сын любит Отца (Ин. 14:34), Дух свидетельствует о Сыне (Ин. 15:26);

д) некоторые действия совершаются и Отцом, и Сыном, и Святым Духом, например творение и поддержание жизни. Отец сотворил мир (Ис. 40:28), Сын сотворил мир (Ин. 1:3), Дух Святой сотворил мир (Быт. 1:2; Иов. 33:4). Отец хранит все (Неем. 9:6); Сын держит все (Евр. 1:3); Дух Святой - источник всей жизни (Пс. 103:30);

е) другие действия в основном относятся или к Отцу, или к Сыну, или к Духу Святому, например дело и замысел искупления. Отец избирает и призывает, Сын искупает Своей кровью, Дух освящает (1 Пет. 1:2).

4. Существует определенный порядок во взаимоотношениях между лицами Троицы:

а) Отец - первый (Ин. 5:26, 27; Еф. 1:3);

б) Сын - второй: Он рожден от Отца и послан Им (Пс. 2:7; Ин. 3:16; Евр. 1:5; 1 Ин. 4:14);

в) Дух - третий: Он исходит от Отца и Сына (Ин. 14:17; 15:26; 20:22).

5. Порядок во взаимоотношениях не означает, что Отец, Сын и Дух Святой не обладают истинной и равной божественностью. Их истинная и равная божественность неоспорима:

а) Отец - Бог (1 Кор. 8:6; Еф. 4:6);

б) Сын - Бог (Ин. 1:14, 18; 20:28, 31; Фил. 2:6, Титу 2:13);

в) Дух Святой - Бог (Деян. 5:3, 4; 2 Кор. 3:18);

г) все характеристики Божества, данные в Библии, относятся и к Отцу, и к Сыну, и к Духу Святому; например: святость (Исх. 15:11; Деян. 2:27; 1:5); любовь (Ин. 3:16; Еф. 3:19; Гал. 5:22); всемогущество (Иов. 42:2; Ис. 9:6; 1 Кор. 2:4 и Рим. 1:4); всеведение (Евр. 4:13; Ин. 21:17; 1 Кор. 2:10); вездесущность (Иер. 23:23, 24; Мтф. 28:20; Пс. 138:7-10).

6. Троица - это тайна, недоступная нашему пониманию. Ее нужно просто принять и поверить, что она действительно существует:

а) мы не можем постичь те Божии секреты, которые Он не захотел нам открыть (Рим. 11:33-36; 1 Тим. 6:16);

б) даже небесные ангелы не могут постичь тайны Его бытия (Ис. 6:2-3);

в) через Писание нам дано в такой мере понять участие Троицы в творении, искуплении и освящении, что мы можем получить спасение и вечную славу (2 Тим. 3:15-17; Кол. 1:11-14).

IX. ТВОРЕНИЕ

Вопрос: как объясняется творение с позиции христианства?

Ответ: Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа является создателем всего. Бог Сын и Бог Дух Святой принимали участие в творении; Бог постановил, что все творение в конце концов будет принадлежать Сыну. Бог создал абсолютно все, и эта истина должна приниматься не столько на основе научных исследований, сколько верой.

1. Первая глава книги Бытие - это основа христианского учения о творении:

а) многие проблемы, возникающие у людей по поводу творения, разрешаются, если принять во внимание, что первая глава книги Бытие, повествующая о творении, написана не на языке науки, а на языке поэзии. Рассказ о творении констатирует факт творения, не предоставляя при этом научных доказательств;

б) основное внимание уделяется тому, что Бог сотворил мир за 6 дней.

День первый: свет (Быт. 1:3-5).

День второй: твердь и разделение вод (Быт. 1:6-8).

День третий: суша и растительность (Быт. 1:9-13).

День четвертый: светила (Быт. 1:14-19).

День пятый: птицы и рыбы (Быт. 1:20-23).

День шестой: животные и человек (Быт. 1:24-31);

в) трудно точно определить, что в книге Бытие подразумевается под словом "день". Иногда это слово используется для обозначения неопределенного промежутка времени (Пс. 104:8) или очень долгого периода времени (2 Пет. 3:8);

г) очевидно, что первая глава Бытия написана так просто ради того, чтобы люди любой эпохи могли понять рассказ о творении.

2. Бог есть Творец:

а) Господь сотворил все (Пс. 32:6; 101:26; Ис. 40:26; 44:24; 45:12; Деян. 17:24; Откр. 4:11; 10:6);

б) Он сотворил небо (Неем. 9:6; Ис. 42:5; 45:18);

в) Он сотворил землю и все, что на ней (Неем. 9:6; Пс. 89:3; Ис. 42:5; 45:18);

г) все существующее происходит от Бога (1 Кор. 8:6): Он дает жизнь и дыхание (Ис. 42:5; Деян. 17:24, 25);

д) от одного прародителя Бог произвел весь род человеческий для обитания по всей земле (Деян. 17:26);

е) Он хранит все, что сотворил (Неем. 9:6; Ис. 40:26, 28), так как существование всего творения зависит от Его силы (Деян. 17:28; Кол. 1:17).

3. Писание говорит, что и Отец, и Сын, и Дух Святой принимали участие в творении:

а) во время творения "Дух Божий носился над водою", приводя все в порядок, задуманный Богом (Быт. 1:2; Иов. 26:13);

б) тем не менее все было сотворено через Христа: духовное и материальное, видимое и невидимое (Ин. 1:3; 1:10; Кол. 1:16; Евр. 1:2);

в) Христос является Первопричиной, и Он же хранит Свое творение (Кол. 1:17; Евр. 1:3);

г) Бог Отец решил, что все творение будет принадлежать Его Сыну (Евр. 1:2).

4. Существенные факты, относящиеся к творению Божьему:

а) во всех отрывках, описывающих творение, подразумевается, что Бог силой Своего слова создал мир из ничего (Быт. 1:1; Пс. 32:6-9; Евр. 11:3);

б) Бог не зависел от творения, когда создавал мир (Иов. 38:4; Ис. 44:24). И сейчас Он по-прежнему ни от кого не зависит (Рим. 9:5);

в) Бог не нуждался в создании мира или человека; это был акт Его свободной и всевластной воли (Прит. 16:4; Деян. 17:25; Откр. 4:11);

г) Бог создал мир, чтобы открыть Свою славу (Кол. 1:16; Откр. 4:11), и, таким образом, вечная сила Его и божественность от создания мира были ясно видны, при рассмотрении творения (Рим. 1:20);

д) Библия не пытается открыть или объяснить, как Бог все создал: мы верим в творение лишь потому, что принимаем Божье откровение (Евр. 11:3);

е) Бог творения есть и Бог искупления (2 Кор. 4:6).

X. ПРОВИДЕНИЕ БОЖЬЕ

Вопрос: все ли Бог контролирует?

Ответ: Бог контролирует все, управляя миром по Своей воле.

1. Бог управляет всей вселенной:

а) только Бог всевластен, Он - Царь царей и Господь господствующих (1 Тим. 6:15); Его престол на небесах и царство Его надо всем возвышается (Пс. 102:19);

б) существование всей вселенной поддерживается словом Его силы (Неем. 9:6; Евр. 1:3);

в) Он управляет всей вселенной (Втор. 10:14; Пс. 134:6; Дан. 4:32).

2. Бог управляет природой:

а) все силы природы находятся под контролем Бога (Пс. 28);

б) стихии повинуются Ему (Пс. 68:9; Иона 1:4);

в) Он управляет всеми природными процессами (Быт. 8:22; Пс. 106:33, 34, 38; Иер. 31:35).

3. Бог управляет живым творением:

а) Он заботится даже о самых маленьких из Своих созданий; Он дает скоту пищу (Пс. 146:9);

б) ни одна из малых птиц не упадет на землю без Его воли (Мтф. 10:29);

в) Он может заставить творение подчиняться Своей воле (Иона 1:17; 2:10): даже вороны приносят хлеб и мясо Божьим слугам, когда Он захочет (3 Цар. 17:6).

4. Бог контролирует поведение людей (даже тех, кто совершает зло):

а) иногда Бог, желая показать гнев и могущество Свое, долго терпел заслуживающих уничтожение грешников, чтобы явить богатство славы Своей тем, которых Он предназначил ко спасению (Рим. 9:22, 23);

б) а иногда Бог делает так, что худшие из людей возвеличиваются, чтобы неосознанно выполнить намеченное Им (Ис. 10:5, 7);

в) даже врагов Своего народа Бог использует для того, чтобы наказать Свой народ за непослушание (Суд. 2:14, 15, 21-23; 3:12);

г) с другой стороны, Бог может ожесточать сердце врагов Его народа, чтобы они или попали в руки Его детей, или уничтожили самих себя (Иис. Н. 11:20; Суд. 7:22).

5. Бог управляет народами:

а) Бог определил границы расселения народов земли (Втор. 32:8);

б) Бог может увеличить или уменьшить народ (Авд. 2);

в) Бог может низвергнуть одного властелина, а другого возвеличить (Пс. 74:8; 1 Цар. 16:1);

г) Бог использует языческие народы, чтобы наказать Свой народ за непослушание (Ис. 5:26; Ам. 3:9-11; 6:14; Авв. 1:12);

д) Бог позволяет народам развиваться самостоятельно, пока это соответствует Его целям (Деян. 14:16);

е) В разное время непонятная милость неверующих властителей по отношению к Божьему народу была вызвана тем, что Бог воздействовал на их сердца, хотя сами того они не осознавали (Ездр. 1:1): например, Феглаффелласар (Ис. 10:6-7), Кир (Ис. 41:2-4), Артаксеркс (Ездр. 7:21) - каждый из них, преследуя собственные цели, служил исполнению Божьей воли, хотя свою жизнь проводил в неповиновении Богу, в своеволии и грехе.

6. Бог руководит историей:

а) Его владычество вечно, и царство Его - в роды и роды (Дан. 4:31), все события человеческой истории находятся под непосредственным контролем Бога (Откр. 9:15);

б) Он определяет эпохи человеческой истории и устанавливает границы территорий, где живут народы (Деян. 17:26);

в) многие события и исторические процессы вызваны невидимыми для человека действиями Бога. Он совершает их, чтобы благословить Свой народ. Это Господь послал Иосифа в Египет раньше его братьев (Пс. 104:16-22); это Господь возбудил в сердцах египтян ненависть к Божьему народу (Пс. 104:25); это Господь назвал языческого царя Кира Своим помазанником, потому что собирался исполнить через этого царя Свою волю (Ис. 44:28-45:4);

г) лучше всего видно, как Бог проявил Себя в действии, на примере Креста (Деян. 4:28; сравни 2:23);

д) все события истории Бог использует, чтобы призвать людей всех национальностей в одно тело, Церковь, спасенную Христом (Еф. 3:3-11).

7. Бог контролирует обстоятельства:

а) Бог, а не случай решает, чему произойти в жизни людей (Прит. 16:33; сравни Иона 1:7);

б) за любым обстоятельством стоит Господь (Ам. 3:6);

в) Он может сократить или продлить жизнь (Пс. 101:24; Иов. 1:21);

г) Господь посылает и счастье, и несчастье (Ис. 45:7); успех и победа в битве (1 Цар. 11:13), сила приобретать богатство (Втор. 8:18) - все от Бога. Он может посылать болезнь и исцелять от недуга (Втор. 7:15);

д) Он заботится о наших ежедневных нуждах, они находятся под Его контролем (Мтф. 6:30, 33);

е) то, что кажется простой случайностью, может быть исполнением воли Божией (3 Цар. 22:28, 34).

8. Бог особым образом управляет Своим народом:

а) Бог заботится о каждом человеке, но особенно о Своем народе (1 Пет. 5:7);

б) Он избавит Свой народ от беды (Пс. 22:4; 33:8; 106:2);

в) если необходимо, то на какое-то время Бог может отдать Свой народ в руки врагов, чтобы наказать и исправить его (Суд. 3:8; 4:2; 6:1);

г) даже во время гонений на Его народ, Бог полностью владеет ситуацией (Деян. 8:1, 4; Фил. 1:28, 29);

д) Он дает праведным твердую опору в жизни (Пс. 32:18, 19);

е) во Христе Бог восполняет всякую нужду Своих детей из Своего славного богатства (Фил. 4:19). Все в их жизни содействует духовному и вечному благу, которое предназначил им Бог (Рим. 8:28).

9. Бог контролирует сатану:

а) Господь может ограничивать сатану по Своей воле (Иов. 1:12);

б) иногда Бог дает сатане власть творить зло, но при этом Он всегда его контролирует (Откр. 9:1; 20:7).