Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


XI. ВОЙНЫ И СТРАДАНИЯ

Вопрос: если все находится под контролем у Бога, то почему тогда существуют войны и страдания?

Ответ: Бог допускает войны, страдания и другие беды настолько, насколько они могут послужить исполнению Его целей; когда цель будет достигнута, Бог прекратит их.

1. Бог всем управляет, но человек все равно несет ответственность за свои поступки:

а) Бог не становится соучастником человеческого греха, хотя и управляет всем. Люди свободны и несут нравственную ответственность за свои решения (Втор. 30:15-20);

б) Бог неизменен в Своей святости, праведности и благодати. Бог не может поступать неправедно (Быт. 18:25). Он вечно такой, каким должен быть (Мал. 3:6);

в) вина за зло полностью лежит на грешнике (Лк. 22:22; Деян. 2:23).

2. Войны в мире, которым управляет Бог:

а) человек не представляет своего существования на земле без войны (Суд. 3:1, 2; Лк. 21:9; Мтф. 24:6);

б) войны являются результатом того, что люди оставили Господа и начали искать лжебогов (Суд. 5:8);

в) Бог позволяет народам трудиться впустую. Он расстраивает их замыслы так, чтобы это соответствовало Его целям (Авв. 2:13);

г) Бог допускает войны, чтобы призвать людей к покаянию, потому что войны могут быть и наказанием, предостережением для неверующих (Откр. 9:13-21). Но люди часто отказываются понять уроки войны и покаяться (Откр. 9:18);

д) войны прекратятся после наступления Дня Господня и установления Его Царства.

3. Страдания в мире, которым управляет Бог:

а) праведники тоже страдают, как и все другие (Еккл. 9:2). Через их страдания Бог достигает Свои тайные цели (Иов);

б) несчастья человека нельзя всегда рассматривать как последствие греха (Лк. 13:2, 4; Ин. 9:2, 3);

в) и ученики Христа не избегут страданий (Деян. 9:16; 2 Тим. 4:5; Евр. 11:33-38; Откр. 1:9);

г) страдание - один из методов, который использует любящий Бог для воспитания Своих детей (Прит. 3:11, 12; Евр. 12:5-11);

д) нераскаявшиеся люди не вразумляются через страдания (Откр. 16:8-9), а верующие, если отдаляются от Бога, через страдания возвращаются к Господу (Пс. 118:67);

е) у христиан есть веские причины, чтобы терпеливо переносить страдания (2 Кор. 1:6):

1) страдание, принятое с покорностью, прославляет Бога и в конце приносит благословение (Иов. 1:21, 22; 2:10; 42:1-6, 10);

2) Христос в силе помочь нам перенести страдания (Евр. 2:18);

3) страдание временно и уменьшается милостью Божьей (Плач. 3:31-33);

4) Бог устанавливает предел страданиям, Он знает, сколько мы можем перенести (1 Кор. 10:13);

5) никакие страдания не могут отделить верующего от Христа (Рим. 8:35-39);

ж) страдая, христианин может даже радоваться, зная, что страдания приносят пользу (Рим. 5:3-5):

1) подтверждают подлинность веры (1 Пет. 1:7);

2) усовершенствуют характер христианина (Иак. 1:2-4);

3) помогают понять, что наибольшим приобретением является общение с Богом (Пс. 72:14, 23-26; Авв. 3:17-19);

4) через них христианин узнает, как Бог может утешать (2 Кор. 1:7);

5) учат, как можно утешить других тем утешением, которым Бог утешал их самих (2 Кор. 1:4);

6) дают более глубокое понимание жизни и ее значения (Еккл. 7:3);

7) готовят к будущей славе (1 Пет. 4:13);

8) благотворно сказываются на духовности других (Фил. 1:12-14; Гал. 4:13);

з) Господь может обратить страдания во благо человеку, превратить их в благословения. Поэтому часто люди с благодарностью вспоминают о своих страданиях (Пс. 118:71).

4. Итак, очевидно, что Бог управляет всем:

а) все дела Бог совершает по изволению Своей воли (Еф. 1:11);

б) Бог управляет даже тем, что неподвластно пониманию нашего разума (Пс. 91:6-10);

в) полнота Божьей власти видна в том, что Он может смеяться над всеми ухищрениями Своих врагов (Пс. 2:4; Мал. 1:4, 5);

г) Он делает то, что хочет, и не обязан никому давать отчет о Своих делах (Пс. 113:11; Дан. 4:32; Рим. 9:20).

5. Полнота Божьей власти будет открыта в день суда:

а) суд над грешниками обязательно произойдет (Пс. 91:8-10);

б) Бог по заслугам накажет делавших зло и оправдает праведников в день суда (Рим. 2:4-11; 12:19; сравни Пс. 36:14, 15; Мал. 3:13-4:1);

в) Бог не наказывает нас сразу же за совершаемые нами грехи только потому, что Он терпелив и дает людям много возможностей покаяться (Рим. 2:4; 2 Пет. 3:8, 9; Откр. 2:21);

г) кажущееся благоденствие грешников временно; завидовать им нет причин (Пс. 36:1, 2, 9, 10).

6. Христианское восприятие всевластия Бога:

а) нам остается только сказать: "Возвеличился Господь" (Мал. 1:5);

б) в какой бы отчаянной ситуации мы не находились, мы не должны забывать о любви Божьей и вместе с апостолом Павлом должны говорить: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Пс. 106:43; Рим. 8:31);

в) нет причин для страха (Ис. 10:24-27; Мтф. 10:31);

г) мы можем рассчитывать, что Бог в Свое время оправдает нас (Пс. 39:14-16; сравни 1 Пет. 2:23);

д) мы должны смиряться с любыми обстоятельствами, охотно принимая то, чему Бог хочет нас научить через них (Пс. 38:10). По крайней мере мы можем научиться быть довольными всем происходящим (Фил. 4:11), помня о том, что Бог всегда с нами (Евр. 13:5);

е) мы должны молиться за всех начальствующих и подчиняться им, потому что они поставлены Богом (1 Тим. 2:1-3; Рим. 13:1);

ж) когда мы не понимаем, почему Бог медлит восстановить справедливость, нам следует с терпением ждать, пока это произойдет (Авв. 3:16; Иак. 5:7-8);

XII. ГРЕХ

Вопрос: что такое грех?

Ответ: по сути, грех - это бунт против Бога. Рождаясь в испорченном сердце человека, грех отделяет его от Бога и делает объектом Божьего гнева. Грех - это величайшая проблема человека.

1. По сути, грех - это бунт против Бога:

а) грешить - значит поступать неправильно (Дан. 9:5);

б) грешить - значит поступать нечестиво и совершать зло перед Богом (Пс. 50:6);

в) грешить - значит отвергать Божьи заповеди и установления (Дан. 9:5). Библия называет это беззаконием (Пс. 50:3);

г) согрешить - значит лишиться славы Божьей (Рим. 3:23);

д) грешить - значит пренебрегать Словом Божьим, которое было дано нам через Божьих посланников (Дан. 9:6; Евр. 3:13);

е) грех есть беззаконие (Ос. 4:2; 1 Ин. 3:4);

ж) грех - это бунт (Дан. 9:5), результат вражды с Богом (Рим. 8:7);

з) суть греха состоит в том, что жизнь человека направлена против Бога (Пс. 50:6);

и) грех вошел в мир через человека, посягнувшего на то, что принадлежит только Богу (Быт. 3:5);

к) грешить - значит отвергать власть Бога (Быт. 2:16, 17; 3:6);

л) грех заставляет сомневаться, что Бог такой, какой Он есть (Быт. 3:4);

м) грешить - значит не принимать мудрость от Бога (Быт. 4:5).

2. Грех рождается в испорченном сердце человека:

а) в сердце находятся источники жизни (Прит. 4:23). Каковы мысли человека, таков и он (Прит. 23:7);

б) грех рождается в сердце человека (Мтф. 5:28);

в) все злое исходит из сердца человеческого (Мр. 7:21, 22, 23);

г) Бог, проникающий в разум и испытывающий сердце, утверждает, что человеческое сердце полностью испорчено (Иер. 17:9, 10).

3. Грех отделяет нас от Бога:

а) Богу известен наш грех, даже если о нем никто другой, кроме нас, не знает (Пс. 50:6);

б) нам стыдно за свои грехи перед Богом (Дан. 9:7);

в) грех отделяет нас от Бога (Втор. 31:17, 18; Пс. 77:59-62; Ис. 59:1-2; Ам. 3:2-3; Мих. 3:4);

г) грех отделяет нас от Бога (Пс. 50:11) и поэтому лишает нас радости общения с Ним (Быт. 3:8; 1 Ин. 1:6).

4. Грех - это то, из-за чего Бог гневается на нас:

а) чем лучше мы понимаем, что есть святость Божья, тем лучше мы понимаем, что есть грех (Ис. 6:3, 5);

б) Бог знает всю глубину нашей греховности (Ам. 5:12);

в) исполняя свои плотские желания, мы являемся по природе детьми гнева (Еф. 2:3);

г) грех вызывает гнев Божий (Рим. 1:18; 3:5); Бог гневается на грешника из-за его греха (Ин. 3:36);

д) Божий гнев на грех явится в день суда - день гнева (Рим. 2:5, 6);

е) грех ведет к погибели (Мтф. 7:13).

5. Грех - это величайшая проблема человека:

а) по пути греха всегда слишком легко идти (Мтф. 7:13);

б) грех обольщает нас, и поэтому нам кажется, что он никогда не обнаружится (Пс. 35:3), но грех обязательно предаст нас (Исх. 2:12);

в) грех подобен хлебным дрожжам, закваске: он распространяется на все тесто (1 Кор. 5:6);

г) пока человек упорствует в своем грехе, его отношения с Богом не могут быть восстановлены (Ос. 5:4);

д) мы нуждаемся в избавлении от будущего гнева (Рим. 5:9; 1 Фес. 1:10);

е) чтобы человек мог общаться с Богом, должна быть решена проблема греха (Евр. 2:17; 1 Пет. 3:18).

XIII. ГРЕХОПАДЕНИЕ

Вопрос: что такое грехопадение человека?

Ответ: грехопадение человека - это историческое событие, когда грех вошел в мир через одного человека, а через грех вошла смерть.

1. Грехопадению предшествовало искушение:

а) поддавшись искушению, Ева совершила грех (1 Тим. 2:14);

б) дьявол перехитрил человека и извратил его мышление. Поэтому человек и перестал быть преданным Богу (2 Кор. 11:3);

в) наших прародителей постигло искушение - они усомнились в слове Божьем (Быт. 3:6);

г) они стали гордыми и независимыми, они поддались искушению и поверили ложному обещанию сатаны: "...вы будете, как боги..." (Быт. 3:5).

2. Причиной грехопадения стало непослушание:

а) подвергнув сомнению слово Божье, наши прародители потеряли веру в Него (Быт. 3:4);

б) потеряв веру в слово Божье, они перестали подчиняться ему (Быт. 3:6);

в) вкусив плод дерева познания добра и зла, они не подчинились ясной заповеди Бога (Быт. 2:16, 17; 3:6);

г) это действие, по сути, стало бунтом против Божьей власти (Быт. 2:17).

3. Непосредственные последствия грехопадения:

а) отношение человека к Богу сразу же изменилось. Адам и Ева спрятались от Бога (Быт. 3:8), так как пришло осознание вины и разделения с Богом;

б) человек перестал быть духовным существом, каким был до грехопадения (Иуда 19). Он не воспринимает духовных истин (1 Кор. 2:4); по своей природе он плотский, подчинен земным страстям (Иак. 3:15) и живет без Бога (Еф. 2:12);

в) Грех человека навлек на всех наказание - смерть (Быт. 2:17; 3:19);

г) творение перестало быть для человека прекрасным: рождение детей стало сопровождаться болью (Быт. 3:16), ежедневная работа превратилась в тяжкий труд (Быт. 3:17, 18);

д) человеческий грех сразу же повлиял на все данное во власть человеку творение (Быт. 1:27; 3:17);

е) у последующих поколений Адама и Евы появилось множество проблем:

1) убийство (Быт. 4:8, 23);

2) многоженство (Быт. 4:19);

3) месть (Быт. 4:24);

4) развращенность (Быт. 6:2);

5) рост зла (Быт. 6:5).

4. Последствия грехопадения, проявившиеся через некоторое время:

а) все вышеуказанные непосредственные последствия грехопадения получили свое дальнейшее развитие;

б) в результате грехопадения человек отошел от Бога и лишился цели в своей жизни (Ис. 53:6);

в) человек возлюбил тьму более, нежели свет, потому что дела его злы (Ин. 3:19, 20);

г) он больше не исполняет волю Бога, хотя и был создан для этого (Рим. 3:23);

д) чем дальше он удаляется от Бога, тем больше он теряет данное ему при сотворении достоинство (Рим. 1:22, 23);

е) вместо того чтобы радоваться истине о Боге, которую человек все еще знает, он подавляет ее, так как эта истина заставляет его чувствовать себя слишком неуютно (Рим. 1:18, 20, 21).

XIV. ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Вопрос: что такое первородный грех?

Ответ: в лице Адама было представлено все человечество, поэтому его грех - это грех каждого человека. Мы рождаемся уже падшими людьми и уходим от Бога с самого рождения.

1. В лице Адама было представлено все человечество, поэтому его грех - это грех каждого человека:

а) Адам представлял все человечество (Рим. 5:12-19; 1 Кор. 15:22, 45-49);

б) через Адама грех вошел в мир (Рим. 5:12);

в) преступление Адама навлекло смерть на всех людей (Рим. 5:15);

г) преступление Адама основало царство смерти (Рим. 5:17);

д) грех Адама привел к осуждению всех людей (Рим. 5:18);

е) непослушание Адама, одного человека, сделало нас грешниками (Рим. 5:19): его грех был вменен нам всем;

ж) преступление Адама и искупление Христа действуют на человечество по одному и тому же принципу: как в Адаме мы стали грешниками, так посредством Христа мы можем стать праведниками (1Кор. 15:22, 45-49).

2. Мы рождаемся падшими людьми и убегаем от Бога с самого рождения:

а) мы скорее носим в себе образ Адама, чем образ Бога (Быт. 5:3; сравни 1 Кор. 15:48, 49);

б) мы рождены в грехе и в беззаконии зачаты (Пс. 50:7);

в) мы сбиваемся с истинного пути с самого рождения (Пс. 13:3; 57:4; Ис. 48:8; Рим. 3:11);

г) нет праведника на земле, который делал бы добро и никогда не грешил (Еккл. 7:20; 3 Цар. 8:46);

д) пережившие лишь земное рождение не могут быть чистыми и праведными (Иов. 15:14; 25:4);

е) Писание говорит, что все мы находимся в рабстве у греха (Гал. 3:22);

ж) наша воля упряма и зла (Иер. 16:12);

з) наш разум нечист, мышление и совесть тоже испорчены (Тит. 1:15; Еф. 4:18);

и) духовные истины кажутся нам безумием (1 Кор. 2:14);

к) от юности наше сердце исполнено злом (Быт. 8:21; 6:5; Иер. 17:9, 10; Мтф. 15:19);

л) мы растлены и не всегда можем понять собственные поступки (Рим. 7:15);

м) зная только жизнь по плоти, живя без знания Бога, мы помышляем только о плотском (Рим. 8:5; Ин. 3:6; Рим. 7:18; 8:7; Еф. 2:3);

н) если человек по привычке не делает доброго, значит, он сын дьявола (1 Ин. 3:8, 10; Ин. 8:44). (Библия не учит, что Бог - отец всех. Бог - отец всех людей только в том смысле, что Он их создатель);

о) по своей природе мы - дети гнева и заслуживаем страшного суда Божьего (Еф. 2:3; Ин. 3:36);

п) пока человек находится в таком состоянии, он не может угодить Богу (Рим. 8:8).

XV. СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос: почему я существую?

Ответ: когда человек восстал против Бога, Он потерял первоначальную цель своего существования, ради которой был созДан. Человек, который все еще воюет с Богом, не может ответить на этот вопрос правильно. Но примирившись, он понимает, что создан для того, чтобы знать Бога, исполнять Его волю, прославлять Его и вечно наслаждаться общением с Ним.

1. Почему я существую:

а) это один из тех основополагающих вопросов, на который мы не можем дать ясного ответа. Полный ответ будет нам открыт и осознан нами в будущей жизни (1 Кор. 13:12);

б) только Бог может полностью ответить на этот вопрос. Мы уверены, что все сотворенное Им, включая человека, было создано с определенной целью (Прит. 16:4);

в) человек неизбежно приходит к этому вопросу, осознавая, насколько тщетна его жизнь (Пс. 102:15-16; Иак. 4:14).

2. Намерение, с которым Бог сотворил человека, дает первый ключ к правильному ответу на вопрос, почему я живу:

а) мы живем потому, что Бог сотворил человека, чтобы населить землю (Быт. 1:26-28; 2:7);

б) человек был сотворен, чтобы владеть землей (Быт. 1:28):

1) чтобы земля ему служила (Быт. 1:28);

2) править над всем творением (Быт. 1:28);

3) возделывать землю (Быт. 2:15; Пс. 103:14);

4) наслаждаться творением Божьим (Пс. 103:14, 15);

в) человек был сотворен, чтобы познавать Бога:

1) он был сотворен по образу Божьему и этим отличался от всех остальных творений (Быт. 1:27; Пс. 8:6);

2) он был сотворен для общения с Богом (Быт. 3:9; Ам. 4:13);

3) человек должен был найти высшее удовлетворение в дружбе с самим Богом (Пс. 26:1, 4);

4) он был сотворен, чтобы жить в доверии к Богу (Лк. 10:27; Мтф. 4:4);

г) человек был сотворен, чтобы исполнять волю Божью:

1) повиноваться Богу (Быт. 2:16, 17; 3:13; Еккл. 12:13);

2) жить в послушании и вере (Быт. 2:15-17);

3) Бог создал человека, как и все остальное свое творение, для Своего удовольствия (Евр. 2:10; Откр. 4:11; Быт. 1:31);

д) Бог заложил в человека способность вечно наслаждаться общением с Ним:

1) человек - это не просто биологический организм (Мтф. 4:4);

2) душа человека бессмертна (Мр. 8:36);

е) исследование факта сотворения человека приводит к следующему ответу на поставленный вопрос: "Я существую, чтобы наслаждаться жизнью на земле, знать Его, исполнять Его волю и радоваться общению с Ним";

ж) восстав против Бога, человек сбился с истинного пути и потерял знание истинной цели своей жизни;

1) человек подобен потерянной овце (Пс. 118:176; Ис. 53:6);

2) вместо поклонения Создателю он с большей готовностью поклоняется сотворенному (Рим. 1:25);

3) все же внутри человека сохраняется жажда Бога, но он не может найти Бога без Божьей помощи (Иов. 11:7);

4) величайшая нужда человека - примириться с Богом (2 Кор. 5:20);

5) благодаря спасению Христа люди могут примириться с Богом и обрести постоянную цель своей жизни (2 Кор. 5:17-19).

3. Вопрос, почему я существую, жизненно важен для всех людей, которые не примирились с Богом через Христа:

а) Бог долго терпит, Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб. И это дает нам возможность прийти к покаянию (2 Пет. 3:9) еще до того, как Его последний суд совершится над миром, который отвергает Бога и не хочет узнать ответ на этот вопрос (2 Пет. 3:10);

б) на земле мы должны жить и сеять, чтобы потом собрать вечный урожай - урожай добра или зла (Гал. 6:7).

4. На этот вопрос есть вполне конкретные ответы, которые мы примем только тогда, когда примиримся с Богом, потому что только в этом случае мы можем жить ради цели, которую Он определил:

а) мы живем на земле, чтобы знать Бога (Ин. 17:3);

б) мы живем на земле, чтобы познавать замысел Бога для своей жизни и действовать в соответствии с ним (Рим. 12:2);

в) здесь, на земле, мы для того, чтобы распространять царство Христа (Мр. 16:15; 2 Кор. 5:20);

г) мы живем, чтобы уподобляться Христу (2 Кор. 3:18);

д) мы живем, чтобы угождать Богу (2 Кор. 5:9);

е) мы живем, чтобы являть славу Божью (Мтф. 5:48; 1 Пет. 1:16);

ж) главная цель нашей жизни - прославлять Бога (1 Кор. 10:31):

1) прославлять Бога - значит понимать Его (Пс. 91:9), поклоняться Ему (Пс. 28:2), любить Его (Втор. 6:15), повиноваться Ему (Мтф. 2:11; Иак. 4:7);

2) наше стремление - во всем прославлять Бога (1 Пет. 4:11);

3) мы живем, чтобы прославлять Бога в своем теле (1 Кор. 6:20). Все, что мы делаем, должно приносить славу Богу (1 Кор. 10:31);

з) мы живем надеждой вечно наслаждаться общением с Богом (Пс. 72:25; 1 Фес. 4:17). В будущей жизни мы достигнем цели: будем созерцать образ Божий (Пс. 16:15; 1 Пет. 1:8).

XVI. ЗАКОН БОЖИЙ

Вопрос: для чего Бог дал нам Свой Закон (например, десять заповедей), если мы все равно не можем его исполнить?

Ответ: мы действительно не можем полностью соблюсти закон. Бог дал закон человечеству, чтобы открыть Свою праведность, Свои требования к людям и пресечь бунт человека против Бога. Кроме того, закон Божий показывает нам, что мы не способны поступать так, как угодно Богу, что мы заслуживаем наказания. Таким образом, закон открывает нам нужду во Христе, в оправдании, которое Он приобрел смертью на кресте.

1. Закон и десять заповедей:

а) слово "закон" употребляется в разных значениях. Оно может относиться ко всему Ветхому Завету в целом (Рим. 3:19) или же к части Ветхого Завета (Мтф. 5:17; 7:12), или к первым пяти книгам Библии - Пятикнижию (Лк. 24:44). Это слово используется для ссылки на заповеди, которые Бог дал через Моисея (Рим. 5:13, 20; Гал. 3:17, 19, 21). Часто оно употребляется, чтобы описать закон Божий как выражение воли Бога (Рим. 3:20; Гал. 3:13);

б) Бог изначально обладал правом повелевать (Быт. 2:16);

в) люди имеют закон в самих себе в той мере, в какой признают его существование, хотя люди могут и не знать о законе в той форме, в какой он подается в Библии (Рим. 2:14, 15);

г) закон Божий был дан Адаму и Ною (Быт. 2:16, 17; 9:6; Рим. 5:12-14), но был сформулирован в той форме, в какой мы знаем его, спустя четыреста тридцать лет после данного Аврааму обещания (Гал. 3:17);

д) закон был дан израильскому народу (Исх. 20:1-17; Пс. 77:5) через служение ангелов (Деян. 7:38; Гал. 3:19; Евр. 2:2) и посредника-человека Моисея (Исх. 31:18; Ин. 7:19; Иис. Н. 1:7);

е) десять заповедей - исчерпывающее изложение закона Божьего: первая скрижаль закона содержит заповеди, которые говорят об обязанностях человека по отношению к Богу (Исх. 20:3-11), вторая - об обязанностях человека по отношению к своему ближнему (Исх. 20:12-17);

ж) закон открывается нам в Писании (Иак. 2:8);

з) закон един, выражает единую волю верховного Законодателя (Иак. 2:11);

и) закон предъявляет определенные требования к человеку, он призывает к делам, действию (Гал. 2:15, 16);

к) закон свят, справедлив и добр (Рим. 7:12), духовен (Рим. 7:14). Кроме того, это царский закон - закон Божьего царства, он дан Царем царей и Господом господствующих (Иак. 2:8);

л) любовь есть исполнение закона (Рим. 13:8, 10). Заповеди Бога, относящиеся к нашим ближним, заключены в одной: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим. 13:9; Гал. 5:14; Иак. 2:8), и любовь к Богу видна через любовь к ближнему (1 Ин. 4:20-21).

2. Закон дан для того, чтобы его соблюдать:

а) Бог требует, чтобы мы исполняли весь Его закон (Гал. 3:21; Иак. 2:10, 11);

б) пророки добросовестно напоминали о законе Божьем народу (Дан. 9:10), а Иисус ясно показал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мтф. 5:17-19);

в) закон следует принимать как голос говорящего к нам Бога. Преступить его - значит не повиноваться голосу Божьему (Дан. 9:9, 11);

г) человек обязан соблюдать закон Божий (Еккл. 12:13), закону мы должны просто покориться (Рим. 8:17).

3. Сами мы не можем выполнить закон Божий:

а) закон требует полного послушания (Втор. 27:26; Гал. 3:10; Иак. 2:10);

б) закон требует послушания, исходящего от сердца (Пс. 50:8; Мтф. 5:28; 22:37);

в) пока образ Божий содержался в человеке без всякого изъяна, люди могли исполнять закон Божий (Быт. 1:26); они чутко воспринимали его, но теперь они огрубели, стали бесчувственными (Еф. 4:19);

г) падший человек не способен покориться Богу (Рим. 8:7). Это чуждо ему по природе (Рим. 7:14);

д) человек не может быть полностью послушным закону Божьему (3 Цар. 8:46; Еккл. 7:20; Рим. 3:10);

е) так как закон един, то, кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2:10);

ж) мы грешим против закона (Гал. 2:17, 18), и все мы преступили его (Рим. 3:9, 19);

з) закон заставляет замолчать весь мир, который становится виновным перед Богом (Рим. 3:19).

4. Закон не может и никогда не мог быть основанием для нашего оправдания:

а) на закон нельзя полагаться для оправдания, так как он навлекает проклятие на всех, кто не соблюдает его полностью (Гал. 3:10);

б) поэтому человек не может оправдаться законом (Деян. 13:39; Рим. 3:20, 28; Гал. 2:16; 3:11). (Но следует заметить, что мы оправданы Богом в полном согласии с законом; Рим. 3:31);

в) в законе нет обещаний, там есть лишь предостережение о грядущем гневе (Рим. 4:15). В законе нет жизнедающей силы (Гал. 3:21);

г) в законе содержится лишь намек на благословения, которые принес ХристОс. Закон не способен их передать людям (Евр. 10:1). Например, исполняя закон, ни один человек не может получить Духа Божьего (Гал. 3:2, 5);

д) итак, закон никогда не служил человеку основанием для оправдания, он никогда не вменялся ему в праведность. Жизнь Авраама - тому пример (Гал. 3:6, 7);

е) величие Евангелия намного превосходит величие закона (2 Кор. 3:10).

5. Возмездие за неповиновение закону Божьему - смерть:

а) страшно отвергать закон Господа Саваофа (Ис. 5:24);

б) если мы не исполняем закон Божий, мы грешим. Этот же закон называет нас преступниками (Иак. 2:10);

в) отвергать закон Божий и не следовать Божьим повелениям - значит заслужить Божий суд (Ам. 2:4) и гнев (Рим. 4:15);

г) закон Божий, который был предназначен, чтобы привести нас к жизни, стал нашим смертным приговором (2 Кор. 3:6; Рим. 7:10).

6. Закон - детоводитель ко Христу:

а) закон подготовил приход Христа и сделал возможным исполнение Божьих обещаний, Евангелия;

б) очевидно, что закон был дан, чтобы сдержать беззаконие и непослушание (Гал. 3:23; 1 Тим. 1:9);

в) истинное назначение закона - научить людей распознавать и осознавать грех (Рим. 3:20), совершенство закона показывает нашу испорченность (Рим. 7:7);

г) например, мы никогда бы не чувствовали вины за зависть, если бы мы не знали, что закон говорит "не пожелай" (Рим. 7:7);

д) закон был для нас строгим воспитателем до тех пор, пока мы не поступили в школу Христа и не познали оправдание по вере в Него (Гал. 3:24, 25);

е) после того, как мы однажды поверили Христу, закон перестал быть нашей нянькой (Гал. 3:25).

7. Христос искупает людей от необходимости исполнять закон как условие для оправдания и принятия Бога:

а) полная неспособность людей повиноваться закону Божьему в целом вынуждает их полагаться не на свою праведность, чтобы получить спасение, а на праведность другого - Иисуса Христа (Фил. 3:9; Ис. 64:6);

б) Христос стал человеком, чтобы избавить нас от греха - от последствий нарушения закона Божьего (Евр. 9:28; 1 Ин. 3:5);

в) Христос искупил нас от проклятия закона, от осуждения закона тем, что сам подвергся проклятию и осуждению закона, когда был распят (Гал. 3:13);

г) Христос - конец борьбы за праведность закона для всякого верующего в Него (Рим. 10:4).

8. Божий закон и христианская жизнь:

а) христианину следует признать, что сам по себе закон добр и выполняет свою определенную роль, которая состоит в том, чтобы показывать людям, не покоряющимся Евангелию, их греховность (1 Тим. 1:8-11);

б) закон важен для христианина: закон написан в его сердце и вложен в его мысли, как и было предсказано в Ветхом Завете (Евр. 8:10; Иер. 31:31-34);

в) заповеди Бога не тяжки (1 Ин. 5:3);

г) христианин признает, что его первым долгом является любить Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью и всем разумением и любить ближнего своего как самого себя (Мтф. 22:37-40; Рим. 13:10). Такая любовь приводит к послушанию Божьим заповедям (1 Ин. 5:2, 3).

XVII. ПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

Вопрос: для чего приходил Христос?

Ответ: как было обещано в Ветхом Завете, Христос пришел в мир, чтобы спасти грешников Своей смертью на кресте, Он пришел по Своей воле и одновременно в соответствии с Божьим планом. Он пришел, чтобы открыть грешникам доступ к правильным взаимоотношениям с Богом и к дару вечной жизни.

1. Сам Христос назвал некоторые из целей, которые не были причиной Его прихода:

а) Он пришел не для того, чтобы призвать праведников (Мр. 2:17; Мтф. 9:13; Лк. 5:32);

б) Он пришел не для того, чтобы судить мир (Ин. 3:17; 12:47);

в) Он пришел не для того, чтобы нарушить написанное о Нем в законе и пророчествах (Мтф. 5:17);

г) Он пришел не для того, чтобы Ему служили (Мр. 10:45).

2. Христос пришел, потому что на это была воля Божья:

а) Он сошел с небес (Ин. 6:38);

б) Он пришел не Сам от Себя (Ин. 7:28);

в) Он был послан в мир (Ин. 4:34; сравни 3:16);

г) Он пришел не для того, чтобы творить Свою волю (Ин. 6:38);

д) Он пришел от Отца (Ин. 8:42; 16:28; 17:8);

е) Он пришел для того, чтобы творить волю Отца (Ин. 4:34; 6:38; 8:29; Лк. 2:49);

ж) целью служения Христа было творить волю Отца (Ин. 5:30).

3. Христос пришел, чтобы исполнить Писание:

а) Он пришел, как о том было обещано в Ветхом Завете, как Мессия и Спаситель (Лк. 7:20; Ин. 6:14; 11:27);

б) Своим приходом Христос исполнил обещание Божье послать Мессию (Мтф. 11:3, 4, 5, 6). Он пришел благовествовать нищим, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господнее благоприятное (Лк. 4:18, 19);

в) вначале Он пришел к Своему народу, народу еврейскому, которому был обещан Его приход (Ин. 1:11);

г) Он пришел, чтобы исполнить Писание, которое говорило, что Ему нужно пострадать и воскреснуть из мертвых (Мр. 14:49; Ис. 53; Деян. 8:3-35; 17:3).

4. Христос пришел, чтобы открыть людям Отца:

а) Он пришел, чтобы явить Отца, Его милость и истину, ведь никто никогда не видел Бога (Ин. 1:17, 18);

б) Он пришел, чтобы свидетельствовать об истине Божьей (Ин. 18:37);

в) Он пришел, чтобы объяснить закон - требования к человеку (Мтф. 5:17);

г) Он пришел, чтобы передать людям слова Отца (Ин. 3:34; 7:16; 8:26; 14:24);

д) Он пришел, чтобы говорить то, что повелел Ему Отец. Его слова - слова вечной жизни (Ин. 12:49, 50);

е) одна из причин, по которой Христос назван "светом", заключается в том, что Он явил Отца (Ин. 3:19).

5. Христос пришел, чтобы спасти грешников. На это Библия обращает особое внимание:

а) Он пришел в мир, чтобы спасти грешников (1 Тим. 1:15; Мр. 2:17);

б) руководствуясь принципом, что не здоровые нуждаются во враче, но больные, Он пришел, чтобы призвать грешников к покаянию (Лк. 5:32; Мтф. 9:12, 13);

в) Христос стремился спасти грешников и поэтому проводил с ними много времени; это вызывало отвращение у самоправедных людей (Мтф. 11:19);

г) Он пришел, чтобы найти и спасти погибшее (Мтф. 18:11; Лк. 15:1-32; 19:10; Ин. 10:16);

д) Он пришел, чтобы стать Спасителем мира (Ин. 12:47; 1 Ин. 4:14), чтобы Бог мог спасти тех, кому угрожает гибель (Ин. 3:16);

е) Он пришел, чтобы люди поверили в Него и спаслись (Ин. 6:29: 3:16, 17).

6. Таким образом, Христос пришел, чтобы умереть:

а) Христос ясно показал Своим ученикам, что Он должен пойти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, Его убьют там, и в третий день Он воскреснет (Мр. 8:31; Мтф. 16:21; Лк. 9:22) - все в соответствии с написанным о Нем в законе Моисея, писаниях пророков, псалмах (Лк. 24:44-47; 22:37; Ис. 53:12);

б) Он сознательно пришел в мир, чтобы умереть на кресте (Ин. 12:27; Деян. 2:23);

в) Христос пришел, чтобы отдать жизнь Свою для искупления многих (Мр. 10:45);

г) Он пришел, чтобы Его вознесли на крест подобно змею, которого Моисей вознес в пустыне на шест (Ин. 3:14; 12:34);

д) Он пришел, чтобы отдать Свою плоть за жизнь мира (Ин. 6:51);

е) Он всегда знал о том ужасном страдании, которое ожидало Его на кресте (Лк. 12:50);

ж) весь путь земной жизни Христа был направлен ко кресту, крест стал кульминацией Его жизни (Ин. 7:6, 8, 30; 8:20; 12:23, 27; 13:1; 17:1; Лк. 24:7);

з) Он пришел, чтобы быть умилостивлением за грехи наши (1 Ин. 4:10).

7. Христос пришел умереть за грешников, чтобы люди могли иметь правильные взаимоотношения с Богом и вечную жизнь:

а) Он пришел, чтобы принимающие Его могли восстановить правильные взаимоотношения с Отцом (Мтф. 10:40; Лк. 10:16; Ин. 13:20);

б) Он пришел, чтобы через смерть на кресте стать для нас дорогой к Богу (Ин. 14:6);

в) Он пришел, чтобы возвестить примирение через Свою смерть на кресте (Еф. 2:17);

г) Он принес духовную жизнь людям (Ин. 5:40; 6:51, 58; 10:10; 20:31; 1 Ин. 4:9);

д) Он пришел, чтобы всякий верующий в Него как в умершего и воскресшего Мессию обрел вечную жизнь (Ин. 3:14, 15; 6:40, 51, 58; 17:3).

XVIII. БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА

Вопрос: как мы можем узнать, что Христос - Бог?

Ответ: Христос - Бог. Об этом свидетельствуют Его совершенная жизнь, самоотверженное служение и победоносное воскресение. Кроме того, это подтверждают пророки и апостолы; чем ближе было пришествие Христа, тем яснее становилось библейское откровение о Нем.

1. Христос сам говорил о Своей божественности:

а) иногда Христос открыто заявлял, что Он - Мессия (Мр. 14:61-71; Лк. 22:66-67; Ин. 4:25, 26);

б) называть Себя Мессией - значит называть Себя Богом (Пс. 2:6-12; Ис. 9:6; Зах. 13:7);

в) иудеи приравнивали притязания на мессианство к притязаниям на божественность (Ин. 10:33);

г) Христос сам говорил о Своей уникальности (Ин. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11; 11:25; 14:6; 15:1);

д) Он провозгласил Свое единство с Отцом (Ин. 10:30; 5:18);

е) Он принял слова Фомы: "...Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28, 29).

2. Все в жизни Христа доказывает истинность Его утверждений о Своей божественности:

а) в Библии говорится о Его сверхъестественном зачатии и рождении (Лк. 1:26-56; 2:1-51; Мтф. 1:18-24);

б) в Библии говорится о Его безгрешной жизни:

1) Он не сделал никакого греха и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22);

2) Он задал вопрос, который мог задать только тот, кто уверен в своей праведности: "Кто из вас обличит меня в неправде?" (Ин. 8:46);

3) жена Пилата назвала Его праведником (Мтф. 27:19);

4) Иуда говорил: "...Согрешил я, предав Кровь невинную" (Мтф. 27:4);

5) умиравший на кресте разбойник сказал о Христе: "...Он ничего худого не сделал" (Лк. 23:41);

6) руководивший казнью римский сотник сказал: "Истинно Человек Этот был праведник" (Лк. 23:47);

7) ничто не могло заставить Его согрешить (1 Пет. 2:23);

в) в Библии говорится о Его необыкновенной проницательности и знании:

1) Христос не нуждался ни в чьем свидетельстве о человеке, потому что знал, что в нем (Ин. 2:24, 25);

2) Он с самого начала знал, кто Его предаст (Ин. 6:70, 71; 13:10, 11);

3) Он предсказал отречение и духовное возрождение Петра (Лк. 22:31-34);

г) в Библии говорится об уникальности Его учения: то, что Он учил как власть имеющий, приводило Его слушателей в изумление (Мтф. 7:28, 29; Ин. 7:32, 45, 46). Так, например, пророки говорили: "Так говорит Господь", тогда как Иисус свидетельствовал: "Истинно говорю вам...";

д) в Библии говорится о сотворенных Им чудесах:

1) Иисус не совершал чудеса для Своей славы (Мтф. 4:5-7);

2) свидетели Его чудес ощущали присутствие Бога (Мр. 1:27; Лк. 5:26; 7:16; 9:43);

3) чудеса являлись знаками божественности Христа (Ин. 20:30-31). Иудейские заклинатели призывали имя Господа, а Иисус повелевал, и злые духи, и ветер, и море повиновались Ему (Мр. 1:27; 4:41);

е) Библия говорит о самом главном доказательстве божественности Христа - о Его воскресении:

1) воскресение было подробно описано всеми евангелистами (Мтф. 28:1-20; Мр. 16:1-20; Лк. 24:1-53; Ин. 20; 21);

2) и Петр, и Павел упоминали об этом в своих посланиях (1 Пет. 1:3, 21; 1 Кор. 15);

3) в своих проповедях апостолы уделяли особое внимание воскресению как доказательству божественности Христа (Деян. 2:32; 3:15, 26; 4:33);

4) Бог Отец, воскресив Христа из мертвых, объявил Его Сыном Божьим и тем самым подтвердил все то, что Христос говорил о Себе (Рим. 1:4).

3. О Христе свидетельствуют не только Его слова, Его святая жизнь, но и пророки, включая Иоанна Крестителя:

а) некоторые пророческие псалмы говорят о божественности Мессии (Пс. 2:6-12; сравни Евр. 1:5; Пс. 44:7, 8; сравни Евр. 1:8, 9; Пс. 109:1; сравни Евр. 1:13);

б) Исаия говорил о Мессии, которому нарекут имя Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6);

в) Иеремия пророчествовал, что Мессию будут называть "Господь - оправдание наше!" (Иер. 23:5-6; сравни 1 Кор. 1:30);

г) Михей говорил о Мессии как о Том, чье происхождение от начала, от дней вечных (Мих. 5:2);

д) Захария писал, что Бог говорит о Мессии как о равном Себе (Зах. 13:7);

е) Иоанн Креститель не только говорил, что он делает прямыми стези Господу (Ин. 1:23; сравни Ис. 40:3), но и свидетельствовал, что Иисус - Сын Божий (Ин. 1:34).

4. Свидетельство апостолов о божественности Христа:

а) исповедание Петра: "Ты - Христос, Сын Бога Живого" (Мтф. 16:16) показало, что апостолы продвинулись в своем познании Христа;

б) находясь с Христом, апостолы видели Его славу, такую славу, которая могла принадлежать только Сыну Божьему (Ин. 1:14; 1 Ин. 1:1);

в) Иоанн свидетельствует:

1) "И Слово стало плотию и обитало с нами..." (1 Ин. 1:14; сравни 1:1-4);

2) Иоанн отождествляет славу Господа, о которой говорил Исаия (Ис. 6), со славой Христа;

3) истина о божественности Христа была основополагающей для апостола Иоанна (Ин. 12:41; Ин. 20:31; 1 Ин. 5:20);

г) Петр свидетельствует:

1) он слышал свидетельство Бога Отца о том, что Иисус Христос - Его Сын (2 Пет. 1:16-18);

2) он говорит об Отце, Сыне и Святом Духе как о Троице (1 Пет. 1:2);

д) Павел свидетельствует:

1) Павел сразу после своего покаяния засвидетельствовал, что Иисус "есть Сын Божий" (Деян. 9:20);

2) Павел говорит, что Бог приобрел Себе Церковь "Кровию Своею" (Деян. 20:28);

3) во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

5. У нас есть свидетельство самой Библии:

а) отрывки, говорящие о Боге в Ветхом Завете, в Новом Завете относятся ко Христу;

примеры:

1) Христос - Господь (Ис. 40:3; сравни Мтф. 3:3);

2) Христос есть Первый и Последний (Ис. 44:6; Откр. 1:17);

3) Христос есть Судья (Еккл. 12:14; сравни 1 Кор. 4:5);

б) Ему приписываются дела Божии:

1) Ему принадлежит дело творения (Ин. 1:3; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2);

2) все держится Его провидением (Евр. 1:3);

в) Христос обладает качествами, которые присущи только Богу:

1) Он вездесущ (Мтф. 28:20);

2) Он всемогущ (Фил. 3:21; Откр. 1:8);

3) Он всеведущ (Ин. 16:30; 21:17; Откр. 2:23);

4) Он неизменен (Евр. 13:8);

5) Он прощает грехи (Кол. 3:13; Мр. 2:7, 10).

Выводы:

1. Божественность Христа является еще одним свидетельством любви Божьей: Сам Бог пришел, чтобы искупить людей (2 Кор. 5:19).

2. Христос достоин нашего поклонения: все ангелы поклоняются Ему (Евр. 1:6), также как Ему поклоняются все небеса (Откр. 5:12).

3. Божественность Христа придает особое значение Его смерти: через смерть Христа мы можем быть искуплены для Бога и освобождены от нечестия (Откр. 5:9; Тит. 2:14).

4. Христос - основание христианской веры: людей призывают к вере в Господа Иисуса Христа и к спасению (Деян. 16:31).

5. Основание Церкви в том, что Христос - Бог (Мтф. 16:18).

6. Самое важное в жизни христианина - его отношения со Христом (Фил. 3:7-10).

XIX. ВОПЛОЩЕНИЕ

Вопрос: как мы можем узнать, что Христос не только Бог, но и человек?

Ответ: и Ветхий Завет, и Новый Завет указывают на две природы Христа - божественную и человеческую, они соединились в одном; этому существует множество неоспоримых доказательств.

1. Ветхий Завет предсказывает пришествие Мессии, Христа, который одновременно и Бог, и человек:

а) много примеров таких пророчеств содержится в псалмах (Пс. 2, 21, 44, 71, 109);

б) Исаия описывает божественную и человеческую природы Христа (Ис. 9: 6, 7);

в) пророки говорили о Мессии как о Боге и как о человеке (Ис. 50:6); Исаия говорил о Его теле;

г) Михей пророчествовал о Христе, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

2. Новый Завет говорит о Христе как о Богочеловеке:

а) Христос, будучи Богом, стал человеком, не теряя при этом Своей божественности (Ин. 1:1-3, 14). Он сделался подобным людям, "по виду став как человек" (Фил. 2:7);

б) апостол Иоанн писал: "И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14);

в) апостолы свидетельствовали, что человек Иисус Христос - Слово, Сын Божий (1 Ин. 1:1-3);

г) то, что Христос облекся во плоть, не изменило Его божественную природу: в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

3. Непорочное зачатие указывает на совершенство божественной и человеческой природы Христа:

а) Он был рожден от матери (человека), но у Него не было отца-человека (Лк. 2:6, 7; Гал. 4:4);

б) Он обрел плоть, после того как был зачат силой Духа Святого во чреве Марии (Мтф. 1:20). Дух Святой сошел на нее, и сила Всевышнего осенила ее; все это объясняет святость Младенца и доказывает, что Он - Сын Божий (Лк. 1:35);

в) непорочное зачатие Бог предсказал через пророка Исаию (Ис. 7:14; 8:8; Мтф. 1:23); это событие положило начало исполнению Божьих обещаний о том, что Он придет искупить Свой народ, обещаний, которые Он дал столетия назад (Мтф. 1:21; Лк. 1:31, 68-75; 2:10, 29-32).

4. У нас достаточно доказательств божественности Христа:

а) в Новом Завете для описания Христа использованы те отрывки, которые в Ветхом Завете относились к Иегове (Числ. 21:5, 6; сравни 1 Кор. 10:9; Пс. 101:26-28; сравни Евр. 1:10; Ис. 6:1-10; сравни Ис. 12:40, 41; Ис. 8:13, 14; сравни Лк. 2:34, Рим. 9:33; Ис. 40:3, 4; сравни Ин. 1:23; Ис. 45:22, 23; сравни Рим. 14:11, Фил. 2:10, 11; Мал. 3:1; сравни Мтф. 11:10);

б) написано, что Христос совершал те же дела, что и Бог. Например, Он участвовал в творении (Ин. 1:3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2), вселенная держится силой слова Его (Евр. 1:3; Ин. 5:17), Он совершал чудеса (Ин. 20:30; сравни Ин. 2:11);

в) качества, которыми обладает только Бог, Библия приписывает Христу. Например, Он вездесущ (Мтф. 28:20; Ин. 14:23; Еф. 3:17), Он вечен (Ин. 1:1; Откр. 1:11; Мих. 5:2), Он неизменен (Евр. 1:11, 12; 13:8), Он все знает (Ин. 21:17; Откр. 2:23), Его величие и слава такие же, как величие и слава Его Отца (Ин. 5:23; Откр. 5:13; Фил. 1:2; 2:6, 9, 10);

г) о Его божественной природе свидетельствуют Его имена. Например, Он назван Богом (Ин. 1:1; 20:28; Деян. 20:28; Рим. 9:5; Фил. 2:6; Евр. 1:8; 1 Тим. 3:16), Он назван Сыном Божьим (Ин. 1:18; Рим. 8:3), Он назван Господом (1 Кор. 8:5, 6). В греческом переводе Ветхого Завета слово "Господь" соответствовало имени Божьему "Иегова".

5. У нас достаточно доказательств Его человеческой природы:

а) Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной. Слово "подобие" означает, что в Своей земной жизни Иисус был похож на грешных людей, но все же эта схожесть не была абсолютной (Рим. 8:3; Фил. 2:7), потому что Сам Христос был безгрешен (Евр. 4:15);

б) Он принял нашу плоть и кровь (Евр. 2:14);

в) У Него было все, что есть у человека: тело (Лк. 24:39; Евр. 2:17; 10:5; 1 Ин. 1:1), душа (Мтф. 26:38; Мр. 14:34) и, как следствие, воля (Мтф. 26:39), привязанности (Мр. 3:5; Лк. 10:21; Ин. 11:5), особые способности (Лк. 2:52);

г) Он знал, что такое усталость (Ин. 4:6), жажда (Ин. 4:7; 19:28), слезы (Ин. 11:33; Евр. 5:7). Он испытал все немощи плоти, за исключением одной - греха (Евр. 4:15);

д) Он переживал все то, что переживает человек, Он проходил через искушения, но в отличие от человека, Он никогда не согрешил (Евр. 4:15; 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:22);

е) обретя человеческую плоть, Христос испытал человеческие страдания (1 Пет. 4:1), Его тело было убито (1 Пет. 3:18).

6. Только Христос, Который был и человеком и Богом, мог приобрести спасение для грешных людей:

а) тело Христа было неотъемлемой частью Божьего плана спасения (Евр. 10:5);

б) Бог Отец побудил Христа обрести плоть и жить среди людей, Он хотел, чтобы Сын был послушен Ему и, проявляя послушание, мог даже умереть на кресте (Ис. 50:6; Ин. 1:14; Лк. 1:35; Фил. 2:8; 1 Тим. 3:16);

в) задуманное Богом примирение было достигнуто через смерть тела Христа (Кол. 1:22; Еф. 2:15, 16);

г) новый путь к Богу открылся для грешников исключительно благодаря воплощению Христа и пролитию Его крови (Евр. 10:19, 20);

д) Христос уничтожил имеющего державу смерти, дьявола, и освободил тех, кто жил в постоянном страхе смерти, благодаря тому, что Сам жил как человек и умер как человек (Евр. 2:14, 15);

е) Христос дал грешникам возможность избежать тления и получить Божье естество благодаря тому, что Он обрел человеческую природу (2 Пет. 1:4);

ж) Христос должен был стать человеком, потому что согрешившая природа должна была заплатить за грех. Христос стал таким, потому что для спасения людей надо было во всем походить на них (Евр. 2:10-17). Став человеком, Он сделался посредником между Богом и людьми (1 Тим. 2:5);

з) Христос должен был быть Богом для того, чтобы Он мог всегда спасать приходящих через Него к Богу (Евр. 7:25).

7. Совершенство божественной и человеческой природы Христа - это основание христианской веры:

а) основа христианской веры - пришествие Христа, Сына Божьего во плоти (1 Ин. 4:2; 2 Ин. 7);

б) отрицание того, что Христос был во плоти, то есть что Он был истинным человеком, - ересь (1 Ин. 2:22-25; 4:1-6; 5:5-12; 2 Ин. 7, 9).

8. Истина о Христе, о Слове воплотившемся, находится за пределами человеческого понимания.

Тайна, что Христос есть истинный Бог и безгрешный человек, была открыта нам в Писании. И все же эта тайна превыше нашего понимания, она заставляет даже ангелов восхищаться мудростью и благостью Божьей (1 Тим. 3:16; 1 Пет. 1:12).

XX. КРЕСТ

Вопрос: что произошло, когда Христос умер на кресте?

Ответ: Он принес Себя в жертву. Понес на Себе наказание, заслуженное грешниками, и исполнил замысел Божий, чтобы через это люди могли примириться с Богом.

1. Значение креста человек не может постигнуть до тех пор, пока не осознает греховного состояния, в котором находится:

а) людям угрожает гибель (Ин. 3:16);

б) люди согрешили против Бога (Рим. 3:23);

в) грех отделил человека от Бога (Ис. 59:2);

г) грех принес смерть людям (Рим. 5:12; 6:23);

д) грех навлек на людей гнев Божий (Ин. 3:36; Еф. 2:3).

2. Крест - не случайное происшествие, а продуманный Богом шаг:

а) еще прежде создания мира Бог Отец предназначил Своего Сына быть Спасителем грешников (1 Пет. 1:20);

б) Отец и Сын заключили договор и завет: Сыну надлежало исполнить предназначенное Ему Отцом (Ин. 12:27; 17:2, 4), а Отец обещал, что даст за это людей всех народов Христу в наследие (Пс. 2:7-8) и поставит Его главой Церкви (Еф. 1:22; Фил. 2:7, 9; Евр. 12:2);

в) с помощью различных образов и символов Бог заранее приготовил людей к великому событию, произошедшему на кресте:

1) ветхозаветные жертвы указывали на пришествие Христа и на Его смерть на кресте за грешников (Евр. 9:24; 10:4, 10, 11, 12; Ин. 1:29, 36);

2) пасхальный ягненок был образом Христа (Исх. 12:21-23: 1 Кор. 5:7). Иисус воспользовался праздником Пасхи для установления Вечери Господней - напоминания о значении Его смерти (Лк. 22:7-23).

3. Бог - инициатор креста:

а) Бог настолько возлюбил мир, что отдал Своего Сына (Ин. 3:16);

б) Богу было угодно поразить Его (Ис. 53:10);

в) горькую чашу креста Сын принял из рук Отца (Мтф. 26:39, 42);

г) Отцу принадлежит весь план умилостивления грехов через жертвенную смерть Христа (Рим. 3:25).

4. Христос добровольно принял смерть на кресте:

а) Христос еще до создания мира добровольно решил умереть на кресте (Ис. 50:4-6; Евр. 10:5-10);

б) Он отдал Свою жизнь (Ин. 10:11, 18);

в) Он предал душу Свою на смерть (Ис. 53:12);

г) Он принес Себя в жертву (Еф. 5:2).

5. Христос претерпел наказание, заслуженное грешниками:

а) Он понес грехи многих (Ис. 53:12; 1 Пет. 2:24);

б) Он понес на Себе заслуженный грешниками гнев Божий (Ин. 3:36; Рим. 1:18; 1 Ин. 2:2; 4:10. Результатом умилостивления стало то, что гнев Божий утих);

в) Он понес на Себе проклятие закона, смерть и разделение с Богом, хотя его заслужили за свое непослушание грешники (Гал. 3:10, 13; Ис. 59:2; Рим. 5:12; Мр. 15:34);

г) Он перенес заслуженные грешниками муки ада (Пс. 17:6; Мр. 15:33, 34).

6. Преувеличить значение жертвы Христа нельзя:

а) наказания, понесенного Христом, было достаточно, чтобы искупить преступления всех людей, потому что Христос страдал не только как человек, но и как Бог. Жизнь Бога намного дороже жизни грешного человека (Рим. 5:9; Евр. 9:13, 14);

б) Христос принес последнюю жертву - один раз и за всех. Ее вполне достаточно для людей всех времен (1 Пет. 3:18; Евр. 9:26; 10:11, 14).

7. Благословения, которые принесла смерть Христа:

а) правосудие Божье свершилось (Ис. 53:11):

1) Христос взял на Себя наши грехи, и наказание совершилось (Ис. 53:4-6; 2 Кор. 5:21);

2) Бог открыл Себя праведным и может оправдать каждого, кто верит в Иисуса (Рим. 3:26; 2 Кор. 5:21);

б) теперь грешники могут получить освобождение от силы греха, смерти и ада:

1) Христос до конца совершил искупление (Мтф. 20:28; Мр. 10:45: 1 Тим. 2:6) ценой Своей драгоценной крови (Деян. 20:28; 1 Ин. 1:7);

2) Христос полностью победил сатану, смерть и силы ада, державшие человека в своем плену. Сила дьявола сломлена (Евр. 2:14). Как следствие этого, сломлена и сила смерти (Ин. 5:24; Евр. 2:14; 1 Кор. 15:55-57). Ад уже не является участью человека (1 Фес. 1:10);

в) Бог обещал заключить новый завет, и Он заключил его:

1) Бог пообещал заключить новый завет после грехопадения Адама (Быт. 3:15);

2) Бог обещал Аврааму послать Христа и заключить особый завет с его потомками (Быт. 12:3; Гал. 3:8, 16);

3) пророкам это обещание было дано более точно (Иер. 31:31-34; 32:40);

4) только благодаря Иисусу новый завет мог вступить в действие (Евр. 8:6, 10-12);

5) завет требует смерти - завещание действительно только после смерти, и Христос пролил Свою кровь и сделал новый завет действенным (Евр. 9:14-26; 13:20);

г) все заключившие новый завет получают благодать и славу:

1) после того как Бог отдал Своего Сына на такую ужасную смерть, нет ничего более драгоценного, чего бы Он не отдал нам, спасенным (Рим. 8:32; Евр. 4:16);

2) всякое духовное благословение в этой жизни и в жизни будущей гарантировано (Еф. 1:3);

3) вечная жизнь - дар Христов всем искупленным Его смертью (Ин. 17:2; 14:1-6);

д) эти благословения можно сформулировать одним словом - примирение. Так как Бог во Христе примирил с Собою мир, то людям уже больше не вменяются их грехи и преступления (2 Кор. 5:17), и Бог объявляет их праведными (2 Кор. 5:21).

8. Только через смерть Христа мы можем примириться с Богом:

а) об этом ясно говорит Евангелие: примирись с Богом через Христа (2 Кор. 5:18, 20).