Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


XXI. ВОСКРЕСЕНИЕ

Вопрос: почему воскресение Христа так важно?

Ответ: Бог Отец воскресил Христа, чтобы исполнить Писание и обещанное о Христе, объявил Христа Своим Сыном, принял искупление Христа, обещая всем верующим оправдание, духовную жизнь и воскресение в последний день.

1. Воскресение - краеугольный камень Евангелия:

а) Отец воскресил Христа (Деян. 2:24; 3:15; 10:40; Еф. 1:20; Кол. 2:12) силой Духа (Рим. 8:11; 1 Пет. 3:18);

б) важность воскресения видна из того, что Новый Завет, особенно евангелия, сообщают очень много фактов появления воскресшего Господа. Иисус явился Марии Магдалине (Мр. 16:9; Ин. 20:18), женщинам (Мтф. 28:9), Симону Петру (Лк. 24:34), двум ученикам (Лк. 24:13-31), всем апостолам, кроме Фомы (Ин. 20:19, 24), Фоме лично (Ин. 20:26), апостолам на берегу Тивериадского моря (Ин. 21:1), апостолам в Галилее (Мтф. 28:16, 17), пятистам братьям (1 Кор. 15:6), Иакову (1 Кор. 15:7), всем апостолам (Лк. 29:51; Деян. 1:9; 1 Кор. 15:7), Павлу (1 Кор. 15:8).

2. Факт воскресения занимал центральное место в свидетельстве апостолов:

а) "Мы свидетели", - утверждали апостолы (Деян. 2:24; 3:15; 1 Кор. 15:14, 15);

б) чтобы быть апостолом, человек должен был увидеть воскресшего Христа (Деян. 1:22);

в) отличительной характеристикой проповеди апостолов была сила, с которой они проповедовали о воскресении Христа (Деян. 4:30, 33);

г) они знали и проповедовали живого Христа (Деян. 25:19; 2 Тим. 2:8).

3. Ветхозаветные писания говорили о грядущем воскресении:

а) Мессия не должен был увидеть тления (Пс. 15:10; Деян. 13:34, 35);

б) все написанное о Христе в законе Моисеевом, книгах пророков, псалмах должно было обязательно исполниться (Лк. 24:44; Ин. 20:9; Деян. 26:22, 23).

4. Христос предсказывал Свое воскресение:

а) Он намекал о нем еще в самом начале Своего служения (Ин. 2:19-22);

б) после того как Петр признал Христа Мессией, ученики услышали первое ясное откровение о воскресении (Мтф. 16:21);

в) Христос повелел не рассказывать о преображении, пока Он не воскреснет из мертвых (Мр. 9:9);

г) Иисус предсказывал ученикам Свое воскресение (Мтф. 20:19; Мр. 14:28).

5. Воскресение было необходимо, чтобы показать истинность всех утверждений Христа:

а) Иисус неоднократно подтверждал, что Он тот, кто Он есть, Своей жизнью, словами и чудесами (Лк. 11:20; Ин. 14:6; 11:25; 10:18);

б) из уст простого человека такие утверждения были бы богохульством (Мтф. 26:63-66). Если бы такой человек умер и остался мертвым, как и все люди, то тогда было бы ясно, что он самозванец. Но если бы он воскрес из мертвых, то истинность Его утверждений, что Он Сын Божий и пришел от Отца, была бы доказана (Мтф. 27:63-66; сравни Деян. 5:38, 39, применяя последние слова к воскресению).

6. Воскресение было необходимо, чтобы доказать божественность Христа:

а) как и было обещано в Ветхом Завете, воскресение стало свидетельством Отца о том, что Иисус Его Сын (Пс. 2:7; Деян. 13:33);

б) воскресив Христа к жизни силою Духа Святого, Бог Отец открыто явил Его как Своего Сына, Сына Божьего, второе лицо Троицы (Рим. 1:4);

в) смерть не могла удержать Христа (Деян. 2:24) - а она не властна только над Богом.

7. Без воскресения мы не узнали бы, что смерть Христа достигла своей искупительной цели:

а) без него проповедь была бы тщетной (1 Кор. 15:14);

б) без него не было бы надежды на прощение (1 Кор. 15:17);

в) без него человек был бы окончательно потерян и не имел бы возможности спастись (1 Кор. 15:19);

г) воскресение провозглашает оправдание для всех верующих (Рим.4:25; 8:34).

8. Воскресение необходимо для того, чтобы дать нашей вере твердое основание:

а) Христос явил Себя живым со многими верными доказательствами (Деян. 1:3);

б) воскресение показывает, что Бог принял все, что сделал Христос (смотри выше пункт 7): через Христа у людей есть доступ к Богу (1 Пет. 1:21);

в) воскресение придает смысл нашей вере (Рим. 10:9, 10: 1 Кор. 15:17).

9. Воскресение необходимо, чтобы дать людям живую надежду:

а) воскресение Христа дает начало христианской надежде и уверенности: благодаря Его воскресению мы получили новую жизнь (1 Пет. 1:3; Рим. 6:4; Кол. 2:12);

б) у верующих есть живая надежда на воскресение из мертвых, потому что Бог, воскресивший Христа, воскресит и их (1 Кор. 15:20, 23; Деян. 26:23; 1 Кор. 6:14; 2 Кор. 4:14);

в) верующие надеются на воскресение тела, ведь воскресение Христа - это прообраз их воскресения (Лк. 24:35, 39, 43; Ин. 20:20, 27; Фил. 3:21; Рим. 6:5; 1 Кор. 15:49).

10. Воскресение было необходимо, чтобы показать, что Христа можно познать и сегодня:

а) жизнь Павла подтверждает эту истину, для него самого поначалу очень удивительную (Деян. 9:1-9);

б) познание Христа и познание силы Его воскресения стали целью всей жизни Павла (Фил. 3:10).

11. Воскресение было необходимо, чтобы показать, что мир будет праведно судим:

а) люди ни за что осудили Христа; воскресив Сына из мертвых, Бог Отец оправдал Его и тем самым осудил тех, кто так несправедливо поступил со Христом (Деян. 2:22-24);

б) Бог будет судить мир, судить праведно через Христа. Об этом свидетельствует воскресение (Деян. 17:31).

12. Последнее слово всегда остается за Богом, и воскресение Христа доказывает это:

а) Люди называли Христа лжецом; воскресив Христа из мертвых, Бог Отец назвал Его Своим Сыном (Мтф. 27:63-66; Пс. 2:7; Рим. 1:4).

XXII. ВОЗНЕСЕНИЕ

Вопрос: что произошло, когда Христос вознесся на небеса?

Ответ: Христос вернулся к Отцу и был прославлен. Это доказывает, что Он совершил искупление до конца. Он взошел на престол как священник и царь. Он воссел на престоле - Ему больше не нужно вставать, чтобы приносить жертву умилостивления Богу. Христос дает дары Своей Церкви и обещает хранить ее, чтобы привести к Себе на небеса. Теперь Он ожидает момента Своей окончательной победы.

1. Вознесение:

а) вознесение - это исполнение одного из важных пророчеств, которое было дано как в Ветхом Завете (Пс. 109:1; Деян. 2:32-36), так и самим Христом (Мтф. 26:64; Ин. 6:62; 7:33; 14:28; 16:5; 20:17);

б) вознесение произошло спустя сорок дней после воскресения (Деян. 1:3);

в) это произошло на горе, называемой Елеон (Лк. 24:50: сравни Мр. 11:1; Деян. 1:12);

г) апостолы свидетельствовали, что вознесение произошло после того, как Христос побеседовал с ними (Мр. 16:19) и поднял Свои руки, чтобы благословить их (Лк. 24:50, 51);

д) Иисус поднялся, и облако скрыло Его из их вида (Деян. 1:9);

е) возвращение Христа произойдет таким же образом, как произошло вознесение (Деян. 1:11).

2. Суть вознесения:

а) вознесение было проявлением силы Божьей (Еф. 1:19-22);

б) вознесение было необходимым продолжением смерти и воскресения Христа. Оно доказало, что Бог полностью принял жертву Христа за грехи, одну на все времена (Евр. 10:12); оно указало на Христа как на Господа; воскресение явило Его Сыном Божьим (Фил. 2:9-11; Деян. 2:34-36; сравни Рим. 1:4);

в) вознесение Христа было видимым, потому что Он был человеком. Он поднялся с земли в небо (Мр. 16:19; 1 Пет. 3:22). Христос вознесся в тот мир, который оставил, когда, смирив Себя, принял человеческий образ (Еф. 4:9, 10);

г) вознесение - это возвращение Христа к Отцу. Он вернулся к Тому, Кто послал Его в мир (Ин. 6:62; 7:33; 14:28; 16:5; 20:17);

д) вознесение стало еще одной стадией прославления человеческой природы Христа: на небеса Он вернулся как человек (Евр. 2:14-18; 4:14-16) и был высоко превознесен и прославлен (Деян. 2:33; Ин. 7:39; 1 Тим. 3:16), Бог дал Ему наивысшую славу (Еф. 1:20-22).

3. Значение вознесения:

а) приняв Своего Сына во славу, Бог Отец окончательно показал, что принял жертву Христа за наши грехи (Евр. 1:3; 9:12; 10:11-14);

б) Христос, как царственный священник, вступил на трон, Ему больше не нужно приносить искупительную жертву Отцу (Евр. 7:26; 8:1; 10:21); Он взошел на небеса, чтобы представлять нас перед Богом, быть нашим защитником (Евр. 9:24);

в) Христос, вознесшийся и показавший тем самым, что Он Господь (Мтф. 28:18; Деян. 2:36), вступил на небо как царь; Он сидит по правую руку от Бога (Мтф. 26:64; Деян. 2:33; Рим. 8:34; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 10:12; 12:2; 1 Пет. 3:22). Это картина того уникального положения, в которое Бог поставил Христа: Он дал Ему царскую силу и власть над ангелами и всеми властителями на небе и на земле (Евр. 1:13; Дан. 7:13, 14; Мтф. 26:64; Еф. 1:21, 22; 4:10; Кол. 1:16-18; 1 Пет. 3:22);

г) Христос вознесся на небо, чтобы получить дары, которые Он обещал дать Своей Церкви (Еф. 4:8; Пс. 67:19). Он поднялся, чтобы послать Святого Духа (Ин. 7:39; 16:7; Деян. 2:33);

д) вознесение Христа и сошествие Духа Святого дало людям возможность получить огромное количество даров Духа, которые приносят Церкви радость (Еф. 4:8, 11-13);

е) Христос вознесся, чтобы приготовить место для христиан (Ин. 14:2). Он их предтеча, готовит им путь (Евр. 6:20; сравни Деян. 7:56);

ж) уже сейчас христиане восседают на небесах во Христе Иисусе, так как они по милости Божьей через веру в Иисуса разделяют с Ним Его воскресение и вознесение (Еф. 2:6). Теперь у христиан небесное гражданство и их привязанности и помышления должны быть направлены к горнему (Фил. 3:20; Кол. 3:1, 2);

з) вознесение Христа дало христианам уверенность в том, что для них готово место на небесах (2 Кор. 4:14; Ин. 14:19) и что их ожидает там вечная слава (Фил. 3:21). Бог дал христианам разделить со Христом Его воскресение и вознесение, чтобы явить в грядущих веках преобильное богатство благодати Своей в благости Своей к нам во Христе Иисусе (Ин. 17:24; Еф. 2:7).

4. Что делает Христос по правую руку от Бога:

а) Он живет вечно, вечно оставаясь священником (Откр. 1:18; Евр. 7:24);

б) как Глава Церкви, Он управляет ею и хранит ее (Еф. 1:22, 23), помогает ее членам в нужде (Евр. 2:18; 4:15) и дает силу творить великие дела (Ин. 14:12);

в) Он правит миром так, чтобы исполнились все замыслы Божьи, касающиеся Церкви (Евр. 1:3; Еф. 1:5-14);

г) Он принес жертву и поэтому имеет право ходатайствовать за Свой народ (Рим. 8:34): Он наш Ходатай перед Богом (1 Ин. 2:1);

д) Он ожидает момента Своей окончательной победы: все Его враги будут Ему покорены (Пс. 109:1; Деян. 2:35; 1 Кор. 15:24-26; Евр. 10:13);

е) вознесение Христа в силе является прелюдией к Его пришествию в силе в качестве божественного Судьи (Дан. 7:13, 14; Мтф. 26:64; Ин. 14:28; Деян. 10:42; 2 Фес. 1:6-10).

XXIII. ДУХ СВЯТОЙ

Вопрос: кто такой Дух Святой?

Ответ: Он Господь и Жизнедатель, третье лицо Троицы, Ему нужно поклоняться так же, как Отцу и Сыну. Чаще всего мы встречаемся с Ним как с Исполнителем планов Божьих, будь то творение, откровение или искупление.

1. Он единственный в своем роде.

Он есть один Дух (1 Кор. 12:13; Еф. 4:4).

2. Он - личность, а не просто влияние Бога или Его сила:

а) о Духе Святом говорится "он", а не "оно" (Ин. 16:13);

б) о нем говорится как о личности - Утешителе и Ходатае (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7);

в) Его можно огорчить (Ис. 63:10; Еф. 4:30);

г) Богоотступник может оскорбить Его (Евр. 10:29).

3. Он - Бог:

а) Он - Дух Бога живого (2 Кор. 3:3; 1 Пет. 4:14);

б) Он всевластный (1 Кор. 12:11);

в) Места в Ветхом Завете, в которых говорится о Боге, в Новом Завете относятся к Духу Святому (Исх. 17:7; сравни Евр. 3:7-9; Ис. 6:3, 8-10; сравни Деян. 28:25-27; Пс. 77:17, 21; сравни Деян. 7:51);

г) Дух Святой обладает качествами, которые могут быть присущи только одному Богу: Он вездесущий (Пс. 138:7-13; 1 Кор. 12:13); Он всезнающий (1 Кор. 2:10); Он всемогущий (Лк. 1:35; Рим. 8:11; 15:19);

д) обманывать Духа - значит обманывать Бога (Деян. 5:3, 4, 5);

е) Ему надо повиноваться (Гал. 5:16-24);

ж) хула на Духа Святого - самый тяжелый грех (Мтф. 12:31; Мр. 3:28; Лк. 12:10);

з) Он ходатайствует за нас по воле Божьей (Рим. 8:27);

и) за оскорбление Духа Святого полагается самое тяжелое наказание (Евр. 10:29).

4. Он третье лицо Троицы:

а) Он един с Отцом и Сыном (Мтф. 28:19; 2 Кор. 13:14; 1 Кор. 12:4-6; Еф. 4:4-6);

б) Он послан и Отцом, и Сыном, и действует для них двоих (Ин. 15:26).

5. Он принимал участие в творении:

а) Он принимал участие в творении, превращая хаос в порядок (Быт. 1:2);

б) великолепие неба было создано Духом Святым (Иов. 26:13);

в) Дух Божий создал человека (Иов. 33:4; сравни Быт. 2:7; Пс. 103:29, 30).

6. Дух Святой - автор Священного Писания:

а) Он вдохновил написание Библии (2 Тим. 3:16): побуждаемые Духом Святым люди говорили и писали от имени Бога (2 Пет. 1:21; Деян. 1:16);

б) Писание - это свидетельство Духа Святого (Евр. 10:15);

в) Он побуждал пророков говорить (Иез. 11:5; Зах. 7:12; Мих. 3:8);

г) Он вдохновлял людей пророчествовать (Лк. 1:67; 2:26, 27, 29-32);

д) в определенное Богом время Он открыл апостолам и пророкам истину о Христе и Евангелии (Еф. 3:5, 6);

е) и сегодня Он говорит через Священное Писание (Евр. 3:7).

7. Он принимал участие в воплощении:

а) непорочное зачатие совершилось силой Духа Святого (Лк. 1:35);

б) Мария носила ребенка от Духа Святого (Мтф. 1:18, 20);

в) во время крещения Иисуса Дух Святой сошел на Него особым образом (Мр. 1:10);

г) Дух Святой водил и направлял Христа в Его служении на земле (Мтф. 4:1; Мр. 1:12);

д) Дух снарядил Христа на Его служение (Лк. 4:1; 18; Деян. 10:38);

е) Христос безмерно обладал Духом (Ин. 3:34);

ж) Христос действовал силой Духа Божьего (Лк. 11:20 сравни с Мтф. 12:28; Деян. 10:38);

з) Дух Святой посылал Христу радость в жизни и служении на земле (Лк. 10:21);

и) Дух воскресил Христа из мертвых (Деян. 2:24; сравни 1 Пет. 3:18; Евр. 13:20; сравни Рим. 1:4).

8. Он принимает участие в новом Божьем творении во Христе - Церкви:

а) деятельность Духа Святого в новом Божьем творении имеет огромное значение:

1) Он дает искупленным во владение плоды любви Отца, которая открылась через посредничество Христа (2 Кор. 3:8; Ин. 7:39);

2) мы оправдываемся именем Господа Иисуса и Духа Божьего (1 Кор. 6:11; 1 Пет. 1:2);

3) Дух объединяет искупленных в одно тело, Церковь. Это действие описывается как крещение (1 Кор. 12:13);

4) рождение свыше происходит силой Духа Святого (Ин. 3:5, 6; 2 Кор. 5:17). Написанный закон осуждает к смерти, а Дух дает жизнь (2 Кор. 3:6; Гал. 5:25). Где Дух, там и жизнь (Иез. 37:1-14; Рим. 8:2, 11; Ин. 6:63):

б) от Духа Святого напрямую зависит рост нового Божьего творения - Церкви (Мтф. 28:19; сравни Деян. 1:4, 8):

1) Он вселяет уверенность: появляются посланники Божьи, и люди идут в мир проповедовать Евангелие (Мтф. 9:38; сравни Деян. 13:2, 4; 16:6, 7, 10; 20:28);

2) Он сопровождает проповедь Евангелия Своей силой (1 Пет. 1:2);

3) обличая людей в их грехах, Дух Святой открывает им необходимость спасения (Ин. 16:8-11);

4) Он свидетельствует о Христе (Ин. 15:26). Человек может назвать Иисуса Господом, только если на него подействует Святой Дух (1 Кор. 12:3);

5) Святой Дух дан каждому верующему, это плод подвига Христа (Ин. 7:39). Он соединяет всех верующих в одно тело, давая им духовное единство (Еф. 4:3, 4);

6) заботясь о Церкви, Дух Святой находит ей хранителей, или пастырей (Деян. 20:28);

7) Он дает христианам различные дары (Рим. 12:6-8);

8) тем или иным путем с определенной целью Дух Святой желает проявить Себя в жизни каждого христианина (1 Кор. 12:4-11);

9) цель Духа Святого - дать Божьим людям все необходимое для служения Христу, чтобы создать тело Христово (Еф. 4:11-13).

XXIV. ДУХ СВЯТОЙ И ХРИСТИАНИН

Вопрос: в каких отношениях находятся Святой Дух и христианин?

Ответ: Отец и Сын подарили верующему Духа Святого, чтобы Он жил в нем: давал ему духовную жизнь, уверял в том, что верующий - сын Божий, делал участником всех евангельских благословений.

1. Дух Святой - это обещанный Христом дар верующему:

а) Христос просил Отца, чтобы Дух был послан верующим (Ин. 14:16);

б) Христос послал Духа Святого от Отца (Ин. 15:26; 16:7);

в) иногда Духа Святого называют Духом Христовым (Рим. 8:9; 1 Пет. 1:11);

г) мы получаем Духа не через дела закона, но по вере в благую весть, которая открылась нам во Христе Иисусе (Гал. 3:2, 3, 14).

2. Дух Святой совершает в верующем чудо - он рождается свыше:

а) кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего (Ин. 3:3, 5);

б) жизнь христианина начинается в Духе Святом (Гал. 3:3);

в) если человек Духа Христова не имеет, то он и не принадлежит Христу (Рим. 8:9).

3. Таким образом, Дух Святой - источник духовной жизни для верующего:

а) по своей природе люди духовно мертвы (Еф. 2:1);

б) Дух дает жизнь духовно мертвым (Еф. 2:1; сравни Иез. 37:14; Рим. 8:2, 11; Ин. 6:63).

4. Дух Святой свидетельствует духу христианина, что он - дитя Божье (Рим. 8:16):

а) Он дает верующему уверенность в единстве со Христом (1 Ин. 3:24; 4:13);

б) в нашем сердце Дух взывает как Дух Сына Божьего: "Авва, Отче!" (Гал. 4:6).

5. Дух Святой живет внутри верующего:

а) отличительная черта христианина - Святой Дух, живущий в нем (Рим. 8:9);

б) тело христианина - храм живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 3:16; 6:19; сравни Ис. 57:15; 2 Тим. 1:14);

в) христианин знает Духа, потому что Дух пребывает с ним и в нем (Ин. 14:17);

г) Дух Святой живет в христианине всегда (Ин. 14:16).

6. Дух Святой освящает христианина:

а) Дух Святой освящает христиан, Он отделяет их для Бога (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2);

б) желания Духа Святого противостоят вожделению плотской природы христианина (Гал. 5:16), поэтому Дух ведет борьбу против нее (Гал. 5:17);

в) Дух Святой помогает христианину избавляться от дел плоти, которые неугодны Богу (Рим. 8:13);

г) Дух Святой Своей силой изменяет характер христианина (Гал. 5:22).

7. Дух Святой преобразует христианина в образ Христа:

а) цель Духа Святого - преобразить христианина в образ Христа от славы в славу (2 Кор. 3:18);

б) любовь, радость, мир, терпение, доброта, милосердие, вера, кротость, умение контролировать себя - все это плоды Духа (Гал. 5:22, 23);

в) вполне естественно, что Дух Святой производит такие плоды, ведь Он Дух Христов (Деян. 16:7; Рим. 8:9; Гал. 4:6; Фил. 1:19: 1 Пет. 1:11).

8. Дух Святой дает христианину силы:

а) Дух Святой дает христианину пользоваться Своей силой (Фил. 1:19);

б) Дух Святой поддерживает его (Деян. 9:31);

в) Он не перестает помогать в трудные времена (1 Пет. 4:14).

9. Дух Святой помогает христианину молиться:

а) Он помогает молиться всегда (Еф. 6:13);

б) Дух Святой поселяет любовь в сердце христианина и наполняет ею его молитвы о своих братьях и сестрах (Рим. 15:30);

в) Он поддерживает христианина в его "воздыханиях" - тех внутренних переживаниях, которые словами выразить невозможно. И так как Дух пребывает в человеке, то Он и доносит до Отца значение этих воздыханий (Рим. 8:26).

10. Дух Святой учит христианина, объясняя ему Писание:

а) Дух Святой проницает все: даже глубины Божьего естества (1 Кор. 2:10);

б) только Дух знает, кто такой Бог (1 Кор. 2:11);

в) Дух открывает христианину то, что без Него христианин никогда бы не узнал (1 Кор. 2:10);

г) Дух показывает христианину, что Бог по благодати Своей дарует ему (1 Кор. 2:12);

д) в первую очередь Дух свидетельствует о Христе (Ин. 15:26);

е) Дух вразумляет христианина (1 Кор. 2:14);

ж) Он ведет христианина к истине (Ин. 16:13);

з) Сегодня Дух Святой говорит с христианином через Писание (Евр. 3:7).

11. Дух Святой дает христианину силу для свидетельства:

а) Он дает силу свидетельствовать, чтобы исполнить заповедь Господа о благовестии (Мтф. 28:19; сравни Деян. 1:4, 8);

б) Он делает проповедь убедительной, наполняя ее духовной силой (1 Кор. 2:4).

12. Дух Святой ведет христианина:

а) Он ведет христианина по пути победы над грехом (Гал. 5:16);

б) Он ведет и направляет христианина в его служении Богу (Деян. 16:6, 7; Рим. 8:14);

в) Он производит нужное действие в нужное время (Лк. 2:27);

г) Он помогает нам в трудном вопросе принять правильное решение (Деян. 15:28).

13. Дух Святой дает христианину разные дары, чтобы тот мог служить Богу (Рим. 12:6-8):

а) Он дает христианину все необходимое, чтобы помочь построить Церковь Христа (Еф. 4:11-13);

б) Он дает нужный дар или дары для самых разных служений и форм деятельности (1 Кор. 12:4, 5, 6);

в) Он помогает христианину приносить пользу в Церкви (1 Кор. 12:7).

14. Дух Святой посылает христианину духовные благословения Евангелия:

а) Он наполняет сердце христианина любовью Божьей (Рим. 5:5);

б) Он посылает радость (Рим. 14:7; 1 Фес. 1:6);

в) Он наполняет христианина радостью надежды (Рим. 15:13; Гал. 5:5).

15. Бог оставил христианину Духа Святого в залог, то есть в качестве первого вклада, первой части того, что Бог обещает дать в будущем (2 Кор. 1:22):

а) Бог создал христианина для прекрасного и славного будущего (2 Кор. 4:16-5:5);

б) Дух возрождает христианина, чтобы он мог получить великое и прекрасное наследство, которое невозможно ни уничтожить, ни разрушить (1 Пет. 1:4; Еф. 1:14);

в) Дух - это залог того, что христианин получит свое наследство (Еф. 1:14).

16. Как христианин получает помощь Духа Святого:

а) христианин получает Духа Святого в ответ на молитву (Еф. 1:16, 17);

б) Бог посылает Духа во всей Его полноте просящим у Него (Лк. 11:13);

в) чем больше христианин слушается Бога, тем лучше он узнает Духа (Деян. 5:32);

г) христианин должен позволить Духу направлять его по жизни (Гал. 5:25).

XXV. ХРИСТИАНИН

Вопрос: кто такой христианин?

Ответ: христианин - это человек, который понял основы Благой вести Христа, поверил в Него, утвердился во Христе и обрел спасение в Нем.

1. Евангелие надо понять:

а) время, о котором говорили ветхозаветные пророки и которое ожидал народ Божий, пришло: Бог посетил и искупил Свой народ в Сыне Своем Иисусе Христе (Деян. 2:16-21);

б) это произошло, когда Бог вмешался в человеческую историю. Он послал Иисуса Христа, Мессию, Которого люди отвергли и убили и Которого на третий день Бог воскресил из мертвых (Деян. 2:32, 36);

в) Своей смертью и воскресением Христос победил грех и смерть. Он открыл Небесное Царство для всех верующих. Нет другого имени, в котором можно было бы найти спасение (Деян. 4:12);

г) факт воскресения и действие Духа Святого в Церкви доказывают, что в мире присутствует сила Божья (Рим. 1:4; Еф. 1:19, 20; Деян. 4:33);

д) это только начало Царства Божьего. Христос придет снова как Судья, и Божье Царство будет основано навсегда (Деян. 3:20, 21; 17:30, 31; 2 Фес. 1:7-10);

е) вот почему всем людям повсюду нужно покаяться и креститься во имя Мессии Иисуса, чтобы получить прощение грехов и дар Святого Духа (Деян. 2:38).

2. Чтобы понять Евангелие, человеку нужно осознать по крайней мере следующие истины:

а) Иисус - Христос, Мессия, Сын Божий (Ин. 20:31; Деян. 8:37);

б) Христос пришел в мир и умер на кресте, чтобы спасти грешников (1 Тим. 1:15);

в) воскресение Христа показало, что Он Сын Божий и что Бог Отец удовлетворен исполнением Его миссии (Рим. 1:4);

г) чтобы стать участником благословений, которые дает Христос (получить прощение, дар Святого Духа и наследовать Божье Царство), надо покаяться в грехах и открыто признать Христа Господом (Деян. 2:38);

д) христианин осознает свою греховность (Рим. 7:24);

е) христианин понимает, что обязан Христу, потому что Иисус выкупил его ценой Своей жизни (Мр. 10:45; Гал. 2:20; 1 Пет. 2:24).

3. Благословения, которые обещает Евангелие:

а) освобождение от осуждения (Ин. 3:18; Рим. 8:1);

б) оправдание (1 Кор. 6:11);

в) дар Святого Духа (1 Кор. 2:12);

г) Вечная жизнь (Ин. 3:16, 36);

д) примирение с Богом (2 Кор. 5:18-21);

е) принадлежность к народу Божьему (1 Пет. 2:9, 10);

ж) принадлежность к Божьему Царству (Кол. 1:13);

з) воскресение тела (1 Кор. 6:14);

и) вечное общение со Христом (Ин. 14:4; 1 Фес. 4:17).

4. Христианин - человек, который, после того как понял основы Евангелия, принял Христа:

а) слова "верить" и "принять" довольно близки по своему значению (Ин. 1:12; 1 Кор. 15:1, 2);

б) когда человек слышит призыв поверить в Иисуса Христа и спастись, Святой Дух Своей силой убеждает человека принять этот призыв (1 Кор. 2:1-5; 1 Фес. 1:5);

в) люди отвечают на призыв Божий поверить в Господа Иисуса Христа (Деян. 16:31, 34; 1 Кор. 1:9, 23, 24; Рим. 10:9);

г) принятие Христа и духовное рождение происходят по действию Святого Духа (Ин. 1:12, 13; 3:3, 7).

5. Христианин - это человек, который, постигнув основы Евангелия и приняв Христа, утвердился в Нем:

а) он понимает, что его выкупили и что он больше не принадлежит себе (1 Кор. 6:20; 7:23);

б) слово "утвердиться" говорит об уверенности: христианин знает, что имеет жизнь вечную (1 Ин. 5:13; сравни 1 Ин. 2:3, 5; 3:14; 4:13);

в) слово "утвердиться" подразумевает действие: в первую очередь человек принимает крещение (Деян. 2:38, 41; 1 Кор. 1:13) и своими устами исповедует Иисуса Господом (Рим. 10:9);

г) утвердившись во Христе, он видит, что похож на всех остальных людей, которые таким же образом приняли Благую весть (Деян. 2:41-47; 1 Кор. 1:2; 6:1, 2);

д) он понимает, что становится членом тела Христа, Церкви (1 Кор. 12:13, 27);

е) он понимает, что он принадлежит Богу, он посвящен Богу во Христе (1 Кор. 1:2; 6:11);

ж) он любит Господа Иисуса Христа и проявляет Свою любовь в повиновении (1 Кор. 16:22; Ин. 14:21);

з) он ожидает Христа (1 Кор. 1:7; 11:26; 16:22; 1 Фес. 1:10).

6. Христианин - это человек, который, постигнув основы Евангелия, приняв Христа и утвердившись в Нем, получил спасение во Христе:

а) поверив, христианин получил спасение - он был омыт, освящен и оправдан (1 Кор. 6:11). Он обогатился во Христе (1 Кор. 1:5), он понял, что крест - сила Божья (1 Кор. 1:18), Христос стал для него всем, в чем он нуждается (1 Кор. 1:30);

б) но и после того, как уверовал, христианин продолжает получать спасение: он призывает имя Господа (1 Кор. 1:2), он получает благодать Божью (1 Кор. 1:5; 15:10; 16:23), он все больше и больше обогащается во Христе (1 Кор. 1:5);

в) он освобожден от своего прежнего греховного состояния (1 Кор. 15:17), он освобожден от силы греха (Рим. 8:2; 1 Кор. 6:12; 8:9);

г) он знает, что такое сила Духа Святого, потому что она действует в его жизни (1 Кор. 6:19, 20; 12:7);

д) Христос хранит его (1 Кор. 1:8; 1 Пет. 1:5).

7. Что значит быть христианином:

а) одна вера в Бога не делает человека христианином (Иак. 2:19);

б) быть христианином не значит родиться в определенной стране или принадлежать к определенному народу (Ин. 1:13);

в) быть христианином не значит обладать религиозностью. Чтобы быть религиозным, человеку не нужно становится христианином (Рим. 10:2, 3);

г) быть христианином не значит стараться изо всех сил угодить Богу, совершая добрые поступки (Еф. 2:9);

д) христианин понимает, что значение имеет не та праведность, которой он достигает, исполняя закон, но подлинная праведность, которую он получает от Бога по вере во Христа (Фил. 3:9);

е) христианами стали называть последователей Христа (Деян. 11:26; 9:1);

ж) христианин не создает себя сам, его создает Бог (2 Кор. 5:17; Ин. 3:3, 7);

з) все библейские определения и описания христианина имеют одну общую черту: все они подразумевают личное общение со Христом (1 Кор. 1:9; 1 Ин. 1:3; Кол. 3:1);

и) христианин должен жить так, как того требует его имя "христианин" (1 Пет. 4:16);

к) если человек стал христианином, он хочет, чтобы христианами стали и все окружающие (Деян. 26:29; Рим. 10:1).

XXVI. ВОЗРОЖДЕНИЕ

Вопрос: что такое возрождение?

Ответ: это сверхъестественное действие Духа Святого, в результате которого мертвые по преступлениям и грехам становятся духовно живыми.

1. Возрождение изменяет состояние духовной смерти, в котором находится человек:

а) по своей природе люди мертвы по преступлениям и грехам (Еф. 2:1);

б) природа человека греховна (Рим. 8:3);

в) плотская природа человека, его плотские желания очень сильно влияют на жизнь человека (Рим. 8:4, 5);

г) жизнь человека находится под влиянием его плотской, падшей природы. Кроме того, человек враждует с Богом и не может угодить Ему (Рим. 8:7, 8);

д) для него духовные истины кажутся глупостью, он не может понять их своим невозрожденным умом (1 Кор. 2:14);

е) возрождение выводит человека из состояния духовной смерти (Еф. 2:1) - человек духовно оживает.

2. Человек сам не может справиться с тем состоянием духовной смерти, в котором он находится:

а) человек, которым управляет его падшая природа, Богу угодить не может (Ин. 3:6; Рим. 8:7, 8);

б) чтобы получить духовную жизнь, человеку мало совершить несколько хороших дел (Тит. 3:5);

в) человек так же может изменить свое духовное состояние, как он может изменить цвет своей кожи, и не более (Иер. 13:23).

3. Возрождение - это сверхъестественное действие Духа Святого:

а) сверхъестественное потому, что его совершает Сам всемогущий Бог. Вспомните, например, возрождение Павла (Деян. 9:1-9; 1 Кор. 15:8; Гал. 1:15, 16);

б) Дух Святой духовно оживотворяет людей (Еф. 2:1);

в) Он действует по воле Бога Отца (Ин. 1:13; 2 Кор. 5:18; Гал. 4:6; Тит. 3:5; Иак. 1:18);

г) Он действует, потому что Христос Своей смертью и воскресением спас нас (Тит. 3:6; 1 Пет. 1:2, 3);

д) сила, с которой Дух Святой возрождает человека, удивительна. Это созидательная сила (2 Кор. 4:6; 5:17);

е) Его действия подобны ветру: они также всевластны, таинственны, неподвластны человеку (Ин. 3:8);

ж) возрождение столь же поразительно, как рождение (Ин. 3:3) и воскресение (Еф. 2:5; Кол. 2:13);

з) непросвещенный разум человека не может понять, что такое возрождение, так как оно имеет сверхъестественный характер (Ин. 3:4).

4. Это действие Духа Святого описывается по-разному:

а) о нем говорится как о рождении (Ин. 3:3, 6, 7, 8; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23);

б) о нем говорится как об усыновлении: возрожденные люди становятся детьми Божьими (Ин. 1:12, 13; Рим. 8:15, 16);

в) о нем говорится как о новом творении (2 Кор. 5:17);

г) о нем говорится как об обновлении (Тит. 3:5);

д) о нем говорится как о переходе от смерти в жизнь (1 Ин. 3:14; 4:7).

5. Возрождение необходимо, чтобы попасть на небо:

а) если человек не родился свыше, он не может увидеть Царства Божьего (Ин. 3:3);

б) только возрожденный человек имеет "живую надежду" (1 Пет. 1:3).

6. Дух Святой использует различные методы, чтобы возродить человека:

а) слово истины - богодухновенное Писание - Его основной инструмент;

б) живое и неизменное Слово Божие - это нетленное семя, которое производит духовную жизнь силой Духа Святого (1 Пет. 1:23);

в) чаще всего, чтобы открыть Себя людям, Бог использует проповедь Евангелия (1 Пет. 1:25);

г) истинная проповедь Евангелия сопровождается жизнедающей силой Духа Святого (1 Кор. 2:2-5; 1 Фес. 1:5, 6);

д) Он использует людей, проповедующих Евангелие (1 Кор. 4:15; 2 Кор. 5:20).

7. Иногда можно увидеть, что Дух Святой возрождает человека, но чаще всего Его действия остаются незамеченными (Ин. 3:8):

а) часто свидетельство возрождения проявляется в том, что человек осознает свою греховность (Ин. 16:8-11; Деян. 2:37);

б) анализируя свое прошлое, возрожденный человек осознает, что Бог действовал в его жизни еще до того, как он начал это замечать (Гал. 1:11-16).

8. Человек возрожден, если у него есть спасительная вера в Иисуса Христа (Ин. 1:12, 13; 2 Фес. 2:13):

а) скорее, вера - это следствие возрождения, а не причина, потому что к вере во Христа человека приводит Дух Святой. Он открывает сердца людей, чтобы они могли внимать проповеди Евангелия (Деян. 16:14);

б) тем не менее вера и возрождение могут прийти приблизительно в одно и то же время (Деян. 2:37-41; 8:26-38).

9. Последствия возрождения в жизни человека:

а) самое важное последствие заключается в том, что Дух Святой заложил в человека новую жизнь: Дух Святой живет в душе человека, являясь основанием его новой жизни (Рим. 7:6; 8:9);

б) человек очищается, или освящается, Духом Святым (Тит. 3:5);

в) он духовно обновляется (Тит. 3:5), у него новая жизнь (Рим. 6:4);

г) у человека новое сердце - сердце, повинующееся Богу (Иез. 11:19, 20);

д) он уже новое творение - старое прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15);

е) новое творение видно по добрым делам в жизни, делам, угодным Богу (Еф. 2:10);

ж) Бог действует в человеке (Фил. 2:13; Евр. 13:21);

з) человек перестал быть рабом греха (Рим. 6:6);

и) он получает новую природу - природу божественную (2 Пет. 1:4), он создан по образу Божьему в праведности и святости (Еф. 4:24; Кол. 3:10; Рим. 8:29);

к) эта внутренняя природа человека каждый день обновляется (2 Кор. 4:16);

л) человек может понять духовное, так как обладает пониманием духовных истин - это следствие обновления жизни и природы человека (1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:6);

м) он жаждет постигать духовные истины (1 Пет. 2:1, 2);

н) его внутренний человек находит удовольствие в Законе Божьем (Рим. 7:22);

о) он знает Бога (Иер. 24:7; Кол. 3:10);

п) он ненавидит грех, потому что его новая природа не может грешить и противостоит греху (1 Ин. 3:9; 5:18 - обратите внимание, что глагол "грешит" стоит в настоящем времени, указывая на постоянное и привычное действие. Иоанн не говорит, что возрожденный человек никогда не грешит. Апостол имеет в виду, что возрожденный человек не может грешить постоянно и сознательно);

р) возрожденного человека Бог хранит от лукавого (1 Ин. 5:18) и представит пред Собой без вины (Фил. 1:6; Суд. 24);

c) вместе с остальными возрожденными он становится начатком, первым плодом, нового творения (Иак. 1:18) - Царства Божьего (Ин. 3:3);

т) благодаря воскресению Христа из мертвых, человек имеет живую надежду на жизнь и наследие на небесах (1 Пет. 1:3-5);

у) в своем первом послании Иоанн приводит три доказательства возрождения: возрожденный человек верит во Христа Иисуса (1 Ин. 5:1), поступает праведно, то есть совершает праведные дела (1 Ин. 2:29; 3:9; 5:18), и любит братьев-христиан (1 Ин. 4:7).

XXVII. ОБРАЩЕНИЕ

Вопрос: что такое обращение?

Ответ: обращение происходит, когда человек, покаявшись и поверив в Иисуса Христа, отворачивается от греха, чтобы служить живому и истинному Богу. Бог начинает здесь действовать первым а после того, как человек поймет евангельскую весть, Бог требует от него ответить на нее.

1. Обращение - искренний поворот к Богу:

а) это обращение всей жизни к живому Богу, нашему Создателю (Деян. 14:15);

б) обращаясь, мы признаем Бога так, как никогда раньше Его не признавали (Гал. 4:8, 9);

в) буквально слово "обращение" означает поворот от к: поворот от - это покаяние, поворот к - вера (1 Фес. 1:9);

г) чтобы получить благословения, обещанные Богом, мы должны обратиться искренне, от всего сердца (Втор. 4:29; Деян. 15:8).

2. Обращение необходимо и возможно для людей благодаря тому, что Христос сделал для них на кресте:

а) обращение надо грешникам (Пс. 50:15);

б) Бог послал Сына Своего в мир, чтобы грешники отвернулись от cвоих грехов (Лк. 24:46, 47; Деян. 3:26; 5:31).

3. Покаяние в грехах - это первая часть обращения:

а) покаяние приходит тогда, когда грешники узнают о путях Божьих (Пс. 50:15);

б) обращение сопровождается познанием Бога и Его требований (Иер. 24:7);

в) оно приходит, когда человек замечает огромную пропасть между путями Божьими и путями человеческими (Пс. 118:59);

г) обращение означает отказ от злых дел (Деян. 3:26);

д) оно означает отвращение от идолов (1 Фес. 1:9), от тщетного поклонения им и неправильного представления о Боге (Деян. 14:15);

е) оно означает поворот от мрака и силы сатаны (Деян. 26:18);

ж) оно означает конец блужданий вдали от Бога (1 Пет. 2:25);

з) покаяние - важная часть обращения (Деян. 3:19; 26:20).

4. Вера во Христа - это вторая часть обращения:

а) обращение происходит, когда Христос открывается человеку (Гал. 1:16);

б) обращение - это результат того, что человек встречается лицом к лицу со Христом (Деян. 9:5, 6);

в) обращение - это выражение веры во Христа (Деян. 11:21);

г) обращение означает признание Христа как Пастыря и Хранителя человеческой души (1 Пет. 2:25).

5. Обращение необходимо, чтобы войти в Небесное Царство:

а) пока мы не обратимся и не станем, как дети, мы не войдем в Царство Небесное (Мтф. 18:3);

б) только обращение дает те благословения, которые нам необходимы, чтобы войти в Царство Небесное:

1) прощение (Мр. 4:12; Деян. 3:19);

2) очищение сердца (Деян. 15:9);

3) избавление от грядущего гнева (1 Фес. 1:10);

4) место среди освященных по вере во Христа (Деян. 26:18).

6. Обращение отмечает начало христианской жизни человека:

а) обращенный человек - новое творение (2 Кор. 5:17);

б) во время обращения человек принимает Евангелие, утверждается в нем, спасается им и крепко его держится (1 Кор. 15:1, 2);

в) он получает прощение грехов (Деян. 26:18);

г) он получает дар Святого Духа (Деян. 15:8);

д) он начинает служить живому истинному Богу (1 Фес. 1:9);

е) он повинуется Богу (Втор. 30:2);

ж) он узнает, что Бог уже определил цель его жизни (Гал. 1:16);

з) принимая крещение, он свидетельствует о том, что произошло в его жизни (Деян. 2:38; 8:36-38; 9:18; 16:15; 16:33).

7. Инициатор обращения человека - Бог:

а) обращение - это действие Бога (Ин. 6:44; Деян. 11:18; 21:19; 2 Тим. 2:25);

б) оно есть результат Его действия внутри нас (Иер. 24:7; Деян. 8:29; 16:14; Фил. 1:6);

в) чтобы обратить людей, Бог иногда использует неблагоприятные обстоятельства в их жизни (Пс. 77:34);

г) обращение - это проявление Божьей благодати (Деян. 11:21, 23; Гал. 1:15);

д) обращение происходит по воле Бога, в соответствии с Его выбором (Деян. 9:3; 15:7; Гал. 1:15);

е) оно результат деятельности Бога Духа Святого (Деян. 10:44);

ж) обращение - это благословение от Бога (Деян. 3:26);

з) слава принадлежит Богу (Гал. 1:24).

8. Обращение - это тот ответ, который Бог требует от тех, кто слышит Евангелие:

а) обращение - это шаг, которого Бог ждет от нас, если Он возвращает нас к Себе (Ин. 12:40);

б) обращение - ответ человека на призыв Божий (Деян. 17:30);

в) обращение означает, что мы становимся как дети пред Богом: мы должны слушаться Его и исполнять все Его повеления, если собираемся войти в Его Царство (Мтф. 18:3).

9. Обращение - великое дело Божье. Бог использует Своих служителей для обращения людей:

а) обращение происходит после того, как человек услышит Евангелие и поверит в него (Деян.15:7);

б) чтобы обратить людей, Бог использует Своих посланников (Деян. 26:18);

в) проповедь играет важную роль в обращении: Бог использует проповедь, чтобы обратить к Себе людей (Лк. 1:16; Деян. 26:18);

г) обращение происходит после того, как человек принимает посланников Евангелия и их послание (1 Фес. 1:9);

д) человек может обратиться через свидетельство верующих о милости Божьей и спасении, которое Он дает (Пс. 50:15);

е) по Своей милости Христос использует верующих в Него людей, проповедуя через них покаяние и веру для того, чтобы обратить к Себе неверующих, (Деян. 11:21; Рим. 15:18; 1 Фес. 1:9).

10. Обращение - это повеление Бога:

а) Бог призывает людей покаяться и обратиться, чтобы загладились их грехи (Деян. 3:19);

б) Бог желает, чтобы люди услышали Его предупреждения и повиновались Ему, и поэтому откладывает Свой суд над миром (2 Пет. 3:8, 9).

XXVIII. ПОКАЯНИЕ

Вопрос: что такое покаяние?

Ответ: покаяние - это поворот от греха к Богу, который происходит в результате переосмысления человеком его отношения ко греху.

1. Необходимость покаяния:

а) Бог повелевает всем людям покаяться (Деян. 17:30);

б) если люди не покаются, то погибнут (Лк. 13:3, 5);

в) покаяние - это первый ответный шаг человека на Благую весть Иисуса Христа (Деян. 2:38);

г) покаяние - это первое условие, которое Бог ставит перед человеком, желающим Его найти (Зах. 1:3, 4; Деян. 20:21);

д) покаяние - условие очищения (Ис. 6:5);

е) покаяние - условие прощения (Лк. 24:47; Деян. 3:19; 26:18);

ж) покаяние - условие спасения (Деян. 16:18);

з) покаяние - условие вступления в Небесное Царство (Мтф. 4:17);

и) покаяние - условие вечной жизни (Деян. 11:18);

к) покаяние - условие, при котором можно избежать Божьего суда за грехи (Деян. 17:30, 31).

2. Покаяние - поворот от греха к Богу:

а) человек приходит к покаянию, когда его духовные глаза открываются и он понимает положение грешника перед Богом (Деян. 26:18);

б) покаяние неразрывно связано с обращением (Деян. 3:19; 26:20);

в) покаяние - обращение от мертвых дел (Евр. 6:1), обращение от худых путей (2 Пар. 7:14), обращение от беззаконий к истине Божьей (Дан. 9:13), это поворот от греха к Богу (Иез. 33:11);

г) покаяние включает осознание того, что грех - это неудачная попытка соблюсти уставы Божии (Мал. 3:7);

д) покаяние значит осознание того, как ужасно грех выглядит в глазах Божьих (Пс. 50:4), признание того, что сердце человека поражено грехом (3 Цар. 8:38);

е) чтобы покаяться, человек должен понимать, что он грешен (Деян. 2:37, 38);

ж) покаяние приносит человеку скорбь о своем грехе (Лк. 22:62; 2 Кор. 7:9, 10);

з) покаяние приносит такое чувство стыда (Ездр. 9:6-15; Иер. 31:19), что человек начинает презирать себя за свой грех (Иов. 42:6);

и) когда нечестивый оставляет свой путь и беззаконные свои помыслы, чтобы обратиться к Господу, и Бог сменяет гнев на милость, тогда происходит покаяние (Ис. 55:7). Покаяние происходит тогда, когда неправедный оставляет свой путь и свои мысли и возвращается к Господу в надежде, что Он смилостивится над ним (Ис. 55:7);

к) покаяние неизбежно означает полный разрыв с греховным прошлым (Лк. 9:23; 14:26, 33).

3. Характеристики истинного покаяния:

а) к сожалению, можно покаяться не по-настоящему - поведение Саула (1 Цар. 15:24-30) или Ахава (3 Цар. 21:27-29) тому яркий пример;

б) истинное покаяние происходит тогда, когда человек признает Бога своим Господом, Господином (Иер. 3:22);

в) истинное покаяние вызывает у человека скорбь о своем грехе (Иоил. 2:12; 2 Кор. 7:9);

г) человек осознанно и во всеуслышание говорит о нем (Ос. 14:2);

д) оно сопровождается исповеданием, отречением и посвящением (Ос. 14:1-3, 8);

е) настоящее покаяние - это чистосердечное покаяние (Иоил. 2:12, 13; Ос. 7:14);

ж) настоящее покаяние приводит к смирению (Иона 3:6; 2 Пар. 7:14; Иак. 4:9, 10);

з) покаяние - это дело Божье, Его дар (Деян. 11:18).

4. Поводы для покаяния:

а) Бог благ и милосерд, медлен на гнев, Его любовь непоколебима (Иоил. 2:13) - знание всего этого должно помочь грешнику раскаяться;

б) терпение Божье побуждает нас к покаянию (2 Пет. 3:9);

в) благость Божья ведет человека к покаянию (Рим. 2:4);

г) Бог призывает людей к покаянию (Ис. 30:15);

д) Бог никогда не пренебрегает покаянием человека (Ин. 3:9; Лк. 15:7, 10);

е) Христос пришел, чтобы призвать грешников к покаянию (Мтф. 9:13);

ж) Бог призывает человека к покаянию, потому что Христос умер на кресте, чтобы спасти грешников (Деян. 3:18, 19; 5:31);

з) покаяние - это первая стадия обращения, за ним наступает следующая стадия - вера в Господа Иисуса Христа (Деян. 20:21; Мр. 1:15).

5. Свидетельства покаяния:

а) истинное покаяние не приносит сожалений, оно ведет к спасению (2 Кор. 7:10);

б) покаяние должно полностью изменить поведение человека (Суд. 6:25-27; Лк. 19:8);

в) за покаянием следуют поступки, которые доказывают, что отношение человека ко греху резко изменилось (Иоил. 2:12; Деян. 26:20). Он возвращает долги, где это необходимо (Иез. 33:14, 15);

г) покаяние приносит соответствующий плод (Мтф. 3:8; Лк. 13:6-9).

XXIX. ВЕРА

Вопрос: что такое вера?

Ответ: вера - это и решительное действие, и образ жизни. Она начинается как решительное действие, когда человек понимает, что сам не может заслужить спасение, у него появляется твердая убежденность в том, что он получит обещанную Богом милость во Христе, и он искренно доверяется Ему. После этого вера становится спутницей его жизни.

1. Вера основывается на определенных фактах, о которых непрестанно говорили апостолы (1 Кор. 11:23; 15:1-3; 1 Фес. 2:13; 4:1, 2).

2. Эти факты легко установить:

а) Иисус - Христос, Сын Божий (Ин. 20:31; Деян. 9:20);

б) Он умер за наши грехи (1 Пет. 2:24);

в) Он был погребен и в третий день воскрес (1 Пет. 1:3; Рим. 4:25);

г) Его смерть и воскресение произошли в точности так, как было предсказано Богом в Ветхом Завете (1 Кор. 15:3, 4);

д) подвиг Христа позволил людям получить прощение и дар Святого Духа (Деян. 2:38, 39).

3. Эти факты следует принять (1 Кор. 15:1):

а) человек должен понять их (Деян. 17:2, 3; 18:4, 19);

б) он должен осмыслить их (Деян. 8:27; Лк. 24:45).

4. На основании этих фактов должно возникнуть убеждение (1 Кор. 15:1):

а) убеждение влечет за собой признание Христа Сыном Божьим (Мтф. 16:16; Деян. 8:37; Рим. 10:10);

б) человек должен верить, что Христос умер за наши грехи (Гал. 2:20; 1 Тим. 1:15);

в) человек должен верить в то, что Бог воскресил Христа из мертвых (Рим. 10:9);

г) такая вера, несмотря ни на что, приводит к доверию Господу Иисусу Христу (Деян. 16:31; Ин. 1:12; 3:16).

5. Убеждение, сформировавшееся на основании этих фактов, мы его называем верой (Иуда 3). Она состоит в том, что мы отказываемся от человеческих заслуг и дел как способа достижения спасения.

а) все внешние преимущества (расовые, социальные, религиозные) не имеют никакого значения для достижения спасения (Фил. 3:3-8);

б) человек также не может полагаться на свои добрые дела для достижения спасения (Тит. 3:5).

6. Когда человек приходит к вере во Христа, она становится для него образом жизни:

а) вера дает основание надеяться (Евр. 11:1);

б) вера дает человеку уверенность в невидимом (Евр. 11:1);

в) вера ведет человека (2 Кор. 5:7);

г) щит веры защищает христианина в жизненной битве (Еф. 6:16);

д) христианин подвизается добрым подвигом веры (1 Тим. 6:12).

7. Когда вера становится привычной спутницей, жизнь человека изменяется самым удивительным образом. Увидеть это нам поможет описание мужей веры (Евр. 11), которым еще не было открыто, что такое вера Евангелия:

а) вера побуждает человека отдавать все самое лучшее Богу - Авель (Евр. 11:4);

б) вера побуждает человека думать, что хождение с Богом - это самое главное в его жизни - Енох (Евр. 11:5);

в) вера побуждает человека заботиться о спасении его родных - Ной (Евр. 11:7);

г) вера делает человека послушным Богу, иногда даже побуждает повиноваться слепо, не рассуждая - Авраам, покидающий Харран (Евр. 11:8);

д) вера побуждает человека не привязываться к земному богатству, жить так, как будто он странник на земле - Авраам и его потомки (Евр. 11:9, 10, 13-16);

е) вера побуждает человека поверить в невозможное - Сарра (Евр. 11:11, 12);

ж) вера побуждает человека безоговорочно повиноваться Богу, всем Его повелениям - Авраам и Исаак (Евр. 11:17-19);

з) вера побуждает человека заботиться о духовном благополучии последующих поколений - Исаак, благословляющий Иакова и Исава (Евр. 11:20);

и) вера дает человеку уверенность перед лицом смерти - Иаков и Иосиф (Евр. 11:21, 22);

к) вера побуждает человека, после того как он узнает замыслы Божьи, помогать Богу осуществить их - родители Моисея (Евр. 11:23);

л) вера побуждает человека вести такой образ жизни, который очень сильно отличается от образа жизни мира - Моисей (Евр. 11:24, 25);

м) вера избавляет от страха перед людьми - Моисей, стоящий перед фараоном (Евр. 11:27);

н) вера приводит к действиям, которые объясняются послушанием Богу - Пасха (ветхозаветное событие, когда Ангел Господень прошел мимо домов, где косяки дверей были вымазаны кровью ягненка, и сохранил жизнь первенцам) и переход Красного моря (Евр. 11:28, 29);

о) вера приносит успех и победу - Иерихон (Евр. 11:30).

XXX. ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Вопрос: как мы приходим к спасительной вере во Христа?

Ответ: благодаря работе Духа Святого в нашем сердце, нам открывается Благая весть, которая, не взирая на наши заслуги, призывает нас выйти из-под власти тьмы и войти в царство возлюбленного Сына Божьего.

1. Когда мы узнаем о фактах, на которых основывается вера, Дух Святой дает нам твердую убежденность в том, что это истина:

а) Он дух истины (Ин. 16:13);

б) мы принимаем Слово Божье не как слово человеческое, но как слово Божье (1 Фес. 2:13).

2. Когда мы убеждаемся в истинности фактов, на которых основана вера, Дух Святой помогает нам применить эти факты к нашей жизни:

а) используя Закон Божий, Дух Святой открывает нам наши грехи (Гал. 3:21-24; Рим. 7:7);

б) и таким образом Он приводит нас, во-первых, к убеждению, что мы грешны, и, во-вторых, к покаянию (Ин. 16:8-11; Деян. 2:37, 38).

3. Обличив нас в нашем грехе, Дух Святой показывает нам, как от греха можно освободиться:

а) благая весть Иисуса и благословения Его смерти и воскресения вселяют в сердце человека твердую уверенность (1 Фес. 1:5);

б) Дух Святой прославляет Иисуса Христа перед грешником, потому что Он берет у Христа и дает грешнику (Ин. 16:14).

4. В результате этого вера утверждается не на мудрости человека, но на силе Божьей (1 Кор. 2:5):

а) вера заключается не в убедительных словах мудрости человеческой, но в силе Духа Святого (1 Кор. 2:4);

б) Господь прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:40, 41; сравни 2:47);

в) человек больше не принадлежит царству тьмы, но царству возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13).

5. Дух Святой работает в нашем сердце и приводит нас к вере во Христа вне зависимости от наших заслуг (Тит. 3:5; Рим. 4:5; Тит. 1:1; 2 Фес. 1:11).