Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


XLI. НАЗНАЧЕНИЕ И СУДЬБА ЦЕРКВИ

Вопрос: в чем предназначение Церкви? Что произойдет с ней в будущем?

Ответ: назначение Церкви - проповедовать Евангелие Христа и учить поверивших в него вплоть до того момента, когда возвратится Христос и Церковь предстанет пред Ним Невестой.

1. Назначение Церкви - проповедовать Евангелие Христа:

а) христиане должны возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет, свидетельствуя о тех изменениях, которые Евангелие совершило в их жизни (1 Пет. 2:9);

б) основное назначение Церкви - свидетельствовать об Иисусе Христе (Откр. 11:7; 12:11, 17);

в) с самого начала Господь Иисус Христос поставил перед Церковью задачу проповедовать покаяние и прощение грехов во Имя Его среди всех народов (Лк. 24:47; Мр. 16:15; Деян. 1:8).

2. Назначение Церкви - научить всех, поверивших в Евангелие:

а) поверившие должны быть крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мтф. 28:19);

б) верующих нужно научить соблюдать все заповеди Христа (Мтф. 28:20);

в) их надо предостерегать и давать им знания, которые хочет у них видеть Бог, чтобы представить всякого человека совершенным как члена Тела Христова, Церкви (Кол. 1:28).

3. Все закончится тем (и об этом всегда надо помнить), что Христос вернется и Церковь предстанет перед Ним Невестой:

а) жизнь Церкви может быть тяжелой, и ситуация, в которой она находится, может казаться совершенно безнадежной, но все это не имеет значения, потому что Церковь восторжествует, и силы ада не одолеют ее (Мтф. 16:18);

б) Христос любит Церковь. Он проявит эту любовь перед врагами Церкви (Откр. 3:9; сравни 2 Фес. 1:5-10);

в) когда Христос вернется, Церковь будет собрана со всех концов земли, и ни один из ее членов не будет забыт (Мтф. 24:31; Мр. 13:27; Лк. 21:28);

г) ее судьба - предстать пред Господом во славе (Еф. 5:27), предстать Его Невестой (2 Кор. 11:2; Откр. 21:2).

XLII. ЧЛЕНСТВО В ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ

Вопрос: зачем нужно принадлежать к поместной церкви?

Ответ: Новый Завет ясно говорит о том, что каждый христианин должен присоединиться к другим христианам, стать членом поместной церкви. Только таким образом в действиях можно выразить свое отношение к членам Церкви: быть с ними в общении, проявлять взаимовыручку, подчиняться церковной дисциплине, поддерживать духовное единство и приносить духовные жертвы, благоугодные Богу. И тогда Церковь будет выполнять свое назначение - провозглашать Евангелие и приобретать учеников в определенной местности.

1. Новый Завет показывает, что поместная церковь имеет очень большое значение в жизни христианина:

а) христианин не должен пренебрегать поместной церковью (1 Кор. 11:22);

б) в Новом Завете дан образец поведения в поместной церкви (1 Кор. 14:19, 28, 35); указания апостолов, в первую очередь, были адресованы церквам (1 Кор. 16:1);

в) так как в первом столетии все больше и больше людей через проповедь Евангелия обращалось к Богу, то они сразу же собирались в церкви (Деян. 13:1; 14:23; 15:41; 20:17; Откр. 1:11);

г) обычно христиане всегда назначали старейшин (Деян. 14:22, 23) - отсутствие старейшины усложняло жизнь поместной церкви (Тит. 1:5);

д) между христианами устанавливались настолько близкие взаимоотношения, что они назначали руководителей (Евр. 13:7), которые знали, что их задача - хранить христианскую общину (Деян. 20:28);

е) Новый Завет ясно говорит о том, что христиане, живущие в одной местности, должны постоянно общаться друг с другом, встречаясь вместе как собрание верующих (1 Кор. 1:2; 14:23; 2 Кор. 1:1; 1 Тим. 3:15);

ж) христиан призывают не пренебрегать встречами друг с другом (Евр. 10:25);

з) первые христиане настолько близко общались друг с другом, что могли поговорить о тех, которые "вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2:19);

и) христиане должны делать все возможное, чтобы построить поместную церковь (1 Кор. 14:12);

к) после обращения у Павла появилось бессознательное стремление присоединиться к христианам в Дамаске. Когда он прибыл в Иерусалим, то искал верующих и там (Деян. 9:19, 26).

2. Библейское описание вселенской Церкви - это заповедь, данная христианам, встречаться друг с другом в поместной церкви:

а) Христос, главный Пастырь, поставил Своих пастырей, под руководство которых собирается стадо Божье (Евр. 13:20; 1 Пет. 2:25; 5:2, 4);

б) члены Тела Христова - члены один другому, и поэтому они должны находиться в самом близком общении (1 Кор. 12:26, 27);

в) описание церкви как семьи по вере подразумевает близкие взаимоотношения ее членов (Гал. 6:10);

г) камень только тогда становится строением, когда он правильно соединяется с другими камнями: то же происходит и в христианской жизни (1 Пет. 2:4, 5).

3. Принадлежать к церкви - значит на практике относиться к другим членам церкви как к своим братьям и сестрам во Христе.

4. Принадлежность к церкви позволяет нам жить в общении:

а) человек принимает Духа Святого и, как следствие этого, желает жить в общении с другими христианами (Рим. 8:9; Фил. 2:1);

б) только в поместной церкви возможно постоянное общение (Деян. 2:42);

в) общение верующих должно быть близким настолько, чтобы они могли ободрять друг друга, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 3:13; 10:24).

5. Принадлежность к церкви дает нам возможность исполнять заповедь Христа - вспоминать о Его смерти, ее значении с помощью Вечери Господней:

а) исполнению этой заповеди отводится важное место в христианском общении (Деян. 2:42; 1 Кор. 10:16, 17);

б) в первый день недели христиане ранней церкви собирались для преломления хлеба, и это помогало им вспоминать о смерти Христа (Деян. 20:7);

в) христианам следует регулярно собираться в поместной церкви для участия в Вечере Господней (1 Кор. 11:23-34).

6. Принадлежность к церкви дает нам возможность познакомиться с братьями и сестрами по вере, чтобы заботиться друг о друге:

а) мы сможем приносить добро своим по вере только в случае, если, посещая собрания поместной церкви, будем знакомиться там с остальными верующими (Гал. 6:10);

б) христианская любовь находит свое практическое выражение в близком общении христиан друг с другом (Ин. 13:35);

в) с помощью членства в церкви мы можем укреплять друг друга (Лк. 22:32), помогать друг другу, исправлять грех (Гал. 6:1) и носить бремена друг друга (Гал. 6:2);

г) в поместной церкви стало возможным применение духовных даров ко взаимному благу (1 Кор. 24-28).

7. Принадлежность к церкви показывает, что мы подчиняемся семейной дисциплине вселенской Церкви: мы можем выразить это только одним способом - подчиниться дисциплине, установленной в поместной церкви.

а) Господь Иисус Христос учил, что поместная церковь необходима для поддержания дисциплины среди народа Божьего (Мтф. 18:15-20);

б) из Нового Завета ясно следует, что христиане, преданные поместной церкви, подчиняются внутрицерковной дисциплине (1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17; Евр. 13:17; 1 Пет. 5:1-5);

в) христиане должны находиться в таком общении, чтобы у них была возможность применить дисциплину к тем членам, которые бесчестят Христа (1 Кор. 5:2, 4, 12, 13).

8. Принадлежность к церкви - это практическое выражение духовного единства:

а) христиане исполнены стремления выразить единство, которое они имеют во Христе Иисусе (Гал. 3:28);

б) нужно использовать всякую возможность, чтобы укреплять узами любви единство, дарованное нам Духом (Еф. 4:2, 3);

в) христиане живут единой жизнью во Христе, и это приводит к совместной заботе об их единстве (Фил. 2:1, 2).

9. Принадлежность к церкви дает нам возможность регулярно приносить духовные жертвы, угодные Богу:

а) приходя в поместную церковь, христиане совместно молятся и прославляют Бога (Евр. 13:15; Деян. 2:42, 47; 12:5, 12);

б) так как христиане являются членами поместной церкви, они знают нужды друг друга, поэтому могут помогать один другому и делиться тем, что имеют (Евр. 13:16);

в) также вместе они могут помочь материально делу Церкви Христа (1 Кор. 16:2; Фил. 4:14-19).

10. Это инструмент, который Бог использует, чтобы провозглашать Евангелие Христа в том районе, где находится поместная церковь:

а) свидетельство жизни поместной церкви должно оказывать сильное влияние на благовестие. Так Господь прилагает спасаемых к Своему народу (Деян. 2:42-47);

б) поместная церковь - средство провозглашения Слова Господня в определенной местности (1 Фес. 1:1, 8).

11. Бог создал поместную церковь, чтобы учить верующих:

а) христиане должны быть научены всему, что наш Господь Иисус повелел исполнять и соблюдать (Мтф. 28:19). Для этой цели Бог поставил пасторов и учителей в поместной церкви, которые питают и укрепляют христиан Словом Божьим (Деян. 20:28; Еф. 4:12, 15, 16; 1 Пет. 2:2; 5:2);

б) самой важной частью работы пресвитера является служение Словом Божьим (1 Тим. 5:17; 1 Пет. 5:2);

в) христиане должны поддерживать материально тех, кто отдал себя проповеди и учению (Гал. 6:6; 1 Тим. 5:17, 18);

г) поместная церковь, наученная доверять Господу, - единственное средство, которое Бог использует, чтобы сохранить чистое учение и истинную проповедь Евангелия (2 Тим. 2:2).

XLIII. ДЬЯВОЛ

Вопрос: что мы знаем о дьяволе?

Ответ: дьявол - злейший враг Бога и человека, противник всего доброго и покровитель всего злого. Смерть и воскресение Христа уже повергли его, и это поражение станет явным и окончательным для всех при конце века сего.

1. История дьявола:

а) он один из падших ангелов, превознесшийся над остальными в чине и силе (Иуда 6; 2 Пет. 2:4);

б) он отверг истину, которая ему была открыта (Ин. 8:44);

в) он, как звезда, упавшая с неба на землю (Откр. 9:1);

г) вероятно, он согрешил из-за своей гордости (1 Тим. 3:6);

д) с того времени, как дьявол впервые восстал против Бога, он непрестанно грешит (2 Пет. 2:4; 1 Ин. 3:8).

2. У него много имен:

а) его называют сатаной (Мтф. 16:23; Лк. 22:31; Откр. 12:9; 20:2);

б) он - лукавый (1 Ин. 2:13, 14; 3:12; 5:18);

в) он - князь, господствующий в воздухе (Еф. 2:2);

г) князь бесовский (Мтф. 9:34; 12:24);

д) его называют богом века этого (2 Кор. 4:4);

е) его называют Веельзевулом (Мтф. 12:24; Лк. 11:15, 18, 19);

ж) он - искуситель (Мтф. 4:3; 1 Фес. 3:5);

з) его называют древним змием (Откр. 12:9);

и) его называют драконом (Откр. 12:3, 4, 7, 9, 13, 16, 17; 20:2).

3. Сила дьявола:

а) он обладает великой силой. Он показал Христу все царства мира в одно мгновение (Мтф. 4:8; Лк. 4:5);

б) каждый, кто живет без Христа и не познал рождения свыше, находится под властью дьявола и его сторонников (Еф. 6:12; 1 Ин. 5:19). Быть вне Церкви Христа - значит принадлежать сатане (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20);

в) весь мир находится под его властью (1 Ин. 5:19),потому что сатана - князь этого мира (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; 2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; 6:12);

г) дьявол - отец людей, а они его дети (Ин. 8:44; 1 Ин. 3:10);

д) быть под его властью - значит быть в тюрьме, быть духовно слепыми, находиться в духовой тьме и под осуждением Бога (Деян. 26:18);

е) его сравнивают с сильным человеком, в доме которого находятся люди. Они - его имущество. Чтобы расхитить дом, вначале надо связать сильного (Мтф. 12:29; Мр. 3:27; Лк. 11:21, 22);

ж) он обладает такой силой, что Христос молился о Своих учениках, желая сохранить их от дьявола (Ин. 17:15).

4. Некоторые из характеристик дьявола:

а) он враг праведности, исполненный коварства и злодейства. Его действия направлены на то, чтобы уводить людей с прямых путей Господних (Деян. 13:10);

б) он - лукавый (Мтф. 6:13; Ин. 17:15; 1 Ин. 2:13, 14; 3:12; 5:18, 19);

в) он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Он не имеет никакого отношения к правде, так как в нем нет никакой правды;

г) он коварен и хитер (Быт. 3:1; 2 Кор. 11:3, 4; Еф. 6:11);

д) он горд и самонадеян (1 Тим. 3:6; Иов. 1:6; Мр. 4:5, 6);

е) он зловредный: строит козни и ложные обвинения (Иов. 1:6-12; 2:4; Зах. 3:1; Откр. 12:9-11);

ж) он лют и жесток (Лк. 8:29; 9:39, 42). Он ходит вокруг, как рыкающий лев (1 Пет. 5:8);

з) он убийца (Ин. 8:44; 1 Ин. 3:12);

и) он действует постоянно (Откр. 12:10).

5. О его действии в общем:

а) грех типичен для его действий (1 Ин. 3:8). Он был автором и организатором грехопадения (Быт. 3:1, 6, 14, 24);

б) он активно и непрестанно творит зло (Иов. 1:7; 2:2);

в) он принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14), так же поступают и его служители (2 Кор. 11:15);

г) он создает ложные учения (1 Тим. 5:15). Всякое действие против христиан есть результат его деятельности (2 Фес. 2:9);

д) он поощряет людей ко лжи (2 Фес. 2:10; Откр. 3:9);

е) он придумывает ложные знамения, чудеса, обманывая людей (2 Фес. 2:10; Откр. 16:14);

ж) чтобы достичь своих грешных целей, он злоупотребляет Писанием (Мтф. 4:6);

з) так как люди полагаются более на человеческую, а не на божественную мудрость, то они, сами того не осознавая, могут стать служителями дьявола (Мтф. 16:23; Мр. 8:33). Дьявол вложил в сердце Иуде Искариоту мысль предать Иисуса (Ин. 13:2);

и) он противодействует действиям Бога (Зах. 3:1; Мтф. 13:39; 1 Фес. 2:18), особенно проповеди Евангелия (Мтф. 13:19; 2 Кор. 4:4; Мр. 4:15; Лк. 8:12).

6. Его нападки на христиан:

а) он воюет против каждого, кто хранит Божьи заповеди и свидетельствует об Иисусе Христе (Лк. 22:31; 1 Пет. 5:8, 9; Откр. 12:17);

б) он всегда ищет возможность причинить христианину вред (Еф. 6:11; 1 Тим. 3:7; Иак. 4:7; Откр. 12:10);

в) он ищет возможность перехитрить верующих (2 Кор. 2:11). Он говорит об удовольствиях греха, но не о его последствиях (Быт. 3:4); вместо правды он говорит полуправду (Быт. 3:5);

г) любыми средствами он пытается искусить верующих, посылает одно искушение за другим (Мтф. 4:1-10; Мр. 1:13; Лк. 4:2, 13);

д) часто, искушая, он внушает низменное страстное желание (Быт. 3:1; Мтф. 4:2, 3; Лк. 4:2, 3; 1 Кор. 7:5);

е) он искушает христиан использовать духовные силы в эгоистичных целях (Мтф. 4:3; Лк. 4:3) и злоупотреблять Божьей заботой (Мтф. 4:5, 6; Лк. 4:9-11);

ж) он сеет сомнения, заставляя людей идти на компромисс (Быт. 3:1, 4; Мтф. 4:8, 9; Лк. 4:5, 6, 7);

з) он вредит христианам, пользуясь их невоздержанием (1 Кор. 7:5);

и) он очаровывает христиан, чтобы они перестали взирать на Христа распятого (2 Кор. 11:14; Гал. 3:1);

к) он поощряет зло в верующих, он даже может помочь солгать Духу Святому (Деян. 5:3);

л) он внушает стремление преследовать и гнать христиан (Откр. 2:10, 13).

7. Христос победил дьявола на кресте:

а) дьявол не имеет силы над Христом (Ин. 14:30); его сила и власть меньше силы и власти Христа (Мр. 3:7; Лк. 11:19, 20, 21, 22);

б) Христос облекся в плоть и кровь, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, дьявола (Евр. 2:14; 1 Ин. 3:8);

в) на кресте борьба Христа с дьяволом достигла кульминационного момента. Христос обезоружил дьявола, забрал всю его силу и публично объявил об этом Своим воскресением, торжествуя победу над силами зла (Ин. 12:31; 16:11; Евр. 2:14; Кол. 2:15; 1 Ин. 3:8);

г) до тех пор пока Христос принимает участие в борьбе, дьявол - побежденный враг (Лк. 10:18);

д) народу Христа принадлежит Его победа над дьяволом (Рим. 16:20).

8. Ограниченность дьявола:

а) его сила была дана ему Богом, а поэтому может быть Им и отобрана (Лк. 4:6). Дьявол знает, что его время коротко (Откр. 12:12);

б) он ограничен в своем праве испытывать и искушать христиан (Иов. 1:1-12; 2:1-6; Лк. 22:31; 2 Кор. 10:13; Откр. 20:2, 7);

в) Отец силен хранить от лукавого тех, кого Он дал Своему Сыну (Ин. 17:15);

г) Бог может использовать действия дьявола для исполнения некоторых добрых намерений (1 Кор. 5:5; 2 Кор. 12:7).

9. Конец дьявола:

а) он потерпит полное поражение в последний день. Его окончательное осуждение и наказание несомненно произойдет в последний, судный день (Иуда 6; Откр. 20:10);

б) Бог его сокрушит (Рим. 16:20);

в) вечный огонь уготован дьяволу и его силам в день страшного суда (Мтф. 25:41).

10. Пока это время не наступило, христиане должны побеждать дьявола:

а) христианам нужно обращать внимание на замыслы дьявола (2 Кор. 2:11);

б) чтобы избавиться от дьявола, христиане нуждаются в защите Христа (Лк. 22:31);

в) дьявол побежден кровью Агнца и словом христианского свидетельства (Откр. 12:11);

г) Когда христиане сопротивляются дьяволу, он убегает от них (Иак. 4:7);

д) чтобы противостать дьявольским козням, христианину достаточно иметь духовное снаряжение, данное ему Богом (Еф. 6:11). Невозможно победить христианина, который пользуется таким снаряжением (Еф. 6:13).

XLIV. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

Вопрос: придет ли еще Христос?

Ответ: Он придет опять, как и обещал, в неизвестное нам время; придет таким же образом, каким видели Его возвращение на небо.

1. В Библии ясно говорится о втором пришествии Христа:

а) Сам Господь Иисус Христос обещал: "...приду опять..." (Ин. 14:3; Мтф. 25:31);

б) второе пришествие Христа обещано пророками Ветхого Завета (Дан. 7:13; Зах. 14:5);

в) апостолы свидетельствовали о втором пришествии Христа (Деян. 3:20);

г) Петр возвещал о том, что Христос будет явлен (1 Пет. 1:13);

д) Иоанн объявлял, что Христос появится и христиане увидят Его (1 Ин. 3:2);

е) Павел настойчиво проповедовал о грядущем явлении нашего Господа Иисуса Христа (1 Тим. 6:14);

ж) Вечеря Господня - постоянное напоминание о втором пришествии Христа, ведь она временна, ее следует совершать "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26);

з) первые христиане пользовались в качестве приветствия словом "маранафа", что значит "Господь наш грядет" (1 Кор. 16:22).

2. В Библии указаны признаки второго пришествия Христа:

а) второму пришествию Христа будут предшествовать природные катаклизмы и бедствия среди народов (Лк. 21:25);

б) будут знамения в солнце и луне, и звездах (Лк. 21:25; Мтф. 24:29);

в) перед вторым пришествием появятся страх и озабоченность грядущими событиями: люди будут умирать от страха и ожидания бедствий, которые постигнут мир (Лк. 21:26);

г) перед вторым пришествием появится много антихристов (1 Ин. 2:18);

д) многие отступят от веры, будет возрастать лжеучение (1 Тим. 4:1-3).

3. Точное время второго пришествия Христа неизвестно:

а) человек, естественно, стремится узнать время всего (Мр. 13:4);

б) но никто, кроме Бога Отца, не знает ни дня, ни часа, когда Христос придет (Мр. 13:32; Мтф. 24:36);

в) не наше дело знать точное время (Деян. 1:6, 7);

г) в назначенный час Отец пошлет Сына (Деян. 3:20, 21);

д) пришествие Христа произойдет неожиданно (Мтф. 24:44; Лк. 12:40), в мгновение ока (1 Кор. 15:51-52);

е) Его пришествие будет внезапным (Мр. 13:36), как молния (Мтф. 24:27), он придет, как вор ночью (1 Фес. 5:2; 2 Пет. 3:10; Откр. 16:15);

ж) мир будет совершенно не подготовлен ко второму пришествию Христа, как он не был подготовлен к потопу (Мтф. 24:38);

з) Господь не медлит прийти (Евр. 10:37). Единственная причина, по которой явление Христа все еще не произошло, - Его долготерпение, так как Он не желает, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9);

и) пришествие Господа Иисуса приближается с каждым днем (Евр. 10:25);

к) Его пришествие будет вскоре (Откр. 22:7, 12, 20);

л) к пришествию Господа нужно относиться так, как будто оно вот-вот наступит (Рим. 13:12; Фил. 4:5; 1 Пет. 4:7).

4. Мы кое-что знаем о том, каким образом придет Христос:

а) Он придет таким же образом, каким Он поднялся на небо (Деян. 1:9, 11);

б) Он придет с небес (Деян. 3:21; Фил. 3:20; 1 Фес. 1:10; 4:16);

в) Он придет так, что Его можно будет увидеть (Мтф. 24:30; Мр. 13:26; 14:62; 1 Ин. 3:2; Откр. 1:7);

г) Он придет открыто (Мтф. 24:27), Сам Христос спустится с небес (Деян. 1:11). Его пришествие означает, что Он вернется после отсутствия (Ин. 14:2, 3);

д) Он придет на облаках небесных с силой и славой великой (Мтф. 24:30; 26:64; Откр. 1:7), во славе Отца Своего (Мтф. 16:27);

е) Он придет с ангелами Своими (Мтф. 16:27; 25:31; Мр. 8:38; 2 Фес. 1:7) и со всеми святыми в пламенеющем огне (1 Фес. 3:13; 2 Фес. 1:8).

5. Второе пришествие Христа должно постоянно влиять на характер и поведение христианина:

а) мы должны надеяться только на благодать, которую получим, когда придет Господь Иисус Христос (1 Пет. 1:13);

б) мы должны ожидать, когда увидим Господа Иисуса Христа (1 Пет. 1:7);

в) мы должны возлюбить Его явление (2 Тим. 4:8; Фил. 3:20; Тит. 2:13), ожидая его (1 Кор. 1:7; 1 Фес. 1:10) и молясь о нем (Откр. 22:20);

г) эта надежда помогает нам быть благочестивыми (1 Фес. 3:13; 2 Пет. 3:11, 12; 1 Ин. 3:3);

д) мы должны всегда помнить о втором пришествии, и это будет влиять на наше поведение, упорядочивать его (1 Пет. 4:7-11);

е) мы должны использовать время, пока Господь ждет, чтобы проповедовать Евангелие ко спасению людей (2 Пет. 3:15), и тем самым мы приблизим пришествие Господа (2 Пет. 3:12);

ж) нам следует быть готовыми к приходу Господа Иисуса (Мтф. 24:42; 25:6; Мр. 13:33, 35-37; Лк. 12:40; 21:36);

з) мы всегда должны жить и действовать, помня, что время коротко (1 Кор. 7:29);

и) мы нуждаемся в постоянном напоминании о пришествии Христа (Откр. 22:7, 12, 20).

6. Для неверующих второе пришествие Христа - повод для насмешек:

а) неверующие часто смеются, когда им говорят, что Христос придет (2 Пет. 3:3, 4);

б) люди, которые предпочитают поступать в угоду своим похотям, смеются над обещанием Христа вернуться. Таким образом, они сознательно отвергают Слово Божье (2 Пет. 3:3-7);

в) второе пришествие Господа застигнет таких людей врасплох (Мтф. 24:37-39; 1 Фес. 5:2; 2 Пет. 3:10).

XLV. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ХРИСТА

Вопрос: что случится, когда вернется Христос?

Ответ: будет явлена слава Христа, произойдет воскрешение мертвых и преображение всех верующих. Последует суд, где людей окончательно разделят на тех, кто со Христом, и на тех, кто понесет вечное наказание, будет уничтожен и изгнан от присутствия Господа. Всему придет конец, и Отец прославится над всем.

1. Мы увидим славу Христа:

а) второе пришествие - это событие, когда откроется слава Христа (Мтф. 25:31);

б) каждый увидит Его (Мр. 13:26; Откр. 1:7);

в) Его увидят сидящим одесную силы и грядущим на облаках небесных (Мр. 14:62);

г) Его слава будет открыта миру (1 Пет. 4:13);

д) народ прославит Его, и все верующие Ему поклонятся (2 Фес. 1:10).

2. Произойдет воскрешение из мертвых и преображение всех верующих:

а) благодать Христа будет открыта верующим особым образом, так, как они не знали ее раньше (1 Пет. 1:13);

б) будет явлена полнота христианского спасения (Евр. 9:28; 1 Пет. 1:5);

в) воскресение мертвых станет самым важным проявлением этой полноты (1 Кор. 15:23, 51-54);

г) христиане станут подобными Христу (1 Ин. 3:2): во время Своего пришествия Господь Иисус Христос преобразит наши уничиженные тела, сделает их похожими на Свое славное тело силой, которой Он действует и покоряет Себе все (Фил. 3:21).

3. После воскресения мертвых верующие будут собраны вместе:

а) во время Своего пришествия Христос соберет всех верующих (Мтф. 24:31 1 Фес. 2:19; 3:13; 4:15-17; 5:23; 1 Ин. 2:28);

б) Христос пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от края земли до края неба (Мр. 13:27);

в) Христос соберет Себе Свой народ (2 Фес. 2:1) - тех, кто умер до Его пришествия, и тех, кто в это время будет жить на земле (1 Фес. 4:16, 17; Ин. 14:2, 3);

г) собрание народа будет подобно сбору урожая (Откр. 14:14-16).

4. Затем будет суд:

а) все люди без исключения признают Христа Господом (Фил. 2:9-11) и, следовательно, верховным судьей (Деян. 17:31);

б) второе пришествие станет днем расплаты (Лк. 12:40-48);

в) Христос постыдится тех, кто в этом развращенном и грешном мире постыдился Его и Его слов (Мр. 8:38);

г) Христос придет и осветит скрытое во мраке, раскроет все сердечные намерения (1 Кор. 4:5);

д) Его пришествие принесет некоторым людям горе, потому что Он придет судить мир (Откр. 1:7);

е) Когда Господь придет, христиане дадут Ему отчет в своих делах (1 Фес. 2:19). Этот отчет не приведет к осуждению, которое они заслужили своими грехами (Рим. 5:1; 8:1). Они получат награду за свою верность Христу (1 Кор. 3:8, 14).

5. После суда люди навсегда будут разделены:

а) люди, не познавшие Бога и не покорившиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, подвергнутся наказанию, вечной погибели, изгнанию от лица Господа и славы могущества Его (2 Фес. 1:8, 9);

б) ангелы Божии произведут Божий суд над неверующими (Откр. 14:17-20);

в) верующие вступят в вечную жизнь, обретут вечную радость Божьего присутствия (2 Фес. 1:10; 1 Фес. 4:17);

г) Христос возьмет верующих к Себе, чтобы они находились вместе с Ним (Ин. 14:2, 3).

6. Затем придет конец тому миру, который мы видим вокруг себя:

а) пришествие Господа возвестит конец всему на этой земле (2 Пет. 3:7, 10, 11, 12, 13);

б) небеса с шумом исчезнут; стихии, разгоревшись, разрушатся; земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10);

в) после исчезновения этого мира появятся новое небо и новая земля, на которой обитает правда (2 Пет. 3:13).

7. Бог Отец прославится во всем, что произойдет:

а) исполнится все, о чем говорил Бог устами всех Своих святых пророков (Деян. 3:21);

б) когда все люди вынуждены будут исповедать Христа Господом, наступит великий момент - прославление Бога Отца (Фил. 2:11);

в) после упразднения всякой власти и силы наступит конец всему, что связано с пришествием Христа, тогда Христос передаст Царство Богу Отцу (1 Кор. 15:24);

г) когда все покорится Христу, тогда и Сам Он покорится Покорившему все Ему (1 Кор. 15:28).

XLVI. СУД

Вопрос: что произойдет во время суда?

Ответ: Христос - Судья, и все предстанут перед Ним. Совершенное правосудие Бога и несомненная вина всех людей будут очевидны без всяких споров. Оправданные по вере во Христа освободятся от вины за грех и получат награду, соответствующую их верности; неверующие же будут окончательно осуждены.

1. Время суда:

а) наш Господь Иисус Христос говорил о суде, который произойдет в будущем (Мтф. 12:41);

б) после смерти людей обязательно наступает суд (Евр. 9:27);

в) Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную с помощью назначенного Им Мужа. Бог подтвердил это, воскресив Его из мертвых (Деян. 17:31; Рим. 2:16);

г) суд произойдет, когда придет Господь Иисус Христос (Мтф. 25:31; 2 Тим. 4:1; 2 Пет. 3:7);

д) суд состоится после воскресения мертвых (Ин. 5:28, 29);

е) Бог обещал, что после дня суда все будет уничтожено в огне: сгорят и земля, и небеса (2 Пет. 3:7).

2. Христос будет Судьей:

а) Бог Отец не судит никого (Ин. 5:22), но дал власть Сыну производить суд над людьми (Ин. 5:22, 27);

б) Бог поставил Господа Иисуса Христа судить мертвых и живых (Деян. 10:42; 2 Тим. 4:1);

в) Христос будет отделять пшеницу от соломы (Мтф. 3:12; Лк. 3:17), овец от козлов (Мтф. 25:32, 33);

г) таким образом, Христос придет второй раз как Судья (Мтф. 25:31-46).

3. Все предстанут перед судом:

а) Ветхий Завет говорит о том, что Бог будет судить праведных и нечестивых, потому что Он назначил время для всякой вещи и всякого дела (Еккл. 3:17);

б) суд будет вершиться над всеми народами (Мтф. 25:32; Иоил. 3:12);

в) все люди придут на суд (Евр. 9:27): и ничего не значившие в этой жизни, и великие (Откр. 20:12), и живые, и мертвые (2 Тим. 4:1; 1 Пет. 4:5);

г) все мы предстанем перед судом Бога, и каждый получит наказание или награду соответственно вере и делам (Рим. 14:10, 12; 2 Кор. 5:10);

д) во время суда будут осуждены и падшие ангелы (2 Пет. 2:4; Иуда 6).

4. Тогда проявится совершенное правосудие Божье:

а) суд сравнивается с жатвой. Там не будет сомнения в том, кто есть солома, а кто пшеница (Иоил. 3:13; Мтф. 3:12; Лк. 3:17);

б) откроется справедливый суд Божий (Рим. 2:5; 3:4-6), Господь будет судить праведно (Пс. 97:9; Деян. 17:31);

в) Божий суд точен, каждому воздается по заслугам (Авд. 15), по путям и делам каждого (Ос. 12:2), в соответствии с совершенными записями Божьими (Дан. 7:10; Откр. 20:12);

г) на суде будут учитываться возможности людей: от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48);

д) каждый человек будет судим отдельно (Мтф. 25:42-45);

е) Бог воздаст каждому по заслугам (Рим. 2:6);

ж) те, у кого не было возможности узнать закон, данный Моисею, или Евангелие, будут судимы соответственно закону совести (Рим. 2:12, 14, 15);

з) все, кто имел закон Моисеев, будут судимы по этому закону (Рим. 2:12);

и) все возможности покаяться и поверить, которые люди упустили, увеличат их наказание (Мтф. 11:20-24; Лк. 11:31, 32);

к) если человек, получив познание истины, сознательно согрешил, то его ждет самое суровое наказание (Евр. 10:26);

л) хотя сейчас мы не можем получить ответы на все наши вопросы, но мы знаем одно: Судья всей земли поступит праведно (Быт. 18:25).

5. Каждый поймет свою вину:

а) будет дан отчет за всякое сказанное слово (Мтф. 12:36);

б) все тайное, включая помышления сердца, будет рассматриваться на суде (Еккл. 12:14; 1 Кор. 4:5);

в) будут судимы поступки (Еккл. 11:9; 12:14; Откр. 20:13), и злые дела людей обратятся на их голову (Авд. 15, 16);

г) после суда станет ясно, что никто не заслуживает жить (Пс. 129:3), ни один живущий человек сам по себе не обладает праведностью перед Богом (Пс. 142:2);

д) все будут признаны виновными: те, которые, не имея закона, ушли с пути света, открытого в природе (Рим. 1:21), и те, которые, имея закон, не смогли исполнить его (Гал. 3:10-12);

е) никто не сможет ничего сказать в свою защиту, всякое оправдание замрет на устах человека (Рим. 3:19);

ж) слово Христа будет свидетельствовать против тех, кто отвергнул Господа и не принял Его слов (Ин. 12:48);

з) суд - это страшная перспектива (Евр. 10:27);

и) первая ступень суда - отделение тех, кто принял Божий путь спасения, от тех, кто решил заработать спасение собственными усилиями (Мтф. 25:31-33);

к) те, чьи имена записаны в книге жизни, избегут на суде наказания за грех (Лк. 10:20; Фил. 4:3; Откр. 20:12; 21:27), потому что, не полагаясь на собственную праведность (Ис. 64:6), через веру во Христа они стали во Христе праведными перед Богом (2 Кор. 5:21).

6. Оправданные по вере будут освобождены от вины за грех:

а) окончательный приговор будет вынесен в соответствии с делами и верой во Христа (Откр. 20:13-15);

б) те, кто оправдан по вере в Господа Иисуса Христа, осуждены не будут (Рим. 5:1; 8:1);

в) христиане знают, что день, когда Христос будет судить людей, обязательно настанет (1 Ин. 4:7; Ин. 5:25), они не постыдятся во время Его пришествия (1 Ин. 2:28);

г) Христос открыто примет христиан в присутствии Отца (Мтф. 25:34-40; Откр. 3:5), представит их невиновными (1 Кор. 1:8; 1 Фес. 3:13) и объявит их свободными от греха (Рим. 8:1, 33, 34);

д) таким образом, личные взаимоотношения с Господом Иисусом Христом освобождают от суда (Мтф. 10:32, 33; Мр. 8:38; Евр. 10:29);

е) только через Иисуса Христа можно спастись от заслуженного человеком суда за грех (1 Фес. 5:9, 10);

ж) став невиновными, христиане вместе со Христом будут судить мир (1 Кор. 6:2, сравни Мтф. 19:28; Лк. 22:28; Дан. 7:22; Откр. 20:4).

7. Те, кто не признал Бога и отказался повиноваться Евангелию нашего Господа Иисуса Христа, будут осуждены:

а) учение о вечном осуждении - начало Евангелия (Евр. 6:2; Деян. 24:25);

б) дети лукавого будут раскрыты, и их судьба станет известной (Мтф. 13:24-30, 36-43, 47-50);

в) суд станет ужасным событием для тех, кто отвергнул Господа Иисуса Христа (Откр. 1:7; 2 Фес. 1:8, 9);

г) люди, которые не покорились истине, но предались неправде, узнают, что такое Божий гнев, и подвергнутся вечному осуждению (Рим. 2:8; Иуда 15; Откр. 20:15);

д) наказание грешников будет полным и окончательным (Мтф. 13:40-42; 25:46);

е) никто не может избежать суда (Мтф. 3:12; Лк. 3:17; Ам. 9:1-4).

8. Христос наградит христиан:

а) тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Христос даст жизнь вечную (Рим. 2:7; Иуда 24; Откр. 20:12, 15);

б) он придет как праведный Судья и будет судить Свой народ по закону Евангелия - закону свободы (Иак. 2:12), чтобы наградить верующих за их верность (2 Тим. 4:8, Иак. 1:12; Лк. 19:17, 19);

в) служение каждого христианина будет подвергнуто испытанию (1 Кор. 3:9-14), за верное служение будет награда (1 Кор. 3:9-13; 2 Тим. 4:8; Откр. 11:18);

г) христиане осознают всю ценность их служения для Христа (2 Кор. 1:14; Фил. 2:16).

9. Реальность будущего суда должна влиять на поведение христиан:

а) неизбежность грядущего суда - это стимул для проповеди Евангелия (2 Кор. 5:11; 2 Тим. 4:1, 2);

б) необходимо предостеречь неверующих о будущем суде (Деян. 24:25). Это предостережение побуждает к покаянию (Деян. 17:30, 31) и к вере во Христа (Ис. 28:16, 17; Ин. 3:17, 18);

в) неизбежность грядущего суда побуждает к святости (2 Пет. 3:11, 14). Тот факт, что христиане тоже предстанут перед судилищем Христа, заставляет их не бояться Бога, но стремиться угодить Ему в этой жизни, чтобы быть угодными и потом (2 Кор. 5:9, 10).

XLVII. ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА

Вопрос: воскреснут ли наши тела к жизни вновь?

Ответ: все люди воскреснут из мертвых: верующие - к жизни, неверующие - к осуждению. Верующие воскреснут таким же образом, как и Христос воскрес их мертвых.

1. Воскреснут как праведные, так и нечестивые:

а) воскресение из мертвых произойдет во время второго пришествия Христа (1 Кор. 15:23; 1 Фес. 4:14);

б) воскресение из мертвых - основная тема благовестия (1 Кор. 15:12, 13; Евр. 6:2);

в) многое о воскресении из мертвых нам еще не открыто (1 Кор. 15:51), но Бог совершит его Своей силой (Мтф. 22:29). Господь оживляет мертвых, и по слову Его начинает существовать то, что ранее не существовало (Рим. 4:17);

г) воскресение из мертвых произойдет в мгновение ока (1 Кор. 15:52);

д) воскресение станет реальностью для каждого: все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божьего и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5:28, 29);

е) одни пробудятся для жизни вечной, другие - на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2);

ж) воскреснут как праведные, так и неправедные (Деян. 24:15); те, чьи имена записаны в книге жизни, и те, чьих имен там нет (Откр. 20:11-15);

з) Писание утверждает, что воскресение из мертвых произойдет обязательно (Мтф. 22:29);

и) Ветхий Завет предсказывает воскресение из мертвых:

1) в словах Бога к Моисею содержится намек на воскресение: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" (Исх. 3:6; Мтф. 22:32);

2) Бог обещал, что умершие оживут - их мертвые тела воскреснут (Ис. 26:19);

3) Бог обещал, что многие из спящих в прахе земли пробудятся: одни - для жизни вечной, другие - на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2);

к) Господь Иисус Христос говорил о воскресении верующих в последний день (Ин. 6:39, 40, 44);

л) Христос воскрес и тем самым разрушил смерть, принес жизнь и нетление через Евангелие (2 Тим. 1:10). Воскресение Христа дает основание для уверенности в нашем воскресении (1 Кор. 15:12, 13, 15, 16);

м) проповедуя об Иисусе, апостолы проповедовали воскресение из мертвых.

2. Новый Завет обращает особое внимание на воскресение верующих:

а) по воле Отца Христос воскресит в последний день всех, кто поверил в Него и таким образом получил в наследие жизнь вечную (Ин. 6:40);

б) Бог по Своей великой милости возродил христиан к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1:3). Христиане - дети воскресения (Лк. 20:36);

в) воскресение Христа - залог воскресения верующих (2 Кор. 4:14).

г) если Христос воскрес, то и верующие в Него воскреснут (1 Кор. 15:12);

д) как Христос воскрес из мертвых, так воскреснут и верующие (1 Кор. 15:20), потому что как смерть пришла через человека, так через Христа-человека пришло и воскресение из мертвых (1 Кор. 15:21);

е) желая знать подробности, люди неизбежно задают вопросы (1 Кор. 15:35), как воскреснут мертвые, в каком теле они придут;

ж) воскресшее тело будет отличаться от нынешнего (1 Кор. 15:35-37). Например, мы знаем, что брака там не будет, а значит, и не будет половых отношений (Мр. 12:25);

з) образ жатвы может помочь понять то, что произойдет: урожай, который мы собираем, очень похож на семена, которые мы посадили, но все же мы собираем новые плоды (1 Кор. 15:36, 37);

и) воскресшее тело будет настоящим. Дав каждому творению свое тело, Бог уже определил, какие тела будут у людей после воскресения (1 Кор. 15:38-42);

к) посеянное в смерть тленное тело восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42), тело, посеянное в уничижении, восстанет во славе (1 Кор. 15:43), посеянное в немощи - восстанет в силе (1 Кор. 15:43). Физическое тело, посеянное в смерть, восстанет духовным телом (1 Кор. 15:44);

л) и как физическое тело имеет образ человека из праха - Адама, так и духовное тело будет иметь образ небесного человека - Христа (1 Кор. 15:49);

м) во время воскресения из мертвых все верующие изменятся (1 Кор. 15:51): тленное станет нетленным, и смертное - бессмертным (1 Кор. 15:53);

н) сначала воскреснут умершие во Христе, они получат новое тело (1 Фес. 4:16); потом все, еще живущие на земле, будут восхищены, чтобы встретить Господа в воздухе. Это значит, что мы всегда пребудем с Господом (1 Фес. 4:17);

о) живущие во время пришествия Христа испытают преображение тела, необходимое, чтобы войти в небеса (Фил. 3:21). Иными словами, они получат такое же тело, как и тела воскресших из мертвых;

п) после воскресения из мертвых верующие вступят в присутствие Божье (2 Кор. 4:14) и с того момента навсегда останутся с Господом (1 Фес. 4:17).

3. Воскресение Христа кое-что говорит нам о природе воскресшего тела верующего:

а) христиане будут подобны Христу (1 Ин. 3:2): Христос преобразит их уничиженное тело так, что оно будет похоже на славное тело Его, преобразит силой, которой Он действует и покоряет Себе все (Фил. 3:21);

б) мы знаем (1 Ин. 3:2; Фил. 3:21), что наше воскресшее тело будет подобно воскресшему телу Христа;

в) воскресшее тело нашего Господа было схоже с Его прежним телом:

1) кланяясь, ученики могли взяться за Его ноги (Мтф. 28:9);

2) до Него можно было дотронуться (Лк. 24:40; Ин. 20:27);

г) все же новое тело Христа явно отличалось от прежнего:

1) Он мог пройти сквозь погребальные одежды (Ин. 20:6, 7);

2) два ученика не сразу узнали Его, когда шли по дороге в Еммаус (Лк. 24:13-35);

3) при желании Он мог принимать пищу (Лк. 24:41-43);

4) Он мог проходить сквозь закрытые двери (Ин. 20:19, 26);

д) нам еще многое неизвестно о воскрешении тела, но в одном мы уверены: Христос - первенец в Своем воскресении, за Его воскресением последует воскресение из мертвых (1 Кор. 15:20, 23).

4. Уверенность в воскресении ободряет верующего:

а) воскресение мертвых - величайшее утешение для христианина (1 Фес. 4:18), умершие во Христе не постыдятся (1 Кор. 15:18);

б) воскресение из мертвых помогает нам не останавливаться в служении (1 Кор. 15:58);

в) уверенность в жизни после смерти означает, что земная жизнь не настолько драгоценна, чтобы не подвергать ее опасности ради Евангелия - в будущей жизни мы получим награду за жизнь эту (1 Кор. 15:32);

г) уверенность в воскресении мертвых меняет наше поведение (1 Кор. 15:33);

д) уверенность в воскресении из мертвых избавляет нас от страха перед смертью. Это дает возможность твердо стоять перед лицом смерти и не бояться ее (1 Кор. 15:31; Евр. 11:35);

е) христианам можно на самом деле позавидовать, потому что воскресение Христа дает им твердую уверенность (1 Кор. 15:19).

XLVIII. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Вопрос: что с нами происходит, когда мы умираем?

Ответ: тело-прах прахом в землю возвращается, а дух возвращается к Богу. Тело как бы засыпает, а для христиан возвращение духа к Богу означает, что они сознательно пребывают со Христом.

1. Тело засыпает:

а) образ сна часто используется для описания мертвых (Мтф. 9:24; 27:52; Ин. 11:11; 1 Кор. 11:30; 1 Фес. 4:13);

б) очевидно, что описание мертвых как спящих имеет непосредственное отношение скорее к телу, нежели к духу: после смерти тело возвратится в землю, а дух - к Богу (Еккл. 12:7); в то время как тело засыпает (Деян. 7:60), дух пребывает с Богом (Деян. 7:59);

в) умереть до второго пришествия Господа Иисуса Христа - значит покинуть плоть (Фил. 1:24);

г) человеческое тело - это лишь временная оболочка для человеческого духа, оно будет заменено лучшим (2 Кор. 5:1-5);

2. Дух живет:

а) важно помнить, что для христианина вечная жизнь уже началась: слушающий слово Христа и верующий в пославшего Его Бога имеет жизнь вечную и на суд не приходит, он перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24);

б) смерть тела не влияет на душу ("душа" и "дух" часто используются в одном и том же значении; Мтф. 10:28);

в) в Ветхом Завете упоминалось о мертвых, живущих в духе (Исх. 3:6; Мтф. 22:32);

г) для христиан смерть - приобретение (Фил. 1:21);

д) если христианин умирает, он все равно остается живым - в действительности христианин не может умереть (Ин. 11:25, 26).

3. После смерти христианина его дух немедленно соединяется со Христом:

а) Иисус сказал раскаявшемуся злодею: "...ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43);

б) утверждения апостола Павла не имели бы смысла, если бы в них не говорилось о сознательном существовании сразу после смерти:

1) выйти из тела - значит быть у себя дома с Господом (2 Кор. 5:8);

2) умереть и пребывать со Христом намного лучше, чем продолжать обычное человеческое существование (Фил. 1:23);

3) Дух пребывает со Христом, он стал совершенным (Евр. 12:23);

в) из Священного Писания следует, что христианин, умерший до пришествия Господа, находится вне тела, но пребывает в сознании, наслаждаясь присутствием Господа. Даже Господь Иисус Христос жил в духе до того, как восстал из гроба (1 Пет. 3:19). Таким же образом дух христианина живет, ожидая воскресения и воссоединения духа с телом.

4. Христиане не боятся смерти:

а) наш Господь Иисус Христос убил смерть христианина (2 Тим. 1:10; Евр. 2:14);

б) христиане никогда не узнают, что такое настоящая смерть (Ин. 8:51; 11:26);

в) смерть не может отделить христиан от Бога (Рим. 8:38, 39);

г) смерть потеряла и победу, и свое жало (1 Кор. 15:55);

д) победа над смертью уже совершена, поэтому можно сказать, что она уже сейчас принадлежит христианам (1 Кор. 3:22);

е) христианин должен иметь такое отношение к смерти, которое было бы противоположно отчаянию (Фил. 1:21-23);

ж) имея правильный взгляд на жизнь, христианин скорее предпочтет быть вне тела и находиться в небесном доме вместе с Господом (2 Кор. 5:8).

XLIX. НЕБЕСА

Вопрос: что нам известно о небесах?

Ответ: небеса - вечное местопребывание Бога и Его ангелов, место, откуда Христос сошел во время Своего воплощения и куда Он возвратился после вознесения. Все слова, которые Библия использует для описания небес, выражают совершенство вечной жизни, которой там будут наслаждаться дети Божьи. Христиане могут с уверенностью считать небеса своим вечным домом, поэтому их называют гражданами небес, хотя они и живут на земле.

1. Небеса - вечное местопребывание Бога (Мтф. 5:16; 12:50; Откр. 3:12; 11:13; 20:9) и Его ангелов (Мтф. 18:10; 22:30; Откр. 3:5):

а) сказано, что Отец "на небесах" (Мтф. 5:45; 6:1, 9; 7:11, 21б; 10:33; 12:50: 16:17; 18:10б, 14, 19; Мр. 11:25);

б) Он художник и строитель небес (Евр. 11:10), Он Господь небес (Дан. 5:23; Мтф. 11:25);

в) Он правит на небесах (Пс. 10:4). По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле (Дан. 4:32; Пс. 134:6);

г) Господь наполняет небеса (3 Цар. 8:27; Иер. 23:24); Его слава (Деян. 7:55) и Его величие (Евр. 8:1) открыты на небесах;

д) ныне Бог говорит к людям с небес (Евр. 12:25); с небес Он отвечает Своему народу (1 Пар. 21:26; 2 Пар. 7:14; Неем. 9:27; Пс. 19:7);

е) Бог посылает суды Свои с небес (Быт. 19:24; 1 Цар. 2:10; Дан. 4:13, 14; Рим. 1:18).

2. Христос сошел с небес и вернулся на небеса:

а) Христос пришел с небес, чтобы воплотиться (Ин. 3:13, 31, 32; 6:38, 42, 50; 1 Кор. 15:47);

б) вознесшись, Христос вернулся на небеса (Мр. 16:19; 1 Пет. 3:22);

в) со времени вознесения Христос находится и действует на небесах (Деян. 7:55; Еф. 6:9; Евр. 8:1);

г) Он сидит по правую руку от Бога и ходатайствует за Свой народ (Рим. 8:34; Евр. 9:24);

д) в доме Отца Христос готовит место для Своего народа (Ин. 14:2, 3);

е) на небесах Ему дана всякая власть (Мтф. 28:18): Ему покорились ангелы, власти и силы (1 Пет. 3:22);

ж) Он - Царь небес (Мтф. 25:40);

з) во время второго пришествия Он сойдет с небес (1 Фес. 4:16; Фил. 3:20; Мтф. 24:30; 2 Фес. 1:7).

3. Небеса - это не часть творения, они отличаются от всего остального (Евр. 9:11). Мы должны различать "небеса" и "небо", где расположены облака, солнце, звезды, обитают птицы и т.д:

а) на небесах - настоящая реальность (Евр. 8:5);

б) это местопребывание мира (Лк. 9:38);

в) небеса святы (Втор. 26:15; Пс. 19:7; Ис. 57:15);

г) небеса вечны (Пс. 88:30);

д) невозможно описать счастье и удовлетворение, которое человек получит на небесах (Откр. 7:17).

4. Описание небес можно понять:

а) небеса описаны как рай (2 Кор. 12:2, 4);

б) их сравнивают с житницей, в которой христиане - пшеница (Мтф. 3:12);

в) их называют домом Отца (Ин. 14:2);

г) их описывают как город, который Бог построил для Своего народа (Евр. 11:16), как гору Сион, град Бога живого, небесный Иерусалим (Евр. 12:22);

д) небеса изображают как небесную страну, намного более прекрасную, чем любая земная страна (Евр. 11:16);

е) их описывают как покой (Евр. 4:10);

ж) о небесах говорят как о наследии христиан (1 Пет. 1:4; Мтф. 25:34).

5. Основания для вступления на небеса:

а) небесное наследство дается не по закону, но по обетованию (Гал. 3:18);

б) наследники увидят, что они вступят в наследство не по их заслугам (Мтф. 25:37-39);

в) каждый, кто достиг входа в небеса, достиг его на основании ходатайства Иисуса Христа, благодаря силе Его жертвы (Евр. 12:24);

г) на небесах будут искупленные Христом люди всех наций и всех народностей (Мтф. 25:32; Откр. 5:9, 10).

6. Некоторые не смогут войти на небеса:

а) на небеса нет доступа тем, кто не "рожден свыше" (Ин. 3:3);

б) там нет места тем, кто жил по делам плоти (Гал. 5:19-21; Еф. 5:5);

в) на небесах нет места дьяволу и его ангелам (Мтф. 25:41).

7. Что означают небеса для христианина:

а) вступить на небеса - значит быть благословленным Богом (Мтф. 25:34);

б) там христианин обретет все, на что он надеялся (Кол. 1:5);

в) на небесах христианин будет совершенен и свят, и там он сможет увидеть Господа (Евр. 12:14);

г) на небесах он обретет прославленное тело (2 Кор. 5:1);

д) он сможет взирать на славу Христа (Ин. 17:24);

е) он получит свою награду (Мтф. 5:12; 25:34-40; Евр. 10:34, 35);

ж) он будет наслаждаться никогда не оскудевающим сокровищем, которое он приготовил для себя (Мтф. 6:20; Лк. 12:33);

з) когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13:10);

и) он будет знать все обо всем точно так же, как сейчас Бог знает о нем все (1 Кор. 13:9, 10);

к) будут разрешены все загадки человеческой жизни (1 Кор. 13:12).

8. Связь между небом и христианином, пока он на земле:

а) христианин - наследник небес. От создания мира Бог готовит для него Небесное Царство, для него и для всех искупленных Христом (Мтф. 25:34);

б) его имя написано на небесах (Лк. 10:20; Евр. 12:23), и это основание для истинной радости;

в) он гражданин неба (Фил. 3:20);

г) для него небеса - истинный дом (Евр. 13:14).

9. Знание факта существования небес должно влиять на жизнь христианина:

а) в сердце христианина должно быть сильное желание попасть на небеса (Евр. 11:16; сравни 11:10);

б) его стандарты должны больше соответствовать небесным стандартам, которые даны в Писании, чем стандартам этого мира, так как христианин знает, что его гражданство на небесах (Фил. 3:20);

в) он не должен бояться потерять земные блага, не должен позволять земному занимать главенствующее положение (Евр. 10:34);

г) он должен больше думать о Небесном Царстве, там где Христос, чем о земном (Кол. 3:2).

L. АД

Вопрос: что нам известно об аде?

Ответ: ад - место вечного наказания и изгнания от присутствия Бога. Там будут обитать все, кто отверг Бога и не послушался Евангелия Христа.

1. Ад - место изгнания и наказания:

а) это место изгнания от присутствия Божьего (Мтф. 7:23, 25:41);

б) это место, где открывается грядущий гнев, от которого Христос избавляет верующего (1 Фес. 1:10). Гнев Божий откроется с неба на всякое нечестие и неправду людей (Рим. 1:18);

в) быть изгнанным в ад - значит быть отделенным от Христа, значит быть проклятым, изгнанным в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, понести вечное наказание (Мтф. 25:41, 46);

г) ад означает вечное отлучение от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес. 1:9);

д) присутствие человека в аду - прямое следствие его решения, которое он принял в земной жизни (Лк. 16:19-31);

е) это место обитания всех, кто пренебрегал Богом в течение земной жизни (Пс. 9:18);

ж) трусливые и неверные, подлые и убийцы, колдуны, идолослужители и лжецы будут изгнаны в ад (Откр. 21:8), иными словами, все, кто не познал Бога и не послушался Евангелия Господа нашего Иисуса Христа (2 Фес. 1:8, 9);

з) в аду страдает тело (Мтф. 5:29).

и) в аду страдает и душа (Мтф. 10:28);

к) наказание ада вечно (Ис. 33:14; Откр. 20:10);

л) невозможно перейти из ада в рай (Лк. 16:26);

м) люди рождены на пути погибели и большинство из них остается на этом пути (Мтф. 7:13, 14).

2. Описание ада, данное в Библии:

а) ад изображается как узы мрака (2 Пет. 2:4) и тьмы внешней (Мтф. 22:13);

б) он как бездонная яма (Откр. 9:1);

в) это место уз, тьмы и плача (Мтф. 22:13);

г) ад как огонь, огонь вечный (Ис. 33:14), неугасимый (Мтф. 3:12, Мр. 9:44), печь огненная (Мтф. 13:42), огонь пожирающий (Ис. 33:14), вечный (Мтф. 18:8; 25:41), озеро огненное (Откр. 20:14);

д) ад - это место мучения (Лк. 16:23), там нет отдыха ни днем, ни ночью (Откр. 14:10, 11).

3. Правильное отношение к аду:

а) Бог не желает, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9). Мы должны желать того же, что и Бог;

б) Христос пришел, чтобы освободить людей от ада (Ин. 3:16);

в) мудрый уклоняется от преисподней (Прит. 15:24);

г) христиане должны стремиться спасти людей, увести их с пути погибели (Иуда 23).