Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


БИБЛЕЙСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АГНЕЦ - это образ Христа, приход Которого был обещан в Ветхом Завете и Который, пожертвовав Собой, принес людям освобождение от суда Божьего (Ин. 1:29; 1 Пет. 1:19). В Ветхом Завете чаще всего приносился в жертву агнец, ягненок. Все жертвоприношения совершались в ожидании одной жертвы, принесенной однажды за всех, - жертвы Иисуса, Агнца Божьего (Евр. 10:1-14). Хотя во время Своего земного служения Иисус, как Агнец Божий, был кроток (Ис. 53:7; 1 Пет. 2:22, 23), в книге Откровение символ Агнца отображает Христа как Победителя и Всемогущего (Откр. 5:6; 7:14; 12:11).

АД. См. Вопрос 50.

АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ. Ветхий Завет упоминает об этом ангеле как о посланнике Божьем. Но этот ангел часто говорит и действует словно Он и есть Сам Бог. Он носит все божественные титулы, Ему поклоняются (Быт. 16:10-13; 18:13, 14, 19, 25, 33; 22:11; 48:15, 16; Исх. 3:2, 6, 14; 13:21; 14:19; 23:20; Иак. 5:13-15; Суд. 6:11; 13:3). Судя по откровению Ветхого Завета, ангел, или же посланник Господа, называется Сыном Божьим, Мессией (Ис. 42:1; Мал. 3:1).

В Новом Завете об Ангеле Господнем говорится по-другому (Лк. 1:19). Многие не без основания придерживаются идеи, что Ангел Господень, о котором говорится в Ветхом Завете, это Сын Божий, позже пришедший во плоти как Иисус.

АНГЕЛЫ - сотворенные существа, действующие как Божьи посланники (Деян. 7:53; Гал. 3:19; Еф. 2:7) и как небесные служебные духи (Евр. 1:14). Ангелы, окружающие Бога, являются образом славной природы Бога (Откр. 5:11). Также мы знаем о падении некоторых ангелов, которыми руководил сатана (Иов. 4:18; Мтф. 25:41; 2 Пет. 2:4; Откр. 12:9).

АНТИХРИСТЫ - противники или же соперники Мессии. Они явятся в последнее время. Это люди, которые проповедуют учение, отвергающее Христа (1 Ин. 2:18, 22; 4:3; 2 Ин. 7). Такое учение может вводить в заблуждение, потому что оно выглядит как истинное христианское учение (2 Ин. 7:8).

АПОСТОЛЫ. Слово "апостол" означает "посланный". Это звание принадлежит только двенадцати апостолам Нового Завета, а также присоединившемуся к ним позже Павлу. Апостолы избраны, призваны, посланы Самим Христом (Ин. 6:70; 13:18; 15:16, 19; Гал. 1:6). Они свидетельствовали о Христе, особенно о Его воскресении (Деян. 1:8, 22; 1 Кор. 9:1; 15:8; Гал. 1:12; Еф. 3:2-8; 1 Ин. 1:1-3). Особым образом они познали помощь Святого Духа, наставившего их на всякую истину (Мтф. 10:20; Ин. 14:26; 16:7-14; 20:22; 1 Кор. 2:10-13; 7:40; 1 Фес. 4:8). Бог подтверждал авторитетность служения апостолов знамениями и чудесами (Мтф. 10:1, 8; Деян. 2:43; 3:2; 5:12-16; Рим. 15:18, 19; 1 Кор. 9:2; 2 Кор. 12:12; Гал. 2:8).

БЕЗГРАНИЧНЫЙ - тот, кто не имеет конца, беспредельный. Чаще всего это определение относится к Богу, так как Бог не ограничен ничем. Сущность и совершенство Бога намного превосходят наши представления.

БЕЗЗАКОНИЕ - упорное неповиновение законам Бога (Ис. 53:6; Рим. 6:19; Тит. 2:14).

БЕССМЕРТИЕ характеризует только Бога. Христиане получают бессмертие в дар, и только Бог может его даровать (1 Тим. 6:16). Бессмертие - не просто выживание души после смерти тела. Это сознательное существование всей личности в целом, души и тела, жизнь в состоянии вечного счастья (1 Кор. 15:53).

БЛАГОДАТЬ - незаслуженная любовь Бога к человеку, явленная во Христе. Это даруемые через Христа помощь и бесчисленные дары и блага, которые люди не могут заслужить сами (Рим. 3:24; 5:15; 6:1; Еф. 1:6; 2:5, 7, 8).

БОГ (бог). Это слово служит как для определения божества в общем, так и для описания единого истинного Бога, Бога Отца нашего Господа Иисуса Христа. Также этим словом именуют идолов и сатану, который назван богом века сего (2 Кор. 4:4). Называя идолов и злых духов богами, Библия не признает их божественной природы, но говорит, что люди поклоняются ложным богам из-за своей глупости.

БОГ есть Дух (Ин. 4:24): Он невидим (1 Тим. 6:15, 16; Ин. 1:18), Он личность (Исх. 3:14), Он превыше нашего суждения о Нем (Ис. 40:18; 45:6; Рим. 11:33-34), Он дает жизнь (Быт. 1; Ин. 5:26; Деян. 17:25), Он обладает верховной силой (Пс. 113:11; Ис. 40:15, 17).

Нет иного Бога кроме Бога (Втор. 6:4). Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой (Мтф. 28:19; 2 Кор. 13:14).

Хотя никто не видел Бога Отца (Ин. 1:18), мы знаем о Его существовании как через творение (Быт. 1:1; Пс. 18:2; Деян. 17:24; Рим. 1:18-20) и природу человека (Пс. 138:14; Рим. 2:14, 15), так и через славное откровение Бога Отца в Его Сыне, Иисусе Христе (2 Кор. 4:8; Ин. 1:14, 18; Кол. 1:15-17; 1 Ин. 1:1-3).

Также о Боге свидетельствует Библия (2 Тим. 3:16) и все те, кто обрел Бога (Деян. 4:20; 1 Ин. 5:20).

БОГОДУХНОВЕННЫЙ - это новозаветное слово, означающее "вдохновленный Богом" (2 Тим. 3:16). Писания были написаны не по воле человека, их изрекали люди Божьи, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21). Обязанностью таких людей было передать полученное от Бога (1 Пет. 1:10-12). Библия богодухновенна и поэтому является авторитетом для нас (2 Тим. 3:16, 17). Дух Святой посылает христианину уверенность в том, что Писание - Слово Божье (1 Кор. 2:4, 5; 1 Фес. 1:5; 2:13).

БОГООТСТУПНИК, ОТСТУПНИЧЕСТВО, ОТСТУПИТЬСЯ. Отступничество - отступление от преданности Христу, отступление от веры (1 Тим. 4:1). Богоотступник - человек, в жизни которого были все внешние признаки веры в Христа и послушания Ему, но который потерял всякий интерес к христианству и даже стал врагом Христа и Его учения (Евр. 6:6).

Это упрямое постоянство в грехе, несмотря на познание истины во Христе (Евр. 10:26). Часто это результат поверхностного, несерьезного исповедания Христа (Мтф. 13:5, 6, 20, 21).

Отступиться значит стать богоотступником. См. Вопрос 34.

БОГОХУЛЬСТВО - открытое оскорбление величия Бога. Вначале таким грехом считалось злословие (Лев. 24:16; Мр. 2:7), но затем стало ясно, что слова, которые вторгаются в сферу исключительных прав Бога, в некотором смысле также являются богохульством. Это объясняет, почему религиозные власти выдвигали ложное обвинение против Господа Иисуса Христа (Мр. 14:64). Невозможно хулить Бога под влиянием Духа Святого (1 Кор. 12:3), богохульство - влияние сатаны и его ангелов на человека (Откр. 13:1, 5, 6).

БОЖЕСТВО - это слово, употребляемое для обозначения сущности Бога, Его природы (Деян. 17:29; 2 Пет. 1:3, 4).

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ. Это слово означает присутствие во всяком месте в одно и то же время. Такое качество присуще только Богу (Ам. 9:2-4; Пс. 138:7-12).

ВЕРА. См. Вопрос 29.

ВЕРИТЬ - глагол, определяющий существительное "вера" и выражающий уверенность в Боге. Это слово показывает, что человек верит в существование Бога (Евр. 11:6), он уверен в том, что Бог заслуживает доверия, полностью убежден в Его помощи и вверяет себя Его заботе (Ин. 3:16; Деян. 16:31, 34; 27:25; Рим. 10:9, 10; 2 Тим. 1:12).

ВЕРУЮЩИЙ. Так называют того, кто верит и доверяет Христу как Господу и единственному Спасителю (Деян. 2:36) и кто присоединен к Господу и Его церкви (Деян. 5:14; 2:41, 44, 47). См. Верить.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Во второй половине второго века этот термин стал общепринятым обозначением писаний, которые и в настоящее время известны нам под этим названием.

Тридцать девять книг Ветхого Завета были разделены евреями на три группы: Закон, Пророки и Писания. В них особенно говорится об обещаниях или о завете, который Бог заключил с израильским народом. Книги содержат записи о том, как Бог совершал искупление Своего народа и как Он совершит духовное искупление посредством грядущего пришествия Мессии.

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - нескончаемая жизнь, противоположность смерти и тлению (Рим. 6:22; Гал. 6:8). Жизнь вечная - дар Божий, которым христианин уже сейчас обладает посредством веры в Господа Иисуса Христа (Рим. 6:23; Ин. 3:16; 10:28). Суть вечной жизни - вечное общение с Богом (Ин. 17:3).

ВЕЧНЫЙ. Это слово всегда означает что-то, чему нет конца (Лк. 16:9; Деян. 13:46), а иногда, когда говорится о Боге, это то, чему нет начала (Быт. 21:33; Ис. 26:4; Рим. 16:26; Евр. 9:14).

ВИНА - то, что заслуживает наказания из-за нарушения закона или невыполнения требований. С тех пор как человек впервые не повиновался (Рим. 5:12), все люди стали виновны перед Богом, так как все согрешили и лишены славы Его (Рим. 3:23). Все ответственны перед Богом (Рим. 3:19). Спасение освобождает от вины (Еф. 1:7), жертва Христа полностью изглаживает вину за грех (Евр. 10:4, 18).

ВО ХРИСТЕ - описательная характеристика христиан, выражающая их духовное единение со Христом. Благодаря этому единению христианин обладает всеми благами совершенной жертвы Христа и знает Христа, живущего в нем Духом Святым (Ин. 15:4, 5; Рим. 8:9-11; 1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:17; Гал. 2:20; Фил. 1:1).

ВОЗМЕЗДИЕ - отплата за зло, хотя иногда это может быть и воздаяние за добро. Может показаться, что Божье возмездие задерживается (Еккл. 8:11), но отмщение принадлежит Богу, и Он праведно воздаст за зло (Рим. 12:19; Откр. 18:6). Христос, когда вернется, принесет с Собой возмездие, чтобы воздать каждому по делам Его (Откр. 22:12).

ВОЗНЕСЕНИЕ. См. Вопрос 22.

ВОЗРОЖДЕННЫЙ, ВОЗРОЖДЕНИЕ. Так называют сверхъестественную работу Духа Святого, посредством которой мертвые по преступлениям и грехам духовно оживают (Ин. 3:3, 6, 7, 8; Еф. 2:1; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23). См. Вопрос 26.

ВОЛЯ - способность личности принимать самостоятельные решения и осознавать это. Воля выражает желание или стремление к чему-либо. Обладание волей является необходимой характеристикой личности, несущей ответственность за себя. Человеку предоставлена свобода выбора, его воля всегда свободна. Вместе с тем следует сказать, что воля не всегда желает добра, так как после грехопадения она была испорчена, а человек приобрел непреодолимую склонность ко греху.

ВОПЛОЩЕНИЕ. Слово обозначает удивительное событие, заключающееся в том, что Христос, Сын Божий, облекся в плоть (Ин. 1:14). В Ветхом и Новом Заветах о Христе говорится как о Боге и как о человеке (Пс. 2; 21; 44; 71; 109; Ин. 1:1-3, 14; Кол. 2:9). Совершенство божественной природы и совершенство человеческой природы Христа являются существенными в христианской вере (1 Ин. 2:22-25; 4:1-6; 5:5-12; 2 Ин. 7), хотя эти славные истины превыше человеческого понимания (1 Тим. 3:16). См. Вопрос 19.

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ произойдет во время второго пришествия Христа (1 Фес. 4:14-16). Все воскреснут из мертвых, верующие - в воскресение жизни, неверующие - в воскресение осуждения (Деян. 12:2; Ин. 5:28, 29; Деян. 24:15; Откр. 20:11-15). Воскресение мертвых - это сердце христианского учения (1 Кор. 15:12, 13; Евр. 6:2; 2 Тим. 2:18).

ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА. См. Вопрос 47.

ВОСКРЕСЕНИЕ. Бог Отец воскресил Иисуса Христа из мертвых (Деян. 2:24; 3:15; Еф. 1:20; Кол. 2:12), исполнив Писания (Пс. 15:10; сравни Деян. 13:34, 35; Лк. 24:44) и обетования Христа (Ин. 2:19-22; Мтф. 16:21; 20:19; Мр. 9:9; 14:28), объявив Христа Своим Сыном (Рим. 1:4) и приняв Его искупительное служение (1 Кор. 15:14; 17:19), гарантируя оправдание всем верующим в Него (Деян. 26:23; 1 Кор. 15:20, 23, 49).

ВСЕВЕДЕНИЕ означает обладание всем знанием и мудростью.Всеведение - это качество Бога. Ничто не скроется от ведения Бога (Пс. 138:2, 3, 6; 144:7). Он есть единый премудрый Бог (Рим. 14:26).

ВСЕВЛАСТИЕ - верховная власть и неограниченное господство.

Всевластие принадлежит Богу и только Богу. Бог совершает все по изволению воли Своей (Еф. 1:11). Бог, сущий над всем, творит, что Ему угодно (Рим. 9:5, 18).

ВСЕМОГУЩЕСТВО означает обладание всей силой и властью и является качеством Бога. Только Бог может все, Его нельзя остановить в Его намерениях (Иов. 42:2). Нет силы превыше силы Божьей (Пс. 134:5; Откр. 1:8). Неограниченная сила Бога выражена в Его имени "Господь Саваоф" или "Господь силы" (Иак. 5:4; сравни Суд. 5:20; 4 Цар. 6:17; Ис. 5:9; Рим. 9:29; Ис. 1:9).

ГНЕВ - неизбежная реакция святого Бога на грех. Бог, как праведный Судья, обязан наказать грех раз и навсегда (Ин. 3:36; Рим. 1:17; 1 Фес. 1:10; 5:9).

ГОСПОДЬ - слово, описывающее Бога. В греческом переводе Ветхого Завета оно означало имя Бога Иеговы. Обычно Господом называют Христа. Это указывает на то, что Он есть божественный Господь, Который превознесен над всем и достоин поклонения, служения и повиновения (Деян. 2:36; 1 Кор. 16:22; Фил. 2:9-11; Кол. 3:24). Также Господом называют Духа (2 Кор. 3:18).

Важно заметить, что упоминания о Господе Боге в Ветхом Завете соответствуют ссылкам о Христе в Новом Завете (Ис. 40:3; сравни Мтф. 3:3; Ис. 44:6; Откр. 1:17).

ГРЕХ. См. Вопрос 12.

ГРЕХОПАДЕНИЕ. См. Вопрос 13.

ДЕЛА (дела человека). Человек не может приблизиться к Богу на основании своих дел либо достижений (Рим. 3:20, 28; Гал. 2:16; Еф. 2:8, 9). Благосклонность Бога к человеку зависит от отношения человека ко Христу. Тем не менее, Бог требует и ожидает от верующего добрых дел как результата его оправдания перед Ним во Христе Иисусе (Еф. 2:10; Тит. 2:7, 14; 3:1, 8).

ДОБРЫЕ ДЕЛА - те добрые действия, которые оправданный христианин совершает в своей жизни (Еф. 2:10). Как дерево узнается по плодам, так и христианин узнается по добрым делам (Мтф. 5:16; 7:15-20). Хотя добрые дела несовершенны, благодаря живой вере во Христа они угодны Богу.

Нельзя получить оправдание добрыми делами, они не являются заслугой перед Богом (Еф. 2:9; Тит. 3:5).

ДУХ - иногда духом называют душу (Лк. 23:46; Деян. 7:59; 1 Кор. 3:5; Еккл. 12:7). Дух важнее тела, потому что это часть нашего естества, которая мыслит, чувствует, желает и живет вечно (Мтф. 16:26; 2 Кор. 5:8; 2 Тим. 4:22).

Также дух отображает Божью природу: Бог есть Дух, иными словами, нет ничего материального в Его божественной природе (Ин. 4:24). У Него нет тела.

ДУХ СВЯТОЙ есть Господь (то есть Сам Бог) и жизнедатель, третья личность Божества. Ему следует поклоняться, Его прославлять вместе с Отцом и Сыном (Мтф. 28:19; 1 Кор. 12:4-6; 2 Кор. 13:14; Еф. 4:4-6). В Библии Он чаще всего представляется нам как исполнитель намерений Божьих в творении (Быт. 1:2; Иов. 26:13), в откровении (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21) и в искуплении (Лк. 1:35; Ин. 3:5, 6; Деян. 2:24; 1 Кор. 12:3). Отец и Сын даруют верующему Духа Святого, чтобы Он жил в нем (Ин. 14:16; 15:26: 16:7), давал ему духовную жизнь (Гал. 5:25; Еф. 2:1), подтверждал его усыновление (Рим. 8:16) и распространял на него благословения Евангелия (Рим. 5:5; 15:13). См. Вопросы 23, 24.

ДУХ ХРИСТОВ - так в Новом Завете называют Святого Духа, третью личность Божества (Рим. 8:9; Гал. 4:6; Фил. 1:19; 1 Пет. 1:11).

Это имя указывает на тесную взаимосвязь двух личностей. Мы знаем, что Дух был обещан как Сыном, так и Отцом (Ин. 14:17, 26). Духом Христос живет в сердцах верующих (Еф. 3:16, 17). Служение Духа заключалось и заключается в том, чтобы возвещать людям Христа (1 Пет. 1:11; Ин. 16:14).

ДУХОВНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - это состояние верующего, духовная жизнь которого угасла. Он сознательно не повинуется Господу и поэтому теряет духовную жизнеспособность. Отступление - это неверие, нарушение требований Господа (Иер. 3:6-14; Ос. 11:7).

ДУША. Во-первых, душа является вместилищем и сосредоточением внутренней жизни человека во всех ее проявлениях. Душа может представлять чувства и эмоции человека. Но, во-вторых, душа - это вместилище и сосредоточение той жизни, которая последует за этой, земной, жизнью. Поэтому душа может принять спасение Божье (Иак. 1:21; 1 Пет. 1:9). Люди не могут повредить душе, но Бог может предать душу человека вечной погибели (Мтф. 10:28).

Так как душа способна коснутьсябожественного естества (1 Пет. 1:22; сравни 2 Пет. 1:4), то она приобретает величайшую ценность - это самое ценное, чем обладает человек (Мтф. 16:26; Мр. 8:37).

ДЬЯВОЛ. См. Вопрос 43.

ЕВАНГЕЛИЕ - добрая весть о Божьем Сыне Иисусе Христе. Благая, добрая, весть состоит в том, что Христос умер за грешников и что, покаявшись и поверив во Христа, грешники получают праведность перед Богом, дар Духа Святого и жизнь вечную.

ЕВАНГЕЛИЯ. Четыре евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна - книги, в которых мы находим историю жизни Христа и Его учение. Книги - это не столько биография, сколько апостольская проповедь и учение, где говорится о событиях, посредством которых люд могут получить Божье спасение. Это и есть "благая весть", ставшая названием евангелий. Все четыре автора евангелий говорят, что есть только одно Евангелие - Евангелие Иисуса Христа, Сына Божьего, данное апостолам и проповеданное ими (Деян. 2:42; 1 Кор. 15:1-4).

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - акт поклонения Богу. Человек совершал приношения для того, чтобы угодить Богу, приобрести Его благосклонность.

Во времена Ветхого Завета Бог постановил приносить животных в жертву, желая показать людям путь спасения. Обязательным элементом таких приношений было пролитие крови. Смысл жертвоприношения - очищение (Евр. 9:22, 23). Частое повторение этих обрядов лишь подчеркивало их неэффективность (Евр. 10:2). Так, жертвоприношения напоминали людям о грехе, указывали на нужду человека в искуплении и подготавливали путь для пришествия Христа.

Слово описывает жертвенную смерть Христа, так как однажды и навсегда Он принес Себя в жертву за грехи людей (Евр. 10:12), совершив то, что не могли сделать ветхозаветные жертвы. Его жертва имеет силу во все времена, она дает полное прощение (Еф. 9:26).

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (духовное). Христос принес жертву однажды и навсегда, полностью упразднив необходимость в ритуальных жертвоприношениях животных.

Но Бог требует от нас, спасенных благодаря жертве Христа, иных жертвоприношений. Христиане - духовные священники, они могут приносить духовные жертвы, благоприятные Богу (1 Пет. 2:5-9). Эта жертва хвалы, молитва, благодарение, искреннее сокрушение духа, послушание, добрые поступки (Пс. 49:14, 50:19; 106:22;140:2; Рим. 12:1; Евр. 13:15, 16; Иак. 1:27). Таким образом, мы поклоняемся Богу в духе, так как все перечисленное выше является частью работы Духа Святого в сердце христианина (Фил. 3:3).

ЗАВЕТ - это договор или контракт. Когда это слово используется по отношению к Богу, то оно означает одностороннее соглашение, заключенное превосходящей стороной. Например, завет Бога с Адамом, где Бог поставил его перед испытанием, обещая жизнь в случает повиновения (Быт. 2:17).

Но это слово используется в особом смысле для описания обязательств, которые Бог налагает на Себя Самого для примирения грешников с Собой (Быт. 17:7; Втор. 7:6-8; Пс. 88:3-4; Евр. 13:20).

Завет - это обязательство либо соглашение между Богом и человеком, инициатором которого является Бог.

Ветхий завет содержит обетования, относящиеся главным образом к этой жизни. Это соглашение, которое Бог заключил с израильским народом. В основе ветхого завета лежит соблюдение Закона Божьего.

К новому завету относятся те вечные обетования, которые Бог дал во Христе во всем Писании. Основой нового завета является вера, а не дела (Ин. 3:16).

ЗАКОН. Это слово описывает и все Писание в целом (ИИс. Н. 1:8; Пс. 118:97), и Десять заповедей (Исх. 20:1-17). Божий Закон показывает нам, что мы грешники перед Богом (Рим. 3:20), и ведет нас к осознанию нашей нужды в спасении, которое Христос дает грешникам (Гал. 2:15, 16, 21). См. Вопрос 16.

ЗАСТУПНИЧЕСТВО, ходатайство - то дело, которое Христос постоянно совершает на небесах для христиан. Благодаря жертве за грешников Он дарует им все духовные благословения, прощение всех их грехов и делает служение и поклонение верующих угодными Богу (Рим. 8:34; Евр. 7:27; 9:24; 13:15; 1 Ин. 2:1).

Другой вид ходатайства - работа Духа Святого в христианине. Он учит, помогает и располагает христианина к молитве по воле Божьей. Дух дает как желание, так и способность молиться (Рим. 8:26, 27).

ЗЛО. Это слово описывает нечто плохое, противоречащее закону, как, например, преступление, грех, неправильные действия, проступки. Зло исходит из человеческого сердца (Мтф. 9:4) и, неконтролируемое, ведет ко греху (Еккл. 8:11).

ЗНАМЕНИЕ, как и чудо, - это действие или событие, которое противоречит естественным законом природы.

В Евангелии от Иоанна чудеса Иисуса описаны как знамения, потому что они не только происходили сверхъестественным образом, но и являлись очевидным доказательством божественности Христа, что являлось достаточным, чтобы человек принял живую веру в Иисуса (Ин. 20:30, 31).

ИЗБРАННЫЙ, ИЗБРАНИЕ. Избрание - предвечный безусловный выбор Бога, благодаря которому виновные грешники получают искупление, возрождаются Духом Святым, чтобы в конце концов разделить с Ним Его в вечную славу (Рим. 8:30; Еф. 1:3-12; 1 Тим. 1:2). Спасение, освящение и прославление верующего целиком и полностью основывается на избрании Бога (2 Фес. 2:13, 14), которое не зависит от каких бы то ни было дел или заслуг верующего (Рим. 11:6; 2 Тим. 1:9).

ИЗБРАННЫЙ. В Ветхом Завете это слово употреблялось для описания израильского народа (1 Пет. 16:13; Пс. 88:4), который был избран Богом из других народов не за заслуги, но ради вечных Божьих целей (Втор. 7:6, 8; Ис. 42:1; 43:20, 21).

В Новом Завете это слово означает тех, кого Бог избрал из всего человечества и приблизил к Себе посредством живой веры в Его Сына Иисуса. Слово напоминает христианам о том, что их вера основывается ни на человеческих заслугах и что они избраны, потому что так захотел Бог (Евр. 1:4; 5:27; Кол. 1:22).

ИЗРАИЛЬ - имя, которым Бог назвал патриарха Иакова (Быт. 32:28; 35:10) и его потомков. Затем этим именем был назван весь израильский народ. В Новом Завете так называют христиан, как иудеев, так и язычников, потому что они - подлинный народ Израиля (Гал. 6:16), для них обрезание - дело сердца, а не плоти (Рим. 2:29).

ИИСУС - греческий вариант еврейского имени Иешуа, означающего "Бог есть спасение" или "Бог есть Спаситель". Повинуясь повелению Божьему, это имя принял Его Сын, когда стал человеком, и это стало символом того, что в Христе Бог исполнит обещание избавить Свой народ от вины и власти греха (Мтф. 1:21; Лк. 1:31; 2:21).

ИСКУПЛЕНИЕ. Это слово в целом описывает дело, совершенное Христом ради спасения грешников. Искупление - освобождение от уз смерти, из плена посредством выкупа. Для пояснения этой истины в Библии используется образ рабства. По своей природе мы все рабы греха и заслуживаем смертного приговора (Ин. 8:34). Смерть Иисуса Христа стала выкупом, ценой освобождения из греховного рабства (1 Кор. 6:20; Еф. 1:7). Благодаря Христу верующие освободились от власти греха и смерти и, как следствие этого, они обладают почетной обязанностью прославлять Бога в своих телах (1 Кор. 6:20).

ИСКУШЕНИЕ. Это слово используется как в положительном, так и в отрицательном смысле. Оно может означать "искушение" или "испытание". В положительном смысле оно означает, что Бог испытывает людей, чтобы они доказали свою преданность (Евр. 11:7). Так, Христос был испытан Богом (Евр. 2:18; 4:15).

В отрицательном смысле слово означает соблазн согрешить, а это работа дьявола (1 Кор. 7:5; Мтф. 4:1; Гал. 6:1; Иак. 1:13).

ИСПОВЕДАНИЕ, ИСПОВЕДОВАТЬ. Эти слова имеют несколько значений. Во-первых, исповедание - признание собственных грехов перед Богом. За таким исповеданием следует прощение и очищение (1 Ин. 1:9). Во-вторых, исповедание - заявление верующих о том, что Иисус есть Сын Божий, Который стал нашим Спасителем и Господом и Которому мы полностью преданы (Рим. 10:9, 10; Фил. 2:11; сравни Мтф. 10:32; Лк. 12:8). В-третьих, исповедание - это признание определенного учения (1 Тим. 6:12; Евр. 10:23).

ИСПЫТАНИЕ. Бог использует различные сложные обстоятельства для того, чтобы показать людям их настоящую сущность. Часто через испытания Бог открывает людям реальность и силу их веры (Быт. 22:1, 12; Евр. 11:17; 1 Пет. 1:7; 4:12).

ИУДЕИ. Вначале иудеями называли колено Иудино или два колена Южного Царства (4 Цар. 16:6; 25:25). Позже так назывались все вернувшиеся из пленения евреи. В настоящее время иудеями называют весь израильский народ по всей земле (Есф. 2:5; Мтф. 2:2).

КНИГА ЖИЗНИ - образное описание того факта, что Господь знает тех, кто Ему принадлежит (2 Тим. 2:19) и что принадлежащие Ему обязательно получат полную радость вечной жизни (Фил. 4:3; Откр. 3:5).

КРЕСТ. Крест - это столб, использовавшийся римлянами для казни преступников. Слово описывает мучительную смерть, которую претерпел Иисус, но чаще используется для обозначения благой вести о спасении, которая заключается в том, что Иисус умер за наши грехи. "Слово о кресте" есть проповедь Евангелия (1 Кор. 1:17).

КРЕЩЕНИЕ. См. Вопрос 36.

КРОВЬ ХРИСТА - часто употребляемое новозаветное выражение, отображающее смерть Христа как жертву за наши грехи. Особым образом это выражение описывает смерть Христа в свете ритуальных жертвоприношений Ветхого Завета, которые, символизируя жертву Христа, готовили людей к ней (Евр. 10:1-17). Его кровь очищает совесть от моральной вины и дает прощение и мир грешнику (Евр. 9:13, 14). Сила крови, очищающая совесть, дает верующему возможность общения с Богом (1 Ин. 1:7).

ЛУКАВЫЙ - имя, данное дьяволу из-за его нечестивых, подлых и порочных действий (Мтф. 13:19; Ин. 17:15; Еф. 6:16; 1 Ин. 2:13; 5:18, 19).

ЛЮБОВЬ - главнейшее качество Бога, такое же как и Его святость (1 Ин. 1:5; 4:8). Эта любовь абсолютно не зависит от достоинств тех, кто любим. Эта истина была прекрасно доказана на кресте: Христос умер за нас, когда мы были грешниками (Ин. 3:16; Рим. 5:8). Христос в совершенстве явил любовь Божью к людям (2 Кор. 5:14; Еф. 2:4; 3:19; 5:2).

МЕССИЯ означает "помазанник". Это имя грядущего освободителя, приход которого был обещан в Ветхом Завете. Слово означает, что освободитель, или спаситель, должен был особым образом быть посвящен на служение, как царь или священник. На греческий язык слово "Мессия" переводится словом "Христос".

Иисус принимал это звание (Мтф. 16:16), но описывая Свое служение, Он использовал это слово осторожно, так как многие иудеи ожидали Мессию просто как политического освободителя, а не как духовного спасителя. Христос всегда указывал на страдания, которые Он, как Мессия, перенесет до того, как вступит в Свою славу (Мтф. 16:16, 20, 21).

МИЛОСЕРДИЕ - это проявление доброты по отношению к нуждающимся, беспомощным и страждущим. Величайшее милосердие Божье было явлено в том, что Он послал Христа спасти грешников (Лк. 1:78; Тит. 3:5). Бог смывает грехи с раскаявшегося грешника, и в этом проявляется богатство Его милости (Пс. 51:3).

МИР - это гармония с Богом, которая возможна благодаря примирению, совершенному Богом через смерть Христа (2 Кор. 5:20, 21). Вера дает нам этот мир (Рим. 5:1), который в свою очередь открывает доступ к славе Бога (Рим. 5:2).

МИР. Иногда это слово используется в географическом смысле, для названия Земли (Ин. 1:10), или же под ним подразумеваются живущие на Земле люди (Ин. 3:16, 17). Чаще всего слово отображает жизнь людей, живущих под влиянием и властью бога века сего, сатаны (2 Кор. 4:4; 1 Ин. 2:5-17).

МОЛИТВА - это не просто просьба Бога о чем-то, скорее, это беседа с Богом. Во время молитвы Бог открывается в душе человека, являя Свою славу и Свою любовь. Христианин должен прилагать усилия для того, чтобы всегда молиться так, как установил Господь: через Христа и при помощи Духа Святого. Через Христа христиане имеют дерзновение предстоять перед Богом (Евр. 10:19), а Дух Святой помогает им вознести к Богу истинную молитву (Рим. 8:9, 26, 27).

НАГРАДА. Спасение не может стать наградой, так как оно - дар Божий (Рим. 6:23; Еф. 2:8). Верующий получает дар спасения, и вместе с тем Бог милостиво награждает его за верное служение (Мтф. 19:28; Мр. 10:29-30; Лк. 18:28, 29).

Притча о талантах учит нас, что люди, обладающие разными способностями, но проявляющие одинаковую верность Богу, получат одну и ту же награду (Мтф. 25:14-30).

В притче о десяти минах говорится о том, что люди, обладающие одинаковыми способностями, но проявляющие различную верность Богу, получат награду в соответствии со своей верностью (Лк. 19:11-27).

НАДЕЖДА. Когда в Новом Завете используется это слово, оно не означает упование на то, что может произойти, а может и не произойти; оно означает уверенное и радостное ожидание пока еще незримого исполнения обещаний, данных Богом (1 Пет. 1:3-4).

НАКАЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - исправление нашего характера посредством неприятных обстоятельств и испытаний, которые Господь вовремя и милостиво посылает нАм. Цель Божьего наказания - духовное развитие верующего (Евр. 12:5-7). Наказанию могут подвергаться отдельные люди, группы людей и целые церкви.

НАСЛЕДИЕ (удел). В Ветхом Завете "наследием" была названа обещанная Аврааму и его потомкам земля Ханаанская (1 Цар. 8:36).

В духовном смысле Сам Господь является наследием Своего народа (Иер. 10:16). Господь также называл Свой истинный народ Своим уделом (Втор. 4:20; 32:9; Пс. 2:8).

В Новом Завете наследие - это царство Бога со всеми его благословениями (Мтф. 25:34; 1 Кор. 6:9; Гал. 5:21; 1 Пет. 1:3, 4). Верующие - это дети Божьи по вере во Христа, поэтому их ожидает в вечности богатство Бога и слава Христа (Рим. 8:17).

НЕБЕСА. См. Вопрос 49.

НЕПОВИНОВЕНИЕ - это сознательное и упрямое отвержение воли Божьей (Еф. 2:2; 5:6) или нежелание слышать слова Бога (Иер. 11:10; 35:17). Конечно, неповиновение может включать и то, и другое.

НЕПРАВЕДНОСТЬ (неправда) - грех или постоянное совершение зла - отличительная черта грешника (1 Ин. 1:9; 5:17). См. близкое по значению слово - беззаконие.

НЕПРАВЕДНЫЙ - это слово употребляется для описания человека, поступающего противоположно тому, что Бог считает правильным; все люди по природе неправедные (Мтф. 5:45; Деян. 24:15; 1 Пет. 3:18).

НЕЧЕСТИВЫЙ - это слово описывает человека, который грешен, приносит только зло, низок по натуре, порочный, вырождается как личность. Преступление правит жизнью нечестивого; в нем нет страха Божьего, а его кажущееся благополучие скоро исчезнет (Пс. 36:1, 13).

НОВЫЙ ЗАВЕТ. Термин "Новый Завет" стал общепринятым во второй половине второго столетия. В Новый Завет входят 27 книг, которые разделены на четыре группы: четыре евангелия, Деяния апостолов, 21 письмо, книга Откровение.

Суть нового завета состоит в том, что Бог исполнил Свое обещание искупить Свой народ посредством жизни, смерти и воскресения Иисуса. Божья воля была в том, чтобы кровь Христа заключила новый завет, по которому все, кто верит и повинуется, становятся народом Божьим и церковью Христа.

ОБРАЩЕНИЕ - См. Вопрос 27.

ОБЩЕНИЕ - любимое слово христиан. Оно означает, что они все вместе обладают благодатью Божьей, спасением, которое принес Христос, что все христиане имеют наследие - Святого Духа, живущего в них. Это значит, что общение христиан между собой основывается на общении с Отцом, Сыном и Духом Святым (1 Ин. 1:3). Общение с Богом - это общение со всеми тремя ипостасями Троицы, это дружба с ними (Ин. 19:23; Рим. 5:5; 8:16; Еф. 4:30). Такое общение - это начавшаяся на земле вечная жизнь (1 Пет. 1:8).

ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ. Так как все христиане преданы Христу, то они могут отождествлять себя друг с другом, сочувствовать и принадлежать друг другу (Еф. 4:6, 13). Чем больше мы радуемся общению с Богом Отцом и Сыном, тем глубже наше общение с народом Божьим (1 Ин. 1:3).

ОМЫТЫЙ - слово означает внутреннее духовное очищение человека, которое наступает вслед за прощением грехов (Деян. 22:16; 1 Кор. 6:11; 1 Ин. 1:7-9).

ОПРАВДАНИЕ, ОПРАВДЫВАТЬ. См. Вопрос 31.

ОСВЯЩЕНИЕ. См. Вопрос 35.

ОСВЯЩЕННЫЙ. Это слово употребляется по отношению к людям или к предметам, когда надо показать, что они имеют какое-то отношение к Богу. Они "освящены" из-за близости к Богу. Так, христиане прозваны "святыми", благодаря их отношениям с Богом через Христа, Который взял верующих к Себе в удел.

ОСУЖДЕНИЕ, ОСУЖДЕННЫЙ - результат состояния греха, в котором человек находится перед Богом. Заслуживая гнев Божий, грешники приговорены к справедливому наказанию - к смерти (Иез. 18:4; Ин. 3:16-19). Но Христос покончил с грехами верующих в Него и снял с них осуждение (Рим. 8:1; 1 Ин. 4:10).

ОТЕЦ (см. Бог) - это имя первой ипостаси Троицы по отношению ко второй ипостаси - Сыну (Ин. 14:6; 20:17; Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3). Взаимоотношения между Богом Отцом и Богом Сыном нам не дано понять.

Также слово используется, чтобы показать отношение Бога Отца к верующим в Его Сына (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Фес. 2:16). Дух Святой учит верующих называть Бога Отцом (Ин. 1:12; Рим. 8:15; 1 Ин. 3:1).

Бог не относится ко всем людям как Отец, скорее наоборот (Ин. 8:44).

ОТКРОВЕНИЕ. Бог открывает людям Себя и Свою волю, иначе человек никогда не узнал бы о Его существовании. Бог говорит к нам для того, чтобы мы знали, каков Он, и могли познавать Его.

Бог открывает Себя в творении (Пс. 18:1-4; Рим. 1:20), в провидении (Пс. 144:9; Мтф. 5:45; Деян. 14:16), а также через совесть человека (Рим. 1:32; 2:14). Глядя на творение, все люди по всей земле могут увидеть присутствие Божье, но это не даст им знания о спасении. Сверхъестественным образом Бог говорит к людям через Писания, которые называются "Словом Божьим", и через Своего Сына, Который называется "Словом": через Него Бог совершенным образом явил Себя человеку (Ин. 1:1; Евр. 1:1, 2).

ОТЧУЖДЕНИЕ - это положение человека по отношению к Богу, в котором он находился до примирения с Ним. Грех и незнание разделили человека с Богом (Еф. 4:18). Люди стали расположены к злым делам, поэтому они превратились в духовных врагов Бога (Кол. 1:21).

ОЧИЩЕННЫЙ, ОЧИЩЕНИЕ. Мы нуждаемся в очищении от грехов (Пс. 51:2). Обычно эти слова означают физическое очищение, но в Библии они имеет иное значение. Грех оскверняет душу человека, отталкивает ее от Бога. Уничтожение греха через кровь Христа, устранение его пагубного влияния весьма точно описано как очищение (Евр. 1:3). Христианин может постоянно очищаться, живя в повиновении Богу, исповедуя известные грехи по мере их появления (1 Ин. 1:7-9).

ПАДШИЙ. Это слово описывает порочное состояние человека перед Богом, являющееся последствием грехопадения. Написано, что человек полностью испорчен. Здесь не имеется в виду, что он плох настолько, на сколько это вообще возможно. Это значит, что грех растлил каждую часть человеческого естества: его разум, волю и чувства. Сердце человека исполнено зла и безумия (Еккл. 9:3; Мтф. 15:11, 15-20; Мр. 7:15, 20-23), а обличение иногда заставляет его грешить еще больше (Соф. 3:7).

ПАСХА (ветхозаветная, еврейская) - так названа трапеза, которую Бог повелел устраивать в память об освобождении израильского народа из Египта (Исх. 12). Слово "пасха" означает "проходить мимо". Этот праздник назван так потому, что Бог "прошел мимо" израильского народа, обошел его стороной, в то время как наказывал египтян. Израильтянам нужно было принести в жертву ягненка или козленка для того, чтобы карающий ангел прошел мимо и не убил их первенцев. Пасхальный агнец изображает Христа. Он есть "Пасха наша" (1 Кор. 5:7), Его смерть спасла нас от заслуженного нами гнева Божьего.

ПИСАНИЕ. В Новом Завете так называется Ветхий Завет (Лк. 24:44, 45; 1 Кор. 15:3). Христиане часто под словом "Писание" имеют в виду как Ветхий, так и Новый Заветы.

ПЛОТЬ - то же, что и тело. Это слово не имеет отрицательного значения (1 Кор. 15:50; Лк. 24:39). Но чаще всего это слово используется для описания грешной природы человека. Плоть выражает низменность человеческой природы, когда естественные желания человека беспрепятственно ведут его к различным грехам (Рим. 7:18; Гал. 5:19-21; Еф. 2:3). У возрожденного человека дела плоти преданы смерти, так как он повинуется Духу Святому. Но плоть господствует над тем, кто не является христианином (Рим. 8:4-9, 12, 13).

ПОВИНОВЕНИЕ, ПОВИНОВАТЬСЯ. Повиновение - послушание голосу Божьему, Его повелениям (ИИс. Н. 22:2; Исх. 19:5; Иер. 17:23; Втор. 5:10). Откровение Бога, которое Он дал нам в Писании, должно стать правилом всей жизни человека (2 Тим. 3:16, 17). Христос - совершенный пример повиновения (Ин. 15:10; Евр. 10:7). По сути повиновение - наш ответ на Слово Божье (Мтф. 13:23). Повиноваться - это значит поступать по совести, которую Дух Святой постоянно учит через Писание (Деян. 23:1; 24:16; 2 Тим. 1:3). Повиновение - результат работы Бога в христианине, следствие рождения свыше, потому что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению (1 Пет. 1:2, 14; Фил. 2:13, 14).

Повинуясь, мы угождаем Богу (1 Ин. 3:22), пребываем в любви Христа (Ин. 20:10), поддерживаем общение с Богом (Ин. 14:23-24; 1 Ин. 1:3, 7), возрастаем в святости (Лк. 1:6; 1 Пет. 1:14-16) и совершенствуем нашу любовь к Богу (1 Ин. 2:5).

ПОГИБЕЛЬ - это вечная смерть, проклятие и разрушение. Это наказание нечестивых (Мтф. 7:13; Откр. 17:8, 11).

Погибнуть - значит умереть в полном смысле этого слова, навечно разделиться с Богом. Погибель - прямая противоположность жизни вечной (Ин. 3:16).

ПОДДЕРЖИВАЕТ, ХРАНИТ. Эти слова используются, во-первых, для описания того факта, что Бог поддерживает и хранит все творение, которое иначе не могло бы существовать (Неем. 9:6). Сын и Святой Дух также поддерживают и дают жизнь Божьему творению (Пс. 103:30; Евр. 1:3).

Во-вторых, Бог хранит и поддерживает верующих. Даже испытания и трудности Он посылает для того, чтобы укрепить их веру (Фил. 1:6; 2:13; 2 Тим. 4:18; 1 Пет. 1:6, 7; Иуда 24).

ПОКАЯНИЕ - переосмысление отношения ко греху, в результате чего происходит поворот от греха к Богу (Иез. 3:11; Деян. 3:19; 26:20).

ПОКЛОНЕНИЕ - чистосердечное признание верующим достоинств Божьих (Рим. 1:2). Такое поклонение лишь в том случае угодно Богу, если оно совершается во Христе, Который есть наш ходатай и первосвященник (Евр. 13:15, 16). Поклонение немыслимо без соответствующего поведения, которое диктует исповедание веры (Иак. 1:27).

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. Обычно последний день означает день второго пришествия Христа (Ин. 6:39, 40, 44, 54), а также последующие за пришествием события, главным образом, суд и воскресение мертвых.

Иногда о последних днях говорят как о периоде времени, начавшемся в момент рождения Христа (Евр. 1:2), когда Бог через искупление, совершенное Христом, установил новый и окончательный порядок взаимоотношений с людьми, когда родилась церковь.

Также последние дня описывают период времени, который начнется сразу же после второго пришествия Христа (2 Тим. 3:1), великого события, означающего конец века сего.

ПОСРЕДНИК, ПОСРЕДНИЧЕСТВО. "Посредник" буквально значит "связующее звено". Он примиряет враждующие стороны, устраняет разногласия, устанавливает мир.

Христос - посредник между Богом и человеком (1 Тим. 2:5), потому что Он и Бог, и человек. Христос добровольно встал между оскорбленным Богом и оскорбляющим грешником. Он принял на Себя заслуженный грешниками гнев Божий и тем самым освободил их от этого гнева. Мир между Богом и человеком стал возможным благодаря уникальной жертве Христа, принесенной ради грешников. Сам Христос - это мир наш (Еф. 2:14).

ПОТЕРЯННЫЙ. Это слово характеризует состояние людей, живущих без Христа и, таким образом, без надежды на жизнь вечную. Как пропавшая овца, люди отделены от Пастыря, в котором нуждаются (Мтф. 10:6; Лк. 15:4; 19:10). Потерянные должны быть найдены и спасены во Христе, а иначе они погибнут (Мтф. 18:12-14; Ин. 3:16).

ПРАВЕДНИК - человек, который не нарушает законы Бога и законы человека. Праведная жизнь возможна только после рождения свыше (1 Ин. 2:29). Бог использует слово "праведный", чтобы описать полную справедливость Своего суда над людьми (Пс. 7:11; 2 Тим. 4:8). Это слово используется и по отношению к Христу, жизнь Которого - совершенный пример повиновения и непорочности (Мтф. 27:19; Деян. 7:52; 1 Пет. 3:18).

ПРАВЕДНОСТЬ - характеристика Бога, указывающая на безошибочность всех Его действий (Рим. 3:5). Эти слова используются, чтобы описать то, что угодно Богу (Мтф. 3:15; 5:6, 10, 20), чтобы указать на правильные отношения человека с Богом, которые человек обретает, поверив во Христа (Рим. 10:10). Люди праведны во Христе, иными словами, во Христе они соответствуют всем Божьим требованиям (1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:21).

ПРЕГРЕШЕНИЕ - неверный шаг, который уводит человека от истины. Человек согрешает либо против людей (Мтф. 6:14, 15), либо против Бога (Рим. 5:15, 17; Гал. 6:1).

ПРЕОБРАЖЕНИЕ - слово, употребленное в евангелиях, чтобы описать славу Христа, явление которой увидели три апостола. Обычно невидимая, скрытая человеческой природой, слава Христа воссияла, на несколько мгновений озарив тело и одежду Господа (Мтф. 17:2; Мр. 9:2). Бог объявил Иисуса Своим Сыном, и это утверждение завершило откровение славы Иисуса Христа.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - нарушение Закона Божьего. Совершить преступление, значить переступить за черту законного. Если наши действия идут вразрез с законом, то они преступны - мы нарушили, преступили то, что установил Бог (Дан. 9:11).

ПРИЗВАННЫЙ, ПРИЗВАНИЕ, ПРИЗЫВ - действие одного Бога, которым Он призывает избранных в общение и единение со Христом (1 Кор. 1:9), так что они пользуются плодами искупительной и спасительной работы Сына Божьего. Это первый шаг в исполнении божественного плана спасения человека (Рим. 8:28-30; сравни Деян. 16:14). Призыв сопровождается благодатью Божьей, достаточной для того, чтобы человек обрел возможность ответить на призыв, поверить в Господа Иисуса Христа и спастись (Деян. 16:31). Фактически, эта благодать и есть то, что мы называем возрождением.

Также есть "призыв" к служению. Каждый человек должен определить для себя, к чему он призван, и действовать в соответствии с этим призванием (Деян. 13:2; 16:10).

ПРИМИРЕНИЕ. Смысл слова "примирение" - восстановление мира после ссоры, соединение двух враждующих сторон. Вначале между Богом и человеком была гармония, но грех полностью ее нарушил, поэтому единственное, что человек может заслужить, - гнев Божий. Сами люди признают себя врагами Бога (Рим. 5:10; Кол. 1:21). Бог требует праведности, а это означает, что Он всегда против греха. В этом случае примирение зависит от того, как Бог искореняет причину ссоры - грех человека. Посредством смерти Своего Сына Бог устранил грех окончательно и бесповоротно (Рим. 5:10, 11). Фактически, не знавшего греха Христа Бог сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными и угодными Ему (2 Кор. 5:21). Теперь человек может примириться с Богом, ответив на милостивое предложение во Христе.

ПРИНОШЕНИЯ И ЖЕРТВЫ. Жертвы и приношения - это ветхозаветная традиция (Евр. 10:5; Пс. 39:6). В жертву приносили животных, а для приношения использовались растения. Слово "приношения" связано по смыслу со словом "приближаться". Благодаря приношению человек приближается к Богу. Человек настолько погряз в грехах, что не мог приблизиться к Богу, не подготовившись: об этом свидетельствуют приношения.

В Левите 1-7 описываются жертвы и приношения. Эти главы привлекательны тем, что объясняют нам, как Иисус Христос исполнил то, что имеет для нас глубокое значение: Христос принес Себя в жертву и Своей кровью открыл нам доступ в присутствие Божье (Евр. 10:10, 19-22).

ПРИЧАСТИЕ означает "соучастие". В Новом Завете оно часто переводится как "участие". Слово "причастие" особым образом описывает Вечерю Господню, так как, участвуя в ней, христианин не только выражает свое личное общение со Христом, разделяет благословения Его искупления, но и вступает в общение с другими христианами. Это происходит благодаря духовному единству всех тех, кто разделяет блага искупительной смерти Христа (1 Кор. 10:16, 17).

ПРОВИДЕНИЕ - благое, непрекращающееся действие Бога, Его контроль за всем происходящим. Бог производит все в согласии с собственной волей (Пс. 99:5; Еф. 1:11). Господь допускает войны и страдания настолько, насколько это служит Его намерениям: несомненная и конечная цель Бога - прекращение войны и страданий.

ПРОКЛЯТИЕ - осуждение на смерть за преступление. Слово используется по отношению к Господу Иисусу Христу, о Котором сказано, что Он стал проклятием за грешников. За несоблюдение закона Бог проклинает грешника, приговаривает его к смерти (Гал. 3:10; Рим. 6:23). Христос добровольно занял место грешников на кресте, Он умер вместо них. В этом смысле Он стал проклятием за них.

ПРОРОКИ - прорицатели Божьи: сверхъестественным образом Бог открывал им Свою волю, вдохновлял и уполномочивал их говорить людям о ней, о настоящих и о грядущих событиях (Иер. 1:9; Ис. 51:16; 2 Пет. 1:20, 21). Дух Святой вдохновлял некоторых из пророков записывать послания Бога для будущих поколений.

ПРОРОЧЕСТВО, ПРЕДСКАЗАНИЕ. Пророчество в Библии - это всегда выражение Божьей мысли, в нем содержится совет Бога людям. Пророчество - это не обязательно предсказание будущего, это изложение истины, которую нельзя постигнуть естественным путем. Пророчества исчезли к тому времени, когда христианской церкви стали доступны все книги Библии. Пророчество, которое было необходимо до того, как появилось Писание, уступило место изучению Писания (сравни 2 Пет. 2:1).

ПРОЩЕНИЕ - снятие вины с грешника Богом и аннулирование его долга перед Богом (Мих. 7:19; Еф. 1:7) на основании смерти Христа за грешников (Мтф. 26:28; Мр. 14:24). Условия прощения - покаяние и вера во Христа (Деян. 2:38; 5:31; 10:43; 1 Ин. 1:9).

ПСАЛМЫ. В переводе с древнееврейского это слово означает "восхваление". Так называется самая большая из всех книг Библии. В ней содержится 150 псалмов, написанных различными авторами. 73 псалма были написаны Давидом. Книга Псалмов была своего рода песенником, сборником гимнов, использовавшихся в храме Соломона. Книга отображает разнообразные переживания людей Божьих. Христианин, чья жизнь полна особыми переживаниями, находит в псалмах духовное подкрепление и помощь.

ПЯТИКНИЖИЕ. Так названы первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Само слово означает книгу, состоящую из пяти томов. В Ветхом Завете о Пятикнижии говорится как о Законе (ИИс. Н. 8:34; Неем. 8:2), или как о книге Закона Божьего (ИИс. Н. 24:26; Неем. 8:18), иногда о Пятикнижии говорится как о книге Моисея (Ездр. 6:18; Неем. 13:1), так как Моисей нес ответственность за запись откровений Бога, а также за народ Божий.

Когда в Новом Завете говорится о первых пяти книгах Библии, имеются в виду закон Божий (Гал. 3:10; Мтф. 12:5; Лк. 16:16; Ин. 7:19; Лк. 2:23, 24) и деятельность Моисея (Лк. 2:22; Мр. 12:26; Ин. 7:23; Лк. 20:28).

Пятикнижие описывает период времени от сотворения мира до времен Иисуса Навина, возглавившего народ после смерти Моисея.

РАЗДЕЛЕНИЕ С БОГОМ. Божья святость требует полного отделения от греха. Беззаконие человека привело к полному разделению между ним и Богом, так что общение стало невозможным (Ис. 59:2). Лучше всего ужас разделения с Богом можно понять на примере Христа, оставленного Богом на кресте (Мтф. 27:46; Мр. 15:34), ибо не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом (2 Кор. 5:21).

РАЗУМ - это способность человека мыслить и понимать. Разум невозрожденного человека ослеплен (2 Кор. 3:14; 4:4), помрачен (Еф. 4:18), отчужден (Кол. 1:21), надменен (1 Тим. 6:5) и осквернен (Тит. 1:15). Возрождение приносит пробуждение разума, делая его способным любить Бога, понимать и исполнять Его волю (Рим. 12:1, 2; Еф. 4:23; 1 Пет. 1:13).

РАЙ. Первоначально это слово использовалось персами для обозначения сада или парка. Затем оно было перенято греками и стало означать внеземное место абсолютного счастья. Наш Господь называл раем небесный дом, место, куда попадает дух верующего после смерти (Лк. 23:43).

РАСКАЯНИЕ - это сокрушение духа, которое происходит благодаря осознанию истинной природы греха. Гордость человека усмиряется и он может получать милость и прощение Бога (Пс. 33:19; 50:19; Ис. 57:15; 66:2).

РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ. См. Вопрос 26.

САТАНА - имя князя зла, противника Бога. Его также часто называют дьяволом. Он злейший враг Бога и человека, противник всего доброго и пособник всего злого. Он уже побежден смертью Христа и Его воскресением. В конце века сего, когда сатана будет окончательно поражен, это поражение станет очевидным для всех. См. Вопрос 43.

СВЯТОЙ. Все верующие - святые. Библия не говорит о святых как о людях, обладающих выдающейся, особой святостью.

Слово "святой" означает "отделенный". Христиане призваны отделяться от греха (2 Тим. 2:19). Им следует посвятить себя служению Богу (Рим. 12:12). Бог взял их к Себе в удел, поэтому они называются святыми.

СВЯТОСТЬ, СВЯТОСТЬ БОЖЬЯ. Понятие "святость" лучше всего описывает совершенство Бога. Бог полностью отделен от нравственного зла, Он абсолютно чист. Бог бесконечно выше Своего творения. Слово "святой" означает "отрезанный", "отделенный". Бог отделил Свой народ от остальных и призывает людей к тому, чтобы они отдалялись от неугодного Ему и противного Его воле. Бог призывает людей уподобляться Ему (1 Пет. 15, 16).

СЕРДЦЕ. Это слово означает всю внутреннюю жизнь человека: его размышления, чувства, желания (Мтф. 13:15). В сердце человека находится корень греха (Мтф. 15:19, 20), поэтому именно с него Бог начинает дело спасения (Мтф. 13:19; Рим. 2:15; 2 Кор. 3:3; Евр. 8:10), так, чтобы человек мог верить в сердце (Деян. 15:9; Рим. 10:9, 10).

СЛАВА. В этом слове собрано воедино все совершенство того, кем Бог является и что Он делает. В нем в первую очередь подразумеваются Его благость, сила и праведность; последнее понятие лучше всего показывает, как далеко человек отошел от Божьего совершенства (Рим. 1:23; Еф. 1:17; Иуда 24).

Это слово также используется для того, чтобы описать вечное счастье, которым христианин будет наслаждаться в грядущей жизни (Рим. 8:18, 21; 1 Пет. 5:1, 10).

СЛОВО БОЖЬЕ. Это выражение используется в трех разных смыслах. Во-первых, нашего Господа Иисуса Христа зовут Словом Божьим (Ин. 1:1). Бог говорил нам во Христе, даровав в Сыне Своем самое лучшее откровение (Евр. 1:1, 2).

Во-вторых, Слово Божье есть Благая весть (Мр. 4:14; Лк. 5:1; 8:11; 11:28), так как она является посланием Бога грешнику (Рим. 1:16; 15:16).

В-третьих, Писание есть Слово Божье. Христос и апостолы обращались к Ветхому Завету, цитируя Его как Слово Божье (Мр. 7:13; Деян. 3:22-25; Рим. 1:2; 2 Тим. 3:16). Наш Господь и апостолы учили Слову Божьему, которое теперь составляет Новый Завет. Таким образом, вся Библия является Словом Божьим. Этот факт подтверждает авторитет Библии в жизни и вере. Библия говорит то, что говорит Бог. См. Вопрос 3, 4.

СОВЕСТЬ - это составная часть человека, которая не одобряет поступки, противоречащие понятию правильного, и одобряет те, которые соответствуют этому понятию. Как свидетель, она говорит о фактах (Рим. 2:15; 9:1; 1 Кор. 1:12), как доверенный советник, она препятствует злу (Деян. 24:16; Рим. 13:5) и, как судья, она выносит приговор (Рим. 2:15; сравни 1 Ин. 3:20). Сама по себе совесть не является эталоном правильного и неправильного: слово Божье и Дух Святой должны наставить ее. До того как человек становится христианином, его совесть либо спит, либо она нечиста. Когда же человек начинает осознавать свой грех, его совесть становится чуткой, и он понимает, что его совесть нечиста перед Богом. После примирения с Богом совесть человека очищается кровью Христа; это дар Божий (Евр. 9:14). Совесть "непорочна" (Деян. 24:16) и остается непорочной в том случае, если верующий стремится исполнять волю Божью и не оставляет неисповеданного греха (1 Ин. 1:6-10).

СОЗНАНИЕ ГРЕХОВНОСТИ - работа Духа Святого, Который через Писание и проповедь убеждает человека в том, что он грешен перед Богом. Осознание греховности приносит человеку веру в правосудие, веру в реальность гнева Божьего и ненависть ко греху (Ин. 16:8, 9; сравни Деян. 2:37; 1 Фес. 1:5, 9, 10).

СПАСЕНИЕ - освобождение от вины и наказания за грех через покаяние и веру в Господа Иисуса Христа. Получив спасение, человек радуется вечному и неизменному благоволению Бога к нему (Деян. 14:12; Рим. 10:10). Сейчас человек знает о своем спасении благодаря дару Духа Святого (Деян. 2:38) и прощению грехов (1 Ин. 1:9), но полностью спасение раскроется лишь в будущем, в совершенной радости вечной жизни (Деян. 2:38-40; 16:30, 31; 1 Фес. 5:8, 9, 10; 1 Пет. 1:5, 13).

СПАСИТЕЛЬ. Спаситель значит освободитель или хранитель. Это имя особенно хорошо подходит Христу, так как Он умер на кресте, спасая грешников. Христос - Спаситель, Которого Бог обещал людям много столетий назад (Лк. 2:11; Деян. 13:23; Фил. 3:20). Как Спаситель, Христос дарует прощение грехов всем, кто искренно кается (Деян. 5:31). Он дарует жизнь и нетление (2 Тим. 1:10).

СТАРЕЙШИНЫ - духовные руководители церквей в раннюю эпоху христианства. Они стали назначаться с самого начала истории церкви (Деян. 11:30). Обязанности старейшин нельзя установить точно, хотя ясно, что эти люди несли пасторское служение, руководили, а некоторые из них также занимались учением и проповедью Слова Божьего. Качества, которыми должны обладать старейшины и епископы, более или менее одинаковы (Тит. 1:6-9; 1 Тим. 3:1-7). Считается, что слова "старейшина" и "епископ" похожи по смыслу, они относятся к одной и той же духовной должности.

СТОЙКОСТЬ ВЕРЫ - учение Нового Завета о том, что человек, однажды получив подлинное спасение, остается спасенным навсегда (Ин. 6:39; 10:27-29; 2 Тим. 4:18). Настоящий христианин будет проводить свою жизнь с усердием, всегда бодрствуя (Ин. 8:32; 1 Тим. 2:15; 2 Пет. 1:11). Только Бог посылает нам силу устоять в вере (Фил. 1:6). Христианин устоит до конца, потому что его хранит Господь (2 Пет. 1:5). Вероотступничество указывает на то, что человек никогда не был подлинным христианином.

СУД, СУДНЫЙ ДЕНЬ. Бог справедливо осуждает грешников (Рим. 2:2) и приведет Свой приговор в исполнение, когда Христос будет Судьей и все люди предстанут пред Ним (Мтф. 25:31-46; Ин. 5:22, 27). Справедливость Бога и несомненная вина всех грешников будут очевидны и неоспоримы (Быт. 18:25; Деян. 17:31; Рим. 2:5, 6). С оправданных по вере во Христа будет снята их вина за грех. Они получат награду в соответствии со своей верностью (Рим. 5:1; 1 Кор. 3:9-13; 2 Тим. 4:8); неверующие будут окончательно осуждены (Рим. 2:8; 2 Фес. 1:8, 9; Иуда 15; Откр. 20:15).

Судный день - день возвращения Христа (1 Фес. 5:4; Евр. 10:25; 1 Кор. 3:13). Это день, в который произойдет все перечисленное выше. См. Вопрос 46.

СУДИЛИЩЕ. Как в Греции, так и в Риме судьи восседали на возвышении в общественном месте, так называемом судилище, так что совершавшееся правосудие было видно для всех. А так как последний суд будет совершаться перед всеми и будет справедливым, то судилище стало символом судного дня, когда Христос будет публично и праведно судить всех людей (Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10).

СУДЬЯ. Иногда о Боге Отце говорится как о Судье (Евр. 12:23), иногда так называют Господа Иисуса Христа (Деян. 10:42; 2 Тим. 4:18). Бог Отец установил день, в который будет праведно судить вселенную с помощью Христа - назначенного Им Судьи (Деян. 17:31).

СЫН, СЫН БОЖИЙ. Христос редко употреблял это имя, хотя иногда Он говорил о Себе как о Сыне (Мтф. 11:27; Мр. 13:32). Но Он не такой Сын, какими становятся люди, дети Божьи, посредством веры (Мтф. 11:27; Лк. 2:49; Ин. 20:17). Он единственный, особенный, возлюбленный Сын Божий (Мр. 12:6), никто не может быть на Его месте. Он и Отец одно, после воскресения Христа Его ученики полностью осознали это (Ин. 20:28; Рим. 1:3, 4). Все дела Божьи, вся Его слава и все Его совершенство присущи Христу (Ин. 1:3; Кол. 1:16, 17; Евр. 1:2; Мр. 2:5, 7). Он и Отец одно, Он равен Богу.

ТАИНСТВО - это символ, который дает верующему уверенность в благосклонности Бога к нему. Таинства предоставляют верующему возможность открыто заявить о своей преданности Богу.

Два общепринятых таинства христианской церкви - крещение и Вечеря Господня. Большинство протестантов считают, что других таинств не существует, так как Господь Иисус повелел исполнять только эти два (Мтф. 28:19; 1 Кор. 11:23-25). Некоторые предпочитают называть таинства заповедью, потому что крещение и Вечеря Господня были заповеданы Господом.

ТВОРЕНИЕ. Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа есть Творец всего (Неем. 9:6; Пс. 89:3; Ис. 42:5; Деян. 17:24, 25; 1 Кор. 8:6). Бог Сын и Бог Дух Святой участвовали в творении (Быт. 1:2; Иов. 26:13; Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Бог Отец сделал Сына наследником всего творения (Евр. 1:2). Факт творения нельзя доказать, в это можно только верить (Евр. 11:3). См. Вопрос 9.

ТЕЛО. В теле человек совершает не только чисто физические действия, вся земная жизнь человека описывается, как жизнь "в теле" (2 Кор. 5:8).С помощью тела человек осуществляет свою деятельность (1 Кор. 6:20; Рим. 12:1), набирается опыта и испытывает страдания (2 Кор. 4:10; Гал. 6:17), а также ведет половую жизнь (Рим. 4:19; 1 Кор. 7:4).

Нынешнее уничиженное тело христианина будет изменено в славное тело- подобное славному телу Христа. Это изменение произойдет во время воскресения мертвых после возвращения Христа (Фил. 3:21; 1 Кор. 15:44).

Слово "тело" также символизирует христианскую общину, церковь, которая является телом Христа (Рим. 12:5; 1 Кор. 10:17; 12:13, 27; Еф. 1:23; 2:16; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол. 1:18, 24; 2:19; 3:15).

ТЛЕНИЕ. В первую очередь это понятие используется для определения угасания и умирания физического тела (Пс. 15:10; сравни Деян. 2:17). Второе значение слова имеет духовный смысл - это состояние грешного человека из-за его неповиновения Богу (Пс. 13:1). Предоставленный самому себе, человек становится все хуже и хуже, все, что он делает, заражено грехом.

ТРИЕДИНСТВО. См. Вопрос 8.

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ - убежденность, которую Дух Святой посылает христианам (Рим. 8:15, 16; 1 Ин. 3:24), когда они повинуются Евангелию, в том, что они - дети Божьи и наследники вечной жизни (1 Ин. 5:13). Подлинность этой убежденности подтверждается истинной верой в Христа (1 Ин. 2:22; 5:1), праведным поведением (1 Ин. 2:3-6; 3:3) и любовью к другим христианам (1 Ин. 3:10-17; 4:7-12, 20, 21). См. Вопрос 33.

УМИЛОСТИВЛЕНИЕ. Умилостивлять - значит умиротворять, успокаивать. Гнев, недовольство, возмездие - реакция Божьей святости на грех, поэтому цель умилостивления - устранить недовольство Бога. Христос умер на кресте за наши грехи, умилостивил гнев Божий и расположил Бога к Его народу. Умилостивлять - нести наказание за грех, заглаживать вину. Христос - умилостивление за грехи наши. Он принял их на Себя и умер за них, чтобы привести нас к Богу (1 Пет. 3:18). Пожертвовав Собой, Христос убрал преграду, которую создал грех между человеком и Богом (Евр. 2:17; Рим. 3:25).

УСЫНОВЛЕНИЕ - действие Бога, посредством которого Он дарует оправданным во Христе звание или право быть Его сыновьями и дочерьми (Ин. 1:12). Они становятся членами Божьей семьи и обладают всеми правами детей Бога. Дух Святой - Дух усыновления, так как Он делает верующих сыновьями и дочерьми Бога, дарует им способность называть Бога Отцом и чувствовать это (Рим. 8:15).

УТЕШИТЕЛЬ. В Новом Завете это же слово переведено с греческого как "ходатай" (Ин. 14:16, 26; 16:7). См. Ходатай.

УЧЕНИК - тот, кто неотступно следует за своим учителем, исполняет его указания. Иисус избрал двенадцать учеников для того, чтобы научить их, чтобы они позже могли передать Его учение остальным (Мтф. 28:20; сравни 2 Тим. 2:2). Учениками, последователями Иисуса были названы не только эти двенадцать, но и многие другие верующие (Лк. 10:1). Учениками называют всех людей, исповедующих христианство (Деян. 12:26). Иисус говорил, что основная характеристика ученичества - верность и повиновение Слову (Ин. 8:31).

ХОДАТАЙ, ЗАЩИТНИК - так называют нашего Господа Иисуса Христа, а также Духа Святого. По сути, защитник - это тот, кто приходит на призыв о помощи. В судебной практике это слово означает человека, который защищает интересы подсудимого. Что касается Духа Святого, то в Евангелии от Иоанна Его называют "Утешителем", хотя более подходящим переводом этого слова было бы "Помощник" (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7). В 1 Ин. 2:1, где говорится о Господе Иисусе Христе, это слово переводится как "Ходатай". Здесь оно используется как юридическое понятие.

В обязанности ходатая, адвоката, входит следующее: во-первых, он защищает своего подзащитного, во-вторых, он подсказывает ему, что следует говорить на суде. Христос исполняет первую часть обязанностей адвоката: Он ходатайствует за верующих перед Богом, защищая их на основании того, что Он совершил на кресте (Евр. 7:25).

Дух исполняет вторую часть обязанностей адвоката: Он присоединяется к молитвам верующих, вкладывая слова моления в их уста (Рим. 8:26-27).

ХРИСТИАНИН. Христиане - это люди, которые принадлежат Христу. Впервые христианами были названы верующие в Антиохии (Деян. 11:26). Поверить апостольскому посланию Благой вести значило стать христианином (Деян. 26:28). Иногда человека преследовали только за то, что он был христианин (1 Пет. 4:16).

ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ - плод пребывающего в христианине Духа Святого (Гал. 5:22). Любовь к Богу проявляется в повиновении Его заповедям (Ин. 14:15, 21, 23; 15:10; 1 Ин. 2:5; 5:3; 2 Ин. 6). Любовь к ближнему видна в том, что человек ищет наилучшего для других независимо от того, отвечают они взаимностью или нет (Рим. 15:2; 1 Кор. 13; Гал. 6:10).

ХРИСТОС - греческое слово, означающее "Помазанник", "Мессия". Помазание служило символом того, что Бог отделил кого-то на особое служение. Евреи ожидали пришествия Великого, именуемого Мессией, Который исполнит Божьи обещания. Иисус принимал это звание, хотя и редко, так как израильтяне думали, что Мессия - это освободитель от римского господства, а Иисус пришел совсем не для этого (Мтф. 16:16, 17; Мр. 14:61, 62; Ин. 4:26; сравни Мтф. 1:18; 2:4; Лк. 2:11, 26).

ЦАРСТВО, ЦАРСТВО БОЖЬЕ, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Во-первых, Царство Божье, или Царство Небесное, - это царство, гражданами которого являются христиане, люди, рожденные свыше (Ин. 3:3, 5), ибо Христос царствует в их сердцах. Во-вторых, это царство, в которое верующие попадут в будущем (Мтф. 25:34; Лк. 22:16; 2 Тим. 4:18; Евр. 12:28).

ЦЕРКОВЬ. Слово "церковь", в основном, используется в двух значениях: во-первых, оно означает собрание искупленных Христом (Мтф. 16:18; Деян. 9:31; 1 Кор. 6:4; 12:28; Еф. 1:22; 3:10, 21; 5:23, 27, 29, 32), и, во-вторых, собрание христиан, которые живут в одной местности (Мтф. 18:17; 1 Кор. 1:2; 10:32; 11:16, 22; 15:9; 2 Кор. 1:1; Гал. 1:13; 1 Фес. 2:14; 2 Фес. 1:4; 1 Тим. 3:5, 15; Деян. 2:28).

ЧУДО. Чудо - это сверхъестественное действие, естественными средствами его совершить нельзя. В этом смысле дела, которые Иисус совершал Своей силой, можно назвать чудом (Мтф. 13:54, 58; Лк. 19:37).

ЯЗЫЧНИК. Это слово в Библии означает "народ". Евреи считали, что все народы, кроме них, - язычники, потому что только евреям Бог открыл Себя и только с ними заключил завет. Слово "язычник" относится ко всем, кто не знает истинного Бога.