Ісус-Пан! - Бібліотека - Християнський довідник Дерека Прайма


РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ БИБЛИИ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

I. ПРЕДАННОСТЬ БОГУ

Исход 20:3: "Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим".

Вопрос: чему учит первая заповедь?

Ответ: первая заповедь учит нас в первую очередь быть преданными Самому Господу. Она запрещает всякое идолопоклонство. Богу угодна искренняя, полная и бережно хранимая преданность.

1. Бог обладает полным правом требовать от человека преданности по двум причинам: Бог уникален, и Он даровал верующему искупление:

уникальность Бога:

а) нет иного Бога, кроме Бога (Втор. 4:39; 2 Цар. 22:32; 1 Кор. 8:4). Господь есть Бог на небе вверху, на земле внизу (Втор. 4:39);

б) Бог создал нас (Пс. 99:3): Он всемогущий Творец, Который распростер небеса над пустотою и повесил землю ни на чем (Иов. 26:7). Только Бог обладает властью над творением (Иер. 14:22);

в) Бога невозможно сравнить ни с кем и ни с чем: в Своем величии и славе Он не похож ни на кого (Пс. 97:6-8; Ис. 44:6);

г) хотя некоторые люди верят в существование множества богов на небе и на земле (1 Кор. 8:5, 6), в реальности они не существуют (1 Кор. 8:4), и у них нет никакой силы (Иер. 14:22);

д) когда людям приходится сравнивать так называемых богов с Господом, они признают, что "Господь есть Бог" (3 Цар. 18:39). Богу принадлежит полное право требовать от человека абсолютной верности, а созданные руками человека идолы не стоят даже упоминания о них (Ис. 45:5, 21-23; Иер. 10:1-10);

е) мы должны осознать и принять уникальность Бога (Втор. 4:39), а из этого следует, что единственно верный путь - повиновение Его законам (Втор. 4:40);

Бог даровал искупление:

ж) Бог освободил Свой народ из египетского рабства (Исх. 20:2), и христиане пережили подобное и даже более великое освобождение и искупление (1 Пет. 1:18, 19);

з) христианин должен быть полностью предан Господу Иисусу Христу (Еф. 5:21), возлюбившему его и предавшему Себя за него (Гал. 2:20);

и) как пасхальный пир служил израильтянам напоминанием об освобождении из рабства (Исх. 12:14), так и Вечеря Господня напоминает христианам об искуплении, которое Бог даровал верующим через смерть Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа (1 Кор. 11:20-26).

2. Преданность Богу запрещает всякое идолопоклонство:

a) язычники поклоняются идолам из серебра, золота, бронзы, железа, дерева и камня, которых они сами и сделали (Пс. 134:15-17; Дан. 5:4, 23);

б) поклоняясь идолам, люди воплотили славу нетленного Бога в образ, подобный тленному человеку, птицам, животным и пресмыкающимся (Рим. 1:23), а затем стали полагаться на них (Авв. 2:18);

в) идолопоклонники заблуждаются, потому что поклоняются творению, а не Творцу (Суд. 8:24-28; Рим. 1:25; Еф. 5:5);

г) но идолослужение - это не только поклонение изделию рук человеческих; любая вещь или человек, которым мы храним верность, становятся "другим богом" (сравни Кол. 3:5);

д) идолослужение начинается в сердце (Втор. 11:16). Наш бог - это то, что занимает наше сердце и наши мысли (Лк. 12:34);

е) то, чем хвалится человек, становится его богом: например, мудрость (Иер. 9:23, 24), сила и находчивость (Иер. 17:5), добрые поступки (Ис. 64:6), уважение других и репутация (Лк. 18:11);

ж) богатство - идол очень многих людей (Марк. 10:22; Иов. 31:24; Мтф. 13:22), жадность - это то же самое, что и поклонение идолу (Еф. 5:5; Кол. 3:5);

з) люди делают своим богом удовольствие (2 Тим. 3:4), их богом становится желание вкусно поесть (Фил. 3:19). Они гордятся тем, чего должны стыдится, думают, что существует только этот мир;

и) когда сердце не может оторваться от благ этой жизни - это признак идолопоклонства (2 Тим. 4:10; 1 Ин. 2:15, 16);

к) идолами могут стать даже христианские служители, если люди станут проявлять к ним любовь и верность, которые принадлежат Богу (1 Кор. 1:11, 12);

л) идолопоклонство бесчестит Бога (Дан. 5:23): оно показывает, что человек отвергает Бога (Рим. 1:18-23), оставляет Его (Иер. 1:16), отказывается слушать слово Божье (Иер. 13:10, 11) и перестает доверять Богу (Суд. 2:17);

м) идолослужение - духовный разврат (Ос. 12:12-14) или измена (Суд. 2:17; сравни Иак. 4:4);

н) идолопоклонство навлекает Божий суд (Ос. 8:4; Ам. 5:25-27; Мих. 1:7). В отличие от тех, кто служит Господу, идолопоклонники испытывают множество скорбей (Пс. 15:4, 8-11);

о) идолопоклонство должно быть вырвано с корнем (Мих. 5:14) и полностью уничтожено. Господь должен занять то место, которое принадлежит Ему по праву (Суд. 6:25-27), потому что Ему можно служить только тогда, когда другие боги уничтожены (Иис. Н. 24:14).

3. Богу угодна искренняя, полная и бережно хранимая преданность:

искренняя преданность:

a) наше служение Господу должно быть искренним (Иис. Н. 24:14);

б) показная, неискренняя преданность увеличивает грех (Ос. 8:11). Наши мотивы, также как и наши поступки, должны быть правильными (Ам. 5:18-27);

в) преданность Богу относится к духовной сфере нашей жизни. Мы знаем, что Бог уникален, Он искупил нас, и поэтому быть преданными Ему значит предоставить свое тело в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12:1);

г) Бог хочет видеть добровольную преданность (1 Пар. 28:9);

полная преданность:

д) Бог желает, чтобы мы в первую очередь были преданы Ему (Иис. Н. 24:14): Бог не терпит соперничества, ибо Он - Бог ревнитель (Исх. 20:5; 14:14). Бог ни с кем не будет делить Свою славу, частью которой является и наша верность (Ис. 42:8);

е) нам следует выбрать, кому поклонятся: единому истинному Господу Богу или так называемым богам, которых множество вокруг нас (Иис. Н. 24:14, 15; 1 Фес. 1:9);

ж) любовь к Богу должна быть полной: мы должны любить Его всем сердцем, всей душой и всем разумом (Мтф. 22:37);

з) мы с радостью должны всем свидетельствовать: "Я Господень" (Ис. 44:4);

бережно хранимая преданность:

и) нам следует прилепиться к нашему Господу Богу (Иис. Н. 23:8), это значит, что мы должны бережно хранить любовь к Господу Богу нашему (Иис. Н. 23:11);

к) мы должны наблюдать за состоянием своего сердца, чтобы не впасть в идолопоклонство (Втор. 11:16), нам следует избегать всякого идолослужения (1 Кор. 10:14) и хранить себя от всего, что может занять место Бога в нашем сердце (1 Ин. 5:21);

л) мы должны всегда быть на стороже, потому что это сатана подталкивает людей к идолослужению (1 Кор. 8:5; 10:19; сравни Деян. 5:3), дьявол не перестает творить лукавые дела (1 Пет. 5:8);

м) мы должны непрестанно думать о Господе (Пс. 15:8), взирать на Него (Пс. 24:15).

5. Бог наградит нас за верность Ему:

a) если мы преданы Господу, то нет границ тем благам, которые ниспосылает Бог (Втор. 28:1);

б) преданность Богу - наивысшая мудрость - приносит человеку долгую и счастливую жизнь, богатство, почет, уважение и мир (Прит. 3:17);

в) те, кто посвятил себя Господу, знают тайну радости (Ис. 56:7);

г) если Бог - наш Бог, мы можем быть уверены в благословениях Господа (Пс. 66:5), зная, что вся наша жизнь находится под контролем у Бога, и что все содействует исполнению Его добрых намерений (Рим. 8:28);

д) в последующей жизни мы получим в дар царство Божье - награду за нашу преданность (Лк. 12:32), а также неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4).

II. ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ

Исход 20:4-6: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и до четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".

Вопрос: чему учит вторая заповедь?

Ответ: вторая заповедь учит нас поклоняться только Самому Богу, а не Его изображению, поклоняться в строгом соответствии с тем, каким Бог явил Себя нам.

1. Мы должны поклоняться Богу:

a) Бог - наш Творец, и поэтому мы поклоняемся Ему (Пс. 99; Рим. 1:25): славить Бога - естественное проявление исполнения первой заповеди (Исх. 20:3);

б) поклонение есть прославление, почитание и выражение благодарности Богу (Откр. 4:9). Поклоняясь Господу, мы тем самым признаем, что только Бог достоин прославления (Откр. 4:11).

2. Мы должны поклоняться только Богу:

a) только Бог достоин поклонения (Исх. 20:2, 3);

б) Бог есть Бог ревнитель, потому что Он - Господь (Исх. 20:5); Он не отдаст Свою славу никому (Ис. 42:8);

в) Бог ни с кем не будет делить нашу любовь и наше послушание (Исх. 20:5, 6).

3. Мы должны поклоняться Богу, а не Его изображениям или символам:

a) вторая заповедь запрещает нам поклоняться как изображениям так называемых богов, так и изображениям единого истинного Бога (Исх. 20:4);

б) Бог против того, чтобы люди изображали Его (Лев. 26:1): нам не следует делать себе "кумира из какого-либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх. 20:4);

в) пытаясь создать образ Бога, человек искажает Его истинную сущность (Втор. 4:15-19), поэтому мы можем сделать вывод, что идолослужение - это не только поклонение лжебогам, но и поклонение образам единого истинного Бога;

г) Ветхий Завет подтверждает, что Богу надо поклоняться без всяких изображений и символов, когда напоминает, что израильтяне не видели Бога в тот день, когда Он говорил им с горы Хорив. Так как Господь не явил Себя видимым для людей, но говорил с ними, то и мы не должны пытаться изобразить Его. Нам просто нужно повиноваться Его слову (Втор. 4:15-19);

причины, по которым нельзя делать изображений Бога:

д) изображения при поклонении Богу могут отобрать у Господа славу, которая предназначается только Ему (Ис. 40:18-31), потому что все вокруг нас сотворено Им и подчинено Ему. Глупо икать подобие Божье в творении (Исх. 20:4; Втор. 5:8);

е) если люди изображают Бога в человеческом образе, то вскоре они начинают приписывать Ему свои человеческие слабости (3 Цар. 18:26-29);

ж) более того, Бога невозможно изобразить, потому что Он есть Дух (Ин. 4:24): Его нельзя заставить быть неподвижным или подчинить себе, а изделия рук человеческих представляют Его именно таким;

з) Господь требует, чтобы мы остерегались неправильных представлений о Нем (Исх. 20:4, 5) и не создавали в своем сердце ложных образов Бога.

4. Богу следует поклоняться так, как Он установил:

a) вторая заповедь настаивает, чтобы поклонение происходило в соответствии с божественным откровением. Бог предостерегает нас от поклонения, которое бесчестит Его и уводит от Его истины (Исх. 20:4, 5);

б) в поклонении Богу должно быть только то, что Он установил (Откр. 22:8, 9);

в) мы должны признать, что Бог настолько велик, что наше поклонение будет Ему угодно лишь в том случае, если мы будем совершать его так, как установил Он Сам (Ис. 55:8, 9; Рим. 11:33, 34);

г) Богу можно поклонятся правильно, а можно и неправильно (Ин. 4:23, 24): Бог есть дух, и тот, кто поклоняется Ему, должен поклонятся в духе и истине, то есть духовно и истинно;

д) Новый Завет открывает нам единственно верный образ истинного и достойного поклонения Бога. Это Господь Иисус Христос, образ Бога невидимого (Кол. 1:15). Таким образом, христианское поклонение сосредоточено вокруг Сына Божьего, потому что в Нем слава Божья проявилась сильнее всего (2 Кор. 4:4; Ин. 1:14, 18).

5. Бог хочет, чтобы мы прославляли Его с любовью и поклонялись в послушании Ему:

a) прославление Бога бессмысленно, если оно не исходит из уст человека, а только лишь слетает с его уст (Ис. 1:11-17; Ам. 4:4, 5; 5:18-27; Мтф. 15:8, 9);

б) угодное Богу поклонение - ответ на милосердие Божье (Рим. 12:1): мы любим Его потому, что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4:19);

в) поклонение проявляется в послушании Слову Божьему, а не в почитании изображений Господа (Втор. 4:15-19);

г) истинное поклонение подразумевает желание повиноваться Господу (Иис. Н. 5:14, 15; Ис. 6);

д) обращаясь, мы поворачиваемся от идолов к поклонению и служению истинному, живому Богу (1 Фес. 1:6-9).

III. БЛАГОГОВЕНИЕ

Исход 20:7: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно".

Вопрос: чему учит третья заповедь?

Ответ: третья заповедь учит нас избегать неправильного употребления Имени Божьего, относиться к Имени Бога с глубоким уважением и поставить перед собой цель почитать и благоговеть перед Ним.

1. Особое употребление слова "имя" в Библии:

a) имена имеют значение, в том числе и Имя Бога (Исх. 3:13-15);

б) Имя Божье раскрывает Его характер (Исх. 33:19), Его сущность и Его дела (Исх. 34:5, 6);

в) таким образом, Имя Божье связано с чертами Его характера. Мы находим в Псалмах множество примеров тому:

правосудие (Пс. 88:14);

верность (Пс.97:3);

спасение (Пс. 95:2);

святость (Пс. 98:3, 4);

благость (Пс. 99:4, 5);

милость (Пс. 108:21);

истина (Пс. 137:2);

слава (Пс. 148:13);

г) прилагательное "святой" чаще всего применяется к Имени Божьему (Пс. 32:21; 102:1; 105:47; 110:9; 144:21);

д) определение "Господь" (Господин) так хорошо подходит к Богу, что о нем можно говорить как об имени (Прит. 18:11; Ис. 30:27).

2. Неверное использование Имени Бога:

a) лжесвидетельство. Лжесвидетельство - это ложная клятва именем Бога (Лев. 19:12; Числ. 30:2; Втор. 6:13; Пс. 15:4; Зах. 5:4);

б) если человек дает обет или клянется Именем Божьим, а потом не исполняет обещанного и не придает большого значения клятве, то тем самым он бесчестит Имя Бога (Иер. 34:16), он клянется, не собираясь сдержать свое слово (Втор. 5:11);

в) клятвы в суде или при вступлении в должность давать можно, но нельзя их не исполнять (Лев. 19:12; сравни Рим. 9:1; 2 Кор. 1:23);

г) опрометчивые и ненужные клятвы. Если во время разговора человек клянется Именем Бога просто для подкрепления своих слов, то он поступает неправильно (2 Цар. 9:12);

д) клясться небесами все равно, что клясться престолом Божьим, а клясться землей то же, что клясться подножием ног Его (Мтф. 5:34, 35; сравни Мтф. 23:21, 22);

е) к примеру, Иефай необдуманно поклялся Господу - его клятва не соответствовала характеру Бога (Суд. 11:31);

ж) богохульство. Богохульствовать - непочтительно отзываться о величии Божьем, проклинать Имя Бога (сравни Лев. 24:11);

з) человек богохульствует, когда не повинуется Богу, упоминая при этом Его Имя и сомневаясь в Его качествах (4 Цар. 19:4, 10, 22).

и) ненужное и непочтительное употребление имени Бога во время обычного разговора (Мтф. 7:21-23).

к) например, Сарра, обвиняя Авраама в сношениях с Агарью, хотя виновата была и сама, упомянула Имя Божье, чтобы придать своим словам вес (Быт. 16:5);

л) религиозное поклонение, но нечестивая жизнь (Мал. 2:13-16);

м) если мы исполняем религиозные обряды, но не повинуемся Богу, то наше поклонение - пустые слова и напрасное упоминание Имени Божьего (Ис. 29:13);

н) Имя Божье бесчестится, если человек называет себя верным Богу, но поведение его не соответствует такому званию (Прит. 30:9);

о) например, Авессалом выразил желание поклониться Господу, но поклонялся он с политическими целями (2 Цар. 15:7, 8, 12) - он использовал Имя Божье недостойно.

3. Пути почитания и благоговения перед Именем Божьим:

a) хвала и благодарение. Мы чтим Имя Бога, если прославляем Его за чудо Его милости, которое Он совершил для нас (Иоил. 2:26), за истину о Его совершенной благости (Пс. 53:8);

б) размышление и изучение. Мы почитаем Господа, когда мы размышляем об Имени Его, задумываемся обо всем, что Он явил нам о Себе (Мтф. 3:16);

в) любовь. Мы выражаем благоговение перед Богом в любви к Его Имени (Пс. 5:12), в заботе о Его интересах (Пс. 68:10; Ин. 2:17);

г) почтение. Наше благоговение перед Именем Божьим проявляется, когда мы вспоминаем о Его святости, с почтением говорим о Нем и призываем друг друга служить и поклоняться Богу в страхе и трепете (Пс. 88:7; Евр. 12:28, 29);

д) послушание. Мы проявляем уважение к Имени Божьему, если наша жизнь соответствует характеру Бога, который раскрывает Его Имя (Мих. 4:5);

е) молитва. Мы чтим Имя Бога, если взываем к Нему в своих молитвах, просим Его о помощи, потому что Имя Божье, его неизменность, дает нам уверенность в том, что Он слышит наши молитвы и отвечает на них (Пс. 97:6);

ж) уверенность. Мы благоговеем перед Богом, если при всех показываем свою уверенность в Господе, посвящаем себя Ему и терпеливо ожидаем ответа (Пс. 51:10);

з) благовестие. Мы чтим Бога, если признаем, что Бог - единый Всевышний и что весь мир должен узнать о Его делах для спасения (Ис. 12:4);

и) правдивость. Мы чтим Имя Бога и благоговеем перед Ним, если поступаем по истине во всех жизненных ситуациях, так как основная цель третьей заповеди -предостеречь нас от упоминания Имени Господа ради подтверждения лжи (Исх. 20:7). Бог есть истина (Ин. 1:14; 14:6), и Он призывает нас говорить истину (Еф. 4:25; 5:9; 6:14).

IV. ОТДЫХ

Исход 20:8-11: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дала; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний, освятил Его.

Вопрос: чему учит четвертая заповедь?

Ответ: четвертая заповедь учит нас выделять один день из семи для почитания нашего Господа, Творца и Искупителя, а также для восстановления сил ума, души и тела.

Четвертая заповедь призывает нас после недельного труда отложить материальные заботы и обратиться к Богу, заглянуть в свою душу, чтобы духовные размышления заняли наши мысли, и чтобы эти размышления влияли на нашу жизнь.

1. Почему раньше этим особым днем была суббота, а теперь воскресенье:

a) суть заповеди в том, что должно быть шесть дней труда и один день отдыха, а не в том, в какой день отдыхать, а в какие работать (Исх. 20:9, 10);

б) первые христиане вскоре осознали, что ветхозаветная суббота является частью обрядового закона, который Христос исполнил, и поэтому дети Божьи уже не связаны им (Рим. 14:5-6; Кол. 2:16, 17);

в) в принципе, всякий день есть день Господний и равно подходит для поклонения (Деян. 2:46);

г) но все-таки, чтобы этот день имел смысл, надо, чтобы все люди выделяли один и тот же день (Деян. 20:7; обратите внимание на 1 Кор. 11:17-20, где подчеркивается, что верующие собираются вместе в церковь);

д) вскоре вошло в обычай вместе собираться в воскресенье, в честь воскресения Господа из мертвых "в первый день недели" (Ин. 20:1);

е) Господь Иисус явился ученикам в первое пасхальное воскресенье, а затем и в следующее воскресенье;

ж) в Библии говорится о христианах, которые собирались в "первый день недели" (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2). Скорее всего этим первым днем было воскресение, которое и стало особым днем, когда собирались христиане;

з) переход от одного дня к другому не только свидетельствует о воскресении Господа, но и подчеркивает различие между христианским воскресеньем и иудейской субботой. Иудейская суббота наступала после шести дней труда и говорила о грядущем отдыхе. Христианское воскресенье стоит в начале недели и символизирует тот "отдых", который Иисус Христос завоевал для тех, кто доверяет Ему.

2. Для чего установлен особый день:

во-первых, для прославления Бога:

a) это Его особый день (Иез. 20:16, 21, 24);

б) слава Божья в Самом Боге: выделяя особый день (субботу), мы уподобляемся Господу - отдыхаем и работаем в те дни, когда Он отдыхал и работал. Нам необходимо делать это, потому что Он сотворил нас по Своему образу и подобию (Быт. 1:26, 27);

в) особый день - это хорошая возможность вспомнить дела нашего Творца и Искупителя и поразмыслить о них. Размышление о Его делах рождает желание благодарить и прославлять Его (Исх. 23:25);

г) правильное отношение к этому особому дню означает, что мы почитаем Бога и признаем Его право распоряжаться нашим временем и служением (Исх. 23:25);

во-вторых, ради блага человека:

д) Бог благословил седьмой день, то есть Он установил его, чтобы благословить человека (Быт. 2:3);

е) суббота нужна для человека, а не человек для субботы (Мр. 2:27). Иными словами, этот день установлен ради отдыха тела, разума и души человека, ради хорошего физического состояния. Отдых после шести дней работы необходим для восстановления физических и душевных сил человека. Это установление касается не только иудеев, но и всех людей. Точно так, как человеку нужно отдыхать в течение дня, ему нужно отдыхать и после трудовой недели;

в-третьих, это знак обетования:

ж) этот день - напоминание о вечном завете между Богом и Его народом (Исх. 31:13, 17; Иез. 20:12);

з) этот день помогает людям всегда помнить об особых взаимоотношениях с Господом, Который отделил их Себе в удел (Исх. 31:13).

3. Наши обязанности относительно особого дня, или воскресения:

a) помнить:

1) слово "помнить" (Исх. 20:8) означает отметить что-то, чтобы потом узнать. В нашем разуме должна отпечататься значимость этого дня, чтобы мы могли словами и делами выделять этот день среди других;

2) помнить об особом дне, значит получать радость от него (Ис. 58:13, 14);

3) помнить об особом дне, значит считать его соблюдение честью для себя (Ис. 58:13);

б) святить (Исх. 20:8):

1) слово "святить" означает отделять;

2) Бог призывает нас выделить один день из семи, помнить о нем и относится к нему не как к остальным дням;

3) мы проявляем свою преданность Господу, если святим этот особый день, проводя его надлежащим образом;

в) отложить ежедневную работу (Исх. 20:9, 10):

1) труд занимает важное место в Божьем плане человеческой жизни (Быт. 2:15), но человек нуждается в отдыхе после труда (Исх. 23:12);

2) поэтому Бог повелевает нам отдыхать (Исх. 31:15): "Не делай в оный (день) никакого дела" (Исх. 20:10);

3) мы должны отложить в сторону ежедневные заботы (Неем. 13:15-18);

4) еврейское слово shabbath, которое мы переводим как "суббота" означает прекращение, перерыв или отдых;

г) нам следует давать отдых и остальным (Исх. 20:10);

1) мы должны постараться сделать все, чтобы и другие могли насладиться отдыхом;

2) мы несем определенную ответственность за других и должны давать им возможность отдохнуть: "Не делай в оный (день) никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих";

д) вспоминать великие дела Божьи в творении и искуплении:

1) мы должны вспоминать о том дне, когда Бог почил после Своего великого труда творения (Исх. 20:11): Сам Бог трудился в течение шести дней и почил в седьмой (Быт. 1:31; 2:1-3);

2) мы должны вспоминать искупление Божье. В субботу иудеи вспоминали, что они были рабами в земле египетской и что Бог вывел их народ из Египта рукой крепкою и мышцею высокою, потому Господь и повелел им соблюдать субботу (Втор. 5:15);

3) день Господний напоминает христианам о величайшем освобождении - драгоценная кровь Иисуса Христа искупила их от никчемности, пустоты и безумия их прежней жизни без Бога. Они поверили, что Христос воскрес из мертвых в первый день недели для их оправдания (2 Пет. 1:18, 19; Рим. 4:25);

4) поэтому особое внимание христианского поклонения должно уделяться воскресшему Господу (Откр. 1:10);

5) мы радуемся в Господе, и в этом нам помогает суббота, особый день, когда мы можем отдать себя полностью Господу (Ис. 58:13, 14);

е) творить добрые дела:

1) закон позволяет творить добрые дела в субботу (Мтф. 12:12);

2) в субботу творить добрые дела необходимо (Лк. 13:10-17, обратите внимание на слово "надлежало" в ст. 16);

3) мы должны искать возможность сделать добро другим (например, Мр. 2:1-5; Лк. 13:10-17; 14:1-6; Ин. 9). Мы можем посещать больницы, пожилых людей, а также открывать двери своего дома для одиноких и престарелых;

4) день Господний не может служить причиной отказа от своих обязанностей по отношению к ближним (Мр. 3:1-6);

ж) вспоминать установления Божьи:

1) не человек, но Бог избрал один день из семи: Бог освятил его (Быт. 2:3);

2) "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний, освятил его" (Исх. 20:11).

4. Блага, которые мы приобретаем, соблюдая принцип субботы:

(Наш современный век насыщен сложными технологическими процессами, поэтому люди работают посменно. Часто им приходится работать и в "субботу", то есть в воскресенье. Поэтому мы и ввели термин "принцип субботы". Если работу необходимо выполнить в воскресенье, то как работодатель, так и рабочий должны все же соблюдать "принцип субботы". Иными словами, им следует перенести выходной на другой день, день для отдыха от повседневного труда.)

a) благословения Божьи:

1) мы обретем радость в Господе (Ис. 58:14);

2) Бог пошлет нам успех в наших делах (Ис. 58:14);

3) мы обретем все обещанные нам благословения (Ис. 58:14);

б) отдых и обновление сил:

1) отдыхая, мы и все кто с нами связан, включая животных, возобновляем свои силы (Исх. 23:12);

2) по Божьему обетованию надеющийся на Господа обновляет свои силы (Ис. 40:32);

в) исполнение этой заповеди помогает преодолеть склонность работать только для себя, забывая о Боге (Ам. 8:5):

1) мы сознательно откладываем в сторону все свои дела и заботы, чтобы почтить Господа (Ис. 58:13);

2) хотя бы один день откладывая в сторону стремление "приобрести", мы символически показываем, что алчность не является смыслом жизни (Кол. 3:5-8);

3) в священный день мы вспоминаем о том, что этот мир - это не все, и что в первую очередь мы должны стремиться к другому миру, к Царству Божьему (Мтф. 6:33; Кол. 3:1, 2);

4) на некоторое время мы сознательно оставляем будничную работы, чтобы благополучие нашей души и духовные заботы исполнили наши мысли и тем самым более глубоко проникли в нашу жизнь (Пс. 72:17; 76:13; 2 Кор. 4:18; Евр. 10:10, 13-16);

г) правильное упражнение души в поклонении Богу:

1) мы радуемся в Господе (Ис. 58:13, 14), поэтому священный день - день радости;

2) для нас один день в дворах Господних лучше тысячи (Пс. 83:11);

3) мы призваны к духовному и нам дана возможность развивать свою духовную жизнь (Пс. 26:4, 8; 2 Пет. 3:18);

д) укрепление семейного положения и обязанностей:

1) Бог повелевает и призывает всех членов семьи отдыхать вместе (Исх. 20:10);

2) этот день проводят дома - оставаясь "каждый у себя" (Исх. 16:29);

е) польза и поддержка, которую человек получает от христианского общения:

1) мы вступаем в общение с народом Божьим и вместе с другими верующими прославляем Бога (Пс. 54:15; 121:1; 133:7);

2) мы извлекаем пользу из изучения Слова Божьего (Лк. 4:31; 6:6; Деян. 13:13, 14, 15, 44; Деян. 17:2; 18:4);

3) собираясь вместе, мы поощряем друг друга к любви и добрым делам (Евр. 10:24);

ж) хорошее напоминание о том вечном покое, который Бог приготовил всем верующим:

1) Бог почил в седьмой день. Это прообраз покоя, который Бог приготовил Своему народу (Евр. 4:4, 9);

2) Господь Иисус Христос умер и воскрес ради нас, а затем вступил в Свою обитель, сейчас Он отдыхает. Придет день, когда мы разделим с Ним вечный небесный покой (Ин. 14:2, 3).

V. УВАЖЕНИЕ К ВЛАСТЯМ И ПОСЛУШАНИЕ ИМ

Исход 20:12: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни жизни твоей на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".

Вопрос: чему учит пятая заповедь?

Ответ: принцип пятой заповеди - уважать и почитать тех, кто имеет законное право на почет и уважение. Пятая заповедь указывает на обязанность детей почитать своих родителей, как на частное проявление этого принципа, потому что от этого зависит благосостояние всего народа.

1. Значение слова "почитать":

a) слово kabed в еврейском языке используется в значении "почитать", но его основное значение - "быть тяжелым". От этого слова произошли все остальные слова, которые означают "делать тяжелым" и "уважать человека". Таким образом, почитать родителей, относиться к ним с уважением, значит признавать, что они заслуживают "тяжести" уважения;

б) в Новом Завете еврейскому слову kabed соответствует греческое слово timaо, которое означает "оценивать", а в переносном смысле - "почитать";

в) таким образом, почитать родителей, значит понять, что они достойны уважения и уважать их;

г) почитание родителей - это отражение почитания Бога, нашего Небесного Отца (Мал. 1:6);

д) почитание родителей - это часть освящения (Лев. 19:2, 3).

2. Обязанности детей по отношению к родителям:

a) дети должны уважать своих родителей (Лев. 19:3);

б) дети не должны пренебрегать их мнением и насмехаться над ними (Прит. 30:17), проклинать их (Исх. 21:17; Прит. 20:20), бить (Исх. 21:15) или злословить (Мтф. 15:4);

в) дети должны сознательно почитать родителей, хорошо о них отзываться, уважать их мнение и вежливо разговаривать с ними (сравни Быт. 47:7, 11, 12; 1 Цар. 2:19, 20);

проявление подлинной любви:

г) в Библии часто говорится о любви детей к родителям. Это самая первая и вполне естественная любовь (Мтф. 10:37);

д) угодная Богу любовь должна быть искренней и неподдельной (Рим. 12:9);

е) дети не должны стыдиться проявления своих чувств к родителям (Быт. 46:29);

повиновение родителям:

ж) нужно слушаться обоих родителей (Втор. 21:18) и повиноваться им во всем (Еф. 6:1; Кол. 3:20);

з) поэтому почитание отца и матери прямо противоположно упрямству и сопротивлению родителям (Втор. 21:18);

и) мы чтим отца и мать, если признаем и исполняем их требования (1 Цар. 2:20) и не отвергаем их наставления и указания (Прит. 1:8; 15:5);

покорность наказанию:

к) истинная покорность родителям - умение уважать отца и мать за наказание (Евр. 12:9);

л) сын или дочь должны принимать заслуженное наказание как честь, а не как оскорбление (Прит. 3:11-12; Евр. 12:5-8);

преданность интересам родителей:

м) дети подвергают себя опасности, если легкомысленно относятся к собственности своих родителей. Человек, который своим пренебрежительным отношением к имуществу родителей фактически обкрадывает отца и мать, но при этом не видит в этом ничего плохого, ничем не лучше грабителя (Прит. 28:24);

н) почитать родителей, значит радовать их, живя мудро. Мы поступаем благоразумно, если таким образом стараемся радовать отца и мать (Прит. 23:24, 25);

ответная любовь, забота и попечение о родителях:

a) мы почитаем родителей, если заботимся о них и об их нуждах. Мы благодарим их за все, что они для нас сделали, и в свою очередь заботимся о них, оказывая не только финансовую, но и другую необходимую помощь (1 Тим. 5:4);

б) нет такой причины (даже религиозной), которая могла бы послужить оправданием для отказа детей от своих обязанностей перед родителями (обратите внимание на извинения, которые находили фарисеи, в Мтф. 13:1-6; Мр. 7:1-13).

3. Дети не всегда обязаны повиноваться своим родителям:

a) послушание и подчинение - это заповедь Бога, на исполнение которой накладывается условие: она должна исполняться "в Господе" (Еф. 6:1), то есть родители имеют право требовать послушания детей только в том, в чем Господь дал им власть;

б) если кто-либо, включая родителей, требует противного закону либо воле Божьей, то мы должны повиноваться Богу более, нежели человеку (Деян. 5:29);

в) более того, придет день, когда дети перестанут зависеть от родителей. Для большинства из них это наступит в момент вступления в брак (Мтф. 19:5, 6; Мр. 10:7, 8);

г) до брака мужчина и женщина тесно связаны со своими родителями. Эта связь налагает на них определенные обязанности, которые снимаются при вступлении в брак, когда у них появляются новые обязательства перед женой или мужем (Еф. 5:31);

д) новые обязанности супругов в браке по отношению друг ко другу и к детям приводят к тому, что отношения с родителями и прежние обязанности меняются, а уважение и чувство ответственности остаются (Еф. 5:21-33);

е) если родители хотят, чтобы дети были больше преданы им, чем Господу, то они поступают против закона: самая сильная человеческая любовь кажется ненавистью в сравнении с той великой любовью, с которой мы должны относиться к Господу (Лк. 14:26);

ж) тем не менее проявление верности Иисусу Христу не должно лишать нас искреннего желания исполнить свой христианский долг перед родителями (Мр. 7:13);

з) мы можем быть полностью уверены, что наша преданность Господу не причинит вреда тем, кого мы любим, хотя в какой-то момент поверить в это трудно (смотрите: Авраам и Исаак в Быт. 22).

4. Родители несут ответственность за послушание детей:

a) родители должны понимать, какая на них лежит ответственность, так как они первые и самые главные учителя своих детей (Прит. 4:1-4);

б) родители обязаны хорошо управлять своим домом, прививать детям уважение к себе и учить их послушанию (1 Тим. 3:4);

в) родители должны видеть, за что гордиться своими детьми, чтобы не ставить перед детьми неверных целей (Прит. 23:22-25);

г) дети - дар Божий (Быт. 4:11; 25:21; Руф. 4:12, 13; 1 Цар. 1:5, 6, 11). Бог посылает родителям детей на определенное время, и родители поступят правильно, если отдадут своих детей Господу на все дни их жизни (1 Цар. 1:11, 27, 28);

д) дети даны родителям, чтобы те могли их воспитать и подготовить к жизненному пути (Прит. 22:6). О них следует заботиться как о хрупких растениях, которые в будущем принесут плоды (Пс. 128:3);

е) Бог хочет, чтобы родители воспитали потомство, которое чтит Господа (Мал. 2:15);

ж) родители во всех своих словах и действиях должны руководствоваться желанием принести духовную пользу. В Новом Завете это называется "учением и наставлением Господним" (Еф. 6:4);

з) родители должны справедливо относиться к детям, особенно тогда, когда наказывают их, потому что, во-первых, глупость привязывается к сердцу ребенка, и чтобы ее удалить потребуются не только слова (Прит. 22:15), а во-вторых, характер человека как растение, которое лучше растет, если его правильно подрезают (Прит. 15:32-33; 5:11, 12; Евр. 12:11) с ранних дней (Прит. 13:24б; 22:6; 29:15);

и) все наказания должны исходить из любви к ребенку (Прит. 13:24). Любовь обязывает родителей сдерживать детей, если они поступают неправильно (1 Цар. 3:13);

к) слова родителей к детям должны быть правильными и справедливыми. С ранних лет детей нужно наставлять в законе Божьем (Еф. 6:4; Иис. Н. 8:35) с любовью, но настойчиво (Прит. 1:8; 3:21; 4:8, 9, 12);

л) родители должны с нежностью относится к детям, так, чтобы дети охотно принимали от них наставления (Прит. 4:1-4);

м) родители не должны неразумными требованиями делать заповедь "Почитай отца твоего и мать твою" невыполнимой для детей (Кол. 3:21), они не должны раздражать своих детей (Еф. 6:4), оказывая предпочтение одному из них (Быт. 25:29) или не проявляя заботы ни к кому (2 Цар. 14:13, 28);

н) в воспитании ребенка важна не столько материальная обеспеченность, сколько пример, который ему показывают родители (Прит. 20:7): дети наследуют от родителей или зло, или добро в зависимости от их богобоязненности (Пс. 25:12, 13; Ос. 4:6);

о) родители должны быть примером для подражания в преданности Господу. Нельзя позволить, чтобы дети стали важнее, чем следование за Господом Иисусом Христом (Мр. 10:29; Лк. 18:29; Мтф. 19:29);

п) отец и мать подают своим детям пример послушания в общении со своими родителями (Лк. 6:31).

5. Примеры повиновения данной заповеди:

a) поведение Иосифа - замечательный пример повиновения заповеди (Быт. 45:3): проявления заботы об отце (Быт. 45:9-13), любви к нему (Быт. 46:28-34), сыновней гордости за него (Быт. 47:7, 27-31) и послушание ему (Быт. 50:1-14);

б) наш Господь Иисус Христос показал совершенный пример соблюдения этой заповеди, будучи на земле покорным и послушным родителям (Лк. 2:51) и проявляя заботу и участие к овдовевшей матери (Ин. 19:26, 27).

6. Примеры неповиновения данной заповеди:

a) печальный пример неповиновения пятой заповеди - сыновья Илия, Офни и Финеес, которые не прислушивались к словам своего отца (1 Цар. 2:25) и не обращали внимания на заповеди Господа, что закончилось очень печально (1 Цар. 2:12; 4:11, 17);

б) еще один пример неповиновения - способ, с помощью которого иудеи уклонялись от обязанности поддерживать нуждавшихся родителей, лицемерно объявляя свое имущество принадлежащим храму (Мр. 7:1-13; Мтф. 15:1-6).

7. Первостепенная важность принципа пятой заповеди:

a) эта заповедь есть выражение общего христианского принципа: оказывать уважение и почет тем, кому они принадлежат по праву (Рим. 13:7; сравни Мр. 12:17);

б) родители - первые, кто обладает властью, первые, кого мы учимся уважать. Как мы научимся повиноваться родителям, так мы и будем повиноваться всем остальным людям, потому что всех их мы должны почитать (1 Пет. 2:17). К примеру, мы встаем перед седым человеком (Лев. 19:32), почитаем вдов и им подобных, помогая им деньгами и всячески заботясь о них (1 Тим. 5:3);

в) пример послушания, которому мы учимся в ранние годы нашей жизни, неизбежно влияет на наше повиновение в различных областях жизни: то ли это подчинение учителям, то ли подчинение руководству или работодателю. Тех, кто оказывает должное уважение и покорность родителям, не затруднит почитать и гражданские власти (1 Пет. 2:18). Со всяким уважением такие люди будут относиться к своим земным работодателям и начальникам (1 Пет. 2:18). Другими словами, в семье зарождается благополучие народа или нации.

VI. УВАЖЕНИЕ К ЖИЗНИ

Исход 20:13: "Не убивай".

Вопрос: чему учит нас шестая заповедь?

Ответ: шестая заповедь осуждает умышленное убийство - сознательное, злонамеренное и противозаконное лишение жизни. Жизнь человеческая есть дар Божий, и заповедь учит нас святости этой жизни. Нельзя угрожать человеческой жизни ни делом, ни словом.

1. Жизнь - дар Божий, она священна:

a) дыхание человека - исключительное право Божье (Быт. 2:7; Исх. 42:5; Дан. 5:23);

б) жизнь человека священна (Быт. 9:7), настолько священна, что даже к жизни убийцы нельзя относиться небрежно (Быт. 4:15);

в) жизнь человека священна, так как человек был создан по образу и подобию Божьему (Быт. 1:27; 9:6);

г) жизнь человека - самое драгоценное, чем он обладает (Мтф. 16:26; Мр. 8:37: Ин. 15:13; сравни Деян. 27:18, 19, 22);

д) Господь Иисус Христос искупил людей, и это еще больше подчеркивает святость человеческой жизни (Ин. 10:10, 28; Рим. 5:21).

2. Убийство нарушает заповедь Божью:

a) это грех перед очами Господа и пренебрежение шестой заповедью Бога (2 Цар. 12:9);

б) оно сильнее, чем любой другой грех противоречит заповеди "Люби ближнего твоего как самого себя" (Рим. 13:9);

в) убийство низводит на нет ценность жизни человека (Деян. 17:26);

г) Бог ненавидит убийства (Прит. 6:16, 17);

д) невозможно скрыть убийство от Бога (Ис. 26:21; Иер. 2:34). Голос убитого взывает к Богу с просьбой отомстить (Быт. 4:10).

3. Заповедь запрещает человеку поддаваться чувствам, которые могут привести к убийству:

a) с первого взгляда может показаться, что шестая заповедь говорит сугубо об убийстве как о физическом акте (Исх. 20:13). Но Господь Иисус открыл более глубокое значение этой заповеди: запрещается всякий грех, который может повлечь за собой убийство (Мтф. 5:21-26). Наиболее очевидные примеры такого греха - злоба, ярость и ненависть;

Злоба

a) злоба подобна огню, который может разгореться и причинить огромный ущерб (Пс. 123:3);

б) злоба - дело плоти (Гал. 5:20);

в) злобу можно безрассудно затаить по глупости и поддерживать в себе (Ам. 1:11; Еккл. 7:9);

г) гнев и обида могут зародить дух убийства (Мтф. 5:22) и привести к убийству (Быт. 49:6);

д) существует разница между гневом и злым умыслом. Обуздываемый гнев иногда допустим (Еф. 4:26, 27), но злой умысел - убийство в уме - всегда грех (1 Ин. 3:15);

Ненависть

a) ненависть то же самое, что и тьма, хождение во тьме (1 Ин. 2:9);

б) ненависть искажает наше видение (1 Ин. 2:11);

в) убийство - это плод ненависти (1 Ин. 3:15);

г) вначале убийство зарождается в сердце, а потом претворяется в действие: например, Каин и Авель (Быт. 4:5, 8), Савл (позже названный Павлом), который только и мечтал убить учеников Господних (Деян. 9:1) и который до своего обращения был человекоубийцей (Деян. 9:1, 4, 5; 22:4, 7; 26:10).

4. Есть важные исключения, которые не являются нарушением этой заповеди, хотя человека и лишают жизни:

гражданские власти и высшая мера наказания:

a) справедливое наказание за преступление, назначенное судом, не является убийством, потому что Бог поставил власти, чтобы нести меч и наказывать делающего злое (Рим. 13:1-7; 1 Пет. 2:13-17);

б) Библия никогда не отрицала, что некоторые преступления заслуживают смерть (Быт. 9:6; Деян. 25:11);

в) по закону Моисея смертное наказание присуждалось за определенные провинности (Исх. 2:12, 14, 23, 25; Лев. 24:17; Числ. 35:25; Втор. 19:11-13). Скорее всего, установленная высшая мера наказания за убийство осталась неизменной (Быт. 9:5, 6);

Война

г) в Библии ясно говорится о законности оборонительной войны. Лишение жизни во время войны не является умышленным убийством (Суд 5:25; 1 Цар. 15:2, 3);

д) когда люди спрашивали у Бога с помощью урима и туммима или через пророков, нужно ли вести какую-то войну, Он отвечал им (Суд. 20:27; 1 Цар. 14:37; 23:2, 4; 3 Цар. 22:6);

е) так как суду дана власть над жизнью и смертью граждан, то он имеет право объявить войну, если эта война оборонительная (Рим. 13:1-7; 1 Пет. 12-17);

Непредумышленное убийство

ж) если человек лишен жизни в результате несчастного случая, то это не умышленное, не наказуемое убийство (Втор. 19:5);

з) для тех, кто обвинялся в непредумышленном убийстве, были построены города - убежища, чтобы они могли быть судимы по справедливости (Числ. 35:9-28);

и) если человек убивает другого, защищая свою жизнь, то это непредумышленное убийство (Исх. 22:2).

5. Шестую заповедь можно применить во многих областях жизни:

a) любить ближнего - значит защищать и охранять его жизнь (Лк. 10:25-37);

б) убийству противоположна жертвенная любовь (1 Ин. 3:11-18), такая любовь должна быть нормой христианской жизни (Фил. 2:5-8; 1 Пет. 2:21-25);

в) чтобы не нарушить шестую заповедь, мы должны беречь свое сердце от злых намерений (Прит. 4:23; Мтф. 5:21-26);

г) нельзя, чтобы солнце заходило, когда мы гневаемся (Еф. 4:26), когда в нашем сердце живет злоба и ненависть;

д) Бог заботится о взаимоотношениях людей между собой (1 Ин. 4:21; 5:1);

е) отношение человека, которое побуждает его к убийству, принадлежит старой, греховной природе. Христиане должны помнить об этом. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою, да будут удалены (Еф. 4:31; Кол. 3:5; сравни 1 Пет. 2:1).

VII. СВЯЩЕННЫЕ УЗЫ БРАКА

Исход 20:14: "Не прелюбодействуй".

Вопрос: чему учит седьмая заповедь?

Ответ: седьмая заповедь учит святости брака, она запрещает всякую нечистоту в мыслях, словах и поведении.

1. Брак установлен Богом:

a) брак - это божественное установление (Быт. 2:24);

б) брак был основан еще до возникновения гражданского общества, и следовательно, он не просто гражданское установление, но закон творения (Быт. 2:18-24);

в) брак естественен для человеческой природы, потому что его установил Господь: Он сотворил мужчину и женщину и повелел им вступить в брак, который является обязательным условием для продолжения человеческого рода (Быт. 1:27, 28; 2:18-24);

г) это значит, что одна из целей, которую Бог ставил перед браком, - деторождение (Быт. 1:28; Пс. 126:3, 5);

д) дети должны воспитываться в семье (Прит. 5:16, 17). Бог хочет, чтобы результатом брачного союза было благочестивое потомство (Мал. 2:15);

е) еще одно столь же важное назначение брака - взаимная помощь и поддержка, которые муж и жена оказывают друг другу (Быт. 2:20-22);

ж) ради благополучия человечества брак между близкими челнами семьи запрещен (Лев. 18:6а; 20:11-21; Втор. 22:30; 27:20-23);

з) брак приносит пользу, но вместе с тем желание вступить в брачные отношения не должно стать для человека единственным стремлением в жизни (1 Кор. 7:11; Исх. 20:7);

и) брак приносит новые заботы. Вступив в брак, человек уже не может столько же времени как раньше отдавать на служение Богу (1 Кор. 7:32-34);

к) заботясь о распространении Царства Божьего на земле, некоторые люди отказываются от радостей, которые приносит брак (Мтф. 19:11, 12; 1 Кор. 7:7);

л) брак существует только в земной жизни, ибо воскресшие не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божьи на небесах (Мтф. 22:30; Мр. 12:25; Лк. 20:35).

2. Правильное поведение в браке:

a) супруги должны угождать друг другу (1 Кор. 7:32-34);

б) интимные взаимоотношения супругов должны строиться не на похоти, а на уважении, святости (1 Фес. 4:4, 5) и признании супружеских прав друг друга (1 Кор. 7:3);

в) отношения в браке подобны отношениям между Христом и Его Церковью: обязанность супруга - заботиться, лелеять и любить жену, а жене следует любить, почитать и повиноваться мужу (Еф. 5:21-30);

г) секрет счастливого брака состоит вот в чем: супруги не должны настаивать на своих правах, а должны любить друг друга, помогать один другому, не требуя ничего взамен (Еф. 5:22, 25);

д) супруги должны понимать, что они одно, что в этом состоит таинство брака. Иными словами, они должны знать, что обидеть другого значит обидеть самого себя (Еф. 5:28-33);

е) супругам следует находить утешение и радость друг в друге, крепко держаться вместе; муж и жена являются колодезем друг для друга, только они могут из него пить (Прит. 5:15, 18, 19).

3. Святость брака:

a) в браке два человека становятся одной плотью (Мтф. 19:5, 6; Мр. 10:7, 8);

б) человек вступает в брак на всю жизнь, потому что так повелел Господь (Мтф. 19:9: Мр. 10:11, 12: Лк. 16:18; 1 Кор. 7:10, 11, 39);

в) брак - это соглашение мужчины и женщины жить вместе, как муж и жена, до самой смерти (Быт. 2:23, 24; Рим. 7:2, 3). Об этом соглашении свидетельствует Бог (Мал. 2:14);

г) брак - это самые сокровенные и самые святые отношения, которые только возможны между людьми. Любые другие отношения между ними должны иметь второстепенное значение (Быт. 2:24; Еф. 5:31);

д) наступает момент, когда повзрослевшие дети обретают независимость от родителей и вступают в супружеское единство, которое намного глубже отношений между ребенком и родителями (Мтф. 19:5, 6; Мр. 10:7, 8);

е) брачный договор заключается раз и навсегда, он не может быть разорван по желанию одного из супругов (Мтф. 5:31, 32; 19:3-9; Мр. 10:2-12; Лк. 16:18);

ж) супружеский союз может закончиться только после смерти одного из супругов (Мтф. 19:6; Мр. 10:6);

з) брак у всех да будет честен и ложе непорочно. Иными словами, интимные отношения мужа и жены должны храниться в святости (Евр. 13:4);

и) брак стал символом общения Бога и Его народа. Этот факт подчеркивает святость супружества (Ис. 62:5; сравни Ос. 2:14-23);

к) образ брака используется для описания единства Господа Иисуса Христа и Его Церкви (Еф. 5:22-23; Откр. 19:7, 9; 21:9);

л) даже ученики нашего Господа Иисуса Христа удивлялись высоким требованиям Его учения о браке (Мтф. 19:10).

4. Прелюбодеяние:

a) прелюбодействовать - значит грешить против Бога и людей (Быт. 20:6), потому что это нарушение Закона Божьего (Исх. 20:14);

б) нарушение седьмой заповеди всегда сопровождается обманом ближнего (1 Фес. 4:6);

в) супружеская неверность нарушает заповедь "люби ближнего своего как самого себя" (Рим. 13:9);

г) прелюбодеяние совершается тогда, когда вожделение, появившееся в сердце, превращается в действие (Мтф. 5:28, 29);

д) прелюбодеяние разделяет тех, кого Бог соединил вместе (Мтф. 19:6; Мр. 10:9);

е) если мужчина по собственному желанию разводится с женой и женится на другой, то он прелюбодействует (Мтф. 19:0; Мр. 10:11, 12); в равной мере и женщина, если при живом муже выйдет замуж за другого, то прелюбодействует (Рим. 7:3);

ж) если один из супругов прелюбодействовал, то он нарушил таинство брака, и в этом случае позволяется расторгнуть брак (Мтф. 19:9);

з) если на этом основании муж отказывается от жены и женится на другой, то он не согрешает. То же относится и к жене, если она пострадала (Мтф. 15:9; Мр. 10:11, 12);

и) прелюбодеяние указывает на отсутствие страха Божьего (Мал. 3:5);

к) не уважать святость брака значит навлекать на себя осуждение Божье (Евр. 13:4). Его приговор неминуемо осуществится (1 Кор. 6:9, 10);

л) Развод противоречит тем целям, ради которых Бог установил брак (Мр. 10:1-12; сравни Быт. 12:17-20). Греховная сущность развода напоминает людям о том, насколько серьезно вступление в брак (Мтф. 19:10).

5. Следствия из седьмой заповеди, которые касаются духовной чистоты человека:

a) заповедь Божья запрещает всякую нечистоту в мыслях, словах и поведении (Мтф. 5:27-30; Еф. 5:4);

б) иными словами, заповедь касается не только нашего сердца, разума и воображения, но тела и поведения (Мтф. 5:28);

в) если мы обращаем нездоровое внимание на противоположный пол, смотрим с вожделением, то прелюбодействуем в своем сердце (Мтф. 5:27-28);

г) поэтому мы должны внимательно наблюдать за своим сердцем, потому что из него исходят источники жизни (Прит. 4:23; Мтф. 15:19; Мр. 7:21);

д) Бог хочет, чтобы мы освящались, то есть воздерживались от развратного поведения (1 Фес. 4:3);

е) нам следует учиться контролировать свою плоть, хранить себя в чистоте, с уважением относиться к своему телу и никогда не считать его орудием самоудовлетворения (1 Фес. 4:4, 5);

ж) Бог призывает нас не к нечистоте, а к святости. Относиться к этому призыву легкомысленно - значит быть непокорным не человеку, а Богу (1 Фес. 4:8);

з) христиане должны хранить целомудрие, потому что тело их - храм Божий (1 Кор. 6:15, 19).

VIII. УВАЖЕНИЕ К ИМУЩЕСТВУ

Исход 20:15: "Не кради".

Вопрос: чему учит восьмая заповедь?

Ответ: восьмая заповедь учит нас относиться с уважением к имуществу других и запрещает воровство. Следовательно, эта заповедь касается частной собственности и учит нас уважать право человека распоряжаться своим имуществом, приобретенным законным путем.

1. Право на частную собственность:

a) земля принадлежит Господу (Пс. 24:1; 50:10-12), и хотя человеку дарована возможность пользоваться богатствами мира, право человека распоряжаться дано ему на время (Быт. 1:28, 30);

б) Бог создал человека так, что человек хочет обладать правом собственности и нуждается в нем. Поэтому право на собственность - это воля Божья (Исх. 20:15);

в) во времена Ветхого Завета каждый человек владел участком земли, который считался наследием от Господа. Нарушение границы, определявшей это наследство, рассматривалось как преступление против самого Господа (Втор. 19:14);

г) пророки с нетерпением ожидали грядущих дней вселенского мира, где частная собственность будет одним из величайших благословений (Мих. 4:3, 4);

д) нужно с уважением относиться к частной собственности (Втор. 23:25). Очень часто в Писании мы можем прочитать о праве каждого человека на частную собственность (1 Цар. 21:1-16);

е) хотя во времена ранней церкви у христиан было все общее, это не отрицает права на частную собственность (Деян. 5:4);

ж) таким образом, восьмая заповедь запрещает все притязания на имущество другого (Исх. 20:15).

2. Примеры различных видов воровства:

a) если мы одалживаем и не возвращаем долг, то мы крадем (Пс. 26:31);

б) если человек может, но не хочет отдать долг - он вор (4 Цар. 4:7);

в) если при продаже мера длины и веса намеренно изменены - это считается воровством (Ам. 8:5; Мих. 6:10, 11);

г) проявить нечестность при покупке или продаже, значит украсть (Лев. 25:14);

д) неправильно использовать имущество и время работодателя, значит воровать у него (Тит. 2:10);

е) нерадиво относиться, тратить имущество других, значит красть у них (Лк. 16:1);

ж) если, найдя потерянное, мы не ищем его владельца, мы воруем (Лев. 6:4);

з) если мы наживаемся на незнании или нужде наших ближних, мы крадем у них (Прит. 11:26);

и) давать низкую заработную плату или задерживать ее, значит обкрадывать (Лев 19:13: Мал. 3:5; Иак. 5:4);

к) безразличное отношение детей к имуществу родителей также можно рассматривать как воровство (Прит. 28:24);

л) если повзрослевшие дети не помогают своим нуждающимся родителям, они обкрадывают своих родителей (Прит. 28:24; Мр. 7:11; 1 Тим. 5:4, 8).

3. Важность порядочного и честного отношения к имуществу других:

a) никто не должен искать своей выгоды, но каждый пользы другого (1 Кор. 10:24);

б) как служащие, мы должны проявлять верность интересам работодателя (Тит. 2:10);

в) мы должны честно выполнять свою работу (Еф. 4:22);

г) чтобы быть верным во многом, нужно быть верным в малом (Лк. 16:10)

д) нам не следует подталкивать на обман людей, которым что-либо доверено (Пс. 49:18; Прит. 29:24);

е) мы должны справедливо относится к собственности других людей (Втор. 16:20);

ж) вор нарушает заповедь "люби ближнего твоего как самого себя" (Рим. 13:9);

з) эгоизм лежит в корне любого воровства (Еф. 4:28);

и) Бог ненавидит воровство (Иер. 7:9,10) и наказывает за него (Зах. 5:3,4).

4. Богатство само по себе не есть зло, но приобретать его можно только честным и законным способом:

a) восьмая заповедь учит нас приобретать богатство законным способом (Исх. 20:15);

б) имущество само по себе не есть зло, но как и все материальные блага, оно может представлять опасность для нашего духовного благосостояния (Втор. 6:10-12; Лк. 12:15);

в) чем легче нам достается богатство, тем скорее мы можем его потерять (Прит. 13:11), чем тяжелее оно нам достается, тем дольше, по всей вероятности, мы будем им владеть (Прит. 13:11);

г) самый честный и законный способ достижения материального благополучия - работа (Еф. 4:28);

д) работая, мы обязаны помнить не только о себе, но замечать материальные нужды ближних и оказывать посильную помощь (Ис. 58:10; Еф. 4:28; 1 Ин. 3:17). При этом мы должны понимать, что все, чем мы обладаем, дано нам от Бога;

е) восьмая заповедь требует от нас возвратить все, что мы получили нечестным путем или отобрали у других (Лев. 6:4; Лк. 19:8; Еф. 4:28).

IX. ПРАВДИВОСТЬ

Исход 20:16: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Вопрос: чему учит девятая заповедь?

Ответ: девятая заповедь запрещает нам говорить неправду, и особенно лжесвидетельствовать, она указывает на необходимость быть правдивым в своих словах.

1. Девятая заповедь учит нас правдивости:

a) в своих словах мы должны быть особенно правдивыми (Еф. 4:25; Кол. 3:9);

б) нам дан дар речи, и если мы используем этот дар неправильно, то грешим. Писание придает этому важное значение (Например, Пс. 119:1-3; сравни Пс. 5:10; 11:2-4; 35:1-4; 51:1-4; 63:1-4);

в) чаще всего мы грешим в своей речи (Еккл. 5:1, 2; Ис. 6:5);

г) кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, он может обуздать и все тело (Иак. 3:2);

д) язык в устах человека может обманывать (Мих. 6:12), иногда он наполнен ядом (Рим. 3:13). Язык может стать страшным наказанием (Иов. 5:21);

е) языком можно произносить ложь (Рим. 3:13), выражать злобу (Дан. 3:8) и приносить зло (Пс. 35:4);

ж) язык обладает ужасной силой, которую можно сравнить с силой яда или огня (Иак. 3:1-12);

з) так как язык может натворить много и добра и зла, Библия учит нас внимательно следить за своей речью (Лев. 19:16).

2. Также как и остальные заповеди, девятая заповедь отражает характер Божий:

a) Господь явил Себя нам Богом истинным (2 Пар. 15:3; Иер. 10:10; Ин. 12:3; 1 Фес. 1:9; сравни 1 Ин. 15:20);

б) Господь Иисус Христос есть истина (Ин. 14:16): всякий кто от истины, слушает Его голос (Ин. 18:37);

в) Дух Святой есть дух истины (1 Ин. 5:6; Ин. 15:26): Он наставляет тех, в ком пребывает, на всякую истину (Ин. 13:16);

г) Бог есть Бог истины, и всякая истина исходит от Него (Ин. 17:3; Ин. 5:20);

д) Бог не может лгать (Тит. 1:2; Евр. 6:18; сравни Рим. 3:4); лгать значит противоречить самому себе, а Бог от Себя отречься не может (2 Тим. 2:13);

е) все пути Божьи истинны, Бог совершенен и поэтому не может противоречить Самому Себе (Пс. 110:7, 8; сравни Втор. 32:4; Ис. 35:1);

ж) Бог хочет, чтобы истина была в нашем сердце (Пс. 56);

з) если мы решаем не поступать по истине, то Бог выступает против нас (Ос. 4:1, 2).

3. Девятая заповедь запрещает лжесвидетельствовать:

a) девятая заповедь дает пример самой подлой лжи: человек клянется в суде и не говорит правду или сознательно искажает истину, подвергая опасности репутацию и даже жизнь другого человека (Исх. 20:6);

б) данная заповедь запрещает произносить ложь или провоцировать других представить истину в ложном свете (Исх. 23:1);

в) человек лжесвидетельствует, если произносит заведомо ложь ради своих или чьих-нибудь интересов (Ис. 5:23);

г) таким образом, заповедь запрещает ложно обвинять или принимать участие в том, что может повредить невиновному (Исх. 23:7);

д) заповедь запрещает взяточничество, так как взятка мешает справедливому отношению, вредит тому, на чьей стороне правда (Исх. 23:6-8);

е) человек, произносящий ложное свидетельство против своего ближнего, всегда причиняет ему вред (Прит. 25:18);

ж) лжесвидетельствуя, мы можем подвергнуть опасности жизнь человека (3 Цар. 21:13; Пс. 34:11);

з) также как и другие грехи, лжесвидетельство исходит из грешного, испорченного сердца человека (Мтф. 15:19);

и) лжесвидетельство указывает на отсутствие страха Божьего (Мал. 3:5);

к) Бог ненавидит ложные клятвы (Зах. 8:17), Он не оставит лжесвидетеля без наказания (Прит. 19:5).

4. Девятая заповедь запрещает всякую неправду и ложь:

a) например, клеветать, значит произносить ложное свидетельство на человека, чтобы опозорить его или навредить ему. Поэтому клеветать - значит вредить и бороться с человеком при помощи языка (Иер. 18:18);

б) мы не должны клеветать или слушать клевету на других, потому что клевета наносит вред и порочит доброе имя (Кол. 3:5);

в) зачастую клевета вызвана ненавистью (Пс. 40:7; 108:3);

г) клевета исходит из грешного сердца человека (Лк. 6:45). Бог ненавидит ее (Прит. 6:16, 19);

д) обман (Пс. 119:2; Рим. 3:13), ложь (Еф. 4:12) и лесть (Пс. 5:10; 77:36) также запрещены;

е) согласно девятой заповеди неверное осуждение и неправильная критика могут привести ко греху. Девятая заповедь запрещает всякое поспешное и безосновательное осуждение человека. Обычно мы осуждаем кого-то из-за своего собственного невежества (Мтф. 7:13); все мы можем совершить этот грех, потому что очень любим критиковать (Мр. 9:38-41; Лк. 9:49, 50);

ж) Сплетни - все та же клевета (Лев. 13:16; Прит. 17:9; Рим. 1:30; 2 Кор. 12:20; 1 Тим. 5:13);

з) Всякое уклонение от правды приводит к раздорам (Прит. 26:20), разлучает друзей (Прит. 16:28; 17:9) и может привести к пагубным последствиям (Прит. 11:9);

и) тот кто любит ложь и постоянно говорит неправду, не может войти в Царство Небесное (1 Кор. 6:10; Откр. 22:15);

к) ложь свойственна дьяволу (Ин. 8:44). Ложь (Деян. 5:3) и клевета (Откр. 12:10) отождествляются с сатаной;

л) мы дадим ответ за каждое праздно сказанное нами слово (Мтф. 12:36, 37);

м) поэтому христианин должен избегать лжи и неправды (Еф. 4:25, 31; 1 Пет. 2:1; 3:10; сравни Пс. 33:14).

5. Девятая заповедь говорит о том, что наши слова должны быть правдивыми:

a) цель заповеди - способствовать сохранению правдивости между людьми: люди должны говорить друг другу правду (Зах. 8:16; Еф. 4:29);

б) Господь Иисус Христос является для нас примером во всем. Он показал на Своем примере, что наши слова должны быть правдивыми: "Не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22);

в) мы должны быть верными истине (1 Тим. 1:19);

г) человек должен говорить правду, которая живет в его сердце (Пс. 14:2);

д) мы должны говорить то, что имеем в виду, следить за тем, чтобы наша речь была ясна и понятна (Мтф. 5:37; Иак. 5:12);

е) можно надеяться, что истинные слова будут сопровождаться силой Божьей (2 Кор. 6:7);

ж) Бог есть истина, поэтому и мы должны быть правдивыми (1 Пет. 1:15, 16; сравни Ин. 12:7). Наша правдивость зависит от того, насколько близко мы общаемся с Богом (1 Ин. 1:5-10).

X. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Исход 20:17: "Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего".

Вопрос: чему учит десятая заповедь?

Ответ: десятая заповедь запрещает человеку неправильно относиться к имуществу и положению других людей. Она запрещает неподконтрольные желания и зависть. Заповедь учит нас довольствоваться тем, что дал нам Бог, и желать того, что Он хочет нам дать, того, что не причинит никому вреда.

1. Определение зависти:

a) как и другие грехи, зависть исходит из сердца (Мр. 7:21-23);

б) она касается наших желаний, а наши желания исходят из нашего сердца (Пс. 36:4; Рим. 1:24);

в) желания может проявлять и наше тело, и наш разум. Они владеют нашей жизнью до тех пор, пока мы не рождены свыше (Рим. 6:12; Еф. 2:3). Мы искушаемся, увлекаясь и обольщаясь собственными желаниями (Иак. 1:14, 15);

г) по своей сути зависть - эгоистическое желание (Прит. 21:26; Лк. 12:1), которое показывает, что мы не довольны тем, что уже имеем (Евр. 13:5);

д) обычно желание в сердце и разуме появляется тогда, когда мы что-то видим и на что-то обращаем свое внимание (Быт. 3:6; Иис. Н. 7:21; Прит. 27:20);

е) затем зависть поселяется в наших мыслях (Лк. 12:17). Обычно она принимает вид тайных мыслей о том, чем обладают другие (Мих. 2:1, 2);

ж) зависть возникает потому, что мы любим мир и все что в нем, и, как следствие, не любим Бога (1 Ин. 2:15);

з) Божий закон открывает нам истинное значение зависти и корыстолюбия (Рим. 7:7).

2. К чему стремится завистливый, корыстолюбивый человек:

a) сама заповедь говорит о том, к чему стремится корыстолюбивый - он желает получить, например, дом ближнего, его жену, его работников, его имущество (Исх. 20:17). Существует множество других объектов для проявления зависти (Лк. 12:15; Рим. 7:8);

б) зависть может возникать из-за всего, что есть в мире (1 Ин. 2:16);

в) завистливый человек может стремиться к материальному, например, к одежде (Иис. Н. 7:20, 21; Деян. 20:33) или имуществу (3 Цар. 21:2);

г) завистливый человек может желать иметь много денег (Деян. 20:33; 1 Тим. 3:3; 6:9). Хороший пример таких людей - Гиезий (4 Цар. 5:20:24), Иуда (Мтф. 26:14, 15; Ин. 12:6) или Анания и Сапфира (Деян. 5:1-10);

д) объектом для любостяжания могут стать физические, интимные отношения (Еф. 4:19; 5:3, 5, 6) - зависть может привести к прелюбодеянию (Мтф. 5:28);

е) корыстолюбивый может стремиться к высокому положению в обществе, к престижу (1 Ин. 2:16 - "гордость житейская") и к власти (Деян. 8:18, 19).

3. Некоторые ловушки, которые расставляет зависть:

a) зависть приводит к обману, так как словами человек пытается прикрыть желания сердца (Иез. 33:31; 1 Фес. 2:5);

б) зависть делает нас рабами внутренних страстей и желаний (Тит. 3:3; 2 Пет. 2:19);

в) зависть ослепляет нас, и мы не видим, что душа важнее пищи, а тело - одежды (Лк. 12:23);

г) корыстолюбие делает нас эгоистами, мы думаем только о себе (Лк. 12:19, 21);

д) зависть заставляет нас прятать свое имущество, когда мы можем использовать его для блага других (Мтф. 6:19);

е) зависть заставляет нас копить на будущее, которого может и не быть (Лк. 12:20). Мы забываем о том, что в конце всем нужно будет дать отчет перед Богом (Лк. 12:30);

ж) зависть уменьшает преобразующую силу и благотворное влияние Слова Божьего (Мр. 4:19);

з) она заставляет нас отложить в сторону и в конце концов отказаться от всех моральных ценностей (2 Тим. 3:2);

и) наше корыстолюбие доставляет множество проблем нашим ближним (Иис. Н. 7:20, 21), особенно членам нашей семьи (Прит. 15:27);

к) зависть всегда ведет к противоречиям и конфликтам в отношениях с людьми (Иак. 4:1, 2), потому что из-за зависти в нашей жизни появляется злоба и ненависть (Тит. 3:3);

л) зависть и жадность не приносят истинного удовлетворения (Еккл. 5:10; Авв. 2:5), а только страдания и несчастья (1 Тим. 6:10), и в конечном счете, нищету (Прит. 28:22).

4. Греховная сущность зависти:

a) завидовать, значит не повиноваться десятой заповеди (Исх. 20:17);

б) это идолопоклонство, потому что жадный поклоняется не тому богу (Еф. 5:5). Иногда желание само по себе законно, но оно разрастается до таких размеров, что занимает в нашей душе место, которое может принадлежать только Богу (Кол. 3:5);

в) за многими разногласиями и спорами, портящими отношения между людьми, стоит зависть (Лк. 12:13, 14; Иак. 4:1);

г) все заповеди заключаются в одной: "люби ближнего твоего как самого себя", а зависть нарушает эту великую заповедь (Рим. 13:9);

д) из-за корыстолюбия мы часто нарушаем и другие заповеди Божьи: например, из-за любостяжания мы перестаем чтить своих родителей и забиться о них (Мр. 7:11), зависть ведет к намеренному убийству (Прит. 1:18, 19; Иер. 22:17; Иез. 22:12, 27), прелюбодеянию (2 Цар. 11:2), воровству (Иис. Н. 7:21), обману (4 Цар. 5:22-25) и ложному обвинению (Деян. 16:119-21).

5. Заповедь учит нас довольствоваться тем, что дал нам Бог. Такое отношение к миру противоположно зависти:

a) стремление честно зарабатывать на жизнь противостоит зависти (Деян. 20:33, 34);

б) сознание того, что наш Небесный Отец знает, в чем мы нуждаемся и посылает нам все необходимое, помогает нам понимать, насколько неуместны жалобы в сравнении с тем, что у нас есть (Мтф. 6:31, 32; Рим. 8:28);

в) удовлетворенность христианина основана на вере в обещания Господа нашего Иисуса Христа и в Его присутствие (Евр. 13:5). Мы верим в то, что Он посылает нам все, в чем мы нуждаемся (Пс. 15:5);

г) наша удовлетворенность не должна зависеть от того, что нам дают другие или от того, к чему мы стремимся. Нам следует довольствоваться тем, что Бог неизменно посылает нам тем или иным способом (Фил. 4:10-13);

д) большинству из нас нелегко довольствоваться тем, что есть, но мы можем этому научиться (Фил. 4:11), потому что Господь Иисус укрепляет нас в нашей жизни (Фил. 4:13);

е) следующие примеру Господа Иисуса Христа помнят Его слово и действуют по нему: "блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20:35).

6. Желание обладать чем-то может быть оправдано:

a) люди великой веры, жившие в разные времена, стремились к лучшему, к небесному, поэтому и Бог не стыдится их (Евр. 11:16);

б) если Бог наделил человека необходимыми возможностями, то этот человек имеет право стремиться к духовному руководству. Также оправдано искреннее желание благополучия народу Божьему и стремление прославлять Иисуса Христа (1 Тим. 3:1; 1 Пет. 5:2-4);

в) если мы желаем другим самого лучшего, то поступаем правильно (2 Кор. 11:2; сравни 1 Пет. 5:2-4);

г) христиане должны стремиться к лучшим дарам, а более всего к любви (1 Кор. 12:31; 13:1) - такое желание не причинит никому вреда, но принесет только благо!